Антропоцентристская семантика как одно из течений лингвоантропологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Лингвистика
  • 17 17 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 25.01.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Антропоцентрические идеи в трудах Вильгельма Фон Гумбольдта 5
2. Антропоцентрические идеи в трудах Э.Бенвениста. 8
3. Философская постановка проблемы «язык-культура» (П.А.Флоренский, Л.Витгенштейн, Х.Г.Гадамер) 10
Выводы 16
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

.., но об игре самого языка, который с нами заигрывает, обращается к нам и снова замолкает, спрашивает и в нашем ответе осуществляет самого себя» . Через понятие игры у Х.Г.Гадамера сочетаются язык и искусство, в том числе и искусство понимания текста. По мнению Х.Г.Гадамера, речь насыщена переживаниями и духовным опытом предыдущих поколений. В языке становится видимой и действительность, поднимается над сознанием каждого отдельного человека: «Языковой опыт мира «абсолютный». Он поднимается над относительностью всех наших бытийных возложений, поскольку охватывает собой любое в-себе-бытие, в какой бы связи (отношении) оно не стояло перед нами. Языковой характер нашего опыта мира предшествует всему, что мы познаем и выражаем как сущее» . Отсюда его вывод о том, не мир становится предметом языка, а скорее то, что становится предметом познания и высказывания, всегда уже окружено мировым горизонтом языка.
Выводы

Антропоцентризм пронизывает все сферы духовной и социальной жизни человека. Категория антропоцентризма рассматривается в различных парадигмах наук. Значительный интерес вызывает эта категория и в лингвистике. Антропоцентризм - это новый виток спирали в развитии науки о языке. Современная лингвистика связывает язык со всеми видами человеческой деятельности, объективирует его антропоцентрический характер.
Антропоцентрический принцип предусматривает изучение механизма когнитивного процесса, осмысление статуса человека в социуме, языке и речи. Восприятие человеком себя как центра вселенной проявляется, в значениях слов количественной семантики, в соматических единицах, метафорах и тому подобное. Формы антропоцентризма зависят от сфер духовной жизни и уровня цивилизации.
В современной науке о языке заметен сдвиг, изменение базовой парадигматики, переход от имманентной к антропологической лингвистике, изучающей язык в тесной связи с человеческим фактором, через призму речевой деятельности.
В процессе изучения языковой картины мира лингвисты обращают особое внимание на антропоцентрический принцип, согласно которому человек выступает мерой всех предметов. Человек познает, отражает и оязычивает мир идей, концепций согласно действием антропоцентричного принципа по личной шкале ценностей. Филология как наука о слове была всегда направлена на человека. В современной лингвистике принцип антропоцентричности присущ всей парадигме этой науки и считается одним из главных.

Список литературы

Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист, под редакцией Ю. С. Степанова. — М.: Прогресс, 1974. - 446 с.
Витгенштейн Л. Философские работы / Л. Витгенштейн. Пер. с нем. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. Ч. I. — М.: Гнозис, 1994. - 612 с.
Гадамер Х. Г. Истина и метод / Х.Г. Гадамер. Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с
Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. / Х.Г. Гадамер - М.: Искусство, 1991. -С.126-146. – С.144
Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / общ. ред. Г. В. Рамишвили ; послесл. А. В. Гулыги и В. А. Звегинцева ; [пер. с нем.]. – М. : Прогресс, 2000. – 400 с.
Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. В. Гулыги, Г. В. Рамишвили ; [пер. с нем.]. - М. : Прогресс, 1985. – 452 с.
Даниленко В. П. Языковая картина мира в теории Л. Вайсгербера / В.П. Даниленко // Филология и человек. - 2009. - № 1. - С. 7-17
Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус / Е.С. Кубрякова // Известия РАН. - Серия литературы и языка. - Т. 53, № 2. - М.: Наука, 1994. - С. 3-15
Флоренский П. А. Имена: сочинения. / П. А. Флоренский - М.: Эксмо, 2008. - 896 с.
Флоренский П. А. Сочинения в 4-х томах. / П. А. Флоренский - М.: «Мысль», 2000. Том 3 (1) - 624 с
Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / М.Хайдеггер // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода // История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях / под ред. В.А. Звегинцева. - М. : Учпедгиз, 1960. - Часть I. – с.88
Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М. : Прогресс, 1974.– с.292
Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М. : Прогресс, 1974.– с.294
Степанов Ю.С. Эмиль Бенвенист и лингвистика на пути преобразования / вступление. ст. // Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: УРСС, 2002. - С. 15
Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус // Известия РАН. - Серия литературы и языка. - Т. 53, № 2. - М. : Наука, 1994.– С.14
Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / Вильгельм фон Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию / общ. ред. Г. В. Рамишвили ; послесл. А. В. Гулыги и В. А. Звегинцева ; [пер. с нем.]. - М. : Прогресс, 2000. - С.67
Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / Вильгельм фон Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию / общ. ред. Г. В. Рамишвили ; послесл. А. В. Гулыги и В. А. Звегинцева ; [пер. с нем.]. - М. : Прогресс, 2000. - С.68
Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / Вильгельм фон Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию / общ. ред. Г. В. Рамишвили ; послесл. А. В. Гулыги и В. А. Звегинцева ; [пер. с нем.]. - М. : Прогресс, 2000. - С.68
Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / Вильгельм фон Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию / общ. ред. Г. В. Рамишвили ; послесл. А. В. Гулыги и В. А. Звегинцева ; [пер. с нем.]. - М. : Прогресс, 2000. - С.68
Гумбольдт В. фон. Опыт анализа мексиканского языка / Вильгельм фон Гумбольдт ; [пер. М. А. Журинской] // Язык и философия культуры / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. В. Гулыги, Г. В. Рамишвили ; [пер. с нем.] - М. : Прогресс, 1985. - С.364
Гумбольдт В. фон. Характер языка и характер народа / Вильгельм фон Гумбольдт ; [пер. О. А. Гулыги] // Язык и философия культуры / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. В. Гулыги, Г. В. Рамишвили ; [пер. с нем.]. - М. : Прогресс, 1985. - С.373
Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / Вильгельм фон Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию / общ. ред. Г. В. Рамишвили ; послесл. А. В. Гулыги и В. А. Звегинцева ; [пер. с нем.]. - М. : Прогресс, 2000. - С.167
Гумбольдт В. фон. Характер языка и характер народа / Вильгельм фон Гумбольдт ; [пер. О. А. Гулыги] // Язык и философия культуры / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. В. Гулыги, Г. В. Рамишвили ; [пер. с нем.]. - М. : Прогресс, 1985. - С. 370
Гумбольдт В. фон. Об изучении языков, или план систематической энциклопедии всех языков / Вильгельм фон Гумбольдт ; [пер. О. Гулыги] // Язык и философия культуры / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. В. Гулыги, Г. В. Рамишвили ; [пер. с нем.]. - М. : Прогресс, 1985.– С.349
Даниленко В. П. Языковая картина мира в теории Л. Вайсгербера / В.П. Даниленко // Филология и человек. - 2009. - № 1. - С.10
Гумбольдт В. фон. Об изучении языков, или план систематической энциклопедии всех языков / Вильгельм фон Гумбольдт ; [пер. О. Гулыги] // Язык и философия культуры / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. В. Гулыги, Г. В. Рамишвили ; [пер. с нем.]. - М. : Прогресс, 1985. - С. 346-349.
Бенвенист Э. Индоевропейское именное словообразование / пер. с фр. Андреева Н. Д. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - 260 с.
Бенвенист Э. Общая лингвистика / под редакцией Ю. С. Степанова. — М.: Прогресс, 1974. — 446 с.
Бенвенист Э. Общая лингвистика / под редакцией Ю. С. Степанова. — М.: Прогресс, 1974. – С.292-301
Бенвенист Э. Общая лингвистика / под редакцией Ю. С. Степанова. — М.: Прогресс, 1974. – С.259
Бенвенист Э. Общая лингвистика / под редакцией Ю. С. Степанова. — М.: Прогресс, 1974. – С.129
Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С.144
Флоренский П. А. Сочинения в 4-х томах. М.: «Мысль», 2000. Том 3 (1). Философское наследие / под ред. игумена Андроника (А. С. Трубачёва), П. В. Флоренского, М. С. Трубачёвой. – С.185
Флоренский П. А. Сочинения в 4-х томах. М.: «Мысль», 2000. Том 3 (1). Философское наследие / под ред. игумена Андроника (А. С. Трубачёва), П. В. Флоренского, М. С. Трубачёвой.– С.153
Флоренский П. А. Сочинения в 4-х томах. М.: «Мысль», 2000. Том 3 (1). Философское наследие / под ред. игумена Андроника (А. С. Трубачёва), П. В. Флоренского, М. С. Трубачёвой.– С.154
Флоренский П. А. Сочинения в 4-х томах. М.: «Мысль», 2000. Том 3 (1). Философское наследие / под ред. игумена Андроника (А. С. Трубачёва), П. В. Флоренского, М. С. Трубачёвой.– С.153
Флоренский П. А. Имена: сочинения. М.: Эксмо, 2008. 896 с. – С.180
Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / М.Хайдеггер // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - 552 с. – С.414
Витгенштейн Л.. Tractatus Logico-Philosophicus; Философские работы / Пер. с нем. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. Ч. I. — М.: Гнозис, 1994. - С.10
Витгенштейн Л. Философские работы / Пер. с нем. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. Ч. I. — М.: Гнозис, 1994. – С.164
Витгенштейн Л. Философские работы / Пер. с нем. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. Ч. I. — М.: Гнозис, 1994. – С.164
Гадамер Х.Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. - С.493
Гадамер Х.Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. - С.565
Гадамер Х.Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. - С.520












2

1. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист, под редакцией Ю. С. Степанова. — М.: Прогресс, 1974. - 446 с.
2. Витгенштейн Л. Философские работы / Л. Витгенштейн. Пер. с нем. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. Ч. I. — М.: Гнозис, 1994. - 612 с.
3. Гадамер Х. Г. Истина и метод / Х.Г. Гадамер. Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с
4. Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. / Х.Г. Гадамер - М.: Искусство, 1991. -С.126-146. – С.144
5. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / общ. ред. Г. В. Рамишвили ; послесл. А. В. Гулыги и В. А. Звегинцева ; [пер. с нем.]. – М. : Прогресс, 2000. – 400 с.
6. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. В. Гулыги, Г. В. Рамишвили ; [пер. с нем.]. - М. : Прогресс, 1985. – 452 с.
7. Даниленко В. П. Языковая картина мира в теории Л. Вайсгербера / В.П. Даниленко // Филология и человек. - 2009. - № 1. - С. 7-17
8. Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус / Е.С. Кубрякова // Известия РАН. - Серия литературы и языка. - Т. 53, № 2. - М.: Наука, 1994. - С. 3-15
9. Флоренский П. А. Имена: сочинения. / П. А. Флоренский - М.: Эксмо, 2008. - 896 с.
10. Флоренский П. А. Сочинения в 4-х томах. / П. А. Флоренский - М.: «Мысль», 2000. Том 3 (1) - 624 с
11. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / М.Хайдеггер // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

Вопрос-ответ:

Что такое антропоцентристская семантика?

Антропоцентристская семантика - это одно из течений лингвоантропологии, которое уделяет особое внимание роли человека в языке и его взаимосвязи с культурой.

Какие антропоцентрические идеи были выражены в трудах Вильгельма Фон Гумбольдта?

Вильгельм Фон Гумбольдт считал, что язык - это не просто инструмент для передачи информации, а живая система, отражающая особенности менталитета и культуры народа. Он уделял внимание связи языка и мышления, а также рассматривал роль языка в формировании и выражении национальной идентичности.

Какие антропоцентрические идеи были выражены в трудах Э. Бенвениста?

Э. Бенвенист считал, что язык - это не просто средство коммуникации, но и средство выражения наших мыслей и взглядов на мир. Он подчеркивал роль языка в конструировании нашего опыта и взаимодействии с другими людьми.

Какой философский взгляд на проблему язык-культура имеют П. А. Флоренский, Л. Витгенштейн и Х. Г. Гадамер?

П. А. Флоренский, Л. Витгенштейн и Х. Г. Гадамер рассматривают язык и культуру как взаимосвязанные явления. Они утверждают, что язык формирует наше понимание мира и влияет на наши культурные представления. Они также обращают внимание на взаимодействие между языком, культурой и социальной средой.

Что означает понятие "игра" в контексте антропоцентристской семантики?

Понятие "игра" в контексте антропоцентристской семантики отсылает к идее о том, что язык сам по себе имеет свойство игры. Язык обращается к нам через особые игровые механизмы, задает нам вопросы и в наших ответах осуществляет самого себя. Игра языка является одной из форм его выражения и взаимодействия с нами.

Что такое антропоцентристская семантика и в каких работах она проявляется?

Антропоцентристская семантика - это направление в лингвоантропологии, которое ставит человека в центр своих исследований о языке. Вильгельм Фон Гумбольдт и Эмил Бенвенист были известными представителями этого направления, а именно в их работах отражаются антропоцентрические идеи.

Какие антропоцентрические идеи можно выделить в трудах Вильгельма Фон Гумбольдта?

В трудах Вильгельма Фон Гумбольдта можно выделить несколько антропоцентрических идей. Он считал, что язык отражает ментальное состояние человека и его внутренний мир. Он также подчеркивал важность языка для формирования культуры и общения между людьми. Кроме того, Гумбольдт видел язык как средство самовыражения и самоопределения человека.

Какие антропоцентрические идеи можно выделить в трудах Эмиля Бенвениста?

В трудах Эмиля Бенвениста можно выделить несколько антропоцентрических идей. Он считал, что язык формирует понимание реальности и человеческое сознание. Он также подчеркивал важность языка в коммуникации и влиянии на общество. Бенвенист рассматривал язык как своеобразный инструмент, с помощью которого человек выражает свои мысли и чувства.

Какую философскую постановку проблемы языка и культуры можно найти у П.А. Флоренского, Л.Витгенштейна и Х.Г. Гадамера?

У П.А. Флоренского, Л. Витгенштейна и Х. Г. Гадамера можно найти различные философские постановки проблемы языка и культуры. П.А. Флоренский рассматривал язык и культуру как взаимосвязанные феномены, отражающие духовные ценности и мировоззрение народа. Л. Витгенштейн подходил к проблеме языка как к игре, в которой язык играет роль правил и символов. Х. Г. Гадамер также подчеркивал игровой характер языка, а также его влияние на формирование культуры и общения между людьми.

Что такое антропоцентристская семантика?

Антропоцентристская семантика - это одно из течений лингвоантропологии, которое сосредоточено на изучении языка с точки зрения его значения и связи с человеком. Она исследует, как человек воспринимает, интерпретирует и использует язык в своей культуре и обществе.

Какие антропоцентрические идеи можно найти в трудах Вильгельма Фон Гумбольдта?

В трудах Вильгельма Фон Гумбольдта присутствуют антропоцентрические идеи, которые подчеркивают важность языка и его роли в конструировании реальности для человека. Он указывает на то, что язык определяет наши способы мышления и восприятия мира, а также формирует наши представления о себе и окружающей среде.