Школьные курсы истории  в условиях 

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Культурология
  • 53 53 страницы
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 28.07.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ В УСЛОВИЯХ «ВОЙН ПАМЯТИ» 6
1.1. Понятие «войны памяти» в научной литературе 6
1.2. Отражение «войн памяти» в школьных учебниках истории 12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ «ВОЙН ПАМЯТИ» 22
2.1. Тема мемориализации 22
2.2. Работа с фильмами 30
2.3. Работа с публицистикой 37
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Фрагмент для ознакомления

Режиссеры представляют фильм и обосновывают свою позицию, цели и т.д., а жюри выступает с критикой, похвалой. Безусловно педагогу важно помнить, что демонстрация фильма – это не развлечение, а часть целенаправленного учебного процесса, который отвечает всем требованиям методик преподавания. Работа с фильмами связана с явными трудностями, но все эти трудности можно преодолеть. Показывая фильмы на уроках истории, педагог однозначно способствует развитию у школьников познавательного интереса, развитию критического мышления, развитию способности анализировать, соотносить получаемую с экрана информацию с научно обоснованными знаниями, приобретенными на уроках истории. Также кинофильмы позволяют решать основные задачи урока истории и эффективно влияют на усвоение законов, правил и т.д.Подытоживая, можно сказать одно, что в настоящее время целесообразное использование киноматериалов на уроках истории должно стать профессиональной компетенцией каждого педагога.2.3. Работа с публицистикойВопрос об использовании различных источников информации на уроках истории является очень актуальным и важным. Умение осуществлять поиск информации, которая представлена в текстах, схемах, диаграммах, таблицах, а также добывать знания или информацию из популярных, научных, художественных, философских и публицистических текстов – является одним из требований к уровню подготовки современного выпускника [17, с.329].В рамках нашего исследования вызывают интерес тексты публицистического жанра – наиболее дискуссионного жанра журналистики. Дискуссионность жанра связана с рядом причин. Во-первых, как отмечает П. П. Каминский, нет «единого основания для определения предмета и природы публицистики». Во-вторых, «не выработано понимание» публицистики и публицистичности». В-третьих, «отсутствует общепризнанный, унифицированный понятийный аппарат», связанный с анализом публицистики. Наконец, идеологизированность советской публицистики[19].Итак, обратимся к определениям жанра публицистики.В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под публицистикой понимается «литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества»[25, с.630].В «Литературном энциклопедическом словаре» дается следующее определение публицистики: «...род литературы и журналистки; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, философские и другие проблемы. Цель публицистики – воздействовать на современное общественное мнение, нравы и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публицистики – вся жизнь, в ее прошлом и настоящем, частная или общественная, реальная или отраженная в прессе, искусстве, документе. Картины действительности, человеческие характеры и судьбы возникают в публицистическом произведении как аргументы, почерпнутые из самой жизни, как система доказательств, предмет анализа или служат эмоциональной почвой, «раздражителем», поводом для произнесения «приговоров», для обличения или «запроса в инстанции», для утверждения идеала»[21, с.313]. В данном определении не совсем корректным представляется противопоставление реальной жизни и ее отражения в публицистическом тексте, ведь публицистика и есть отражение объективной действительности в преломлении авторской картины мира.А.А. Тертычный пишет, что «публицистика представляет художественный метод. Она «выступает переходной ступенью, «пограничной зоной», отделяющей (и соединяющей) журналистику и художественную литературу. Использование такого метода предопределяется, как и в любом ином случае, предметом и целью проводимого публицистом исследования»[37, с.42].Большинство исследователей жанр публицистки связывают с общественно-политической тематикой (В.И. Здоровега, В.М. Горохов, П.С. Карасев, Г.В. Колосов, В.В. Ученова и ряд других)[18]. З.В. Сенук под публицистикой понимает «творческую деятельность субъекта по созданию особых публицистических образов посредством различных знаковых систем...» [31, с.10].М. С. Черепахов относит публицистику к литературному роду (хотя, с нашей точки зрения, вряд ли правомерно наряду с эпосом, лирикой и драмой выделять еще один род)[39]. Е. П. Прохоров пишет, что специфика публицистики «зависит от ее социального призвания – принимать непосредственное участие в жизни общественного мнения»[28, с.27]. Примеры можно продолжит, но уже из приведенных высказываний ясно, что зачастую исследователи берут разные основания для изучения публицистики. В данном случае важно выделить доминирующие признаки публицистического жанра. Прежде всего, следует учитывать, что публицистка прямо направлена на общественное сознание. Безусловно, прав П. П. Каминский, когда пишет, что «публицистика – это тип дискурса, вербально оформляющий и выражающий такое свойство мышления, как публицистичность. Она проявляется в любых дискурсах (научном, эстетическом и т.д.) и даже в невербальных формах (изобразительное искусство, фотография, кинематограф и т.д.)»[19]. В целом можно сказать, что любое публицистическое произведение затрагивает актуальные проблемы своего времени, волнующие общество.Говоря о публицистике, следует остановиться на особенностях публицистического стиля. Исследователи отмечают, что главное в публицистическом стиле – это его информативность. Кроме того, следует сказать о многожанровости публицистики. В журналистике выделяют следующие разновидности публицистического стиля: информационный (заметка, репортаж, отчет, хроника, обозрение и др.); аналитический (статья, корреспонденция, обзор, рецензия, комментарий и др.); художественно-публицистический (очерк, фельетон, памфлет и др.).Для публицистического стиля характерны: логичность, образность, эмоциональность, оценочность при характеристике общественных явлений, информативная насыщенность, наличие ярко выраженной авторской позиции, призывность.Так, Волкова Ж.В.считает, что «материалы средств массовой информации необходимо включать в уроки истории с целью актуализации изучаемого на уроке материала, также привлечение материалов создает дополнительную мотивацию к изучению курса, работа учащихся с данным источником информации делает их более компетентными в вопросах современного развития общества»[7].Ярославцева М.Ю.отмечает, что «для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. Автор называет следующие основные дефициты школьников, выявленные у школьников при работе с текстами: неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать, неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию, отсутствие навыка целостного анализа информации» [44].Чаще всего при работе с текстом, согласноЯрославцевей М.Ю., «обращают внимание на освоение уровней понимания текста и прохождения нескольких фаз чтения текста»[45]. По мнениюЯрославцевой М.Ю., «успешность работы с текстовой информацией зависит не только от навыков учеников, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом на уроке. Таким образом, второй составляющей «грамотности чтения» является создание условий для заинтересованной работы школьников с информацией»[45].В свою очередь, Студеникин М.Т. утверждает, что на уроках истории документы могут использоваться как учителями, так и учениками[36, с.133].Так, учитель может пересказать документ, если он сложен для учеников, привести короткие цитаты, как с ссылкой, так и без ссылки на документ, процитировать и разобрать выдержку из документов для конкретизации своего рассказа, придать ему эмоциональности и убедительности.Подготовка педагога к использованию текстовых документов предусматривает предварительный их отбор и педагогическую обработку (выбор содержания, соответствующего теме, задачам урока)[8]. В целом, чем больше обработан документ, тем легче он воспринимает учениками и тем меньше трудностей представляет для самостоятельной работы. Если необходимо, то учитель видоизменяет документ, не затрагивая его сущности и стараясь сохранить особенности стиля автора. Затем объясняет новые для учеников термины и понятия, а также разрабатывает задания по работе с документом.Обучение учеников работе с документом включает следующие этапы[36, с.134]:Разбор документа по образцу, который предлагает учитель. Анализ документа учащимися под руководством учителя Самостоятельная работа над документом или под руководством учителя Самостоятельное изучение документа в классе и дома.Непосредственная работа с текстом, по мнению автора, включает в себя «чтение, пересказ и составление плана, объяснительное чтение с предварительной и заключительной беседой, самостоятельный разбор текста и ответы на вопросы к нему, сравнительное сопоставление двух дополняющих друг друга текстов, характеризующих одно и то же событие, критическую оценку текста» [36].Также педагог может знакомить учеников с текстом в классе, объяснить суть задания, а дома ученики, на основе услышанной информации, могут готовить небольшие сообщения или эссе.Отметим, что работа учеников с документом, постепенно усложняется с учетом их возраста, познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал, объем которого не превышает 10-15 строк, в 7-8 – растет число анализируемых документов, в 9-11 – все шире привлекаются политические документы[34, с.134].В работе с текстом ученики определяют логически завершенные части, главные идеи, учатся находить доказательства тому или иному положению. Педагог предлагает ученикам «доказать на основе текста документа», «подтвердить своем мнение с помощью текста» и т.п.В старших классах работа с текстом усложняется. Ученикам предлагаются более сложные задания, например, как данный текст помогает понять современные общественные явления, выберите в тексте главное и второстепенное, отберите необходимые данные по тексту, напишите рассуждение на основании текста и т.п.Свою методику работы с документами предлагает К.Б. Умбрашко. Он считает, что в результате анализа в сознании учащихся формируются исторические понятия. Автор, отказываясь от применения школьного учебника в процессе обучения, подбирает по курсу истории систему документов, которые характеризуют историческую эпоху, явление, событие, процесс, а затем вычленяет какую-либо проблему. В результате документы помогают выявить противоречивость позиций, что вызывает потребность решить проблему и уяснить сущность явлений и процессов[38].Возвращаясь к теме Холокоста, рассмотримна ее примере работу с публицистическим текстом.Например, в старших классах можно предложить следующее задание: на материалы двух известных печатных СМИ в России, газеты «Правда» и «Российской газеты» рассмотрите особенности освещение темы Холокост, сравните текст газет по двум признакам «виновность» (возмездие) и «последствия» (уроки), сделайте выводы. Так, газета «Правда» во времена Великой Отечественной войны провела колоссальную работу по освещению важнейших событий военного периода и мобилизации советских граждан на борьбу с гитлеровскими захватчиками, однако первые материалы о массовом истреблении фашистами еврейского населения, стали появляться на страницах «Правды» только лишь в 1945 г. Тем не менее тема гитлеровского геноцида находила свое место на страницах газеты и журналисты не стеснялись в выражениях («убийцы», «преступники», «каннибалы», «грабители», «истребители гуманизма» и т.д.), клеймя бесчеловечную сущность нацизма. Например, в статье «Каннибалы», вышедшей 17 декабря 1945 г., журналист пишет о том, что «гитлеровцы – людоеды. От дикарей в собственном смысле слова она отличаются тем, что они преступники…»[3, с.97].После освобождения Красной Армией Освенцима на полосах газеты «Правда» можно увидеть такие кричащие подзаголовки, как «Убийцы детей», «Гитлеровцы бандиты убили в Освенциме более 4 миллионов человек» и т.д.Также «Правда» активно публиковала материалы Нюрнбергского процесса. Так, в материале В.Величко «Преступление и наказание», написанном после окончания процесса, впервые появляются темы урока и памяти: «творцы мрака уйдут во мрак. <…> есть вещи, которые живут в памяти народов долго». Материал Б. Полевого заканчивается полным пониманием всех ужасов трагедии и осознанием того, что урок Холокоста оставил большой отпечаток на всей истории человечества: «<…> мир не еще не раз содрогнется, слушая страшную повесть об ужасах гитлеризма»[3, с.98].Тот факт, что в послевоенных материалах преобладают темы вины нацистов за Холокост и требования возмездия, разумеется, понятно и объяснимо. В публикациях же современных российских СМИ, доминирующими становятся концепты памяти и вынесения исторических уроков из трагедии Холокоста.Так, «Российская газета» ведет сюжет под названием «Мир помнит о Холокосте». В рамках темы публикуются материалы, посвященные новостям, связанным с массовым уничтожением евреев[3, с.98].Выражения, нацеленные обозначить виновников событий Холокоста, сегодня более сдержанны, нежели в послевоенной «Правде». На полосах «Российской газеты» не встретишь «преступников», «разбойников», а «фашистов», «нацистов».В материалах «Российской газеты» отсутствуют призывы к мести и возмездию фашистам за совершенные преступления, не концентрируется внимание на общей ответственности немецкого народа за случившееся, а также нет «кричащих» заголовков «Правды»[3].Таким образом, старшеклассники в результате проведенного анализа, могут констатировать, что публикации о трагедии Холокоста в разные периоды времени отвечали на вызов того времени, и, если на страницах «Правды» тема Холокоста рассматривалась, как трагедия советского народа, то сегодня на страницах «Российской газеты» данную тему рассматривают исторически и политически выдержанно – из материалов уходит тема ненависти, а акцент делается на понимании глубины этой трагедии.ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕТаким образом, проведенное теоретическое исследование, которое было направлено на рассмотрение педагогических стратегийучителя истории в условиях «войн памяти», можно отметить следующее:ФГОС ОО, который является основой для создания образовательных программ, включает в себя целый спектр задач, сопряженных с воспитанием исторической памяти, в первую очередь, это осознание культурного многообразия общества и мира в целом, воспитание толерантности и уважения к культуре, истории, традициям своего и других народов, умение систематизировать, объективно оценивать, подходить критически к данным из различных источников (исторических, современных), воспитание умения применять полученные исторические знания на практике, то есть для сохранения и выявления культурных, исторических памятников своей страны и т.д. Решение задач, связанных с воспитание исторической памяти, невозможно без использования аудиовизуальных средств обучения.Задействовав фильмы на уроках истории, педагог способствует развитию познавательного интереса школьников, развитию критического мышления, развитию способности анализировать, соотносить получаемую с экрана информацию с научно обоснованными знаниями, приобретенными на уроках истории. Любое публицистическое произведение затрагивает актуальные проблемы своего времени, волнующие общество, и поэтому работа учащихся с такими источниками информации делает их более компетентными.Подготовка педагога с публицистическим текстом предусматривает предварительный отбор и педагогическую обработку (выбор содержания, соответствующего теме, задачам урока). ЗАКЛЮЧЕНИЕРаботая над темой исследования, я изучил и проанализировал литературу, рассмотрел стратегии педагога в условиях «войн памяти». Поэтому в заключении хотелось бы выделить те положения, которые считаю важными:«Войны памяти» – это многоаспектное понятие, которое представляет собой особую форму идеологической войны, а также инструмент исторической политики государства. «Войны памяти» подразумевают политизацию истории, запреты, надзор, унификацию подходов к прошлому уже на стадии обучения истории в школе.С феноменом «войны памяти» мы будет сталкиваться и дальше. Предмет «войн памяти» на постсоветском пространстве очевиден – это Великая Отечественная война.Анализ школьных учебников по истории на постсоветском пространстве свидетельствует о том, что в них отсутствует единство в трактовке событий Второй мировой и Великой Отечественной войны. Авторы школьных учебников восприняли из событий грандиозной трагедии XXвека только то, что отвечало насущным социальным запросам. Педагогические стратегии учителя в условиях «войн памяти» заключается в следующем – это мемориализация, работа с фильмами и публицистикой.Мемориализация заключается в воспитании исторической памяти с помощью исторических источников, в частности музейных и архивных источников.Методологическими подходами по преподаванию конфликтов в школьной истории являются мультиперспективность (метод, дающий возможность освещать разные точки зрения на одно и тоже событие) и включение в «большую картину» (видение крупных фрагментов всеобщей исторической картины). Развитию познавательного интереса, критического мышления, способности анализировать, соотносить получаемую информацию с экранов и в целом средствмассовой информации с научно обоснованными знаниями, полученными на уроках, способствует использование педагогом на уроках истории исторических фильмов и публицистических текстов.Проведенное исследование не претендует на решение комплекса проблем, связанных со школьными курсами истории в условиях «войн памяти». Поэтому дальнейшая работа по решению проблем может быть направлена на поиск новых форм, средств, методов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАзнабаев Б.А., Шиляев Э.Ю. Отражение итогов Великой Отечественной войны в школьных учебниках стран Балтии и СНГ/ Б.А.Азнабаев, Э.Ю.Шиляев // В сборнике: Труды Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук Материалы научной конференции - школы молодых ученых, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. . - 2015. С. 9-23.Альтман, И.А. Мемориализация Холокоста в России: история, современность, перспективы[Электронный ресурс] / И.А. Альтман // Неприкосновенный запас. - 2005. № 2-3 (40-41).Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/alt28.html(дата обращения 12.03.2018)Амиров В.М., Мужиковская В.Р. Трагедия Холокоста и новые аспекты ее прочтения современными российскими СМИ /В.М.Амиров, В.Р. Мужиковская // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 3 (25). - С. 96-101.Андрюхина, Л.М. Преподавание истории в школе: возможности мемориализации и детравматизации прошлого исторического опыта / Л.М. Андрюхина // В сборнике: Инструменты и механизмы современного инновационного развития Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. - 2016. - С. 90-97.Багдасарян, В.Э. Школьный учебник истории и государственная политика[Электронный ресурс] / под общ. ред. В.И. Якунина. – М.: Научный эксперт, 2009. - 376 с. Режим доступа: https://rusrand.ru/files/13/07/23/130723083031_BLOK.pdf(дата обращения 16.03.2018)Бордюгов, Г.А. «Войны памяти» на постсоветском пространстве /Г.А.Бордюгов.- М.: Аиро-ХХI, 2011. - 256 с.Волкова, Ж.В. СМИ на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс] / Ж.В. Волкова // Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/08/30/smi-na-urokah-istorii-i-obshchestvoznaniya(дата обращения 30.03.2018)Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практ. пособие / Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова.- М.: Владос, 2001. - 160 с.Вяземский, Е.Е. Историческая политика государства, историческая память и содержание школьного курса истории России / Е.Е. Вяземский // Проблемы современного образования. 2011. № 6. С.89-97.Геращенко, С.А. Холокост, геноцид, репрессии: экология памяти /С.А.Геращенко // Инновационная наука. -2017. -Т. 2. -№ 3. -С. 47-50.Глобальная память: культура исторической ответственности в XXI веке // Историческая экспертиза. Журнал рецензий. -2016. -№ 3. -С. 7-10.Данилов А.А., Филиппов А.В. и др. Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств / А.А.Данилов, А.В. Филиппов и др.-М.: Государственный Клуб, 2009. - 389 с.Дестют де Траси, А. Элементы Идеологии. Ч.1. Идеология в собственном смысле слова. Гл. 11. Размышления о предшествующем и о способе Кондильяка анализировать мысль / А. Дестют де Траси // Вопросы философии. - 2013. - № 8.Деревянко, Е.В. Организация работы учащихся с архивными документами по истории холокоста / Е.В. Деревянко// Отечественные архивы. -2016. -№ 5. -С. 37-41.Европейские войны памяти: кто взорвал консенсус истории и чем за это заплатит[Электронный ресурс] // Новая газета. - 2015. - № 57. -Режим доступа:https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/06/01/64370-evropeyskie-voyny-pamyati-kto-vzorval-konsensus-istorii-i-chem-za-eto-zaplatit(дата обращения 18.04.2018)Жукова, Т.Г. Дубровский холокост: некоторые аспекты мемориализации / Т.Г. Жукова // В сборнике: Деснинские древности материалы межгосударственной научной конференции «История и археология Подесенья», посвященной памяти брянского археолога и краеведа, заслуженного работника культуры РСФСР Федора Михайловича Заверняева (28.II.1919 - 18.VI.1994). -2012. -С. 348-357.Иванова, Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Дрофа, 2008. - 606 c. Игнатова, Н.Г. Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории[Электронный ресурс]/ Н.Г.Игнатова // Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/576296/(дата обращения 13.03.2018)Каминский, П.П. Принципы исследования публицистики на современном этапе[Электронный ресурс]/ П.П. Каминский //. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/printsipy-issledovaniya-publitsistiki-na-sovremennom-etape(дата обращения 13.03.2018) Кочнева, Е.Д. Политика памяти в России как систематическая работа с прошлым / Е.Д. Кочнева // Дискурс-Пи. -2015. -Т. 12. -№ 3-4. -С. 50-56.Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. С. 313. Лосев, С.А. Использование видеоматериалов на уроках отечественной истории /С.А.Лосев // Преподавание истории в школе. -2008. -№ 6. -С. 64-68. Молотов, К.С. Использование кинофильмов на уроках истории разных форм / К.С. Молотов // Наука и школа. -2012. -№ 6. -С. 96-100. Нора, П. Проблематика мест памяти /П.Нора // Франция – память. Спб., 1999. -С. 17-50. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М, 2008. С. 630.Польская «правда» о войне[Электронный ресурс] // Историк. -Режим доступа: https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/journal/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0-%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5/(дата обращения 13.04.2018) Просветов, В.А. Применение видео проектов на уроке истории / В.А.Просветов // В сборнике: Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы материалы третьей международной научно-практической конференции. -2014. -С. 176-180. Прохоров, Е.П. Искусство публицистики: Размышления и разборы / Е.П.Прохоров.- М., 1984. С. 27. Сафонова, М.В. Использование видеофрагментов на разных этапах уроков истории / М.В. Сафонова // В сборнике: Современные проблемы инновационного развития науки сборник статей международной научно-практической конференции. -2016.- С. 166-168.Сафонова, М.В. Формирование информационной компетенции на уроках истории / М.В.Сафонова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. -2016. -№ 12-2 (119). -С. 104-106. Сенук, З.В. Публицистика как фактор развития политической культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.02 / Сенук Зинаида Викторовна. - Екатеринбург, 1993. С. 10.Стрелова, О.Ю. История в школе остается «полем битвы за прошлое», потому что «войны памяти» не утихают / О.Ю.Стрелова // Проблемы современного образования. -2012. -№ 6. -С. 83-98.Стрелова, О.Ю. Воспитание исторической памяти в контексте государственной политики модернизации системы общего исторического образования /О.Ю. Стрелова // Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 26 ноября 2015 г. С.19-28 Стрелова, О.Ю. «История и память»: ресурсы дополнительной содержательной линии в изучении истории холокоста /О.Ю. Стрелова// Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. -2015. -№ 3 (3). -С. 146-154.Строковская, Т.Е. Вторая мировая война в учебниках истории стран Евросоюза в контексте национальной идентичности / Т.Е.Строковская // Историческая психология и социология истории. -2015. -Т. 8. -№ 1. -С. 21-32. Студеникин, М.Т. Методика преподавания история в школе: учеб.для студ.высш. учеб. заведений / М.Т.Студеникин.- М.: Владос, 2000. -240 с. Тертычный А.А. Жанры периодической печати / А.А.Тертычный.- М., 2006. С. 42. Умбрашко, К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории /К.Б.Умбрашко // Преподавание истории в школе. -1996. -№ 2. -С.29-34. Черепахов, М.С. Проблемы теории публицистики /М.С.Черепахов. - М., 1973.- 267 с.Что пишут в западных учебниках по истории о роли СССР в Великой Отечественной войне[Электронный ресурс] // Комсомольская правда. -Режим доступа: https://www.spb.kp.ru/daily/26765.5/3797381/(дата обращения 13.04.2018) Чураков, Д.О. Учебник истории и «войны памяти» на постсоветском пространстве / Д.О.Чураков // Преподаватель XXI век. -2013. -Т. 1. -№ 3. -С. 21-27. Чураков, Д.О. Войны памяти: отстоять правду победы/ Д.О.Чураков // Гуманитарные науки (г.Ялта). -2015. -№ 1 (29). -С. 7-25.Яковлева, С.П. Первая мировая война в школьных учебных истории. К проблеме формирования культурной памяти[Электронный ресурс] /С.П.Яковлева //Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/pervaya-mirovaya-voyna-v-shkolnyh-uchebnikah-istorii-k-probleme-formirovaniya-kulturnoy-pamyati(дата обращения 13.04.2018) Ярославцева, М.Ю. Системный подход к организации работы с текстовой информацией на уроках истории /М.Ю.Ярославцева// Преподавание истории и обществознания в школе. -2010. -№ 6. -С. 47-53. Ярославцева, М.Ю. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории [Электронный ресурс]/ М.Ю.Ярославцева//. Режим доступа: http://his.1september.ru/view_article.php?ID=200902008(дата обращения 30.03.2018)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азнабаев Б.А., Шиляев Э.Ю. Отражение итогов Великой Отечественной войны в школьных учебниках стран Балтии и СНГ/ Б.А. Азнабаев, Э.Ю. Шиляев // В сборнике: Труды Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук Материалы научной конференции - школы молодых ученых, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. . - 2015. С. 9-23.
2. Альтман, И.А. Мемориализация Холокоста в России: история, современность, перспективы [Электронный ресурс] / И.А. Альтман // Неприкосновенный запас. - 2005. № 2-3 (40-41). Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/alt28.html (дата обращения 12.03.2018)
3. Амиров В.М., Мужиковская В.Р. Трагедия Холокоста и новые аспекты ее прочтения современными российскими СМИ / В.М. Амиров, В.Р. Мужиковская // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 3 (25). - С. 96-101.
4. Андрюхина, Л.М. Преподавание истории в школе: возможности мемориализации и детравматизации прошлого исторического опыта / Л.М. Андрюхина // В сборнике: Инструменты и механизмы современного инновационного развития Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. - 2016. - С. 90-97.
5. Багдасарян, В.Э. Школьный учебник истории и государственная политика [Электронный ресурс] / под общ. ред. В.И. Якунина. – М.: Научный эксперт, 2009. - 376 с. Режим доступа: https://rusrand.ru/files/13/07/23/130723083031_BLOK.pdf (дата обращения 16.03.2018)
6. Бордюгов, Г.А. «Войны памяти» на постсоветском пространстве / Г.А. Бордюгов. - М.: Аиро-ХХI, 2011. - 256 с.
7. Волкова, Ж.В. СМИ на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс] / Ж.В. Волкова // Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/08/30/smi-na-urokah-istorii-i-obshchestvoznaniya (дата обращения 30.03.2018)
8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практ. пособие / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Владос, 2001. - 160 с.
9. Вяземский, Е.Е. Историческая политика государства, историческая память и содержание школьного курса истории России / Е.Е. Вяземский // Проблемы современного образования. 2011. № 6. С.89-97.
10. Геращенко, С.А. Холокост, геноцид, репрессии: экология памяти / С.А. Геращенко // Инновационная наука. - 2017. - Т. 2. - № 3. - С. 47-50.
11. Глобальная память: культура исторической ответственности в XXI веке // Историческая экспертиза. Журнал рецензий. - 2016. - № 3. - С. 7-10.
12. Данилов А.А., Филиппов А.В. и др. Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств / А.А. Данилов, А.В. Филиппов и др. - М.: Государственный Клуб, 2009. - 389 с.
13. Дестют де Траси, А. Элементы Идеологии. Ч.1. Идеология в собственном смысле слова. Гл. 11. Размышления о предшествующем и о способе Кондильяка анализировать мысль / А. Дестют де Траси // Вопросы философии. - 2013. - № 8.
14. Деревянко, Е.В. Организация работы учащихся с архивными документами по истории холокоста / Е.В. Деревянко // Отечественные архивы. -2016. - № 5. - С. 37-41.
15. Европейские войны памяти: кто взорвал консенсус истории и чем за это заплатит [Электронный ресурс] // Новая газета. - 2015. - № 57. - Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2015/06/01/64370-evropeyskie-voyny-pamyati-kto-vzorval-konsensus-istorii-i-chem-za-eto-zaplatit (дата обращения 18.04.2018)
16. Жукова, Т.Г. Дубровский холокост: некоторые аспекты мемориализации / Т.Г. Жукова // В сборнике: Деснинские древности материалы межгосударственной научной конференции «История и археология Подесенья», посвященной памяти брянского археолога и краеведа, заслуженного работника культуры РСФСР Федора Михайловича Заверняева (28.II.1919 - 18.VI.1994). -2012. - С. 348-357.
17. Иванова, Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Дрофа, 2008. - 606 c.
18. Игнатова, Н.Г. Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории [Электронный ресурс] / Н.Г. Игнатова // Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/576296/ (дата обращения 13.03.2018)
19. Каминский, П.П. Принципы исследования публицистики на современном этапе [Электронный ресурс] / П.П. Каминский //. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/printsipy-issledovaniya-publitsistiki-na-sovremennom-etape (дата обращения 13.03.2018)
20. Кочнева, Е.Д. Политика памяти в России как систематическая работа с прошлым / Е.Д. Кочнева // Дискурс-Пи. - 2015. - Т. 12. - № 3-4. - С. 50-56.
21. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. С. 313.
22. Лосев, С.А. Использование видеоматериалов на уроках отечественной истории / С.А. Лосев // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 6. - С. 64-68.
23. Молотов, К.С. Использование кинофильмов на уроках истории разных форм / К.С. Молотов // Наука и школа. - 2012. - № 6. - С. 96-100.
24. Нора, П. Проблематика мест памяти / П. Нора // Франция – память. Спб., 1999. - С. 17-50.
25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М, 2008. С. 630.
26. Польская «правда» о войне [Электронный ресурс] // Историк. - Режим доступа: https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/journal/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0-%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5/ (дата обращения 13.04.2018)
27. Просветов, В.А. Применение видео проектов на уроке истории / В.А. Просветов // В сборнике: Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы материалы третьей международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 176-180.
28. Прохоров, Е.П. Искусство публицистики: Размышления и разборы / Е.П. Прохоров. - М., 1984. С. 27.
29. Сафонова, М.В. Использование видеофрагментов на разных этапах уроков истории / М.В. Сафонова // В сборнике: Современные проблемы инновационного развития науки сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 166-168.
30. Сафонова, М.В. Формирование информационной компетенции на уроках истории / М.В. Сафонова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. -2016. - № 12-2 (119). - С. 104-106.
31. Сенук, З.В. Публицистика как фактор развития политической культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.02 / Сенук Зинаида Викторовна. - Екатеринбург, 1993. С. 10.
32. Стрелова, О.Ю. История в школе остается «полем битвы за прошлое», потому что «войны памяти» не утихают / О.Ю. Стрелова // Проблемы современного образования. - 2012. - № 6. - С. 83-98.
33. Стрелова, О.Ю. Воспитание исторической памяти в контексте государственной политики модернизации системы общего исторического образования / О.Ю. Стрелова // Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 26 ноября 2015 г. С.19-28
34. Стрелова, О.Ю. «История и память»: ресурсы дополнительной содержательной линии в изучении истории холокоста / О.Ю. Стрелова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. -2015. - № 3 (3). - С. 146-154.
35. Строковская, Т.Е. Вторая мировая война в учебниках истории стран Евросоюза в контексте национальной идентичности / Т.Е. Строковская // Историческая психология и социология истории. - 2015. - Т. 8. - № 1. - С. 21-32.
36. Студеникин, М.Т. Методика преподавания история в школе: учеб.для студ.высш. учеб. заведений / М.Т. Студеникин. - М.: Владос, 2000. - 240 с.
37. Тертычный А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. - М., 2006. С. 42.
38. Умбрашко, К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории / К.Б. Умбрашко // Преподавание истории в школе. - 1996. - № 2. - С.29-34.
39. Черепахов, М.С. Проблемы теории публицистики / М.С. Черепахов. - М., 1973. - 267 с.
40. Что пишут в западных учебниках по истории о роли СССР в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. - Режим доступа: https://www.spb.kp.ru/daily/26765.5/3797381/ (дата обращения 13.04.2018)
41. Чураков, Д.О. Учебник истории и «войны памяти» на постсоветском пространстве / Д.О. Чураков // Преподаватель XXI век. - 2013. - Т. 1. - № 3. - С. 21-27.
42. Чураков, Д.О. Войны памяти: отстоять правду победы / Д.О. Чураков // Гуманитарные науки (г.Ялта). - 2015. - № 1 (29). - С. 7-25.
43. Яковлева, С.П. Первая мировая война в школьных учебных истории. К проблеме формирования культурной памяти [Электронный ресурс] / С.П. Яковлева // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/pervaya-mirovaya-voyna-v-shkolnyh-uchebnikah-istorii-k-probleme-formirovaniya-kulturnoy-pamyati (дата обращения 13.04.2018)
44. Ярославцева, М.Ю. Системный подход к организации работы с текстовой информацией на уроках истории / М.Ю. Ярославцева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - № 6. - С. 47-53.
45. Ярославцева, М.Ю. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории [Электронный ресурс] / М.Ю. Ярославцева //. Режим доступа: http://his.1september.ru/view_article.php?ID=200902008 (дата обращения 30.03.2018)

Вопрос-ответ:

Что такое "война памяти"?

Война памяти - это конфликт между различными группами или общественными силами, связанный с идеологическими, политическими или национальными интересами, в рамках которого соревнуются и борются за признание исторических фактов, трактовок и символов.

Как отражается война памяти в учебниках истории?

Война памяти отражается в учебниках истории через выбор и представление исторических событий, персонажей и их интерпретацию. Разные группы и силы пытаются утвердить свою точку зрения и свою версию хронологии истории, что приводит к появлению различных вариантов учебников истории.

Какие педагогические стратегии используют учителя истории в условиях войн памяти?

Учителя истории могут использовать различные педагогические стратегии, такие как мемориализация, работа с фильмами и работа с публицистикой. Это помогает студентам иметь более полное представление о разных точках зрения исторических событий и развивать критическое мышление.

Что такое мемориализация?

Мемориализация - это процесс создания памятников, мемориалов, музеев и других форм коммеморации исторических событий или персонажей. Учителя истории могут использовать мемориализацию для помощи студентам в восприятии и понимании исторических событий, связанных с войнами памяти.

Какие источники литературы можно использовать по данной теме?

Для изучения войн памяти и их отражения в школьных курсах истории можно использовать различную литературу, такую как научные статьи, монографии, учебники и исследования, написанные в данной области.

Что такое "война памяти" в научной литературе?

В научной литературе "война памяти" – это термин, который описывает конфликт между различными группами общества, касающийся интерпретации исторических событий и формирования коллективной памяти. Во время такой "войны" группы разделяются на стороны, которые борются за свою версию истории и защищают свои памятники и символы.

Как отражается "война памяти" в школьных учебниках истории?

В школьных учебниках истории "война памяти" проявляется в виде различных интерпретаций исторических событий, которые могут быть связаны с политическими или национальными интересами. В учебниках могут содержаться противоречивые версии истории, представляющие разные группы общества. Это может создавать сложности для учителей при преподавании истории.

Какие педагогические стратегии можно использовать для преподавания истории в условиях "войны памяти"?

В условиях "войны памяти" учителя истории могут использовать различные педагогические стратегии. Например, мемориализацию – создание мест памяти, посещение музеев и мемориалов, чтобы ученики смогли лучше понять исторические события. Также учителя могут использовать фильмы и публицистику для обсуждения исторических тем и разных точек зрения на них.

Какую тему можно использовать для мемориализации в школьном курсе по истории?

Одной из тем для мемориализации в школьном курсе по истории может быть Вторая мировая война. Ученики могут посетить мемориальные комплексы или музеи, посвященные этому периоду истории, и провести исследовательскую работу о боевых действиях и жертвах этой войны. Такая мемориализация поможет им лучше понять и оценить историю и подвиги тех, кто принимал участие в этой войне.

Что означает понятие "война памяти" в научной литературе?

В научной литературе понятие "война памяти" обозначает конфликт и конкуренцию в сфере исторической интерпретации и понимания прошлого. Это противостояние разных групп и общественных сил, которые борются за свое истолкование истории и пытаются задавить иные точки зрения.

Как отражаются войны памяти в школьных учебниках истории?

Войны памяти проявляются в школьных учебниках истории через выбор конкретных фактов, событий и личностей, которые подчеркивают одну точку зрения и подавляют другие. Учебники могут пропускать или искажать информацию, чтобы создать искаженное представление о прошлом, соответствующее определенным политическим или идеологическим интересам.

Какими педагогическими стратегиями может пользоваться учитель истории в условиях войн памяти?

Учитель истории в условиях войн памяти может применять такие педагогические стратегии, как мемориализация, работа с фильмами и работа с публицистикой. Мемориализация позволяет задействовать памятные места и объекты для изучения прошлого и разных точек зрения. Работа с фильмами и публицистикой позволяет учащимся видеть разные интерпретации событий и развивать критическое мышление.