Проблемы конкурентоспособности страны на мировых рынках
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 28.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы конкурентоспособности страны на мировых рынках 4
1.1 Конкурентоспособность как главный фактор, определяющий внешнеторговые позиции страны на мировых рынках 4
1.2. Основные факторы развития конкурентоспособности 5
2. Анализ конкурентоспособности страны на мировых рынках на примере России 9
2.1 Анализ тенденций современных внешнеторговых отношений стран в мире 9
2.2 Оценка проблем конкурентоспособности России 15
3. Направление решения проблем конкурентоспособности России на мировых рынках 22
3.1 Перспективные направления развития внешнеторговой деятельности России 22
3.2 Предложения по решению проблем 26
Заключение 30
Список литературы 32
Пути реализации мероприятия 1: Развитие инфраструктуры поддержки экспортного предпринимательства:Изменение формата проведения конкурсных мероприятий по отбору регионов для предоставления экспортных субсидий.В текущих условиях необходимо, чтобы региональные власти могли рассчитывать на более длительные сроки планирования. В данной связи целесообразным представляется утверждение мероприятий программы на срок 3 года и проведение конкурсных мероприятий в начале календарного года, с тем чтобы в первом – начале второго квартала средства уже поступали в распоряжение региональных властей. Перевод перечня мероприятий на трехлетний горизонт планирования позволит получать от регионов обратную связь, подкрепленную реальными фактами и цифрами и учитывать их потребности при внесении изменений в перечень мероприятий.Включение действующих и создаваемых многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в систему информационной и консультационной поддержки субъектов экспортного предпринимательстваНеобходима реализации на базе координации РЭЦ и МФЦ следующих мероприятий:предоставление консультационной и информационной поддержки по общим вопросам предпринимательской деятельности и реализации Программы поддержки, в том числе: предоставление консультаций по вопросам создания предприятия;проверка консультантами МФЦ предпринимателей на соответствие критериям отбора в программу,предоставление консультаций по формам и видам мероприятий поддержки экспорта, которые реализуются в регионе,содействие в определении оптимальных форм и мероприятий поддержки для конкретного предприятия;ведение разъяснительной работы по организации процесса отбора в рамках конкурсных процедур;содействие в подготовке документов для участия в мероприятиях Программы поддержкиэкспорта; предоставление консультаций по вопросам финансирования предприятия, управления персоналом, организации производства, организации систем продаж и маркетинга; взаимодействие и обмен информацией с региональными органами и организациями инфраструктуры поддержки по вопросам обеспечения всех вышеприведенных мероприятий;получение и первичная обработка обратной связи от предпринимателей и населения (предложений, комментариев, пожеланий) и проведение опросов по вопросам реализации Программы поддержки и организации работы МФЦ;. В настоящий момент в рамках программы поддержки экспорта, реализуемой Минэкономразвития России достаточно слабо представлены механизмы, прямым образом направленные на увеличение объемов инвестиций экспортеров в основные средства вовлеченные в производство высокотехнологичной экспортной продукции. Доля субъектов экспортной деятельности в общем объеме инвестиций в основные средства в России составляет менее 16% (по итогам 2016 года). Увеличение объемов инвестиций в основные средства будет способствовать росту устойчивости субъектов экспортной деятельности, увеличению занятости и технической оснащенности в секторе. В данной связи целесообразной представляется проработка вопроса создания дополнительных механизмов поддержки для инвестиционных проектов субъектов экспортной деятельности (далее, в перечне предложений на среднесрочную перспективу, приведены основные потенциально возможные механизмы работы по данному направлению). Так же необходима разработка механизмов софинансирования затрат предпринимателей на развития ОПФ.Необходима поддержка бизнес-ангелов как инструмент развития рынка венчурного финансирования экспортных предприятий.Мероприятие 2: Оптимизация позиционирования политики поддержки экспортного предпринимательства.Пути реализации мероприятия 2: Позиционирование политики поддержки экспортного предпринимательства:Разработка и внедрение в практику отчетности субъектов Российской Федерации и отчетности по программе в целом системы дополнительных КПЭ, определенных в терминах полезности поддержки для экспорто-ориентированых предприятий и для общественного благосостояния. Разработка и внедрение дополнительных КПЭ в части результативности деятельности ведомств и государственных органов влести России по повышению благоприятности условий деятельности для экспортных предприятий (меры институционального характера). Частичное перемещение фокуса в структуре распределения средств программы с невозвратной поддержки на иные формы поддержки, в том числе на «оборачиваемую» поддержку экспорта. Повышение оперативности публичного предоставления информации об объемах и результатах поддержки экспорта. Ориентированность используемых форм подачи информации на удобство для пользователей: диверсифицированные формы представления информации (таблицы, графики -диаграммы, инфографика, интерактивные карты). Организация площадок для регулярного обсуждения регуляторных инициатив и актуальных проблем развития экспортныхпредприятий с представителями предпринимательского, экспертного и научного сообщества. Формирование на базе площадок пулов экспертов по различным аспектам развития экспортного предпринимательства с целью оперативной экспертизы, обратной связи и координации регуляторных решений. Разработка и актуализация на регулярной основе методических рекомендаций для составления и повышения степени актуальности образовательных программ по тематике экспортной предпринимательской деятельности для высших и специальных учебных заведений, включающих в себя информацию о государственной политике в сфере поддержки и развития экспорта; Внедрение проактивного подхода в сфере информирования о программе в сети Интернет, в том числе активное присутствие в социальных сетях.Для реализации потенциальных возможностей, прежде всего, нужно сформулировать комплексный стратегический подход к государственному регулированию внешней торговли. ЗаключениеВ современных условиях внешняя торговля является важным фактором разбития экономиках многих стран. Современные подходы к внешнеторговой политики и развития конкурентоспособности страны на мировом рынке базируется на поиске компромиссов между двумя крайними позициями:1) Внешнеторговая политика - полюс «протекционизм» - направлена на агрессивную защиту национального рынка от конкуренции с зарубежной экспортной продукцией, при помощи активного применимы тарифных и нетарифных инструментов внешнеторговой политики. Внешнеторговая политика государственного протекционизма нацелена исключительно на развитие национального производства, для замещения импорта и активного промышленного экспорта.2) Внешнеторговая политика - полюс «свободная торговля» -использует принцип минимальности государственного регулирования баланса внешней торговли. Фритредерство предполагает минимизирование тарифных и нетарифных инструментов внешнеторговой политики.Проведенные анализ позволяет констатировать, что Россия является одной из ведущих экономическим мирового хозяйства, на долю которого приходится значительная часть мировой торговли. Однако на протяжении последних нескольких лет внешнеторговые позиции страны несколько ослабли. Россия является лидером по экспорту продукцию «АПК» и «Энергоресурсов». При этом конкурентоспособность России в наукоемком экспорте значительно ниже, хотя в последнее время наметилась положительная тенденция, так: Россия поднялась на пять позиций по сравнению с 2015годом в Глобальном инновационном индексе-2016, заняв 43 место. А анализ структуры географической направленность экспорта позволил констатировать, что Россия обладает конкурными преимуществами, в основном, в отношении стран ближнего зарубежья. В основе развития национальной конкурентоспособностидолжны лежать следующие четыре основных направлений в рамках общего развития национальной экономики России:сохранения и повышения экономического суверенитета национальной экономики путем сбалансированного развития экспорта, программно- целевого управления решением приоритетных задач внешней торговли; обеспечения баланса интересов государства и бизнеса, заинтересованных в экономической эффективности и социальной ориентации работы внешнеторгового комплекса; максимального использования имеющихся конкурентных геополитических и экономических преимуществ страны; применения маркетинговых технологий в государственном регулировании внешнеторговой деятельности;корректировки системы государственного стимулирования и поддержки российского экспорта.Список литературыАпокин А. Мировая экономика в долгосрочной перспективе: цели и задачи субъектов // Вопросы экономики. - 2012. - N 6. - С.89-109.Архипов А. Многополярность глобальной экономики / А.Архипов, А.Елецкий // Рос. экон. журнал. - 2014. - N 3. - С.42-53.Гапоненко А. Инновации в менеджменте как фактор конкурентоспособности / А.Гапоненко, М.Савельева // Пробл. прогнозирования. - 2014. - N 5. - С.90.Глазьев С. Переход к новой идеологии управления глобальным экономическим развитием // Пробл. теории и практики управл. - 2016. - N 6. - С.9-16.Григорьев Л.М. Текущие тенденции мировой экономики / Л.М.Григорьев, А.В.Голяшев, А.А.Лобанова // Пространственная экономика. - 2015. - N 4. - С.131-147.Дворецкая А.Е. Перспективы платежного баланса в условиях глобальной экономики // ЭКО. - 2015. - N 1. - С.139-158.Джексон Т. Процветание без роста: экономика для планеты с ограниченными ресурсами: пер. с англ. - М.: АСТ-Пресс: Институт мировых идей, 2013. - 289с.Дмитриевская Н.А. Межстрановой анализ критериев уязвимости и устойчивости развития / Н.А.Дмитриевская, Е.В.Грибова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - N 1. - С.34-38.Ершов М.В. Мир в посткризисных условиях - новые проблемы // Деньги и кредит. - 2012. - N 1. - С.48-53.Изменение глобального экономического ландшафта: проблемы и поиск решений / отв. ред. Е.Хесин. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. - 395с.Казун А.Д. Неравные среди равных: почему развивающиеся страны реже выигрывают споры в ВТО? / А.Д.Казун, А.П.Казун // Вопросы экономики. - 2016. - N 7. - С.106-122.Кожевников А. Комплексный индекс для оценки конкурентоспособности / А.Кожевников, Ю.Терехова // Стандарты и качество. - 2014. - N 1. - С.82.Кондратьев В.Б. Отрасли и сектора глобальной экономики: особенности и тенденции развития. - М.: Международные отношения, 2015. - 447с.Куклин А.А. Влияние основных концепций внешнеэкономической политики на потребительский рынок / А.А.Куклин, А.Е.Судакова, А.С.Найденов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 36. - С.18-30.Татаркин А. Уроки зарубежного опыта импортозамещения / А.Татаркин, И.Макарова, Р.Рудаков // Экономист. - 2016. - N 5. - С.14-29.Тарануха Ю. Глобальная конкуренция: истоки и последствия // Экономист. - 2014. - N 11. - С.58-72.Хасбулатов Р.И. Международные финансы. - М.: Юрайт, 2014 Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношения : учебник для бакалавров. - М. : Юрайт, 2012 Юсуф Ш. Экономика развития сквозь десятилетия: критический взгляд на 30 лет подготовки Докладов о мировом развитии: перевод / Ш.Юсуф, А.Дитон, К.Дервиш и др. - М.: Всемирный банк: Весь мир, 2012. - XIV, 224с.World Economic Situation and Prospects, United Nations, New York, 2016. WTO. International Trade Statistics.2016/ www.wto.org , UNCTAD, Handbook of International Trade Statistics, 2015
2) Архипов А. Многополярность глобальной экономики / А.Архипов, А.Елецкий // Рос. экон. журнал. - 2014. - N 3. - С.42-53.
3) Гапоненко А. Инновации в менеджменте как фактор конкурентоспособности / А.Гапоненко, М.Савельева // Пробл. прогнозирования. - 2014. - N 5. - С.90.
4) Глазьев С. Переход к новой идеологии управления глобальным экономическим развитием // Пробл. теории и практики управл. - 2016. - N 6. - С.9-16.
5) Григорьев Л.М. Текущие тенденции мировой экономики / Л.М.Григорьев, А.В.Голяшев, А.А.Лобанова // Пространственная экономика. - 2015. - N 4. - С.131-147.
6) Дворецкая А.Е. Перспективы платежного баланса в условиях глобальной экономики // ЭКО. - 2015. - N 1. - С.139-158.
7) Джексон Т. Процветание без роста: экономика для планеты с ограниченными ресурсами: пер. с англ. - М.: АСТ-Пресс: Институт мировых идей, 2013. - 289с.
8) Дмитриевская Н.А. Межстрановой анализ критериев уязвимости и устойчивости развития / Н.А.Дмитриевская, Е.В.Грибова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - N 1. - С.34-38.
9) Ершов М.В. Мир в посткризисных условиях - новые проблемы // Деньги и кредит. - 2012. - N 1. - С.48-53.
10) Изменение глобального экономического ландшафта: проблемы и поиск решений / отв. ред. Е.Хесин. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. - 395с.
11) Казун А.Д. Неравные среди равных: почему развивающиеся страны реже выигрывают споры в ВТО? / А.Д.Казун, А.П.Казун // Вопросы экономики. - 2016. - N 7. - С.106-122.
12) Кожевников А. Комплексный индекс для оценки конкурентоспособности / А.Кожевников, Ю.Терехова // Стандарты и качество. - 2014. - N 1. - С.82.
13) Кондратьев В.Б. Отрасли и сектора глобальной экономики: особенности и тенденции развития. - М.: Международные отношения, 2015. - 447с.
14) Куклин А.А. Влияние основных концепций внешнеэкономической политики на потребительский рынок / А.А.Куклин, А.Е.Судакова, А.С.Найденов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 36. - С.18-30.
15) Татаркин А. Уроки зарубежного опыта импортозамещения / А.Татаркин, И.Макарова, Р.Рудаков // Экономист. - 2016. - N 5. - С.14-29.
16) Тарануха Ю. Глобальная конкуренция: истоки и последствия // Экономист. - 2014. - N 11. - С.58-72.
17) Хасбулатов Р.И. Международные финансы. - М.: Юрайт, 2014
18) Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношения : учебник для бакалавров. - М. : Юрайт, 2012
19) Юсуф Ш. Экономика развития сквозь десятилетия: критический взгляд на 30 лет подготовки Докладов о мировом развитии: перевод / Ш.Юсуф, А.Дитон, К.Дервиш и др. - М.: Всемирный банк: Весь мир, 2012. - XIV, 224с.
20) World Economic Situation and Prospects, United Nations, New York, 2016. WTO. International Trade Statistics.2016/ www.wto.org , UNCTAD, Handbook of International Trade Statistics, 2015
Вопрос-ответ:
Какие основные факторы влияют на развитие конкурентоспособности страны на мировых рынках?
Основными факторами развития конкурентоспособности страны на мировых рынках являются: качество продукции и услуг, инновационность, эффективность производства, наличие квалифицированной рабочей силы, налоговая политика, доступность финансовых ресурсов, уровень развития инфраструктуры, правовая и политическая стабильность, уровень развития образования и науки, поддержка государства, конкурентные преимущества и др.
Как оценить проблемы конкурентоспособности России на мировых рынках?
Оценка проблем конкурентоспособности России на мировых рынках может быть осуществлена по следующим критериям: доля страны в мировом экспорте и импорте, уровень инновационности и технологического развития, доступность финансовых ресурсов и инвестиций, эффективность производства, квалификация рабочей силы, уровень развития инфраструктуры, уровень коррупции, стабильность политической и налоговой ситуации, индексы конкурентоспособности, рейтинги ведущих экономических агентств и др.
Какие основные проблемы конкурентоспособности России на мировых рынках?
Основные проблемы конкурентоспособности России на мировых рынках включают: недостаточную инновационность экономики, низкое качество продукции и услуг, высокую стоимость производства, сложности с получением кредитов и инвестиций, недостаточную квалификацию рабочей силы, недостаточно развитую инфраструктуру, высокий уровень коррупции, нестабильность политической и налоговой ситуации, ограничения внешнеторговых барьеров, ограниченный доступ к мировым рынкам и др.
Как конкурентоспособность страны влияет на ее позиции на мировых рынках?
Конкурентоспособность страны является основным фактором, определяющим ее внешнеторговые позиции на мировых рынках. Если страна обладает высокой конкурентоспособностью, то ее товары и услуги будут востребованы и пользоваться спросом на международном уровне. Это позволяет стране увеличивать экспорт и получать внешние доходы. Если же конкурентоспособность страны низкая, то ее товары и услуги могут быть менее привлекательными для международного рынка, что может сказаться на ее внешнеторговых позициях и экономическом развитии.
Какие основные факторы развития конкурентоспособности страны?
Основными факторами развития конкурентоспособности страны являются: инновации и научно-техническое развитие, качество производства, доступность и эффективность ресурсов, уровень образования и квалификации трудовых ресурсов, доступность финансирования и инвестиций, эффективность управления и бизнес-климат, инфраструктура и логистика, налоговая и таможенная политика, институциональная поддержка и защита прав собственности. Взаимодействие всех этих факторов способствует повышению конкурентоспособности страны на мировых рынках.
Какие тенденции можно выделить в современных внешнеторговых отношениях стран мира?
В современных внешнеторговых отношениях стран мира можно выделить несколько тенденций. Во-первых, наблюдается рост международной торговли благодаря развитию технологий и снижению торговых барьеров. Во-вторых, происходит изменение структуры товаров и услуг, которые экспортируются и импортируются, с увеличением доли высокотехнологичных и инновационных товаров. В-третьих, растет роль развивающихся стран в мировой торговле. Также наблюдается укрепление региональной интеграции, такой как Европейский союз, НАФТА, Тихоокеанский экономический сотрудничество и другие.
Какие факторы определяют конкурентоспособность страны на мировых рынках?
Основными факторами развития конкурентоспособности страны являются: инновации, научно-технический потенциал, качество продукции, эффективность производства, доступность финансовых и торговых ресурсов, квалифицированный трудовой ресурс, инфраструктура, стабильность политической и экономической ситуации.
Как конкурентоспособность влияет на внешнеторговые позиции страны?
Конкурентоспособность является главным фактором, определяющим внешнеторговые позиции страны на мировых рынках. Если у страны высокая конкурентоспособность, то она сможет успешно конкурировать на мировых рынках, увеличивать экспорт и привлекать иностранные инвестиции. Низкая конкурентоспособность, напротив, может привести к ухудшению внешнеторговых позиций страны.
Какие тенденции современных внешнеторговых отношений можно наблюдать в мире?
Современные внешнеторговые отношения характеризуются ростом международной торговли, увеличением объемов торговли услугами, развитием глобальных цепочек поставок, а также интеграцией стран в региональные и межрегиональные экономические блоки. Также наблюдается увеличение конкуренции между странами за долю на мировых рынках.
Какие проблемы конкурентоспособности можно выделить в отношении России?
В отношении России можно выделить следующие проблемы конкурентоспособности: низкий уровень инноваций и научно-технического развития, слабая эффективность производства, недостаточная доступность финансовых и торговых ресурсов, недостаточно развитая инфраструктура, неразвитость малого и среднего бизнеса, нестабильность политической и экономической ситуации.