возрастная психофизиология
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 6 + 6 источников
- Добавлена 15.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Оглавление
Введение 2
1.Модель анализатора 3
2.Методы оценки функционального состояния ЦНС. Рефлексометрия. Электроэнцефалография. 11
Заключение 21
Литература 22
Методом ЭЭГ измеряют электрическую активность мозга напрямую, тогда как другие методы фиксируют изменения в скорости кровотока (например, однофотонная эмиссионная компьютерная томография, ОФЭКТ, или Single-PhotonEmissionComputedTomography, SPECT; а также ФМРТ), которые являются непрямыми индикаторами активности мозга. ЭЭГ можно проводить одновременно с ФМРТ, чтобы совместно регистрировать данные как с высоким разрешением по времени, так и с высоким пространственным разрешением. Тем не менее, поскольку события, зарегистрированные в результате исследования каждым из методов, происходят в различные периоды времени, вовсе не обязательно, что набор данных отражает одну и ту же активность мозга. Существуют технические трудности комбинирования двух указанных методов, к которым относятся необходимость устранить с ЭЭГ артефакты радиочастотных импульсов и движения пульсирующей крови. Кроме того, в проводах электродов ЭЭГ могут возникнуть токи вследствие магнитного поля, создаваемого МРТ.ЭЭГ может регистрироваться одновременно с проведением магнитоэнцефалографии, поэтому результаты этих комплементарных методов исследования с высоким разрешением по времени можно сравнить друг с другом.Запись ЭЭГ выполняют в специальном оборудованном кабинете, где находится стационарный прибор, а также можно при помощи портативного электроэнцефалографа регистрация данных вести и у постели больного. Амбулаторное ЭЭГ проводят в условиях обыденной для пациента активности.Беспрерывную видеозапись ЭЭГ делают стационарным больным, что способствует обнаружению разрядов в период эпилептических припадков, возможно, определению месторасположения эпилептогенного очага в период оперативной терапии больных, страдающих эпилепсией.Данное изучение головного мозга может быть назначено, если у пациента наблюдаются:эндокринные патологии;пароксизмальные состояния;травмы черепно-мозговые, чтобы изучить их тяжесть, оценить развитие восстановления этого органа;сосудистые нарушения и дисциркуляторные изменения;воспалительные болезни нервной системы;различные виды расстройств (поведенческие, невротические, психосоматические, эмоциональные и прочие).Детям выполнение такой процедуры назначают при наличии в нервной системе перинатальных поражений.РефлексометрияРефлексометрия (лат. reflexusповернутый назад, отраженный + греч. metreo измерять) — исследование амплитудно-временных характеристик рефлекторных реакций. В основе рефлексометрии лежит измерение силы раздражителя, необходимой для возникновения рефлексов (таким образом измеряется абсолютный порог раздражения), а также определение величины рефлекса и времени между окончанием действия раздражителя и началом реакции, т. е. скрытого (латентного) периода рефлекса. Кроме латентного периода, при рефлексометрии может измеряться также время выполнения самой реакции, т. е. длительность рефлекса .Рефлексометрия является одной из основных психофизиологических методик определения функционального состояния организма в норме и патологии. С помощью рефлексометрии изучается широкий спектр реакций организма, вызываемых различными воздействиями. К таким реакциям относятся, напр., изменения пульса ,дыхания , кожно-гальванической реакции и др.Сущность рефлексометрии как метода состоит в том, что при раздражении соответствующей рефлексогенной зоны с силой, равной или превышающей пороговую, возникает рефлекторная реакция, интенсивность и временные характеристики которой могут быть зарегистрированы специальными приборами — рефлексометрами.Особое место среди способов рефлексометрии занимает радиорефлексометрия (телерефлексометрия), применяемая при дистанционном измерении параметров рефлекторных реакций. В этом случае на исследуемом объекте располагается, помимо датчиков, также передатчик, усиливающий и транслирующий информацию к приемной аппаратуре.Отечественной промышленностью выпущен ряд приборов для рефлексометрии. Рефлексометрия находит широкое применение в различных областях, напр, в процессе тренировки спортсменов, в медикобиологических и психологических исследованиях. Большое распространение получило исследование времени психической реакции, под которым понимается суммарное время, затрачиваемое как на акт восприятия, так и на осуществление и выбор адекватной ответной реакции. В порядке возрастания сложности различают простую психическую реакцию (один раздражитель — одна реакция), реакцию различения (несколько раздражителей — реакция на один из них) и реакцию выбора (несколько раздражителей — несколько разных реакций).Особо важное значение имеет клин, аспект применения рефлексометрии. Так, при определенных поражениях пирамидной и экстрапирамидной систем могут наблюдаться гипо- или, напротив, гиперрефлексия. В ряде случаев с диагностической целью регистрируется не только время рефлекторной реакции, но н размеры рефлексогенной зоны. Напр., при очаговых поражениях ц. н. с. отмечается асимметрия рефлексогенных зон, а при спинномозговых поражениях — локальные расстройства рефлекторной функции.Рефлексометрия применяется также в диагностике профессиональных заболеваний.Для того чтобы проверить, есть ли сокращение стременной мышцы (она натягивает барабанную перепонку) после воздействия на нее звуков, используется акустическая импедансометрия. Как проводится данная процедура? На ухо воздействуют шумом разной интенсивности и громкости, чтобы проверить наличие акустического рефлекса. У здоровых людей порог этого рефлекса находится в промежутке от шестидесяти до девяноста децибел. Изменение натяжения барабанной перепонки регистрируют с обеих сторон, даже если звук поступал только в одно ухо. Этот рефлекс относится к безусловным. Существуют два способа проведения этой процедуры: Ипсилатерально, когда звук изолированно подается в то ухо, которое нужно исследовать. Контрлатерально, в случае если шум направлен в ухо, которое в данный момент не исследуется. Для рефлексометрии используются звуки с частотой пятьсот, тысяча, две тысячи и четыре тысячи герц, а также широкополосный шум. Для чего необходимаимпедансометрия? Что это такое и зачем ее проводят? Эта относительно простая процедура позволяет выявить у пациента кондуктивную и сенсоневральную тугоухость, поражение седьмой или восьмой пары черепных нервов, ствола головного мозга. Исследование неинвазивно, безболезненно и доступно любому пациенту, независимо от его возраста и благосостояния. Диагностическими критериями для сенсоневральной тугоухости являются следующие ситуации: - акустический рефлекс наблюдается при уровне шума менее пятидесяти децибел; - от пятидесяти до восьмидесяти децибел рефлекс регистрируется пропорционально усилению звука; - после восьмидесяти децибел рефлекс отсутствует. Акустическая рефлексометрия не дает результатов при кондуктивной тугоухости, что позволяет использовать эту особенность для дифференцировки ее от сенсоневральной. Поражение лицевого нерва дает рефлекс на контралатеральной стороне, но его отсутствие - на пораженной. А при нарушении функции слухового нерва рефлекса нет ни со стороны пораженно уха, ни со стороны здорового. ЗаключениеПри изучении состояния и деятельности разных отделов центральной нервной системы получены особо ценные результаты путем регистрации биоэлектрических явлении. Такие исследования проводят как в острых, так и в хронических опытах на животных, а также во время нейрохирургических операций и диагностических процедур у человека. Во всех этих случаях применяют электроды. Их прикладывают к коже головы или к обнаженной поверхности того или иного отдела головного или спинного мозга. К глубоколежащим нервным центрам электроды подводят с помощью стереотаксической аппаратуры.Размеры и формы электродов могут быть различны в зависимости от задачи исследования. Если требуется отводить электрические потенциалы от ограниченной группы клеток, то применяют металлические или стеклянные электроды толщиной в несколько микронов. Металлические электроды представляют собой тонкую проволоку, покрытую изолирующим лаком по всей ее длине, за исключением кончика; стеклянные же электроды — микропипетки, заполненные трехмолярным раствором KCL. Применяют как моно-, так и биполярные отведения. В первом случае один электрод подводится к исследуемому участку центральной нервной системы, а второй — больших размеров— помещают на расстоянии от первого, обычно на поверхности кожи. При биполярном отведении оба электрода прикладывают к исследуемому участку.Для исследования состояния центральной нервной системы при некоторых ее заболеваниях в настоящее время применяют введение в разные участки головного мозга больного большого числа тонких золотых или платиновых проволок — электродов, концы которых выводят на поверхность черепа. ЛитератураБатуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [Текст]: учебник для вузов [Гриф УМО] / А. С. Батуев. - 3-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. - 316 с.Ляско Е.Е. Психофизиология: учебник для вузов / Е. Е. Ляксо, А. Д. Ноздрачев. - Москва: Академия, 2012. - 335 с.Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности [Текст]: учебник для вузов [Гриф УМО] / О. Н. Рыбников. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2014. – 331 с.Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. [Текст] / Е.А. Югова, Т.Ф.Турова – М: Академия, 2012. – 336с.Самаль Л.М. Анатомия, физиология и патология органа зрения: Учебное пособие. – Псков: 2011Хандверкер Х. Общая сенсорная физиология // Физиология человека: в 3-х томах. Т. 1.— М.: Мир, 2011.
1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [Текст]: учебник для вузов [Гриф УМО] / А. С. Батуев. - 3-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. - 316 с.
2. Ляско Е.Е. Психофизиология: учебник для вузов / Е. Е. Ляксо, А. Д. Ноздрачев. - Москва: Академия, 2012. - 335 с.
3. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности [Текст]: учебник для вузов [Гриф УМО] / О. Н. Рыбников. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2014. – 331 с.
4. Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. [Текст] / Е.А. Югова, Т.Ф.Турова – М: Академия, 2012. – 336с.
5. Самаль Л.М. Анатомия, физиология и патология органа зрения: Учебное пособие. – Псков: 2011
6. Хандверкер Х. Общая сенсорная физиология // Физиология человека: в 3-х томах. Т. 1.— М.: Мир, 2011.