Психологический анализ типов пациентов в сестринской практике и особенности взаимодействия с ними.
Заказать уникальную дипломную работу- 79 79 страниц
- 63 + 63 источника
- Добавлена 10.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Роль общения в сестринской практике 6
1.1. Психология сестринского дела 6
1.2. Общение в деловой коммуникации 9
1.3. Специфика общения в сестринском деле 23
1.4. Психологическое реагирование пациента на болезнь 28
1.5. Типы пациентов в сестринской практике 35
Глава 2. Исследование типов пациентов 41
2.1. Цель, методы и задачи работы 42
2.2. Результаты исследования типов пациентов 47
2.3. Рекомендации по развитию общения с пациентами в сестринской практике 59
Заключение 70
Список литературы 74
Приложения 80
Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.№СуждениеНет,это не такПожалуй,такВерноСовершенноверно1Я спокоен12342Мне ничто не угрожает12343Я нахожусь в напряжении12344Я испытываю сожаление12345я чувствую себя свободно12346Я расстроен12347Меня волнуют возможные неудачи12348Я чувствую себя отдохнувшим12349Я не доволен собой123410Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения123411Я уверен в себе123412Я нервничаю123413Я не нахожу себе места123414Я взвинчен123415Я не чувствую скованности, напряженности123416Я доволен123417Я озабочен123418Я слишком возбужден и мне не по себе123419Мне радостно123420Мне приятно1234Шкала личностной тревожности (ЛТ)Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.№СуждениеНет,это не такПожалуй,такВерноСовершенноверно21Я испытываю удовольствие123422Я очень быстро устаю123423Я легко могу заплакать123424Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие123425Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения123426Обычно я чувствую себя бодрым123427Я спокоен, хладнокровен и собран123428Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня123429Я слишком переживаю из-за пустяков123430Я вполне счастлив123431Я принимаю все слишком близко к сердцу123432Мне не хватает уверенности в себе123433Обычно я чувствую себя в безопасности123434Я стараюсь избегать критических ситуаций123435У меня бывает хандра123436Я доволен123437Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня123438Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть123439Я уравновешенный человек123440Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах1234Обработка и интерпретация результатовПоказатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:РТ = Σ 1 - Σ 2 + 35,где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Σ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.ЛТ = Σ 1 - Σ 2 + 35,где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Σ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.При интерпретации результат можно оценивать так:до 30 - низкая тревожность;31 - 45 - умеренная тревожность;46 и более - высокая тревожность.Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в "лучшем свете".Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности.
2. Акимова М.К., Семенов С.Ю. Стили защитно-совладающего поведения у зависимых и независимых от психоактивных веществ подростков // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 54 – 63.
3. Александрова Н. Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза: автореф. дисс… д-ра психол. наук. – М., 2000. – 170с.
4. Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996. – № 6. Т. 17. – С. 60–71.
5. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости / Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №3. – С. 88 – 93.
6. Барлас Т. В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психологический журнал. – 1994. – №6. – С. 117 - 120.
7. Белорусов С. А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти // Психология старости. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ-М, 2004. – 752 с.
8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 267 с.
9. Булгаков А.В., Чайка В.Г. Социально-психологическая помощь офицерам в ходе структурных преобразований Вооруженных сил России. Учебное пособие / Под общ. ред. В.П. Каширина. – М.: ВУ, 2001. – 130 с.
10. Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности. – СПб., 2013. – 80с.
11. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701с.
12. Калайков И.Д. Цивилизация и адаптация. – М.: Прогресс, 1984. – 229с.
13. Карсаевская Т.Б. Философские аспекты геронтологии / Т.Б. Карсаевская, А.Т. Шаталов. – М.: Наука, 1978. – 215с.
14. Ковалёва Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социс. 2001. №7. С. 73. – 76.
15. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? (Теории и традиции западной социальной геронтологии) // Мир психологии. – 1999. – № 2. – С. 80-96.
16. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров: этапы самореализации личности. – М., 2003. – 228с.
17. Кондратьев М. Ю. Особенности адаптации развивающейся личности в условиях становления ученической группы / М.Ю. Кондратьев, Э.Г. Вартанова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 91-98.
18. Кондратьева М.В. Подражание в системе поведенческих паттернов взрослого человека // Материалы IV международной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Научный потенциал студенчества в ХХI веке». Т.2 Общественные науки. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. – С. 211-214.
19. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992с.
20. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М.: ACADEMIA, 2002. – 288с.
21. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. – Кострома: Авантитул, 2010. – 64с.
22. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные пери- оды жизни : диссертация… доктора психологических наук. – М., 2005. – 473 с.
23. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. – 260с.
24. Лазарус Р. Фолькман С. Копинг и адаптация. – Нью-Йорк: 1984. – 141с.
25. Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика / С. А. Ларионова. - Белгород, 2002. – 200с.
26. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. – М.: Эксмо, 2008. – 400с.
27. Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека. – М.: Прометей, 2011. – 160с.
28. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – №1, Т. 22. – С. 16 – 24.
29. Мороденко Е. В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 8 – С. 108 – 112.
30. Налчаджян A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. – 69с.
31. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 5. С.20-30.
32. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2006. – 266с.
33. Паршина Т. О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – C. 100-106.
34. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. – 509с.
35. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с франц. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.
36. Практикум по возрастной психологии / ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. – 688с.
37. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011. – 672с.
38. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. – Сер 6. – 1995. – Вып. 3. – № 20. – С. 74–79.
39. Реан А.А. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть. – М.: АСТ, 2007. – 384 с.
40. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 460 с.
41. Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе // Социологические исследования. – 1980. – №3. – С. 47–48.
42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007. – 350с.
43. Современные исследования: реферативный сборник. ИНИОН РАН. – М., 1994. – С. 42-44.
44. Социальное самочувствие и положение пожилых людей в регионе / под общ. ред. Н. М. Байкова, Л. В Кашириной. – Хабаровск: ДВАГС, 2012. – 186 с.
45. Таранов Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодого рабочего. Автореф. дис. . канд.психол.наук. – М., 1976. – 25 с.
46. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
47. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991. – 456 с.
48. Хазова С. А. Ресурсы субъекта : теория и практика исследования / С. А. Хазова, Е. А. Дорьева. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. – 230 с.
49. Харламенкова Н.Е. Посттравматический стресс и совладающее поведение в пожилом возрасте / Н. Е. Харламенкова, Ю. В. Быховец, А. А. Евдокимова // Научный диалог. – 2014. – № 3 (27). – С. 92–105.
50. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология, Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2010. – 194с.
51. Холодная М. А., Берестнева О. Г., Муратова Е. А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала») // Вопросы психологии. – № 4 – 2007. – С. 143 – 156.
52. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2009. – 344 с.
53. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. / О.В. Хухлаева. – М., 2002. – 208 с.
54. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер-пресс, 1997. – 608 с.
55. Черепанова Е.М. Психологический стресс. – СПб.: Речь, 2011. – 176 с.
56. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. – 5-е изд., стереотип. Т.1 – М.: Русский язык – Медиа, 2002. – 624 с.
57. Шагидаева А. Б. Старость как кризисный возрастной период // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 13-17.
58. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. – М.: Мысль, 1980. – 208с.
59. Шемякина О.О. Анализ причин стресса и методы его профилактики // Психология и право. – 2012. – № 2. – С. 1 – 11.
60. Шмелева Н.Б. «Третий» возраст и его проблемы: технологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми // Российский журнал социальной работы. – 1995. – №2. – С. 12-14.
61. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис, В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2013. – 668 с.
62. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
63. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969. – 317с.
Вопрос-ответ:
Какова роль общения в сестринской практике?
Общение играет очень важную роль в сестринской практике. Сестры и медицинский персонал должны уметь эффективно общаться с пациентами, чтобы установить доверительные отношения, понять их потребности и обеспечить наилучший уход и поддержку. Хорошее общение помогает снизить стресс пациентов, улучшить качество ухода и повысить удовлетворенность сестринской помощью.
Какие типы пациентов могут встречаться в сестринской практике?
В сестринской практике можно выделить различные типы пациентов. Некоторые из них могут быть сознательными и сотрудничать с медперсоналом, другие могут быть обеспокоенными, нервными или депрессивными. Есть пациенты, которые проявляют агрессию и негодование, а также те, кто страдает от зависимостей или психических расстройств. Взаимодействие с каждым типом пациентов требует особого подхода.
Какие особенности общения в деловой коммуникации в сестринском деле?
Общение в деловой коммуникации в сестринском деле должно быть профессиональным и эффективным. Врачи, сестры и другой персонал должны уметь ясно и точно выражать свои мысли, а также быть хорошими слушателями. Общение должно быть также уважительным и толерантным, чтобы вся команда могла сотрудничать в условиях высокого давления и стресса.
Как пациенты реагируют психологически на свою болезнь?
Психологическая реакция пациентов на свою болезнь может быть очень разной. Некоторые пациенты могут испытывать страх, тревогу и депрессию, особенно если болезнь серьезная или хроническая. Другие могут проявлять отрицание и недоверие к диагнозу, а также противиться лечению. Каждый пациент уникален, поэтому важно уметь определить особенности его психологической реакции и адаптировать подход в соответствии с этим.
Какую роль играет общение в сестринской практике?
Общение является важной составляющей сестринской практики, поскольку позволяет установить контакт с пациентом, выявить его потребности и обеспечить эффективное взаимодействие между медицинским персоналом и пациентом.
Какие особенности общения существуют в сестринском деле?
В сестринском деле общение должно быть профессиональным, эмпатичным и адаптированным под индивидуальные особенности пациента. Сестра должна уметь поддерживать доверительные отношения с пациентами, быть терпеливой и внимательной к их проблемам и нуждам.
Как пациенты реагируют на свою болезнь?
Психологическая реакция пациента на болезнь может быть различной. Некоторые пациенты испытывают страх, тревогу, депрессию или отрицание. Другие могут проявлять агрессию или быть особенно требовательными. Важно учитывать эти реакции и адаптировать подход сестры к каждому пациенту.
Какие типы пациентов существуют в сестринской практике?
В сестринской практике выделяются различные типы пациентов, включая самоуверенных, зависимых, манипулирующих, агрессивных и требовательных. Каждый тип пациента требует особого подхода и коммуникативных навыков со стороны сестры.
Каковы результаты исследования типов пациентов в сестринской практике?
Результаты исследования показали, что типы пациентов в сестринской практике разнообразны и требуют соответствующих подходов к общению. Определены основные особенности каждого типа пациента и предложены рекомендации по взаимодействию с ними.
Какая роль играет общение в сестринской практике?
Общение является одним из ключевых элементов сестринской практики. Оно позволяет установить доверительные отношения между медсестрой и пациентом, обеспечивает передачу необходимой информации о состоянии здоровья и лечебных процедурах, а также помогает пациенту выразить свои чувства и потребности. Все это способствует эффективному лечению и улучшению качества жизни пациентов.
Какие особенности общения в сестринском деле?
В сестринском деле общение имеет свои специфические особенности. Оно должно быть эмпатичным, т.е. медсестра должна относиться к пациенту с пониманием и состраданием. Кроме того, общение включает в себя не только вербальное взаимодействие, но и невербальные элементы, такие как жесты, мимика и интонация. Важно также уметь слушать пациента и задавать ему открытые вопросы, чтобы выявить его потребности и предпочтения.