Формирование произвольности поведения у гиперактивных младших школьников в ходе групповой работы
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 47 + 47 источников
- Добавлена 28.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Теоретические основы формирования произвольности поведения у гиперактивных младших школьников в ходе групповой работы 6
1.1 Понятие, причины гиперактивности. Психолого-педагогические особенности гиперактивных младших школьников 6
1.2 Формирование произвольности поведения в ходе групповой работы 19
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию произвольности поведения младших школьников 28
2.1 Констатирующий этап 28
2.2 Формирующий этап 36
2.3. Контрольный этап 44
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложения 57
Представленные в таблице и на рисунках результаты сопоставительного анализа констатирующего и контрольного этапов эксперимента (вставить в Презентацию) наглядно отображают картину формирования произвольного поведения гиперактивных детей младшего школьного возраста. Установлено, что после реализации формирующего этапа исследования, повторной диагностики и сравнительного анализа, произошло возрастание данных по методикам практически по всем показателям. Из этого следует, что дети после занятий по формированию у них произвольности в поведении стараются более активно управлять собой, выстраивать собственную деятельность исходя из поставленных целей, сознательно принятых намерений и решений. Развивается произвольное мышление, внимание, произвольной становится организация деятельности, младшим школьникам легче управлять своим поведением. Для установления эффективности авторской программы нами проводилась математическая обработка данных констатирующего и контрольного этапов экспериментов с помощью Т-критерия Вилкоксона. В результате были установлены значимые положительные сдвиги по следующим показателям:1. Установлена интенсивность отрицательного сдвига показателей низкого уровня саморегуляции у гиперактивных младших школьников (Методика «Определения уровня саморегуляции» У. В. Ульенковой) (Тэмп=4 при р≤0,05; n=6).2. Определена интенсивность положительного сдвига показателей среднего уровня саморегуляции у гиперактивных детей (Методика «Определения уровня саморегуляции» У. В. Ульенковой) (Тэмп=1 при р≤0,05; n=6).3. Выявлен отрицательный сдвиг показателей низкого уровня мобилизации воли (Методика «Исследования уровня мобилизации воли» Ш.Н. Чхарташвили) (Тэмп=5 при р≤0,05; n=6).4. Установлены положительные сдвиги показателей среднего уровня мобилизации воли (Методика «Исследования уровня мобилизации воли» Ш.Н. Чхарташвили) (Тэмп=1 при р≤0,05; n=6).Таким образом, подводя итоги проведенного нами исследования особенностей развития произвольного поведения у гиперактивных детей младшего школьного возраста, можно заключить, что многие дети с диагнозом «гиперактивность» имеют трудности в учебе и трудности взаимоотношений с окружающими, при этом проблемы с восприятием проявляются в неадекватном понимании окружающей среды и родительской любви.Наше эмпирической исследование проводилось в 2017 г. базе МКОУ Табулгинской СОШ им. П.Д. Слюсарева. Констатирующий этап эксперимента показал, что младшие школьники с гиперактивным поведением имеют недостаточный уровень сформированности волевой и эмоциональной сфер. Дети импульсивны, агрессивны, иногда навязчивы или, наоборот, скрытны. Волевая сфера у гиперактивных младших школьников так же сформирована в недостаточной степени. Исходя из полученных результатов исследования, нами была разработана психолого-педагогическая программа по формированию произвольности у гиперактивных детей младшего возраста. После проведения психолого-педагогической программы были выявлены положительные изменения, как в произвольной сфере личности детей, так и в сфере саморегуляции собственных действий.Исходя из этого, можно утверждать, что цели нашего исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза подтвердилась.Спасибо за внимание!
2. Баженова, В.В. Практические занятия с методическими рекомендациями по дисциплине "Психология младшего школьного возраста" : учебно-методическое пособие / В. В. Баженова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Глазовский гос. пед. ин-т им. В. Г. Короленко". - Глазов : ГГПИ, 2016. - 43 с.
3. Бондаренко, И.Ю. Коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста / И.Ю. Бондаренко: Методическое пособие. – Ставрополь: АртПринт, 2014 – 286 с.
4. Возрастная и педагогическая психология / Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание. – 2009. – 285 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития формирования личности : монография / [Л. В. Андреева и др.] ; Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
6. Войтов, А.С. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста с низким уровнем учебной мотивации : методическое пособие / А. С. Войтов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Пятигорский гос. лингвистический ун-т". - Пятигорск : ПГЛУ, 2014. - 246 с.
7. Головко, Е.В. Региональный опыт формирования нравственной устойчивости младших школьников к отрицательным влияниям микросреды : учебное пособие / Е. В. Головко. - Белгород : БелГУ, 2017. - 147 с.
8. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О. О. Гонина. - Москва : Флинта : Наука, 2014. - 271 с.
9. Гонсалес, К. Растем вместе : с младенчества до подросткового возраста с любовью и уважением / Карлос Гонсалес ; [пер. А. Цибульская]. - М: Ресурс, 2016. – 200 с.
10. Горячева, Л.А. Гиперактивный ребенок - это навсегда?: альтернативный взгляд на проблему / Л.Горячева, Л.Кругляк. - СПб: Весь, 2014. - 245 с.
11. Грин, Росс В. Взрывной ребёнок : новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей / Росс В. Грин ; [пер. с англ. А. Смолян и Н. Музычкиной]. - 6-е изд. - М: Теревинф, 2013. - 263 с.
12. Данилова, Н.Н. Психофизиология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. Н. Данилова. - М: Аспект Пресс, 2012. - 366 с.
13. Запесоцкая, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В. Б. Никишина ; ГБОУ ВПО Курский гос. мед. ун-т. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.
14. Караванова, Л.Ж. Психология : учебное пособие / Л. Ж. Караванова. - Москва : Дашков и К°, 2014. - 263 с.
15. Ключко, О.И. Педагогическая психология. – М.: Директ-Медиа, 2015. - 315 с.
16. Кухтерина, Г.В. Психолого - педагогическая диагностика младших школьников. - Тюмень : Изд. Тюменского гос. универ-та, 2014. - 180 с.
17. Лукьянченко, Н. В. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография / Н. В. Лукьянченко, И. А. Аликин. - Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2012. - 132 с.
18. Малышев, В.Г. Особенности психоневрологического статуса ребенка в норме и при патологии. - М: Директ-Медиа, 2015. – 256 с.
19. Маршинин, Б.А. Механизмы произвольных действия (двигательных, перцептивных и мыслительных): общепсихологический и психофизиологический анализ : монография / Б. А. Маршинин. - М: Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2013. - 242 с.
20. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: [учебное пособие : теория и методы] / Ю. В. Микадзе. - М: Питер, 2013. - 285 с.
21. Московкина, А.Г. Клиника интеллектуальных нарушений: учебное пособие : код и направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование : профиль: Логопедия, Сурдопедагогика, Олигофренопедагогика / А.Г. Московкина, Т.М. Уманская. - М: МПГУ : Прометей, 2013. - 245 с.
22. Никитина, Н.Б. Организация психологического консультирования родителей, воспитывающих детей-инвалидов: учебно-методическое пособие / Н.Б. Никитина. - Чита : ЗабГГПУ, 2012. - 88 с.
23. Никишина, В.Б. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей : практическое руководство / В. Б. Никишина, Е. А. Петраш. - СПб : Речь, 2013. - 190 с.
24. Патрушева, И.В. Психология и педагогика игры : практикум по игротехнике : учебное пособие / И. В. Патрушева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Тюменский государственный ун-т. - Тюмень : Изд-во Тюменского государственного ун-та, 2014. - 130 с.
25. Правило, Е.С. Патопсихологическая диагностика гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей дошкольного возраста : учебное пособие / Е. С. Правило. - Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2014. - 70 с.
26. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология" : для студентов 2-го курса направления 030300 "Психология", форма обучения - очная (полная) / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Донской гос. технический ун-т" (ДГТУ), Каф. "Психология" ; [сост.: Е. А. Суроедова, М. В. Васильченко, Д. Ф. Даутов]. - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
27. Ретюнский, К.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей : клиника, модель патогенеза, комплексная терапия / К. Ю. Ретюнский, Т. С. Петренко. - Екатеринбург : Уральская гос. медицинская акад., 2013. - 199 с.
28. Рэйти, Д. Зажги себя! Жизнь в движении: революционное знание о влиянии физической активности на мозг / Дж. Рэйти и Э. Хагерман ; перевод с английского Михаила Попова. - М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 330 с.
29. Сизикова, И. Страх разделения. От детского возраста до взрослого. - М: ИОИ, 2015. - 132 с.
30. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у школьников и студентов вузов / С. И. Трухина ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Вятский гос. гуманитарный ун-т". - Киров : Радуга-Пресс, 2012. - 135 с.
31. Сиротюк, А.Л. Закономерности психического развития детей от рождения до 9 лет: учебное пособие / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - М: Директ-Медиа, 2014. - 218 с.
32. Сиротюк, А.Л. Психологическая основа формирования учебных навыков школьников: учебное пособие / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - М: Директ-Медиа, 2014. - 91 с.
33. Специальная психология : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по психологическим и педагогическим специальностям / [Е. С. Слепович и др.] ; под ред. Е. С. Слепович, А. М. Полякова. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 511 с.
34. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - М: Оригинал-макет, 2017. - 330 с.
35. Суркова, Л. Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание / Л.Суркова. - М: АСТ, 2015. - 223 с.
36. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176с.
37. Урунтаева, Г.А. Детская психология : учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО / Г. А. Урунтаева. - 10-е изд., стер. - М: Академия, 2015. - 365 с.
38. Урунтаева, Г.А. Детская практическая психология : учебник для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" / Г. А. Урунтаева. - М: Академия, 2015. - 250 с.
39.Учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников: особенности, содержание, формирование мотивов : учебное пособие / М-во образования и науки Челябинской обл., Гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования" ; [сост.: Н. Е. Скрипова, Е. А. Мартьянов]. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 219 с.
40. Фомина, Ю.И. Психология аномального развития в детском возрасте: учебное пособие / Ю. И. Фомина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Тульский гос. ун-т". - Тула : Изд-во ТулГУ, 2016. - 623 с.
41. Холодкова, О.Г. Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие / О. Г. Холодкова, Е. А. Манакова ; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Алтайская гос. пед. акад.". - Барнаул : АлтГПА, 2014. - 206 с.
42. Цветков, А.В. Гиперактивный ребенок: нейропедагогика саморегуляции / А. В. Цветков. - М: Спорт и Культура-2000, 2017. - 124 с.
43. Цветков, А.В. Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию / А.В. Цветков. - М: Спорт и культура-2000, 2012. - 103 с.
44. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие по курсу "Возрастнаяпсихология" / Т. М. Чурекова, Д. Ф. Ахмерова, Ю. Ю. Моисеенко ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение "Кемеровский гос. ун-т". - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 99 с.
45. Швырев, А.П. Детская клиническая психология и психиатрия : актуальные вопросы / А.П. Швырёв, В.А. Куташов. - М: Изд-во Ритм, 2016. - 602 с.
46. Юров, А.К. Возрастная психология : курс лекций для студентов педагогических вузов по курсу "Возрастная психология" / А. К. Юров ; под ред. В. Т. Фоменко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Таганрогский гос. пед. ин-т". - Таганрог : Изд-во ГОУВПО "Таганрогский гос. пед. ин-т", 2011 – 112 с.
47. Ярославцева, Е.Ю. Кризисы детского возраста. Воспитываем самостоятельность : [12+] / Е. Ю. Ярославцева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. - 141 с.
Вопрос-ответ:
Какие психолого-педагогические особенности характерны для гиперактивных младших школьников?
Гиперактивные младшие школьники обычно характеризуются повышенной активностью, низкой устойчивостью внимания, неспособностью к самоконтролю и гибкости в поведении.
Что такое причина гиперактивности у детей?
Причины гиперактивности у детей могут быть различными и часто множественными, включая генетическую предрасположенность, неблагоприятные условия внутриутробного развития, недостаточное воспитание и среда, стрессы и травмы.
Что такое произвольность поведения и как она формируется у гиперактивных младших школьников в ходе групповой работы?
Произвольность поведения - это способность контролировать свои действия и приспосабливаться к меняющимся условиям. У гиперактивных младших школьников она формируется в ходе групповой работы через задания с прогрессивным усложнением, развитие самоконтроля и навыков сотрудничества.
Какие исследования были проведены по формированию произвольности поведения у младших школьников?
В данной статье было проведено экспериментальное исследование по формированию произвольности поведения младших школьников в ходе групповой работы. Подробности и результаты исследования можно найти в Главе 2 статьи.
Какие психологические методы можно использовать для формирования произвольности поведения у гиперактивных младших школьников?
Один из психологических методов формирования произвольности поведения у гиперактивных младших школьников - это работа в группе с прогрессивным усложнением заданий, развитие самоконтроля и навыков сотрудничества. Также могут использоваться различные игры и тренировки, направленные на развитие произвольности поведения.
Какие психолого-педагогические особенности характерны для гиперактивных младших школьников?
У гиперактивных младших школьников характерно повышенное двигательное и психическое возбуждение, низкая концентрация внимания, повышенная раздражительность, неустойчивость эмоций. Они часто имеют трудности в учебе и социализации.
Что такое причина гиперактивности?
Причины гиперактивности у младших школьников могут быть разнообразными: нарушение генетической предрасположенности, хронические заболевания, нарушение биохимических процессов в организме, психологические проблемы в семье или в школе.
Что такое произвольность поведения?
Произвольность поведения - это способность контролировать свои действия, сознательно выбирать оптимальные стратегии поведения и при необходимости изменять их. Она развивается в ходе обучения и требует усилий и саморегуляции.
Как формируется произвольность поведения у гиперактивных младших школьников в ходе групповой работы?
Формирование произвольности поведения у гиперактивных младших школьников в ходе групповой работы происходит через поэтапное обучение. Важно создать условия для активной работы, предоставить возможность самостоятельно принимать решения, постепенно повышать сложность задач, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.