Законодательство о статусе депутата в РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 18.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Нормативные правовые акты о статусе депутата 5
1 Конституция РФ как основной источник конституционно-правового регулирования деятельности депутатов Государственной Думы 5
2 Иные источники регулирования деятельности депутата 9
Глава 2. Регулирование деятельности депутатов Государственной Думы РФ 15
1 Порядок назначения на должность депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации 15
2 Конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы РФ 19
Заключение 24
Список использованных источников 26
Кроме того, мандат является элементом статуса, которым наделен депутат. Таким образом, депутатский мандат есть ни что иное, как результат правовых отношений между гражданами-избирателями и их избранником, положение депутата в законодательном органе.Приведенная позиция позволяет утверждать, что проведение выборов является путем к предоставлению депутату ГД РФ властных полномочий, которым соответствует набор определенных прав и обязанностей. Соблюдение, использование и исполнение указанных обязанностей и прав гарантирует ответственность депутата перед избирателями.Также следует отметить, что депутатский мандат является средством предоставления носителю мандата дополнительных прав, которые касаются неприкосновенности личности, по отношению к общим. Неприкосновенность депутата выражается, например, в запрете на его арест, задержание, а также применение личного досмотра, обыска, что закреплено в ст. 98 Конституции РФ.Применение депутатского иммунитета – не только российская практика, таким иммунитетом наделены и члены органов законодательной власти в иных государствах.Закрепление неприкосновенности депутата на уровне Конституции представляет собой гарантию особого статуса депутата, а также дополнительной гарантией независимости действующего парламентария от других должностных лиц или органов власти. То есть, в осуществлении политической деятельности депутат свободно может выражать мнение, он защищен от давления, преследований, а также гонений, связанных с его убеждениями и его профессиональной деятельностью.Представляется, что допустимо выделение двух составляющих депутатской неприкосновенности. К ним относятся: порядок наступления ответственности за те действия, которые не связаны с его политической деятельностью (в том числе правонарушения); и порядок закрепления как ответственности так и неприкосновенности, связанные с политической деятельностью, то есть деятельностью, направленной на реализацию полномочий ГД РФ.Также неприкосновенность, присущая статусу депутата Думы распространяется на помещения жилого и служебного назначения, которые он занимает, транспортные средства депутата, средства связи, принадлежащие ему документы и переписку. Это значит, что в отношении депутата неприменимы действия процессуального характера, которые в общем порядке предусмотрены законом. В отношении парламентария их выполнение требует соблюдения особой процедуры.Статус депутата нашел более детальное закрепление в нормах ФЗ от 08.05.1994 № 3-ФЗ, в котором права и обязанности депутата достаточно полно регламентированы, а также перечислены гарантии, которые депутату предоставляются государством. Данные гарантии связаны с законодательной деятельностью.В то же время предоставление такого обширного круга прав и привилегий по сравнению с положением обычных граждан, не позволяет сделать вывод о личных привилегиях депутата. КС РФ в постановлении от 20.02.1996 г. № 5-П дал разъяснение, согласно которому гарантия депутатской неприкосновенности является средством публичного характера, она предоставляет депутату правовую охрану исключительно в связи с выполняемыми функциями. Данная защита направлена на ограждение депутата от преследований, не основанных на законе и действительных фактах.В основном законе закреплены основания и порядок лишения депутата данной неприкосновенности. Такой вопрос при его возникновении рассматривается на основании представления Генерального прокурора РФ в течении недели с того момента, когда соответствующее сообщение было получено от следственного органа либо органа дознания о начатом уголовном либо административном расследовании в отношении определенного парламентария. Представление прокурора должно быть рассмотрено Думой, только после этого допустимо направление дела в суд.По результатам рассмотрения ГД РФ принимает соответствующее постановление, в котором содержится решение поставленного вопроса. Это постановление направляется генпрокурору. В постановление может содержаться как согласие, так и несогласие с лишением депутата неприкосновенности. Данное постановление может быть обжаловано в судебном порядке.Изложенное позволяет сделать вывод о том, что привилегии, которыми наделены депутаты ГД РФ, предоставляются исключительно в связи с осуществляемой ими деятельностью. Данные привилегии обусловлены соответствующей волей избирателей, которые наделили депутата правом действий при выражении их интересов. Конституционный характер статуса депутата предполагает прекращение этого статуса только в особом порядке. На практике реализация установленного законом порядка представляет определенные сложности.ЗаключениеВ работе проведен анализ состояния законодательства о правовом статусе депутата в РФ. Изложенное в работе позволяет сделать вывод о том, что Конституция РФ является основным источником регулирования деятельности Госдумы. Все федеральные закона, подзаконные нормативные акты основаны на приведенных нормах. Принятием в 1993 году Конституции РФ законодателем на высшем уровне закреплены полномочия Думы, статус образующих ее состав депутатов, пределы их полномочий, а также порядок формирования ГД РФ и прекращения полномочий депутатов. В Конституции заложены основные начала, которые разработаны в соответствующих ей положениях норм федеральных законов.Законодательство о правовом статусе депутата в России образовано, главным образом, федеральными законами, в которых достаточно полно и емко регламентирован статус данного субъекта нормотворческой деятельности. Законодательством охвачены как моменты избрания депутатов, их полномочия, права и обязанности, а также гарантии, образующие в совокупности статус депутата, так и порядок прекращения деятельности гражданина в качестве депутата по установленным законом основаниям.Правовое положение каждого отдельного депутата нельзя рассматривать в отрыве от правового регулирования Государственной Думы в целом, поэтому в работе рассмотрены основы формирования ГД РФ, которые носят конституционно-правовой характер. Безусловно, в Конституции как в основном законе страны не могут быть закреплены детали избирательного порядка, требований к кандидатам в депутаты, порядку организации выборов. Однако, представляется, что основное положение – об избирательной системе в ГД РФ, Конституцией все таки предусмотрено справедливо.Рассмотрение особенностей правового статуса депутата позволяет говорить о том, что привилегии депутатов Госдумы, предоставленные им законом в связи с их деятельностью, обусловлены в то же время волей избирателей, которые предоставляют депутату право действовать, выражая свои интересы. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы РФ может быть прекращен в особом порядке. Представляется, что на практике реализация данного порядка является достаточно сложной.Список использованных источниковНормативные правовые источникиФедеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - № 88. - 12.05.1994.Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. - № 162. - 31.07.2004.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - № 202. - 08.10.2003.Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - № 45. - 26.02.2014.Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / «Российская газета». - № 130. - 08.07.1999. - (ред. от 03.05.2016, с изм. от 23.05.2016).Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» / «Собрание актов Президента и Правительства РФ». - 27.09.1993. -№ 39. - ст. 3597. - (ред. от 10.01.2003).II. Научная и учебная литератураГранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания России // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - № 6.Гребенюк В.В. Мандат депутата Государственной Думы РФ в системе народного представительства современной России: вопросы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 4. - С. 55 - 60.Карасев А.Т. Депутатский мандат и конституционно-правовой статус депутата: некоторые вопросы содержания и соотношения в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. № 34-П // Российский юридический журнал. - 2013. - № 6. - С. 68 - 72.Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук.авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. - М. – Статут. - 2013. - 688 с.Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учебно-методический комплекс (учебное пособие) / С.А. Авакьян, О.И. Баженова, О.А. Ежукова и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. - М.: Юстицинформ, 2016. - С. 273.Кузнецова Е.С. Регистрация кандидатов на муниципальных выборах: вопросы компетенции избирательных комиссий // Современное право. - 2015. - № 8. - С. 161 - 164.Мазаев В.Д. Предметность в отношениях «депутат – избиратель» // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 12. - С. 3 - 8.Михалева Н.А. Выборы губернаторов не оправдали наших надежд. Партийное строительство в России: цели и средства // Законодательство и экономика. - 2005. - № 2.Осетров С.А. Антикоррупционные гарантии конституционных принципов народного представительства в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2017. № 9. - С. 87 - 93.Тропина Д.В. Пассивное избирательное право на муниципальном уровне: состояние и перспективы // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2016. - № 3. - С. 3 - 6.Трофимова Г.А. О пределах депутатской свободы // Российский юридический журнал. - 2016. - № 2. - С. 82 - 89.Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академическогобакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. - М.: Статут, 2017. - С. 421.III. Судебная практикаПостановление Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 № 5-П //Российская газета. - № 41. - 29.02.1996.Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.98 № 28-П // Российская газета. - № 247. - 29.12.1998.Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20.01.2015 № АПЛ14-634 // Документ опубликован не был Доступ из СПС Консультант Плюс.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативные правовые источники
1. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - № 88. - 12.05.1994.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. - № 162. - 31.07.2004.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - № 202. - 08.10.2003.
4. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - № 45. - 26.02.2014.
5. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / «Российская газета». - № 130. - 08.07.1999. - (ред. от 03.05.2016, с изм. от 23.05.2016).
6. Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» / «Собрание актов Президента и Правительства РФ». - 27.09.1993. - № 39. - ст. 3597. - (ред. от 10.01.2003).
II. Научная и учебная литература
7. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания России // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - № 6.
8. Гребенюк В.В. Мандат депутата Государственной Думы РФ в системе народного представительства современной России: вопросы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 4. - С. 55 - 60.
9. Карасев А.Т. Депутатский мандат и конституционно-правовой статус депутата: некоторые вопросы содержания и соотношения в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. № 34-П // Российский юридический журнал. - 2013. - № 6. - С. 68 - 72.
10. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. - М. – Статут. - 2013. - 688 с.
11. Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учебно-методический комплекс (учебное пособие) / С.А. Авакьян, О.И. Баженова, О.А. Ежукова и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. - М.: Юстицинформ, 2016. - С. 273.
12. Кузнецова Е.С. Регистрация кандидатов на муниципальных выборах: вопросы компетенции избирательных комиссий // Современное право. - 2015. - № 8. - С. 161 - 164.
13. Мазаев В.Д. Предметность в отношениях «депутат – избиратель» // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 12. - С. 3 - 8.
14. Михалева Н.А. Выборы губернаторов не оправдали наших надежд. Партийное строительство в России: цели и средства // Законодательство и экономика. - 2005. - № 2.
15. Осетров С.А. Антикоррупционные гарантии конституционных принципов народного представительства в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2017. № 9. - С. 87 - 93.
16. Тропина Д.В. Пассивное избирательное право на муниципальном уровне: состояние и перспективы // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2016. - № 3. - С. 3 - 6.
17. Трофимова Г.А. О пределах депутатской свободы // Российский юридический журнал. - 2016. - № 2. - С. 82 - 89.
18. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. - М.: Статут, 2017. - С. 421.
III. Судебная практика
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 № 5-П // Российская газета. - № 41. - 29.02.1996.
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.98 № 28-П // Российская газета. - № 247. - 29.12.1998.
21. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20.01.2015 № АПЛ14-634 // Документ опубликован не был Доступ из СПС Консультант Плюс.
Вопрос-ответ:
Что является основным источником конституционно-правового регулирования деятельности депутатов Государственной Думы РФ?
Основным источником конституционно-правового регулирования деятельности депутатов Государственной Думы РФ является Конституция РФ.
Какие еще источники регулируют деятельность депутатов в Российской Федерации?
Помимо Конституции РФ, деятельность депутатов в Российской Федерации регулируют иные нормативные правовые акты, такие как законы, постановления, регламенты и т.д.
Каковы особенности порядка назначения на должность депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации?
Порядок назначения на должность депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определен законодательством. В основном, депутаты назначаются на должность в результате выборов, которые проводятся согласно избирательному законодательству.
Какие существуют нормативные правовые акты о статусе депутата в РФ?
О существующих нормативных правовых актах о статусе депутата в РФ можно сказать, что основой является Конституция РФ. Кроме того, также регулирующую деятельность депутатов в России двумя домами Федерального Собрания.
Что является исключительным источником правового регулирования деятельности депутатов Государственной Думы РФ?
Единственным исключительным источником правового регулирования деятельности депутатов Государственной Думы РФ является Конституция РФ.
Каковы основные источники законодательства, регламентирующего статус депутатов Государственной Думы РФ?
Основными источниками законодательства о статусе депутата Государственной Думы РФ являются Конституция РФ и иные нормативные правовые акты.
Что предусматривает Конституция РФ в отношении статуса депутатов Государственной Думы?
Конституция РФ устанавливает основные принципы и нормы, регулирующие деятельность депутатов Государственной Думы, включая порядок их избрания, иммунитет, возможность участия в работе комитетов и фракций и т.д.
Какие еще нормативные акты регулируют деятельность депутатов Государственной Думы?
Кроме Конституции РФ, в деятельность депутатов Государственной Думы вносятся изменения и дополнения законами, федеральными законами, постановлениями Государственной Думы, регламентирующими различные аспекты их работы.
Каким образом назначаются депутаты Государственной Думы?
Депутаты Государственной Думы назначаются на должность путем выборов, которые проводятся с участием избирателей.
Какое значение имеет конституционно-правовой режим деятельности депутатов Государственной Думы?
Конституционно-правовой режим деятельности депутатов Государственной Думы обеспечивает соблюдение и защиту их прав и свобод, а также определяет порядок и условия их работы и принятия решений.