Проблема психоаналитической философии Зигмунда Фрейда
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 30.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Основные положения классического психоанализа 4
2. Проблема психоаналитической философии Зигмунда Фрейда 12
Заключение 23
Литература 25
Лучшим способом избавления от такого скрытого бессознательного состояния является осмысление его сознанием, для чего необходимо провести тонкий психоанализ по методу интроспекции (лат. introspectare — смотреть внутрь). Речь идет о своего рода исповеди, когда пациент, направляемый психоаналитиком, «припоминает» свои порочные мысли, желания и освобождается от их вредного воздействия.[3]С учетом всего сказанного можно сделать вывод, что фрейдовский человек — «Я» (или личность) — оказывается как бы сотканным из целого ряда противоположных факторов, обусловленных естественными (природными) влечениями и вполне осознанными (социально-нравственными) нормами, принципами организации жизнедеятельности. [4]Поэтому внутренний (духовный) мир человека постоянно переживает непростую драматическую ситуацию под напором воздействия на него двух сверхсил: с одной стороны, темной внутренней (родовой), порой грубой врожденной психической энергии, всегда рвущейся наружу, а с другой — внешней (социально-культурной) энергии, которая целенаправленно сдерживает разрушительную силу темных инстинктов. Именно этим обстоятельством определяется характер индивидуального и общественного поведения каждого отдельно взятого человека.Из приведенного выше краткого изложения учения 3. Фрейда о психоанализе видно, что в нем причудливым образом переплелись метафизическое (философское) понимание родовой сущности человеческой психики и реальные способы и средства организации здорового образа жизни индивида на личностном уровне. [5]По Фрейду, природа наделила человека родовыми, психологически обусловленными устремлениями. Удовлетворение этих стремлений ведет в конечном итоге к становлению личности. Фрейдизм, таким образом, превратился из частной неврологической концепции лечения в новое, современное направление философского осмысления личности как физиопсихосоциальной целостности. А отсюда напрашивается вывод о необходимости при лечении всех пациентов исходить из понимания личностной характеристики человека. Философская доктрина 3. Фрейда тем самым основательно модернизировала конкретно-научные методы, схемы организации и регуляции психической деятельности.Один из последователей Фрейда Карл Густав Юнг (1875— 1961), швейцарский психолог и философ, перешел к рассмотрению более широкого спектра человеческой психики, а именно: как бессознательное простирается за пределами человеческого «Я» — конкретной личности. Он предпринял беспрецедентное дифференцирование фрейдовского «Оно». Ученый усомнился в том, что Фрейд правомерно свел всю бессознательную человеческую жизнедеятельность к биологически унаследованным инстинктам. По мнению Юнга, человеческие инстинкты имеют не биологическую, а скорее культурно-символическую природу. Ученый предположил, что структура внутреннего мира человека многослойна. Психический мир содержит в себе индивидуально-бессознательное жизненного опыта и более глубинный врожденный слой — коллективное бессознательное, которое является отображением родового опыта всех предшествующих поколений людей в виде архетипов, или общечеловеческих наследуемых всеобщих первообразов, символов, стереотипов, таких, как «разум сердца», «мудрец», «богатырь», «Родина-мать», «русская душа». Таким образом, Юнг доказывал, что бессознательное имеет родовое начало.[3]Архетипы Юнга связаны с коллективной жизнью людей и закрепляются в психике каждого человека, передаваясь из поколения в поколение. Таким образом, психическое ядро личности составляет внутренняя коэволюция индивидуального и коллективного бессознательного. Следует отметить, что предположения К.Г. Юнга о существовании некоторых конкретных архетипов нуждаются в дальнейшем философском осмыслении и научном обосновании.К концу 30-х годов XX века сформировался неофрейдизм — в результате соединения психоанализа с социологической, этнологической и антропологической теориями. Исходным положением нового философского течения в психологии явился так называемый принцип социального детерминизма. [1]По мнению К. Хорни, из биологизаторской установки родоначальника психоанализа не следует вывода о том, как же можно помочь человеку в его духовном росте. Ученый в определенной степени реабилитирует бессознательное, стремясь снять с него обвинение в деструктивности и антисоциальности. Бессознательное, конечно, деструктивно, но исключительно потому, что такова социальная среда, породившая его. «Мы возвращаемся к древней медицинской мудрости, — пишет К. Хорни, — которая гласит, что целительные силы присущи как человеческому телу, так и душе и что в случае заболевания тела и души врач должен просто помочь устранить вредные и поддержать исцеляющие силы. Ценность психоаналитической терапии в том, что она, ослабляя разрушительные силы, дает шанс появиться конструктивным силам человека» [4].Американский социальный психолог и философ Эрих Фромм характеризовал эту позицию К. Хорни как антропологическую. Ратуя за развитие гуманистически ориентированного психоанализа, он апеллирует к социальному настрою индивида и исходит при этом из того факта, что человек является главным образом социальным существом. Э. Фромм резко раскритиковал чрезмерную абсолютизацию 3. Фрейдом роли бессознательного в индивидуальной жизни человека, придав ей социологическое измерение. Именно этот ученый стал первым радикальным реформатором психоанализа 3. Фрейда. Э. Фромм доказал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения индивида к общественному миру, к другим людям, к естественной природе и к самому себе. [5]Различия между биологическим подходом 3. Фрейда к формированию человека как личности, антропологической концепцией К. Хорни и социально-философским осмыслением Э. Фроммом этих же проблем весьма значительны и принципиальны. Согласно воззрениям последнего, человек с самого начала своей жизни есть социальное существо. Социальная структура и естественная природа в нем выступают как равноправные образования: социальное и психическое существуют параллельно, на паритетных началах. В этой связи Фромму даже удалось открыть целую галерею новых социальных типажей и характеров.Э. Фромм философски глубоко осмыслил общественные, политические коллизии своего времени. Собственную концепцию он назвал радикальным гуманизмом. Это название говорит само за себя, указывая на отрицание любого надчеловеческого (но не надличностного) начала как на основную задачу ищущего человека. Радикальный гуманизм, по Фромму, — это учение о подлинном существовании (или экзистенции) человека, истинным родоначальником которого был К. Маркс. [2]Для К. Маркса человек живет до тех пор, пока он одержим творчеством и собственными усилиями преобразует мир. И поэтому вывод Э. Фромма однозначен: учение Маркса одушевлено гуманистическими ценностями. Сторонники радикального гуманизма отстаивают неподвластность человека каким бы то ни было высшим силам. Последнее обстоятельство и привело их к защите гуманистической направленности философии марксизма. «Маркс затрагивает кантовский принцип, который гласит, что человек всегда должен быть сам себе целью и никогда не может быть средством достижения цели. Но Маркс, — пишет Э. Фромм, — развертывает этот принцип дальше, утверждая, что человеческое существо не должно превращаться в средство достижения не только чужих целей, но и даже в средство своего индивидуального бытия» [13].Ныне последовательными приверженцами идей психоанализа в применении их к индивиду и человеческому обществу стали фрейдо-марксисты. Они, как и Э. Фромм, призывают к изменению образа жизни людей, созданию нового общества и нового человека, перед которым открываются реальные возможности оптимального развития и совершенствования в здоровой социальной атмосфере. У Э. Фромма, кстати, довольно глубокое осмысление получило социально-культурное явление в психике человека, получившее название «ментальность» (фр. mentalite — склад ума, образ мышления, мировосприятие). [3]В нем осуществляется глубинный синтез индивидуального и коллективного сознания, включающего и элементы бессознательного. Если иметь в виду ментальность современной личности, то она складывается на базе философских и религиозных воззрений, народных традиций, самобытной духовной культуры, качества социальной среды и, в свою очередь, оказывает на них свое влияние.ЗаключениеПсихология – великая наука, которая позволяет узнать человека самым лучшим образом. Большое количество ученых пытались и пытаются узнать о внутреннем «богатом» мире человека, одним из таких ученых был Зигмунд Фрейд. Он посвятил большую часть жизни такому важному вопросу, как психология бессознательного.Согласно многим представлениям великих ученых-психологов – бессознательное – это своего рода субъект сферы сознания, вытесненный определенными силами по определенным причинам из сферы осознания. А вот, кто вытесняет, как и к чему это приводит – мнения разнятся у многих ученых.Например, великий австрийский ученый Зигмунд Фрейд утверждал, что вытеснение осуществляется только в одну сторону, а именно некое СВЕРХ-Я. Оно представляет собой общество в сознании и представляется более сильным субъектом, который вытесняет слабое психологическое содержание, например, такое как – впечатления из детства, которые являются недопустимыми для Сверх-Я. Итого, получается, что бессознательное по Зигмунд Фрейду – это первые впечатления из детства, живущие внутри нас, однако они не являются осознаваемыми, так как они социально не приемлемы или не согласуются с иными потребностями или факторами определенной личности.Если говорить о других разновидностях бессознательного, то Зигмунд Фрейд не имел знаний, не предполагал или отрицал их. Не менее важно и то, что вытеснение по Фрейду – жесткое, получается, что найти бессознательное, а также возвратить в сознание человеку стандартными методами невозможно. Психология бессознательного по Зигмунду Фрейду – это сфера психики, в которой осуществляются недоступные для Я вещи, однако они логичны и обладают определенной логикой. Как утверждал З. Фрейд, бессознательное можно «узнать», иными словами расшифровать только при помощи работы специалиста, использующего специализированные методики, в качестве примера – гипноз или толкование.ЛитератураЛейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. 4-ое изд., -М.: Инфра-М, 2016, 397 с.Основные положения психоанализа З. Фрейда: [Электронный ресурс] — Режим досупа — URL: http://studentu.poleznoe.com.ua/?p=729.Дата доступа: 26.04.2017.Психоаналитические этюды. /Под ред. З. Фрейд. 5-ое изд., -Спб.: Питер, 2016. – 608 с.Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе. 7-ое изд., - М.: Наука, 2015. 118 с.Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе, 7-ое изд., -М.: Мир, 2015. - 234 с.Фрейд З. Очерк истории психоанализа. 6-ое изд., СПб.: Питер, 2016, 224 с.Фрейд З. Психология бессознательного. 5-ое изд., -М.: Наука, 2016, 224 с.
2. Основные положения психоанализа З. Фрейда: [Электронный ресурс] — Режим досупа — URL: http://studentu.poleznoe.com.ua/?p=729. Дата доступа: 26.04.2017.
3. Психоаналитические этюды. /Под ред. З. Фрейд. 5-ое изд., -Спб.: Питер, 2016. – 608 с.
4. Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе. 7-ое изд., - М.: Наука, 2015. 118 с.
5. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе, 7-ое изд., -М.: Мир, 2015. - 234 с.
6. Фрейд З. Очерк истории психоанализа. 6-ое изд., СПб.: Питер, 2016, 224 с.
7. Фрейд З. Психология бессознательного. 5-ое изд., -М.: Наука, 2016, 224 с.
Вопрос-ответ:
Какими являются основные положения классического психоанализа?
Основные положения классического психоанализа включают в себя учение о бессознательном, теорию сновидений, понятие о инстинктах и их роли в психической жизни человека, а также методы лечения психических расстройств.
Какую проблему Фрейд формулирует в своей психоаналитической философии?
Одной из основных проблем Фрейда является проблема бессознательного и его влияния на поведение и эмоциональное состояние человека. Фрейд считает, что многие проблемы и неврозы имеют свои корни в скрытых желаниях и конфликтах, которые существуют в бессознательном.
Какие методы Фрейд предлагает для осмысления бессознательного состояния?
Фрейд предлагает использовать метод интроспекции, с помощью которого пациент может припомнить свои эмоции, воспоминания и желания. Это своего рода исповедь перед психоаналитиком, где пациент может рассказать о своих мыслях и чувствах, чтобы осознать и понять свои скрытые конфликты и проблемы.
Каким образом проводится тонкий психоанализ по методу интроспекции?
Тонкий психоанализ по методу интроспекции проводится путем направления пациента психоаналитиком внутрь его сознания, чтобы он смог осознать и описать свои мысли, эмоции и воспоминания. Это позволяет разобраться в скрытых конфликтах, которые могут быть источником психических проблем и неврозов.
Как можно избавиться от скрытого бессознательного состояния?
Лучшим способом избавления от скрытого бессознательного состояния является осмысление через психоанализ. Это позволяет сознанию стать осознанным о скрытых конфликтах и проблемах, а также найти способы их разрешить. Процесс интроспекции и разговор с психоаналитиком помогут раскрыть эти скрытые аспекты психики и достичь психического равновесия.
Что изучает психоанализ Зигмунда Фрейда?
Психоанализ Зигмунда Фрейда изучает бессознательные процессы в человеческом разуме, детали построения личности и динамику психических конфликтов.
Каковы основные положения классического психоанализа?
Основные положения классического психоанализа включают в себя понятие бессознательного, три уровня психической структуры (ид, эго, суперэго), теорию полового развития, а также роль снов и фантазий в психической жизни.
Какова проблема психоаналитической философии Зигмунда Фрейда?
Проблема психоаналитической философии Зигмунда Фрейда заключается в том, что его теории основаны на большей части на клинических наблюдениях и субъективных интерпретациях, что вызывает сомнения в их объективности и научной обоснованности.
Как проводится тонкий психоанализ по методу интроспекции?
Тонкий психоанализ по методу интроспекции осуществляется через своего рода исповедь, где пациент направляемый психоаналитиком припоминает свои детали и переживания в прошлом, осознает свои бессознательные процессы и анализирует их значения и влияние на сознание.
Каким образом можно избавиться от скрытого бессознательного состояния?
Лучшим способом избавления от скрытого бессознательного состояния является осмысление его сознанием. Для этого необходимо провести тонкий психоанализ по методу интроспекции, где пациент анализирует свои бессознательные процессы и пытается понять их значение и влияние на его поведение и эмоциональное состояние.