Подготовка персонала образовательных учреждений к действиям в суловиях пож. опасности
Заказать уникальную дипломную работу- 57 57 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 12.11.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Пожары как реальная угроза безопасности образовательного учреждения 5
1.1. Характеристика пожаров: причины, поражающие факторы, влияние на здоровье и жизнь людей, ущерб 5
1.2. Виды пожарной опасности в образовательных учреждениях 10
1.3. Анализ обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях 13
1.4. Выводы 22
Глава 2. Обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях 23
2.1. Подготовка персонала образовательных учреждений к действиям в условиях пожарной опасности 23
2.2. Действия персонала образовательных учреждений в условиях пожарной опасности 29
2.3. Организация проведения практических противопожарных тренировок 37
2.4. Выводы 50
Заключение 52
Список литературы 54
В целях проведения противопожарной тренировки создается имитация пожара, котораядолжна быть максимально наглядной и приближенной к реальной ситуации [11, 22, 23]. Но при этом необходимо учитывать, что категорически запрещеноприменять для имитации средства,которые могут:- нанести ощутимый вред здоровью учащихся и персонала;- вызвать пожар или нанести ущербоборудованию и помещениям.Для имитации очага пожара можно применить на практике такие средства как [22]:- красный флаг высотой до 70 смдля имитации очага пожара;-10-15 красных флажков высотойдо 50 см для имитации зоны пожара;-15-25 синих флажков высотойдо 50 см для имитации зоны задымления;-10-12 желтых флажков высотойдо 50 см для имитации зоны токсичных газов и вредных паров.Участники тренировки должны иметь знаки отличияв виде повязки на правом рукаве: - белая у посредников; - краснаяу руководителятренировки; - желтая у персонала.Перед тренировкой руководителемв обязательном порядке проводится инструктаж, участникам тренировкинапоминается, что привозгорании действия персонала учреждения и членов добровольной пожарной дружины в первую очередь должны быть направлены на обеспечениебезопасности людей[11, 22, 23].Во многом эффективность проведения тренировок зависит от действий назначенных посредников. Посредники, как правило, назначаются из числа педагогического и технического персонала образовательного учреждения, при проведении совместной тренировки - дополнительно привлекаются сотрудники подразделения государственной противопожарной службы. Количество посредников определяется руководителем тренировки. В обязанности руководителя тренировки входит[11, 22, 23]: - ознакомлениепосредников с тактическим замыслом тренировки и возможными вариантами его решения; - изучение с посредникамиобъектатренировки;- распределениепосредников по участкам; - ознакомлениепосредников с их обязанностями; - ознакомление о порядке применения средств имитации на условном пожаре; - обращение внимания на соблюдение техники безопасности во время проведения тренировки. Посредник знакомится с тактическим замыслом и ожидаемым решением по создаваемой обстановке пожара[11, 22]. Имитирует обстановку условного пожара, а также объявляет необходимыевводные для персонала.В необходимых случаях предпринимает немедленно меры по исключению ошибочных действий любого из участников тренировки, если они могут в конечном результате привести к аварии,несчастному случаю, повреждению оборудования и систем, нарушению технологическихи учебных процессов. Посредник ведет записи о действиях персонала на тренировке и о выполнении сделанных им вводных. Любой участник тренировки может уточнять у посредника данные об обстановке на участке условного пожара. Для оценки правильности действий при эвакуации людейпосле проведенной тренировки производится ее разбор [11, 22, 23]. Также разбор тренировки служит основой для выработки мероприятий для снижения пожарной опасности учреждения и повышения уровня общей безопасности учащихся и персонала.Разбор тренировки проводитсясразу же послеокончания ее руководителем. Последовательность рекомендована следующая[22, 23]:- руководителем сообщаются цели, задачи и программа проведенной противопожарной тренировки;- начальником добровольной пожарной дружины делается доклад обобстановке,сложившейся на тренировке, и о принятых им решениях по ликвидации пожара;- посредникамидается оценкадействий персонала учреждения и учащихсяс анализом ошибок участников тренировки.В процессе разбора руководитель тренировки может потребовать объяснений от любого участника тренировки [22, 23].Руководитель тренировки должен подвести ее итоги:-указать положительные и отрицательные моменты;- выставить общую оценку действиям персонала и пожарной дружины;- оценить действия каждого должностного лица,участвующего в тренировке.Относительно каждого участника обсуждаются такие моменты как[22]:- знание плана эвакуации;- понимание поставленных задач;- правильность действий при эвакуации и ликвидации условного пожара; - характер допущенных ошибок и их причины; - знание своей должностной инструкции;- знание мест расположения средств управления оборудованием;- знание первичных и стационарных средств пожаротушения, их местнахождения и порядка их использования;- умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.Результаты тренировки записываются в журнал учёта тренировоклицом, ответственным за пожарную безопасность [22].При проведении противопожарных тренировок отрабатываются:- действиям персонала в условиях эвакуации;- действия персонала в условиях тушения пожара.Для проведения противопожарных тренировок по направлениям подготавливаются следующие документы:- приказ об организации противопожарной тренировки (указываются цели, задачи, время проведения, участники тренировки, посредник);- план подготовки для проведения практической тренировки (указываются организационные мероприятия по подготовке);- план-конспект (включает текстовую и расчетную части);-акт по результатам проведенной тренировки (приводятся этапытренировки, положительные и отрицательные моментыс указанием конкретных должностных лиц).- список средств,необходимых для имитации);- список привлекаемых сил и средств местной пожарной охраны и другихоперативных служб города;- приказ по итогам тренировки (отражается процесс тренировки, приводятся выявленные недостатки и сделанные оценки, определяются сроки и исполнители для устранения сделанных замечаний, указываются наиболееотличившиеся должностные лица). План-конспект включает в себя [22]:- основные цели и задачи;- вопросы, которые подлежат отработке на тренировке; - оперативно-тактическая характеристику объекта;- характеристика источниковпротивопожарного водоснабжения;- список должностных лиц и членов добровольнойпожарной дружины, которые участвуют в противопожарной тренировке;- схему расстановкиэвакуируемыхиз здания на месте построения;- схему развертывания сил и средств для ликвидации пожара;- расчет количества сил и средств, требуемых для ликвидации пожара;- описание действий участников тренировки;- справку о проведении занятий.Практическая отработка планов эвакуации является [22]:- важнойсоставляющей подготовки персонала образовательных учреждений;- основной формой контроля подготовленности персонала к действиям в условиях пожарной опасности. Процесс возгорания и тушения пожара сопровождается отключением электроснабжения[22]. В связи с этим у многих находящихся в помещении людей в темноте срабатывает инстинкт самосохранения, а не здравый смысл. В результате чего возникает паника, приводящая к давке. Наблюдения показывают, что при пожаре бывает гораздо темнее, чем кажется сначала [22].Т.к. практически сразу при возгорании появляется дым и наступает темнота. Это приводит к затруднению эвакуации людей из помещения. И иногда делает ее невозможной. Организованное движение при потере видимости нарушается [22]. У людей появляется страх, который приводит к подавлениюволи исознания. В этом случае человек перестает ориентироваться в пространстве идавать правильную оценку обстановке. Команды воспринимаются без соответствующей оценки и анализа.В основном,панические реакции у людей проявляются в форме оцепенения или бега. При оцепененииу человека наблюдаются следующие реакции [22]:- расслабленность;- вялость действий:- общая заторможенность;- полная обездвиженность, Эти реакции чаще всего наблюдаются у пожилых людей и женщин,детей и подростков. Во время пожараименно эта категориячасто остается в помещении. При эвакуации их часто приходится выносить[22]. Статистика показывает, что реакциипротивоположного вида наблюдаются у 85-90% людей.Для их поведения характерны следующие реакции[22]:- хаотическое метание по помещению;- дрожание голоса рук и тела;- ускоренаречь;-непоследовательныевысказывания;-поверхностное ориентирование. В случае, если отсутствует руководство при эвакуации, паникау людей может привести следующим моментам [22]:- образование пробок и давки на эвакуационныхпутях;- нанесение травм друг другу;- игнорирование свободных запасных выходов. Но следует отметить, что проведенные исследования структуры толпы, которая охвачено паникой, говорят о следующих фактах [22]:- под влиянием аффекта в общей массе находится не более 3 % человек, не способных правильно воспринимать команды;-у 10-20% отмечается частичное сужение сознания, но они воспринимают резкие и громкие команды;- около 90% людей вовлекаются в общий бег, они способны к адекватной оценке ситуации и разумным действиям, но, испытывая страх, создают препятствия для организованной эвакуации. В ходе отработки планов по эвакуации с каждым работником разбирается два наиболее распространенных варианта[11, 22, 23]:-при пожаре из здания еще можно эвакуироваться;- обычным путем эвакуация уже невозможна. Примерный календарный план, который можно использовать для разработки плана противопожарной тренировки в образовательном учреждении, приведен в таблице 4.Таблица 4. Календарный план проведения противопожарной тренировки№ п/пМероприятия Дата и время проведения Место проведения Ответственный исполнитель Отметка о выполнении 1234561Доведение указаний по разработке документов по проведению тренировки до сведения заместителей руководителя17.02.2017 г.КабинетруководителяЗаместитель руководителя по безопасности 2Доведение плана подготовки и проведения тренировки, а также методических материалов до сведения сотрудников.20.03.2017 г.Актовый залЗаместитель руководителя по безопасности Продолжение таблицы 4123453Доведение плана подготовки и проведения тренировки, обязанностей до сведения посредников21.03.2017 г.Актовый залЗаместитель руководителя по безопасности4Проведение дополнительного инструктажа с сотрудниками, отвечающими за состояние систем противопожарной защиты объекта, первичных средств пожаротушения и эвакуационных путей20.03.2017 г.Актовый залЗаместитель руководителя по АХЧ5Проверка состояния средств противопожарной защиты объекта, первичных средств пожаротушения и эвакуационных путей 22.03.2017 г.На объектахЗаместитель руководителя по АХЧПродолжение таблицы 4123456Доклад директору о готовности сотрудников и объекта о готовности к проведению тренировки30.03.2017 г.Кабинет директораЗаместитель руководителя по безопасности7Проведение практической тренировки:- подача сигнала о возникновении условного пожара;- проведение эвакуации;- тушение условного пожара;- встреча пожарного подразделения02.04.2017 г.10 ч. 00 мин.10 ч.03 мин.10 ч. 05мин.10 ч. 05 мин.Условный пожарЗаместитель руководителя по безопасности8Подготовка справки по итогам подготовки и проведения тренировки по эвакуации и тушению условного пожара, разбор04.04.2017 г.-Заместитель руководителя по безопасностиПродолжение таблицы 4123459Подготовка приказа по итогам тренировки с постановкой задач по устранению выявленных недостатков05.04.2017 г.Актовый залЗаместитель руководителя по безопасностиКаждый сотрудникобразовательного учреждения должен принять участие не реже одного раза в полугодие в одной плановой противопожарной тренировке[11, 22, 23].2.4. ВыводыПриказ МЧС Россииот 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» регламентирует подготовку персонала образовательных учреждений по двум направлениям:- проведение противопожарного инструктажа;- обучение пожарно-техническому минимуму.Целями проведения противопожарного инструктажаявляются:- изучениеустановленных требований пожарной безопасности;-знакомство с опасными факторами организации учебного процесса в учреждении;-изучение действий персонала в условиях пожарной опасности;- изучение средств, используемых для тушения пожара.Различают вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой противопожарные инструктажи.Все виды противопожарных инструктажейпроводятся в специальнооборудованном помещении с использованием учебно-методических материалов и наглядных пособий по утвержденной приказом программе.Целями пожарно-технического минимума являются:-изучение нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасность:-изучение приемов предупреждения пожара;-изучение основныхприемов оказания первой медицинской помощи, спасения жизни и здоровья людей, а также их имущества и имущества организации.Во многом успех тушения и последствий пожара в образовательных учреждениях зависит действий персонала в условиях пожарной опасности. Порядок действий персонала в условиях пожарной безопасности регламентирован локальным нормативным актом. В течение года он отрабатывается с обязательным участием учащихся несколько раз.Для закрепления полученных знаний проводятся практические противопожарные тренировки, которые включают в себя следующие этапы:- подготовительный;- проведение тренировки;- разбор тренировки;- подготовка справки и приказа по итогам тренировки.В каждом образовательном учреждении составляется график проведения противопожарных тренировок, в котором указываются дата, вид тренировки и структурное подразделение. ЗаключениеНеобходимо отметить, что государством всегда уделялось внимание вопросам обеспечения безопасности образовательных учреждений, в том числе и пожарной безопасности. МЧС России, Министерством образования и науки РФ и органами управления образованием в субъектах РФ проводится совместная работа по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждений. В результате совместной скоординированной работы данных ведомств за последние 5 лет количество пожаров уменьшилось на 16 %. Случаев гибели учащихся в стенах образовательных учреждений за эти годы не было.МСЧ России отметило, что большинство пожаров в образовательных учреждениях происходит по следующим причинам:- нарушение правил эксплуатации бытовых приборов и электрооборудования (49,7%);- неосторожное обращение с огнем (17,4%);- поджоги (14,2%).Уменьшение количества пожаров в любом учреждении впрямую зависит от действий его персонала. Необходимо отметить, что его действий зависит как собственная жизнь и здоровье, так и жизнь и здоровье учащихся. Также от действий персонала зависит величина ущерба имуществу учреждений, нанесенного пожаром. В связи с этим на первое место среди пожарно-профилактических мер встает подготовка персонала образовательных учреждений к действиям в условиях пожарной опасности.Принятие мер к тушению пожара и проведение организованной эвакуации в образовательных учреждениях осуществляют педагоги. Но они не являются профессионалами в этой области, поэтому их необходимо обучать действиям в условиях пожарной опасности. В процессе выполнения работы были проанализированы нормативные и правовые акты в области подготовка персонала образовательных учреждений к действиям в условиях пожарной опасности. К основным актам относятся Конституция РФ, указы Президента РФ, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы МЧС России и министерства образования и науки РФ, СНиПы, СП, стандарты, методические рекомендации и указания.Были дана характеристика пожарам и видам пожарной опасности в образовательных учреждениях. Проанализированы вопросы обеспечения пожарной безопасности в данных учреждениях.Рассмотрены вопросы подготовки персонала образовательных учреждений. Особое внимание было уделено действиям персонала в условиях пожарной опасности.В заключение следует отметить, что подготовка персонала к действиям в условиях пожарной опасности, имеет большое и важное значения для обеспечения пожарной безопасности учреждения, для сохранения жизни и здоровья людей, а также для уменьшения ущерба имуществу учреждения.Список литературыНормативные и правовые актыКонституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3267 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Федеральный закон от 21.12.94 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Федеральный закон РФ от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»» (в ред. приказа МЧС России от 27.01.2009 № 35) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Приказ МЧС России от 26.03.2010 № 135 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Приказ МЧС России 04.09.2007 N 1-4-60-10-19 «Об утверждении методических рекомендации» «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-organizatsija-trenirovok-po-evakuatsii-personala/Приказ МЧС России 20.06.2014 «Об утверждении методических рекомендаций по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Свод правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Свод правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 179) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Свод правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 173) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Свод правил СП 10. 13130. 2009«Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» (утв. приказом МЧС России от 25.03.09. № 180)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ЛитератураБезопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб. заведений/ Э.А.Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов.-М., «Академия»,2004. - 176 с.Венцель В. Д. Безопасность жизнедеятельности : учеб.пособие / В.Д.Венцель; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2015.- 155 с.Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования/ Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко. – М.,»Академия»,2010 – 320с.Методическое пособие для руководителей и ответственных за пожарную безопасность на предприятиях, в учреждениях и организациях. Пожарно-технический минимум / Под общ.ред. Л.А.Коротчика - М., Институт риска и безопасности, 2003.Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях. Методические рекомендации /под общ.ред. главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору генерал-полковника Г.Н. Кириллова. М.: 2007. – 32 с.Пожарная безопасность образовательного учреждения. // Справочник руководителя образовательного учреждения. № 6.-2010. 112 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.resobr.ruСобурь С.В. Пожарная безопасность предприятий. Курс пожарно-технического минимума / Справочник. Изд. 7-е, доп. (с изм.) - М., Спецтехника, 2003.Петров С.В. Концепция безопасности образовательного учреждения. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. № 10. 2004. С. 11–16.Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 248 с.Фомин А.Д. Организация и проведение обучения и инструктажей мерам пожарной безопасности на предприятии. Практическое пособие - М., 2003.Электронные ресурсыhttp://www.mchs.gov.ru/ Официальный сайт МЧС Россииhttp://минобрнауки.рф/ Официальный сайт министерства образованияhttp://ohrana-bgd.ru/ Информационный ресурс «Охрана труда»
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3267 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Федеральный закон от 21.12.94 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6. Федеральный закон РФ от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
7. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8. Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»» (в ред. приказа МЧС России от 27.01.2009 № 35) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
9. Приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
10. Приказ МЧС России от 26.03.2010 № 135 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
11. Приказ МЧС России 04.09.2007 N 1-4-60-10-19 «Об утверждении методических рекомендации» «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-organizatsija-trenirovok-po-evakuatsii-personala/
12. Приказ МЧС России 20.06.2014 «Об утверждении методических рекомендаций по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
13. Свод правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
14. Свод правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 179) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
15. Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
16. Свод правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» (утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 173) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
17. Свод правил СП 10. 13130. 2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» (утв. приказом МЧС России от 25.03.09. № 180) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Литература
18. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб. заведений/ Э.А.Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов.-М., «Академия»,2004. - 176 с.
19. Венцель В. Д. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / В.Д.Венцель; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2015.- 155 с.
20. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования/ Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко. – М.,»Академия»,2010 – 320с.
21. Методическое пособие для руководителей и ответственных за пожарную безопасность на предприятиях, в учреждениях и организациях. Пожарно-технический минимум / Под общ. ред. Л.А.Коротчика - М., Институт риска и безопасности, 2003.
22. Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях. Методические рекомендации /под общ. ред. главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору генерал-полковника Г.Н. Кириллова. М.: 2007. – 32 с.
23. Пожарная безопасность образовательного учреждения. // Справочник руководителя образовательного учреждения. № 6.-2010. 112 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.resobr.ru
24. Собурь С.В. Пожарная безопасность предприятий. Курс пожарно-технического минимума / Справочник. Изд. 7-е, доп. (с изм.) - М., Спецтехника, 2003.
25. Петров С.В. Концепция безопасности образовательного учреждения. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. № 10. 2004. С. 11–16.
26. Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 248 с.
27. Фомин А.Д. Организация и проведение обучения и инструктажей мерам пожарной безопасности на предприятии. Практическое пособие - М., 2003.
Электронные ресурсы
28. http://www.mchs.gov.ru/ Официальный сайт МЧС России
29. http://минобрнауки.рф/ Официальный сайт министерства образования
30. http://ohrana-bgd.ru/ Информационный ресурс «Охрана труда»
Вопрос-ответ:
Какие причины могут вызвать пожар в образовательном учреждении?
Причинами пожаров в образовательных учреждениях могут быть: короткое замыкание электропроводки, неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования и отопительных систем, неисправности в электрической сети, несоблюдение правил хранения и использования горючих материалов, детская шалость (игра с огнем), несоответствие систем пожарной безопасности, а также возможные нарушения в работе пожарной signalизации и другое.
Какие факторы могут повлиять на здоровье и жизнь людей в случае пожара в образовательном учреждении?
В случае пожара в образовательном учреждении, факторы, которые могут повлиять на здоровье и жизнь людей включают: задымление помещений, выброс токсичных газов, возможность обрушения перекрытий и стен, эвакуация в условиях паники и переполненности, травмирование при падении или толкании.
Какие виды пожарной опасности существуют в образовательных учреждениях?
В образовательных учреждениях можно выделить несколько видов пожарной опасности, такие как: наличие большого количества людей (школьников, студентов), использование электрооборудования, наличие большого объема горючих и легковоспламеняющихся материалов, использование оборудования и химических веществ в учебных лабораториях, наличие кухни и общественного питания, а также здания, которые заполнены множеством комнат и коридоров.
Какой анализ проводится по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях?
При анализе обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях проводят оценку состояния электропроводки и системы пожаротушения, проверку наличия и работоспособности пожарных извещателей и сигнализации, анализ правильного использования горючих материалов (их хранение, складирование), проверку наличия аварийных выходов и их открытие, условия пользования лестницами, установку противопожарных дверей и т.д.
Какая угроза в образовательном учреждении представляют пожары?
Пожары являются реальной угрозой безопасности образовательного учреждения, поскольку они могут нанести значительный ущерб зданию, оборудованию, а также угрожать жизни и здоровью людей, находящихся внутри.