Онтогенез и основные творческие новообразования личности
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 30.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВО, ЕГО ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 4
2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ 8
ВЫВОДЫ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Стремление задавать вопросы от природы присуща людям, в особенности детям–это одно из первых вербальных проявлений, призванных постичь мир. Способность спрашивать тесно связана с их любознательностью, стремлением к исследованию и получению знаний. Именно в этом проявляется связь мыслительных процессов, –дивергентного мышления, с другими личностными некогнитивными свойствами, она становится очевидной. Эти взаимодействия обнаруживаются между различными базовыми компонентами творческого мышления, это основное свойство данной системы.Особенно высокую эффективностьпоказывает воздействие на данную систему в сензитивные периоды, – дошкольный и подростковый возраст как раз являются именно таковыми.Многие исследователи описывали особенности личности креативных детей. Г.В. Бурменская и В.М. Слуцкий выделяют перфекционизм таких детей – внутреннюю потребность совершенства, что часто приводит к весьма критическому отношению к собственным достижениям и заниженной самооценке. В.М. Астапова отмечает высокий уровень тревожности, впечатлительности детей с повышенным уровнем креативности. Е.Л. Барышникова обнаружила способность у креативных детей ценить юмор и быть восприимчивыми к нему. Отмечены и такие особенности как, дружба с детьми другого возраста, агрессивность, организаторские способности, эмпатия,альтруизм.В ходе исследований были выявлены особенности эмоциональных состояний креативных детей, – обнаружено, что с ростом уровня креативности повышаются аффективность, дезадаптация, уровень тревожности, страх смерти, и наблюдаются депрессивные тенденции.Таким образом, освещение проблемы креативности позволило сделать следующие выводы,–отсутствуют определенные критерии оценки творческого, но существуют подходы, которые берут за критерий –создание нового продукта, а также – реализация собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта и др.; природа феномена способности к творчеству не имеет единого объяснения, –максимальное выражение интеллектуальных способностей, признание самостоятельной творческой способности, явление особого типа личности;существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности как врожденной, не изменяющейся характеристике, и как поддающейся изменениям, при этом развитие креативности осуществляется разными способами; отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в данной области.ВЫВОДЫТворчество,– это процесс созидания чего-то нового в определенных сферах деятельности.Существуют такие виды творчества, как теоретическо-понятийное, теоретическо-образное, наглядно-образное, и наглядно-действенное. Существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности как врожденной, не изменяющейся характеристике, и как поддающейся изменениям, при этом развитие творческих способностей предполагается достигать разными способами.Исследования показывают важную роль семейных отношений, – были выявлены связи между конфликтными отношениями в семье, и высокой креативностью детей. В тоже время, другие исследования указывают на необходимость гармоничных отношений как почвы для развития творческих способностей ребенка.На основе анализа условий воспитания и наследственности можно сделать вывод: факторы среды в равной мере обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего.Большинство исследователей сходятся в мнении, что креативность возможно развивать, – она поддается развитию в ходе онтогенеза. Первостепенную роль в этом развитии играет грамотное обучение. В ходе исследования процесса творчества и творческого мышления учеными было высказано предположение, по которому в сути данных процессов залегает постановка и решение какой-либо проблемы, т.е. творчество является обусловленным наличием проблемной задачи. Исходя из этого заключения базовой задачей обучения является поддержка исследовательских склонностей у обучающихся при поиске решения поставленной проблемы.Особенно важно поддержание исследовательских склонностейв сензитивные периоды, – дошкольный и подростковый возраст являются именно таковыми.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАверин В.А.Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 192 с.Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства: учеб. пособие / Е.Я. Басин, В.П. Крутоус. – М.: Гардарики, 2007. – 287 с. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 320 с. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 304 с. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– М.: АСТ, прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 816 с.Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006 – 490 с.Сокальский, Э.А. Творческий потенциал юности: психологический апект[Текст] / Э. Сокальский. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2012. – 160с.
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 192 с.
2. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства: учеб. пособие / Е.Я. Басин, В.П. Крутоус. – М.: Гардарики, 2007. – 287 с.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 320 с.
4. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 304 с.
5. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– М.: АСТ, прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 816 с.
6. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006 – 490 с.
7. Сокальский, Э.А. Творческий потенциал юности: психологический апект [Текст] / Э. Сокальский. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2012. – 160с.
Вопрос-ответ:
Что такое творчество?
Творчество - это способность человека творить что-то новое, оригинальное и ценное. Это проявление индивидуальности и креативности в различных сферах жизни, будь то искусство, наука, технологии или деловая деятельность.
Какие виды творчества существуют?
Творчество имеет множество разнообразных видов, включающих литературное искусство, живопись, музыку, танец, театр, кино, архитектуру, дизайн, науку, инновации, изобретения и многое другое. Каждый вид творчества имеет свои особенности и специфику проявления.
Какова роль творческих способностей в онтогенезе личности?
Творческие способности играют важную роль в онтогенезе личности, то есть в ее развитии с момента рождения и до зрелости. Они способствуют формированию индивидуальности, развитию творческого мышления, креативности, самореализации и успеху в различных сферах жизни.
Как можно развивать творческие способности?
Развитие творческих способностей возможно через проведение различных творческих заданий, игр, экспериментов, исследований. Также важно поощрять любознательность и самовыражение, давать возможность для свободного творчества, поддерживать интересы и увлечения ребенка или взрослого.
Какая связь между способностью к задаванию вопросов и творческим мышлением?
Способность задавать вопросы является важной составляющей творческого мышления. Через вопросы мы расширяем свои знания, исследуем и анализируем предметы и явления, находим новые решения и идеи. Способность задавать вопросы помогает нам лучше понять мир и себя, освоить новые навыки и найти собственное творческое призвание.
Что такое творчество?
Творчество - это способность человека к созданию нового и оригинального, проявление индивидуальности и самореализации через различные виды деятельности.
Какие основные виды творчества существуют?
Основные виды творчества включают литературное, художественное, музыкальное, танцевальное, актерское, научное, инженерное, архитектурное творчество и др. Каждый вид творчества имеет свои специфические характеристики и требует определенных навыков и знаний.
Как развиваются творческие способности в онтогенезе?
Творческие способности развиваются в онтогенезе благодаря стимуляции и поддержке со стороны окружающей среды. Ребенок с самого раннего возраста нуждается в возможности экспериментировать, задавать вопросы, исследовать и творчески выражать себя. Развитие творческих способностей также подразумевает обучение и получение опыта в определенной сфере деятельности.
Почему способность задавать вопросы важна для развития творческих способностей?
Способность задавать вопросы является важным аспектом развития творческих способностей, так как она позволяет активно исследовать мир, открывать новые знания и пересматривать существующие представления. Через вопросы человек стремится углубить свое понимание и обрести новые идеи, что является важным шагом в творческом процессе.
Каким образом творчество связано с мыслительными процессами?
Творчество и мыслительные процессы тесно связаны, так как творческий процесс требует гибкого мышления, способности к ассоциативному мышлению, решению проблем, поиску новых идей и альтернативных путей решения. Творчество также способствует развитию критического и аналитического мышления.