На выбор
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 06.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 СУЩНОСТЬ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ 5
2 ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
).
Изучая указанные аспекты полюса отношений и экспериментируя в новых, найденных на психоконсультативных сессиях ситуациях, представители организации могут развивать свою способность к контакту и коммуникации, улучшать переход от зависимости или независимости к взаимозависимости, несущей пользу для каждого работника [6; 115 с.].
Социальное измерение соответствует функционированию организации в целом, иерархическим отношениям, влиянию организации на внешнюю среду. Данное измерение изучается в следующих измерениях:
- взаимодействия внутри отдельной иерархической группы (внутригрупповые отношения, создание органограммы, циркуляция информации и пр.);
- отношение группы с внешним миром (отношение конкретного отдела (группы) с другими структурными подразделениями, роль данного подразделения в организации, отношение с другими организациями и пр.);
- «социальные» вопросы (способы воздействия топ-менеджмента на организацию, способы урегулирования конфликтов, проблема власти, организация работы организации и пр.);
Решение и осознавание всех указанных аспектов социального полюса способствует принятию своей доли ответственности каждого члена организации за деятельность в целом.
Физическое измерение трансформировано в материальный полюс, который анализируется в двух направлениях:
- «физическое» измерение организации (наличие-отсутствие «жизненных сил» у организации, материальные ресурсы, качество предлагаемой продукции, имидж организации и материальные вложения в него и пр.);
- (физическое» измерение членов организации (способы и формы оплаты труда, способы материального поощрения, внешний вид членов организации, вопросы работоспособности, физического здоровья, утомления и пр.);
Применение гештальт-техник дает возможность усилить «жизненные силы» организации, выделить слабые и сильные стороны в функционировании, а также определить конкретные действия, направленные на удовлетворительное развитие данного полюса.
Духовное измерение представлено идеологическим полюсом, где затрагиваются две оси:
- идеологическое измерение членов организации (иерархия ценностей членов организации, способность «мечтать», т.е. предвосхищать информацию, приверженность планам организации, поддержка имиджа организации во внешнем мире и пр.);
- идеологическое измерение организации (специфичность и направленность корпоративной культуры, система ценностей, соответствие планов высшего руководства и рядовых членов организации и пр.).
Организация с позиции гештальт-подхода является новой целостностью, где все участники не являются еще целым. Организация всегда бóльшая целостность, чем просто сумма ее составляющая, равно как и восприятие человеческого лица не может быть сведено к сумме воспринятых стимулов. Организация как система может существовать, если у людей, которые в нее входят, с одной стороны есть «общая почва» (единая цель, примерно одинаковая система ценностей, корпоративная культура, единый имидж), и существует «разделение труда», иными словами комплиментарность, принимаемая всеми членами организации, с другой. Организация предполагает, что члены принимают определенные обязательства и друг с другом разделяют достаточно серьезные виды деятельности. Поэтому важно помочь найти адекватные способы коммуникации, свойственные данной организации.
Гештальт-подход, называемый часто «искусством контакта», дает возможность отойти от обучения технологическим приемам «коммуникации», что зачастую выливается в обучение навыкам манипулирования людьми. Потребность в коммуникации развивается лишь при наличии благоприятных условий, которые формируются в гештальт-подходе различными способами. Поэтому здесь столь велика роль установления доверительных отношений.
При работе с организацией в гештальт-подходе не существует стандартов. Метафоры, образы намного продуктивнее, чем просто обсуждение того, что в организации происходит. К примеру, можно обсуждать долго причины низкой производительности труда, можно формировать профессиональные навыки, а можно попросить отстающих в метафорической форме представить свою группу. Осознавание образа дает возможность найти резервы, говоря языком Гештальта, «творчески приспособиться» и понять те внутренние механизмы, провоцирующие повторение стереотипного поведения и принять ответственность за функционирование группы [8; 22 с.].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать ряд выводов по рассмотренной теме.
Концепция гештальтпсихологии предполагает, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной равновесия, близости, простоты. Тенденция каждого психического феномена — принять завершенную, определенную форму.
Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология весьма быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения творческого мышления, памяти, динамики потребностей личности.
Одним из основополагающих принципов гештальтпсихологии является принцип прегнантности: стремление психологического поля к образованию наиболее простой, устойчивой и «экономной» конфигурации. Факторы, содействующие группировке элементов в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».
В соответствии с концепцией гештальтпсихологии целое определяется функциями и свойствами его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что анализ его призван дело иметь не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. К примеру, испытуемый видит кошку, и на вопрос: «Кто находится перед вами?» он, скорее всего, ответит «животное» либо «кошка». Человек ее воспринимает как единое целое, а не мордочку, лапы или хвост по отдельности. Таким образом, гештальтпсихология выступает против ассоциативной психологии, которая расчленяла сознание на элементы.
Гештальт-подход практикуется в весьма обширных контекстах и с самыми разными целями: в индивидуальном консультировании, в группах личностного роста, при работе с телом, а также в консультировании разнообразных организаций. В рамках данной работы представляется рассмотреть последний вариант применения гештальт-подхода.
Организация с позиции гештальт-подхода является новой целостностью, где все участники не являются еще целым. Она как живая система может существовать, если у людей, которые в нее входят, с одной стороны есть «общая почва» (единая цель, примерно одинаковая система ценностей, корпоративная культура, единый имидж), и существует «разделение труда», иными словами комплиментарность, принимаемая всеми членами организации, с другой. Осознавание образа организации (метафорическим путем при помощи гештальт-подхода) дает возможность найти резервы, «творчески приспособиться» и понять те внутренние механизмы, провоцирующие повторение стереотипного поведения и принять ответственность за функционирование группы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. – М:, 2011. - 768 c.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. С. Д. Латушкина. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 302 с.
Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта. 2-е изд. Пер. с фр.- СПб.: СпецЛит, 2012.- 288 с.
Лебедева Н. М., Лебедева А. А. Организационное консультирование. Гештальт-подход. – М: Речь, 2013. - 256 c.
Лебедева Н.М. Путешествие в Гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2013. - 560 c.
Митькин А.А. Законы гештальта и фазность восприятия// Психологический журнал. – 2014. № 6. – С. 30.
Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 320 c.
Третьяк Л.Л., Курпатов В.И., Федоров А.П. Базовые техники гештальт-подхода : учебное пособие. - СПб. : Изд-во СПб МАПО, 2013. - 41 с.
Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века / Отв. ред. М.П. Аралова. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2012. - 142 с.
2
19
5
1. Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. – М:, 2011. - 768 c.
2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. С. Д. Латушкина. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 302 с.
3. Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта. 2-е изд. Пер. с фр.- СПб.: СпецЛит, 2012.- 288 с.
4. Лебедева Н. М., Лебедева А. А. Организационное консультирова-ние. Гештальт-подход. – М: Речь, 2013. - 256 c.
5. Лебедева Н.М. Путешествие в Гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2013. - 560 c.
6. Митькин А.А. Законы гештальта и фазность восприятия// Психологический журнал. – 2014. № 6. – С. 30.
7. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 320 c.
8. Третьяк Л.Л., Курпатов В.И., Федоров А.П. Базовые техники гештальт-подхода : учебное пособие. - СПб. : Изд-во СПб МАПО, 2013. - 41 с.
9. Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века / Отв. ред. М.П. Аралова. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2012. - 142 с.
Вопрос-ответ:
Каким образом можно развивать способность к контакту и коммуникации в организации?
Представители организации могут развивать свою способность к контакту и коммуникации, изучая указанные аспекты полюса отношений и экспериментируя в новых найденных на психоконсультативных сессиях ситуациях.
Каким образом гештальт-психология может помочь в работе с организациями?
Гештальт-психология может помочь в работе с организациями, позволяя улучшить переход от зависимости или независимости к взаимозависимости, что может быть полезным для каждого работника.
Какие аспекты полюса отношений можно изучать в организации?
В организации можно изучать различные аспекты полюса отношений, такие как способность к контакту, коммуникация, зависимость, независимость, взаимозависимость и т.д.
Что означает "полюс отношений" в контексте гештальт-психологии?
В контексте гештальт-психологии "полюс отношений" относится к различным аспектам взаимодействия человека с окружающими его людьми, включая контакт, коммуникацию, зависимость, независимость, взаимозависимость и т.д.
Какие преимущества может принести развитие способности к контакту и коммуникации в организации?
Развитие способности к контакту и коммуникации в организации может принести преимущества, такие как улучшение взаимодействия между сотрудниками, повышение эффективности рабочих процессов и укрепление командного духа.
Какие аспекты гештальтпсихологии касаются работы с организациями?
Изучая указанные аспекты, представители организации могут развивать свою способность к контакту и коммуникации, улучшать переход от зависимости или независимости к взаимозависимости, что несет пользу для каждого работника.
Какая польза может быть от использования гештальтпсихологии в организационной работе?
Использование гештальтпсихологии в работе с организациями помогает улучшить взаимодействие и коммуникацию среди сотрудников, развить способность к контакту и взаимозависимости.
Какие преимущества дают сессии с использованием гештальтпсихологии в организациях?
Сессии с использованием гештальтпсихологии позволяют работникам развивать свои навыки коммуникации, находить новые подходы к решению проблем и улучшать эффективность работы в организации.
Какие конкретные аспекты гештальтпсихологии могут быть полезны для организаций?
Гештальтпсихология может помочь организациям развивать навыки работы в команде, улучшать взаимодействие сотрудников, разрешать конфликты и повышать эффективность коммуникации.