Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 19.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 4
1.1. Понятие государственной власти 4
1.2. Признаки государственной власти 8
1.3. Свойства государственной власти 12
2. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 15
2.1. Правовые формы реализации государственной власти 15
2.2. Не правовые формы государственной власти 21
3. СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 26
3.1. Правовой (либеральный) способ 26
3.2. Террористический (устрашающий) способ осуществления государственной власти 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам, если понимают цели и задачи государства, одобряют их, сознательно, активно участвуют в их осуществлении. Это означает, что с помощью мер убеждения государство добилось желаемого воздействия на сознание и волю людей и у них появилось необходимое понимание, сформировалась внутренняя убежденность в целесообразности юридических предписаний.
В обеспечении добровольного исполнения большое значение имеет воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Нередко само по себе знание прав и обязанностей оказывается достаточным для того, чтобы тот или иной гражданин был законопослушным, строго и неукоснительно следовал предписаниям юридических норм.
Часть граждан исполняют правовые предписания потому, что знают об отрицательных последствиях, которые могут наступить для них в случае неподчинения. Устрашение тоже является одной из форм воспитания, хотя и самой низкой. Угроза принуждения, устрашение могут способствовать воспитанию привычки соблюдать закон.
В демократическом обществе убеждение — главный метод воздействия.
Во-первых, оно используется систематически, можно сказать, круглосуточно в отношении всех граждан.
Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном итоге воспитывает убежденность, привычку законопослушания.
Демократическая форма власти открывает значительные возможности для широкого привлечения граждан к обсуждению и принятию правовых актов, к участию в делах государства, которые, в свою очередь, раскрывают перед ними сложность и трудность этого процесса, заставляют брать на себя ответственность за целесообразность принимаемых решений. Сознательная дисциплина, высокая организованность, чувство личной ответственности, обретаемые в процессе непосредственной общественно-политической практики, являются действенными средствами формирования убежденности, в основе которой лежит собственный опыт людей.
В-третьих, научно-техническая революция, цели демократического общественного устройства требуют, чтобы внешнее регулирование поведения людей постепенно уступало место саморегулированию. Чем выше уровень техники, чем выше насыщенность труда творческими элементами, тем менее эффективен внешний контроль за людьми. Главными факторами успешной трудовой деятельности личности все более становятся психическое состояние, акты сознания, недоступные внешнему контролю. И решающее значение в успешной трудовой и иной деятельности должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за своими действиями, осознанию ею социального значения их целей и последствий. В деле воспитания саморегулирования, самоконтроля, чувства долга решающая роль принадлежит разнообразным формам убеждения.
В-четвертых, созданная за последние десятилетия система средств массовой информации позволяет государственному и муниципальному аппарату быстро оповещать граждан о проводимых мероприятиях, разъяснять их смысл, инструктировать, убеждать. Пресса, радио, кино, телевидение значительно увеличили возможность воздействия на граждан, и их использование способствует повышению роли убеждения в управлении делами общества.
В-пятых, убеждение обходится государству, стране намного дешевле, чем принуждение.
Формы убеждения разнообразны. Среди них: обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Воспитывают примеры из личной жизни руководителей, яркие художественные образы. Во второй половине XIX в. многих вдохновлял образ Базарова, а в первой половине XX — Корчагина. Убеждает организационная практика исполнительных органов, пресс-конференции, встречи руководителей с народом, информирование о достигнутых успехах и т. д.
3.2. Террористический (устрашающий) способ осуществления государственной власти
Государственная власть не может обойтись без особого способа осуществления государственной власти. Это способ устрашающий, характеризуемый принуждением и устрашением.
Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) её действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Само по себе государственное принуждение – острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает её и поэтому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного или даже навязанного властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и не правовым. Не правовое принуждение может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в не защищённое положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным. Опять хочется обратиться к опыту Советского Союза. В начале 20-х годов под диктаторской рукой партии при осуществлении «Новой Экономической Политики» (НЭП) проводилась, так называемая, продовольственная разверстка, которая предусматривала безвозмездное изъятие излишков продовольствия у крестьян, объём которых не был строго определён, что в последствии привело к сильнейшему голоду. По некоторым историческим данным от голода погибло около 1 миллиона человек.
Правовым способом признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддаётся контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд.
Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем он в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей – выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым. Различные методы осуществления государственной власти напрямую связаны с механизм государства.
Исследуя методы и формы реализации государственных функций, мы, следовательно, рассмотрели существующие теоретические концепции, которые раскрывают сущность первых. Что же со вторыми? Какие существуют методы реализации государственных функций? Экспертами выделяются два самых важных. Первый - метод убеждения. Важнейший механизм, который действует в его рамках - авторитет учреждения власти либо же определенного политического деятеля. Государственные предписания исполняются гражданами добровольно, с пониманием, что это нужно, опираясь на единство интересов с властями, структуры социального договора. Второй важнейший метод основывается на принуждении. Предполагается, что государство решения принимает, не имея в виду, как минимум, в публичной форме, волю населения. Фактически, конечно, власть вполне может учитывать ожидаемые пожелания подданных и строить свою политику, опираясь на них. Однако она делать этого, функционируя в пределах механизма принуждения, не должна. Хотя, практически, такого рода совпадения - действий власти и пожеланий граждан в тех политических режимах, где приоритетное место отдается принуждению, встречаются редко.
В научной исторической среде нет общей точки зрения относительно того, какой из двух методов исторически был первым. Сторонники того мнения, что сначала возникло принуждение, аргументируют собственное мнение тем, что те механизмы, посредством которых авторитет признается всем социумом – в основном, это демократические механизмы, прямые выборы, каналы коммуникации в форме СМИ и т.д., возникли сравнительно недавно. Руководить социумом с помощью авторитета было недопустимо в связи с отсутствием институциональных ресурсов для того. Эксперты, полагающие, что убеждение все же возникло раньше принуждения, обращают внимание на то, что множество исторических раннегосударственных образований подразумевали, в первую очередь, политическую систему на базе авторитета - полководца, вождя. Кроме того, полагают эксперты, институт демократии совершенно не новый. Достаточным будет вспомнить, как действовали греческие полисы, или, к примеру, Новгородская Республика.
Есть ли непосредственная зависимость между определенной формой реализации государственных функций и одним из двух методов, суть которых мы рассмотрели выше? И здесь точки зрения экспертов различаются. Есть мнение, что зависимость тут существует, однако весьма условная. Соотношение той либо другой формы и, допустим, метода принуждения, при желании можно трактовать так, что можно будет говорить об абсолютном авторитете. Простой пример - деятельность парламента.
С одной стороны, данное законодательное учреждение может издать определенный правовой акт, суть которого очевидным образом будет входить в противоречие с настроениями большей части граждан. С иной стороны, собственно факт того, что парламент – учреждение выборное, свидетельствует о том, что граждане страны самостоятельно доверили ему должные полномочия. И поэтому, каким бы странным ни выглядел какой-то закон, публикуется он, в большинстве своем, благодаря авторитету парламента.
Нет сомнений, что существуют и иные основания классификации понятий, о которых говорится здесь. Мы изложили, исследуя методы и формы реализации государственных функций, краткое содержание данной проблематики. Множество вопросов, которые были рассмотрены, являются предметами споров, полемик, диссертаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственная власть - средство руководства социумом, основывающееся на авторитете силы. Она является политической и публичной. Публичная государственная власть может руководить всем социумом в целом, а будучи в то же время политической, она осуществляет волю политических сил, находящихся у власти. Выражаясь по-другому, власть государства – это его возможность подчинить себе составные элементы социума, принимая в качестве основы методы принуждения. Власть государства является развитой тогда, когда ее создание и реализация имеет правовой характер, если она гарантирует и признает свободы и права человека, формируемые социумом, если власть государства включается в систему правовой культуры общества.
Власть государства - это, в первую очередь, всеобщность. То есть, в данной ситуации власть государства должна распространяться на все слои социума. Понятие развитого состояния власти государства используется в качестве критерия оценки ее иных состояний, тогда, когда принимается во внимание уровень развития правосознания и правовой культуры субъектов власти. Помимо того, государственная власть - это легальность, суверенность, легитимность, публичность.
Сегодняшнее понимание власти государства выделяет ее вторичные и первичные субъекты. Первичными субъектами является гражданский социум, на который опирается легитимность власти государства. Лишь оно наделяется правами учредить или изменить власть государства. Присвоение данных прав любым иным субъектом с правовой позиции считается преступлением и характеризуется в качестве произвола.
Вторичным субъектом власти государства является любое учреждение государственной власти. Им может являться руководитель государства, правительство, национальное собрание. Эти учреждения власти государства невозможно сформировать без прямого участия первичных субъектов власти государства, то есть народа. Учреждениями власти государства являются также ведомства, комитеты, министерства, с помощью которых осуществляются определенные полномочия, осуществляющие государственные функции. Всякий субъект власти государства выполняет ее особенную функцию, что выступает важным условием, обеспечивающим системность власти.
Следовательно, первичные субъекты реализуют учредительную власть, а вторичные субъекты – законодательную, исполнительную, контрольную и судебную власть государства.
Совокупность учреждений, которые свободно реализуют власть государства, именуется система государственной власти.
Это учредительная власть, принимающая и, конечно же, вносящая поправки в страны государства, учреждающая новую власть, принимающая решение о смене действующей власти на новую власть.
Следовательно, всеми данными функциями и правами на их реализацию наделяется народ. Учредительная власть в демократической стране находится у народа.
Как уже было выше сказано, остальными компонентами, входящими в систему власти государства, считаются власть руководителя государства, исполнительная, или как ее еще называют, правительственная власть, законодательная власть, которой выступает парламент страны, контрольная и судебная власти. Все эти органы считаются учреждаемыми, однако власть, осуществляемая ими, является, в какой-то степени, автономной. Каждое учреждение государственной власти – это довольно сложная организация, которая обладает разветвленной структурой. Вышеизложенные сведения - это сжатый ответ на вопрос о том, что такое власть государства, каковы ее система, органы и разновидности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Аврутин, Е. Ю. Государство и право: теория и практика. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 503 с.
Анашкина, Ю.Н., Бобоева, Н.И. Государственная власть: понятие и сущность // Мир политики и социологии, 2015. - № 8. - С. 89-104.
Бабаев В.К. Теория государства и права. - М., 2013.
Байтин М.И. Государство и политическая власть. - Саратов, 2011.
Бачшо И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право, 2012. - №7. – С. 20-24
Белькинд Ю.В. Законность власти // Российское аналитическое обозрение. 2014. - №2. – С. 40-49
Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. / А. Б. Венгеров. – М.: Омега-Л, 2013. – 607 с.
Власенко Н.А. Теория государства и права. / Н.А. Власенко. - М.: 2014. — 416 с.
Григорьева И.В. Теория государства и права. / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ; 2013. – 304 с.
Головистикова, А. Н., Пиголкин, А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 761 с.
Гончаров, В.В. Государственная власть: понятие и сущность // Политика и общество, 2013. - № 7. - С. 817-825.
Гуценко К.Ф. Ковалев М.А., Правоохранительные органы. - М.: Зерцало, 2012.
Жилин, С.М., Гончаров, В.В. Понятие и сущность государственной власти: правовой анализ // Социология власти, 2013. - № 1. - С. 148-157.
Иванов А.А. Право. / А.А. Иванов - Новочеркасск: ЮРГПУ; 2014. — 238 с.
Малько А. В., Матузов Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2013. - 565 с.
Макарейко, Н.В. Государственная власть: понятие и признаки // Бизнес в законе, 2012. - № 2. - С. 29-34.
Марченко, М. Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Зерцало, 2013. - 836 с.
Матузов, Н.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2013. – 540 с.
Нарыкова, С.П. Теоретико-правовой аспект определения понятия государственной власти // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. - № 1. - С. 218-221.
Никифоров, А.А. Сущность государственной власти. // Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, 2011. - № 3. - С. 86-90.
Пьянов Н.А. Формы государства // Сибирский Юридический Вестник. 2012. № 4. - С.46.
Рассолов, М. М. Актуальные проблемы теории государства и права. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 с.
Романцова, О.В. Понятие и признаки государственной власти // Юридический мир, 2013. - № 11. - С. 77-80.
Самойлюк, Р.Н. Понятие, признаки и сущность государственной власти // Наука. Мысль, 2015. - № 4. - С. 11-26.
Самойлюк, Р.Н. Признаки и понятие методов осуществления государственной власти // Наука. Мысль, 2015. - № 4. - С. 38-52.
Тимошенко, Е.А. Природа и понятие государственной власти // Символ науки, 2015. - № 11-1. - С. 241-244.
Тимошенко Е.А. Природа и понятие государственной власти // Символ науки, 2015. - № 11-1. - С. 241.
Нарыкова С.П. Теоретико-правовой аспект определения понятия государственной власти // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. - № 1. - С. 218.
Анашкина Ю.Н., Бобоева Н.И. Государственная власть: понятие и сущность // Мир политики и социологии, 2015. - № 8. - С. 89.
Тимошенко Е.А. Указ. соч. - С. 242.
Нарыкова С.П. Указ. соч. - С. 219.
Самойлюк Р.Н. Понятие, признаки и сущность государственной власти // Наука. Мысль, 2015. - № 4. - С. 11.
Никифоров, А.А. Сущность государственной власти. // Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, 2011. - № 3. - С. 86.
Гончаров В.В. Государственная власть: понятие и сущность // Политика и общество, 2013. - № 7. - С. 817.
Самойлюк Р.Н. Указ. соч. - С. 13.
Никифоров, А.А. Указ. соч. - С. 87.
Гончаров В.В. Указ. соч. - С. 819.
Никифоров, А.А. Указ. соч. - С. 89.
Гончаров В.В. Указ. соч. - С. 821.
Самойлюк Р.Н. Указ. соч. - С. 14.
Гончаров В.В. Указ. соч. - С. 822.
Никифоров, А.А. Указ. соч. - С. 89.
Бачшо И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право, 2012. - №7. – С. 22
Байтин М.И. Государство и политическая власть. - Саратов, 2011. – С. 99.
Белькинд Ю.В. Законность власти // Российское аналитическое обозрение. 2014. - №2. – С. 47
Гуценко К.Ф. Ковалев М.А., Правоохранительные органы. - М.: Зерцало, 2012. – С. 343
Пьянов Н.А. Формы государства // Сибирский Юридический Вестник. 2012. № 4. - С.46.
Бабаев В.К. Теория государства и права. - М., 2013. – С. 197
2
2. Аврутин, Е. Ю. Государство и право: теория и практика. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 503 с.
3. Анашкина, Ю.Н., Бобоева, Н.И. Государственная власть: понятие и сущность // Мир политики и социологии, 2015. - № 8. - С. 89-104.
4. Бабаев В.К. Теория государства и права. - М., 2013.
5. Байтин М.И. Государство и политическая власть. - Саратов, 2011.
6. Бачшо И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право, 2012. - №7. – С. 20-24
7. Белькинд Ю.В. Законность власти // Российское аналитическое обозрение. 2014. - №2. – С. 40-49
8. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. / А. Б. Венгеров. – М.: Омега-Л, 2013. – 607 с.
9. Власенко Н.А. Теория государства и права. / Н.А. Власенко. - М.: 2014. — 416 с.
10. Григорьева И.В. Теория государства и права. / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ; 2013. – 304 с.
11. Головистикова, А. Н., Пиголкин, А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 761 с.
12. Гончаров, В.В. Государственная власть: понятие и сущность // Политика и общество, 2013. - № 7. - С. 817-825.
13. Гуценко К.Ф. Ковалев М.А., Правоохранительные органы. - М.: Зерцало, 2012.
14. Жилин, С.М., Гончаров, В.В. Понятие и сущность государственной власти: правовой анализ // Социология власти, 2013. - № 1. - С. 148-157.
15. Иванов А.А. Право. / А.А. Иванов - Новочеркасск: ЮРГПУ; 2014. — 238 с.
16. Малько А. В., Матузов Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2013. - 565 с.
17. Макарейко, Н.В. Государственная власть: понятие и признаки // Бизнес в законе, 2012. - № 2. - С. 29-34.
18. Марченко, М. Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Зерцало, 2013. - 836 с.
19. Матузов, Н.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2013. – 540 с.
20. Нарыкова, С.П. Теоретико-правовой аспект определения понятия государственной власти // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. - № 1. - С. 218-221.
21. Никифоров, А.А. Сущность государственной власти. // Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, 2011. - № 3. - С. 86-90.
22. Пьянов Н.А. Формы государства // Сибирский Юридический Вестник. 2012. № 4. - С.46.
23. Рассолов, М. М. Актуальные проблемы теории государства и права. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 с.
24. Романцова, О.В. Понятие и признаки государственной власти // Юридический мир, 2013. - № 11. - С. 77-80.
25. Самойлюк, Р.Н. Понятие, признаки и сущность государственной власти // Наука. Мысль, 2015. - № 4. - С. 11-26.
26. Самойлюк, Р.Н. Признаки и понятие методов осуществления государственной власти // Наука. Мысль, 2015. - № 4. - С. 38-52.
27. Тимошенко, Е.А. Природа и понятие государственной власти // Символ науки, 2015. - № 11-1. - С. 241-244.
Вопрос-ответ:
Что такое государственная власть?
Государственная власть - это способ управления государством и обществом, осуществляемый посредством органов власти, которым принадлежат определенные полномочия и права для принятия решений и реализации контроля над обществом и его ресурсами.
Какие признаки характеризуют государственную власть?
Государственная власть имеет следующие признаки: территориальное обособление, наличие законодательного, исполнительного и судебного органов, монополия на применение принуждения, обладание правом установления и изменения законов и правил, иммунитет органов власти.
Какие свойства присущи государственной власти?
Государственная власть обладает следующими свойствами: объективность, общественность, иерархичность, необходимость использования принуждения, преемственность, правовой базис, ограниченность.
Какие формы реализации государственной власти существуют?
Государственная власть может осуществляться через правовые и не правовые формы. Правовые формы включают конституционное правление, парламентаризм, президентскую республику. Не правовые формы включают тоталитаризм, диктатуру, абсолютную монархию.
Какие способы осуществления государственной власти существуют?
Существуют различные способы осуществления государственной власти, одним из них является правовой либеральный способ, основанный на соблюдении конституционных принципов и прав граждан. Другим способом является террористический устрашающий способ, который основан на использовании насилия и запугивание населения.
Каково понятие государственной власти?
Государственная власть - это организованное общество, которое осуществляет власть в государстве.
Какие признаки имеет государственная власть?
Государственная власть имеет следующие признаки: иерархичность, независимость, исключительность и всеобщность.
Какие свойства присущи государственной власти?
Государственная власть обладает следующими свойствами: объективность, общественность, конкретность, принудительность и институциональность.
Какие формы реализации государственной власти существуют?
Формы реализации государственной власти делятся на правовые и не правовые. Правовые формы включают законодательную, исполнительную и судебную власть, а не правовые формы включают, например, авторитаризм и тоталитаризм.
Какие способы осуществления государственной власти существуют?
Существуют различные способы осуществления государственной власти, включая правовой либеральный способ и террористический устрашающий способ.
Что такое государственная власть?
Государственная власть - это полномочия и функции, которыми обладает государство для управления территорией и населением, принятия решений и обеспечения законности и порядка.
Какие признаки имеет государственная власть?
Государственная власть характеризуется такими признаками, как единоличность (она принадлежит государству в целом), специфическая законность (ее деятельность основана на законах), суверенность (она осуществляется на определенной территории) и исключительность (только государство имеет право на ее осуществление).