Методическая организация и содержание повторения знаний учащимися при обучении обществознания, роль систематических повторений в формировании научного понимания обществознания.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методика преподавания
  • 19 19 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 23.11.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2
1.Формы и методы организации обучения обществознания в начальных классах 4
2. Методика повторений знаний на уроках обществознания 9
Заключение 18
Список литературы 19

Фрагмент для ознакомления

Учитель, заинтересованный в обучении своих учеников, сделает всё зависящее от него, чтобы избежать наиболее часто встречающихся в современной практике недочётов. Чаще других дают о себе знать и требуют пристального внимания такие:
Недооценка важности повторения связи нового материала с пройденным. Вследствие этого повторение часто имеет формальный характер. Учитель задаёт учащимся вопросы только по теме прошлого урока. Не продумывает заранее, что целесообразно было бы вспомнить из уже известного в связи с изучением нового.
Неумение выделить именно тот материал, который необходим для успешного восприятия нового. Неопытные учителя предлагают для повторения такой объём изученного материала и с такими подробностями, что среди них теряются актуальные знания и умения.
Однообразие приёмов и форм работы. Вопросы предлагают в той же формулировке, в которой их задавали раньше при изучении нового материала. При повторении в начале учебного года вопросы те же, и с теми же деталями, примерами, что и в прошлом году. Поэтому нет стимуляции активности мышления учащихся. Отсутствует новое, то что способствует работе мысли.
Неумение правильно соединять проверку знаний учащихся с повторением. На первый план выдвигают проверку и совсем недостаточно внимания уделяют собственно повторению.
Итак, при организации постоянного повторения пройденного учителю следует ещё раз подумать о том, какие недочёты присутствуют в его методике, насколько эффективна она в каждом классе. Учителю необходимо взять за правило соединять проверку знаний учащихся с повторением. Только это и стоит делать: повторять, каждый раз добавляя к известному новые знания, умения. Тогда знания и умения наших учеников будут продуктивными.
Повторение может входить как элемент в обычные уроки. Повторению могут посвящаться и особые целые уроки. Многие учителя склоняются к тому, чтобы делать упор на текущее повторение. На уроках параллельно с изучением нового материала проводится организованное повторение пройденного раньше. Темы из старого материала регулярно задаются на дом вместе с новым материалом и повторение их учениками проверяется вместе с проверкой домашнего задания по новому материалу. По своей сущности и закрепление нового материала представляет собой тоже повторение. Элементы повторения пройденного материала включаются и в само объяснение нового материала. Проводимая при этом увязка нового материала со старым, следование от известного, включает в себя повторение. Отсюда видим, что повторение пронизывает весь педагогический процесс и проводится на всех стадиях урока. И это вполне целесообразно, ибо без повторения едва ли можно бы достигнуть прочных знаний. Повторение пройденного материала может быть проводимо разными методами. Нужно избегать механической зубрёжки. К. Д. Ушинский различал пассивное и активное повторение. Пассивным повторением будет такое, когда ученик вновь проходит материал так, как он раньше изучал его.
Активное повторение. Означает отключение «автопилота». Необходимо осмысливать новый материал, пропускать его через себя. Старайтесь находить новые способы употребления лексики или придумать короткий рассказ с выученной идиомой. Лучше всего сделать новый материал «своим», то есть придумать историю о себе.
Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений. Например, ученик закрывает книгу и рассказывает содержание статьи на память. Активное повторение гораздо эффективнее пассивного. При устных повторениях нужно избегать идти тем же путём, каким материал объяснялся сначала. Следует вопросы поставить в ином порядке, с перегруппировкой материала. Такое повторение содействует более углублённому усвоению знания и придаёт ему некоторую новизну.
Пересказ. Это разновидность активного повторения. Пересказ вовсе не означает заучивание наизусть. Намного полезнее пытаться изложить информацию из текста своими словами. Это заставит вас использовать новую лексику, вы потренируетесь перефразировать тексты, да и грамматика в контексте хорошо запомнится.
Повторение можно проводить на основе использования разных учебных пособий. Особенно важно стремиться к разнообразию методов на уроках, посвященных целиком повторению пройденного. Одно и то же надоедает. Желательно сменять приёмы повторения: устный опрос, письменная работа, наблюдения и т. п. Полезно применять заключительные экскурсии для повторения.


Заключение

Основная цель преподавания обществознания в школе – развитие личности ученика на основе знаний прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.
Урок обществознания должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Важная цель уроков обществознания – способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.
В современной школе изменились тенденции к организации процесса обучения обществознанию. Формы организации обучения стали более гибкими и динамичными. Современный младший школьник имеет более широкий кругозор, он более самостоятелен. Большой объем информации берется детьми вне стен школы: в наблюдениях, в книгах, в телепередачах и т.д. Учащиеся способны изменить логику развития урока. К примеру, в зависимости от степени подготовки детей любой урок может развертываться как урок изучения нового или как урок обобщения и систематизации знаний. В начальной школе складывается особый, более гибкий ритм занятий, варьируется их продолжительность в зависимости от вида работы (практическая работа, лабораторный эксперимент).
Вариативность содержания образования требует перестройки форм обучения на основе интеграции способов передачи всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности. В практику начальной школы внедряются инновационные, творческие и интегрированные уроки.
Список литературы


Белянкова Н.М. Проблемное изучение блока «Человек и общество» в курсе «Окружающий мир»: социализация младших школьников // Начальная школа. - 2012. - № 12. - С. 43-47.
Горячев А.В. Все узнаю, все смогу. 2-4 классы. Пособие по проектной деятельности. - М.: Баласс, 2012. - 64 c.
Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. - М.: Учитель, 2016. - 32 c.
Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2012. – 243с.
Методические рекомендации о преподавании предмета «Обществознание» в 2015-2016 году/материалы подготовлены Журавлевой О.Н. зав. кафедрой  социального образования ГОУ ДПО  (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. - С-Пб, 2015
Пидласый И.П. Как организовать текущее повторение // Математика. Все для учителя. – 2012. - №4. – С. 2-3
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской  Федерации  от 17.12.2010 года № 1897) – М.: Просвещение, 2011
Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС // Справочник заместителя директора школы. – 2012. - №10. – С.23

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской  Федерации  от 17.12.2010 года № 1897) – М.: Просвещение, 2011
Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС // Справочник заместителя директора школы. – 2012. - №10. – С.23
Методические рекомендации о преподавании предмета «Обществознание» в 2015-2016 году/материалы подготовлены Журавлевой О.Н. зав. кафедрой  социального образования ГОУ ДПО  (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. - С-Пб, 2015
Методические рекомендации о преподавании предмета «Обществознание» в 2015-2016 году/материалы подготовлены Журавлевой О.Н. зав. кафедрой  социального образования ГОУ ДПО  (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. - С-Пб, 2015
Пидласый И.П. Как организовать текущее повторение // Математика. Все для учителя. – 2012. - №4. – С. 2-3









2

Список литературы


1. Белянкова Н.М. Проблемное изучение блока «Человек и общество» в курсе «Окружающий мир»: социализация младших школьников // Начальная школа. - 2012. - № 12. - С. 43-47.
2. Горячев А.В. Все узнаю, все смогу. 2-4 классы. Пособие по проектной деятельности. - М.: Баласс, 2012. - 64 c.
3. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. - М.: Учитель, 2016. - 32 c.
4. Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2012. – 243с.
5. Методические рекомендации о преподавании предмета «Обществознание» в 2015-2016 году/материалы подготовлены Журавлевой О.Н. зав. кафедрой социального образования ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. - С-Пб, 2015
6. Пидласый И.П. Как организовать текущее повторение // Математика. Все для учителя. – 2012. - №4. – С. 2-3
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897) – М.: Просвещение, 2011
8. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС // Справочник заместителя директора школы. – 2012. - №10. – С.23

Вопрос-ответ:

Какие методы используются для организации повторения знаний по обществознанию?

Для организации повторения знаний по обществознанию используются различные методы, такие как повторение через вопросы-ответы, проведение контрольных работ и тестов, использование дидактических игр и упражнений.

Какова роль систематических повторений в формировании научного понимания обществознания?

Систематические повторения играют важную роль в формировании научного понимания обществознания. Они позволяют закрепить и углубить знания, развить навыки анализа и синтеза, а также помогают учащимся лучше запомнить материал и применять его на практике.

Какой методика используется при повторении знаний на уроках обществознания?

При повторении знаний на уроках обществознания часто используется методика вопрос-ответ. Учитель задает вопросы по изученному материалу, а ученики отвечают на них, уточняют свои ответы и обсуждают тему в классе. Это позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся и узнать, насколько хорошо они усвоили материал.

Какие формы и методы организации обучения обществознанию используются в начальных классах?

В начальных классах для организации обучения обществознанию используются различные формы и методы. Это могут быть беседы, чтение и обсуждение текстов, проведение практических занятий, решение задач и упражнений, просмотр видео и демонстрация презентаций.

Какие проблемы могут возникнуть в процессе повторения знаний по обществознанию?

В процессе повторения знаний по обществознанию могут возникать различные проблемы. Некоторые ученики могут испытывать трудности в запоминании материала или понимании его смысла. Другие могут быть не заинтересованы в повторении и не проявлять достаточного усилия. Важно, чтобы учитель обращал внимание на эти проблемы и находил индивидуальный подход к каждому ученику.

Какими методами можно организовать повторение знаний учащимися при обучении обществознанию?

При обучении обществознанию можно использовать различные методы повторения знаний, такие как мнемотехника, репетиционные упражнения, использование карточек с терминами, проведение игровых форм обучения и т.д. Это помогает ученикам закрепить изучаемый материал и улучшить его усвоение.

Какую роль играют систематические повторения в формировании научного понимания обществознания?

Систематические повторения играют важную роль в формировании научного понимания обществознания. Они позволяют закрепить уже изученные знания, повторить основные понятия и принципы, а также применить полученные знания на практике. Таким образом, систематические повторения способствуют развитию навыков анализа, синтеза и самостоятельного мышления учащихся.

Какова методика повторений знаний на уроках обществознания?

Методика повторений знаний на уроках обществознания может включать такие элементы, как повторение основных понятий, составление конспектов, решение задач и упражнений, проведение дискуссий и т.д. Также важно использовать разнообразные учебно-методические материалы, такие как учебники, пособия, презентации и интерактивные задания, для обеспечения эффективного повторения знаний.