Проектные технологии как эффективное средство организации внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 11.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования проектных технологий
как эффективного средства организации внеурочной деятельности
по предмету «окружающий мир» 7
1.1. Понятие и основные особенности проектных технологий 7
1.2. Сущностные характеристики внеурочной деятельности 12
1.3. Особенности изучения курса «Окружающий мир» 16
Выводы по первой главе 25
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по внедрению проектных технологий как средства организации внеурочной деятельности
по предмету «окружающий мир» 27
2.1. Уровень сформированности знаний по предмету «окружающий мир»
на этапе констатирующего эксперимента 27
2.2. Программа внедрения проектных технологий в рамках внеурочной деятельности по предмету «окружающий мир» 39
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по внедрению проектных технологий на этапе контрольного эксперимента 43
Выводы по второй главе 56
Заключение 59
Список литературы 63
Таблица 2.8.
Описательные статистики для кластера 1
Параметры Среднее Стандарт. отклонение Дисперсия Интерес к природе и проблемам её охраны 2,000000 0,000000 0,000000 Обладание знаниями о природе и способах её защиты 2,142857 0,377964 0,142857 Интерес к проблемам взаимодействия человека и природы 2,000000 0,000000 0,000000 Интерес к получению новых знаний о природе и её охране 2,428571 0,534523 0,285714 Бережное отношение к природе 2,000000 0,000000 0,000000 Опыт природоохранной деятельности 2,428571 0,534523 0,285714 Наличие нравственных и эстетических чувств по отношению к природе 2,285714 0,487950 0,238095 Обладание творческими способностями 2,142857 0,377964 0,142857 Знакомство с произведениями, посвящёнными природе 2,285714 0,487950 0,238095 Интерес к творческой деятельности экологической направленности 2,142857 0,377964 0,142857
Первый кластер объединяет 7 человек (23,33% учащихся). Их уровень сформированности знаний по предмету «окружающий мир» может быть охарактеризован как средний.
Таблица 2.9.
Описательные статистики для кластера 2
Параметры Среднее Стандарт. отклонение Дисперсия Интерес к природе и проблемам её охраны 3,000000 0,666667 0,444444 Обладание знаниями о природе и способах её защиты 3,000000 0,666667 0,444444 Интерес к проблемам взаимодействия человека и природы 3,100000 0,316228 0,100000 Интерес к получению новых знаний о природе и её охране 3,200000 0,421637 0,177778 Бережное отношение к природе 2,900000 0,567646 0,322222 Опыт природоохранной деятельности 3,100000 0,737865 0,544444 Наличие нравственных и эстетических чувств по отношению к природе 3,100000 0,316228 0,100000 Обладание творческими способностями 3,200000 0,421637 0,177778 Знакомство с произведениями, посвящёнными природе 3,200000 0,421637 0,177778 Интерес к творческой деятельности экологической направленности 3,300000 0,483046 0,233333
Второй кластер включает 10 человек (33,33% учащихся). Результаты исследования позволяют охарактеризовать их как школьников с низким уровнем сформированности знаний по предмету «окружающий мир».
Таблица 2.10
Описательные статистики для кластера 3
Параметры Среднее Стандарт. отклонение Дисперсия Интерес к природе и проблемам её охраны 1,153846 0,375534 0,141026 Обладание знаниями о природе и способах её защиты 1,230769 0,438529 0,192308 Интерес к проблемам взаимодействия человека и природы 1,461538 0,518875 0,269231 Интерес к получению новых знаний о природе и её охране 1,000000 0,000000 0,000000 Бережное отношение к природе 1,076923 0,277350 0,076923 Опыт природоохранной деятельности 1,461538 0,518875 0,269231 Наличие нравственных и эстетических чувств по отношению к природе 1,230769 0,438529 0,192308 Обладание творческими способностями 1,076923 0,277350 0,076923 Знакомство с произведениями, посвящёнными природе 1,153846 0,375534 0,141026 Интерес к творческой деятельности экологической направленности 1,153846 0,375534 0,141026
Третий кластер охватывает 13 человек (43,33% учащихся). Их уровень сформированности знаний по предмету «окружающий мир» был оценен нами как высокий.
Полученные нами результаты позволяют утверждать, что на этапе контрольного эксперимента низкий уровень сформированности знаний по предмету «окружающий мир» был зафиксирован у 33,33% учащихся, средний уровень – у 23,33%, высокий – у 46,33%. В таблице 2.11. приведены данные по уровню сформированности знаний по предмету «окружающий мир» школьников на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.
Таблица 2.11.
Данные по уровню сформированности знаний по предмету
«окружающий мир» на этапе констатирующего
и контрольного экспериментов
Уровни индивидуального развития Количество учащихся, % Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Низкий 46,67 33,33 Средний 23,33 23,33 Высокий 30,00 43,33
Как видим, разработанный и внедрённый нами проект «Мой зелёный друг» существенно улучшил уровень сформированности знаний по предмету «окружающий мир». Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили результаты исследования младших школьников на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.
Таблица 2.12.
Сравнительный анализ данных по уровню сформированности
знаний по предмету «окружающий мир» на этапе
констатирующего и контрольного экспериментов
Показатели Среднее значение на этапе конст. эксп. Среднее значение на этапе контр. эксп. t-значе-ние p Степень отклоне-ния на этапе конст. эксп. Степень отклоне-ния на этапе контр. эксп. F-отно-шение диспер-сии P диспер-сии Интерес к природе и проблемам её охраны 2,366667 1,966667 1,606538 0,113587 0,999425 0,927857 1,160214 0,691726 Обладание знаниями о природе и способах её защиты 2,500000 2,033333 1,900311 0,062367 0,973795 0,927857 1,101469 0,796453 Интерес к проблемам взаимодействия человека и природы 2,533333 2,133333 1,722181 0,090366 0,973204 0,819307 1,410959 0,359256 Интерес к получению новых знаний о природе и её охране 2,533333 2,066667 1,677457 0,098835 1,105888 1,048261 1,112971 0,775143 Бережное отношение к природе 2,300000 1,900000 1,652093 0,103920 0,987857 0,884736 1,246696 0,556518 Опыт природоохран-ной деятельно-сти 2,700000 2,233333 1,844883 0,070162 1,022168 0,935261 1,194481 0,635437 Наличие нравственных и эстетических чувств по отношению к природе 2,466667 2,100000 1,443084 0,154376 1,041661 0,922889 1,273954 0,518559 Обладание творческими способностями 2,400000 2,033333 1,394290 0,168548 1,037238 0,999425 1,077100 0,842853 Знакомство с произведения-ми, посвящен-ными природе 2,600000 2,100000 1,938163 0,057476 1,003442 0,994814 1,017422 0,963226 Интерес к творческой деятельности экологической направленности 2,600000 2,100000 1,816716 0,074429 1,101723 1,028893 1,146580 0,715112
Исследование показало, что наиболее значимые изменения произошли по следующим параметрам: «Обладание знаниями о природе и способах её защиты» (t = 1,900311), «Опыт природоохранной деятельности» (t = 1,844883), «Знакомство с произведениями, посвящёнными природе» (t = 1,938163), «Интерес к творческой деятельности экологической направленности» (t = 1,816716). Трактовать это можно следующим образом: с одной стороны, школьники, принимавшие участие в проекте «Мой зелёный друг», приобрели как теоретические, так и практические познания экологической направленности; с другой стороны, они прочувствовали взаимосвязь между творческой и природоведческой деятельностью, смогли проявить себя и как творческие личности, и как экологи. Приобретённые знания, умения и навыки способствовали развитию креативности и экологической компетентности младших школьников, что, несомненно, положительно скажется на формировании их дальнейшего индивидуального развития.
Выводы по второй главе
1. С целью исследования сформированности знаний младших школьников по предмету «окружающий мир» нами была разработана анкета, состоящая из 10 вопросов. Характеризуя каждого учащегося, педагог выбирает один из 4 вариантов ответов: «да», «скорее да», «скорее нет», «нет». В соответствии с указанной целью в работе решается ряд задач: 1) провести исследование при помощи разработанной нами анкеты; 2) проанализировать полученные результаты; 3) сделать выводы об уровне сформированности знаний по предмету «окружающий мир» на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.
2. С целью анализа сформированности знаний младших школьников по предмету «окружающий мир» мы провели кластерный анализ. На этапе констатирующего эксперимента первый кластер включает 14 человек (46,67% учащихся). У них отсутствует интерес к природе и экологической деятельности, нет общих знаний по данной теме. Этим учащимся несвойственны нравственные и эстетические чувства по отношению к природе, стремление к природоохранной деятельности. Также проведённое исследование выявило их низкие творческие способности и, соответственно, отсутствие интереса к творческой деятельности экологической направленности. Мы определили их уровень сформированности знаний по предмету «окружающий мир» как низкий.
3. Второй кластер объединяет собой 7 человек (23,33% учащихся). Данные учащиеся обладаю определёнными знаниями о природе и способах её охраны, обнаруживают заинтересованность в получении новой информации экологической тематики. Они осознают необходимость бережного отношения к природе, но имеют небольшой опыт природоохранной деятельности. При поверхностном знакомстве с художественными произведениями, посвящёнными природе, они проявляют интерес к творческой деятельности экологической направленности. Мы оцениваем их уровень сформированности знаний по предмету «окружающий мир» как средний.
4. Третий кластер охватывает 9 человек (30,00% учащихся). Представители данного кластера проявляют активный интерес к природе и проблемам её охраны, стремятся к получению теоретических и практических знаний экологического характера. Им присуще бережное отношение к природе, есть опыт природоохранной деятельности. Данные учащиеся характеризуются глубокими нравственными и эстетическими чувствами к природе, знакомы с тематическими художественными произведениями. Они обладают ярко выраженными творческими способностями, соответственно, проявляют глубокий интерес к творческой деятельности экологической направленности. Их уровень сформированности знаний по предмету «окружающий мир» мы оцениваем как высокий.
5. Полученные результаты показали, что разработка программы внедрения проектных технологий в рамках внеурочной деятельности по предмету «окружающий мир» является насущной необходимостью. В соответствии с вышесказанным в следующем параграфе представлены авторские разработки проектной задачи «Мой зелёный друг». Его задачами стали: 1) формирование навыков сбора и анализа информации о комнатных растениях; 2) воспитание бережного отношения к растительному миру; 3) обучение младших школьников уходу за комнатными растениями; 4) формирование представлений детей о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растений; 5) развитие навыков творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, создание проектов) экологической направленности.
6. В течение опытно-экспериментальной работы, ориентированной на повышение уровня сформированности знаний младших школьников по предмету «окружающий мир», мы фиксировали достижения учащихся, анализировали изменения в их поведении. По окончании проекта было проведено повторное анкетирование, основанное на тех же принципах, что и первичное. Результаты повторного кластерного анализа позволяют утверждать, что на этапе контрольного эксперимента низкий уровень сформированности знаний по предмету «окружающий мир» был зафиксирован у 10 человек (33,33% учащихся), средний уровень – у 7 человек (23,33% учащихся), высокий – у 13 человек (46,33% учащихся).
7. Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили результаты исследования особенностей младших школьников на этапе констатирующего и контрольного экспериментов. Исследование показало, что наиболее значимые изменения произошли по следующим параметрам: «Обладание знаниями о природе и способах её защиты» (t = 1,900311), «Опыт природоохранной деятельности» (t = 1,844883), «Знакомство с произведениями, посвящёнными природе» (t = 1,938163), «Интерес к творческой деятельности экологической направленности» (t = 1,816716). Трактовать это можно следующим образом: школьники, принимавшие участие в проекте «Мой зелёный друг», приобрели как теоретические, так и практические познания экологической направленности, прочувствовали взаимосвязь между творческой и природоведческой деятельностью. Приобретённые знания, умения и навыки способствовали развитию креативности и экологической компетентности младших школьников, что, несомненно, положительно скажется на формировании их дальнейшего индивидуального развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование было посвящено изучению и анализу проектных технологий как средства организации внеурочной деятельности по предмету «окружающий мир». Ниже представлены основные выводы.
1. В системе педагогических средств, направленных на формирование компетенций, базовыми являются те, которые основаны на организации проектной деятельности школьников, в том числе учащихся младших классов. Продуктивную проектно-учебную деятельность младших школьников обеспечивают следующие параметры: 1) сформированность клммуникативных умений, обеспечивающих эффективное социально-интеллектуальное взаимодействие с окружающими; 2) определённая «интеллектуальная зрелость», подразумевающая аналитико-синтетические умения; 3) готовность и способность к адекватной оценке и самооценке проектной деятельности. В целом, проектная деятельность является привлекательной для учащихся, но ее воспитательная и образовательная эффективность зависит от правильного понимания сущности проектного обучения и грамотного использования в педагогической практике его возможностей.
2. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов образовательной программы. Внеурочная деятельность, предполагает наличие следующих составляющих: 1) форма организации образовательной деятельности должна отличаться от классно-урочной конфигурации; 2) внеурочная деятельность – это вспомогательный инструмент, направленный на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования; 3) направленность на закрепление и практическую отработку отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
3. «Окружающий мир» – интегрированный курс, направленный на формирование целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основные цели интегрированного курса – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; помощь в понимании своей индивидуальности, способностей и возможностей. Успешность преподавания предмета «окружающий мир» в начальной школе зависит от знания учителем содержательной стороны курса и его методического сопровождения, от умения применять дифференцированные средства обучения, формы учебной работы учащихся, которые позволяют включать школьников в поиск новых знаний, овладевать умениями по применению их в практической деятельности и в новых учебных ситуациях.
4. С целью исследования сформированности знаний младших школьников по предмету «окружающий мир» нами была разработана анкета, состоящая из 10 вопросов. Характеризуя каждого учащегося, педагог выбирает один из 4 вариантов ответов: «да», «скорее да», «скорее нет», «нет». В соответствии с указанной целью в работе решается ряд задач: 1) провести исследование при помощи разработанной нами анкеты; 2) проанализировать полученные результаты; 3) сделать выводы об уровне сформированности знаний по предмету «окружающий мир» на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.
5. С целью анализа сформированности знаний младших школьников по предмету «окружающий мир» мы провели кластерный анализ. На этапе констатирующего эксперимента первый кластер включает 14 человек (46,67% учащихся). У них отсутствует интерес к природе и экологической деятельности, нет общих знаний по данной теме. Этим учащимся несвойственны нравственные и эстетические чувства по отношению к природе, стремление к природоохранной деятельности. Также проведённое исследование выявило их низкие творческие способности и, соответственно, отсутствие интереса к творческой деятельности экологической направленности. Мы определили их уровень сформированности знаний по предмету «окружающий мир» как низкий.
6. Второй кластер объединяет собой 7 человек (23,33% учащихся). Данные учащиеся обладаю определёнными знаниями о природе и способах её охраны, обнаруживают заинтересованность в получении новой информации экологической тематики. Они осознают необходимость бережного отношения к природе, но имеют небольшой опыт природоохранной деятельности. При поверхностном знакомстве с художественными произведениями, посвящёнными природе, они проявляют интерес к творческой деятельности экологической направленности. Мы оцениваем их уровень сформированности знаний по предмету «окружающий мир» как средний.
7. Третий кластер охватывает 9 человек (30,00% учащихся). Представители данного кластера проявляют активный интерес к природе и проблемам её охраны, стремятся к получению теоретических и практических знаний экологического характера. Им присуще бережное отношение к природе, есть опыт природоохранной деятельности. Данные учащиеся характеризуются глубокими нравственными и эстетическими чувствами к природе, знакомы с тематическими художественными произведениями. Они обладают ярко выраженными творческими способностями, соответственно, проявляют глубокий интерес к творческой деятельности экологической направленности. Их уровень сформированности знаний по предмету «окружающий мир» мы оцениваем как высокий.
8. Полученные результаты показали, что разработка программы внедрения проектных технологий в рамках внеурочной деятельности по предмету «окружающий мир» является насущной необходимостью. В соответствии с вышесказанным в следующем параграфе представлены авторские разработки проектной задачи «Мой зелёный друг». Его задачами стали: 1) формирование навыков сбора и анализа информации о комнатных растениях; 2) воспитание бережного отношения к растительному миру; 3) обучение младших школьников уходу за комнатными растениями; 4) формирование представлений детей о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растений; 5) развитие навыков творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, создание проектов) экологической направленности.
9. В течение опытно-экспериментальной работы, ориентированной на повышение уровня сформированности знаний младших школьников по предмету «окружающий мир», мы фиксировали достижения учащихся, анализировали изменения в их поведении. По окончании проекта было проведено повторное анкетирование, основанное на тех же принципах, что и первичное. Результаты повторного кластерного анализа позволяют утверждать, что на этапе контрольного эксперимента низкий уровень сформированности знаний по предмету «окружающий мир» был зафиксирован у 10 человек (33,33% учащихся), средний уровень – у 7 человек (23,33% учащихся), высокий – у 13 человек (46,33% учащихся).
10. Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили результаты исследования особенностей младших школьников на этапе констатирующего и контрольного экспериментов. Исследование показало, что наиболее значимые изменения произошли по следующим параметрам: «Обладание знаниями о природе и способах её защиты» (t = 1,900311), «Опыт природоохранной деятельности» (t = 1,844883), «Знакомство с произведениями, посвящёнными природе» (t = 1,938163), «Интерес к творческой деятельности экологической направленности» (t = 1,816716). Трактовать это можно следующим образом: школьники, принимавшие участие в проекте «Мой зелёный друг», приобрели как теоретические, так и практические познания экологической направленности, прочувствовали взаимосвязь между творческой и природоведческой деятельностью. Приобретённые знания, умения и навыки способствовали развитию креативности и экологической компетентности младших школьников, что, несомненно, положительно скажется на формировании их дальнейшего индивидуального развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аквилева, Г.Н., Клепинина, З.А. Методика преподавания предмета «окружающий мир». – М.: Академия, 2008. – 368 с.
Ахтырский, С.П. Дифференцированный подход к образованию младших школьников в курсе ознакомления с окружающим миром // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2017. №8. – С. 41 – 46.
Баранов, С.П. Сущность процесса обучения. – М.: Просвещение, 1981. – 143 с.
Белянкова, Н.М. Проблемное изучение блока «человек и общество» в курсе «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2013. №9. – С. 56 – 60.
Блохина, А.В. Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности // Цивилизация знаний: Российские реалии: Труды Международной научной конференции. – 2015. – С. 578 – 579.
Бурова, Л.И. Реализация дидактической системы С.П. Баранова «Оригинал – модель» в современной начальной школе // Начальная школа. – 2014. №4. – С. 12 – 15.
Быстрова, С.В. Внеурочная деятельность как способ повышения мотивации в процессе обучения в начальной школе // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – 2014. – С. 129 – 131.
Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 1-2 классы: Методика обучения. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 368 с.
Гаврилова, О.Н. Внеурочная научно-познавательная деятельность учащихся начальной школы //Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. – 2011. №20. – С. 210 – 214.
Голубева, Н.Е. Внеурочная деятельность в начальной школе // Образование в современной школе. – 2012. №7. – С. 16 – 19.
Гордиенко, Е.Е. Расширение информационно-образовательной среды на уроках курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2012. №12. – С. 88.
Демидко, Т.Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2013. №1. – С. 56 – 60.
Дубова, М.В. Проектная деятельность в контексте внеурочной деятельности в начальной школе // Познавательное развитие младших школьников: опыт организации сетевого взаимодействия: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – 2015. – С. 114 – 126.
Ермак, Н.Н. Внеурочная деятельность – составная часть образовательного процесса в начальной школе // Традиции и инновации в начальном образовании: Материалы региональной научно-практической конференции. – 2017. – С. 98 – 101.
Иванова, Е.О., Осмоловская, И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Иванова, И.В. Внеурочная деятельность как сфера социально-педагогического партнёрства в системе взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях введения ФГОС // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2017. – Т. 5. №2. – С. 28 – 34.
Кащеева, С.К. Проектная и учебно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности для учащихся младших классов // Вестник ТОГИРРО. – 2015. №2. – С. 63.
Кирилова, С.Ю. Внеурочная деятельность в начальной школе // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 86 – 89.
Козина, Е.Ф. Реалиазция деятельностного подхода в курсе «окружающий мир» в условиях ФГОС НОО второго поколения // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2014. – Т. 5. №1. – С. 255 – 260.
Крылова, И.А. Реализация регионального компонента при изучении курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2011. – №12. – С. 67 – 69.
Кузовлев, В.П., Хроменкова, О.О. Психолого-педагогические аспекты использования модели дополнительного образования при организации внеурочной деятельности обучающихся // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. – Т. 2. №22. – С. 18 – 25.
Кулиева, М.М. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» // Биоразнообразие и рациональное использование природных ресурсов: Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 135 – 139.
Лебедянская, Н.А., Краморова, Т.С. Возможности применения проектной деятельности в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности // Актуальные вопросы модернизации экономики, права и образования. – 2015. – С. 198 – 202.
Липкина, Н.Г., Баяндина, Т.В. Содержательные и организационно-педагогические основания организации внеурочной деятельности в условиях учреждения дополнительного образования детей // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. – 2015. №2. – С. 127 – 133.
Маглинова, Б.Б., Панькин, А.Б. Формирование содержания естественнонаучного образования младших школьников в процессе изучения курса «окружающий мир» // Научная мысль Кавказа. – 2013. №4. – С. 174.
Масалкина, Е.А. Интеграция в курсе «окружающий мир» как средство формирования у младших школьников первоначального понятия целостной картины мира // Ребёнок с языковом и образовательном пространстве: Сборник материалов межвузовской конференции. – 2016. – С. 228 – 232.
Махмутова, Л.Г., Халикова, А.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования действия поиска необходимой информации в начальной школе // Россия и Европа: Связь культуры и экономики: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 260 – 262.
Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2014. – 174 с.
Молчанова, А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации // Начальная школа. – 2015. №8. – С. 46 – 52.
Мухаметова, З.Ф., Фаткуллина, Л.К. Внеурочная деятельность в рамках курса «Окружающий мир» // Теория и практика начального образования: Традиции и инновации: Материалы Международной научной конференции. – 2013. – С. 109 – 111.
Новикова, Н.А. Внеурочная деятельность по решению проектных задач в начальной школе // Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии. – 2014. №37-2. – С. 21 – 28.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Педагогический поиск, 2003.
Панаш, Б.Х. Реализация этнорегионального компонента в курсе начальной школы «Окружающий мир» // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. №8. – С. 71 – 75.
Пономарёва, Т.Н. Использование проектной деятельности при изучении курса «Окружающий мир» // Начальное образование. – 2014. – Т. 2. №2. – С. 39 – 42.
Пятакова, Ю.М. Внеурочная деятельность в начальной школе // Реалиазция стандартов второго поколении в школе: Проблемы и перспективы: Сборник научных статей второй всероссийской интернет-конференции. – 2012. – С. 187 – 189.
Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Педагогический поиск, 2003.
Сиротина, И.С. Внеурочная деятельность в начальной школе // Альманах мировой науки. – 2017. №3-2. – С. 101 – 103.
Смирнова, М.С. Работа с одарёнными детьми в процессе изучения курса «Окружающий мир» // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2009. №2. – С. 82 – 87.
Смирнова, О.М. Деятельностный подход в изучении курса «окружающий мир» // Актуальные проблемы развития образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения / Под ред. В.И. Баймурзиной. – СПб: Социально-гуманитарное знание, 2015. – С. 78 – 99.
Смирнова, О.М. Урок по предмету «окружающий мир» в условиях деятельностного подхода в обучении младших школьников // Science, Society, Progress / Proceedings of articles the International scientific conference. – Czech Republic: Karlovy Vary. – Russia, Moscow, 28 – 29 July, 2016. – C. 194 – 197.
Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2012.
Сулейманова, А.В. Внеурочная деятельность как механизм реализации образовательной программы в начальной школе // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. – Т. 2. №4. – С. 104 – 108.
Тарасова, Т.И. Расширение информационно-образовательной среды на уроках курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2012. №10. – С. 27 – 30.
Трофимова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников в учебном курсе «Окружающий мир» // Формирование учебных умений: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 115 – 116.
Уляшева, И.А. Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО // Образование в России и за рубежом: Традиции и вызовы нового времени: Материалы Международного педагогического интерактивного форума. – 2016. – С. 203 – 206.
Шамова, Т.И., Шибанова, Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. – М.: ЦГЛ, 2005. – 200 с.
Шигалова, Н.В., Гайсин, И.Т. Модель формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «окружающий мир» // Экологический консалтинг. – 2013. №3. – С. 19 – 24.
Шереметьева, С.Н. Проектно-исследовательская деятельность в формировании экологической культуры обучающихся начальных классов // Вестник научных конференций. – 2016. №6-3. – С. 121 – 122.
Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222 с.
Ямщикова, А.А. Формирование экологических знаний у младших школьников с использованием проблемного обучения в курсе «Окружающий мир» // Студенческая наука и XXI век. – 2011. №8. – С. 220 – 222.
2
1. Аквилева, Г.Н., Клепинина, З.А. Методика преподавания предмета «окружающий мир». – М.: Академия, 2008. – 368 с.
2. Ахтырский, С.П. Дифференцированный подход к образованию младших школьников в курсе ознакомления с окружающим миром // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2017. №8. – С. 41 – 46.
3. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения. – М.: Просвещение, 1981. – 143 с.
4. Белянкова, Н.М. Проблемное изучение блока «человек и общество» в курсе «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2013. №9. – С. 56 – 60.
5. Блохина, А.В. Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности // Цивилизация знаний: Российские реалии: Труды Международной научной конференции. – 2015. – С. 578 – 579.
6. Бурова, Л.И. Реализация дидактической системы С.П. Баранова «Оригинал – модель» в современной начальной школе // Начальная школа. – 2014. №4. – С. 12 – 15.
7. Быстрова, С.В. Внеурочная деятельность как способ повышения мотивации в процессе обучения в начальной школе // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – 2014. – С. 129 – 131.
8. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 1-2 классы: Методика обучения. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 368 с.
9. Гаврилова, О.Н. Внеурочная научно-познавательная деятельность учащихся начальной школы //Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. – 2011. №20. – С. 210 – 214.
10. Голубева, Н.Е. Внеурочная деятельность в начальной школе // Образование в современной школе. – 2012. №7. – С. 16 – 19.
11. Гордиенко, Е.Е. Расширение информационно-образовательной среды на уроках курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2012. №12. – С. 88.
12. Демидко, Т.Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2013. №1. – С. 56 – 60.
13. Дубова, М.В. Проектная деятельность в контексте внеурочной деятельности в начальной школе // Познавательное развитие младших школьников: опыт организации сетевого взаимодействия: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – 2015. – С. 114 – 126.
14. Ермак, Н.Н. Внеурочная деятельность – составная часть образовательного процесса в начальной школе // Традиции и инновации в начальном образовании: Материалы региональной научно-практической конференции. – 2017. – С. 98 – 101.
15. Иванова, Е.О., Осмоловская, И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
16. Иванова, И.В. Внеурочная деятельность как сфера социально-педагогического партнёрства в системе взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях введения ФГОС // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2017. – Т. 5. №2. – С. 28 – 34.
17. Кащеева, С.К. Проектная и учебно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности для учащихся младших классов // Вестник ТОГИРРО. – 2015. №2. – С. 63.
18. Кирилова, С.Ю. Внеурочная деятельность в начальной школе // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 86 – 89.
19. Козина, Е.Ф. Реалиазция деятельностного подхода в курсе «окружающий мир» в условиях ФГОС НОО второго поколения // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2014. – Т. 5. №1. – С. 255 – 260.
20. Крылова, И.А. Реализация регионального компонента при изучении курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2011. – №12. – С. 67 – 69.
21. Кузовлев, В.П., Хроменкова, О.О. Психолого-педагогические аспекты использования модели дополнительного образования при организации внеурочной деятельности обучающихся // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. – Т. 2. №22. – С. 18 – 25.
22. Кулиева, М.М. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» // Биоразнообразие и рациональное использование природных ресурсов: Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 135 – 139.
23. Лебедянская, Н.А., Краморова, Т.С. Возможности применения проектной деятельности в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности // Актуальные вопросы модернизации экономики, права и образования. – 2015. – С. 198 – 202.
24. Липкина, Н.Г., Баяндина, Т.В. Содержательные и организационно-педагогические основания организации внеурочной деятельности в условиях учреждения дополнительного образования детей // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. – 2015. №2. – С. 127 – 133.
25. Маглинова, Б.Б., Панькин, А.Б. Формирование содержания естественнонаучного образования младших школьников в процессе изучения курса «окружающий мир» // Научная мысль Кавказа. – 2013. №4. – С. 174.
26. Масалкина, Е.А. Интеграция в курсе «окружающий мир» как средство формирования у младших школьников первоначального понятия целостной картины мира // Ребёнок с языковом и образовательном пространстве: Сборник материалов межвузовской конференции. – 2016. – С. 228 – 232.
27. Махмутова, Л.Г., Халикова, А.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования действия поиска необходимой информации в начальной школе // Россия и Европа: Связь культуры и экономики: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 260 – 262.
28. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2014. – 174 с.
29. Молчанова, А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации // Начальная школа. – 2015. №8. – С. 46 – 52.
30. Мухаметова, З.Ф., Фаткуллина, Л.К. Внеурочная деятельность в рамках курса «Окружающий мир» // Теория и практика начального образования: Традиции и инновации: Материалы Международной научной конференции. – 2013. – С. 109 – 111.
31. Новикова, Н.А. Внеурочная деятельность по решению проектных задач в начальной школе // Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии. – 2014. №37-2. – С. 21 – 28.
32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Педагогический поиск, 2003.
33. Панаш, Б.Х. Реализация этнорегионального компонента в курсе начальной школы «Окружающий мир» // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. №8. – С. 71 – 75.
34. Пономарёва, Т.Н. Использование проектной деятельности при изучении курса «Окружающий мир» // Начальное образование. – 2014. – Т. 2. №2. – С. 39 – 42.
35. Пятакова, Ю.М. Внеурочная деятельность в начальной школе // Реалиазция стандартов второго поколении в школе: Проблемы и перспективы: Сборник научных статей второй всероссийской интернет-конференции. – 2012. – С. 187 – 189.
36. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Педагогический поиск, 2003.
37. Сиротина, И.С. Внеурочная деятельность в начальной школе // Альманах мировой науки. – 2017. №3-2. – С. 101 – 103.
38. Смирнова, М.С. Работа с одарёнными детьми в процессе изучения курса «Окружающий мир» // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2009. №2. – С. 82 – 87.
39. Смирнова, О.М. Деятельностный подход в изучении курса «окружающий мир» // Актуальные проблемы развития образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения / Под ред. В.И. Баймурзиной. – СПб: Социально-гуманитарное знание, 2015. – С. 78 – 99.
40. Смирнова, О.М. Урок по предмету «окружающий мир» в условиях деятельностного подхода в обучении младших школьников // Science, Society, Progress / Proceedings of articles the International scientific conference. – Czech Republic: Karlovy Vary. – Russia, Moscow, 28 – 29 July, 2016. – C. 194 – 197.
41. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2012.
42. Сулейманова, А.В. Внеурочная деятельность как механизм реализации образовательной программы в начальной школе // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. – Т. 2. №4. – С. 104 – 108.
43. Тарасова, Т.И. Расширение информационно-образовательной среды на уроках курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2012. №10. – С. 27 – 30.
44. Трофимова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников в учебном курсе «Окружающий мир» // Формирование учебных умений: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 115 – 116.
45. Уляшева, И.А. Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО // Образование в России и за рубежом: Традиции и вызовы нового времени: Материалы Международного педагогического интерактивного форума. – 2016. – С. 203 – 206.
46. Шамова, Т.И., Шибанова, Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. – М.: ЦГЛ, 2005. – 200 с.
47. Шигалова, Н.В., Гайсин, И.Т. Модель формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «окружающий мир» // Экологический консалтинг. – 2013. №3. – С. 19 – 24.
48. Шереметьева, С.Н. Проектно-исследовательская деятельность в формировании экологической культуры обучающихся начальных классов // Вестник научных конференций. – 2016. №6-3. – С. 121 – 122.
49. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222 с.
50. Ямщикова, А.А. Формирование экологических знаний у младших школьников с использованием проблемного обучения в курсе «Окружающий мир» // Студенческая наука и XXI век. – 2011. №8. – С. 220 – 222.
Вопрос-ответ:
Что такое проектные технологии и каковы их основные особенности?
Проектные технологии - это метод обучения, основанный на организации и выполнении учениками проектов. Основные особенности проектных технологий включают участие учащихся в планировании, организации и самостоятельном выполнении проектов, применение активных форм и методов работы, развитие коммуникативных и творческих навыков, а также формирование профессиональных компетенций.
Чем отличается внеурочная деятельность от учебных занятий?
Внеурочная деятельность - это дополнительная активность, проводимая вне школьной программы, которая дополняет и развивает знания, полученные на уроках. В отличие от учебных занятий, внеурочная деятельность имеет более свободную структуру, учитывает интересы и потребности учащихся, позволяет им проявить творческий потенциал и развить навыки самостоятельной работы.
Почему курс "Окружающий мир" имеет свои особенности при изучении?
Курс "Окружающий мир" подразумевает межпредметный характер и включает в себя элементы различных наук, таких как география, биология, экология и т.д. Поэтому его изучение требует особого подхода, который позволяет объединить разные научные дисциплины и развить системное мышление у учащихся.
Какие возможности предоставляют проектные технологии для организации внеурочной деятельности?
Проектные технологии предоставляют учащимся возможность самостоятельно выбирать темы для исследования, формировать планы работы, сотрудничать в команде, искать и анализировать информацию, разрабатывать и представлять проекты. Это способствует развитию творческого мышления, коммуникационных навыков, умения работать в коллективе.
Какой вывод можно сделать по первой главе статьи?
Из первой главы статьи можно сделать вывод, что проектные технологии являются эффективным средством организации внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир". Они позволяют учащимся развивать свои навыки и интересы, активно участвовать в учебном процессе, исследовать различные темы и применять полученные знания на практике.
Зачем нужны проектные технологии в внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир"?
Проектные технологии в внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" позволяют учащимся активно взаимодействовать с информацией, развивать творческие и исследовательские навыки, участвовать в решении практических задач. Это эффективное средство организации внеурочной деятельности, которое способствует развитию учащихся и повышению их мотивации к изучению предмета.
Каковы основные особенности проектных технологий по предмету "Окружающий мир"?
Основными особенностями проектных технологий по предмету "Окружающий мир" являются интегративный характер знаний, активность учащихся, научно-исследовательский подход к изучению предмета, использование творческих методов и форм работы. Проектные технологии предоставляют возможность учащимся самостоятельно познавать мир, делать выводы на основе наблюдений и опыта, участвовать в практических исследованиях.
Чем особенна внеурочная деятельность по предмету "Окружающий мир"?
Внеурочная деятельность по предмету "Окружающий мир" имеет свои особенности, такие как неформальная обстановка, вариативность выбора тем и форм работы, больше свободы для самостоятельной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на развитие учащихся, расширение и углубление знаний, применение их на практике.
В чем заключается основной подход к изучению курса "Окружающий мир"?
Основной подход к изучению курса "Окружающий мир" заключается в применении интегративного подхода, когда знания из разных областей науки связываются в единую систему. Такой подход позволяет лучше понять мир вокруг нас, его законы и взаимосвязи, развить системное мышление и способность анализировать сложные явления.
Какие основные особенности имеют проектные технологии?
Проектные технологии отличаются ролевой структурой, позволяющей активно вовлекать учащихся в процесс, создание условий для самостоятельной работы, группового взаимодействия, постановки и решения задач. Они требуют использования различных форм и методов работы, таких как исследовательская, технологическая и творческая деятельность.
Какие особенности есть у внеурочной деятельности?
Внеурочная деятельность отличается от учебной деятельности. Во-первых, она проводится вне урока, в свободной форме, но при этом имеет свою структуру и организацию. Во-вторых, внеурочная деятельность позволяет учащимся самостоятельно выбирать темы и задачи для работы, что способствует развитию их творческого потенциала и интересов.
Какие особенности есть у изучения курса "Окружающий мир"?
Изучение курса "Окружающий мир" предполагает комплексный подход к изучению природы, общества и человека. Это позволяет развивать у учащихся системное мышление, формировать у них представления о взаимосвязи различных явлений и процессов. Кроме того, изучение курса "Окружающий мир" способствует формированию у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и развитию экологической культуры.