Формирование моторных функций у детей с ЗПР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 35 35 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 15.12.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Характеристика детей с задержкой психического развития 6
1.2. Особенности моторных функций у детей с ЗПР 11
1.3. Специфика коррекционной работы в ДОУ по коррекции моторных функций 14
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 20
2.1. Методы исследования 20
2.2. Результаты исследования детей с ЗПР 21
2.3. Программа коррекции моторных функций 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

Фрагмент для ознакомления

Усложнение упражнения заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а затем левая рука и правая нога.2. Дыхательные упражненияВдох: расслабить мышцы живота; начать вдох, “надувая” в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять); пауза (задержка дыхания). Выдох: втянуть живот как можно сильнее; пауза. Вдох: губы вытянуть трубочкой и с шумом “пить” воздух.Вдох – пауза; выдох – пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки (А, О, У и др.) и их сочетания.Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки – остальные пальцы смотрят вверх; для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки) Дыхание медленное, глубокое.Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди; задержать дыхание, внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть; руки опустить вдоль тела.3. Телесные упражнения«Велосипед» И.п. – лежа на спине. Имитировать ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; то же – до одновременного колена; затем – снова до противоположного колена.«Лодочка» И.п. – лежа на спине, затем на животе. Изогнувшись, приподнять голову, руки и ноги над полом, изображая лодочку.«Перекрест» Сидя на полу, ноги вытянуть вперед и скрестить их. Сделать наклон вперед, пытаясь достать руками пальцы ног; наклонить голову. Вдыхать при подъеме тела, выдыхать при наклоне. Повторить упражнение трижды, меняя перекрестное положение ног.Ползанье на четвереньках:- с одновременным выставлением вперед руки и ноги; голова поднята и неподвижна, лицо направлено вперед (усложнение – ускорение темпа);- перекрестная ходьба (левая нога – правая рука; правая рука – левая нога) на четвереньках на ладошках (передом и задом);- перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом);- односторонняя ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом).«Перекрестное марширование» И.п. – стоя. На первом этапе шагать медленно, попеременно прикасаясь то правой, то левой рукой к противоположному колену (перекрестные движения). Инструктор на этапе усвоения отсчитывает 12 раз в медленном темпе.На втором этапе шагать так же, но уже прикасаясь к одноименному колену (одностороннее движение) – 12 раз.На третьем и пятом этапах – перекрестные движения, на четвертом односторонние. Обязательное условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.4. Упражнения для развития межполушарного развития«Кулак-ребро-ладонь» Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости пола; распрямленная ладонь на плоскости пола.Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении предложить ребенку помогать себе командами (“кулак-ребро-ладонь”) вслух или “про себя”.«Лезгинка» Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.«Ухо-нос»Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук “с точностью до наоборот”.5. Пальчиковые упражнения«Пароход» Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка.Обе ладошки поставить на ребро; мизинцы прижать; большие пальчики поднять вверх.«Очки» Бабушка очки надела и внучонка разглядела.Большие пальчики правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, которые ребенок подносит к глазам.«Цепочка» Пальчики перебираем и цепочку получаем.Большой и указательный пальчики левой руки сложить в колечко. Через него попеременно пропускать колечки из пальчиков правой руки: большой-указательный, большой-средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.«Шарик»Надуваем быстро шарик – он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – стал он тонкий и худой. Все пальчики обеих рук – в «щепотке « и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них – при этом пальчики принимают форму шара. Воздух “выходит”, и пальчики принимают исходное положение.7. Релаксация«Огонь и лед» Попеременное напряжение и расслабление всего тела. И.п. – лежа. По команде “Огонь!” дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде “Лед!” дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.«Пляж» И.п. – лежа на спине. Инструктор: Закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом песке. Ласково светит и пригревает солнышко. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу, почувствуйте позу, в которой лежите. Удобно ли вам? Попробуйте изменить свою позу так, чтобы было максимально удобно, чтобы вы максимально расслабились. Представьте себя целиком и запомните возникший образ. Затем потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы.Дети, имеющие диагноз ЗПР характеризуются недоразвитием психомоторных качеств, которые в ходе использования средств коррекционной педагогики могут иметь положительную динамику в развитии. Полученные в ходе практического исследования результаты позволили увидеть, что у детей с ЗПР, которые были исследованы, нарушена способность к восприятию, они плохо овладевают двигательными и прикладными навыками, нарушена ритмическая структура движений, способность воспроизводить рисунок движения, нарушена временная последовательность и логика.В ходе проведенного практического исследования психомоторных функций были получены следующие результаты:уровень развития многих моторных функций детей с ЗПР отстает в своем развитии на 1-2 года, и соответствует возрасту детей 4-5 лет;почти 70-80%детей с ЗПР седьмого года жизни имеют низкий уровень развития не только психомоторных, но и ритмических способностей;при определении психомоторных способностей наиболее часто встречается слабость в воспроизведении звуковых ритмов и затруднения в воспроизведении серий движений;большинству детей с ЗПР не удается передать медленный темп выполнения заданий.Таким образом, выявленные взаимосвязи указывают на то, что чем выше уровень двигательно-ритмических способностей дошкольников, тем выше уровень психо - эмоциональных проявлений. А для данной категории детей умение регулировать свою эмоциональную сферу является особо актуальным, так как именно в данной области психического развития они отстают особо. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ0зерецкий, Н.И. Оценка моторики ребёнка / Н.И. Озерецкий. - М.: Просвещение, 1978. -56с.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / под.ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. - М.: Аграф, 1997. - 282 с.Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В. И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984. -256с.Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. - М., 1973. -149с.Жукова, Н.С. Если ваш ребенок отстает в развитии / Н.С. Жукова, Е. Н. Мастюкова. - М: Медицина, 1993. -112с.Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Е. Филичева. - М., 1990. - 288 с.Журба, Л.Т.Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни/ Л.Т.Журба, Е.М. Мастюкова. - М., 1981. - С. 20-22.Журба, Л.Т. Клинико-электрофизиологические сопоставления при минимальной церебральной дисфункции у детей школьного возраста /Л. Т. Журба, Е.М. Мастюкова, В.А. Марченко. - М.: Журнал невропатологии и психиатрии, 1977.-Т. 77. Вып. 10. С.1494-1497.Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. - М.: Владос, 1995.-111с.Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001.Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. - М., 1981. -200с.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб.пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова. - М.: Академия, 2001. -160с.Кулагина, И.Ю. Познавательная деятельность и её детерминанты при задержке психического развития / И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева. - М.: Дефектология, 1989.- №3. - С.3-9.Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики. Актуальные проблемы диагностики ЗПР / К.С. Лебединская. - М., 1982. - С.56-59.Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / К.С. Лебединская. - М.: Просвещение, 1982.-160с.Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Лебединский.- М.: Академия, 2003.-142с.Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. - М.:ВЛАДОС, 1997. -304с.Мастюкова, Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития//Дефектология. - 1987. - № 3.- С. 3-9.Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. -С.26.Мастюкова, Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1985. - 380 с.Мухина, B.C. Детская психология: учебник / B.C. Мухина. - М., 1985. - 272с.Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. Обучение детей с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. - М: Просвещение, 1981. -184с.Певзнер, М.СКлиническая характеристика детей с нарушением темпа развития// Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / М.С.Певзнер. - СПб., 2001. - С.129-149.Певзнер, М.С. Дети с нарушением умственного развития / М.С Певзнер, Е. М. Мастюкова, В.А. Пермякова. - Иркутск: Педагогика, 1992. - 159 с.Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М., Изд. Центр «Академия», 2000. -368с.Степина О.С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития. // Специальное образование. - № 8, 2007. – С. 52-59.Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008.Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л.В. Шапкова / под ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты / С. Г. Шевченко. - М: ВЛАДОС, 1999. -136с.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ С ДЕТЬМИ С ЗПРПри разработке методики направленной на коррекцию выявленных нарушений детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР необходимо использовать следующие блоки упражнений:упражнения на регуляцию мышечного тонуса рук;упражнения и игры для развития координации движений;игры и упражнения для развития общей моторики;игры и упражнения для развития темпа и ритма движений рук;игры и упражнения для развития слухового внимания;игры и упражнения для развития пространственной ориентировки.При этом следует отметить, что для решения каждого блока коррекционно-развивающих задач необходимо использовать определенные средства, которые бы позволяли эффективно решать поставленные задачи.Развитие и коррекция психических функций и совершенствование психомоторики. Игры и упражнения, направленные на:развитие быстроты и точности реакции на звуковые или вербальные сигналы;развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения);развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой);развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений (слово управляет движением);развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.Развитие эмоционально-волевой сферы. Игры и упражнения, направленные на:формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика и т. д.);развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств;развитие произвольности при выполнении движений и действий;развитие умения выполнять совместные действия, а также на развитие коммуникативных навыков.Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться не только дидактическими правилами организации занятий в группе при работе с детьми с ЗПР, но и учитывать факторы специфики общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. 0зерецкий, Н.И. Оценка моторики ребёнка / Н.И. Озерецкий. - М.: Просвещение, 1978. -56с.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / под. ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.
3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.
4. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. - М.: Аграф, 1997. - 282 с.
5. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В. И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984. -256с.
6. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. - М., 1973. -149 с.
7. Жукова, Н.С. Если ваш ребенок отстает в развитии / Н.С. Жукова, Е. Н. Мастюкова. - М: Медицина, 1993. -112с.
8. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Е. Филичева. - М., 1990. - 288 с.
9. Журба, Л.Т.Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни/ Л.Т.Журба, Е.М. Мастюкова. - М., 1981. - С. 20-22.
10. Журба, Л.Т. Клинико-электрофизиологические сопоставления при минимальной церебральной дисфункции у детей школьного возраста /Л. Т. Журба, Е.М. Мастюкова, В.А. Марченко. - М.: Журнал невропатологии и психиатрии, 1977.-Т. 77. Вып. 10. С.1494-1497.
11. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. - М.: Владос, 1995.-111с.
12. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001.
13. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. - М., 1981. -200с.
14. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов средних педагогиче¬ских учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова. - М.: Академия, 2001. -160с.
15. Кулагина, И.Ю. Познавательная деятельность и её детерминанты при задержке психического развития / И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева. - М.: Де¬фектология, 1989.- №3. - С.3-9.
16. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики. Актуальные проблемы диагностики ЗПР / К.С. Лебединская. - М., 1982. - С.56-59.
17. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / К.С. Лебединская. - М.: Просвещение, 1982.-160с.
18. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском воз¬расте. Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Лебединский.- М.: Акаде¬мия, 2003.-142с.
19. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. - М.:
ВЛАДОС, 1997. -304с.
20. Мастюкова, Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития//Дефектология. - 1987. - № 3.- С. 3-9.
21. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. -С.26.
22. Мастюкова, Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1985. - 380 с.
23. Мухина, B.C. Детская психология: учебник / B.C. Мухина. - М., 1985. - 272с.
24. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008.
25. Обучение детей с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. - М: Просвещение, 1981. -184с.
26. Певзнер, М.С Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития// Психология детей с нарушениями и отклонениями психиче¬ского развития / М.С.Певзнер. - СПб., 2001. - С.129-149.
27. Певзнер, М.С. Дети с нарушением умственного развития / М.С Певзнер, Е. М. Мастюкова, В.А. Пермякова. - Иркутск: Педагогика, 1992. - 159 с.
28. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М., Изд. Центр «Академия», 2000. -368с.
29. Степина О.С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития. // Специальное образование. - № 8, 2007. – С. 52-59.
30. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008.
31. Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим за¬нятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л.В. Шапкова / под ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.
32. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организаци¬онно-педагогические аспекты / С. Г. Шевченко. - М: ВЛАДОС, 1999. -136с.

Вопрос-ответ:

Каковы особенности моторных функций у детей с задержкой психического развития?

У детей с задержкой психического развития наблюдаются особенности в развитии моторных функций. Они могут испытывать затруднения с координацией движений, сниженной силой и выносливостью, ухудшенной моторной памятью и грубыми движениями.

Какие характеристики детей с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития могут иметь различные характеристики, включая низкий уровень когнитивных навыков, ограниченные коммуникативные возможности, социальные и поведенческие проблемы и задержку в развитии моторики.

Какая специфика коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях по коррекции моторных функций?

Коррекционная работа в дошкольных образовательных учреждениях по коррекции моторных функций включает использование специально разработанных программ и методик, а также индивидуальных подходов к каждому ребенку. Организуются тренировки мелкой и крупной моторики, занятия по развитию координации и баланса, а также упражнения для развития силы и выносливости.

Какие результаты были получены в ходе исследования детей с задержкой психического развития?

В ходе исследования были получены результаты, которые показали, что коррекционная программа по развитию моторных функций у детей с задержкой психического развития приводит к улучшению двигательных навыков и координации, увеличению силы и выносливости, а также улучшению моторной памяти и точности движений.

Каковы методы исследования, применяемые при изучении детей с задержкой психического развития?

При изучении детей с задержкой психического развития применяются различные методы исследования, включающие тестирование двигательных навыков, анализ движений, эксперименты с использованием специализированного оборудования и анкетирование родителей и педагогов.

Какие особенности моторных функций наблюдаются у детей с задержкой психического развития?

У детей с задержкой психического развития наблюдаются особенности в развитии моторных функций, такие как задержка двигательных навыков, ослабление мышечного тона, нарушение координации движений и т.д.

Какие специфические особенности коррекционной работы проводятся в ДОУ для детей с задержкой психического развития?

Специфика коррекционной работы в ДОУ для детей с задержкой психического развития заключается в использовании специальных методик и программ коррекции моторных функций, а также в индивидуальном подходе к каждому ребенку и создании благоприятной среды для его развития.

Какие результаты были получены в исследовании детей с задержкой психического развития?

В ходе исследования детей с задержкой психического развития были выявлены специфические особенности их моторных функций, а также разработана программа коррекции моторных функций, которая позволяет улучшить двигательные навыки у этих детей.

Какие методы использовались в исследовании детей с задержкой психического развития?

В исследовании детей с задержкой психического развития были использованы различные методы, включая наблюдение, тестирование, анкетирование и другие методы, которые позволяют получить объективную информацию о моторных функциях детей.

Какая программа коррекции моторных функций используется для детей с задержкой психического развития?

Для детей с задержкой психического развития используется специально разработанная программа коррекции моторных функций, которая включает в себя комплекс упражнений, игр и тренировок, направленных на развитие двигательных навыков и улучшение координации движений.

Какие основные характеристики имеют дети с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития обладают некоторыми особенностями, такими как задержка в развитии речи, познавательных способностей и социальных навыков. Они могут испытывать трудности в обучении и адаптации в обществе.

Какие особенности в моторных функциях обнаруживаются у детей с задержкой психического развития?

У детей с задержкой психического развития часто наблюдаются нарушения координации движений, слабость мышц, неустойчивость походки. Они могут иметь проблемы с мелкой моторикой, например, с захватыванием предметов или письмом. Также у них часто отмечается общая неуклюжесть и некоторые трудности в освоении двигательных навыков.