Позитивные и негативные факторы влияющие на формирование Я-концепции в подростковом возрасте
Заказать уникальную дипломную работу- 54 54 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 09.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ Я – КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Основные направления изучения Я-концепции в психологической науке 7
1.2 Возрастные факторы становления Я-концепции 17
1.3. Позитивные и негативные факторы, влияющие на формирование Я-концепции подростков 23
Выводы по Главе 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ 35
2.1. Общая характеристика выборки и методик 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 38
2.3 Разработка рекомендаций согласно результатам исследования 46
Выводы по Главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Терминальные ценности означают стремление к конечной цели индивидуального существования. Инструментальные ценности основаны на предпочтении определенного образа действий либо свойства личности.Согласно инструкции подросткам предъявляются списки ценностей, и каждой ценности необходимо присвоить ранговый номер в порядке приоритетности и значимости ее для подростка.С целью выявления «Я - образа» подростков описанная выше методика была видоизменена. Так, подросткам предлагалось оценить актуальность предъявляемых терминальных ценностей для следующих «Я» - «Я - взрослый», «Я - идеальное», «Я в настоящем», «Мои родители». При этом предложенные подросткам ценности были классифицированы следующим образом.– жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); – наличие хороших и верных друзей;– материально обеспеченная жизнь;– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);– развитие (постоянное физическое и духовное совершенствование);– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);–познание (возможность расширения своего образования);– счастливая семейная жизнь;– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);–общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);– интересная работа;– творчество (возможность творческой деятельности);–уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)– здоровье (физическое и психическое);– красота природы.Способ разработки методики: модернизированная.Субъект ориентирования: мужской пол, группа из 20 человек.Ожидаемый результат: выявить актуальность терминальных ценностей для подростков.Методы осуществления методики: словесные, наглядные, практические.Форма организации: групповые.Средства: анкетирование.Технология: представлена этапами: подготовительный, деятельностный, итоговый.2. Шкала «Уровень притязаний» К. Шварцландера. Цель: выявление соотношения уровня притязаний и уровня достижений у испытуемых. Процедура проведения: В ходе проведения методики необходимо заполнить 4 бланка, в которых необходимо проставить максимально возможное количество плюсиков за время, отведенное экспериментатором, и сравнить это количество с заявленным. Уровень притязаний вычисляется согласно формуле. Каждое полученное значение УП последовательно сравнивается с психодиагностической шкалой, интерпретируется уровень притязаний: нереалистично высокий, высокий, умеренный, низкий и нереалистично низкий.Способ разработки методики: модернизированная.Субъект ориентирования: мужской пол, группа из 20 человек.Ожидаемый результат: определить соотношение уровня притязаний и достижений у подростков.Методы осуществления методики: словесные, наглядные, практические.Форма организации: групповые.Средства: анкетирование.Технология: представлена этапами: подготовительный, деятельностный, итоговый.3. Особенности самоотношения в старшем подростковом возрасте (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев). Цель методики - выявить особенности самоотношения у подростков. В основе методики - различие содержания «Я-образа» и самоотношения. В результате выявляются следующие уровни самоотношения: глобальное самоотношение («за» и «против» себя); дифференцируемое по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям самоотношение; уровень готовности действия в отношении «Я». Процедура проведения – подросткам предлагается ответить на 57 утверждений, выражая согласие либо несогласие с каждым утверждением. По каждому фактору суммируются совпадающие положительные и отрицательные утверждения. Полученные сырые баллы по каждому фактору в дальнейшем переводятся в процентные частоты. «Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–»».Способ разработки методики: модернизированная.Субъект ориентирования: мужской пол, группа из 20 человек.Ожидаемый результат: выявить различия в содержании «Я-образа» подростков.Методы осуществления методики: словесные, наглядные, практические.Форма организации: групповые.Средства: анкетирование.Технология: представлена этапами: подготовительный, деятельностный, итоговый.2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования1. «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Полученные в ходе исследования результаты подростков представлены в таблице 1.Таблица 1.Ценностные ориентации подростков для блоков «Я в настоящем», «Я - взрослый», «Я - идеальное».№Название терминальной ценностиВысокая ценность для блока «Я в настоящем», % испытуемыхВысокая ценность для блока«Я - взрослый», % испытуемыхВысокая ценность для блока «Я - идеальное», % испытуемых1здоровье (физическое и психическое)7565752наличие хороших и верных друзей5750503любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)5060504уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)3545905интересная работа585456свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)6535357материально обеспеченная жизнь2090208развитие (постоянное физическое и духовное совершенствование)155609счастливая семейная жизнь15805010познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)50403611жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)10256012активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)85558013продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)63501014общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)35437515развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)908,5816счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей)991217творчество (возможность творческой деятельности);1012918Красота природы885На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:Терминальная ценность «здоровье» применительно к «Я - настоящему» занимает у подростков лидирующую позицию. То же самое для блоков «Я - взрослый» и «Я - идеальное». Исходя их этого, можно сделать вывод о том, что собственное здоровье рассматривается подростками как условие личной успешности и самореализации, исходя из семантического пространства.Наименее актуальной ценностью является «красота природы».Так же на основании данных результатов можно отметить, что образы «Я в настоящем», «Я-взрослый», «Я-идеальное» совпадают по некоторым подпунктам. Так, такие ценности, как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «познание», «творчество», – стоят для подростков приблизительно на одних и тех же местах, если они говорят о себе как о идеальном и взрослом человеке. Такая ценность, как «развлечения» утрачивает для подростков свое ведущее значение в будущем. Противоречие, заключающееся в том, что в сопоставлении с «Я идеальным» данная ценность не связывается в сознании подростков с серьезностью и стабильностью. В то время как для реального «Я» (настоящего времени) подростки не отрицают важность наличия отличного времяпрепровождения и общения со сверстниками в качестве одной из ведущих ценностей.Ценность «уверенность в себе» противоречиво рассматривается в трех блоках, наиболее важной представляется для подростков с «идеальном Я». Выражено несоответствие «Я реального» и «Я идеального», что является следствием когнитивного развития.Свобода и независимость актуальна для «Я настоящего», но данная позиция несколько смещается во взрослом возрасте, что доказывает ее значимость лишь на определенный момент времени. Подростки не отрицают возможность потери доминирующего значения ценности в будущем.Идеальной для взрослой личности, по мнению подростков, является ценность материального порядка - «обеспеченная жизнь», которая в настоящее время да и в идеале теряет лидирующее значение. Для идеальной личности она оказывается незначимой. «Продуктивную жизнь» подростки более ценят в настоящем времени, чем в идеале. «Активная деятельная жизнь» сопоставляется для субличностей «Я реальный» и «Я идеальный», что демонстрирует тот факт, что подросток считает данную ценность показателем идеальной личности и подчеркивает необходимость стремления к ней.Общественное признание и жизненная мудрость расходятся в «Я- реальном» и «Я-идеальном», подчеркивая важность их для идеального человека. Наблюдаются значительные расхождения в отношении ценности счастливой семейной жизни – для себя данную ценность подростки рассматривают как незначительную, в то время как для взрослого и идеального человека данная ценность приобретает ведущие позиции. Это подчеркивает важность осознания подростками положительного отношения к институту семьи. Интересная работа имеет значение для взрослого человека, в то время как для подростков занимает последнее место.Таким образом, актуальные для «Я-реального» ценности признаются подростками в будущем утрачивающими свое ведущее значение, и образ взрослого, и образ идеального человека сопоставляется в их сознании с большей стабильностью и серьезностью.2. Шкала «Уровень притязаний» К. Шварцландера. Результаты диагностики по шкале представлены в таблице 2.Таблица 2.Сравнительный анализ уровня притязаний у подростков № испытуемогоУровень притязаний (УП)Нереалистично высокийВысокийУмеренныйНизкий Баллы112533415-1,496-1,497-1,49859110311112513114-1,4915-1,4916317-1,49183195203%4 (20%)5 (25%)5(25%)6 (30%)Полученные значения отражены на рисунке 1. Рис. 1. Сравнительный анализ уровней притязаний подростковНеадекватный, т.е. нереалистично завышенный уровень притязаний выявлен у 4 подростков (20%), что свидетельствует о переоценке ими собственных способностей и возможностей, и говорит о том, что нередко подростки берутся за непосильные для них задачи.Высокий, но реалистичный уровень притязаний продемонстрировали 5 подростков (25%), что отражает их стремления к самосовершенствованию, решению сложных ситуаций.Умеренным уровнем притязаний отмечены 5 подростков (25%), и эти люди способны решать круг задач если не повышенной, то средней степени сложности, однако они не выражают стремление перейти к осуществлению более сложных целей.Низким уровнем притязаний, т.е. нереалистично заниженным, характеризуются 6 человек (30%). Эти подростки избирают слишком легкие цели в результате либо заниженной самооценки и неверия в собственный успех, либо в результате избегания социальной активности.3.Особенности самоотношения в старшем подростковом возрасте (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев). Результаты исследования по данной методике представлены в таблице 3.Исходя из полученных результатов, очевидно, что наиболее выражена у испытуемых шкалы саморуководства (самопоследовательности), самообвинения, самоуважения. Таблица 3Сравнительный анализ особенностей самоотношения у подростков№ ШкалыSIIIIIIIV1234567126,6744,67917,6729,065,677,3316,6760,3310020,004,3329691,338691,3310081,33801009227,6710083,67355,3371,3328,0072,3316,0047,6715,034,3338,3381,6720,0021,33449,058,6728,0027,3349,0029,337,3334,3379,6760,6720,0043,33562,6734,0028,0017,6729,0065,6751,3334,3379,6727,678068,67638,3334,0016,0039,6729,0047,6732,0016,6792,0043,3334,334,33721,3325,339,009,0016,0016,6715,0034,3392,0096,6711,3334,33869,3380,0086,0017,6771,3347,6732,0070,6760,3315,0080,0068,67974,3371,3369,6753,0071,3347,6751,3350,6760,3315,0010083,671049,0044,6737,3317,6729,0016,6732,0016,6792,0015,0080,0083,671132,3344,679,009,0029,0029,337,3334,3360,3360,6720,0021,331238,3344,6716,0039,6716,0047,6780,0050,6779,6760,6734,3324,331355,3344,6728,0017,6716,0065,6751,3350,6779,6743,3354,6768,671426,6734,0028,0017,6729,0047,6780,0070,6760,3396,6711,334,331521,3325,3316,009,0016,0016,677,3334,3392,0096,6711,3321,331626,6734,0037,3327,3316,0029,3315,0016,6760,3381,6720,004,331738,3334,0021,6739,6749,6716,677,3316,6779,6727,6720,004,331855,3371,3316,0027,3316,0047,6732,0050,6760,3343,3334,3343,331974,3391,3377,3353,0029,0081,3380,0070,6792,0027,6780,0083,672062,6786,6769,6739,6749,6792,3380,0050,6779,6715,0010083,6748,753,335,832,235,347,0138,242,774,551,846,642,8Рассмотрим качественный анализ показателей по каждой шкале. «Интегральная» шкала является наиболее выраженной у 3 испытуемых (15%), средне выражена у 6 (30%) и не выражена у 11 (55%) испытуемых. Рис. 2. Сравнительный анализ показателей самоотношенияШкала «самоуважение» ярко выражена у 4 (20%), средне выражена у 4 (20%) подростков. У остальных 12 (60%) - не выражена.«Аутосимпатия» ярко выражена у 3 (15%), средне выражена - у 2 (10%) подростков. У остальных 15 (75%) признак не выражен.«Ожидаемое отношение» ярко выражена у 1 (5%), средне выражена - у 3(15%), не выражена - у 16 (80%).«Самоинтерес» ярко выражен у 1 (5%), средне выражен у 2 (10%), остальные 17 (85%) имеют не выраженный признак самоинтереса.«Самоуверенность» ярко выражена у 3 (15%), средне выражена - у 2 (10%). У остальных 15 (75%) признак не выражен.«Отношение других» - признак ярко выражен у 5 (25%), средне выражена - у 3 (15%). У остальных 12 (60%) признак не выражен.«Самопринятие» - признак ярко выражен у 1 (5%), средне выражен - у 8 (40%), у 11 (55%) признак не выражен.«Саморуководство» - признак ярко выражен у 12 (60%), средне выражен - у 7 (35%), у 1 (5%) - признак не выражен.«Самообвинение» - признак ярко выражен у 6 (30%), средне выражен - у 3 (15%), у остальных 11 (55%) - признак не выражен.«Самоинтерес» - признак ярко выражен у 7 (35%), средне выражен - у 1 (5%), у остальных 12 (60%) - признак не выражен.«Самопонимание» - признак ярко выражен у 5 (25%), средне выражен - у 3 (15%), у остальных 12 (60%) - признак не выражен.На рисунке 1 отражен сравнительный анализ полученных показателей.Результаты исследования доказывают, что в старшем подростковом возрасте возникает осознанность образа Я, повышается рефлексивность, критичность. Самоуверенность с возрастом снижается в результате переосмысления подростками своей позиции в окружающем мире, и появлении напряженности во взаимоотношениях. Уровень саморуководства в старшем подростковом возрасте значительно возрастает, поскольку подросток более отчетливо переживает собственное Я как внутренний стержень, интегрирующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Уровень отраженного самоотношения так же с возрастом повышается. Это свидетельствует о том, что личность, характер и деятельность подростка способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. С переходом в старший подростковый возраст увеличивается внутренняя конфликтность. Фактор внутренней неустроенности, фиксирующий внутреннюю конфликтность, самообвинение в большей степени наблюдается у старших подростков.2.3 Разработка рекомендаций согласно результатам исследованияНа протяжении последних лет различными исследователями был рассмотрен и активно изучается вопрос я-концепции в подростковом возрасте. На основе уже полученных данных было разработано огромное количество методик адаптации и интеграции детей с патологией я-концепции в общество сверстников. Однако большинство из них имеет односторонний характер. На сегодняшний день психологической составляющей уделяется недостаточное внимание.Интеграция есть процесс, который предполагает сближение двух социальных субъектов, а ее эффективность определяется с одной стороны готовностью лиц разного возраста войти в общество, а с другой - готовностью общества принять лиц с нарушениями я-концепции. Таким образом, работа должна проводиться как с людьми с проблемами самовосприятия, так и с обычными людьми.Процесс адаптации у подростков, должен носить комплексный характер, ориентированный на структуру отклонений в психической деятельности, учитывающий роль биологических и микросоциальных факторов, включающий реабилитационные, лечебные, медикаментозные и психокоррекционные мероприятия, проводимые в соответствии с принципами дифференцированного подхода специалистами реабилитационных центров: психоневрологами, психологами, психотерапевтами, педагогами.В контексте данной работы мы можем предложить следующие рекомендации, которые могут положительно повлиять на организацию работы по интеграции и адаптации подростков с нарушениями я-концепции в общество.1. Индивидуальная работа с детьми должна проводится постоянно. Постоянный контакт подростка с педагогами, психологами помогает ему реально оценить свои возможности, сформировать адекватный уровень притязаний, структуру ценностных ориентации. Часто бывает так, что родители и ближайшее окружение не готовы продолжать ту работу, которую вели специалисты, а дети, оказавшись в новой социальной ситуации, быстро утрачивают установки, сформированные психологом.2. Необходимо учитывать важную роль родителей в адаптационном процессе. Родители могут затруднять или облегчать адаптации. В сочетании с действительными трудностями подростков в передвижении, самообслуживании это приводит к преобладанию воспитания в условиях гиперпротекции, которая формирует у ребенка пассивность, выжидательную позицию, неспособность самостоятельно принимать решения. 3.При проведении психокоррекционной работы с подростками, необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы, причем групповые формы предпочтительнее.Индивидуальная работа со старшими подростками должна проводиться не только по проблеме развития познавательной деятельности, но и личностного развития.Групповую работу необходимо строить на основе ряда принципов: откровенности и искренности, ответственности при обсуждении, соблюдения интимности. Суть работы группы состоит в том, что в ходе дискуссий под руководством психолога при использовании специальных приемов происходит улучшение психологического состояния участников. Содержание дискуссий определялось проблемами, выявленными на диагностическом этапе.Данные рекомендации, на наш взгляд, могут помочь в организации реабилитационно-адаптационных мероприятий для подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.Выводы по Главе 2Для решения задач работы был составлен план исследования, выбрана база для его проведения, сформирована репрезентативная выборка, подобраны соответствующие методы научного исследования, надежные и валидные психодиагностические методики.На основании результатов проведенного эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы:Терминальная ценность «здоровье» применительно к «Я-настоящему» занимает у подростков лидирующую позицию. То же самое для блоков «Я - взрослый» и «Я-идеальное». Исходя их этого, становится очевидным, что собственное здоровье рассматривается подростками как условие личной успешности и самореализации, исходя из семантического пространства. Ценность «красота природы» меньше всего актуальна для подростков.Ценность «развлечения» утрачивает для подростков свое ведущее значение в будущем. На лицо противоречие, заключающееся в том, что в сопоставлении с «Я - идеальным» образом взрослого человека данная ценность не связывается в сознании подростков с серьезностью и стабильностью, в то время как для реального Я (настоящего времени) подростки не отрицают важность наличия отличного времяпрепровождения и общения со сверстниками в качестве одной из ведущих ценностей.Ценность «уверенность в себе» противоречиво рассматривается в трех блоках, наиболее важной представляется для подростков с идеальном «Я». Выражено несоответствие «Я - реального» и «Я - идеального», что является следствием когнитивного развития.Свобода и независимость актуальна для «Я - настоящего», но данная позиция несколько смещается во взрослом возрасте, что доказывает ее значимость лишь на определенный момент времени. Подростки не отрицают возможность потери доминирующего значения ценности в будущем.Идеальной для взрослой личности, по мнению подростков, является ценность материального порядка – «обеспеченная жизнь», которая в настоящее время, да и в идеале теряет лидирующее значение. Для идеальной личности она оказывается незначимой. «Продуктивную жизнь» подростки более ценят в настоящем времени, чем в идеале. «Активная деятельная жизнь» сопоставляется для субличностей «Я - реальный» и «Я - идеальный», что демонстрирует тот факт, что подросток считает данную ценность показателем идеальной личности и подчеркивает необходимость стремления к ней. «Общественное признание» и «жизненная мудрость» расходятся в «я- реальном» и «Я-идеальном», подчеркивая важность их для идеального человека. Наблюдаются значительные расхождения в отношении ценности счастливой семейной жизни – для себя данную ценность подростки рассматривают как незначительную, в то время как для взрослого и идеального человека данная ценность приобретает ведущие позиции. Это подчеркивает важность осознания подростками положительного отношения к институту семьи. Интересная работа имеет значение для взрослого человека, в то время как для подростков занимает последнее место. Таким образом, актуальные для «Я-реального» ценности признаются подростками в будущем утрачивающими свое ведущее значение, и образ взрослого, и образ идеального человека сопоставляется в их сознании с большей стабильностью и серьезностью. С переходом в подростковый возраст увеличивается внутренняя конфликтность. Фактор внутренней неустроенности, фиксирующий внутреннюю конфликтность, самообвинение в большей степени наблюдается у старших подростков.У большинства подростков наблюдается низкий уровнем притязаний, т.е. заниженная самооценка. Однако нужно заметить, что у некоторых подростков (их меньшинство)наблюдался неадекватный, т.е. нереалистично завышенный уровень притязаний.Там же, согласно полученным данным, именно в старшем подростковом возрасте возникает осознанность образа Я, повышается рефлексивность, также повышается уровень саморуководства, т.к. подросток начинает осознавать, что ответственность за свои действия. В свою очередь самоуверенность подростков снижается.Таким образом, все наши три гипотезы подтвердились.Также в данной главе были даны общие рекомендации по улучшения и усилению Я-концепции подростков, с использованием различных методов и методик.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог курсовой работе важно отметить следующие аспекты:Множество подходов, трактующих развитие «Я-концепции» акцентированы на особенностях подросткового периода. Основную роль в процессе развития «Я-концепции» играют семейные отношения и значимые другие, оказывающие влияние на жизнь подростка, поэтому для формирования и развития «Я» - концепции родителям необходимо предоставлять подросткам свободу, исключать отчужденность и враждебность в отношениях, проявлять заинтересованность в проблемах ребенка, исключение авторитарной позиции по отношению к детям.Так же важно отметить, что в подростковом возрасте начинают вырабатываться ценностные ориентации, в которых выявляется самая сущность человека, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, окружающей действительности, других людях, самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности, формируется осознанное, обобщенное, итоговое отношение к жизни, позволяющее выйти на проблему смысла человеческой жизни. Поэтому изучение современной молодежи, ее образа будущего и жизненных стратегий необходимо, поскольку именно жизненные стратегии обуславливают личное, культурное, а также социальное будущее как общества в целом, так и личности в частности.В результате проведенного исследования в эмпирической части работы важно отметить, что три построенные гипотезы подтвердились:Наиболее актуальной ценностью для подростков является ценность «здоровье» в системе «Я-настоящий», «Я - взрослый», «Я-идеальный», а наименее актуальная ценность в этих системах – ценность «красота природы»;Большинству подростков свойственно критичное отношение к себе, что характеризуется низким уровнем притязаний;В старшем подростковом возрасте возникает осознанность «Я-образа».Результаты исследования способствовали разработке ряда рекомендаций, прежде всего связанных с: характером проводимой работы, в том числе его постоянстве, а также учете и вниманию к роли родителей и ближайшего окружения в адаптационном процессе; сочетании индивидуальных и групповых методов работы.Рекомендаций практикующим преподавателям и психологам разработаны во 2 главеСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…
1. Абдуллин А.Г. Образ «Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии / А.Г. Абдуллин, Е.Р. Тумбасова // Вестник Южно– Уральского государственного университета. – 2012. – № 6. – С. 4–11.
2. Бернс Р. Развитие Я– концепции и воспитание / Р. Бернс. – М., 2008. – 422 с.
3. Вартанова И.И. Личность старшеклассника: мотивация и система ценностей / И.И. Вартанова // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 3–11.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2012. – 1136с.
5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2012. – 800с.
6. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – М.: Академический проект, 2011. – 318 с.
7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – С.-Пб.: Питер, 2012. – 320 с.
8. Кле Мишель Психология подростка. Психосексуальное развитие / М. Кле. – М., 2011. – 289 с.
9. Колышко А.М. Психология самоотношения: учебное пособие / А.М. Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2012. – 102 с.
10. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон – М, 2009 – 254 с.
11. Латыпов И.В. Взаимосвязь самоотчуждения и образа «Я» личности / И.В. Латыпов // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 2. – С. 221– 225.
12. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – С.-Пб: Питер, 2013. – 583 с.
13. Махнач А.В., Лактионова А.И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации / А.В. Махнач // Психологический журнал. – 2013. – № 5. – С. 69– 85.
14. Мухина В.С. Особенности идентификации с собственным «Я». Кризис личности в отрочестве / В.С. Мухина // Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.,1998. – С. 398–408.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2012. – 460 с.
16. Олппорт Г. Становление личности. Избранные труды / Г.Олппорт. – М.: Смысл, 2002. – 288 с.
17. Пантелеев С. Р. Самоотношение как эмоционально– оценочная система / С.Р Пантелеев. – М. : Наука, 1991. – 238 с.
18. Смирнов С.Д. Место понятия «общение» в психологической теории деятельности / С.Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 81– 91.
19. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: МГУ, 2011. – 288 с.
20. Черепкова Н.В., Кузнецова М.Ю. Формирование самоотношения в подростковом возрасте / Н.В. Черепкова // Современные научные исследования. Выпуск 1. – 2013. – С. 87.
Вопрос-ответ:
Какие факторы влияют на формирование Я концепции в подростковом возрасте?
На формирование Я концепции подростков влияют различные факторы, как позитивные, так и негативные. Позитивные факторы могут включать поддержку окружающих, позитивный образец роли, успешные достижения, положительное самоощущение и самооценку. Негативные факторы, напротив, могут быть связаны с конфликтами в семье, общественным давлением, низкой самооценкой, отсутствием поддержки и т.д.
Какие возрастные факторы влияют на становление Я концепции?
Становление Я концепции в подростковом возрасте связано с определенными возрастными факторами. В этом возрасте происходят значительные изменения как физического развития, так и социально-психологического развития. Возможно возникновение новых интересов и ценностей, формирование личностных черт, установление своего места в социальной группе, что отражается на формировании Я концепции.
Как влияют позитивные факторы на формирование Я концепции в подростковом возрасте?
Позитивные факторы оказывают положительное влияние на формирование Я концепции в подростковом возрасте. Например, поддержка со стороны родителей и близких, поощрение и признание достижений, наличие успешных образцов роли способствуют развитию позитивного самоощущения и самооценки. Это помогает подросткам формировать свою идентичность и позитивное представление о себе.
Как влияют негативные факторы на формирование Я концепции в подростковом возрасте?
Негативные факторы могут оказывать отрицательное влияние на формирование Я концепции в подростковом возрасте. Например, конфликты в семье, общественное давление, низкая самооценка, отсутствие поддержки и признания могут приводить к негативному самоощущению и формированию негативной самооценки. Это может затруднить процесс формирования личности и позитивного представления о себе.
Какие факторы оказывают влияние на формирование Я-концепции у подростков?
Факторы, оказывающие влияние на формирование Я-концепции у подростков, могут быть как позитивными, так и негативными. Позитивные факторы включают поддержку со стороны семьи, друзей и педагогов, успешные достижения в учебе и других сферах жизни, уверенность в своих способностях и принятие собственного тела. Негативные факторы включают низкую самооценку, негативное влияние окружающих, стрессовые ситуации, нерешенные конфликты, а также неправильное отношение к себе со стороны значимых людей. Все эти факторы влияют на формирование и развитие Я-концепции у подростка.
Как влияет поддержка со стороны семьи на формирование Я-концепции подростка?
Поддержка со стороны семьи играет важную роль в формировании Я-концепции подростка. Когда подросток чувствует, что его родители поддерживают его, проявляют интерес к его делам и успехам, это помогает ему развивать положительное самоотношение и строить здоровую Я-концепцию. Взаимодействие семьи с подростком должно быть взаимовыгодным и уважительным, чтобы подросток мог осознать свою ценность и значимость.
Как негативное влияние окружающих может повлиять на формирование Я-концепции подростка?
Негативное влияние окружающих может оказать серьезное влияние на формирование Я-концепции подростка. Если подросток окружен токсичными людьми, которые критикуют его, унижают или не признают его достижений, это может негативно сказаться на его самооценке и уверенности в себе. Также вредным может быть влияние социальных медиа, где подростки сталкиваются с идеализированными образами и стандартами красоты, что может привести к негативному отношению к собственному телу и недовольству собой.
Какие факторы влияют на формирование Я концепции подростков в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте на формирование Я концепции могут оказывать различные факторы, как позитивные, так и негативные. Позитивные факторы могут включать: поддержку со стороны семьи и близких, положительный опыт общения с ровесниками, успешные личностные достижения, позитивные образцы поведения. Негативные факторы, напротив, могут включать: отсутствие поддержки, негативный опыт общения с окружающими, неудачи и неуспехи, негативные образцы поведения.
Какие возрастные факторы могут влиять на становление Я концепции подростков?
Становление Я концепции подростков связано с определенными возрастными особенностями. В это время происходит интенсивное развитие интеллекта и мышления подростка, формирование системы ценностей и идеалов, поиск своего места в обществе. Возрастные факторы, такие как развитие личностной идентичности, появление сексуальной самооценки, проблемы социализации и взаимодействия с окружающими, могут оказывать существенное влияние на формирование Я концепции подростка.