Распевание как средство развития вокальных навыков у детей дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 26 + 26 источников
- Добавлена 05.11.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Теоретические основы формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста 7
1.1 Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста 7
1.2 Методические приемы и содержание работы на вокально-хоровых занятиях с детьми дошкольного возраста 12
2 Распевание как составная часть работы хормейстера над развитием певческих навыков 17
2.1 Функции распевания 17
2.2 Методические приемы распевания детей дошкольного возраста 21
Заключение 27
Список использованной литературы 29
При этом большую роль в этом процессе играет распевание – разучивание упражнений дли развития звуковысотного слуха, чистого интонирования, расширения голосового диапазона. Эти упражнения очень важны и по причине того, что детский голос очень неровный, одни дошкольники любят покричать, другие – поют открытым звуком, третьи – наоборот, зажимают челюсть и т. д.Распевание на занятиях должно занимать минимальное время, что требует более ответственного отношения музыкального руководителя к данному виду деятельности. Педагог должен четко осознавать, что формальное исполнение данных упражнений не принесет никакой пользы и может вредно отразиться на детском голосе, способствуя закреплению неправильных навыков пения и напрасно утомляя детей.Работу по распеванию с детьми дошкольного возраста необходимо строить с подбором специальных упражнений, которые, к тоже, должны хорошо запоминаться.Игровое распевание, смысл которого заключается в том, что музыкальный руководитель выбирая сюжет из знакомых сказок или мультфильмов, «строит» диалог между исполнением на высоких нотах (с учетом возрастного диапазона детей) с низкими. Сюжет придумывается в рифмованной форме, нотный текст также придумывается самим руководителем.Данная работа предполагает парный вид деятельности – мальчик-девочка, которые должны петь по-очереди, слушая друг друга. Если возможно, то этот процесс можно сопроводить движениями, жестами, несложными танцами; также демонстрировать детям картинки о осбытиях в воспроизводимой ими истории. Таким образом, распевание превращается в увлекательную игру – дети будут в восторге. Можно использовать персонажи Мальвины и Карабас-барабаса, Кота и Мышки и др.В игу можно превратить и упражнения на шипящие звуки, например упражнение «Ветер шумит в листве», когда дети должны очень аккуратно прошипеть «ш-ш-ш-ш-ш», сначала громче, а затем тише.Упражнения на развитие звуковысотного звука, которые помогают малышам 3-6 лет улучшать интонацию и раздвигать границы доступного диапазона пения. Здесь рекомендуются распевки в стихотворной форме, с использованием иллюстративного ряда, которые нужно пропеть. Данные упражнения – интересный способ увлечь дошкольников и научить слушать свой голос. Распевки сопровождаются игрой на фортепьяно или синтезаторе. Например:Приди, приди, солнышко, под мое окошечко,Лей щедрее, солнышко, лучики в окошечко,Будем греться вволю, как цветики в поле.Детки все играют, в поле чистом тебя ожидают.Такой народный мотив помогает дошколятам учиться слышать высоту разных нот на музыкальном инструменте.Для младшего дошкольного возраста используют, к примеру, такие упражнения:Гуси, гуси, га-га-га!Пить хотите? Да-да-да!Гуси, гуси, вот вода.Га-га-га, га-га-га.Для старшего дошкольного возраста: Снег укрыл все-все пути,Никуда нам не пройти,Эй, лопатки все возьмем,И тропинки разгребем.Логопедические распевки очень полезны для дошкольников, они помогают детям учиться слушать свой голос и управлять им, улучшают произношение отдельных звуков. Каждый год из дошкольного периода детства очень важен для совершенствования речевых навыков ребенка, поэтому подобные упражнения рекомендуют применять уже с трехлетнего возраста. Сначала детям необходимо предлагать упражнения на пения отдельных гласных и слогов, затем переходить к скороговоркам и несложным песням. Например: Шу-шо-шаКак Катюша хороша!Ша-шу-шоВот и пляшет хорошо!Веселые и интересные распевки – залог успеха любого музыкального занятия, они помогают разогреть голос и настроить детей на рабочий лад. Учителя пения должны уметь творчески подходить к выбору материалов для этой части уроков.Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать упражнение по полутонам вверх и вниз, но с учетом диапазона голоса детей данного возраста: до-си первой октавы (Рисунок 1). Для того, чтобы не оставлять отстающих детей без внимания и не лишать их перспективы развития, можно предложить детям петь упражнения в объеме секунды или терции, начиная со звуков нижнего регистра, до-ре первой октавы. Исполняя подобное упражнение – полутон за полутоном вверх – у детей постепенно расширяется диапазон голоса. Причем, многие педагоги опасаются применять данный способ распевания, полагая, что дети будут «надсаживать» голос на звуках нижнего регистра. Но такие опасении будут обоснованы, если дети поют напряженно и крикливо.Рисунок 1 – Упражнение для распевания для детей старшего дошкольного возрастаС целью формирования выразительности пения, а также более полного раскрытия образа, необходимо проводить работу над четкой дикцией – Рисунок 2. В этом упражнении гласные Гласные поются собранно и связно, а согласные должны произноситься четко и ясно. Педагогу необходимо добиваться активности кончика языка при пении слогов «да», «на» и легкого, но также активного смыкания и размыкания губ на слогах «ма», «ба».Рисунок 2 – Упражнение на развитие дикцииРаботе над дикцией могут также помочь и артикуляционные упражнения, которые в начале выполняются в медленном темпе, с удерживанием каждой артикуляционной позы в течение 3-7 секунд. Например: - «Птенчик» - широко открыть рот; - «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты).Полезны и динамические упражнения, служащие для выработки умения быстрого переключения с одной артикуляционной позиции на другую. Например:- «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счета «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;- «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперед трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Веселый и грустный»: улыбка – веселый человечек, губы в положении «Трубочка» – грустный. Музыкальное сопровождение: Д. Кабалевский «Клоуны».Еще один интересный вид распевания с дошкольниками – рисование голосом – это свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. В начале такого вида деятельности, детям предлагается изобразить голосом вьюгу, ветер, полет жука, полет падающей звезды и т. д. С методической точки зрения, это – одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Эта методика способна научить ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. Позже такие задания исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять (Рисунок 3).Рисунок 3 – Распевание «рисование голосом»Можно перечислять до бесконечности примеры упражнений, которые применяются на практике педагогами. Но ясно одно, распевание с детьми дошкольного возраста должно проводиться с ориентацией на возможности детей, систематически и последовательно, с активным привлечением к сотрудничеству воспитателей и родителей. ЗаключениеКак итог утвердим:Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков детей дошкольного возраста. Распевание нельзя воспринимать только как разминку голосовых складок перед исполнением репертуара: это путь к овладению техническими основами вокального искусства. Овладение упражнениями по распеванию необходимо именно в дошкольном возрасте, т. к. здесь закладывается фундамент массового музыкально-певческого образования ребенкаПо программе распевание на занятиях занимает минимальное время, поэтому отношение музыкального руководителя к данному разделу должно быть более ответственным. Формальное распевание не приносит никакой пользы и вредно отражается на детском голосе, так как способствует закреплению неправильных навыков пения и напрасно утомляет внимание детей.3. Задачами распевания детей дошкольного возраста являются:- настройка детей на рабочий лад, привлечение их внимания к занятию;- подготовка певческого и артикуляционного аппарата к пению;- развитие звуковысотного слуха, работа над интонированием и расширением диапазона голоса;- проработка сложных моментов изучаемых песен.4. Процесс распевания предполагает применение следующих упражнений:- на развитие дыхания;- на развитие артикуляции и дикции;- на развитие звукообразования;- на расширение диапазона;- на развитие звуковедения.Причем важно применять данные упражнения в игровой форме, что способствует вызову интереса детей дошкольного возраста, предотвращению утомляемости, легкости в запоминании материала.Таким образом, распевание является одним из главных компонентов музыкальной деятельности ребенка. Обучение детей дошкольного возраста упражнениям – процесс длительный, сложный, требующий большого профессионализма педагога, его терпения и мастерства. Только используя данные качества, а также современные методические наработки в области музыкального дошкольной педагогики можно достичь результата по развитию духовно-нравственных качеств и личности дошкольника в целом.Список использованной литературыАлиев А.Б. Настольная книга учителя-музыканта / А. Б. Алиев. –М. : Просвещение, 2000. – 334с.Антипина А. С. Театрализованная деятельность в детском саду / А. С. Антипина. – М. :Просвещение, 2003. – 136 с.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. – М. : Наука, 1983. – 258с.Блинова Н.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / Н. П. Блинова. – Спб. : Сфера, 2014. – 144с.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение / Л. А. Венгрус. – СПб. : Музыка, 2000. – 378 с.Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности» / Л. А. Венгрус. – СПб. : Музыка, 2000. –245 с.Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 101 с.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского – М.: Просвещение, 1973. – С. 66-97.Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах / С. О. Гладкая // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 14. – М., 1989. – 187 с.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов //Возрастная и педагогическая психология. – М. :Музыка, 2012. – С.69-101.Детский голос / Под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1970. – 336 с.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М.: Просвещение, 1989. – 367 с.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – СПб., «Лань», 2004. – 384 с.Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки / В. В. Емельянов. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991. –165 с.Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т.А. Жданова // Музыкальное воспитание в школе. – М.: Музыка, 1978. – Вып. 13. – 267 с.Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика / В. Л. Живов. – М.: Владос, 2003. – 272 с.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста / А. Н. Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 304с.Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Методическое пособие / Д. Е. Огороднов. – СПб., 1972. – 279 с.Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова. – М.: Просвещение, 1994. – 211 с.Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе / Г. П. Сергеева. – М. : ACADEMIA, 2000. – 280 с.Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя / Г. А. Струве. – М.: Просвещение, 1981. – С. 76-81.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. – М. : «Прометей» МГПУ им. Ленина, 1992. – 196 с.Суханова М. Педагогика как наука и искусство воспитания / М. Суханова. – М.: МГУК, 1997. – 78 с.Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа / В. К. Тевлина // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 15. – М., 1982. – 289 с.Урбанович Г. Певческий голос учителя / Г. Урбанович // Музыкальное воспитание в школе. – Вып.14. – М.,1978. – 276 с.Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой / М. Щетинин. – М. : Сфера, 2000. – 76 с.
1 Алиев А. Б. Настольная книга учителя-музыканта / А. Б. Алиев. –М. : Просвещение, 2000. – 334с.
2 Антипина А. С. Театрализованная деятельность в детском саду / А. С. Антипина. – М. :Просвещение, 2003. – 136 с.
3 Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. – М. : Наука, 1983. – 258с.
4 Блинова Н. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / Н. П. Блинова. – Спб. : Сфера, 2014. – 144с.
5 Венгрус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение / Л. А. Венгрус. – СПб. : Музыка, 2000. – 378 с.
6 Венгрус Л. А. Пение и «фундамент музыкальности» / Л. А. Венгрус. – СПб. : Музыка, 2000. –245 с.
7 Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 101 с.
8 Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского – М. : Просвещение, 1973. – С. 66-97.
9 Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах / С. О. Гладкая // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 14. – М., 1989. – 187 с.
10 Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов //Возрастная и педагогическая психология. – М. :Музыка, 2012. – С.69-101.
11 Детский голос / Под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1970. – 336 с.
12 Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Просвещение, 1989. – 367 с.
13 Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – СПб., «Лань», 2004. – 384 с.
14 Емельянов В. В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки / В. В. Емельянов. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991. –165 с.
15 Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т.А. Жданова // Музыкальное воспитание в школе. – М.: Музыка, 1978. – Вып. 13. – 267 с.
16 Живов В. Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика / В. Л. Живов. – М.: Владос, 2003. – 272 с.
17 Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста / А. Н. Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 304с.
18 Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Методическое пособие / Д. Е. Огороднов. – СПб., 1972. – 279 с.
19 Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова. – М.: Просвещение, 1994. – 211 с.
20 Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе / Г. П. Сергеева. – М. : ACADEMIA, 2000. – 280 с.
21 Струве Г. А. Школьный хор: Кн. для учителя / Г. А. Струве. – М.: Просвещение, 1981. – С. 76-81.
22 Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. – М. : «Прометей» МГПУ им. Ленина, 1992. – 196 с.
23 Суханова М. Педагогика как наука и искусство воспитания / М. Суханова. – М.: МГУК, 1997. – 78 с.
24 Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа / В. К. Тевлина // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 15. – М., 1982. – 289 с.
25 Урбанович Г. Певческий голос учителя / Г. Урбанович // Музыкальное воспитание в школе. – Вып.14. – М.,1978. – 276 с.
26 Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой / М. Щетинин. – М. : Сфера, 2000. – 76 с.
Вопрос-ответ:
Какие возможности предоставляет распевание для развития вокальных навыков у детей дошкольного возраста?
Распевание позволяет детям дошкольного возраста развивать слуховое восприятие, музыкальное слушание, чувство ритма, певческий голос и певческую память. Оно также помогает сформировать у детей основы правильной дыхательной техники, артикуляции и выразительности при исполнении песен.
Какие особенности слуха и голоса у детей дошкольного возраста нужно учитывать при проведении вокально-хоровых занятий?
Дети дошкольного возраста обладают более развитым слухом по сравнению с взрослыми, но имеют ограниченные возможности контроля над своим голосом. Их голос характеризуется высокой гибкостью и свободой, но требует развития и обучения для достижения правильной интонировки и выразительности.
Какие методические приемы можно использовать при работе на вокально-хоровых занятиях с детьми дошкольного возраста?
При работе с детьми дошкольного возраста можно использовать такие методические приемы, как игровой подход, использование движений и пантомимы, использование звукового материала и предметов игры, сопровождающих музыкальное исполнение. Также полезно уделять внимание на развитие правильной дыхательной техники и артикуляции.
Какие функции выполняет распевание в работе хормейстера над развитием певческих навыков?
Распевание выполняет несколько функций в работе хормейстера над развитием певческих навыков. Во-первых, оно позволяет улучшить интонацию и выразительность исполнения песен. Во-вторых, распевание помогает сформировать правильную дыхательную технику и голосовую артикуляцию. Наконец, оно развивает музыкальный слух и певческую память у детей.
Какие методические приемы можно использовать при проведении распева детей дошкольного возраста?
При проведении распева с детьми дошкольного возраста можно использовать такие методические приемы, как повторение мелодических и ритмических фраз, использование игровых элементов, преобразование текста песни, а также использование различных вокальных упражнений для развития дыхания, интонировки и артикуляции.
Какие теоретические основы лежат в основе формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста?
Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста основано на возрастных особенностях слуха и голоса, а также на методических приемах и содержании работы на вокально-хоровых занятиях.
Какие возрастные особенности слуха и голоса у детей дошкольного возраста влияют на формирование певческих навыков?
У детей дошкольного возраста слух и голос находятся в стадии развития. Они еще не обладают полноценным слуховым аппаратом, поэтому им требуется особое внимание и подход со стороны педагога. Голос у детей дошкольного возраста также нуждается в развитии и закреплении основных певческих навыков.
Какими методическими приемами и содержанием можно работать на вокально-хоровых занятиях с детьми дошкольного возраста?
На вокально-хоровых занятиях с детьми дошкольного возраста можно использовать различные методические приемы, такие как игры, упражнения на дихание, голосовые упражнения, пение песен, работа с текстом и т. д. Содержание работы должно быть подобрано таким образом, чтобы развивать певческие навыки детей с учетом их возрастных особенностей.
Какую роль играет распевание в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста?
Распевание является важной составной частью работы хормейстера над развитием певческих навыков у детей дошкольного возраста. Оно помогает закрепить основные певческие умения, улучшить слух и развить голос детей. Распевание выполняет функцию тренировки и совершенствования вокального аппарата.
Какие методические приемы можно использовать при распевании?
При распевании можно использовать различные методические приемы, такие как ритмические упражнения, имитация звуков природы, вокализы, пение мелодий, работа с импровизацией и т. д. Эти приемы помогают развивать гибкость и пластичность голоса, а также улучшают музыкальное слуховое восприятие.