Организация лечебного питания в отделении недоношенных детей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Акушерство
  • 23 23 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 20.11.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Организационная деятельность медицинской сестры при обеспечении лечебного питания в отделении недоношенных детей 5
1.1. Понятие о недоношенности. Анатомо-физиологические особенности недоношенных детей в свете обеспечения их лечебным питанием 5
1.2. Требования, предъявляемые к организации лечебного питания недоношенных детей 9
1.3. Роль медицинской сестры в организации лечебного питания в отделении недоношенных детей 13
Вывод по главе 1 14
ГЛАВА 2. Практические аспекты сестринской деятельности при организации лечебного питания в отделении недоношенных детей 15
2.1. Характеристика методов, базы и выборки исследования 15
2.2. Анализ результатов сестринской деятельности по организации лечебного питания в отделении недоношенных детей 19
Выводы по главе 2 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 31

Фрагмент для ознакомления

При этом о пользу грудного вскармливания осведомлены все 100% опрошенных мам. Интересна структура источников информации, которым мамы пользуются для получения сведений о грудном вскармливании. Она отображена на рис. 5.Так, 12 мам используют для получения информации сеть Интернет (48%), 9 получают информацию из компетентных источников в виде медицинских работников (36%), 3 – от друзей (12%), 1 – из книг и статей (4%). Рис. 5. Структура источников информации, которым мамы пользуются для получения сведений о грудном вскармливанииСхоже выглядит и структура получения информации о смесях для вскармливания. Так, 3 человека руководствуются рекламой (12%), 10 – мнением специалистов (40%), 8 – личным опытом (32%), 4 (16%) – опытом друзей и знакомых (рис. 6). При этом 76% опрошенных (19 человек) понимают, что грудное молоко не имеет аналогов и не может быть заменено смесями. Рис. 6. Структура источников информации, которым мамы пользуются для получения сведений о смесях для вскармливания недоношенных детейУдивительно, но 96% опрошенных (24 человека) получили консультацию медицинской сестры пользе грудного вскармливания, технике кормления грудью, правилах питания при грудном вскармливании, а 88% опрошенных (22 человека) прослушали лекцию о правильном подборе смесей для искусственного вскармливания недоношенного ребенка. Практические занятия по технике кормления грудью, уходу за грудью, сцеживанию посетили 76% мам (19 человек). Не смотря на то, что 18 человек (72%) оценивает работу медицинскихсестер отделения по организации диетического питания детей в отделении на «отлично», 6 человека (24%) – на «хорошо» и только 1 человек (4%) – на «неудовлетворительно», результаты в целом выглядят довольно плачевно.Выводы по главе 2Проанализировав результаты, полученные при анкетировании, можно сказать, что работа по популяризации грудного вскармливания имеет в отделении ряд недостатков. Так, отмечается высокая степень матерей, готовых оказаться от грудного вскармливания, не имея на то веских оснований. Этот показатель может и должен быть снижен путем повышения эффективности работы медицинских сестер. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИВ заключении следует отметить, что в рамках курсовой работы охватить все аспекты такой сложной проблемы, как организация вскармливания недоношенных детей в условиях стационара, затруднительно. Данное исследование может быть расширено в процессе выполнения дипломного проекта.Выявив недочеты в работе медицинских сестер, связанные с неэффективностью программы по популяризации грудного вскармливания можно сказать, что, несмотря на достаточно широкий охват орошенных профильными беседами и высокий уровень доверия к медицинским сестрам как к профессионалам, существует проблема недостаточной мотивации, либо некорректной подачи информации о грудном вскармливании. Для ее преодоления предлагается сделать следующее:Приблизить информационные материалы к уровню образования, социальному статусу, интересам родителей. Так, возможно предложить электронную рассылку, в том числе с использованием социальных сетей, создание сайта с интересной информацией об отделении и его работе, демонстрацией на манекенах техники кормления и ухода за детьми. Интерес к такому ресурсу увеличился бы, если у родителей была бы возможность получать там наиболее простые консультации по уходу, кормлению, диспансеризации, вакцинации детей и т.д. Повысить уровень наглядности учебных пособий. Это может быть видеоматериал, графический материал. Важно обратить внимание родителей на современные исследования, показывающие, чем может грозить ребенку отказ мамы от грудного вскармливания. Демонстрации не должны травмировать мам, т.к. многие из них испытывают сильный стресс из-за болезни малыша, но их убедительность крайне важна.Ввести в программу обучения живое общение с психологом и мамами, которые благополучно пережили период выхаживания и на данном этапе воспитывают здоровых детей. Психолог поможет выявить те проблемы, которые могут мешать мамам решить вопрос в пользу грудного вскармливания. Мамы же, побывавшие в схожей ситуации, помогут слушательницам пережить кризис.Некоторые люди затрудняются воспринимать информацию в быстром темпе на лекциях и семинарах. Для них следует разработать серию адекватных памяток, которые в полной мере отражали бы современные взгляды на вопросы вскармливания недоношенных детей.Таким образом, спектр мероприятий по обучению родителей методам вскармливания недоношенных детей может быть расширен, что повысит эффективность организационной работы медицинских сестер.По результатам проделанной работы можно сделать ряд выводов:Теоретический анализ проблем участия медицинской сестры в процессе обеспечения диетического питания в отделении новорожденных показал, что как само питание, так и участие в его организации медицинской сестры является одним из основополагающих принципов выхаживания детей, рожденных раньше срока и имеющий низкую массу тела.В процессе эмпирического исследования было выявлено, что, не смотря на высокий профессионализм медицинских сестер, существует проблема слабой мотивации родителей детей к соблюдению современных требований к питанию недоношенных детей.В качестве мер по повышению эффективности сестринской деятельности при организации лечебного питания в отделении недоношенных детей можно предложить повышение наглядности бесед с родителями о правилах вскармливания, привлечение сторонних специалистов к таким беседам, достижение более высокого уровня информативности и доступности пособий по организации кормления детей, родившихся раньше 37 недели беременности.Таким образом, цель и задачи работы выполнены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыПриказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1684н «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902320615/ (19.10.2017). Научная и учебная литератураЗапруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями: Учебник/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 560 с.Неонатология. Национальное руководство/ Под ред. Н.Н. Володина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 896 с. Неонатология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Володин, В.Н. Чернышов, Д.Н. Дегтяре в и др.; Под ред. Н.Н. Володина, В.Н. Чернышова, Д.Н. Дегтярева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 448 с. Практическое руководство по неонатологии/ Под ред. Г.В. Яцык. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 344 с.Рооз Р., Генцель-Боровичени О., Прокитте Г. Неонатология. Практические рекомендации. – М.: Медицинская литература, 2011. – 592 c. Хазанов А.И. Клиническая неонатология. – СПб.: Гиппократ, 2009. – 424 с. Шабалов, Н.П. Неонатология: учеб.пособие: в 2 т. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – Т. 1. – 704 с. Периодические изданияАбольян Л.В., Полянская С.А., Новикова С.В., Дерю А.В. Организация грудного вскармливания в отделениях для недоношенных детей// Вопросы современной педиатрии, 2014. – №1. – С. 10-17. Белоусова М.В., Уткузова М.А., Прусаков В.Ф., Гамирова Р.Г. Влияние биологических и психосоциальных факторов на психический онтогенез недоношенного ребенка// Вестник современной клинической медицины, 2013. – №1. – С. 59-62. Беляева и.А., Намазова-Баранова Л.С., Турти Т.В., Лукоянова О.Л., Бомбардирова Е.П. Внедрение принципов успешного грудного вскармливания в системе оказания медицинской помощи детям, родившимся раньше срока// Педиатрическая фармакология, 2014. – №5. – С. 71-76. Беляева И.А., Турти Т.В., Лукоянова О.Л., Ивардава М.И., Тарзян Э.О. Обеспечение грудного вскармливания у недоношенных детей: проблемы и пути решения// Педиатрическая фармакология, 2014. – 4. – С. 51-58. Добрянский Д.А. Энтеральное питание недоношенных детей с очень малой массой тела при рождении: современные приоритеты// Здоровье ребенка, 2011. – №7. – С. 121-128. Здравоохранениев России. 2015: Стат.сб./Росстат. – М.,2015. – 174 с.Панина О.С., Черненков Ю.В., Архангельский С.М., Прокопенко Л.Е. Опыт применения обогатителя грудного молока при вскармливании детей с очень низкой массой тела при рождении// Саратовский научно-медицинский журнал, 2014. – №4. – С. 623-626.Котлуков В. К., Кузьменко Лариса Григорьевна, Антипова Н. В., Поляков М. В. Особенности вскармливания недоношенных детей грудным молоком// Вопросы современной педиатрии, 2011. – №6. – С. 170-175. Молоканова Н.П., Гавриков Л.К. Применение парентерального питания у недоношенных детей// Вопросы современной медицины, 2015. – №2. – С. 207-211. Романенко К.В., Аверин А.П., Гаева А.И., Богачев Н.Ю. Особенности интенсивной нутритивной поддержки недоношенных детей в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии (часть 1)// Педиатрическая фармакология, 2011. – №3. – С. 85-88. Рыбкина Н.Л., Сафина А.И. Проблемы грудного вскармливания недоношенных детей// Вестник современной клинической медицины, 2013. – №6. – С. 78-84. Скворцова В.А., Боровик Т.Э., Лукоянова О.Λ., Грибакин С.Г., Андреева А.В. Современные тенденции проблемы вскармливания недоношенных детей// Вопросы современной педиатрии, 2005. – №2. – С. 80-86. Суржик А.В. Современные продукты для вскармливания недоношенных детей// Педиатрическая фармакология, 2012. – №4. – С. 106-111. Терещенкова М.С., Терещенко А.В., Трифаненкова И.Г., Юдина Ю.А. Результаты лечения ретинопатии недоношенных// Вестник ОГУ, 2013. – №4 (153). – С. 258-262. Электронные источникиНациональная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/nacprog.pdf (19.10.2017). ПРИЛОЖЕНИЕ АРис. А1. Смеси для питания недоношенных детей Рис. А2. Способы и методы вскармливания недоношенного ребенка в зависимости от массы тела [24]ПРИЛОЖЕНИЕ БОпросный лист №______________Уважаемые родители! В нашем отделении проводится исследование на тему роли медицинской сестры в организации лечебного питания в отделении недоношенных детей. Просим Вас принять участие в опросе.Ваш возраст: ____________________________________________________Как Вы кормите своего ребенка?А. Грудное вскармливаниеБ. Искусственное вскармливаниеВ. Смешанное вскармливаниеЧем обусловлен отказ от грудного вскармливания?А. Медицинскими показаниями со стороны ребенка или мамыБ. Невозможностью регулярно посещать больницуВ. Нежеланием поддерживать грудное вскармливание в дальнейшемГ. Другие причины _________________________________________________Планируете ли продолжать грудное вскармливание в дальнейшем? Как долго?А. Да, не менее ____________ месяцевБ. Частично (буду комбинировать с адаптированными молочными смесями)В. НетЗнаете ли Вы о пользе грудного вскармливания?А. ДаБ. НетОткуда Вы получаете информацию о грудном вскармливании?А. ИнтернетБ. Медицинские работники В. От друзей, знакомыхГ. Книги, периодические изданияЧем Вы руководствовались при выборе смеси для вскармливания ребенка?А. РекламойБ. Рекомендациями специалистов В. Личным опытомГ. Опытом друзей, знакомыхКак Вы полагаете – может ли смесь заменить грудное молоко?А. ДаБ. НетПроводилась ли медицинскими сестрами с Вами беседы о пользе грудного вскармливания, технике кормления грудью, правилах питания при грудном вскармливании?А. ДаБ. НетПроводилась ли медицинскими сестрами с Вами беседы о правильном подборе смесей для искусственного вскармливания недоношенного ребенка?А. ДаБ. НетПроводились ли с Вами практические занятия по технике кормления грудью, уходу за грудью, сцеживанию?А. ДаБ. НетОцените качество работы медицинских сестер отделения по организации диетического питания детей в отделении:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1684н «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902320615/ (19.10.2017).
Научная и учебная литература
2. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями: Учебник/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 560 с.
3. Неонатология. Национальное руководство/ Под ред. Н.Н. Володина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 896 с.
4. Неонатология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Володин, В.Н. Чернышов, Д.Н. Дегтяре в и др.; Под ред. Н.Н. Володина, В.Н. Чернышова, Д.Н. Дегтярева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 448 с.
5. Практическое руководство по неонатологии/ Под ред. Г.В. Яцык. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 344 с.
6. Рооз Р., Генцель-Боровичени О., Прокитте Г. Неонатология. Практические рекомендации. – М.: Медицинская литература, 2011. – 592 c.
7. Хазанов А.И. Клиническая неонатология. – СПб.: Гиппократ, 2009. – 424 с.
8. Шабалов, Н.П. Неонатология: учеб. пособие: в 2 т. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – Т. 1. – 704 с.
Периодические издания
9. Абольян Л.В., Полянская С.А., Новикова С.В., Дерю А.В. Организация грудного вскармливания в отделениях для недоношенных детей// Вопросы современной педиатрии, 2014. – №1. – С. 10-17.
10. Белоусова М.В., Уткузова М.А., Прусаков В.Ф., Гамирова Р.Г. Влияние биологических и психосоциальных факторов на психический онтогенез недоношенного ребенка// Вестник современной клинической медицины, 2013. – №1. – С. 59-62.
11. Беляева и.А., Намазова-Баранова Л.С., Турти Т.В., Лукоянова О.Л., Бомбардирова Е.П. Внедрение принципов успешного грудного вскармливания в системе оказания медицинской помощи детям, родившимся раньше срока// Педиатрическая фармакология, 2014. – №5. – С. 71-76.
12. Беляева И.А., Турти Т.В., Лукоянова О.Л., Ивардава М.И., Тарзян Э.О. Обеспечение грудного вскармливания у недоношенных детей: проблемы и пути решения// Педиатрическая фармакология, 2014. – 4. – С. 51-58.
13. Добрянский Д.А. Энтеральное питание недоношенных детей с очень малой массой тела при рождении: современные приоритеты// Здоровье ребенка, 2011. – №7. – С. 121-128.
14. Здравоохранение в России. 2015: Стат.сб./Росстат. – М., 2015. – 174 с.
15. Панина О.С., Черненков Ю.В., Архангельский С.М., Прокопенко Л.Е. Опыт применения обогатителя грудного молока при вскармливании детей с очень низкой массой тела при рождении// Саратовский научно-медицинский журнал, 2014. – №4. – С. 623-626.
16. Котлуков В. К., Кузьменко Лариса Григорьевна, Антипова Н. В., Поляков М. В. Особенности вскармливания недоношенных детей грудным молоком// Вопросы современной педиатрии, 2011. – №6. – С. 170-175.
17. Молоканова Н.П., Гавриков Л.К. Применение парентерального питания у недоношенных детей// Вопросы современной медицины, 2015. – №2. – С. 207-211.
18. Романенко К.В., Аверин А.П., Гаева А.И., Богачев Н.Ю. Особенности интенсивной нутритивной поддержки недоношенных детей в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии (часть 1)// Педиатрическая фармакология, 2011. – №3. – С. 85-88.
19. Рыбкина Н.Л., Сафина А.И. Проблемы грудного вскармливания недоношенных детей// Вестник современной клинической медицины, 2013. – №6. – С. 78-84.
20. Скворцова В.А., Боровик Т.Э., Лукоянова О.Λ., Грибакин С.Г., Андреева А.В. Современные тенденции проблемы вскармливания недоношенных детей// Вопросы современной педиатрии, 2005. – №2. – С. 80-86.
21. Суржик А.В. Современные продукты для вскармливания недоношенных детей// Педиатрическая фармакология, 2012. – №4. – С. 106-111.
22. Терещенкова М.С., Терещенко А.В., Трифаненкова И.Г., Юдина Ю.А. Результаты лечения ретинопатии недоношенных// Вестник ОГУ, 2013. – №4 (153). – С. 258-262.
Электронные источники
23. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/nacprog.pdf (19.10.2017).

Вопрос-ответ:

Что такое недоношенность и какие физиологические особенности имеют недоношенные дети?

Недоношенность - это состояние, при котором ребенок родился до завершения полного срока беременности. Недоношенные дети имеют особенности в развитии и функционировании органов и систем организма. Они могут иметь недостаточно развитую кожу, неполноценные легкие, незрелую нервную систему и несформированную пищеварительную систему.

Какие требования предъявляются к организации лечебного питания недоношенных детей?

Организация лечебного питания недоношенных детей должна учитывать их особенности и потребности в питательных веществах. Питание должно быть специально адаптированным, сбалансированным по содержанию белка, жиров, углеводов и витаминов. Также важно соблюдать гигиенические требования и безопасность пищи.

Какова роль медицинской сестры в организации лечебного питания недоношенных детей?

Медицинская сестра играет важную роль в организации лечебного питания недоношенных детей. Она осуществляет контроль за качеством и безопасностью пищи, приготавливает и подает пищу, следит за дозированием лекарственных препаратов, а также оказывает педагогическую помощь родителям в вопросах правильного питания и ухода за ребенком.

Какая организационная деятельность медицинской сестры связана с обеспечением лечебного питания в отделении недоношенных детей?

Медицинская сестра занимается закупкой и контролем качества пищевых продуктов, составлением индивидуальных рационов питания, организацией приема пищи и контролем за его процессом. Она также ведет учет и документацию по питанию детей, обучает родителей основам правильного питания и ухода за ребенком.

Какие анатомо-физиологические особенности имеют недоношенные дети?

Недоношенные дети имеют незрелую нервную и иммунную системы, а также неполноценно развитые органы и системы организма. Они имеют меньший вес, недостаточно развитую кожу, несовершенную работу легких и пищеварительной системы. Также у них может быть нарушена работа сердечно-сосудистой системы.

Какие требования предъявляются к организации лечебного питания недоношенных детей?

Организация лечебного питания недоношенных детей должна учитывать их анатомо-физиологические особенности. Оно должно быть высококалорийным и богатым питательными веществами. Также требуется регулярная и частая кормление, предпочтительно грудным молоком или специальными препаратами для недоношенных детей.

Какую роль играет медицинская сестра в организации лечебного питания недоношенных детей?

Медицинская сестра играет важную роль в организации лечебного питания недоношенных детей. Она осуществляет контроль и наблюдение за процессом кормления, приготовлением и расчетом пищевых смесей, а также поддерживает гигиену и комфорт при кормлении. Она также даёт рекомендации по рациону и объёму пищи, контролирует состояние и развитие ребенка.

Какие задачи ставит перед собой медицинская сестра при обеспечении лечебного питания недоношенных детей?

Основные задачи медицинской сестры при обеспечении лечебного питания недоношенных детей включают контроль за процессом кормления, поддержание оптимальных условий для кормления, а также обучение родителей правильному приготовлению и подаче пищи. Она также должна следить за развитием ребенка и своевременно реагировать на возможные проблемы.

Чем отличаются недоношенные дети?

Недоношенные дети отличаются от полноценно развивающихся детей своими анатомо-физиологическими особенностями, особенно в отношении пищеварительной системы. У них более незрелая кишечная микрофлора, более низкая функциональная активность пищеварительных ферментов, а также более низкий уровень секреции гастрального сока. В связи с этим, лечебное питание для недоношенных детей требует особого подхода и организации.