Применение управления безопасностью при пограничной защите - пример Украина

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 100 100 страниц
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 29.12.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
1 Правовые основы обеспечения пограничной безопасности 6
1.1 Основные понятия 6
1.2 Место и роль системы обеспечения пограничной безопасности в общей системе обеспечения безопасности государства 9
1.2.1 Принципы, цели и задачи обеспечения пограничной безопасности 9
1.3 Объекты и субъекты системы обеспечения пограничной безопасности 11
1.3.1 Функции системы обеспечения пограничной безопасности 12
1.4 Угрозы пограничной безопасности 13
1.4.1 Оценка угроз пограничной безопасности государства и организация противодействия им 14
1.4.2 Охрана, защита и оборона государственной границы 16
1.5 Полномочия органов государственной власти в сфере обеспечения пограничной безопасности 17
2 Менеджмент безопасности границ 28
2.1 Структура государственного управления безопасностью границ 28
2.2 Менеджмент безопасности границ США 29
2.3 Менеджмент безопасности границ России 40
3 Менеджмент безопасности границ Украины 59
3.1 Структура государственного управления безопасностью украинских границ 59
3.2 Политическая ситуация в стране и ее влияние на менеджмент безопасности границ 64
3.3 Риски пограничной безопасности 65
3.4 Сравнительный анализ менеджмента безопасности границ России, США и Украины 68
3.5 Определение стратегии развития менеджмента пограничной защиты 90
Заключение 107
Литература 108



Фрагмент для ознакомления

На ГПС Украины возлагаются задачи по пресечению любых попыток незаконного прохождения линии государственной границы Украины; вооруженных конфликтов и других провокаций на границе. Эта задача реализуется во взаимодействии сВооруженными Силами Украиныи другими воинскими формированиями при отражении вторжения или нападения на территорию Украины вооруженных сил другого государства или группы государств.Важной задачей Госкомграницы является организация предотвращения преступленийи административных правонарушений, противодействие которым законодательством отнесена к компетенции Государственной пограничной службы Украины, их выявления, пресечения, проведение дознания, осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законами. Органы Госкомграницы обеспечивают осуществление пограничного контроля и пропуска в установленном порядке лиц, транспортных средств, грузов и другого имущества в случае наличия надлежащим образом оформленных документов после прохождения ими таможенного и при необходимости других видов контроля, а также регистрацию иностранцев и лиц без гражданства, которые в установленном порядке прибывают на Украину, и их паспортных документов в пунктах пропуска через государственную границу.При этом они предотвращают въезда на Украину или выезда из нее лиц, которым согласно законодательству не разрешается въезд на Украину или которых временно ограничено в праве выезда из Украины, в том числе в соответствии с поручением правоохранительных органов; розыск в пунктах пропуска через государственную границу лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний; выполнение в установленном порядке других поручений правоохранительных органов.В интересах охраны границы, защиты интересов граждан и государства пограничная служба осуществляет разведывательную информационно-аналитическую и оперативно-розыскную деятельность, а также контрразведывательные мероприятия в интересах обеспечения защиты государственной границы Украины[6].На органы Госкомграницы возложены ответственные задачи борьбы с нелегальной миграцией. С этой целью пограничники обеспечивают контроль за соблюдением пограничного режима; организацию в соответствии с законодательством принятия заявлений о предоставлении статуса беженца от лиц, которые намерены его приобрести и вынуждены были незаконно пересечь государственную границу Украины; установки по согласованию с Государственной таможенной службой Украины и Министерством транспорта Украины режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины, контроль за его соблюдением; принятия во взаимодействии с органами внутренних дел и органами Службы безопасности Украины решений о выдворении за пределы Украины иностранцев и лиц без гражданства, которые задержании в пределах контролируемых пограничных районов при попытке или после незаконного пересечение государственной границы в Украины иностранцев и лиц без гражданства, которые задержаны в пределах контролируемых пограничных районов при попытке или после незаконного пересечения государственной границы на Украину, выдворение этих лиц; осуществление самостоятельно или во взаимодействии с органами внутренних дел и органами Службы безопасности Украины в пределах контролируемых приграничных районов контроля за соблюдением иностранцами и лицами без гражданства, а также беженцами и лицами, которым предоставлено убежище на Украине, установленных правил пребывания на ее территории; охрану, конвоирования и содержания задержанных лиц и плавсредств до момента их передачи органам пограничной охраны или другим уполномоченным органам сопредельного государства, другим правоохранительным органам Украины или суда; участие в пределах своей компетенции во взаимодействии с органами Службы безопасности Украины, органами внутренних дел и другими правоохранительными органами в борьбе с терроризмом и выполнении других возложенных на них задач.3.2 Политическая ситуация в стране и ее влияние на менеджмент безопасности границПолитическая ситуация в стране всегда накладывает отпечаток на управление безопасности границ.Жизненно важное значение для Украины имеет организация активной и наступательной информационной кампании по отстаиванию собственных интересов и противодействию внешнему информационному влиянию. Ибо пренебрежение этим вопросом и стало одной из основных причин возникновения внутренних и внешних проблем для Украины, особо обострившихся в последнее время, в т.ч. и в вопросе организации менеджмента безопасности границ.Необходимо обратить внимание на сложность, динамичность и непредсказуемость военно-политических и экономических процессов, происходящих в мире и сказывающихся на безопасности и интересах Украины. Сейчас, к сожалению, в большинстве своем все эти процессы не способствуют улучшению обстановки вокруг государства, а наоборот – создают новые вызовы и угрозы как мировой и региональной стабильности, так и непосредственно Украине, которая фактически находится в центре геополитического противостояния между Западом и Востоком с их цивилизационными ценностями, политико-экономическими и военными системами.3.3 Риски пограничной безопасностиПод пограничной безопасностью официально понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве.В это определение по некоторым оценкам входит еще и защищенность государственной границы и приграничной территории. Однако есть основания полагать, что официальная трактовка пограничной безопасности требует уточнения. Действительно, из такого понимания пограничной безопасности следует, что, например, обеспечение информационно-психологической безопасности сотрудников пограничных органов является способствующим условием обеспечения пограничной безопасности, а не прямой его задачей.Наиболее эффективным и корректным с научной точки зрения при исследовании вопросов обеспечения безопасности является системно-деятельностный подход и его важнейшая составляющая - аксиологический (ценностный) подход. Этот учитывает и «защиту интересов» (официальный подход), поскольку интересы являются разновидностью ценностных ориентаций. Только в аксиологическом подходе акцент делается на защиту от помех в реализации интересов.Логическая последовательность построения системы понятий теории пограничной безопасности в контексте аксиологического подхода такова: национальное достояние (богатство, ресурсы, их ценность) — пограничный ущерб (ущерб национальному достоянию в пограничной зоне, а также ущерб, нанесенный вследствие пересечения кого-либо (чего-либо) через границу) — пограничная опасность и пограничная угроза, их источники — пограничная безопасность.Пограничные органы федеральной службы безопасности защищают от ущерба практически все компоненты национального достояния нашей страны. В первую очередь это население страны, включая здоровье, образование, квалификацию, морально-психологическое состояние россиян и многое другое.Помимо этого, сотрудники пограничных органов федеральной службы безопасности в той или иной мере защищают иосновные материальные ценности страны:- территорию и её ресурсы (полезные ископаемые, водные ресурсы, акватория, шельф и т.д.);производственные фонды (заводы, фабрики, станки, ЭВМ, фермы, трактора и т.д.);системы энергетики (электростанции, линии электропередач;инфраструктуру и транспортные системы (дороги, порты, аэродромы, трубопроводы, самолеты, поезда и т.д.);информационную инфраструктуру и информационные системы;жилой фонд и другие здания;лабораторное (научное) оборудование и т.д.;продукцию промышленности, сельского хозяйства и многое другое[2].Сотрудники пограничных органов не остаются в стороне и от решения задач защиты духовно-культурных ценностейстраны: научных знаний, изобретений и т. п.; моральных ценностей, политического и правового сознания населения,общественного мнения, религии; эстетических ценностей; таких важных духовных ценностей как патриотизм, национальная гордость, национальное достоинство, национальное самосознание; морально-психологического состояниянаселения и войск (сил); культурных, художественных ценностей — редких книг, картин, икон и т. п.Национальное достояние (богатство) необходимо и наращивать (увеличивать по количеству и качеству), и защищать. Эти задачи принципиально различны, даже в каком-то смысле диалектически противоположны, как противоположны понятия «прибыль» и «ущерб».Анализируя категорию «пограничный ущерб», важно выделить следующие его составляющие — утрата позитивныхценностей и (или) получение негативных. Пограничные органы предназначены для предотвращения незаконной утечкиза границу позитивных ценностей страны и ее граждан, а также проникновения в страну негативных «ценностей» (шпионов, преступников, наркотиков, оружия и т.п.). Последние, в широкой трактовке, тоже являются ценностями, но дляиностранных государств, преступных сообществ и т. п. Как отмечалось в ранее, понятие ценностей диалектично.Указанные выше две разновидности прямого пограничного ущерба очевидны. Не столь очевиден опосредованный пограничный ущерб или упущенная выгода. Именно понятие упущенной выгоды ярко иллюстрирует диалектику взаимоотношения прибыли и ущерба (здесь противоположности «сходятся»). Действуя в пограничной зоне, в российской частивод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Украины, а также через границу, противники и конкуренты Украины, экстремисты, преступные сообщества и т. п. могутмешать реализации ее законных интересов. Поэтому на пограничные органы возлагается задача по реализации и защитенациональных интересов Украинского государства в ее пограничном пространстве[7].Еще более не очевиден третий вид ущерба, который тоже и с не меньшим основанием может считаться пограничным,хотя причиняется он не обязательно в пограничном пространстве или через границу.Дело в том, что важнейшими национальными ценностями для Украины, тем более в современных условияхналичия у нее противников и даже врагов, является способность пограничных органов решать возложенные на них задачи по охране государственной границы. Эта способность включает многие слагаемые, в томчисле и боеготовность, и морально-психологическое состояние сотрудников пограничных коллективов.3.4 Сравнительный анализ менеджмента безопасности границ России, США и УкраиныПроведенное в первой и второй главах исследование является достойным основание для проведения сравнительного анализа менеджмента границ, изученных выше государств, а именно: России, Соединенных Штатов Америки и Украины. Анализ был проведен по принципу сравнения некоторых критериев, например, таких как: отечественная структура, длина границы, состав, устройство границы и т.п. Результаты сведены в таблицу 1.Таблица 1 – Сравнительный анализ менеджмента безопасности границ России, США, Украины (© составлено автором)Индикатор, используемый в анализеГосударствоСШАРОССИЯУКРАИНАОтветственная структураЗа пограничные рубежи США отвечает Агентство по таможне и охране границы — CBP, которое входит в состав Министерства внутренней безопасности. Годовой бюджет СВР в 2012 году составил 12,1 млрд долларов. Личный состав СВР — около 60 тысяч человек, из них около 17 тысяч военизированных агентов непосредственно несут охрану сухопутной границы, остальные заняты на таможне и охране морских рубежей. И в 2014 году непосредственно мексиканскую границу охраняло лишь немногим больше 13 тысяч агентов.Поскольку охрана ведется оперативным методом, то основную нагрузку несет личный состав, осуществляющий патрулирование и другую оперативно-служебную деятельность с привлечением индивидуальных и коллективных технических средств.Патрулирование границы США ведется в штатном режиме нарядами из двух человек, оно почти полностью моторизовано, в труднопроходимых местах используются одноместные вездеходы и лошади. Действия агентов направляют автоматические сигнальные системы. Но к началу 2014 года только 45% границы было оборудовано ими.В особо тяжелых случаях и при массовом преодолении границ к пограничникам подключаются так называются легальные добровольные военизированные отряды. Это в основном белые американцы.Согласно официальным подсчётам, по итогам 2013 года таких военизированных отрядов в США было более тысячи (в 2009-м — 932). Их члены получают материальную помощь из местных бюджетов. В задачи этих групп входит поимка нелегальных мигрантов на границе с Мексикой и на побережье Флориды, а также беглых преступников. Деятельность милитантов субсидируется не только приграничными, но и более отдаленными штатами. К примеру, штат Иллинойс за последние 10 лет выплатил милитантам около 60 млн долларов, штат Алабама — 12 млн, Аризона — 32 млн. Эти деньги они могут тратить только на оружие, средства связи и транспорт. Хотя милитанты имеют право лишь задерживать нарушителей границы и должны передавать их властям, однако их подозревают и в проведении самостоятельных операций по уничтожению нелегальных иммигрантов из засад.Охрану государственной границы осуществляет Пограничная служба ФСБ России, а обустройством пограничных пунктов до 2016 года ведало Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации. Ныне эти обязанности возложены на Министерство транспорта РФ.Обозначение границы проводиться путем демаркации (инженерное обустройство) – обозначение государственной границы на местности, закрепление ее пограничными знаками.Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними.За пограничные рубежи Украины отвечает Агентство по охране границ Украины. Органы охраны границы: пограничные отряды, Отдельный пункт въезда Киев, авиационные подразделения, мобильные подразделения быстрого реагирования, морские подразделения, пограничные комендатуры, пограничные пункты, порты въезда и пограничные посты. В настоящее время существует 143 международных пункта въезда, 34 межгосударственных и 39 местных. На них осуществляется система оперативных технических и режимных мероприятий, включающих в себя паспортный контроль, проверка транспортных средств и грузов, контроль за проникновением на территорию Украины нежелательных лиц.Один пограничный пункт приходится на 20-30 км границы. В него входят Персонал (30 – 50 человек, включая 5 – 15 пограничных инспекторов);Транспортные средства;Инженерное оборудование и фортификационные сооружения (радиолокационные станции, комплексы связи, датчики, средства наблюдения и т.п.);Служебных собак. Основные угрозы безопасности это - международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, незаконные перемещения наркотиков, радиоактивных и взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и незаконная миграция. Длина сухопутной государственной границыГосударственная граница США и Мексики имеет длину 3169 кмГосударственная граница США и Канады 8900 кмГосударственная граница Российской Федерации самая протяжённая в мире – 60 932 км, из них 22 125 км – сухопутные (в том числе 7 616 км — по рекам и озерам), 38 807 км – морские (около 2/3).Россия 2245 кмПограничные страныМексика и КанадаРоссия граничит с 18 странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Абхазия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея, Япония и США.Россия, Беларусь, Венгрия, Молдова, Польша, Румыния, СловакияЛегальное пересечение границы3,5 млн человек в годБолее 100 млн человекНет данныхТранспорт легально пересекающий границуБолее 5 млн.Более 17 млн.Нелегальное пересечение границыОт 0,5 до 1 млн человек в годНелегальные мигранты по данным росстата порядка 1,5 млн. человек. По другим данным до 3.6 млн человекДо конфликта по данным статистики нелегальное пересечение границы в начале века от 6000 до 10000 тысяч человек в отдельные годы.СоставБолее 70% мексиканцы, к ним присоединились в последнее время жители Боливии, Венесуэлы, Никарагуа, Сальвадора, Гватемалы и Гаити.Устройство границыДо 2006 года заграждения отсутствовали, были только пропускные пункты. Мексика - заборы из бетона и стали, инфракрасные камеры, датчики, беспилотные летательные аппараты и почти 20 000 американских пограничников. На некоторых участках границы был создан металлический барьер (Mexico – UnitedStatesBarrier) высотой порядка 4-5 м. Он перекрывает примерно треть протяженности границы остальная часть границы охраняется плохо и регулярно пропускает мигрантов и наркокурьеров. За 17 лет на границе было установлено более 40 тысяч радиоканальных автономных средств обнаружения пассивного типа и около 1800 телевизионных камер видимого и инфракрасного диапазона.Однако, несмотря на рост бюджета для увеличения технических средств, посты мониторинга к началу 2014 года стационарно контролировали не более 17 процентов границы. Кроме них для этого используется разведка — космическая, авиационная и агентурная. Тем не менее все эти средства и сегодня не обеспечивают надежного прикрытия пограничного рубежа.Под обустройством государственной границы РФ понимается система мероприятий, направленных на создание условий функционирования инфраструктуры государственной границы РФ.Основными проблемами в сфере обустройства государственной границы РФ являются: несовершенство нормативного правового регулирования;низкий уровень развития и эксплуатации инфраструктуры на государственной границе РФ, а также недостаточные темпы ее модернизации;несоответствие существующей системы пунктов пропуска потребностям государства, обусловленным темпами социально-экономического развития РФ;неурегулированность вопросов права собственности в отношении объектов недвижимого имущества инфраструктуры на государственной границе РФ.Стратегические цели, задачи и приоритеты обустройства границы опираются на Правила определения пределов пункта пропуска через государственную границу РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 253.В соответствии с этим документом под пределами пункта пропуска понимаются границы территории (акватории) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также специально выделенного в непосредственной близости от государственной границы участка местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Планы: Стену на границе с Россией будут строить в два этапа. На первом этапе граница будет обустроена от Черниговской области до севера Луганской, а также на границе с оккупированным Крымом, а после завершения боевых действий — на остальном участке границы в Донецкой и Луганской областях.На сегодняшний день граница не обустроена и даже не проведена ее демаркация. Наиболее уязвимый участок отделяет от России Донецкую и Луганскую области и составляет 500 км.Меры по обустройству границы должны быть проведены в два этапа. На первом этапе провести обустройство участков, которые находятся в данный момент за пределами зоны конфликта и активных боевых действий, где мы можем уже сегодня начать работы по инженерному обустройству границы. В первую очередь в пределах Черниговской, Сумской.Параллельно с этим на сухопутном участке административной границы с Автономной Республикой Крым, а также на морской территории напротив Мариуполя, Бердянска и Геническа. на сухопутном участке — сплошные рвы, ширина рва не меньше четырех метров, глубина два метра. Далее — контрольно-следовые полосы, земляные и бетонные рвы, рокадные дороги, различные системы оптического и электронного наблюдения, башни, электронно-сигнализационные комплексы и различные фортификационные сооружения, которые будут препятствовать движению транспортных средств и автомобилей с территории Российской Федерации. На морском участке границы будет использована единая система оптически-электронного наблюдения, а также фортификационные сооружения, которые не допустят беспрепятственной высадки с моря на сухопутные участки территории Украины.На административной границе с АР Крым планируется установить контрольно-следовые полосы, рокадные дороги, системы оптически-электронного наблюдения, а также земляные и бетонные валы, которые препятствовали бы движению с полуострова на материк. На втором этапе планируется подобное обустройство государственной границы на участке примерно 400 километров, когда будут завершены боевые действия.Итог Расходы сокращены на оградительный забор, который нужно охранять, позволит сэкономить порядка 150 млн грн.Ориентировочная сумма затрат на обустройство 1 км границы на первом этапе, то есть в текущем году, реально может составить не 3,7 млн грн, как планировалось раньше, а не более 1 млн грн, в зависимости от условий местности и существующей в наличии пограничной инфраструктуры.Взамен было принято решение об обустройстве границы, которое состоит из трех очередей. Первая часть будет реализована в этом году – это создание системы сплошных земельных сооружений, обустройство мест несения службы и опорных пунктов. Вторая очередь – в следующем году – это сокращение участков ответственности и разворачивание новых пограничных подразделений, создание инфраструктуры границы на этих направлениях. И третья очередь – 2017-2018 года – оборудование границы и подразделений современными средствами наблюдения, сигнализации и автономного поражения.Канада - Граница между США и Канадой считается одной из самых протяженных неохраняемых границ в мире. Но это суждение справедливо в отношении вооруженных сил. Полицейский и таможенный надзор осуществляется достаточно тщательно. Усиление мер полицейского пограничного контроля было вызвано терактами 11 сентября 2001 г. Однако усиление контроля вызвало неоднозначную реакцию простых жителей Канады и США, а также представителей бизнеса, которые были вынуждены были столкнуться с непривычными до тех пор дополнительными проверками.Плюсы незаконной эмиграции Более 45 % неквалифицированного труда, в том числе сельскохозяйственных работ, выполняют нелегальные мигранты. Проблемы рождаемые незаконной миграцией 1. Экономические проблемы. Ежегодно государство тратит огромные деньги на отлов, депортацию и содержание нелегалов в стране. Сюда входит охрана границы, содержание службы, которая занимается выяснением личностей и прошлого мексиканских ходоков, выплата всяких денежных пособий, бесплатная медицинская помощь тем, кто укоренился в стране.2. Ухудшение криминогенной обстановки. Около половины отловленных на границе нелегалов имеют криминальное прошлое. Те, кого не удалось задержать на границе, начинают активно действовать на американской территории, совершая убийства, вооруженные ограбления, торгуя наркотиками. По официальной статистике, например, в 2008 г. более половины уголовных и административных дел в стране было возбуждено против мексиканских нелегалов. 3. Нелегалы оказывают влияние на распределение мест в американском парламенте. Это может показаться странным. Но количество конгрессменов зависит от численности население штата. Регулярно проводятся переписи населения, в которых учитываются и нелегалы. В пограничных штатах с Мексикой проживает особенно много нелегалов. Эти штаты получают дополнительные места за счет того, что другие штаты их теряют.Незаконная миграция в РФ по статистике составляет около 3,6 млн. от общего числа граждан, въехавших в страну. У большинства нелегалов закончился срок действия разрешительных документов. Статистика незаконной миграции указывает на последствия нелегального въезда и нахождения на территории страны: избыток дешевой рабочей силы; рост безработицы; недополучение бюджетом налоговых сборов распад семей; расширение теневой экономики; перенаселение жилья; рост коррупции. Статистика по миграции МВД отмечает всплеск коррупции среди сотрудников правоохранительных органов и работников соответствующих служб; обострение социальной напряженности в обществе; расширение криминальной среды.Затраты на содержание границы и решение проблем с этим связанныхСтроительство стены обошлось американскому правительству в 2,4 млрд. долларов.Пограничная служба США испытывает постоянные недофинансирование и недокомплектацию. В среднем на милю границы приходится около четырёх служащих, но большинство из них работают в районах крупных населённых пунктов, в то время как обширные пустынные и горные районы охраняются слабо. С 2000 года из страны выдворено более 6 млн нелегалов, но эта процедура дорогостоящая и неэффективная. При таком миграционном потоке подрывается экономика (потери оцениваются от 400 до 1000 млрд долларов в год), усугубляется криминогенная обстановка.При администрации Джорджа Буша-младшего Сенат США одобрил предложение Белого дома о направлении национальных гвардейцев на укрепление южных рубежей страны, и в течение 2007–2009 годов на границе с Мексикой действовало почти 6 тысяч резервистов. Роль их, однако, была ограничена. Национальные гвардейцы самостоятельно задерживать нелегалов не имели права. Обнаружив нарушителей, они сообщали их координаты пограничным патрулям. Но и такого рода деятельность была достаточно эффективной.Между тем президент Обама принял решение о постепенном сокращении их числа, мотивируя высокой стоимостью содержания на границе. И к 2011 году там оставалось всего 1200 национальных гвардейцев, а в текущем году — ни одного. В этой связи недоумение вызывает вышеупомянутый указ президента Обамы, который стал мощнейшим дополнительным стимулом для тех, кто стремится нелегально попасть в Штаты через их южные дырявые рубежиРоссия на планирует потратить на обустройство 1 км границы с Украиной порядка 1 млн долларов плюс расходы на инфраструктуру.За последние 8 лет госбюджет выделил около 110 млрд рублей. Сегодня государственное агентство Росграница требует из бюджета дополнительные 658 миллиардов рублей на следующие 5 лет.На службе содержаться Пограничные войска ФСБ, численность которых более 100 тысяч человек.По подсчетам в 2006 году на обеспечение сохранности каждого километра границы оценивалась в денежном эквиваленте в 786 тысяч рублей, в 2007 году эта сумма достигла 904 тысяч рублей.В настоящее время эта сумма давно перевалила за миллион.В последние годы основную финансовую помощь в денежном эквиваленте и оборудованием и вооружениями Украине оказывают США. Не является исключением и пограничная служба.Государственной пограничной службе в 2015 году выделено 300 млн грн по отдельной бюджетной программе инженерного оборудования границы с Россией, 5,5 млн грн будут направлены на демаркацию границы с БеларусьюРеализация программы Евровал или Стена по предварительным подсчетам должна потребовать около 600 млн долларов и около 4 лет.3.5 Определение стратегии развития менеджмента пограничной защитыПонятие «пограничная безопасность» – важный современный концепт, широко используемый исследователями и лицами, принимающими решения. Интерес к термину возрастает в связи с обострением проблем, имеющих трансграничное измерение: региональных конфликтов, нелегальной миграции, деятельности международных террористов и транснациональных преступных группировок. Необходимость обустраивать новые межгосударственные границы также побуждает оперировать понятием «пограничная безопасность» – например, вследствие интенсификации легальных и нелегальных трансграничных потоков товаров, мигрантов, услуг. Часто рост интенсивности таких связей опережает способность государств реагировать на них соответствующим образом.Субъективный фактор играет заметную роль в определении режима применения мер контроля над трансграничными потоками. Пограничные и таможенные службы интуитивно стремятся выявлять потенциально подозрительных (по внешним признакам и поведению) людей. Со своей стороны, контрабандисты и нарушители пытаются создать о себе благоприятное психологическое впечатление. Для перевоза наркотиков и запрещенных товаров используются люди, относимые к «не вызывающим подозрения» категориям: инвалиды, дети, священники. Разыгрывается своего рода сложная партия. Однако анализ ее неписаных правил заслуживает специального исследования.При решении проблемы стратегической охраны рубежей можно руководствоваться следующими категориями:1. Охрана границы (Border Control, низший уровень угроз) — зашита от незаконного проникновения в страну людей и товаров.2. Пограничная безопасность (Border Safety, средний уровень угроз) — защита от насилия, преступности, контрабанды и т. д.3. Безопасность границы (Border Security, высший уровень угроз) — включает в себя меры, используемые для противодействия терроризму.При этом акценты следует сделать на следующих аспектах:• Коррупция. В пунктах пропуска и на границе контрабандисты и другие субъекты стремятся подкупить сотрудников для проникновения через контролируемую зону в обход технических и специальных средств:• Увеличение трансграничных потоков приводит к пробкам и заторам в пунктах пропуска. Появляется дополнительное давление на сотрудников пограничных служб с целью ускорения процедур контроля, что может приводить к снижению возможностей по выявлению угроз;• Обход нарушителями хорошо оборудованных и охраняемых участков границы. Как показывает практика, нарушители выбирают место проникновения на значительном удалении от района (региона) проживания для снижения рисков быть задержанными.• Мошенничество. Несмотря на применение современных технических средств идентификации личности (биометрические паспорта и т. д.) существует множество способов обмана этих средств:• Негодования и протесты местного населения и законопослушных субъектов, вызванные неэффективными тактическими действиями пограничных служб, что может существенно снизить эффективность мер по защите границы.При этом опираясь на опыт США нужно учитывать следующее:Рост количества пограничных патрулей и расходов на оборудование границы привел к снижению числа задержанных нарушителей. Следовательно, количество задержанных нарушителей не может служить показателем эффективности пограничной деятельности. Увеличение ресурсов на границе США привело к эффекту сдерживания.Дополнительный анализ по секторам пограничной «профилактики через устрашение» показал, что нарушители стали обходить хорошо охраняемые районы, выбирая места нарушения в других секторах.Несмотря на принятые меры, направленные на реализацию сдерживания, применительно к нелегальным мигрантам отмечается суммарный рост неконтролируемых нарушений.В качестве недостатка данной модели можно отметить не учёт информационных воздействий со стороны пограничной службы,специально направленных на формирование восприятия пограничной эффективности.Три основных миссии, которые необходимо поддерживать это:• Предотвращение преступлений и поддержание безопасности вблизи границы.• Охрана природных ресурсов.• Поддержка законного перемещения лиц и грузов. Исходя из этого можно сформулировать функции пограничной системы, направленные на реализацию пограничной политики:• Функция запрета — недопущение незаконного перемещения через границу лиц и грузов.• Функция сдерживания — создание условий, при которых потенциальные правонарушители будут отказываться от незаконных действий.• Функция интегрирования информации — совместное использование разведывательной информации разными правоохранительными структурами.В условиях недостаточного финансирования пограничных служб и в целом ограниченного финансирования по стране рационально использовать математические модели, благодаря которым возможно просчитать эмпирически сочетание оптимального финансирования, обеспечивающего достойный уровень безопасности границ.В таблице 2 указаны средства охраны границы, использующиеся в настоящее время департаментами безопасности США и службами пограничного контроля России внедрение, которых могло бы существенно облегчить ситуацию с контролем безопасности рубежей Украины. Таблица 2 - Средства охраны границыТип средстваМетоды учета средства в моделяхИнформирующие средства (ИС)Нормативно задается наличие информирующих средствЗаградительные средства (ЗС)С помощью ЗС непосредственно реализуются требования о применении информационных и других знаков, обозначающих пределы пограничной полосы. Тем самым снижается интенсивность движения лиц и транспорта. За счет снижения скорости движения СВ создаются предпосылки для их задержания. ЗС влияют на конфигурацию линий своевременного обнаружения нарушителей (ЛСОН). Для расчета ЛСОН используются методы математического анализа и методы теории вероятностейСредства воздействия на нарушителей (СВН)Основной тактический показатель — вероятность блокирования действий СВ и время блокирования. Для расчета вероятностей задержания (блокирования) СВ в ходе повседневной службы и поиска используются методы теории вероятностейКонтролирующие средства (КС)Математически моделируются действия пограничного дозора. Основной тактический показатель — вероятность своевременного обнаружения признаков нарушения границы.Средства сигнализации (СС)СС могут иметь две функции: заградительная функция и функция обнаружения. Вероятность обнаружения СВ рассчитывается с помощью методов теории вероятностей, вероятность своевременных и качественных действий по сигналам тревог (учет ложных тревог) — методами теории массового обслуживанияСредства наблюдения (СН)В зависимости от типа СН они могут быть средством пограничного наряда, средством группы прикрытия или блокирования (поиск, поисковая операция); средством пограничного подразделения или соединения. Тактические показатели: вероятность обнаружения изадержания СВ. вероятность своевременного обнаружения . точность определения координат и параметров движения, надежность сопровождения и наведения на СВ пограничных средств.Средства освещения (СО)СО имеют несколько функций: создание условий для отказа от попытки нарушения (вероятность отказа), обнаружение СВ (вероятность обнаружения), постановка световых завес. В связи с большой протяженностью государственных границ не всегда представляется возможным обеспечить их непрерывный контроль. Принятие на вооружение пограничными службами беспилотных летательных аппаратов (БЛА) актуализирует проблему моделирования подвижных пограничных средств.К этому можно прибавить разработку оптимальных поисковых моделей для полетов таких аппаратов, учитывая возможную специфику передвижения нарушителей.Однако не стоит уповать на технические средства защиты абсолютно. При решении охраны границ не последнюю роль играет подготовленность пограничных подразделений. Умение пользоваться всеми средствами безопасности. Тщательный отбор в ряды пограничной службы позволяющий свести до минимума влияние человеческого фактора.ЗаключениеВ условиях глобализации содержание пограничной безопасности включает в себя важнейшие проблемы безопасности «мягкой»: борьбу с трансграничной преступностью, нелегальной миграцией и терроризмом. При всей важности охраны границ самой по себе, на тех рубежах, через которые проходят наиболее интенсивные потоки, практически ни одна из этих проблем не может быть эффективно решена. Системы охраны таких границ, как правило, способны перехватывать лишь небольшую часть нелегальных потоков.Однако роль пограничной безопасности нельзя оценить при помощи формальных количественных критериев. В ней есть много неизмеримых аспектов, связанных с имиджем власти и государства. Демонстрация реальной или мнимой способности контролировать свои границы должна успокаивать население – прежде всего ту его часть, которая ощущает исходящую со стороны внешней среды опасность. Вместе с тем необходимо и устрашение потенциальных нарушителей, многие из которых могут воздержаться от противоправных трансграничных операций.Необходимо очертить круг проблем, с которыми реально и систематически имеют дело структуры, несущие ответственность за пограничную безопасность. Это позволит сократить чрезмерно пространный перечень трансграничных вызовов, который содержится в официальных документах и многих научных работах.Исследователям и практикам стоит более вдумчиво учитывать побочные результаты силовых мер по укреплению пограничной безопасности и отдаленные последствия их применения, включая возникновение стереотипов, потенциально разрушительных для общественной стабильности. Наконец, важно выявить альтернативные подходы к регулированию трансграничных потоков и к разработке мер социально-экономического характера, которые способны уменьшить стимулы трансграничных нарушений.Литература1Агапов А.Б. Федеральное административное право России М.: Юристъ, 20032Гришин М.Л., Губченко В.Н., Дмитриев В.А. и др. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения. М.: Изд. группа « БДЦ – пресс «, 2001. С.8.3Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы М.: Зерцало, 20034Дело «Трёх китов» // Новая газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.compromat.ru/page_18815.htm5Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 31.05.2010) "О Государственной границе Российской Федерации"6ЗАКОН УКРАИНЫот 4 ноября 1991 года №1777-XIIО государственной границе Украины. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=92707Кулаков А.В. Глобализация как многомерный процесс и ее влияние на пограничную безопасность Российской Федерации: Монография. М.: ПА ФСБ РФ, 2010.8Макарычев А. Безопасность: трудности перевода? // Евразийский дом. Информационно-аналитический портал (http:// www.eurasianhome.org/xml/t/expert.xml?lang=ru&nic=expert&pid=768).9Модельный закон (Принят на тридцать пятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Постановлением от 28 октября 2010 года №35-10) / Сайт «Законодательство стран СНГ» . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=6212810Основы пограничной политики Российской Федерации: Утверждены Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/28.html11Пограничная политика: Учебное пособие / Под ред. В.А. Дмитриева. М.: ПА ФСБ РФ, 2010.12Поздняков А.И. Системно-деятельностный подход в военно-научных исследованиях: монография. М.: ВАГШ, 2008.13Путин В.В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. 10 февраля 2007 г. Мюнхен // Президент России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/appears/2007/02/ 10/1737_type63374type63376type63377type63381type82634_118 097.shtml14Совет Безопасности Российской Федерации - 20 лет. М.: ФГУП «Известия» Управления делами Президента РФ, 2012.15Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации"Зарубежные источники16Liotta P.H.Through the Looking Glass: Creeping Vulnerabilities and the Reordering of Security // Security Dialogue. 2005. Vol. 36. N 1. Р. 69.17LoSacalzo J. A Line in the sand // www.usnews.com/ usnews/news/articles/060320/ 20border.18Minz J. Probe Faults System for Monitoring U.S. Borders // Washington Post Staff Writer, April 11, 2005.19National Border Patrol Strategy. US Customs and Border Protection. - September 2004, 28 p.20Robinson B. Border officials eye technologies that help a limited corps of agents cover more ground // 6 June 2005. - www.fcw.com.21Sarcar D. IG: Border surveillance tech needs improvement // 16 Dec. 2005, www.fcw.com.22Templeton J.M. Border fence would clear way to aid illegal immigrants now // www.letfreedomringusa.com , 2005.23Ting C.J. Immigration, national security and the need for a border fence // www.weneedafence.com , 2005.24www.borderfencepruject.com.25www.cpb.gov - официальныйсайт US Customs and Border Protection.26www.harris.com.27www.rgb.com.

ЛИТЕРАТУРА

1 Агапов А.Б. Федеральное административное право России М.: Юристъ, 2003
2 Гришин М.Л., Губченко В.Н., Дмитриев В.А. и др. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения. М.: Изд. группа « БДЦ – пресс «, 2001. С.8.
3 Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы М.: Зерцало, 2003
4 Дело «Трёх китов» // Новая газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.compromat.ru/page_18815.htm
5 Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 31.05.2010) "О Государственной границе Российской Федерации"
6 ЗАКОН УКРАИНЫ от 4 ноября 1991 года №1777-XII О государственной границе Украины. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=9270
7 Кулаков А.В. Глобализация как многомерный процесс и ее влияние на пограничную безопасность Российской Федерации: Монография. М.: ПА ФСБ РФ, 2010.
8 Макарычев А. Безопасность: трудности перевода? // Евразийский дом. Информационно-аналитический портал (http:// www.eurasianhome.org/xml/t/expert.xml?lang=ru&nic=expert&pid=768).
9 Модельный закон (Принят на тридцать пятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Постановлением от 28 октября 2010 года №35-10) / Сайт «Законодательство стран СНГ» . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=62128
10 Основы пограничной политики Российской Федерации: Утверждены Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/ documents/28.html
11 Пограничная политика: Учебное пособие / Под ред. В.А. Дмитриева. М.: ПА ФСБ РФ, 2010.
12 Поздняков А.И. Системно-деятельностный подход в военно-научных исследованиях: монография. М.: ВАГШ, 2008.
13 Путин В.В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конферен¬ции по вопросам политики безопасности. 10 февраля 2007 г. Мюнхен // Президент России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/appears/2007/02/ 10/1737_type63374type63376type63377type63381type82634_118 097.shtml
14 Совет Безопасности Российской Федерации - 20 лет. М.: ФГУП «Известия» Управления делами Президента РФ, 2012.
15 Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации"

Зарубежные источники
16 Liotta P.H. Through the Looking Glass: Creeping Vulnerabilities and the Reordering of Security // Security Dialogue. 2005. Vol. 36. N 1. Р. 69.
17 LoSacalzo J. A Line in the sand // www.usnews.com/ usnews/news/articles/060320/ 20border.
18 Minz J. Probe Faults System for Monitoring U.S. Borders // Washington Post Staff Writer, April 11, 2005.
19 National Border Patrol Strategy. US Customs and Border Protection. - September 2004, 28 p.
20 Robinson B. Border officials eye technologies that help a limited corps of agents cover more ground // 6 June 2005. - www.fcw.com.
21 Sarcar D. IG: Border surveillance tech needs improvement // 16 Dec. 2005, www.fcw.com.
22 Templeton J.M. Border fence would clear way to aid illegal immigrants now // www.letfreedomringusa.com , 2005.
23 Ting C.J. Immigration, national security and the need for a border fence // www.weneedafence.com , 2005.
24 www.borderfencepruject.com.
25 www.cpb.gov - официальный сайт US Customs and Border Protection.
26 www.harris.com.
27 www.rgb.com.

Вопрос-ответ:

Какие основные понятия связаны с обеспечением пограничной безопасности в Украине?

Основные понятия, связанные с обеспечением пограничной безопасности в Украине, включают в себя: государственная граница, пограничный контроль, пограничный режим, пограничное пространство и территория пограничного пояса.

Какое место и роль занимает система обеспечения пограничной безопасности в общей системе обеспечения безопасности государства?

Система обеспечения пограничной безопасности занимает важное место и играет ключевую роль в общей системе обеспечения безопасности государства. Она направлена на предотвращение незаконных границей пересечений, контрабанды, незаконной миграции и других противоправных действий в пограничной зоне.

Какие цели и задачи ставит перед собой обеспечение пограничной безопасности в Украине?

Основными целями и задачами обеспечения пограничной безопасности в Украине являются защита государственной границы, предотвращение незаконных пересечений границы, борьба с преступностью и терроризмом, контроль над перемещением товаров через границу, а также защита прав и интересов граждан.

Каковы функции системы обеспечения пограничной безопасности в Украине?

Система обеспечения пограничной безопасности в Украине выполняет следующие функции: осуществление пограничного контроля, разработка и внедрение мер по предотвращению и пресечению незаконных перемещений через границу, охрана государственной границы, сотрудничество с органами государственной власти и правоохранительными органами, проведение оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности, а также подготовка и обучение кадров для обеспечения пограничной безопасности.

Какими угрозами может столкнуться пограничная защита в Украине?

Пограничная защита в Украине может столкнуться с различными угрозами, включая незаконные пересечения границы, контрабанду, незаконную миграцию, террористическую активность, трансграничное преступление, незаконную деятельность в пограничной зоне и другие противоправные действия.

Какие основные понятия связаны с обеспечением пограничной безопасности?

Основные понятия, связанные с обеспечением пограничной безопасности, включают принципы, цели и задачи обеспечения пограничной безопасности, а также объекты и субъекты системы обеспечения пограничной безопасности.

Какое место и роль занимает система обеспечения пограничной безопасности в общей системе обеспечения безопасности государства?

Система обеспечения пограничной безопасности занимает важное место в общей системе обеспечения безопасности государства, так как она направлена на защиту пограничных территорий от различных угроз и обеспечение контроля над пересечением границы. Роль системы обеспечения пограничной безопасности заключается в предотвращении незаконного перемещения людей, товаров и организаций через границу, а также в обнаружении и пресечении незаконных пограничных действий.

Какие цели и задачи ставятся перед системой обеспечения пограничной безопасности?

Целями системы обеспечения пограничной безопасности являются защита территориальной целостности государства, предотвращение незаконного перемещения через границу, обеспечение безопасности границы и контроль над пересечением границы. Задачи системы обеспечения пограничной безопасности включают организацию патрулирования границы, обнаружение и задержание незаконных пересечений границы, пресечение незаконных пограничных действий, контроль над транспортными средствами, осуществляющими пересечение границы, и многое другое.

Какие угрозы могут существовать в пограничной зоне?

В пограничной зоне могут существовать различные угрозы, такие как незаконное пересечение границы, контрабанда, террористические акты, незаконная миграция, незаконная деятельность организованной преступности и другие. Эти угрозы могут нанести ущерб как национальной безопасности государства, так и безопасности государств в регионе.

Какие правовые основы обеспечивают пограничную безопасность в Украине?

В Украине пограничная безопасность обеспечивается на основе ряда законодательных актов, включая Конституцию Украины, Закон "О пограничной службе Украины", Закон "О безопасности государства", Кодекс границы Украины и другие нормативно-правовые акты.

Какие основные понятия существуют в области пограничной безопасности?

В области пограничной безопасности существуют такие основные понятия, как государственная граница, пограничная зона, погранзастава, пограничная охрана, пограничный контроль, пограничные проходы и другие.