Методические основы формирования нравственных представлений у дошкольников на материале народного творчества
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 08.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК) 6
1.1. Уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Методические особенности применения народной сказки в целях нравственного воспитания старших дошкольников 16
1.3. Оценка эффективности разработанной методики 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Выражать собственное мнение относительно нравственного поведения, составляя сказки на новый лад4. НОД «Трудиться-всегда пригодиться»духовно – нравственное развитие и воспитание детей, и приобщение их к духовным ценностям, моральным нормам для жизни личности, семьи, общества; творческого развития; любовь к семье, Родине, природе. Драматизации сказок о труде, чтоб дети могли примерить на себя роли работников5. НОД «Все хорошо, что хорошо кончается»духовно – нравственное развитие и воспитание детей, и приобщение их к духовным ценностям, моральным нормам для жизни личности, семьи, общества; творческого развития; любовь к семье, Родине, природе. Беседа о чувствах и ощущениях, вине, проведение беседы «сьыдно»6. НОД «Смелость – ценное качество»духовно – нравственное развитие и воспитание детей, и приобщение их к духовным ценностям, моральным нормам для жизни личности, семьи, общества; творческого развития; любовь к семье, Родине, природе. Выявление знаний детей о смелости и ее эталоне.В таблице 12 приведены дидактические принципы организации деятельности, согласно которым нами были организованы занятия по работе со сказками.Таблица 12.Дидактические принципы организации деятельностиПринципОсновной акцентКоментарийОсознанностьОсознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событияхЗадача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд не заметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказкиМножественностьПонимание того, что одно и тоже событие или ситуация могут иметь несколько значений и смысловЗадача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторонСвязь среальное гьюОсознание того, чтокаждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий нравственный урокЗадача: терпеливо и терпимо прорабатывав сказочные ситуации с позиции ТОГО, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуацияхУсловия, обеспечивающие эффективность:1. Работа должна строиться с учетом содержания современного образования, специфики процесса обучения в ДОУ, возрастных особенностей дошкольников, возможностей системного и личностно-деятельностного подхода.2. В работе будет использоваться личностно-деятельностный подход, который определяется как единство его личностного и деятельностного компонентов. В своем личностном компоненте данный подход предполагает, что в центре системы создания педагогических условий по развитию нравственных категорий и ценностей находится сам ребенок - его мотивы, цели, уровень развития нравственного поведения. Деятельностный компонент предполагает учет особенностей (целей, содержания, форм организации, методов) нравственного воспитания детей.Структура и разработка конспекта НОД по данному проекту (НОД «Хорошо-Плохо») приведено в Прил.2Разработанный проект на наш взгляд позволит использовать народную сказку в системе воспитания нравственных качеств и применять ее в различных видах деятельности детей старшего дошкольного возраста.1.3. Оценка эффективности разработанной методикиНа контрольном этапе экспериментального исследования мы использовали те же методы диагностики, и на констатирующем этапе, а именно ситуации морального выбора, разыгрывание сюжетных сценок, беседы и беседы по содержанию дидактических картинок. Результаты контрольного исследования степени проявления показателей нравственной воспитанности детей дошкольного возраста (в диагностической группе А и в диагностической группе Б) отражены в рабочих таблицах (см. Прил. 2).Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента по определению уровней нравственной воспитанности детей дошкольного возраста экспериментальной группы А представлены в Таблице 13.Таблица 13.Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента по определению уровней нравственной воспитанности детей дошкольного возраста экспериментальной группы АГрупа А (конст)Група (контр)Количество детей%Количество детей%Достаточный 320426,7Средний746,7960Недостаточный 533,3113,3Рисунок 2. Сравнительная диаграмма констатирующего и контрольного этапов для экспериментальной группыСравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента по определению уровней нравственной воспитанности детей дошкольного возраста экспериментальной группы Б представлены в Таблице 14.Таблица 14Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента по определению уровней нравственной воспитанности детей дошкольного возраста экспериментальной группы БГрупа Б (конст)Група Б (контр)Количество детей%Количество детей%Достаточный 426,6533,3Средний853,4853,4Недостаточный 320213,3Рисунок 3. Сравнительная диаграмма констатирующего и контрольного этапов для контрольной группыКак видно из Таблицы 11 и Таблицы 12, на низком уровне остались 2 ребенка экспериментальной группы (13,3%) и 2 ребенка контрольной группы (13,3%). На среднем уровне находятся 9 детей экспериментальной группы (60%) и 8 детей контрольной группы (53,4%). Высокий уровень нравственной воспитанности имеют 4 детей экспериментальной группы (26,7%) и 5 детей контрольной группы (33,3%). Таким образом, результаты значительно улучшились в экспериментальной группе. Это подтверждает важность влияния народной сказки на нравственное воспитание детей дошкольного возраста.Итак, результаты контрольного эксперимента позволяют сделать выводы о том, что проведенная система работы с детьми значительно улучшила результаты в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Это свидетельствует о том, что предложенная система оказывает положительное влияние на повышение нравственности дошкольников.ЗАКЛЮЧЕНИЕДля более основательного исследования значения народного творчества в нравственном воспитании нами было проведено экспериментальное исследование на базе указать, в котором принимало участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Исследование состояло из трех этапов. На констатирующем этапе мы приняли шкалу оценивания и установили три уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста (высокий, средний, низкий). Также для определения уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста, мы предлагали детям выполнить различные диагностические задачи. Дети диагностической группы А были выбраны, как экспериментальная группа. Дети диагностической группы Б были выбраны, как контрольная группа.На втором этапе исследования (формирующем) с целью повышения уровня нравственной воспитанности детей дошкольного возраста мы разработали систему занятий по ознакомлению с народной сказкой.Результаты контрольного эксперимента показали, что значительные улучшения произошли в экспериментальной группе. Это утверждает, что разработанная нами система занятий по материалам народных сказок является эффективной и действенной.Мы рекомендуем воспитателям дошкольных учебных заведений при нравственном воспитании детей дошкольного возраста больше внимания уделять занятиям по ознакомлению с народной сказкой. Сопоставление данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет увидеть изменения нравственной воспитанности, которые состоялись благодаря формирующему эксперименту. В результате проведенной нами экспериментальной работы у детей экспериментальной группы наблюдается повышение уровня нравственной воспитанности, они имеют четкие представления о добре и зле, различают эти два понятия, любят животных и хорошо, гуманно относятся к ним, уважают и уважительно относятся к своим родителям, хотят помочь друг другу, взаимопомогают, чутко относятся к окружающим, проявляют гуманные поступки.Результаты контрольного этапа исследования доказали, что проведенная работа по нравственному воспитанию дошкольников значительно улучшила результаты. Из этого можно сделать вывод, что предложенная нами система действует положительно на нравственное воспитание детей дошкольного возраста.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАмонашвили Ш.Л. Вера и Любовь. - М.:Издатсльский дом Ш.Л. Амонашвипи, 2008.Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и школе/М.Л. Андрианов - 3-е Изд.Минск: ИООО «Современное слово», 2005.Богданова О. С, Катаева Л.Н. О нравственном воспитании детей.— М.: Просвещение, 2013. — 213 с.Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М: Мозаика-Синтез, 2014. - 80 с.Буре Р.С, Воробьева М.В., Давидович В.Н. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. - М., 2004.Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 сГолубова Ю.А. Социально-культурные условия нравственного воспитания дошкольников средствами сказкотерапии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2006. - 28 с.Джуринский Л.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 762-766.Киракосян К. Э., Савенко Т. М. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф.(г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. —С. 115-118.Князева О Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры; Программа. - СПб.: Детство- Пресс, 2004.Козлова С. Л., Куликова Т. Л. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2002.Козлова С. Л. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25-27.Кокуева Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. - М., 2005.Коломийчснко Л.В Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности. - моногр./ Иерм.гос.псд.ун-т. - Пермь, 2008.Коломийченко Л.В. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: психолого-педагогическис аспекты: монография/ Л.В. Коломийчснко, Н.Л.Зорина: Перм. гос.пед.ун-т. - Пермь, 2011.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника М.: Просвещение, 1996 — с.3-14Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника М.: Просвещение, 1996 — с.3-14Люблинская Л.Л О моральных представлений и моральных привычках/Психология дошкольника./хрестоматия: составитель Г.И.Урунтаева. — Москва: Академия, 1997.Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Иод ред. М. Л. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. — М.: Детство-11рссс, 2010. — 96 с.Нечаева В.Г.,Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду -М.: Просвещение, -1978 г.Никитина СВ. Еще раз о качестве дошкольного образования //Дошкольная педагогика. -2013, №5. -С. 18-21. 24.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. Пособиедля студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских,В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. Л. Козловой. - М.: Издательскийцентр «Академия», 2002. - 150 с. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Мир словарей иэнциклопедий, 2012. — 826 с. 8. Педагогика / Под ред. Ю. К.Бабанского. — М.: Просвещение, 2012. — 479 с.Ианюшкина Н.Ю. Нравственное воспитание дошкольника //Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. Заведений / В. А.Сластснин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Н. Н. Шиянов. - УШ-с изд. -М.: Школьная пресса, 2008. - 566 с. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольноговозраста М.: «Просвещение» 1986г. Попкова Т.Д. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольноговозраста./ учебно-методическое пособис/2-е издание, переработанное идополненное/ Пермь, 2015.Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. — М.: Академия, 2011.— 144 с.Скрипова Ю.Ю. Особенности применения методов поощрения в нравственном воспитании младших школьников: Автореф. дисс. ... к.п.н. Пермь, 2002.Смирнова К. О. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей / И. О. Смирнова, В. В. Холмогорова // Вопр. психологии. 2001. № 1.Социально-нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.В.Микляевой. - М:ТЦ Сфера, 2013.-176 с.Субботский Н. В. Ребенок открывает мир: кн. для воспитателя детскогосада. М.: Просвещение, 1991. 37.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Академия, 2014.—362 с.Сыпченко Е.Л. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРНСС»,2012Токарев А. А. Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 71-72.Харламов М. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 2011. — 519 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.Л. Вера и Любовь. - М.:Издатсльский дом Ш.Л. Амонашвипи, 2008.
2. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и школе/М.Л. Андрианов - 3-е Изд.Минск: ИООО «Современное слово», 2005.
3. Богданова О. С, Катаева Л.Н. О нравственном воспитании детей.— М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М: Мозаика-Синтез, 2014. - 80 с.
5. Буре Р.С, Воробьева М.В., Давидович В.Н. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. - М., 2004.
6. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. — М.: Айрис-Пресс, 2011. — 204 с
7. Голубова Ю.А. Социально-культурные условия нравственного воспитания дошкольников средствами сказкотерапии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2006. - 28 с.
8. Джуринский Л.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
9. Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 762-766.
10. Киракосян К. Э., Савенко Т. М. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. —С. 115-118.
11. Князева О Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры; Программа. - СПб.: Детство- Пресс, 2004.
12. Козлова С. Л., Куликова Т. Л. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2002.
13. Козлова С. Л. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25-27.
14. Кокуева Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. - М., 2005.
15. Коломийчснко Л.В Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности. - моногр./ Иерм.гос.псд.ун-т. - Пермь, 2008.
16. Коломийченко Л.В. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: психолого-педагогическис аспекты: монография/ Л.В. Коломийчснко, Н.Л.Зорина: Перм. гос.пед.ун-т. - Пермь, 2011.
17. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника М.: Просвещение, 1996 — с.3-14
18. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника М.: Просвещение, 1996 — с.3-14
19. Люблинская Л.Л О моральных представлений и моральных привычках/Психология дошкольника./хрестоматия: составитель Г.И.Урунтаева. — Москва: Академия, 1997.
20. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Иод ред. М. Л. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.
21. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. — М.: Детство-11рссс, 2010. — 96 с.
22. Нечаева В.Г.,Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду -М.: Просвещение, -1978 г.
23. Никитина СВ. Еще раз о качестве дошкольного образования // Дошкольная педагогика. -2013, №5. -С. 18-21. 24.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. Л. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 150 с.
24. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. — 826 с. 8. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 2012. — 479 с.
25. Ианюшкина Н.Ю. Нравственное воспитание дошкольника //Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. Заведений / В. А. Сластснин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Н. Н. Шиянов. - УШ-с изд. - М.: Школьная пресса, 2008. - 566 с.
26. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М.: «Просвещение» 1986г.
27. Попкова Т.Д. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста./ учебно-методическое пособис/2-е издание, переработанное и дополненное/ Пермь, 2015.
28. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. — М.: Академия, 2011. — 144 с.
29. Скрипова Ю.Ю. Особенности применения методов поощрения в нравственном воспитании младших школьников: Автореф. дисс. ... к.п.н. Пермь, 2002.
30. Смирнова К. О. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей / И. О. Смирнова, В. В. Холмогорова // Вопр. психологии. 2001. № 1.
31. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.В.Микляевой. - М:ТЦ Сфера, 2013.-176 с.
32. Субботский Н. В. Ребенок открывает мир: кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. 37.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Академия, 2014.— 362 с.
33. Сыпченко Е.Л. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРНСС»,2012
34. Токарев А. А. Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 71-72.
35. Харламов М. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 2011. — 519 с.
Вопрос-ответ:
Какие методические основы используются при формировании нравственных представлений у дошкольников на материале народного творчества?
Методические основы, используемые при формировании нравственных представлений у дошкольников через народное творчество, включают в себя использование народных сказок, применение интерактивных методов обучения, активное участие детей в процессе создания и интерпретации сказок, создание опорных точек для развития эмоциональной эмпатии и моральных ценностей.
Что можно сказать о уровне сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста является важным показателем успешности нравственного воспитания. Исследования показывают, что в этом возрасте дети активно формируют свои представления о моральных ценностях и нормах поведения. Это время благоприятно для работы по формированию нравственных представлений через народное творчество.
Какие методические особенности применяются при использовании народной сказки в целях нравственного воспитания старших дошкольников?
При использовании народной сказки в целях нравственного воспитания старших дошкольников применяются такие методические особенности, как создание ситуаций, которые позволяют детям вжиться в роль героев и пережить эмоции, обсуждение моральных действий и поведения героев, анализ последствий принятых решений, использование ролевых игр и театрализованных представлений для углубления понимания сказки и развития эмоциональной связи с героями.
Как оценивается эффективность разработанной программы нравственного воспитания через народное творчество?
Оценка эффективности разработанной программы нравственного воспитания через народное творчество осуществляется путем наблюдения за изменениями в нравственных представлениях и поведении детей. Для этого проводятся контрольные исследования, анкетирования родителей и педагогов, анализ детских творческих работ и самооценка детей. После проведения экспериментальной работы проводится обобщение и анализ результатов для дальнейшего улучшения программы.
Какие методические основы используются при формировании нравственных представлений у дошкольников?
При формировании нравственных представлений у дошкольников используются различные методические подходы, включая использование материалов народного творчества, таких как сказки.
Что такое народное творчество и как оно помогает формированию нравственных представлений у дошкольников?
Народное творчество - это культурное наследие народа, которое передается из поколения в поколение. Использование народного творчества, включая народные сказки, позволяет дошкольникам лучше понять моральные ценности и правила поведения, развивает их эмпатию и нравственные чувства.
Как оценивается уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста оценивается с помощью специальных методик, которые позволяют измерить их понимание моральных ценностей, умение принимать эти ценности и применять их в своей жизни.
Какие методические особенности применяются при использовании народной сказки в целях нравственного воспитания старших дошкольников?
При использовании народной сказки в целях нравственного воспитания старших дошкольников применяются такие методические приемы, как обсуждение событий и действий персонажей, выделение моральных посылов, рассмотрение причин и последствий разных поступков и т. д. Это позволяет детям лучше понять и осознать моральные уроки и применить их в своей жизни.
Как оценивается эффективность разработанной методики формирования нравственных представлений у старших дошкольников?
Эффективность разработанной методики формирования нравственных представлений у старших дошкольников оценивается с помощью различных показателей, таких как изменение поведения и отношения детей к моральным ценностям, их способность применять полученные знания в реальной жизни. Также проводятся анализ и обсуждение результатов, полученных в процессе экспериментальной работы.
Какие методические основы используются для формирования нравственных представлений у дошкольников посредством народного творчества?
Методические основы для формирования нравственных представлений у дошкольников на материале народного творчества включают в себя использование народных сказок, различных художественных и игровых форм, создание атмосферы волшебства и сказочности, активное участие ребенка в процессе творчества, обсуждение и анализ прочитанных сказок, принцип творческого преобразования и переработки сказочного материала.
Какой уровень сформированности нравственных представлений наблюдается у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста можно наблюдать различный уровень сформированности нравственных представлений. Некоторые дети уже имеют представления о моральных нормах и ценностях, способны осознанно соблюдать правила поведения, проявлять эмпатию и сотрудничество. Однако, у других детей эти представления еще не сформированы полностью, и воспитателям необходимо проводить работу по развитию нравственных качеств и установок.
Какие методические особенности применяются при использовании народной сказки в целях нравственного воспитания старших дошкольников?
При использовании народной сказки в целях нравственного воспитания у старших дошкольников применяются следующие методические особенности: выбор сказки с яркими образами и понятными нравственными посылами, создание ситуаций для обсуждения и анализа сказочных событий, стимулирование фантазии и творческого воображения детей, приобщение их к процессу создания собственных сказок, игровая деятельность с использованием сказочных персонажей и предметов.