мотивация студентов при выборе вуза
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 23.11.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА 5
1.1. Понятие мотива и его исследование в маркетинге 5
1.2. Состояние современного рынка образовательных услуг 6
Глава 2. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА 9
2.1. Разработка опросника и проведение исследования 9
2.2. Результаты исследования 11
2.3. Интерпретация результатов и выводы 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 28
Я хотела бы повторить его путь и тоже отправиться учиться в Китай».Таким образом, эти и другие ответы респондентов раскрывают смысл выявленных мотивов и подтверждают их значимость для студентов.Руководствуясь полученным рейтингом наиболее значимых мотивов студентов при выборе вуза, учебным заведениям рекомендуется опираться на них при планировании своего стратегического развития.В качестве рекомендаций вузамможно указать: совершенствование программы обучения и их качества, развитиекультурной жизни вуза, установление связей и программ обмена студентами с заграничными вузами, увеличение мест в общежитии или строительство его нового корпуса. Подобные мерыпомогут вузам стать привлекательными для студентов, при этом правильно позиционируя себя на рынке образовательных услуг.ЗАКЛЮЧЕНИЕМотив (от лат. movero – приводить в движение, толкать) – это то, что движет человеком, ради чего он тратит свои ресурсы (время, энергию, силы, деньги и т.д.). На основе своих мотивов человек делает той или иной выбор.В рамках маркетинга анализ мотивационных составляющих потребительского поведения имеет большое значение. Зная мотивацию потребителя, организации могут предсказывать его дальнейшее поведение и совершенствовать свои продукты и услуги под потребности рынка.Применение анализа мотивации потребителя возможно и для рынка образовательных услуг.В течение последних 10-15 лет предложение образовательных услуг в России возросло небывалыми темпами. В рыночных условиях во главу угла ставится студент и его потребности в образовании: к студенту теперь все чаще относятся как к клиенту. И в условиях борьбы за клиента конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать рынок образовательных услуг. Соответственно, вузы пытаются занять свое место в бизнесе, задумываются об анализе своей конкурентоспособности, о маркетинге и позиционировании себя на рынке.Все это приводит к необходимость проведения вузом постоянного мониторинга внешней среды, исследования спроса на образовательный услуги и основных факторов, влияющих на решения студентов – потребителей образовательных услуг.В рамках данной работы было проведено исследование мотивации студентов при выборе вуза. Концепция исследования подразумевала получение исчерпывающих знаний о мотивации студентов при выборе вуза для поступления и дальнейшего обучения и составление рейтинга мотивов, которыми они руководствовались в своем выборе. В качестве основного метода исследования был выбран маркетинговый опрос. Для проведения маркетингового опроса был разработан специальный опросник.По результатам проведенного исследования с учетом общей значимости для студентов различных мотивов был составлен рейтинг мотивов:1. Наличие бюджетных мест или низкая стоимость обучения.2. Близость вуза к дому.3. Известность и престижность вуза.4. Качество образования, профессионализм преподавателей.5. Перспективы и помощь вуза в трудоустройстве.6. Рекомендация родителей, друзей, знакомых.7. Возможность международных практик и стажировок.8. Возможность получить место в общежитии.9. Активная культурная жизнь в вузе (КВН, профсоюзы, студенческие фестивали, праздники и т.п.).Акцент маркетинговой политики вуза стоит сделать на самых важных мотивах. Руководствуясь полученным рейтингом наиболее значимых мотивов студентов, высшим учебным заведениямможно вынести следующие рекомендации:совершенствовать свои программы обучения, повышая качествообразовательных услуг;снизить, по возможности, стоимость обучения;развивать престижность и известность своего бренда с помощью методов и приемов маркетинга;развивать профсоюзы и программы помощи студентам в трудоустройстве;сотрудничать с зарубежными вузами, развивая программы зарубежных практик и стажировок;увеличить число мест в общежитии, возможно, построить новый корпус общежития;уделять внимание развитию активной культурной жизни в вузе, организации праздников, студенческих фестивалей, форумов, интеллектуальных игр и игр КВН и т.п.Действуя в обозначенных направлениях, вузы смогут становиться более привлекательными для абитуриентов, при этом правильно позиционируя себя на рынке образовательных услуг.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 20.10.2017).Антоненко, В.В. Мотивация абитуриентов при выборе высшего учебного заведения / В.В. Антоненко // Научный диалог. – 2013. – №12 (24).Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: учеб.пособие / И.К. Беляевский. –М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2004. – 414 с.Ванникова, Е.Н. Маркетинговые исследования: учеб.пособие / Е.Н. Ванникова. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. – 160 с.Драганчук, Л.С. Рынок образовательных услуг и его регулирование / Л.С. Драганчук // Вестник КемГУ. – 2012. – №1.Ефимова, И.Н. Анализ влияния рейтингов вузов на мотивацию абитуриентов / И.Н. Ефимова, А.В. Маковейчук // Вестник ННГУ. – 2013. – №6.Ефимова, И.Н. Анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 г. / И.Н. Ефимова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2011. – №4.Ефимова, И.Н. Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года при выборе вуза / И.Н. Ефимова // Вестник ННГУ. – 2012. – №4.Козырьков, Р.В. К вопросу о специфике экономических отношений на рынке образовательных услуг / Р.В. Козырьков // ПСЭ. – 2011. – №2.Корзникова, Г.Г. Менеджмент в образовании: учебник / Г.Г. Корзникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 352 с.Локаткова, О.Н. Влияние потребностно-мотивационной сферы личности старшеклассника на готовность к обучению в вузе / О.Н. Локаткова // Изв. Сарат. ун-та; Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2013. – №2.Неровня, Т.Н. Рынок образовательных услуг: институциональная характеристика, структура, основные детерминанты / Т.Н. Неровня, А.А. Корчинский, М.В. Гречко // Пространство экономики. – 2008. – №3.Нижегородцев, Р.М. Рынок образовательных услуг в сфере высшего образования: институциональные фильтры и ловушки / Р.М. Нижегородцев // Известия УрГЭУ. – 2013. – №1.Ситаров, В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом / В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – №3. – С.18-23.Старовойтова,Т.А. Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России / Т.А. Старовойтова // Научные записки. – 2009. – № 2. – С. 519–522.Ormala, E. New Approaches in Technology Policy – the Finnish Example, OECD Workshop on Best Practices in Technology and Innovation Policy – New Rationale and Approaches in Technology and Innovation Policy, Vienna. –May 1997.ПРИЛОЖЕНИЕБланк опросаИмя_______________________________________________________________Возраст__________ВУЗ _________________________________________Уважаемые участники опроса!В таблице ниже перечислены несколько мотивов, факторов, которые могут быть значимы при выборе вуза. Ознакомившись с ними, подумайте, какими из предложенных вариантовруководствовались вы, когда выбирали свое учебное заведение.Мотив, который был главенствующимдля вас при выборе вуза, оценитев 3 балла. Мотив, являвшийся вторым по важности, оцените в 2 балла. И, наконец, рядом с третьим по значимости мотивом поставьте оценку в 1 балл. Оставшимсявариантам из списка присвойте значение «0 баллов».МотивВаша оценкаА. Близость вуза к домуБ. Возможность получить место в общежитииВ. Качество образования, профессионализм преподавателейГ. Известность и престижность вузаД. Рекомендация родителей, друзей, знакомыхЕ. Наличие бюджетных мест или низкая стоимость обученияЖ. Перспективы и помощь вуза в трудоустройствеЗ. Активная культурная жизнь в вузе (КВН, профсоюзы, студенческие фестивали, праздники и т.п.)И. Возможность международных практик и стажировокПожалуйста, прокомментируйте свой выбор: расскажите подробнее, как вы выбирали свой вуз и почему. Будем благодарны за подробный и развернутый ответ.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Благодарим за участие!
2. Антоненко, В.В. Мотивация абитуриентов при выборе высшего учебного заведения / В.В. Антоненко // Научный диалог. – 2013. – №12 (24).
3. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: учеб. пособие /
И.К. Беляевский. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2004. – 414 с.
4. Ванникова, Е.Н. Маркетинговые исследования: учеб. пособие /
Е.Н. Ванникова. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. – 160 с.
5. Драганчук, Л.С. Рынок образовательных услуг и его регулирование / Л.С. Драганчук // Вестник КемГУ. – 2012. – №1.
6. Ефимова, И.Н. Анализ влияния рейтингов вузов на мотивацию абитуриентов / И.Н. Ефимова, А.В. Маковейчук // Вестник ННГУ. –
2013. – №6.
7. Ефимова, И.Н. Анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 г. / И.Н. Ефимова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. –
2011. – №4.
8. Ефимова, И.Н. Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года при выборе
вуза / И.Н. Ефимова // Вестник ННГУ. – 2012. – №4.
9. Козырьков, Р.В. К вопросу о специфике экономических отношений на рынке образовательных услуг / Р.В. Козырьков // ПСЭ. –
2011. – №2.
10. Корзникова, Г.Г. Менеджмент в образовании: учебник / Г.Г. Корзникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 352 с.
11. Локаткова, О.Н. Влияние потребностно-мотивационной сферы личности старшеклассника на готовность к обучению в вузе /
О.Н. Локаткова // Изв. Сарат. ун-та; Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2013. – №2.
12. Неровня, Т.Н. Рынок образовательных услуг: институциональная характеристика, структура, основные детерминанты / Т.Н. Неровня,
А.А. Корчинский, М.В. Гречко // Пространство экономики. – 2008. – №3.
13. Нижегородцев, Р.М. Рынок образовательных услуг в сфере высшего образования: институциональные фильтры и ловушки /
Р.М. Нижегородцев // Известия УрГЭУ. – 2013. – №1.
14. Ситаров, В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом / В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – №3. – С.18-23.
15. Старовойтова, Т.А. Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России / Т.А. Старовойтова // Научные записки. – 2009. – № 2. – С. 519–522.
16. Ormala, E. New Approaches in Technology Policy – the Finnish Example, OECD Workshop on Best Practices in Technology and Innovation Policy – New Rationale and Approaches in Technology and Innovation Policy, Vienna. – May 1997.
Содержание
Введение .................................................................... | I Теоретическая часть `Мотивы выбора профессии".............. | глава 1 Анализ теоретических подходов к проблеме мотивации................................................................... | 1.1. Понятие "мотив" и "мотивация"................................... | 1.2. Типы причины................................................................ | 1.3. Внешние и внутренние причины....................................... | глава 2 Анализ теоретических подходов к проблеме профессионального самоопределения................................. | 2.1.Понятия "профессиональное самоопределение" и "профессиональный выбор".................................................. | 2.2.Мотивы выбора профессии.............................................. | 2.3.Соотношение внешних и внутренних причин.............................................................................. | II Практическая часть Исследование мотивов профессионального выбора у студентов Высших учебных заведений................................................................... | глава 1 План исследования............................................. | глава 2 Результаты исследования.................................... | Выводы...................................................................... | Вывод.................................................................. | Использована литература................................................ |