«Система управления охраной окружающей природной среды: ее элементы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мониторинг окружающей среды
  • 40 40 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 31.12.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1 Понятие, элементы и задачи природоохранной деятельности 4
2 Функции и методы управления природоохранной деятельностью 13
3 Система экологических стандартов 16
4 Природоохранное законодательство 18
5 Лицензирование в области экологической безопасности 21
5.1 Предмет и виды лицензий 21
5.2 Правовые основы лицензирования 24
5.3 Типовая процедура лицензирования 25
6 Понятие и основания юридической ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды 31
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Фрагмент для ознакомления

Вышеуказанные материалы направляют с сопроводительной запиской о деятельности и опыте работы заявителя.В записке должны содержаться следующие сведения:общая характеристика осуществляемой хозяйственной деятельности заявителя, в т. ч. характеристика осуществляемых видов деятельности экологической направленности, их отраслеваяи территориальная привязка, продолжительность осуществляемых видов экологической деятельности, информация о качестве выполненных работ и обеспечении их экологической безопасности;информация оботраслевой и территориальной привязке заявленных видов деятельности и мероприятиях по предотвращению прямых и косвенных ущербов окружающей природной среде в процессе их осуществления.Все документы и материалы на каждый заявленный вид деятельности представляют в двух экземплярах. Каждый экземпляр представляют в отдельном скоросшивателе с описью всех содержащихся в нем материалов [17].До принятия решения о выдаче лицензии лицензионным органом:проводится экспертиза представленных с заявлением материалов с оценкой их достоверности и полноты, соответствия условий осуществления лицензируемого вида деятельности экологическим требованиям, установленным для него в нормативных документах;определяютсялицензионные условия (условия действия лицензии);организуетсяпроведение при необходимости дополнительной (в т. ч. независимой) экспертизы и экологического аудирования.6 Понятие и основания юридической ответственности в областиохраны окружающей средыи природопользованияТочное и неуклонное соблюдение экологических и правовых норм обеспечивает поддержание режима безопасности и законности в области экологического права. Этому способствуют действия субъектов хозяйственной и другой деятельности, совершаемые ими в соответствии с установленной законодательными и другими нормативными актами системы запретов, обязанностей и прав в сфереохраны природной среды и природопользования.Вместе с тем приходится констатировать, что отдельные субъекты экологических правоотношений при пользовании природными ресурсами допускают в своем поведении соответствующие отклонения от установленных лимитов, нормативов, правил, норм и других нормативных предписаний. Число таких нарушений сегодня, к сожалению, представляет большую опасность как для природной среды, так и для здоровья человека и имеет тенденцию роста.Прежде всего это связано с тем, что с каждым годомувеличивается уровень антропогенных воздействий на природную среду и число хозяйствующих субъектов, его осуществляющих, уровень культуры и экологического образования которых оставляет желать лучшего. В подобных условиях особую актуальность имеет рассмотрение вопросов, которые связаны с юридической ответственностью и ее основаниями в областиохраны природной среды и природопользования.Юридическая ответственность – это специфическая обязанность лица, совершившего правонарушение, претерпевать установленные законодательством различного характера ограничения и лишения, предусмотренные нарушенной нормой права.Под юридической ответственностью понимают:право соответствующих уполномоченных субъектов подвергнуть лицо, совершившее экологическое правонарушение, определенным нормами права ограничениям илишениям морально-нравственного, имущественного или личного воздействия;обязанность лица, совершившего правонарушение, претерпевать определенные последствия своего поведения;само принудительное воздействие (наказание, взыскание и т.д.), связанное с нарушением природоохранительных или экологических предписаний;общественное отношение, возникающее в связи с совершением экологического правонарушения, между лицом, его совершившим, и соответствующим уполномоченным субъектом, обладающим юрисдикционными полномочиями в сфереохраны окружающей среды и использования природных ресурсов.Виды юридической ответственности.по содержанию и характеру:материальная;дисциплинарная;гражданско-правовая;административная;уголовная;по привлекающему субъекту:реализуемая в порядке судебном;реализуемая в порядке административном;по субъекту привлечения:юридических лиц (некоммерческих и коммерческих организаций);физических лиц (лиц без гражданства, иностранных граждан,граждан РФ,);по источнику установления:устанавливаемая нормами подзаконных актов;устанавливаемая нормами закона;по характеру принудительного действия:имущественная;правоограничительная;морально-нравственная/Основание всякой юридической ответственности – это совершение действия, содержащего все признаки состава правонарушения.Правонарушение – это противоправное,виновное действие (бездействие или действие) лица (юридическогоили физического), за совершение которого законодательством или другими правовыми актами предусматривается юридическая ответственность. Любое правонарушение посягает на установленные интересы и ценности, поэтому и закрепляется в действующих правовых актах как недопустимое, запрещенное.Правонарушение характеризуется такими признаками:признакиматериальные:общественная вредность(опасность);признакиформальные:наказуемость;виновность;противоправность.Под опасностью правонарушения понимается его способность причинять вред или создавать угрозу причинения вреда общепризнанным стандартам инормам поведения, сложившимся на данном этапе социально-экономического иисторического развития общества. В связи с этим опасность некоторых правонарушений может изменяться, т.е. отменяться или признаваться таковой.Под противоправностью правонарушения понимают его запрещенность действующим нормативным материалом. Она выражается в том, что лицо, совершившее правонарушение, своими действиями осуществило акт пренебрежения какими-либо нормативами, нарушило установленный запрет либо не выполнило возложенную на него обязанность.Виновность – это свойство правонарушения, которое выражается в том, что в совершенном лицом деянии (бездействии или действии) нашли свое отражение субъективные(внутренние) моменты его психической деятельности (волевые или интеллектуальные).Наказуемость –это свойство правонарушения, характеризующееся тем, что за его совершение предусмотрено какое-либо негативное принудительное воздействие, необходимо применяемое в отношении допустившего еголица.Юридическая ответственность в сфере природопользования и охраны окружающей среды –это установленная нормами права обязанность лица, совершившего экологическое правонарушение, подвергнуться предусмотренному нарушенной при этом эколого-правовой нормой наказанию.Спецификой эколого-правовой ответственности является:экологические правонарушения совершаются в сфере охраны окружающей среды и природопользования;объект состава экологического правонарушения – это совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере использования различных компонентов окружающей среды, или объектов, находящихся в тесной связи с ними;экологическое правонарушение отличается повышенной степенью общественной опасности, оно, как правило, двуобъектно: здоровье человека иокружающая среда;к ответственности в сфереохраны окружающей среды и природопользования могут привлекатьсяюридические и физические лица;эколого-правовая ответственность проявляется в традиционных формах юридической ответственности: гражданско-правовой, материальной,дисциплинарной,административной,уголовной;порядок привлечения к экологической ответственности устанавливается нормами законодательных и подзаконных актов:юрисдикционными полномочиями в области привлечения к экологической ответственности обладают органы судебной власти и административные органы.Специфика правонарушения, совершенного в области охраны окружающей среды и природопользования, позволяет определить его как экологическое правонарушение.Экологическое правонарушение – это виновно совершенное противоправное действие (бездействие илидействие) юридического или физического лица, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред здоровью человека и окружающей среде.Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды – по рациональному использованию, сохранению благоприятной для человека среды и обеспечению экологической безопасности общества.Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность деяния, причинение вреда или наступление реальной угрозы его причинения и существование причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом. С понятием противоправности напрямую связано понятие общественной опасности, степень которой влияет и на вид ответственности, применяемой за совершение данного правонарушения.Обычно, в результате совершения противоправного деяния наступают определенные последствия: причинение вреда, нанесение ущерба человеку, народному хозяйству, элементам природы, которые в ряде случаев являются обязательным признаком объективной стороны состава правонарушения.Большинство экологических правонарушений имеет формальные составы, которые предусматривают наступление ответственности за сам факт совершения правонарушения независимо от наступления общественно опасных последствий. Имеются и такие составы правонарушений, которые предусматривают ответственность как в случае наступления последствий, так и в случае, когда они еще не наступили по каким-либо причинам, но деянием была создана реальная угроза их наступления (к примеру, ст. 251 и 259 УК РФ, предусматривающие ответственность за загрязнение вод и воздуха)[14].Субъективная сторона состава экологического правонарушения выражается в наличии вины, которая существует в двух формах: умысла (косвенногои прямого) и неосторожности (по небрежности илегкомыслию). Так, незаконная охота (ст. 258 УК РФ) и незаконная добыча морского зверя и других водных животных (ст. 256 УК РФ) могут быть совершены только в форме прямого умысла.Субъектом экологического правонарушения могут быть граждане – вменяемые физические лица, достигшие определенного возраста, и юридические лица, а также некоммерческие объединения. В некоторых случаях необходимо говорить о специальном субъекте, т.е. лицах, специально названных в соответствующих статьях законов. Специфика привлечения к ответственности специального субъекта, в частности, должностных лиц, заключается в том, что они в зависимости от совершенного правонарушения могут нести ответственность за соответствующее должностное преступление, либо экологическое правонарушение, либо по совокупности проступков.ЗаключениеС развитием общественного производства увеличивается сфера воздействия на природу, растут негативные воздействия на окружающую среду, происходит истощение запасов минерального сырья, топлива, рост эрозии почв,изменение водного баланса, нарушение динамического равновесия природных систем,загрязнение веществами, вредными для живых организмов и т.д.Единственно правильный выход из сложившейся ситуации – это обеспечение безопасного устойчивого развития, важнейшими компонентами которого являютсяпромышленная и экологическая безопасность, которой необходимо научить людей.Образование в интересах устойчивого развития должно обеспечить их знаниями, позволяющими предупреждать и прогнозировать кризисные ситуации, находить экономически и технологически обоснованные решения, управлять природными процессами.Природоохранная деятельность играет важную роль в государственном управлении и регулировании экономики; во все возрастающей степени учитывается в экономических механизмах функционирования предприятий.Резкое увеличение техногенного воздействия на окружающую природную среду создало реальную угрозу, в связи с этим начались разработки стратегических планов природоохранной деятельности, ориентированных на поиск эффективных и малозатратных технологий производства.Огромное разнообразие иширокомасштабность использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности обусловили необходимость применения системного подхода, научнообоснованного экономического и информационного анализа природопользования, таким образом стали формироваться основы системы экологического управления – экологического менеджмента.Список использованной литературыФедеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об охране окружающей среды"Объекты всемирного наследия в Российской Федерации http://whc.unesco.org/en/statesparties/ruАстафьева О.Е. Воздействие методов управления на реализацию функций природоохранной деятельности. Вестник университета: серия Управление природными и техногенными рисками, экологической безопасностью и природопользованием, № 1/2001. – М.: ГУУ. – 2001.Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования. – М.: Тройка, 2000.Рюмина Е.В. Анализ эколого-экономических взаимодействий. – М.: Наука, 2000.Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. – М.: Аспект прогресс, 1995.Вишняков Я.Д., Измалков А.В. Управление безопасностью социальных и экономических систем. Вестник университета, № 1(3). – М.: ГУУ. – 2000.Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О лицензировании отдельных видов деятельности""Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)Анохин А.М. Проблемы правовой ответственности в сфере охраны окружающей среды и природопользования // Вестник экологического образования. – 2004. – №2. – №3.Бринчук А.С. Исполнительная власть и охрана природы // Экологическое право. – 2001. – №2Грачев B.A. Законодательное обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности // Безопасность жизнедеятельности. – 2001. – №1"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. – М.: Аспект Пресс, 1998 г.Приоритеты безопасности человека в производственной сфере: Учебное пособие для вузов / Д.C. Стуров, B.И. Гасилин; Под общей ред. д.т.н., проф. Мироненко B.Ф. - Барнаул: Изд-во AлтГTУ, 2006. - 190 с.Н.Д. Сорокин «Охрана окружающей среды на предприятии», - СПб, Фирма «Интеграл», 2005.C.C. Тимофеева «Экологический менеджмент» - Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.H. Пахомова, K. Рихтер, A. Эндерс «Экологический менеджмент», - CПб.: ПИTEP, 2003.T.A. Трифонова, M.E. Ильина, H.B. Селиванова, «Экологический менеджмент», Учебное пособие для высшей школы. – M.: Академический проект 2005.H.Г. Киреев. «Экономика и природная среда» - M.: Агар: Рандеву-AM, 1999.B.Г. Глушкова, C.B. Макар, «Экономика природопользования» - М.: Гардарика, 2005.В.Г. Игнатов, А.В. Кокин «Экономика и экология природопользования», - Ростов н/Д «Феникс», 2004.B.A. Василенко «Экономика и экология: проблемы и поиски путей устойчивого развития», - Новосиб., 2001г.Маркович Д.Ж. «Социальная экология». М., 1999 г.Лацко P. «Экономические проблемы окружающей среды». - М, 1999 г.Гирусов Э.B. «Основы социальной экологии». М.: - 2000 г.Инженерная экология и экологический менеджмент/ M.B. Буторина, П.B. Воробьев, A.П. Дмитриева и др.: Под ред. H.И. Иванова, И. M. Фадина. М.: Логос, 2002.Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология-экономика-политика. СПб: Научный Центр РАН, 1996.Голуб A.A., Струкова E.Б. Экономические методы управления природопользованием. M.: Наука, 1993.

Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об охране окружающей среды"
2. Объекты всемирного наследия в Российской Федерации http://whc.unesco.org/en/statesparties/ru
3. Астафьева О.Е. Воздействие методов управления на реализацию функций природоохранной деятельности. Вестник университета: серия Управление природными и техногенными рисками, экологической безопасностью и природопользованием, № 1/2001. – М.: ГУУ. – 2001.
4. Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования. – М.: Тройка, 2000.
5. Рюмина Е.В. Анализ эколого-экономических взаимодействий. – М.: Наука, 2000.
6. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. – М.: Аспект прогресс, 1995.
7. Вишняков Я.Д., Измалков А.В. Управление безопасностью социальных и экономических систем. Вестник университета, № 1(3). – М.: ГУУ. – 2000.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)
9. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О лицензировании отдельных видов деятельности"
10. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
11. Анохин А.М. Проблемы правовой ответственности в сфере охраны окружающей среды и природопользования // Вестник экологического образования. – 2004. – №2. – №3.
12. Бринчук А.С. Исполнительная власть и охрана природы // Экологическое право. – 2001. – №2
13. Грачев B. A. Законодательное обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности // Безопасность жизнедеятельности. – 2001. – №1
14. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
15. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. – М.: Аспект Пресс, 1998 г.
16. Приоритеты безопасности человека в производственной сфере: Учебное пособие для вузов / Д. C. Стуров, B. И. Гасилин; Под общей ред. д.т.н., проф. Мироненко B. Ф. - Барнаул: Изд-во AлтГTУ, 2006. - 190 с.
17. Н.Д. Сорокин «Охрана окружающей среды на предприятии», - СПб, Фирма «Интеграл», 2005.
18. C. C. Тимофеева «Экологический менеджмент» - Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.
19. H. Пахомова, K. Рихтер, A. Эндерс «Экологический менеджмент», - CПб.: ПИTEP, 2003.
20. T. A. Трифонова, M. E. Ильина, H. B. Селиванова, «Экологический менеджмент», Учебное пособие для высшей школы. – M.: Академический проект 2005.
21. H. Г. Киреев. «Экономика и природная среда» - M.: Агар: Рандеву-AM, 1999.
22. B. Г. Глушкова, C. B. Макар, «Экономика природопользования» - М.: Гардарика, 2005.
23. В.Г. Игнатов, А.В. Кокин «Экономика и экология природопользования», - Ростов н/Д «Феникс», 2004.
24. B. A. Василенко «Экономика и экология: проблемы и поиски путей устойчивого развития», - Новосиб., 2001г.
25. Маркович Д.Ж. «Социальная экология». М., 1999 г.
26. Лацко P. «Экономические проблемы окружающей среды». - М, 1999 г.
27. Гирусов Э. B. «Основы социальной экологии». М.: - 2000 г.
28. Инженерная экология и экологический менеджмент/ M. B. Буторина, П. B. Воробьев, A. П. Дмитриева и др.: Под ред. H. И. Иванова, И. M. Фадина. М.: Логос, 2002.
29. Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология-экономика-политика. СПб: Научный Центр РАН, 1996.
30. Голуб A. A., Струкова E. Б. Экономические методы управления природопользованием. M.: Наука, 1993.

Вопрос-ответ:

Что такое система управления охраной окружающей природной среды и какие задачи она выполняет?

Система управления охраной окружающей природной среды - это комплекс мер и действий, направленных на сохранение и восстановление природы. Ее задачи включают контроль за загрязнением воздуха, воды и почвы, охрану биоразнообразия, контроль за использованием природных ресурсов и другие.

Какие функции и методы используются в управлении природоохранной деятельностью?

Функции управления природоохранной деятельностью включают планирование, организацию, координацию, контроль и анализ. Методы управления могут быть разными: законодательные, экономические, административные, информационные и технические.

Что представляют собой экологические стандарты и зачем они нужны?

Экологические стандарты - это нормативные документы, которые определяют допустимые уровни загрязнения окружающей среды и требования к экологической безопасности. Они необходимы для контроля за экологическими параметрами производства, защиты здоровья населения и сохранения природных ресурсов.

Что регулирует природоохранное законодательство?

Природоохранное законодательство регулирует отношения, связанные с охраной окружающей природной среды. Оно устанавливает правила использования природных ресурсов, требования к охране природы, обязанности предприятий и граждан в сфере экологии, механизмы государственного контроля и ответственности за нарушения природоохранных правил.

Что такое лицензирование в области экологической безопасности и как оно осуществляется?

Лицензирование в области экологической безопасности - это процедура выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с охраной окружающей среды. Оно проводится на основе правовых норм и процедуры, определенных законодательством, и может включать проверку соответствия предприятия определенным требованиям и обязательства по соблюдению экологических стандартов.

Какие элементы включает система управления охраной окружающей природной среды?

Система управления охраной окружающей природной среды включает в себя ряд элементов, таких как законодательство, стандарты, лицензирование, юридическая ответственность и другие. Взаимодействие этих элементов позволяет обеспечить эффективную охрану природы и экологическую безопасность.

Какие задачи решает природоохранная деятельность?

Природоохранная деятельность имеет несколько задач. Одна из главных задач - сохранение и восстановление природной среды, включая сокращение загрязнения и уничтожение природных ресурсов. Кроме того, природоохранная деятельность направлена на соблюдение экологических норм и стандартов, контроль за промышленными предприятиями и другими источниками загрязнения, а также на создание и поддержание системы экологической безопасности.

Какие функции выполняет система управления охраной окружающей природной среды?

Система управления охраной окружающей природной среды выполняет несколько функций. Она разрабатывает и внедряет меры по предотвращению и устранению загрязнения и негативных воздействий на природную среду. Система также осуществляет контроль за выполнением экологических стандартов и требований, проводит мониторинг состояния окружающей среды, оценивает и прогнозирует воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на природу, а также регулирует использование природных ресурсов.