Содержание деятельности психолога специальных образовательных учреждений
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 08.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1 Основные виды деятельности специального психолога в аспекте решения актуальных задач в системе массового и специального образования 4
1.2Личностные качества специального психолога 8
2.Общие положения организации деятельности психолога в специальном образовании 12
2.1 Принципы деятельности специального психолога 12
2.2 Сопровождение как основная стратегия деятельности психолога специальных образовательных учреждений 15
Заключение 21
Список литературы 23
Программа сопровождения постонно комплексная, задана перечислением и описанием действий, методов, мероприятий, которые действуют как непосредственно (направленные психологические занятия), так и опосредованно (через совокупность элементов формирующей среды).
Всякий компонент комплекса работает автономно, дает возможность формировать минипрограммы и организовывать его в зависимости от действительных условий, которые имеются в образовательном учреждении (материальных, кадровых).
О сопровождении говорят там и тогда, где и когда на основании исследования стартовых возможностей ребенка организуется динамическое наблюдение за ходом его продвижения по образовательному маршруту, в ходе которого реализовываются диагностические, коррекционные и другие нужные мероприятия. Поддержка ребенку с проблемами в формировании чаще всего захватывает продолжительный период, по этой причине сопровождение, понимаемое как процесс, реализовываемый продолжительно – считается главным методом деятельности специального психолога. В качестве главных характеристик психологического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в действительную обыденную жизнь человека или семьи, особенные отношения между участниками данного процесса. Основными принципами сопровождения считаются гуманное отношение к личности и вера в ее силы, квалифицированная поддержка и помощь естественного формирования. [6;24]
В рамках сопровождающей деятельности специальный психолог реализовывает следующие главные виды деятельности:
диагностическую, консультативную, коррекционноразвивающую, психологическое просвещение, психологическую профилактику, экспертную, организационно -методическую.
Технология процесса психологопедагогического сопровождения подразумевает прохождение ряда последовательных периодов:
1. Подготовительный. Содержанием периода считаются: раскрытие детей группы риска по дизадаптивному состоянию (в следствии скрининга); анализ особенностей дизадаптации определенных обучающихся (проведение углубленной диагностики), оценка их ресурсных возможностей; определение контакта со всеми участниками процесса сопровождения:
детьми, педагогами, специалистами, родителями; ознакомление с социальным, медицинским, психологическим, педагогическим анамнезом ребенка ; исследование социальной ситуации формирования ребенка.
2. Период планирования. Содержание периода : постановка психолого-педагогического диагноза, которое типологизирует характер и специфику уклоняющегося развития; ознакомление специалистов ПМПк образовательного учреждения с итогами психологопедагогического исследования, обсуждение итогов; установление видов и объема поддержки (перечня услуг), специальных образовательных условий, форм учебы и пр.; установление порядка мероприятий; составление индивидуальной программы коррекции, подтверждение ее со специалистами ПМПк; подготовка документации, составление графика работы.[3]
3. Период осуществления индивидуальной коррекционно-воспитывающей программы:
осуществление собственно психологической развивающе-коррекционной работы, а также коррекционно-педагогических, компенсационных и реабилитационных программ на протяжении всего этапа учебы; консультирование педагогов по вопросам учебы и формирования определенного ребенка; оказание поддержки родителям по вопросам учебы, воспитания, развития их ребенка, вопросам гармонизации внутрисемейных отношений; консультирование иных специалистов, которые работают с ребенком.
4. Заключительный; оценка эффективности проведенных мероприятий; подготовка рекомендаций по дальнейшему обучению ребенка.
В данное время педагогам общеобразовательной и специальной школ приходится работать с разнородным контингентом детей. В массовой школе педагог встречается с детьми, которые имеют разные уклонения в формировании, интегрированными в обыкновенный класс. На всякого интегрированного ребенка должна быть составлена и осуществлена индивидуальная программа учебы, что требует от педагога знаний в сфере специальной психологии и педагогики, умений подготовки и осуществления программ. На фоне перемещения части наиболее «благополучных» детей с уклонениями в развитии в массовую школу, в специальной школе повышается доля детей со сложной структурой нарушений развития, что ставит задачу дифференциации уровней образования детей. И в том и в ином случае истинная образовательная практика испытывает нужду в педагоге-профессионале, способном к работе с разными категориями детей.
Рост психолого-педагогической компетентности педагогов - одна из задач деятельности специального психолога.[14]
Заключение
Главные виды деятельности специального психолога – психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа.
Психологическая диагностика - главной задачей психолога здесь считается оценка формирования каких-либо психологических качеств у определенного человека, постановка диагноза его психического развития. В научной литературе понятие «психодиагностика» было внедрено в 1924 г. швейцарским психологом Германом Роршахом.
Психологическое консультирование. Этот вид деятельности специального психолога применяется в различных областях жизни и профессиональной деятельности людей.
Главное средство консультирования - это беседа, построенная назначенным образом. Цель психологического консультирования - помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса разрешить жизненные кризисы, поднять их способность находить выход из трудных ситуаций и самим принимать решения. В процессе консультации специальный психолог проявляет психологическую поддержку, помогая клиенту посмотреть под различными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он встретился.
Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к формированию в себе назначенных качеств.
Психологическое просвещение. Основная задача психологического просвещения - расширение психологических знаний и рост психологической культуры. Для психологического просвещения могут употребляться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев.
Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в итоге психодиагностики или консультирования раскрыты уклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа - это влияние психолога на назначенные психические функции, качества или формы поведения личности, устремленное на преодоление этого уклонения. Это влияние постоянно реализовывается на основании представления о возрастной норме психического развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Истекая из этого, психолог строит программу коррекционной работы.
Специальный психолог в действительной профессиональной деятельности может исполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо назначенном виде.
Список литературы
Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. М.: Академия, 2014. 73 с.
Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. М.: Независимая фирма "Класс", 2012. 336 с. Вачков, И.В. Введение в профессию "психолог" / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2015. 464 с.
Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие. / Сост. Н. Д. Шматко. М.: Аквариум, 2014. 128с.
Дефектология: Словарь справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. М.: Академия, 2011. 272 с.
Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф.Зеер. М.: Академия, 2016. 240 с.
Зеленкова, И.Л. Прикладная этика / И.Л. Зеленкова. Минск: ТетраСистемс, 2012. 129 с.
Карандашев, В.Н. Психология: введение в профессию / В.Н. Карандашев. М.: Академия, 2016. 512 с.
Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов М.: Академия, 2014. 336 с.
Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. Ростов на Дону: Феникс, 2015. 36 с.
Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. М.: Просвещение, 2014. 43 с.
Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. М.: Издательство Московского Университета, 2013.
Лурия, А Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / А.Р.Лурия М.: МГУ, 2012. 29 с.
Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы специального образования // Дефектология. 2014. № 6. С.7 8.
Маркова, А. К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Знание, 2015. 254 с.
Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф М.: Олма Пресс, 2013. 511 с.
Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова М.: Жизнь и мысль, 2013. 168 с.
Основы специальной психологии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Издательский центр "Академия", 2012. 480 с.
Практикум по общей и экспериментальной психологии" / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. Спб., 2010. 336 с.
Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., Культура и спорт, ЮНИТИ, 2014. 289 с.
Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. Спб.: ЗОО Издательство ПИТЕР, 2010/ 189 c.
Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования / Семаго М.М., Семаго Н.Я. М.: Аркти, 2015. 336 с.
Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. СПб.: Речь, 2015. 373 с.
Специальная педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр “Академия”, 2012.;
Специальная педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр “Академия”, 2012, с.111
Усанова, О. Н Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. М.: Академия, 2015. 46 с.
Усанова, О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова. М.: Академия, 2014. 112 с.
1
2. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. М.: Независимая фирма "Класс", 2012. 336 с. Вачков, И.В. Введение в профессию "психолог" / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2015. 464 с.
3. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие. / Сост. Н. Д. Шматко. М.: Аквариум, 2014. 128с.
4. Дефектология: Словарь справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. М.: Академия, 2011. 272 с.
5. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф.Зеер. М.: Академия, 2016. 240 с.
6. Зеленкова, И.Л. Прикладная этика / И.Л. Зеленкова. Минск: ТетраСистемс, 2012. 129 с.
7. Карандашев, В.Н. Психология: введение в профессию / В.Н. Карандашев. М.: Академия, 2016. 512 с.
8. Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов М.: Академия, 2014. 336 с.
9. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. Ростов на Дону: Феникс, 2015. 36 с.
10. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. М.: Просвещение, 2014. 43 с.
11. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. М.: Издательство Московского Университета, 2013.
12. Лурия, А Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / А.Р.Лурия М.: МГУ, 2012. 29 с.
13. Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы специального образования // Дефектология. 2014. № 6. С.7 8.
14. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Знание, 2015. 254 с.
15. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф М.: Олма Пресс, 2013. 511 с.
16. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова М.: Жизнь и мысль, 2013. 168 с.
17. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Издательский центр "Академия", 2012. 480 с.
18. Практикум по общей и экспериментальной психологии" / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. Спб., 2010. 336 с.
19. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., Культура и спорт, ЮНИТИ, 2014. 289 с.
20. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. Спб.: ЗОО Издательство ПИТЕР, 2010/ 189 c.
21. Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования / Семаго М.М., Семаго Н.Я. М.: Аркти, 2015. 336 с.
22. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. СПб.: Речь, 2015. 373 с.
23. Специальная педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр “Академия”, 2012.;
24. Специальная педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр “Академия”, 2012, с.111
25. Усанова, О. Н Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. М.: Академия, 2015. 46 с.
26. Усанова, О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова. М.: Академия, 2014. 112 с.
Разработка мероприятий по улучшению финансирования деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) на примере учреждения дошкольного образования№. 29, Чайковский
работа
ТЕМА: Разработка мероприятий по улучшению финансирования деятельности дошкольных учреждений на примере учреждения дошкольного образования№. 29, Чайковский
2008
Содержание
Введение............................................................................................4
1. Финансирование бюджетных учреждений: источники, проблемы и пути их решения.................................................................................................................7
1.1 Сущность и функции финансов бюджетных учреждений и характеристика бюджетной классификации доходов и расходов..........................................7
1.2 Роль бюджета в финансовом обеспечении бюджетных учреждений.......19
1.3 Виды источников финансирования бюджетных учреждений................20
1.4 Современные проблемы финансирования дошкольных образовательных учреждений и пути их решения..................................................................22
2. Функция " учреждение дошкольного образования № 29 "Аленушка" как объект экономических исследований.................................34
2.1 Общая характеристика учреждения, задачи и виды деятельности..........34
2.2 Организация оплаты труда...............................................................37
2.3 Виды источников финансирования.....................................................40
2.4 Основные экономические показатели..................................................43
3. Анализ и проблемы финансирования деятельности учреждения дошкольного образования № 29 "Аленушка".............................................50
3.1 Анализ выполнения сметы расходов на содержание учреждения дошкольного образования № 29 "Аленушка" за годы 2005-2007...............50
3.2 Предложения по совершенствованию системы финансового обеспечения учреждение дошкольного образования № 29 "Аленушка"..................55
4. Охрана труда и экология в дошкольном учреждение......81
4.1 Требования к системе управления охраны труда...................................81
4.2 Организация службы охраны труда в дошкольном учреждении № 29 "Аленушка"...........................................................................82
4.3 Обеспечение пожарной безопасности в дошкольном учреждении № 29 "Аленушка"...........................................................................89