Утрата документов, содержащих государственную тайну.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Уголовное право
  • 27 27 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 08.10.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Государственная тайна и её защита……………………………………….5
1.1. Институт государственной тайны в российском законодательстве………….5
1.2. Защита государственной тайны в Российской Федерации
на современном этапе ее развития…………………………………………………..9
Глава 2. Утрата документов, содержащих государственную тайну
в системе преступлений против основ конституционного строя
и безопасности государства…………………………………………………………16
2.1. Общая характеристика преступлений против основ
конституционного строя и безопасности государства…………………………….16
2.2. Уголовная ответственность за утрату документов,
содержащих государственную тайну……………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………………23

Библиографический список………………………………………………………….25


Фрагмент для ознакомления

Субъект преступного посягательства специальный - лицо, имеющее допуск к государственной тайне, т.е. ответственное за сохранность предмета (документа), либо допущенное к государственной тайне лицо, которому данный предмет или документ был передан по службе или работе.
В отличие от субъекта, разглашающего государственную тайну (ст. 283 УК), в анализируемом составе нет указания на то, что тайна была доверена лицу или стала ему известна по службе, поскольку только такие лица могут нарушить правила обращения с вверенными им документами (предметами).
За утрату документа ответственность несет лицо и в случае, если оно передает в нарушение установленных правил на временное хранение документ частному лицу, а последний его теряет.
Утрата документов, содержащих государственную тайну, отличается от разглашения государственной тайны следующими признаками:
а) при утрате документов они выходят из владения лица и сведения, содержащие государственную тайну, становятся достоянием посторонних лиц либо создается угроза их огласки. При разглашении государственная тайна предается огласке в устной либо письменной форме, но без выхода документа из владения лица (например, вследствие оставления документов, содержание которых становится известным другим лицам). Одной угрозы здесь недостаточно, преступление будет оконченным при условии, что переданные сведения стали известны другим лицам;
б) утрата документов может быть совершена лишь по неосторожности по отношению к факту выхода из владения вверенных документов. Разглашение государственной тайны осуществляется только умышленно;
в) при утрате документов, содержащих государственную тайну, круг субъектов преступления уже, чем при разглашении государственной тайны. При утрате документов субъектом преступления может быть только то лицо, которому документы (предметы), содержащие государственную тайну, были доверены. По ст. 283 УК уголовную ответственность несут не только те лица, которым государственная тайна была доверена, но и те, кому она стала известна по службе или работе.
Преступление, предусмотренное ст. 284 УК, относится к преступлениям средней тяжести.
1. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения в сфере сохранения и защиты государственной тайны.
2. Объективная сторона состава преступления характеризуется тремя признаками: а) деянием (действием или бездействием), связанным с нарушением конкретных правил обращения с предметами и документами, составляющими государственную тайну; б) последствием (утратой указанных предметов и документов и наступлением тяжких последствий); в) наличием причинной связи между указанным деянием и последствиями.
Заключение

Таким образом, в ходе написания курсовой работы мы пришли к следующим выводам,
Институт государственной тайны на сегодня является основной составляющей системы информационной безопасности, которая, в свою очередь, занимает ведущее место в системе национальной безопасности государства.
Защита государственной тайны - не только правовая, техническая, но и культурологическая проблема. Решение ее зависит от уровня информационной культуры в обществе.
Неотъемлемой частью этой культуры является восприятие легитимности и обоснованности установления правовых регламентов в отношении информации ограниченного доступа, в том числе и государственной тайны, а также осознание того, что эффективность функционирования института государственной тайны - одно из условий деятельности самого государства, обеспечения его суверенитета, реализации его претензий на достойное место в мировом сообществе.
В настоящее время на практике существует своеобразное противоречие, связанное с тем, что в России имеется специализированный (не общедоступный) подход к оценке ущерба, который наносится разглашением государственной тайны, но отсутствуют общеизвестные критерии и методики оценки этого ущерба, известные гражданам страны. В то же время необходимо признать, что эти методики и не могут быть общедоступными, так как в этом случае разглашается сама государственная тайна.
Возникающее противоречие между необходимостью иметь доступ к методикам оценки ущерба и необходимостью запрета на ее разглашение (общедоступной методики) также требует пересмотра существующей концепции (разработки, процедуры) защиты государственной тайны в нашей стране.
С учетом того, что в настоящее время в нашей стране отсутствует общедоступная для всех граждан методика оценки ущерба от разглашения государственной тайны, требуется либо изменить УПК РФ в части осуждения преступников, либо поручить разработку качественных и количественных показателей данного ущерба особым компетентным и независимым военно-промышленным экспертам - специалистам в сфере обеспечения защиты государственной тайны или же специализированным военно-промышленным ведомствам (организациям). В связи со сложностью и многообразием методов оценки ущерба от разглашения государственной тайны и отсутствием возможности открытого их опубликования для граждан из-за интересов государства, целесообразно вернуться к прежней практике, в соответствии с которой дела лиц, виновных в разглашении государственной тайны, передавались на рассмотрение военных судов (трибуналов).
Таким образом, анализ даже небольшого количества недостатков, существующих в сфере защиты государственной тайны, диктует насущную необходимость оптимизации концепции ее правовой защиты с учетом нынешнего положения России в современном мире.
Преступление, предусмотренное ст. 284 УК, относится к преступлениям средней тяжести.
1. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения в сфере сохранения и защиты государственной тайны.
2. Объективная сторона состава преступления характеризуется тремя признаками: а) деянием (действием или бездействием), связанным с нарушением конкретных правил обращения с предметами и документами, составляющими государственную тайну; б) последствием (утратой указанных предметов и документов и наступлением тяжких последствий); в) наличием причинной связи между указанным деянием и последствиями.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации. (с поправками от 30.12.2008 г.) // СЗ РФ 2008 г. № 4 ст. 445.
«Уголовный кодекс Российской Федерации». Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 64-ФЗ // Собрание законодательства Росийской Федерации 1996 № 25 ст. 2954.
«Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации». Федеральный закон от 08 января 1997 года № 1-ФЗ // Собрание законодательства Росийской Федерации 1997 № 2 ст. 198.
«О воинской обязанности и военной службе» Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ // Собрание законодательства Росийской Федерации 1998 № 13 ст. 1475.
«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ // Собрание законо-дательства Росийской Федерации 2001 № 52 (ч. 1) ст. 4921.
«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» Закон от 02 июля 1992 года № 3185-1 // Ведомости СНД и ВС РФ 1992 № 33 ст. 1913.
«О Государственной границе Российской Федерации» Закон от 01 апреля 1993 года № 4730-1 // Ведомости СНД и ВС РФ 1993 № 17 ст. 594.
«О декларации прав и свобод человека и гражданина». Постановление ВС РФ от 22 ноября 1991 года № 1920-1 // Ведомости РСФСР и ВС РСФСР 1994 № 52 ст. 1865
Cостояние преступности в России за январь – декабрь 2008 – М.: ГИЦ МВД РФ, 2007.
Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - ноябрь 1958 г. М., 1959.
Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР (1957 - 1960). М., 1961.
Литература
Викторов Б.А. Цель и мотив в тяжких преступлениях. М., 2007.
Вус М.А. К вопросу об информационной безопасности государства // Вопросы защиты информации. 2000. № 3.
Гапеев В.Н., Архипкина Л.С. Вопросы обеспечения норм о тайне в советском праве. Ростов н / Дону, 2008.
Дурманов Н.Д. Государство и военная тайна. М., 2006.
Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М., 1999.
Ермакова Л.Д. Некоторые спорные вопросы проблемы ответственности за измену Родине // Вопросы теории и практики применения уголовно-правовых норм. М., 2007.
Кадников, Н.Г. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу РФ. – М., Книжный мир, 2005
Кожевников М. Шпионы, диверсанты, вредители (Обзор литературы) // СЮ. 2007. № 15.
Клепицкий, И.А. Уголовное право Общая и Особенная части. Практикум – М., Инфра-М, 2003
Круглов А. Борьба с особо опасными преступлениями // СЗ. 2005. № 10.
Курляндский В.И. Вопросы ответственности за особо опасные государственные преступления // Правоведение. 2008. № 3.
Лопатин В.Н. Правовые проблемы защиты единого информационного пространства страны. Информация и государство // Вопросы защиты информации. 2001. № 2.
Машутов. Борьба с возбуждением национальной вражды и розни по советскому уголовному праву: Автореф. дис....канд. юрид. наук. М., 2007.
Рарог, А.И. Российское уголовное право: в 2-х т.. – М., Профобразование. 2009.
Рарог, А.И. Уголовное право России, части Общая и Особенная, 5-е изд.. – М., Проспект, 2009.
Римаренко С.Ю. Идеологическая диверсия: формирование и реализация / МВД СССР. Киев. ВШ. АН УССР. Ин-т философии. Киев, 2008.
Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 2009.
Рябчук В.Н. Уголовная ответственность за публичные призывы к насильственным действиям против советского государственного и общественного строя // Правоведение. 2007. № 2.
Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М., 2007.
Котов Б.А. Юридический справочник руководителя. Тайна. М.: Изд-во «ПРИОР», 2009.
Комментарий к главе 29 УК РФ. С постатейным приложением нормативных актов и документов / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М.: Издатель И.И. Шумилова, 2001.
Кудрявцев М. Взаимоотношения государства и личности в сфере государственной тайны // Адвокат. 2008. № 5.
Орловский Э. Российский закон о государственной тайне // Рос. бюл. по правам человека. М., 2005. Вып. 6.
Уголовное право. Особенная часть / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой и Г.П. Новоселова. М., 2007.
Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление, ее виды // Государство и право. 2008. № 6.
Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - ноябрь 1958 г. М., 1959. С. 546 - 547.
Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР (1957 - 1960). М., 1961. С. 284.
Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление, ее виды // Государство и право. 2008. № 6. С. 21.
Дурманов Н.Д. Государство и военная тайна. М., 2009. С. 46.
Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление, ее виды // Государство и право. 2008. № 6. С. 24.
Вус М.А. К вопросу об информационной безопасности государства // Вопросы защиты информации. 2000. N 3. С. 5.
Лопатин В.Н. Правовые проблемы защиты единого информационного пространства страны. Информация и государство // Вопросы защиты информации. 2001. N 2. С. 45.
Курляндский В.И. Вопросы ответственности за особо опасные государственные преступления // Правоведение. 2008. № 3. С. 18.
Курляндский В.И. Вопросы ответственности за особо опасные государственные преступления // Правоведение. 2008. № 3. С. 21.
Котов Б.А. Юридический справочник руководителя. Тайна. М.: Изд-во «ПРИОР», 2009. С. 30 - 31.
Комментарий к главе 29 УК РФ. С постатейным приложением нормативных актов и документов / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М.: Издатель И.И. Шумилова, 2001. С. 114 – 115.
Ермакова Л.Д. Некоторые спорные вопросы проблемы ответственности за измену Родине // Вопросы теории и практики применения уголовно-правовых норм. М., 2007. С. 89.
Кудрявцев М. Взаимоотношения государства и личности в сфере государственной тайны // Адвокат. 2008. № 5. С. 34.
Кудрявцев М. Взаимоотношения государства и личности в сфере государственной тайны // Адвокат. 2008. № 5. С. 39.
Рарог, А.И. Российское уголовное право: в 2-х т.. – М., Профобразование. 2009. С. 187.
См.: Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 2009. С. 356.
См.: Уголовное право. Особенная часть / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой и Г.П. Новоселова. М., 2007. С. 567.
См.: Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М., 1999. С. 16.
Кадников, Н.Г. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу РФ. – М., Книжный мир, 2009. С. 231.
Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 2009. С. 198.
Кадников, Н.Г. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу РФ. – М., Книжный мир, 2009. С. 234.












2

Список литературы
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации. (с поправками от 30.12.2008 г.) // СЗ РФ 2008 г. № 4 ст. 445.
2.«Уголовный кодекс Российской Федерации». Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 64-ФЗ // Собрание законодательства Росийской Федерации 1996 № 25 ст. 2954.
3.«Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации». Федеральный закон от 08 января 1997 года № 1-ФЗ // Собрание законодательства Росийской Федерации 1997 № 2 ст. 198.
4.«О воинской обязанности и военной службе» Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ // Собрание законодательства Росийской Федерации 1998 № 13 ст. 1475.
5.«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ // Собрание законо-дательства Росийской Федерации 2001 № 52 (ч. 1) ст. 4921.
6.«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» Закон от 02 июля 1992 года № 3185-1 // Ведомости СНД и ВС РФ 1992 № 33 ст. 1913.
7.«О Государственной границе Российской Федерации» Закон от 01 апреля 1993 года № 4730-1 // Ведомости СНД и ВС РФ 1993 № 17 ст. 594.
8.«О декларации прав и свобод человека и гражданина». Постановление ВС РФ от 22 ноября 1991 года № 1920-1 // Ведомости РСФСР и ВС РСФСР 1994 № 52 ст. 1865
9.Cостояние преступности в России за январь – декабрь 2008 – М.: ГИЦ МВД РФ, 2007.
10.Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - ноябрь 1958 г. М., 1959.
11.Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР (1957 - 1960). М., 1961.
Литература
1.Викторов Б.А. Цель и мотив в тяжких преступлениях. М., 2007.
2.Вус М.А. К вопросу об информационной безопасности государства // Вопросы защиты информации. 2000. № 3.
3.Гапеев В.Н., Архипкина Л.С. Вопросы обеспечения норм о тайне в советском праве. Ростов н / Дону, 2008.
4.Дурманов Н.Д. Государство и военная тайна. М., 2006.
5.Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М., 1999.
6.Ермакова Л.Д. Некоторые спорные вопросы проблемы ответственности за измену Родине // Вопросы теории и практики применения уголовно-правовых норм. М., 2007.
7.Кадников, Н.Г. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу РФ. – М., Книжный мир, 2005
8.Кожевников М. Шпионы, диверсанты, вредители (Обзор литературы) // СЮ. 2007. № 15.
9.Клепицкий, И.А. Уголовное право Общая и Особенная части. Практикум – М., Инфра-М, 2003
10.Круглов А. Борьба с особо опасными преступлениями // СЗ. 2005. № 10.
11.Курляндский В.И. Вопросы ответственности за особо опасные государственные преступления // Правоведение. 2008. № 3.
12.Лопатин В.Н. Правовые проблемы защиты единого информационного пространства страны. Информация и государство // Вопросы защиты информации. 2001. № 2.
13.Машутов. Борьба с возбуждением национальной вражды и розни по советскому уголовному праву: Автореф. дис....канд. юрид. наук. М., 2007.
14.Рарог, А.И. Российское уголовное право: в 2-х т.. – М., Профобразование. 2009.
15.Рарог, А.И. Уголовное право России, части Общая и Особенная, 5-е изд.. – М., Проспект, 2009.
16.Римаренко С.Ю. Идеологическая диверсия: формирование и реализация / МВД СССР. Киев. ВШ. АН УССР. Ин-т философии. Киев, 2008.
17.Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 2009.
18.Рябчук В.Н. Уголовная ответственность за публичные призывы к насильственным действиям против советского государственного и общественного строя // Правоведение. 2007. № 2.
19.Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М., 2007.
20.Котов Б.А. Юридический справочник руководителя. Тайна. М.: Изд-во «ПРИОР», 2009.
21.Комментарий к главе 29 УК РФ. С постатейным приложением нормативных актов и документов / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М.: Издатель И.И. Шумилова, 2001.
22.Кудрявцев М. Взаимоотношения государства и личности в сфере государственной тайны // Адвокат. 2008. № 5.
23.Орловский Э. Российский закон о государственной тайне // Рос. бюл. по правам человека. М., 2005. Вып. 6.
24.Уголовное право. Особенная часть / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой и Г.П. Новоселова. М., 2007.
25.Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление, ее виды // Государство и право. 2008. № 6.

Вопрос-ответ:

Какие документы содержат государственную тайну?

Документы, содержащие государственную тайну, могут быть различными: это могут быть секретные документы Министерства обороны, Министерства иностранных дел, Службы внешней разведки и других спецслужб. Также это могут быть документы о финансовых операциях, материалы оперативно-розыскных мероприятий и прочие важные документы, содержащие сведения, которые в случае раскрытия могут нанести ущерб государству.

Каковы причины утраты документов, содержащих государственную тайну?

Утрата документов, содержащих государственную тайну, может происходить по разным причинам. Одна из них - небрежное обращение с документами, отсутствие необходимых мер безопасности при их хранении и передаче. Также утрата может быть следствием кражи или умышленного уничтожения документов с целью нанесения ущерба государству.

Какие последствия могут быть для лиц, утративших документы, содержащие государственную тайну?

Лица, утратившие документы, содержащие государственную тайну, могут нести дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в зависимости от обстоятельств. Это может включать штрафы, арест, увольнение и даже уголовное преследование. Кроме того, утрата таких документов может нанести значительный ущерб национальной безопасности и вызвать потерю доверия со стороны государственных органов и партнеров.

Как государство защищает документы, содержащие государственную тайну?

Государство принимает ряд мер для защиты документов, содержащих государственную тайну. Это включает установление строгих правил хранения и передачи таких документов, внедрение современных систем шифрования и защиты информации, проведение регулярного аудита и контроля за соблюдением правил безопасности. Также существуют органы, ответственные за контроль за соблюдением правил обращения с документами, содержащими государственную тайну, и за возмещение ущерба в случае их утраты.

Какие последствия могут возникнуть в случае утраты документов, содержащих государственную тайну?

Утрата документов, содержащих государственную тайну, может иметь серьезные последствия. Во-первых, это может привести к компрометации национальной безопасности и интересов страны. Во-вторых, лица, ответственные за утрату таких документов, могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с законодательством. Кроме того, утрата государственной тайны может повлечь за собой дисциплинарные меры в отношении сотрудников и нарушение доверия к ним со стороны руководства.

Каким образом осуществляется защита государственной тайны в Российской Федерации?

Защита государственной тайны в Российской Федерации осуществляется на нескольких уровнях. Существуют специальные органы и структуры, ответственные за управление и контроль за средствами защиты информации, содержащей государственную тайну. Кроме того, существуют законы и нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок классификации, хранения и передачи государственной тайны. Важным аспектом защиты государственной тайны является подготовка и обучение персонала, работающего с такой информацией, а также контроль за соблюдением установленных правил и процедур.

Какие санкции могут быть применены к лицам, утратившим документы, содержащие государственную тайну?

Лица, ответственные за утрату документов, содержащих государственную тайну, могут быть привлечены к уголовной ответственности. В зависимости от характера и обстоятельств преступления, им может быть назначено лишение свободы, штраф или другое наказание, предусмотренное законом. Кроме того, утрата государственной тайны может иметь серьезные последствия для дальнейшей служебной карьеры таких лиц и привести к дисциплинарным мерам со стороны их руководства.

Что такое государственная тайна и как она защищается в России?

Государственная тайна - это информация, охраняемая законом, содержащая сведения о важных для государства объектах, событиях, процессах и иных обстоятельствах, доступ к которым может нанести ущерб национальной безопасности. В России она защищается путем установления особого режима документирования, хранения, использования и распространения таких сведений, а также преследования уголовной ответственности за их утрату и незаконное распространение.