Жизненно важные интересы в финансовой сфере как важнейшая составная часть любой системы экономической безопасности
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 31.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования жизненно важных интересов в финансовой сфере 5
1.1 Понятие экономической и финансовой безопасности 5
1.2 Жизненно важные интересы в финансовой сфере 6
2. Анализ угроз финансовой безопасности России 10
2.1 Основные угрозы финансовой безопасности России 10
3. Направления для нейтрализации источников угроз финансовой безопасности России 24
3.1. Необходимые меры по противодействию угрозам финансовой безопасности 24
3.2. Проблемы в реализации мер по противодействию угрозам финансовой безопасности 30
Заключение 33
Список использованных источников 35
[1, c.73] Для всех секторов экономики есть проблемы, связанные с обеспечением безопасности. Прежде всего, это касается макроэкономики, так как основную угрозу экономической безопасности представляют именно внешние факторы. Для предотвращения этих угроз необходимо принять меры, которые будут направлены на расширение внешнеполитического влияния и сокращение зависимости от других стран. Следует переводить финансовые потоки государства в другие валюты (в рубль или в валюты стран БРИКС), развивать торгово-экономические отношения с партнерами на Востоке и Юге, а также выстроить такую финансовую систему, которая бы не зависела от внешних займов, а главным источником ее финансирования выступали бы внутренние кредиты. [1, c.74] Кроме того для регулирования внутренних угроз экономической безопасности необходимо усилить государственный контроль над финансовыми потоками, которые формируют бюджетные фонды и не забывать о контроле за частными финансами, поскольку они так же имеют большое значение для экономического развития страны.Серьезной проблемой для экономик и финансовых институтов во всем мире является «отмывание денег». Наличие финансовых институтов, вовлеченных в данный процесс существенно повышает уровень угроз и снижает инвестиционную привлекательность страны. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был принят с целью реализации п. 1 ст. 8 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, который подразумевает, что каждое государство-участник реализует меры к тому, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделенные в целях совершения преступлений террористической направленности, а также поступления, полученные в результате таких преступлений, для целей возможной конфискации. В последние 2 года нередки случаи отзыва Банком России лицензий у кредитных организаций на осуществление банковской деятельности именно на основе положений упомянутого закона. Одной из ключевых задач глобальной финансовой безопасности на сегодняшний день является противодействие этому процессу, результатом которого стало создание рабочих групп на международном уровне (в том числе целевой группы по финансовым мероприятиям, Эгмонтской группы и Вольфсберг) [9]. Учитывая это, большая открытость экономики и взаимодействие с иными субъектами мирового хозяйства могут способствовать укреплению финансовой безопасности также на уровнях страны и отраслей ее хозяйствованияУсиление угроз, воздействующих на финансовую систему и экономику, ставит задачу создания системы их мониторинга с целью заблаговременного предупреждения негативных последствий и принятия необходимых мер защиты и противодействия. Основными целями такого мониторинга должны быть, во-первых, определение причин и интенсивности воздействия угроз на экономику, во-вторых, прогнозирование последствий действия негативных факторов, в-третьих, разработка программных мероприятий по предупреждению угроз [3]. Вследствие оттока капитала можно наблюдать следующие его негативные последствия: − снижение объемов золотовалютных резервов в стране; − рост темпов инфляции; − нелегальный вывод активов и скрытие валютной выручки; − сокращение доходной части бюджета страны; − замедление роста ВВП. Таким образом, наиболее приоритетными мерами противодействия являются: – жесткое регулирование валютных операций, в том числе борьба со спекуляцией, путем внесения соответствующих изменений в финансовое законодательство и его исполнение; − формирование привлекательного инвестиционного климата в стране путем создания информационной прозрачности, системы действующих мер по защите прав и интресов инвесторов; − привлечение свободных денежных средств граждан путем предложения выгодных банковских ставок по вкладам, а также выпуска государственных ценных бумаг, в том числе облигаций федерального займа; − снижение доли иностранцев, владеющих государственными ценными бумагами. Нейтрализовать существующие угрозы можно лишь на основе разработки комплекса мер по защите жизненно важных интересов не только государства в целом, но и отдельных экономических субъектов. Кроме того, для создания условий обеспечения финансовой безопасности государства необходим значительный рост доходов населения. В сложившейся ситуации необходимо предпринять комплекс мер по обеспечению финансовой безопасности и противодействию ее угрозам, направленным на устойчивое экономическое развитие, изменение экономической и финансовой политики государства: − осуществлять финансовые потоки государства в отечественной валюте либо в валюте стран БРИКС путем заключения соответствующих соглашений с партнерами; − заменить валютные активы, размещенные в обязательствах других стран, участвующих в санкциях против России, инвестициями в золото; − запретить передачу иностранным собственникам стратегических и социально значимых предприятий путем корректировок российского корпоративного законодательства;− обеспечить работу российских платежных инструментов, создав свою конкурентно- способную расчетно-платежную систему;− осуществить деофшоризацию экономики, направленную на прекращение систематического оттока капитала, путем продолжения практики «амнистии» капиталов, совершенствования налогового законодательства; − ориентировать собственную финансовую систему на внутренние источники кредитования путем превращения ставки рефинансирования Банка России в один из основных регуляторов рынка капитала; − повысить привлекательность российской юрисдикции, усовершенствовав условия для предпринимательской деятельности, развивая конкуренцию, гарантируя защиту права частной собственности, выполнения договоров, вырабатывая новые подходы к деятельности органов государственного контроля; − стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, его поддержки на этапе становления за счет «налоговых амнистий», формирования спроса на их продукцию, обеспечения доступа к государственному и муниципальному заказу; − повысить эффективность, качество финансового управления и борьбы с коррупцией путем осуществления инвестиций в развитие человеческого капитала, а также применения принципа неотвратимости наказания для лиц, совершивших соответствующие преступления; − пресекать попытки зарубежных партнеров регулировать мировые рынки, лоббируя собственные политические и экономические интересы, путем расширения рынков сбыта российской продукции, в том числе [7]. 3.2. Проблемы в реализации мер по противодействию угрозам финансовой безопасностиНесмотря на достаточно широкий перечень мер по противодействию угрозам финансовой безопасности, особое место среди которых занимают обеспечение устойчивости курса национальной валюты, снижение инфляции, развитие национальных финансовых рынков, обеспечение инвестиционной привлекательности, снижение банковских ставок, способствующее обеспечению доступных кредитов; следует признать наличие проблем, связанных с их эффективной реализацией. В первую очередь это связано с неспособностью финансово-денежного блока государственного управления надлежащим образом исполнять задачи, поставленные перед ними. Также сложности вызывает коррумпированность высших должностных лиц регионов и федерального правительства, о чем свидетельствует череда отставок и возбужденных уголовных дел. Во вторую очередь это устоявшийся характер большинства угроз, решение которых требует времени и колоссальных ресурсов, в частности финансовых, которыми Россия в настоящее время не располагает. И третья причина, на наш взгляд, – это недоверие граждан и бизнеса. Ключевым аспектом в решении множества проблем должно стать создание суверенной финансово-банковской системы, главной функцией которой должно быть обеспечение финансовой самодостаточности государства и его безопасности. Обеспечение стабильности финансовой системы является приоритетной задачей реализуемой Правительством РФ единой финансовой политики. Ст. 3 Федерального закона «О безопасности» гласит, что содержание деятельности по обеспечению безопасности включает прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности, определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности. Согласно ст. 5 того же закона, правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в соответствующей области. Однако, комплексного документа, который отразил бы национальную позицию в сфере обеспечения финансовой безопасности на сегодняшний день нет. В официальных заявлениях представителей органов государственной власти неоднократно упоминается о необходимости реализовать меры, направленные на укрепление финансовой системы, обеспечение ее суверенитета, устойчивости валютного курса рубля, оптимизацию валютного регулирования и контроля, снижение инфляции, развитие национальной инфраструктуры финансовых рынков и др. Но для достижения всего вышеперечисленного необходимо обозначить данные ориентиры как стратегические цели развития финансовой системы и обеспечения финансовой безопасности страны в рамках единого нормативно-правового акта. Безусловно, для достижения вышесказанного государству необходимо иметь тщательно проработанную нормативно-правовую базу, защищающую национальные интересы РФ в сфере обращения финансов. К примеру, во Франции в 2003 г. Был принят закон «О финансовой безопасности», который предусматривает ряд дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасности в финансовой сфере. В российском же законодательстве финансовая безопасность как правовая категория до настоящего времени легального закрепления и определения не получила. Но вместе с тем, в ряде документов, касающихся вопросов национальной безопасности, финансовая составляющая упоминается как ключевая в системе экономической безопасности [7-8]. В частности, Стратегия национальной безопасности РФ среди главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики отмечены незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, несбалансированность национальной бюджетной системы, сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений. Таким образом, только скоординированная деятельность государства со всеми субъектами экономической деятельности позволит создать условия для обеспечения как экономической, так и финансовой безопасно- сти, противостоять основным внутренним и внешним угрозам, предотвратить кризисные явления в финансовой сфере, ресурсно-сырьевой, производственной, а также способствовать росту качества жизни населения и возможностей для стабильного функционирования экономики страны.ЗаключениеНа современном этапе развития Россия имеет много положительных и отрицательных тенденций развития, анализируя которые можно сделать вывод, что в нашей стране существует много нерешенных проблем, угрожающих безопасности страны в целом. Хоть государство и старается по возможности их устранить, основная их масса остается нерешенной. Выделив основные современные экономические и социальные проблемы России, был сделан вывод о том, что уровень развития нашей страны на порядок ниже, чем в других развитых странах. Хоть мы и имеем достаточно большой потенциал в виде огромного количества ресурсов, реализовать их с умом мы по-прежнему не можем, так как зачастую уделяем внимание ненужным отраслям развития. Да еще и внешнеполитическая ситуация складывается не в нашу сторону, что еще больше отягощает существующее положение дел.Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. От того, насколько будет реализована принятая в 2017 году Стратегия экономической безопасности, зависят перспективы развития России как независимого высокоразвитого государства.Таким образом, подчеркивая исключительную важность реализации национальных интересов России в области финансов с целью обеспечения финансовой независимости, а также достижения устойчивого экономического развития можно сделать вывод о том, что устранение недостатков современной финансовой системы страны и снижение уровня угроз финансовой безопасности должны стать ключевыми ориентирами при разработке и реализации экономической политики страны. Вышесказанное обуславливает, что обеспечение национальной финансовой безопасности должно быть в числе основополагающих принципов проводимой экономической и финансовой политик страны, которые должны реализовываться сопряжено с ее политическим курсом.Список использованных источниковО безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон о безопасности № 390-ФЗ от 28 декабря 2010 года. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ruБуркальцева Д. Система обеспечения экономической безопасности государства: необходимость формирования и структурные составляющие // Наука и инновации. - 2013. – №5. - С. 29-32. Быков Б.А. Альтернативные подходы к определению понятия «экономическая безопасность» // Российский научный журнал. - 2017. - № 2 (55). - С. 219-222. Довлетмурзаева М.А., Атуева А.Х. Экономическая безопасность государства как объект правового регулирования // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 1 (78). - С. 1059-1061.Загашили В. Западные санкции и российская экономика / Мировая экономика и международные отношения. – 2015. – №11. – С. 67 – 77. Кондрат Е. Н. Финансовая безопасность Российской Федерации: понятие и сущность // Право и управление.XXI век. – 2010. – №1. – С. 3 – 7. Кондрат Е. Н. Международная финансовая безопасность: понятие, сущность и общая характеристика / Мир политики и социологии. – 2014. – №10. – С. 124 – 135. Кормишкина Л. А. Общая экономическая безопасность : учебное пособие / Л. А. Кормишкина, О. С. Саушева. – Саранск, 2012. – 115 с.Корнилов М. Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования. – М.: РАГС, 2011. – 154 с. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: Системный подход / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян. – СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2016. – 336 сКунцман, М.В. К918 Экономическая безопасность: учебное пособие / М.В. Кунцман. – М.: МАДИ, 2016. – 152 с.Кучеров И. И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение / Журнал российского права. – 2017. – №6. – С. 69 – 79. Лизина О. М. Дестимулирующие инновационного экономического роста в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. - №6. –Т.2 – С. 145 – 147. Миркин Я.М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. - М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани, 2011. — 480 с. Миронова Д.Д. Возможности реализации стратегии импортозамещения как приоритетного направления инновационного развития угольной промышленности Ростовской области // Успехи современной науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 40-43. Стратегия экономической безопасности России: новые ориентиры развития: Сборник научных трудов I научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (г. Москва, Институт экономики РАН, 14 марта 2017 г.). – М.: Институт экономики РАН, 2017. – 265 с.Фомин А. А. Финансовая безопасность и ее правовое обеспечение в современной России / Ученые записки юридического факультета. – 2014. – №32. – С. 26 – 29.
2. Буркальцева Д. Система обеспечения экономической безопасности государства: необходимость формирования и структурные составляющие // Наука и инновации. - 2013. – №5. - С. 29-32.
3. Быков Б.А. Альтернативные подходы к определению понятия «экономическая безопасность» // Российский научный журнал. - 2017. - № 2 (55). - С. 219-222.
4. Довлетмурзаева М.А., Атуева А.Х. Экономическая безопасность государства как объект правового регулирования // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 1 (78). - С. 1059-1061.
5. Загашили В. Западные санкции и российская экономика / Мировая экономика и международные отношения. – 2015. – №11. – С. 67 – 77.
6. Кондрат Е. Н. Финансовая безопасность Российской Федерации: понятие и сущность // Право и управление.XXI век. – 2010. – №1. – С. 3 – 7.
7. Кондрат Е. Н. Международная финансовая безопасность: понятие, сущность и общая характеристика / Мир политики и социологии. – 2014. – №10. – С. 124 – 135.
8. Кормишкина Л. А. Общая экономическая безопасность : учебное пособие / Л. А. Кормишкина, О. С. Саушева. – Саранск, 2012. – 115 с.
9. Корнилов М. Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования. – М.: РАГС, 2011. – 154 с.
10. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: Системный подход / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян. – СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2016. – 336 с
11. Кунцман, М.В. К918 Экономическая безопасность: учебное пособие / М.В. Кунцман. – М.: МАДИ, 2016. – 152 с.
12. Кучеров И. И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение / Журнал российского права. – 2017. – №6. – С. 69 – 79.
13. Лизина О. М. Дестимулирующие инновационного экономического роста в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. - №6. –Т.2 – С. 145 – 147.
14. Миркин Я.М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. - М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани, 2011. — 480 с.
15. Миронова Д.Д. Возможности реализации стратегии импортозамещения как приоритетного направления инновационного развития угольной промышленности Ростовской области // Успехи современной науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 40-43.
16. Стратегия экономической безопасности России: новые ориентиры развития: Сборник научных трудов I научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (г. Москва, Институт экономики РАН, 14 марта 2017 г.). – М.: Институт экономики РАН, 2017. – 265 с.
17. Фомин А. А. Финансовая безопасность и ее правовое обеспечение в современной России / Ученые записки юридического факультета. – 2014. – №32. – С. 26 – 29.
Вопрос-ответ:
Что такое жизненно важные интересы в финансовой сфере?
Жизненно важные интересы в финансовой сфере представляют собой важнейшую составную часть любой системы экономической безопасности. Это интересы государства, организаций и населения, которые связаны с финансовой стабильностью, доступностью финансовых услуг, защитой прав и интересов участников финансового рынка и другими аспектами финансовой деятельности.
Какие угрозы возникают для финансовой безопасности России?
Для финансовой безопасности России существуют различные угрозы. Они могут быть связаны с экономическими кризисами, финансовым мошенничеством, нарушением стабильности финансовой системы, неплатежеспособностью организаций и другими факторами. Важно разрабатывать меры для нейтрализации источников этих угроз и обеспечения финансовой безопасности страны.
Как можно нейтрализовать угрозы финансовой безопасности России?
Для нейтрализации угроз финансовой безопасности России можно применять различные меры. Например, усиление контроля над финансовыми операциями, повышение квалификации сотрудников финансовых организаций, разработка и внедрение новых технологий и систем защиты от финансовых преступлений. Также важно развивать международное сотрудничество в области борьбы с финансовыми угрозами.
Какие основные аспекты входят в понятие финансовой безопасности?
Финансовая безопасность включает в себя ряд основных аспектов, таких как защита финансовых интересов государства, организаций и населения, обеспечение стабильности финансовой системы, доступность финансовых услуг, предотвращение финансовых кризисов и других негативных ситуаций. Развитие этих аспектов способствует обеспечению устойчивого экономического развития и благополучия страны.
Что означает понятие "жизненно важные интересы в финансовой сфере"?
Жизненно важные интересы в финансовой сфере представляют собой составную часть любой системы экономической безопасности. Это включает в себя интересы государства, бизнес-сектора и населения, связанные с финансовой стабильностью, устойчивостью и развитием финансовой системы.
Какие угрозы могут быть для финансовой безопасности России?
Существует несколько основных угроз финансовой безопасности России, включая внешние и внутренние факторы. Это может быть ухудшение международной экономической конъюнктуры, финансовые кризисы, финансовая преступность, изменение макроэкономической политики, нестабильность банковской системы и другие.
Какие направления можно выбрать для нейтрализации источников угроз финансовой безопасности России?
Для нейтрализации источников угроз финансовой безопасности России можно применять различные меры. Это может быть улучшение законодательства, повышение эффективности финансового контроля, развитие финансового рынка, укрепление банковской системы, совершенствование международного сотрудничества и др.
Какие теоретические аспекты исследуются в работе?
В работе исследуются теоретические аспекты жизненно важных интересов в финансовой сфере. Это включает понятие экономической и финансовой безопасности, анализ жизненно важных интересов в финансовой сфере, а также анализ угроз финансовой безопасности России.