Полемика с философией оптимизма Лейбница в
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 25.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Сущность философии оптимизма Лейбница. 3
2. Философские взгляды Вольтера 4
3. Мнение Вольтера о философии оптимизма Лейбница 5
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Рассуждения Панглоса доведены до абсурда, это помогает контрастнее увидеть разницу между философскими высказываниями героя и событиями, происходящими в повести. Панглос всем поступкам людей находит детерминистскую основу. Даже в том случае, когда заражается сифилисом от «очень покладистой» горничной Пакеты, он выстраивает цепь доказательств тому, как «прекрасная причина могла привести к столь гнусному следствию».И при гибели анабаптиста Якова Пангрос доказывал Кандиду, «что Лиссабонский рейд на то и был создан, чтобы этот анабаптист здесь утонул». Теологические аргументации Панглосса – это типичные по форме антифразиса ироничные высказывания: они противоречивы по ситуации, по тематике, по структуре, по логике. По содержанию Панглосс просто несет околесицу, которая облечена в форму торжественно-философского сложного стиля.Так, в эпизоде беседы с жителями Лиссабона Панглосс философствует следующим образом: «... так как все это к лучшему, ибо, если в Лиссабоне есть вулкан, то он не мог бы быть в другом месте, так как невозможно, чтобы предметы находились не там, где они находятся, так как все хорошо».Показателен с точки зрения использования приемов иронии рубленый стиль самого автора в следующей фразе, повествующей одновременно и о рассуждениях Панглосса, и о землетрясении в Лиссабоне, и о гибели судна, и о спасении трех человек (Панглосса, Кандида и бандита-моряка):«В то время как Панглосс это доказывал apriori, корабль разверзается, все гибнет за исключением Панглосса, Кандида и этого моряка-животного, который утопил доблестного анабаптиста;мерзавец доплыл благополучно до берега, до которого Панглосс и Кандид добрались на обломке корабля)».В этой фразе происходит такое нагромождение действий, что она производит впечатление комической гиперболизации, если еще учесть предыдущую картину: Панглосс противопоставляет реальной ситуации землетрясения свои абстрактные рассуждения, матрос радостно кричит, что пограбит вволю, а Кандид восклицает, что настал конца света.Такое нагромождение дискурсивных практик иронии – это стиль творческой личности Вольтера. Опираясь на классицистический стиль, Вольтер проигрывает и нарушает его на разных лингвистических уровнях, высмеивая тем самым устаревшие догмы феодального общества и средневекового духовенства, наукообразие и философствование их представителей, которым в принципе нечего сказать. [5]Оптимистическая философия Панглоса является тем исходным убеждением, с которым Кандид вступает в жизнь. Но опровержением этой теории становится вся дальнейшая жизнь Кандида.ЗаключениеОппоненты предъявляли Лейбницу несовершенство мира, что ученый объяснял двумя аспектами.Первое – наш мир — еще не весь Универсум, а лишьнаименьшая его часть, человеческая история жеявляется кратчайший мгновением в истории Универсума. Так почему же, «обладая столь малым опытом, мы осмеливаемся судить о бесконечном и вечном» [1, с. 287]?Кроме того, ошибочно понимать под «лучшим из миров» мир, в котором естьлишь благое, прекрасное, приятное и т.п. Подобный мир казался бы скучным, монотонным, однообразным, и быстро бы надоел. Постоянныенаслаждения утомляют, пресыщают и, в конце концов, прекращаютдоставлятьудовольствие. Человеческий мир, по мнению Лейбница, пребывающий в противоборстве добра и зла, действия и страдания, красоты и уродства, как раз в целостности и разнообразии становится прекрасным и целесообразно устроенным. «Брошенное в землю зерно страдает, прежде чем произвести плод. И можно утверждать, что бедствия, тягостные временно, в конечном итоге благодетельны, поскольку они суть кратчайшие пути к совершенству» [1, с. 289].Таким образом, традиционное приписывание Лейбницу осмеянного Вольтером наивного оптимизма доктора Панглоса во взгляде на существующий мир имеет мало общего с аутентичным мнением философа, основания которого находятся в понимании наилучшего из возможных миров как такого, где «величайшее разнообразие содержания явлений сочетается с величайшей простотой законов». Причем критерий «наилучшего» у Лейбница контекстуально, как правило, связан с анализом именно законов природы, а не с анализом современного ему общества. В отношении же последнего у Лейбница нет недостатка в критических замечаниях[3].Список использованной литературыЛейбниц, Г. В. Сочинения: В 4 т. – [Текст] / Г. В. Лейбниц – Москва: Мысль, 1983. Т. 1. – 636 с.Лукманова, Р. Х. Гармония как философская категория // Вестник Башкирского университета. Т. 17.– 2012. – №1(I).– С.645-649Майоров, Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница [Текст]/Г.Г. Майоров –Москва:МГУ,1973.– 266с.Мещеряков, В.Т. Гармония и гармоническое развитие [Текст] / В.Т. Мещеряков – Ленинград: Наука, 1976. – 119 с.Попова,Н. Б. Дискурсивные практики иронии в творчестве Франсуа Мари де Вольтера // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 89. –2014. – № 7 (336) – С. 118-122. Хеллман, Хал. Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов: пер. с англ. [Текст] Хал Хеллман– Москва: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 320с.
2. Лукманова, Р. Х. Гармония как философская категория // Вестник Башкирского университета. Т. 17. – 2012. – №1(I). – С.645-649
3. Майоров, Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница [Текст] / Г.Г. Майоров – Москва:МГУ, 1973. – 266 с.
4. Мещеряков, В.Т. Гармония и гармоническое развитие [Текст] / В.Т. Мещеряков – Ленинград: Наука, 1976. – 119 с.
5. Попова, Н. Б. Дискурсивные практики иронии в творчестве Франсуа Мари де Вольтера // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 89. –2014. – № 7 (336) – С. 118-122.
6. Хеллман, Хал. Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов: пер. с англ. [Текст] Хал Хеллман – Москва: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 320с.
Вопрос-ответ:
В чем сущность философии оптимизма Лейбница?
Философия оптимизма Лейбница основывается на идее, что мир устроен по наилучшему возможному порядку. Он считал, что Бог является всемудром и всемогущим существом, которое создал этот мир и устроило его таким образом, чтобы достичь наилучшего состояния. Лейбниц верил, что поступки людей и события, происходящие в мире, также имеют детерминированную природу и служат выражением Божественного совершенства.
Какие философские взгляды имел Вольтер?
Вольтер был противником философии оптимизма Лейбница и выражал свое мнение в своих произведениях. Он считал, что мир не может быть наилучшим, так как в нем присутствует страдание, зло и несправедливость. Вольтер также критиковал религию и утверждал, что она является причиной многих человеческих страданий. В его философии преобладала идея разума и просвещения, а также признание необходимости человеческой деятельности для изменения мира к лучшему.
Какое мнение высказывал Вольтер о философии оптимизма Лейбница?
Вольтер критиковал философию оптимизма Лейбница и считал ее недостаточно реалистичной. Он считал, что идея о том, что мир устроен по наилучшему возможному порядку, не соответствует реальности, так как в нем есть много страданий и несправедливости. Вольтер выражал свое мнение в своих произведениях, особенно в романе "Кандид" и в философской сатире "Философская бабочка".
Почему рассуждения Панглоса были доведены до абсурда?
Рассуждения Панглоса были доведены до абсурда, чтобы показать абсурдность и несостоятельность философских высказываний героя. Панглос, персонаж романа "Кандид" Вольтера, является приверженцем философии оптимизма Лейбница и твердо уверен в том, что все происходящие события имеют детерминированную природу и служат к лучшему. Однако, через ряд абсурдных событий, автор показывает, что такая философия неспособна объяснить многие аспекты реального мира и приводит к пренебрежительному отношению к человеческой страдальческой.
Какова сущность философии оптимизма Лейбница?
Сущность философии оптимизма Лейбница заключается в утверждении, что данный мир является лучшим из возможных миров, созданным всемилостивым богом. Лейбниц видел мир как гармоничное сочетание всех его составляющих, где даже зло и страдания служат высшей цели и способствуют наилучшему развитию вселенной.
Какие философские взгляды имел Вольтер?
Вольтер был выдающимся французским просветителем и критиком. Он отрицал положения оптимизма Лейбница и высмеивал его убеждения в своих произведениях. Вольтер искренне верил в необходимость критичного мышления и приветствовал разумную критику любых идей и установленных порядков.
Что многими образом Вольтер высказал о философии оптимизма Лейбница?
Вольтер критически относился к философии оптимизма Лейбница и высказывал свое мнение о ней в своих произведениях. Он считал, что учение Лейбница о лучшем из возможных миров не соответствует действительности и не учитывает реальное существование зла и страданий в мире. Вольтер выражал свое несогласие с оптимистическим взглядом на жизнь.
В чем помогает доведение рассуждений Панглоса до абсурда?
Доведение рассуждений Панглоса до абсурда помогает контрастно выделить разницу между философскими высказываниями героя и событиями, происходящими в повести. Это позволяет читателю увидеть, что реальная жизнь не всегда соответствует идеальным философским концепциям и может быть полна противоречий, несовершенств и неожиданностей.
Какие особенности Панглос приписывает всем поступкам людей?
Панглос приписывает всем поступкам людей детерминистскую основу. Он считает, что все, что происходит в жизни, заранее определено и неизбежно, и что каждый человек действует не свободно, а в соответствии с предопределенной судьбой или внешними обстоятельствами. Примером этого является даже заражение Панглоса сифилисом от горничной.
Какова сущность философии оптимизма Лейбница?
Сущность философии оптимизма Лейбница заключается в утверждении, что мир создан Богом и является наилучшим из возможных миров. Он считал, что Бог всесилен, всезнающ и вселюбящ, и потому создал мир, который достигает наивысшего блага для всех его частей.
Какие философские взгляды высказывает Вольтер?
Вольтер критикует философию оптимизма Лейбница. Он считает, что реальный мир отличается от идеального, предложенного Лейбницем. Вольтер утверждает, что на земле существуют страдания, зло, несправедливость и несовершенство, что противоречит идее наилучшего мира, созданного Богом.