«Прямоугольный модерн» в творчестве шотландского архитектора и дизайнера Чарльза Ренни Макинтоша.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История дизайна
  • 27 27 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 16.01.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. История и предпосылки появления стиля «модерн» 5
1.1. Основные направления модерна и их развитие в различных странах 5
1.2. Характерные особенности стиля модерн 11
Глава 2. Творческая деятельность родоначальника модерна в Шотландии – Чарльза Ренни Макинтоша 15
2.1. Становление Макинтоша в русле развивающейся художественно-проектной деятельности 15
2.2. Проявление авторского стиля Макинтоша в промышленном дизайне 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложение 1 28
Приложение 2 30

Фрагмент для ознакомления

А совершенно абстрактный декоративный стиль Макинтоша, примененный в доме Нортэмптона, опередил декоративные приемы почти за десять лет до Парижской выставки 1925 года.В 1914 году происходит изменение в творческом пути Макинтоша.Архитектор практически оставляет проектирование и посвящает себя живописи акварелью.В заключении данного раздела еще раз отметим, что в проектах Макинтоша в Глазго связь с Дальним Востоком была особенно ощутима. Этот город выделялся из других британских еще и тем, что в конце XIX века там сложилась уникальная культурная обстановка, характеризовавшаяся обилием творческих группировок и широкой издательской и выставочной деятельностью. Возникли новые художественные объединения, такие как «GlasgowBoys», «GlasgowGirls» и «Four», лидером которой был Макинтош.Рассматривая феномен Макинтоша, как родоначальника модерна в Великобритании, большинство исследователейего творчества до сих пор не могут прийти к единому мнению, что же легло в основу творческого стиля шотландского архитектора и явилось связующим звеном. В данном разделе было рассмотрено два его архитектурных проекта. Однако уже на их примере можно выделить основные особенности его стиля. Подводя итог анализу становления стиля Макинтоша, отметим национально окрашенные неоромантические тенденции, нередко уступающие чертам жесткого функционального рационализма. Графика и дизайн интерьеров Макинтоша склонны к геометрической линеарности, элегантности. Уникальное проявление художественное манеры художника, а главное стилевое единство формы и цвета, кажущаяся простота в осуществлении замысла стали воплощением идеи синтеза всех искусств, к которому стремились художники XIX-XX вв. 2.2.Проявление авторского стиля Макинтоша в промышленном дизайнеВ условиях растущего темпа деловой жизни снова усиливается стремление к удобству, разумному комфорту. В квартирах доходных домов появилась потребность в меблировке совершенно иного характера, неперегруженной деталями и излишествами декора.Общие принципы, сформировавшиеся к концу XIXстолетия основывались на целесообразности, удобстве и применении возможностей новой техники и машинного труда.В 90-х годах излюбленными материалами художников и архитекторов становятсяжелезо, стекло, железобетон. Новое течение большей степени проявило себя в литературе, архитектуре и прикладном искусстве. Несмотря на тягу к декоративизму, Ар Нуво дал много свежих и лаконичных образов в дизайне мебели. Первым и, пожалуй, самым важным проявлением этого стиля был решительный отказ от старых стилевых форм.ХХ век стал периодом в истории дизайна мебели, когда обычные предметы благодаря появлению новых технологий и появлению нового взгляда на проектирование, приобрели новый образ. Стул из простого предмета для сидения стал арт-объектом. Известные архитекторы и дизайнеры создали проекты стульев и кресел, которые стали отражением времени.Действительно, самый повседневный простой и бытовой предмет такой, как стул, может иметь ряд сложностей в своем проектировании. И интересно отметить, что лишь в одном предмете дизайнеры и архитекторы смогли отразить тенденции нового стиля. Сложность проектирования отмечал еще архитектор Л. Мисван дер Роэ: «Стул – это очень сложный предмет. Чуть ли не сложнее небоскреба. Вот почему Чиппендейл так знаменит».Так, именно ХХ век стал периодом в истории проектирования стульев, когда стул из предмета с определенной функцией «для сидения» приобрел также несколько другие значения и превратился в художественный образ. Говоря о работах в сфере дизайна шотландского архитектора и дизайнера Макинтоша, в первую очередь необходимо отметить созданный в 1902 году проект стула«HillHouse». Этот объект был проектирован для спальни Дома на холме, упоминавшегося в предыдущем разделе. Стул, в первую очередь, выделяется своей формой, особенность которой заключается в высокой спинке-лестнице. Ее перекладина распределены по всей высоте спинки до самого пола. Однако верхняя часть выполнена пересечением перекладин в виде решетки квадратной площади.Известно, что каркас Макинтош выполнил из древесины ясеня, тонированной в черный цвет, сиденье обито тканью природных зеленого и розового цветов – крайне характерных для модерна.У стула было два способа использования в пространстве. Несколько стульев располагались в обеденной зоне, создавая закрытое пространство вокруг стола. Некоторые выступали самостоятельными объектами в пространстве комнаты, выигрышным образом оттеняя другие предметы и архитектурные особенности здания.Дизайн стула«HillHouse» состоит во взаимодействии вертикальных и горизонтальных линий, прямоугольников и квадратов. Его образ напоминает зрителю о смелой графике венскихсецессионистов, а также о японском линейном дизайне. В настоящее время HillHouse продолжает пользоваться популярностью, как стильный самодостаточный предмет интерьера. Известно, что оригинал выпускает итальянская фабрика Cassina.Не раз в данном исследовании упоминалась большая роль японского искусства в формировании индивидуальной художественной манеры Макинтоша. Особенности подчерка японских мастеров такие, как стилевое единство, гармония формы и цвета, простота в восприятии замысла художника, нашли отражение во всех работах шотландского архитектора: графических, архитектурных, дизайнерских проектах. В заключении нельзя не согласиться со специалистом в области творчества Макинтоша В. Ш. Хаировой в том, что каноны укие-э, воспринятые им, помогли мастеру достичь высокого уровня мастерства проектирования и получить признание во всем мире.ЗаключениеКонец XIX века в искусстве представлял собой неразборчивое сочетание развивающихся независимо друг от друга стилей. Историзм и эклектика с еще не до конца ушедшими чертами романтизма большое распространение получили в архитектуре, особенно в дизайне интерьеров. Наступал своего рода кризис художественных стилей. Перед художниками и дизайнерами стояла задача воплощения современных эстетических потребностей. Справиться с этой задачей можно было лишь при решительном освобождении от груза традиций.Главной особенностью искусства модерна является то, что новое в нем формировалось прежде всего в области архитектуры, декоративного и прикладного искусства, но не столько самими архитекторами, сколько живописцами и графиками. Что можно наблюдать в творчестве одной из ведущих фигур данного стиля Макинтоша. Стиль модерн стал воплощением тех необходимых образов и идей, которые формировались на протяжении нескольких десятилетий. Макинтош стал яркой фигурой нового стиля. В своем творчестве он смог объединить и выразить в лаконичных изящных строгих образах, которые послужили источником вдохновения для многих архитектурных и дизайнерских течений XX-XXI веков. Данное исследование показало, что основными чертами творчества Макинтоша являются геометрическая линеарность, простота и комфортабельность восприятия форм, использование ритма в решении интерьера, единое стилевое решение всех элементов дизайна, а также открытая структура деревянных конструкций. Одной из самых важных черт в формировании его стиля стало увлечение японским искусством. Умение шотландского архитектора проникнуться сутью восточных мотивов, а также гармонично объединить с европейскими тенденциями сделали макинтоша одной из ведущих фигур рубежа веков.Популярность дизайнерских решений Макинтоша в современном мире искусства доказывают многочисленные статьи в архитектурных журналах, где он выступает как некая икона стиля и родоначальник современного дизайна.Список использованной литературыАрхитектура. Краткий справочник. Под. Ред. Адамчик М. В. М.: АСТ, 2007. – 624 с.Бабаджанова А. И., Бурцева Е. Н. Дизайн мебели в творчестве архитекторов XX века. // APRIORI. Сер.: естественные и технические науки. – 2015. – № 5. – С. 3.Ганцева А. А., Ганцева Д. А. Становление стиля Ар деко в контексте художественной практики начала XX века. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда, Вестник МГХПА. – 2011. – № 4-1. – С. 85-94.Демпси, Эми. Art направления, стили, школы. Путеводитель по современному искусству. М.: Искусство- XXI век, 2008. – 303 с. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры, М., 1985.Капустина И. Ч. Р. Макинтош. Том 27, сер. «Великие архитекторы». М.: Комсомольская правда. Директ Медиа, 2015. – 72 с.Николаева Н.С. Япония – Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI – начало XX в. М.: Изобразительное искусство, 1996.Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989.– 294 с.Уилкинсон, Ф. Шедевры мирового дизайна. М.: Эксмо, 2014. – 256 с.Федотова Е. Интерьеры Чарльза Ренни Макинтоша // Европейский символизм. СПб.: Алетейя, 2006.Филичева Н. В. Модерн (к вопросу о проблеме стиля). // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (Технического университета). – 2003. – № 8. – С. 194-208.Филл, Ш. История дизайна. М.: КоЛибри, 2014. – 512 с.Хаирова В. Ш. Влияние культуры Японии на творчество Ч. Р. Макинтоша. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. – 2014. – № 4. – С. 113-124.Хаирова В. Ш. Ч. Макинтош: модерн по-шотландски. М.: БуксМАрт, 2016. – 224 с.Харби, Вильям. Путеводитель по стилю Ар Нуво. М.: Радуга, 1999.– 128 с.. Ходж, С. Дизайн: почему это шедевр: 80 историй уникальных предметов. М.: Синдбад, 2015. – 224 с.Чабан А. И., Карпова Ю. И. Метаморфозы стула в XX веке. // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика. – 2016. – С. 261-264.Шинкарева К. А. Историческая рецепция в дизайне – модерн. // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2013. – № 10. – С. 300-302.Crawford A. Charles Rennie Mackintosh. L.: Thames&HudsonLtd, 2002.http://modern.ah.bench.nsu.ru/?db=vp_art_history&int=VIEW&el=129&templ=SHOW&b_id=77 (14.12.17.).Приложение 1Модерн в разных странах1. Стикли,Густав.Диван. 1909.2. Вагнер, Отто. Ж/д станция Карлсплац. 1894.3. Вагнер, Отто. Майоликовый дом. 1899.4. Обрист, Герман. Ковер «Цикламен». Приложение 2Творчество Макинтоша5-6. Макинтош.Школа изящных искусств в Глазго. 1896-1909.7. Макинтош. «Дом на холме» в Хеленсбурге. 1902.8. Макинтош. «Дом на холме»в Хеленсбурге. 1902. Интерьер.9. Макинтош. Стул «HillHouse». 1902.10. Макинтош. Стул «HillHouse» в интерьере. 11-12. Макинтош. Стул «HillHouse» в интерьере.

1. Архитектура. Краткий справочник. Под. Ред. Адамчик М. В. М.: АСТ, 2007. – 624 с.
2. Бабаджанова А. И., Бурцева Е. Н. Дизайн мебели в творчестве архитекторов XX века. // APRIORI. Сер.: естественные и технические науки. – 2015. – № 5. – С. 3.
3. Ганцева А. А., Ганцева Д. А. Становление стиля Ар деко в контексте художественной практики начала XX века. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда, Вестник МГХПА. – 2011. – № 4-1. – С. 85-94.
4. Демпси, Эми. Art направления, стили, школы. Путеводитель по современному искусству. М.: Искусство- XXI век, 2008. – 303 с.
5. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры, М., 1985.
6. Капустина И. Ч. Р. Макинтош. Том 27, сер. «Великие архитекторы». М.: Комсомольская правда. Директ Медиа, 2015. – 72 с.
7. Николаева Н. С. Япония – Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI – начало XX в. М.: Изобразительное искусство, 1996.
8. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989. – 294 с.
9. Уилкинсон, Ф. Шедевры мирового дизайна. М.: Эксмо, 2014. – 256 с.
10. Федотова Е. Интерьеры Чарльза Ренни Макинтоша // Европейский символизм. СПб.: Алетейя, 2006.
11. Филичева Н. В. Модерн (к вопросу о проблеме стиля). // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (Технического университета). – 2003. – № 8. – С. 194-208.
12. Филл, Ш. История дизайна. М.: КоЛибри, 2014. – 512 с.
13. Хаирова В. Ш. Влияние культуры Японии на творчество Ч. Р. Макинтоша. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. – 2014. – № 4. – С. 113-124.
14. Хаирова В. Ш. Ч. Макинтош: модерн по-шотландски. М.: БуксМАрт, 2016. – 224 с.
15. Харби, Вильям. Путеводитель по стилю Ар Нуво. М.: Радуга, 1999. – 128 с.
16. . Ходж, С. Дизайн: почему это шедевр: 80 историй уникальных предметов. М.: Синдбад, 2015. – 224 с.
17. Чабан А. И., Карпова Ю. И. Метаморфозы стула в XX веке. // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика. – 2016. – С. 261-264.
18. Шинкарева К. А. Историческая рецепция в дизайне – модерн. // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2013. – № 10. – С. 300-302.
19. Crawford A. Charles Rennie Mackintosh. L.: Thames&Hudson Ltd, 2002.
20. http://modern.ah.bench.nsu.ru/?db=vp_art_history&int=VIEW&el=129&templ=SHOW&b_id=77 (14.12.17.).

Вопрос-ответ:

Какова история возникновения стиля модерн в архитектуре?

История возникновения стиля модерн в архитектуре начинается в конце XIX века. Он был реакцией на индустриальную революцию, рост городов и изменения в общественном сознании. Модерн стремился обновить архитектуру и дизайн, придавая им большую свободу и экспрессивность. Он отличался от традиционных стилей своей оригинальностью и инновационностью.

Какие основные направления модерна существуют?

Основные направления модерна - это арт-нуво, югенд-стиль, модерн классицизм и модерн экспрессионизм. Каждое из этих направлений имеет свои особенности и характеристики, но основной идеей модерна в целом является индивидуальность и свобода творческого выражения.

Каковы характерные особенности стиля модерн?

Характерные особенности стиля модерн включают органические формы, асимметрию, использование декоративных элементов, таких как изогнутые линии, растительные мотивы и геометрические формы. Модерн также отличается отзывчивостью на технику и материалы своего времени, что позволяет создавать инновационные конструкции и интересные дизайнерские решения.

Каким образом проявился авторский стиль Чарльза Ренни Макинтоша?

Авторский стиль Чарльза Ренни Макинтоша проявился в его использовании геометрических форм, чистых линий и минималистического декора. Он также предпочитал работать с натуральными материалами, такими как дерево и камень. Своеобразной чертой стиля Макинтоша является его стремление объединить архитектуру, дизайн и искусство в единое целое.

Какие были предпосылки появления стиля модерн?

Появление стиля модерн было связано с изменениями в обществе и культуре в конце XIX века. Новые технологии и научные открытия, индустриализация и городское развитие, а также появление новых материалов влияли на архитектоурное мышление и стимулировали появление стиля модерн. Это был временной период, когда люди стремились к новым формам выражения и восприятия мира, и модерн стал ответом на эти потребности.

Какие основные направления модерна существовали в разных странах?

В разных странах существовали разные направления модерна. Однако, можно выделить несколько основных: ар-нуво в Бельгии и Франции, модерн в Чехии, ар-неуво в Финляндии, Японии и России.

Какие особенности характерны для стиля модерн?

Основные особенности стиля модерн - это использование органических форм, геометрических узоров, линий и фигур, а также использование декоративных элементов, таких как роспись, резьба по дереву или металлу. Также модерн отличается использованием новых материалов и технологий.

Каково значение Чарльза Ренни Макинтоша в истории модерна?

Чарльз Ренни Макинтош является одним из родоначальников стиля модерн. Он привнес много новых идей и инноваций в архитектуру и дизайн. Его творческая деятельность оказала значительное влияние на развитие модерна в Шотландии и за ее пределами.

Каковы особенности творческого стиля Чарльза Ренни Макинтоша?

Основные особенности творческого стиля Чарльза Ренни Макинтоша - это использование геометрических форм, эксперименты с пропорциями, использование света и тени, а также внимание к мелочам и деталям. Он также предпочитал использовать натуральные материалы, такие как дерево и камень.

Каково становление Чарльза Ренни Макинтоша в русле художественно-проектной деятельности?

Становление Чарльза Ренни Макинтоша в русле художественно-проектной деятельности происходило постепенно. Он начал свою карьеру как ученик архитектора, затем работал в различных архитектурных фирмах. Постепенно он развивал свой собственный стиль и получал всё большую известность и признание.