Психологические особенности кризиса трех лет

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Общая психология
  • 16 16 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 16.12.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1. Кризис трех лет – особенности 3
2. Признаки наступления кризиса 7
3.Преодаление кризиса трех лет 11
Заключение 15
Литература 16


Фрагмент для ознакомления

Помощь взрослого, нарушающая равенство, перестает приниматься. Конфликт обостряется тем, что многие формы поведения взрослых, которым стремится подражать ребенок, запрещены для детей. Например, им обычно запрещают шить, гладить белье, ложиться спать одновременно со взрослыми и т. п. Отказ от выполнения распоряжений, нарушающих симметричность отношений со взрослыми (так называемый пассивный негативизм) — естественная форма борьбы ребенка с подобными ограничениями.Дети очень легко обучаются в этом возрасте, но надо иметь в виду, что наиболее эффективным учителем будет тот, кто вызывает у ребенка одновременно две эмоции: доверие и интерес. Многие из нас сталкивались с тем, что ребенок как будто не слышит взрослого, значит, либо он не доверяет этому взрослому (причины могут быть самыми разными), либо взрослый не умеет эмоционально увлечь малыша.Кризис трех лет обычно длится несколько месяцев, затем успешно проходит сам собой, однако психологи советуют родителям придерживаться определенных правил, чтобы уберечь себя и малыша в это время от лишней нервотрепки.Правило первое – поощрять самостоятельность ребенка. Если малыш что-то хочет сделать сам, не нужно предлагать ему помощь и пытаться контролировать его действия. От этого он будет еще больше раздражаться. Лучше просто обеспечить его безопасность во время выполнения задачи и похвалить, когда у него все-таки получится задуманное. Чтобы избежать постоянных капризов со стороны малыша, можно перед тем, как в чем-то ему помочь, спрашивать: «Ты это сделаешь сам или тебе нужна помощь?»Правило второе – если ругать малыша, то только за проступок! Нельзя обзывать ребенка такими словами, как жадина, дурак, глупый, бестолковый, вредина, поскольку он действительно может стать таким. Ругать можно только за неправильный поступок, но ни в коем случае не критиковать личность ребенка. Лучше сказать «Ты поступил нехорошо», а не «Ты такой вредина!».Правило третье – сохранять спокойствие. Чем спокойнее реагировать на выходки малыша, тем меньше у него будет желания досадить родителям. Крик и ругань провоцируют ребенка еще больше раздражаться и отстаивать свое мнение, поэтому необходимо взять себя в руки и отвечать спокойно, даже если малыш ведет себя отвратительно.Правило четвертое – давать малышу право выбора. Кризисный период у детей проходит намного спокойнее, когда родители считаются с их мнением. Пусть кроха сам решит, будет ли он завтракать, какой мультфильм будет смотреть, и на какую детскую площадку вы отправитесь с ним во время прогулки.Правило пятое – анализировать ситуацию. После каждой истерики, устроенной ребенком, родители должны разговаривсать с ним. Делать это лучше, когда малыш немного успокоится. Следует ему объяснить, почему вас расстраивает его поведение, и попросить его поделиться с переживаниями, которые он испытывает, чтобы вместе найти выход из ситуации.Правило шестое – просто нужно любит ребенка. Несмотря на все некрасивые поступки, вы все равно будете любить своего малыша, поэтому нельзя забывать напоминать ему об этом. Даже если кроха обзывает вас, кричит о том, что он вас не любит, не сердитесь, а отвечайте ему, что он все равно для вас самый любимый и родной.Задача родителя во время кризиса трех лет – помочь малышу пережить сложный период, поэтому ищите во всем положительные стороны, ведь все эти возрастные проявления помогут ребенку научиться таким важным качествам, как настойчивость, терпение, самостоятельность и целеустремленность.Задача консультанта — объяснить родителям смысл процесса, происходящего в период кризиса трех лет, и убедить их внеобходимостиперестройки отношений с ребенком на основах большего равноправия, чем это было раньше.Если родители в этот период начинают предоставлять ребенку больше свободы и самостоятельности, то этим они поддерживают его новое представление о себе и приучают к разумному различению тех областей жизни, в которых он действительно может вести себя «как взрослый», и тех, в которых он пока еще остается маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве. Постепенно это приводит к преодолению симптомов кризиса.Заключение Кризис трёх лет – критический возраст ребёнка. Новый этап знаменует собой переломный момент в его развитииЧто же происходит, когда начинается кризис трёх лет? Это переход к новому типу взаимоотношений с миром, иное восприятие себя и окружающих людей. Типичные симптомы кризиса:   малыш начинает отстаивать своё «Я»; хочет всё решать самостоятельно; становится упрямым; возникает чувство собственности и ревности. Как при этом вести себя родителям? В первую очередь, мудро. Хвалить ребёнка за успехи, но твёрдо пресекать непослушание, не показывать, что ими можно манипулировать. По тому, на кого направлен кризис ребенка 3-х лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3-х лет — это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что очень резко изменился ваш любимец, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.  ЛитератураАбрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб.пособие для студ. Вузов/Г.С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 672 с.Будинайте Г.Л. Современные стратегии воспитания/ Г.Л. Буденайте// Отечественные записки. - 2015. - №3, С. 76-90.Варга А.Я. Системная семейная психотерапия/ А.Я. Варга //Основные направления современной психотерапии. - М.: «Когито-Центр», 2016 г. - С. 26 - 38.Выготский Л.С. Кризис трех лет / Л.С. Выгодский//Собр. соч.: В 6 т. М., 2014. Т. 4. - С. 145 - 150Гуськова Т.В., Елагина М.Г. статья "Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет".2015Давыдова Е.В. Психологическое сопровождение ребенка раннего возраста: из опыта работы. [Текст] / Е.В. Давыдова. - Петропавловск-Камчатский: изд-во КОИПКПК, 2013. - 38с.Зимняя И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания/И.А. Зимняя // Классный руководитель. - 2015. - №5. - С.70-78Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры/ Избранные психологические произведения. В 2 т. - М., 2014. - Т.1.

Литература


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов/Г.С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 672 с.
2. Будинайте Г.Л. Современные стратегии воспитания/ Г.Л. Буденайте// Отечественные записки. - 2015. - №3, С. 76-90.
3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия/ А.Я. Варга //Основные направления современной психотерапии. - М.: «Когито-Центр», 2016 г. - С. 26 - 38.
4. Выготский Л.С. Кризис трех лет / Л.С. Выгодский//Собр. соч.: В 6 т. М., 2014. Т. 4. - С. 145 - 150
5. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. статья "Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет".2015
6. Давыдова Е.В. Психологическое сопровождение ребенка раннего возраста: из опыта работы. [Текст] / Е.В. Давыдова. - Петропавловск-Камчатский: изд-во КОИПКПК, 2013. - 38с.
7. Зимняя И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания/И.А. Зимняя // Классный руководитель. - 2015. - №5. - С.70-78
8. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры/ Избранные психологические произведения. В 2 т. - М., 2014. - Т.1.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет кризис трех лет?

Кризис трех лет - это период развития ребенка, который характеризуется стремительными изменениями в его поведении. В этот период ребенок становится более самостоятельным, а также проявляет более сильный характер. Он начинает проявлять свою независимость и отрицать распоряжения взрослых. Также в этот период ребенок активно изучает мир и свое окружение, что может вызывать конфликты с родителями. Этот кризис часто сопровождается яркими эмоциональными проявлениями, такими как капризы и истерики.

Какие признаки говорят о наступлении кризиса трех лет?

Есть несколько признаков, которые могут указывать на наступление кризиса трех лет. Во-первых, ребенок становится более самостоятельным и настойчивым. Он начинает проявлять свою волю и отрицать распоряжения взрослых. Во-вторых, ребенок может проявлять более яркие эмоции, такие как капризы и истерики. В-третьих, в этот период ребенок активно изучает мир и свое окружение, что иногда может приводить к конфликтам с родителями. Все эти признаки могут указывать на наступление кризиса трех лет.

Как можно преодолеть кризис трех лет?

Преодоление кризиса трех лет требует терпения и понимания со стороны родителей. Важно помнить, что этот период является нормальной стадией развития ребенка и он проходит у всех детей. Важно не подавлять стремления ребенка к самостоятельности, а в то же время устанавливать границы и правила. Также полезно создать для ребенка безопасную и стимулирующую среду. В этот период важно также поддерживать эмоциональное состояние ребенка и помогать ему развивать навыки саморегуляции.

Какие особенности имеет кризис трех лет?

Кризис трех лет - это период развития ребенка, когда он начинает проявлять упрямство, самостоятельность и желание контролировать свою жизнь. В этот период дети часто становятся более независимыми, отказываются от выполнения распоряжений и проявляют свою индивидуальность. Они также начинают испытывать стремление к самостоятельности и независимости от родителей.

Какие признаки свидетельствуют о наступлении кризиса трех лет?

Признаки наступления кризиса трех лет могут включать упрямство, отказ от выполнения распоряжений, протест и периодические истерики. В этот период ребенок может проявлять желание контролировать свою жизнь, отказываться от помощи взрослых и проявлять интерес к самостоятельности. Он также может начать отделяться от родителей и проявлять интерес к играм с другими детьми.

Как преодолеть кризис трех лет?

Преодоление кризиса трех лет может потребовать терпения и понимания со стороны родителей. Важно создать безопасную и поддерживающую среду для ребенка, где он может проявлять свою индивидуальность и самостоятельность. Родители могут использовать различные стратегии, такие как установление ясных правил и границ, поощрение положительного поведения и участие в активностях, которые способствуют развитию ребенка.

Зачем детям запрещают определенные формы поведения взрослых?

Детям запрещают определенные формы поведения взрослых, потому что они не всегда безопасны или подходят для развития ребенка. Например, детям обычно запрещают шить, гладить белье, ложиться спать одновременно со взрослыми и т.д., потому что это может быть опасно или неприемлемо для ребенка. Запрещение таких форм поведения помогает защитить детей от потенциальных опасностей и обеспечить их безопасность и здоровье.

Каковы особенности кризиса трех лет?

Кризис трех лет - это период развития ребенка, характеризующийся повышенной самостоятельностью, упрямством, стремлением к самоутверждению и независимости. Ребенок становится более активным, проявляет сопротивление родительскому контролю и может проявлять агрессивное поведение.

Какие признаки указывают на наступление кризиса трех лет?

Некоторые признаки, указывающие на наступление кризиса трех лет, включают повышение активности и любознательности ребенка, упрямство, возникновение конфликтов с родителями и проявление независимости. Ребенок может отказываться выполнять распоряжения, проявлять сопротивление, искать новые формы поведения и выражать свою индивидуальность.

Как преодолеть кризис трех лет?

Для преодоления кризиса трех лет важно предоставить ребенку определенную степень независимости и самостоятельности, но при этом установить четкие границы и правила поведения. Родители должны проявлять терпение, поддерживать эмоциональную близость и создавать безопасную среду для ребенка. Важно также учить ребенка основополагающим навыкам, развивать его коммуникативные способности и помогать ему находить адекватные способы самовыражения.

Что делать, когда взрослый нарушает равенство и запрещает определенные действия ребенку?

Когда взрослый нарушает равенство и запрещает определенные действия ребенку, важно объяснить ему причины этого запрета. Родитель должен обосновать свои требования и показать ребенку, что заботится о его безопасности и благополучии. Вместе с тем, родитель может предложить альтернативные варианты деятельности или развлечения, которые будут безопасны и соответствовать возможностям ребенка.

В чем заключаются психологические особенности кризиса трех лет?

Кризис трех лет связан с формированием автономии и самостоятельности у ребенка. В этот период дети начинают проявлять сопротивление к взрослым, отказываться выполнять их требования и проявлять более активную волю. При этом такие дети часто проявляют эгосентризм, стремление к самостоятельности и возможность принимать решения самостоятельно. Они также могут проявлять эмоциональные вспышки и упрямство.