Формирование произвольности поведения у гиперактивных младших школьников в ходе групповой работы

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 60 60 страниц
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 28.12.2017
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования произвольности поведения у гиперактивных младших школьников в ходе групповой работы 6
1.1 Понятие, причины гиперактивности. Психолого-педагогические особенности гиперактивных младших школьников 6
1.2 Формирование произвольности поведения в ходе групповой работы 19
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию произвольности поведения младших школьников 28
2.1 Констатирующий этап 28
2.2 Формирующий этап 36
2.3. Контрольный этап 44
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложения 57
Фрагмент для ознакомления

Представленные в таблице и на рисунках результаты сопоставительного анализа констатирующего и контрольного этапов эксперимента (вставить в Презентацию) наглядно отображают картину формирования произвольного поведения гиперактивных детей младшего школьного возраста. Установлено, что после реализации формирующего этапа исследования, повторной диагностики и сравнительного анализа, произошло возрастание данных по методикам практически по всем показателям. Из этого следует, что дети после занятий по формированию у них произвольности в поведении стараются более активно управлять собой, выстраивать собственную деятельность исходя из поставленных целей, сознательно принятых намерений и решений. Развивается произвольное мышление, внимание, произвольной становится организация деятельности, младшим школьникам легче управлять своим поведением. Для установления эффективности авторской программы нами проводилась математическая обработка данных констатирующего и контрольного этапов экспериментов с помощью Т-критерия Вилкоксона. В результате были установлены значимые положительные сдвиги по следующим показателям:1. Установлена интенсивность отрицательного сдвига показателей низкого уровня саморегуляции у гиперактивных младших школьников (Методика «Определения уровня саморегуляции» У. В. Ульенковой) (Тэмп=4 при р≤0,05; n=6).2. Определена интенсивность положительного сдвига показателей среднего уровня саморегуляции у гиперактивных детей (Методика «Определения уровня саморегуляции» У. В. Ульенковой) (Тэмп=1 при р≤0,05; n=6).3. Выявлен отрицательный сдвиг показателей низкого уровня мобилизации воли (Методика «Исследования уровня мобилизации воли»  Ш.Н. Чхарташвили) (Тэмп=5 при р≤0,05; n=6).4. Установлены положительные сдвиги показателей среднего уровня мобилизации воли (Методика «Исследования уровня мобилизации воли»  Ш.Н. Чхарташвили) (Тэмп=1 при р≤0,05; n=6).Таким образом, подводя итоги проведенного нами исследования особенностей развития произвольного поведения у гиперактивных детей младшего школьного возраста, можно заключить, что многие дети с диагнозом «гиперактивность» имеют трудности в учебе и трудности взаимоотношений с окружающими, при этом проблемы с восприятием проявляются в неадекватном понимании окружающей среды и родительской любви.Наше эмпирической исследование проводилось в 2017 г. базе МКОУ Табулгинской СОШ им. П.Д. Слюсарева. Констатирующий этап эксперимента показал, что младшие школьники с гиперактивным поведением имеют недостаточный уровень сформированности волевой и эмоциональной сфер. Дети импульсивны, агрессивны, иногда навязчивы или, наоборот, скрытны. Волевая сфера у гиперактивных младших школьников так же сформирована в недостаточной степени. Исходя из полученных результатов исследования, нами была разработана психолого-педагогическая программа по формированию произвольности у гиперактивных детей младшего возраста. После проведения психолого-педагогической программы были выявлены положительные изменения, как в произвольной сфере личности детей, так и в сфере саморегуляции собственных действий.Исходя из этого, можно утверждать, что цели нашего исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза подтвердилась.Спасибо за внимание!

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова – М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 126 с.
2. Баженова, В.В. Практические занятия с методическими рекомендациями по дисциплине "Психология младшего школьного возраста" : учебно-методическое пособие / В. В. Баженова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Глазовский гос. пед. ин-т им. В. Г. Короленко". - Глазов : ГГПИ, 2016. - 43 с.
3. Бондаренко, И.Ю. Коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста / И.Ю. Бондаренко: Методическое пособие. – Ставрополь: АртПринт, 2014 – 286 с.
4. Возрастная и педагогическая психология / Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание. – 2009. – 285 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития формирования личности : монография / [Л. В. Андреева и др.] ; Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
6. Войтов, А.С. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста с низким уровнем учебной мотивации : методическое пособие / А. С. Войтов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Пятигорский гос. лингвистический ун-т". - Пятигорск : ПГЛУ, 2014. - 246 с.
7. Головко, Е.В. Региональный опыт формирования нравственной устойчивости младших школьников к отрицательным влияниям микросреды : учебное пособие / Е. В. Головко. - Белгород : БелГУ, 2017. - 147 с.
8. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О. О. Гонина. - Москва : Флинта : Наука, 2014. - 271 с.
9. Гонсалес, К. Растем вместе : с младенчества до подросткового возраста с любовью и уважением / Карлос Гонсалес ; [пер. А. Цибульская]. - М: Ресурс, 2016. – 200 с.
10. Горячева, Л.А. Гиперактивный ребенок - это навсегда?: альтернативный взгляд на проблему / Л.Горячева, Л.Кругляк. - СПб: Весь, 2014. - 245 с.
11. Грин, Росс В. Взрывной ребёнок : новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей / Росс В. Грин ; [пер. с англ. А. Смолян и Н. Музычкиной]. - 6-е изд. - М: Теревинф, 2013. - 263 с.
12. Данилова, Н.Н. Психофизиология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. Н. Данилова. - М: Аспект Пресс, 2012. - 366 с.
13. Запесоцкая, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В. Б. Никишина ; ГБОУ ВПО Курский гос. мед. ун-т. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.
14. Караванова, Л.Ж. Психология : учебное пособие / Л. Ж. Караванова. - Москва : Дашков и К°, 2014. - 263 с.
15. Ключко, О.И. Педагогическая психология. – М.: Директ-Медиа, 2015. - 315 с.
16. Кухтерина, Г.В. Психолого - педагогическая диагностика младших школьников. - Тюмень : Изд. Тюменского гос. универ-та, 2014. - 180 с.
17. Лукьянченко, Н. В. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография / Н. В. Лукьянченко, И. А. Аликин. - Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2012. - 132 с.
18. Малышев, В.Г. Особенности психоневрологического статуса ребенка в норме и при патологии. - М: Директ-Медиа, 2015. – 256 с.
19. Маршинин, Б.А. Механизмы произвольных действия (двигательных, перцептивных и мыслительных): общепсихологический и психофизиологический анализ : монография / Б. А. Маршинин. - М: Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2013. - 242 с.
20. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: [учебное пособие : теория и методы] / Ю. В. Микадзе. - М: Питер, 2013. - 285 с.
21. Московкина, А.Г. Клиника интеллектуальных нарушений: учебное пособие : код и направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование : профиль: Логопедия, Сурдопедагогика, Олигофренопедагогика / А.Г. Московкина, Т.М. Уманская. - М: МПГУ : Прометей, 2013. - 245 с.
22. Никитина, Н.Б. Организация психологического консультирования родителей, воспитывающих детей-инвалидов: учебно-методическое пособие / Н.Б. Никитина. - Чита : ЗабГГПУ, 2012. - 88 с.
23. Никишина, В.Б. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей : практическое руководство / В. Б. Никишина, Е. А. Петраш. - СПб : Речь, 2013. - 190 с.
24. Патрушева, И.В. Психология и педагогика игры : практикум по игротехнике : учебное пособие / И. В. Патрушева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Тюменский государственный ун-т. - Тюмень : Изд-во Тюменского государственного ун-та, 2014. - 130 с.
25. Правило, Е.С. Патопсихологическая диагностика гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей дошкольного возраста : учебное пособие / Е. С. Правило. - Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2014. - 70 с.
26. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология" : для студентов 2-го курса направления 030300 "Психология", форма обучения - очная (полная) / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Донской гос. технический ун-т" (ДГТУ), Каф. "Психология" ; [сост.: Е. А. Суроедова, М. В. Васильченко, Д. Ф. Даутов]. - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
27. Ретюнский, К.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей : клиника, модель патогенеза, комплексная терапия / К. Ю. Ретюнский, Т. С. Петренко. - Екатеринбург : Уральская гос. медицинская акад., 2013. - 199 с.
28. Рэйти, Д. Зажги себя! Жизнь в движении: революционное знание о влиянии физической активности на мозг / Дж. Рэйти и Э. Хагерман ; перевод с английского Михаила Попова. - М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 330 с.
29. Сизикова, И. Страх разделения. От детского возраста до взрослого. - М: ИОИ, 2015. - 132 с.
30. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у школьников и студентов вузов / С. И. Трухина ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Вятский гос. гуманитарный ун-т". - Киров : Радуга-Пресс, 2012. - 135 с.
31. Сиротюк, А.Л. Закономерности психического развития детей от рождения до 9 лет: учебное пособие / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - М: Директ-Медиа, 2014. - 218 с.
32. Сиротюк, А.Л. Психологическая основа формирования учебных навыков школьников: учебное пособие / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - М: Директ-Медиа, 2014. - 91 с.
33. Специальная психология : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по психологическим и педагогическим специальностям / [Е. С. Слепович и др.] ; под ред. Е. С. Слепович, А. М. Полякова. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 511 с.
34. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - М: Оригинал-макет, 2017. - 330 с.
35. Суркова, Л. Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание / Л.Суркова. - М: АСТ, 2015. - 223 с.
36. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176с.

37. Урунтаева, Г.А. Детская психология : учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО / Г. А. Урунтаева. - 10-е изд., стер. - М: Академия, 2015. - 365 с.
38. Урунтаева, Г.А. Детская практическая психология : учебник для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" / Г. А. Урунтаева. - М: Академия, 2015. - 250 с.
39.Учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников: особенности, содержание, формирование мотивов : учебное пособие / М-во образования и науки Челябинской обл., Гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования" ; [сост.: Н. Е. Скрипова, Е. А. Мартьянов]. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 219 с.
40. Фомина, Ю.И. Психология аномального развития в детском возрасте: учебное пособие / Ю. И. Фомина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Тульский гос. ун-т". - Тула : Изд-во ТулГУ, 2016. - 623 с.
41. Холодкова, О.Г. Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие / О. Г. Холодкова, Е. А. Манакова ; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Алтайская гос. пед. акад.". - Барнаул : АлтГПА, 2014. - 206 с.
42. Цветков, А.В. Гиперактивный ребенок: нейропедагогика саморегуляции / А. В. Цветков. - М: Спорт и Культура-2000, 2017. - 124 с.
43. Цветков, А.В. Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию / А.В. Цветков. - М: Спорт и культура-2000, 2012. - 103 с.
44. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие по курсу "Возрастнаяпсихология" / Т. М. Чурекова, Д. Ф. Ахмерова, Ю. Ю. Моисеенко ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение "Кемеровский гос. ун-т". - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 99 с.
45. Швырев, А.П. Детская клиническая психология и психиатрия : актуальные вопросы / А.П. Швырёв, В.А. Куташов. - М: Изд-во Ритм, 2016. - 602 с.
46. Юров, А.К. Возрастная психология : курс лекций для студентов педагогических вузов по курсу "Возрастная психология" / А. К. Юров ; под ред. В. Т. Фоменко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Таганрогский гос. пед. ин-т". - Таганрог : Изд-во ГОУВПО "Таганрогский гос. пед. ин-т", 2011 – 112 с.
47. Ярославцева, Е.Ю. Кризисы детского возраста. Воспитываем самостоятельность : [12+] / Е. Ю. Ярославцева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. - 141 с.

Вопрос-ответ:

Какие психолого-педагогические особенности характерны для гиперактивных младших школьников?

Гиперактивные младшие школьники обычно характеризуются повышенной активностью, низкой устойчивостью внимания, неспособностью к самоконтролю и гибкости в поведении.

Что такое причина гиперактивности у детей?

Причины гиперактивности у детей могут быть различными и часто множественными, включая генетическую предрасположенность, неблагоприятные условия внутриутробного развития, недостаточное воспитание и среда, стрессы и травмы.

Что такое произвольность поведения и как она формируется у гиперактивных младших школьников в ходе групповой работы?

Произвольность поведения - это способность контролировать свои действия и приспосабливаться к меняющимся условиям. У гиперактивных младших школьников она формируется в ходе групповой работы через задания с прогрессивным усложнением, развитие самоконтроля и навыков сотрудничества.

Какие исследования были проведены по формированию произвольности поведения у младших школьников?

В данной статье было проведено экспериментальное исследование по формированию произвольности поведения младших школьников в ходе групповой работы. Подробности и результаты исследования можно найти в Главе 2 статьи.

Какие психологические методы можно использовать для формирования произвольности поведения у гиперактивных младших школьников?

Один из психологических методов формирования произвольности поведения у гиперактивных младших школьников - это работа в группе с прогрессивным усложнением заданий, развитие самоконтроля и навыков сотрудничества. Также могут использоваться различные игры и тренировки, направленные на развитие произвольности поведения.

Какие психолого-педагогические особенности характерны для гиперактивных младших школьников?

У гиперактивных младших школьников характерно повышенное двигательное и психическое возбуждение, низкая концентрация внимания, повышенная раздражительность, неустойчивость эмоций. Они часто имеют трудности в учебе и социализации.

Что такое причина гиперактивности?

Причины гиперактивности у младших школьников могут быть разнообразными: нарушение генетической предрасположенности, хронические заболевания, нарушение биохимических процессов в организме, психологические проблемы в семье или в школе.

Что такое произвольность поведения?

Произвольность поведения - это способность контролировать свои действия, сознательно выбирать оптимальные стратегии поведения и при необходимости изменять их. Она развивается в ходе обучения и требует усилий и саморегуляции.

Как формируется произвольность поведения у гиперактивных младших школьников в ходе групповой работы?

Формирование произвольности поведения у гиперактивных младших школьников в ходе групповой работы происходит через поэтапное обучение. Важно создать условия для активной работы, предоставить возможность самостоятельно принимать решения, постепенно повышать сложность задач, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.