Общечеловеческие ценности как основы идеалов воспитания

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История педагогики
  • 30 30 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 27.12.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Гуманистические ценности и их роль в воспитании в теории Аристотеля и Платона 4
Глава 2.Отечественная педагогическая мысль как обоснование роли общечеловеческих моральных ценностей в воспитании 8
Глава 3.Зарубежные мыслители о роли ценностного фактора в воспитании 21
Заключение 26
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Возможные цели — это те, которые человек сможет когда-нибудь поставить перед собой в области определенной специальности.Необходимые цели — это те, которые нужны человеку в любой области его деятельности.Обеспечивая возможные цели, воспитание должно работать на развитие в человеке многообразной, разносторонней восприимчивости, сделать его круг интересов более широким и полным, что будет находиться в соответствии с идеями совершенства и внутренней свободы. Что касается необходимых целей, то воспитание призвано для формирования нравственности человека на основе таких идей, как благорасположение, право и справедливость, или, как выражаетсяГербарт, выработку у него цельного нравственного характера. Усматривая сущность воспитания в обогащении души ребенка представлениями, Гербарт хочет добиться вселения в нее идей и мотивов добродетельного поведения и выработки у воспитанника нравственного характера.Особое внимание следует обратить на концепцию нравственного воспитания Гербарта. Гербартом была разработана такая система нравственного воспитания, которая носит ярко выраженный интеллектуальный характер. Особое место в его системе принадлежит деятельности учителя, направленной на то, чтобы внедрять посредством методов обучения в сознание учеником моральные понятия. Здесь важно понимать, что в концепции Гербарта управление и нравственное воспитание четко отделены. Гербарт предпринимал попытки отличия нравственного воспитания от управления, призванного для установления порядка только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, поскольку данная задача является почти не достижимой. Дисциплина является как условием, так и результатом воспитательного процесса. Гербарт также считал, что большую роль играет религиозное воспитание. Он считал, что воспитывать религиозный интерес в детях следует с раннего возраста, постоянно его развивать, чтобы душа имела необходимую поддержку в более поздние этапы жизни. Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима в качестве сдерживающего начала. Учитель обязан призывать к порядку каждого ученика, который позволяет себе критически относиться к религии. Обучение в концепции Гербарта отличается от нравственного воспитания тем, что нравственное воспитание непосредственно оказывает воздействие на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.Принципы нравственного воспитания у Гербарта также носят противоположный характер относительно принципов управления. Там осуществляется подавление волевых проявлений и сознания. Что касается системы нравственного воспитания, то все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас же зажечь другую».Гербарт предложил определенные средства нравственного воспитания: 1. Сдерживание воспитанников (нужно управлять детьми, обучать их так, чтобы они умели быть послушными). Также важно сказать об установлении границ поведения для детей.2. Определение воспитанника, т. е. постановка детей в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание является источником тяжелых переживаний».3. Установление четких правил поведения.4. Поддержание в душе воспитанника «спокойствия и ясности».5. «Волновать» душу ребенка посредством одобрения и порицания.6. «Увещевание» воспитанника, указание его ошибок, исправление их.В системе нравственного воспитания уместны и наказания, однако воспитательные наказания – это не дисциплинарные наказания, поскольку в них не заложен смысл возмездия, это скорее доброжелательное предостережение. И педагогу надлежит знать и чувствовать данную разницу в своей педагогической практике.В традиционной системе воспитания и обучения Гербарта доминирующая роль принадлежит преподаванию, деятельности преподавателя. Эта дидактика характеризуется понятиями «управления» «педагогического руководства», «регламентации», «правил», «предписаний». Структура данного процесса традиционно включает в себя четыре ступени: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса состоит в том, что материал представляется в направлении движения от объяснения к пониманию, обобщению и применению знаний. ЗаключениеТаким образом, уже в античности мыслители утверждали идею в том, что воспитание основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Впоследствии идеи, высказанные древнегреческими философами, развивались и трансформировались с учетом требований новых эпох. Наибольшей последовательностью и разработанностью отличались педагогические воззрения Сократа, Платона и Аристотеля. Эти философы расходились во многих аспектах, однако общего было немало: все они считали воспитание и обучение важнейшими инструментами формирования нравственной и здоровой личности, подлинного гражданина, так как воспитание преимущественно и предполагает становление моральной личности. Кроме того, древнегреческие философы указывали на необходимость самосовершенствования и разностороннего образования. Среди основных предметов выделялись гимнастика и музыка, так как именно они способствовали формированию прекрасного начала в человеке. Идеи древнегреческих философов нашли свое отражение в педагогических рассуждениях и системах Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Можно также отметить связь между педагогическими идеями Платона и Ж.-Ж. Руссо. Трактаты Аристотеля на протяжении многих столетий использовались в качестве учебных пособий. Из этого можно сделать вывод о том, что мысли древнегреческих философов об образовании и воспитании являются основой педагогической системы европейской цивилизации в целом. На мой взгляд, и сегодня идеи античных философов являются актуальными и важными для педагогической теории и практики, поскольку они показывают путь формирования гармоничной и образованной личности, показывают значимость формирования моральных, нравственных основ в воспитании. Кроме того, античные педагогические концепции основаны на принципе комплексности духовного и физического воспитания, а данный принцип был актуальным в разные исторические эпохи, не утратил он своей значимости и сейчас, что обязательно должен учитывать современный учитель.Говоря о собственном отношении к античным педагогическим концепциям, нельзя не сказать о том, что они заставляют более масштабно взглянуть на проблему воспитания личности на основе общечеловеческих ценностей, они демонстрируют тот факт, что личность должна развиваться всесторонне, в гуманистическом духе, и это основная задача учителя, которая требует от него профессионализма и духовных качеств.А вот согласно представлениям К.Д. Ушинского и некоторых других отечественных мыслителей, педагогическая теория и практика, по сути, основаны на психологических принципах и знаниях, этической составляющей. Психическая деятельность человека определяется протекание процессов познания и воспитания, формирования этики и морали. А значит, педагог должен очень хорошо понимать главные закономерности психологических процессов человека. Психологические знания позволяют давать обоснование педагогической науки, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. К.Д. Ушинский говорил о том, что педагог должен выстраивать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы он согласовывался с принципом комплексного понимания природы человека. Кроме того, Ушинский считал неправильным отождествление явления психического и физиологического порядка. К.Д. Ушинскому также принадлежит обоснование необходимости изучения педагогом религиозных основ. Дело в том, что в христианской религии заложены, по его мнению, глубокие знания о психологии человека, его духовности и нравственности. Изучая их, педагог может в дальнейшем использовать данные знания для воспитания полноценной личности.Из зарубежных концепций можно особо выделить систему Гербарта. В целом, вся воспитательная система Гербарта основана на доминирующей роли учителя в воспитательном процессе. Педагог в его системе должен жестко и четко управлять процессом воспитания личности. Это обуславливает авторитарный характер воспитательной системы Гербарта. Это означает, что все процессы должны быть регламентированы, направлены на то, чтобы подавить активность и самостоятельность учеников, выработать хорошую дисциплину. Дисциплина и послушание здесь возведены в ранг настоящей ценности, качества, которым должен обладать воспитуемый. Список литературыДжуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/index.phpЕрмолин Е. А. Константин Дмитриевич Ушинский / Е.А. Ермолин. — Ярославль: Ярослав Мудрый, 2014.Иванов, Е.В. История образования и педагогической мысли. [Текст]./Е.В. Иванов. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 69 с.История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. / Под ред. А.И.Пискунова. [Текст] - М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 304 с.Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/ped103.htmlЛатышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. [Текст]/Д.И. Латышина.– М.: Гардарики, 2006. – 603 с.МакаренкоА.С.Педагогическая поэма. - Режим доступа: http://jorigami.narod.ru/PP_corner/Classics/Makarenko/Makarenko_A_Pedagogic_Poem/Makarenko_A_Pedagogic_poem.htmМалахова Ю.В. Исторический экскурс в дидактический метод. [Текст]/Ю.В. Малахова//Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2014. - № 1. – С. 235-240.Мысли, идеи, принципы А.С.Макаренко в современном образовании. Сборник докладов республиканских Макаренковских педагогических чтений (Абакан, 21 декабря 2007 года) / Ред.- составитель В.В. Лушников. – Абакан: редакционно-издательский отдел ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО «РОСА», 2007. – 140 с.Петрунина Т.А. Философские основания педагогической антропологииК.Д.Ушинского. - Режим доступа http://lestvica.com.ua/wp-content/uploads/2015/07/Petrunina_TA_Philosophical_foundation_of_educational_anthropology_KDUshinskogo.pdfПискунов А. История педагогики и образования. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/pisk/index.php Соколова Л.А. Формирование учебной мотивации: от древности до современности//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. - № 6. – С. 115-122.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1985. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txtУшинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.htmlХильгенхегер Н. Иоганн Фридрих Гербарт [Текст]/Н. Хильгенхегер// Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. Т. 2. - 1994. - № 1-2 (87-88).Целлер Э. Очерк истории греческой философии.// Интернет-ресурс http://www.bm-info.ru/Щеглова А.Е. Сущность методов поощрения и наказания в истории педагогической мысли [Текст]./А.Е. Щеглова//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 113. – С. 233-238.

Список литературы

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/index.php
2. Ермолин Е. А. Константин Дмитриевич Ушинский / Е.А. Ермолин. — Ярославль: Ярослав Мудрый, 2014.
3. Иванов, Е.В. История образования и педагогической мысли. [Текст]./Е.В. Иванов. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 69 с.
4. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. / Под ред. А.И.Пискунова. [Текст] - М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 304 с.
5. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/ped103.html
6. Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. [Текст]/Д.И. Латышина.– М.: Гардарики, 2006. – 603 с.
7. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - Режим доступа: http://jorigami.narod.ru/PP_corner/Classics/Makarenko/Makarenko_A_Pedagogic_Poem/Makarenko_A_Pedagogic_poem.htm
8. Малахова Ю.В. Исторический экскурс в дидактический метод. [Текст]/Ю.В. Малахова//Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2014. - № 1. – С. 235-240.
9. Мысли, идеи, принципы А.С.Макаренко в современном образовании. Сборник докладов республиканских Макаренковских педагогических чтений (Абакан, 21 декабря 2007 года) / Ред.- составитель В.В. Лушников. – Абакан: редакционно-издательский отдел ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО «РОСА», 2007. – 140 с.
10. Петрунина Т.А. Философские основания педагогической антропологии
К.Д.Ушинского. - Режим доступа http://lestvica.com.ua/wp-content/uploads/2015/07/Petrunina_TA_Philosophical_foundation_of_educational_anthropology_KDUshinskogo.pdf
11. Пискунов А. История педагогики и образования. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/pisk/index.php
12. Соколова Л.А. Формирование учебной мотивации: от древности до современности//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. - № 6. – С. 115-122.
13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1985. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt
14. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.html
15. Хильгенхегер Н. Иоганн Фридрих Гербарт [Текст]/Н. Хильгенхегер// Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. Т. 2. - 1994. - № 1-2 (87-88).
16. Целлер Э. Очерк истории греческой философии.// Интернет-ресурс http://www.bm-info.ru/
17. Щеглова А.Е. Сущность методов поощрения и наказания в истории педагогической мысли [Текст]./А.Е. Щеглова//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 113. – С. 233-238.

Вопрос-ответ:

Какие гуманистические ценности играют роль в воспитании по теории Аристотеля и Платона?

В теории Аристотеля и Платона роль воспитания занимают такие гуманистические ценности, как добродетель, благородство, справедливость, мудрость, любовь к истине и дружба. Эти ценности считаются основными для формирования нравственности и развития личности.

Какие основные общечеловеческие моральные ценности обосновывает отечественная педагогическая мысль в воспитании?

Отечественная педагогическая мысль обосновывает роль общечеловеческих моральных ценностей, таких как честность, доброта, справедливость, трудолюбие, созидательность и патриотизм. Эти ценности воспитываются с целью формирования гражданской и моральной ответственности у индивида.

Какие зарубежные мыслители высказываются о роли ценностного фактора в воспитании?

Множество зарубежных мыслителей высказываются о роли ценностного фактора в воспитании. Например, Карл Роджерс считает, что развитие ценностного сознания является важным аспектом личностного роста. Мария Монтессори подчеркивает роль самостоятельности и свободы в выборе ценностей. Жан Жак Руссо утверждал, что воспитание должно основываться на естественных способностях ребенка и учитывать его индивидуальность.

Какие общечеловеческие ценности являются основой идеалов воспитания?

Общечеловеческие ценности, являющиеся основой идеалов воспитания, включают в себя такие понятия, как доброта, честность, уважение к другим, толерантность, справедливость, дружба, любовь к ближнему и забота о окружающей среде. Эти ценности направлены на развитие нравственности, формирование гармоничной личности и создание гармоничного общества.

Какие ценности могут стать возможными целями в области определенной специальности?

В области определенной специальности возможными целями могут быть такие ценности, как профессионализм, креативность, ответственность, целеустремленность, саморазвитие, сотрудничество, этичность и инновационность. Эти ценности помогают человеку достичь успеха в своей профессии и оказывать положительное влияние на окружающих.

Какие гуманистические ценности ближе к теории Аристотеля - главе 1 статьи?

В теории Аристотеля основными гуманистическими ценностями являются добродетель, справедливость, сознательность, счастье и разум. Аристотель считает, что благополучие и счастье достигаются через развитие внутренней моральности и достижение гармонии в душе.

Какие роли общечеловеческих моральных ценностей обосновывает отечественная педагогическая мысль - глава 2 статьи?

Отечественная педагогическая мысль обосновывает роль общечеловеческих моральных ценностей в воспитании как средство формирования нравственности и патриотизма у нового поколения. Она акцентирует внимание на таких ценностях, как любовь, честность, трудолюбие, гражданская ответственность и уважение к авторитету.

Какие именно зарубежные мыслители обсуждают роль ценностей в воспитании - глава 3 статьи?

В главе 3 статьи обсуждаются мысли зарубежных мыслителей, таких как Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Федор Достоевский. Они подчеркивают важность ценностей, таких как свобода, равенство, добро, справедливость и духовное развитие в воспитании молодого поколения.

Какие вопросы могут ставиться перед собой людьми, чтобы определить свои цели?

Вопросы, которые могут ставиться перед собой людьми для определения своих целей, могут варьироваться в зависимости от конкретного человека и его интересов. Некоторые из них могут быть: "Какую профессию я хочу выбрать?", "Какие навыки и знания мне нужно развивать?", "Какие достижения я хочу получить в определенной области?", "Какую роль в обществе я хотел бы играть?", "Как я могу внести положительный вклад в мир?". Эти вопросы помогают людям определить свои цели и направить свои действия для их достижения.