Понятие и сущность анализа. Цели и задачи анализа в управлении предприятием
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 22.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Понятие и сущность анализа. Цели и задачи анализа в управлении предприятием 3
2 Балансовый прием в анализе хозяйственной деятельности 11
3 Анализ рентабельности предприятия 19
Список использованных источников 28
д.;
по местам возникновения факторы можно подразделить на внутренние и внешние и, соответственно, на контролируемые и неконтролируемые;
по характеру действия факторы делятся на интенсивные и экстенсивные.
При оценке динамики и структуры показателей прибыли особое внимание уделяется динамике изменений, изучаются причины, по которым произошли отклонения в ключевых показателях (прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли предприятия). В процессе исследования структуры финансовых результатов за базу (100%) чаще всего берется значение показателя прибыли до налогообложения. Однако единого подхода в данном моменте нет, поэтому в зависимости от потребностей организации за 100% могут приниматься также показатели прибыли от продаж или чистой прибыли.
Далее анализируется структура себестоимости. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более объективную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, является базой формирования цен. Показатели себестоимости являются наиболее оперативными индикаторами любых изменений в хозяйственной деятельности организации. В стратегическом плане анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.
Затем проводится анализ результатов предприятия от прочих видов деятельности, это прежде всего, доходы и расходы от инвестиционной и финансовой деятельности (прочие операционные), а также прочие доходы и расходы.
К результатам от инвестиционной деятельности относятся доходы и расходы, образующиеся в связи с приобретением (продажей) основных средств и иного имущества, отличного от денежных средств, получением (выплатой) дивидендов и процентов по долгосрочным финансовым вложениям, поступлением ценных бумаг, оплатой долевого участия в строительстве и прочим капитальным вложениям.
К результатам от финансовой деятельности относятся доходы и расходы, образующиеся в связи с выпуском (покупкой) краткосрочных ценных бумаг, поступлениями от продажи ранее приобретенных ценных бумаг, получением (возвратом) кредитов и займов и т.д.
Прочие доходы и расходы – это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; прибыли от списания кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от недостачи и уценки имущества и пр.
Прибыль от продажи продукции в целом по предприятию зависит от таких факторов, как физический объем продаж, себестоимость продукции, цены на продукцию, управленческие расходы, коммерческие расходы.
Для определения влияния определенных факторов на величину прибыли от продаж необходимо рассчитать вспомогательные коэффициенты.
1. Влияние инфляции на выручку от продаж:
, (5)
где, – выручка прошлого периода в сопоставимых ценах, тыс. руб.;
– выручка от продаж в отчетном периоде, тыс. руб.;
– индекс цен.
2. Влияние цены на выручку от продаж:
. (6)
Рентабельность – способность организации получить достаточно прибыли, чтобы сохранить вложенный капитал и привлечь новый. Коэффициенты рентабельности могут определяться как в десятичном выражении, так и в процентах. В общем виде показатель экономической эффективности выражается отношением показателя прибыли к показателям затрат.
К основным показателям рентабельности относят рентабельность продаж и рентабельность затрат (основной деятельности).
Рентабельность продаж (Rпр) – процентное отношение суммы прибыли от продаж к выручке от продажи продукции (товаров). Этот показатель характеризует долю прибыли в рыночной цене. Чем он выше, тем лучше результат от основной деятельности организации. На рентабельность продаж влияют объем продажи продукции и себестоимость продукции.
Методом цепных подстановок определяется влияние изменения:
объемов продажи продукции:
(7)
где ∆Rпр (v) – изменение объемов продажи продукции, тыс. руб.;
V1, V0 – выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) в отчетном и прошлом периоде соответственно, тыс.руб.;
S0 – полная себестоимость в прошлом периоде, тыс. руб.
себестоимости продукции:
(8)
где ∆Rпр (s) – изменение себестоимости продукции, тыс. руб.;
S1 – полная себестоимость в отчетном периоде, тыс. руб..
Сумма двух факторов показывает общее изменение уровня рентабельности продаж по сравнению с прошлым периодом.
Рентабельность затрат (Rs) – это отношение суммы прибыли от продаж к величине затрат в процентах, т.е. характеризует величину прибыли на 1 руб. затрат.
Методом цепных подстановок определяется влияние изменения:
объема продажи продукции:
(9)
где ∆Rs (v) – изменение объема продажи продукции, тыс. руб.;
V1, V0 – выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) в отчетном и прошлом периоде соответственно, тыс. руб.;
S0 – полная себестоимость в прошлом периоде, тыс. руб..
затрат:
(10)
где ∆Rs (s) – изменение затрат, тыс. руб.;
S1 – полная себестоимость в отчетном периоде, тыс. руб..
Сумма двух факторов показывает общее изменение уровня рентабельности затрат по сравнению с прошлым периодом.
В процессе анализа следует изучить состав, динамику и выполнение плана, определить факторы, повлиявшие на изменение сумм полученных убытков и прибыли в каждом конкретном случае.
В ходе факторного анализа прибыли от продаж рассчитывается размеры влияний на прибыль под воздействием следующих факторов:
изменение объем реализации;
изменение структуры ассортимента реализованной продукции;
изменение себестоимости;
изменение цен реализованной продукции;
Результаты анализа используются для принятия управленческих решений, направленных на эффективное использование ресурсов, выбор наилучшего варианта инвестиций, обеспечение перспективы развития предприятия и т.д.
Эффективность является одной из ключевых экономических категорий, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития общественного производства – обеспечением устойчивого и долгосрочного экономического роста.
Наиболее распространенным является определение эффективности как отношение полученного эффекта к затратам, связанным с его достижением.
Но понимать эффективность только как категорию количественного порядка, предназначенную для сопоставления затрат с результатом, неправомерно. При выяснении сущности категории необходимо учитывать, что не способы расчета определяют ее содержание, а, наоборот, экономическое содержание определяет способы расчета.
Проблема эффективности неразрывно связана с проблемой ограниченности ресурсов для достижения поставленных целей. Эффективность производства в целом зависит от эффективности использования каждого вида ресурсов, примененных и потребленных в производственном процессе, и их структуры. Чем выше результат при тех же расходах, чем быстрее он увеличивается в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше расходов на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. Сущность проблемы повышения экономической эффективности производства заключается в том, чтобы на каждую единицу трудовых, финансовых и материальных ресурсов добиваться значительного повышения объемов производства продукции. Это, в конечном итоге, означает увеличение производительности общественного труда, что и является одним из критериев повышения эффективности производства.
Промышленное производство на взаимодействии трех основных элементов, а именно: оборотного капитала, основного капитала и выпуска продукции.
В общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное соотношение двух величин –производственных затрат и результатов хозяйственной деятельности. Эффективность производства характеризует его результативность.
Определение эффективности производства начинается с установления критериев эффективности – основного признака оценки эффективности, который раскрывает его суть. В качестве исходных количественных критериев эффективности производства приводят следующие показатели.
Годовая норма прибыли на вложенный капитал (Э):
(11)
где Р – чистая годовая прибыль, руб.;
К – вложения в капитал, которые обеспечивают получение прибыли, руб.
Чистую текущую стоимость определяют как разность между расходом и поступлением денежных средств за весь период предполагаемого функционирования предприятия с учетом фактора времени.
Рентабельность капитала является отношением чистой прибыли к собственному капиталу.
Период возврата капитальных вложений (срок окупаемости) (Т) – это период времени, который нужен для того чтобы будущая прибыль фирмы достигла величины осуществленных капитальных вложений.
(12)
где Zкап – капитальные затраты, руб.
Показатель срока окупаемости характеризует интенсивность возврата затраченных средств на определенном интервале времени после их вложения.
Точка (норма) безубыточности является минимальным размером партии выпускаемой продукции, при котором достигается «нулевая прибыль», т.е. равенство доходов от издержек и продаж производства. Последующее повышение объема продаж приводит к появлению прибыли.
Эффективность производства может также характеризоваться рядом других параметров, таких как:
- фондоотдача – выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов;
- фондоёмкость – среднегодовая стоимость основных фондов, которая приходится на 1 руб. продукции;
- производительность труда;
- рентабельность;
- прибыль.
Суть проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в повышении экономических результатов на каждую единицу расходов в ходе использования имеющихся ресурсов.
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5.08.2000 г. № 118-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 18.11.2017).
Федорова Г. В. Финансовый анализ предприятия при угрозе банкротства: [учеб. пособие] — Москва: Омега-Л, 2013. — 272 с.
Румянцева Е.Е. Финансы организации: финансовые технологии управления предприятием: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 459 с.
Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование. - СПб.: Питер, 2011. – 265 с.
Бурцев А.Л. Анализ финансовой устойчивости организации: теория и сфера применения // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. - 2011. - № 1. - С. 255.
Дьякова Н.Е. Денежные потоки и финансовый результат. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 401 с.
Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент. – М.: Юрайт, 2011. – 621 с.
Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Дашков и К, 2011. – 511 с.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. Пособие/Под ред. Проф. Ю.И. Сигидова и проф. А.И. Трубилина – М.: Инфра-М, 2012, с.33.
Поленова С. Н. Теория бухгалтерского учета: Учебник/С. Н. Поленова.- 3- изд. — М.: Издательство- торговая корпорация «Дашков К0», 2013, с.78
Островская О.Л. Бухгалтерский баланс // Расчет. 2014. - № 5, с.35
Голикова Е.И. Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность: реформирование. – М.: Дело и Сервис, 2012, с.142
2
3
19
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Вер-сияПроф.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5.08.2000 г. № 118-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Вер-сияПроф.
4. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 18.11.2017).
5. Федорова Г. В. Финансовый анализ предприятия при угрозе банкротства: [учеб. пособие] — Москва: Омега-Л, 2013. — 272 с.
6. Румянцева Е.Е. Финансы организации: финансовые технологии управления предприятием: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 459 с.
7. Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование. - СПб.: Питер, 2011. – 265 с.
8. Бурцев А.Л. Анализ финансовой устойчивости организации: тео-рия и сфера применения // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. - 2011. - № 1. - С. 255.
9. Дьякова Н.Е. Денежные потоки и финансовый результат. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 401 с.
10. Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент. – М.: Юрайт, 2011. – 621 с.
11. Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Дашков и К, 2011. – 511 с.
Вопрос-ответ:
Что такое анализ в управлении предприятием?
Анализ в управлении предприятием - это процесс изучения и оценки деятельности предприятия с целью выявления его сильных и слабых сторон, а также поиска возможностей для оптимизации и улучшения работы. В результате анализа могут быть разработаны стратегии и тактики управления, которые позволят достичь поставленных целей и задач.
Какие цели и задачи ставятся перед анализом в управлении предприятием?
Основная цель анализа в управлении предприятием - это определение факторов, влияющих на его эффективность и прибыльность. Задачи анализа включают обнаружение проблемных мест в работе предприятия, разработку мер по их устранению, выявление перспективных направлений развития, а также оценку эффективности принятых решений и контроль их выполнения.
В чем заключается балансовый прием в анализе хозяйственной деятельности предприятия?
Балансовый прием в анализе хозяйственной деятельности предприятия заключается в изучении и оценке его финансовых показателей, отраженных в бухгалтерском балансе. Анализируются активы, пассивы, капитал, а также изменения в этих показателях в течение определенного периода времени. Этот вид анализа позволяет оценить финансовое состояние предприятия, его ликвидность и кредитоспособность, а также выявить причины и факторы, влияющие на изменение этих показателей.
Что такое анализ рентабельности предприятия?
Анализ рентабельности предприятия - это процесс изучения и оценки его финансовых показателей, связанных с прибыльностью. Анализируются такие показатели, как чистая прибыль, рентабельность продукции или услуг, рентабельность активов и другие. Целью анализа рентабельности является определение эффективности использования ресурсов предприятия, выявление факторов, влияющих на прибыльность, и разработка мер по ее увеличению.
Какое понятие и сущность анализа рассматриваются в статье?
В статье рассматривается понятие и сущность анализа в управлении предприятием. Анализ представляет собой процесс изучения и исследования основных экономических показателей и факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. Основная цель анализа - выявление причин и факторов, влияющих на финансовое состояние и результаты деятельности предприятия, а также разработка мер по их устранению или оптимизации.
В чем состоит балансовый прием в анализе хозяйственной деятельности?
Балансовый прием в анализе хозяйственной деятельности предполагает изучение и анализ финансового состояния предприятия на основе данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Основной инструмент балансового анализа - это баланс предприятия, который отражает его активы, обязательства и собственный капитал. Цель балансового анализа - определение структуры и динамики активов и обязательств, оценка финансового состояния предприятия, выявление возможных проблем и предложение рекомендаций по их решению.
Что такое анализ в управлении предприятием?
Анализ в управлении предприятием - это процесс изучения и оценки финансового состояния, хозяйственной деятельности и эффективности работы предприятия. Целью анализа является выявление проблемных областей, определение достоинств и недостатков, а также разработка рекомендаций для улучшения работы и принятия более эффективных управленческих решений.
Каковы цели и задачи анализа в управлении предприятием?
Основной целью анализа в управлении предприятием является повышение эффективности его работы. Задачи анализа включают выявление проблемных областей, определение факторов, влияющих на успех предприятия, изучение конкурентной среды, оценку финансового состояния и рентабельности, анализ эффективности использования ресурсов. Также анализ может помочь в прогнозировании будущих тенденций и разработке стратегии развития предприятия.
В чем заключается балансовый прием в анализе хозяйственной деятельности?
Балансовый прием в анализе хозяйственной деятельности заключается в изучении и анализе бухгалтерской отчетности предприятия, особенно его баланса. Балансовый прием позволяет выявить стабильность финансового положения предприятия, его ликвидность, платежеспособность и финансовую устойчивость. Также балансовый анализ позволяет оценить структуру активов и пассивов, анализировать использование внешних источников финансирования и оценить качество управления предприятием.
Что такое анализ рентабельности предприятия?
Анализ рентабельности предприятия - это процесс изучения и оценки прибыльности работы предприятия. Целью анализа рентабельности является определение эффективности использования ресурсов предприятия и его способности генерировать прибыль. При анализе рентабельности учитываются различные показатели, такие как валовая и чистая рентабельность, рентабельность продаж и капитала, рентабельность активов и др. Анализ рентабельности позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия в плане прибыльности, а также разработать стратегию для увеличения рентабельности и повышения эффективности работы.