Русский период в живописи Марка Шагала (1914-1922гг): лирическая тема.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 47 47 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 06.04.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Развитие живописной системы Шагала в 1914-1922 гг 7
1.1. Влияние французского искусства начала 20 века на живопись Шагала 7
1.2. Влияние русского искусства (иконопись и примитив) и национального мироощущения на творчество Шагала 10
Глава 2. Развитие лирической темы в творчестве М. Шагала русского периода и основные образы темы 20
2.1 Образ Беллы в творчестве Шагала 20
2.2 Образ Влюбленных в творчестве Шагала 26
2.3 Образ полета в творчестве Шагала 29
2.4 Образ Витебска в творчестве Шагала 32
Глава 3. Смысловое и формальное своеобразие лирической темы в живописи Шагала в годы с 1914 по 1922 годы 40
3.1 Отличительные черты лирической темы 40
Заключение 43
Список использованной литературы и источников 45

Фрагмент для ознакомления

А поэтическим комментарием к этой картине можно считать несколько строчек из стихотворения Шагала (переведённого Львом Беринским): Душа молчит и ждёт. А солнце с неба льет лучами, облачая в блеск и пурпур меня всего. Как нежен зов лучей, завет его: не слёзы лить – а, уложив в котомку надежду, продолжать свой путь земной в иную высь… Возможно, секрет такого сильного воздействия картины «Над городом» можно объяснить фразой, которую так часто любил повторять создавший это полотно мастер. «Я жизнь прожил в предощущенье чуда», – говорил Марк Шагал. И именно это чувство – предощущенье чуда – рождает его творчество, как живописное, так и поэтическое.«Прогулка»На этой картине Шагал изобразил двоих влюбленных, которые счастливы, что встретились и могут быть вместе. Картина буквально насыщена воздухом, небу, в котором парит возлюбленная, отведено много места. Счастье написано на лицах этих двоих. Им больше никто не нужен. Их переполняют эмоции. И если девушка переживает нахлынувшее чувство с тихой улыбкой, спокойно и сдержанно, то молодой человек не скрывает своей радости, он хочет поделиться ею со всеми окружающими. Эта картина демонстрирует отношение М. Шагала к своей первой жене - Белле, а также показывает, насколько влюбленные люди становятся лучше, внимательнее, проявляют больше доверия. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга.Летающие люди, нарушающие все законы природы, смотрятся на картинах Шагала естественно: он будто создал свое собственное измерение, свою вселенную, объединив в ней время и пространство по своим законам. Полет у Шагала ассоциировался с любовью, страстью и мечтами. Присмотритесь к его картинам: кажется, будто их автор всю жизнь летал в небесах. 2.4 Образ Витебска в творчестве ШагалаВитебск - город, подаривший миру известного художника-авангардиста Марка Шагала. Шагал был влюблен в родной город с детства: еще будучи маленьким, он любил сидеть на чердаке и разглядывать невысокие дома и бесконечные заборы, церквушку и дороги родного провинциального города. Эту любовь он пронес в сердце через всю жизнь, как и любовь к Белле, с которой познакомился тут же.Картины Марк Шагал писал в своей мастерской, которая помещалась в его же дворе. Из ее окна виднелся холм, на котором стояла церковь, эту церковь художник изображал очень часто. «Синий дом»Даже когда мастер находился вдалеке от родного города (во Франции, США, Германии), он рисовал Витебск. Картины с изображением города стали одними из лучших работ художника. Показателен в этом плане «Автопортрет с семью пальцами»: за окном виднеется Эйфелева башня, а Марк думает о городе детства и рисует его на полотне.Автопортрет с семью пальцами.«Париж, ты мой Витебск!» — именно таким был лучший комплимент, который смог придумать восхищенный художник, обращаясь к столице Франции.Именно в Витебске Марка Шагала впервые назвали «художником». Он рисовал все, что попадалось ему на глаза, а потом показал товарищу одну из своих работ. Друг и сказал это заветное слово, которое надолго запало в душу Марку.Марку придется покинуть Витебск. Он напишет: «В Витебске тогда было много столбов, свиней и заборов, а художественные дарования дремали. Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер».«Автопортрет с палитрой»Работы, написанные Шагалом в так называемый «Витебский период», который приходился на 1906 - 1920 годы (за исключением лет учебы в Париже и Петербурге), довольноразнообразны по жанрам. Это и интерьеры, и портреты, и жанровые сцены, и композиции с обнаженной натурой. Витебск являлся особым миром души Шагала. «Разрежьте сердце мне - найдете в нем Париж!» - писал Луи Арагон в одном из своих стихотворений. Витебск всегда оставался вдуше Марка Шагала на продолжении его долгой 98-летней жизни.Судя по многочисленным открыткам и фотографиямпериода XIX-XX веков довольно хорошо понятно, каким был город. Помимо этого, в Витебске в те временатрудилась целая плеяда художников, такжебез своего внимания не оставлявших город. Но только один Марк Шагал в своих полотнах пропел несравненную оду Витебску.О том, что город является неотъемлемой частью личности Шагала, указывает, в первую очередь, тот момент, что художник применяет виды Витебска в своих автопортретах («Художник перед окном», «Художник перед церковью»), «Перед домом», 1908, а также работы 1914 года «Автопортрет перед домом», чего уже не было в работах более поздних лет, которые были созданы уже после его отъезда из Витебска.В жизни художника роль города была настолько велика, что он зачастую не мог отделить его от собственного мира: на многих рисунках и полотнах, Витебск, своим конкретно узнаваемым«лицом», смотрит в окна дома родителей и мастерской Шагала на Покровской улице («Лиза с мандолиной» (1914 год); «Мои мечтания» (1907 год).«Лиза с мандолиной»К шедеврам Марка Шагала несомненно относится и замечательноепроизведение «Аптека в Лиозно», которая была создана в 1914 году и в последнее время порой ошибочно называется «Аптека в Витебске». Исполненная в манере реализма, которая совершенно нехарактерна для «позднего» Шагала, она выделяетсяяркостьюцветов и типичным«шагаловским» колоритом. Мастер изображает в работе тихую сельскую улицу с домами, которые сколочены из толстых бревен и покрытытолем или шифером. В самом большом из них имеетсятри двери и шесть окон, одна из дверей и ведет в единственную в местечке аптеку.«Аптека в Лиозно».Своего дядю Зусю, Марк Шагал запечатлел на полотне «Парикмахерская (Дядя Зусман)» 1914 года. Изображенаскромная небольшая комната, большое зеркало и кресла перед ним. На стене находятсялампа и портрет. Тут жедешевая дорожка на полу и этажерка с набором инструментов и всем необходимым для стрижки и бритья. В кресле сидит улыбающийся мужчина в кепке. Это и есть дядя Зуся, один из братьев отца Марка Шагала. Клиентов пока нет. И единственный в городке парикмахер еще не занят делом. «Парикмахерская (Дядя Зусман)»Картина «Старый Витебск. Набросок к картине Над Витебском» появилась в 1914 году. На ней можно увидеть часть Покровской улицы старого города. Одним из важных элементов на многих полотнах Марка Шагала является присутствие элементов церкви: купола с крестами наверху и башенки.В 1933 году, через 13 лет после отъезда из любимого города, в картине «Обнаженная над Витебском»,Шагал с большой документальной достоверностьюизобразил архитектурный пейзаж центра города. Очевидно, что художник не смог бы так настолько долго удержать в памяти все его детали. Скорее всего, в домашнем архиве Шагала сохранилась открытка с похожим фотографическим видом Витебска. Если сравнить открытку с работой Шагала, томожноувидеть очевидное сходство не только в общей композиции изображенного пейзажа города, но даже и в его мелких деталях. Но при всей дотошной документальности изображенного пейзажа картина Шагала ничуть не потеряласвое очарование и романтическое ощущение сна о Витебске.«Я не жил с тобой, но не было моей картины, которая не дышала бы твоим отражением и духом» - писал шагал в письме «К моему городу Витебску». Роман художника с городом был разнообразным и многосторонним, с каждым годом становился все более глубоким. Шагал рисовал в Витебске все то, что увидел из окна дома родителей на Покровской улице, и то, что находил интересного, прогуливаясь с этюдником по городу. Художник был очарован витебским рельефом, считалпанорамы города с возвышающимися доминантами храмов привлекательными, с одной и той жеточностью и тщательностью выписывал застройку как бедных городских окраин, так и презентабельного центра.Таким образом, рассмотрев творчество Марка Шагала, можно заметить, чтоМарк Шагал сохранил духовную связь с Витебском до конца своей жизни. С документальной точностью изображал он пейзажи родного города в те годы, пока он жил в Витебске. Шагал уже в то времяобладал удивительной способностью переводить исторически точные и поэтому недолговечные факты в ряд вечных, реальный пейзаж превращался в миф города, образ, существовавший вне времени. Глава 3. Смысловое и формальное своеобразие лирической темы в живописи Шагала в годы с 1914 по 1922 годы3.1 Отличительные черты лирической темы «Русский период» Марка Шагала (1914–22 годы) был временем обобщения накопленного опыта. Тематика и стилистика Шагала разнообразны - от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание; «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон; «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва); от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918; «Коллаж», 1921, обе - Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра.У героевшагаловских картинможно заметить странноеповедение: сначала они воздевают руки кверху в экстазе, застывая, в странных позах будто каменные, затем выворачивают головы, эти головы отделяются от тел, фигуры оказываются перевернутыми кверху ногами, отрываясь от земли, взлетают. Подобным образом ведут себя не только жители Витебска, но и артисты цирка (что является более естественным), библейские персонажи, герои античной мифологии, дома и стулья, коровы и ослы. Сфера быта, которой наполнены его полотна, изображающие, как правило, сцены на улице или в интерьерах, попадают в какие-то сверхъестественные ситуации. В таких ситуациях воплощаются символы, которые не потеряли связи с бытом. У Шагала - бытовой символизм и тем ближе он к обычным проявлениям окружающей действительности и тем сильнее воспринимаются в его работахкаждая деталь и каждый персонаж.Живопись Шагала после войны станет еще более мягкой, утонченной светоносной и внутренне свободной. Неуловимые перетекания краски, ее нежнейшие полутона, фактурные наслоения, горение и вибрация цвета и света, исчезающие малые контуры и детали, которые прорисованы тонкими линиями, - вся эта «органическая химия» живописи Марка шагала имеет призвание передатьоттенки чувства и интимные движения человеческой души, которые невозможно выразить в словах. Именно в тождественности духовного «я» художника и искусства и заключена, наверное, главное в магии творчества мастера.Его искусство - это поток чистейшей лирики, поэму в линиях и красках. В этой поэме соединены мировые и личные события, детские воспоминания и впечатления текущей жизни, видения Парижа или юга Франции и Витебска; собственное «мифотворчество» и фольклор.Живая действительность, сохраняет собственныехарактерные и определенные черты, превращаясь в образы вне времени (не зря одним из излюбленных персонажей художника являются летящие часы, которые символизируют «окрыленное» и превращенное в вечность время). Хотя в искусстве Шагала присутствуют общие черты со сказкой и волшебством, оно не уводит зрителей в миры чистого вымысла, а объясняет при помощи глубинных символов саму реальность. В картинах художника как бы развернута мистерия жизни, в ней принимают участиеангелы, люди, животные и их фантастические гибриды; добро находится рядом со злом, но в конце концов всегда одерживает верх. Общая тональность искусства Шагала является жизнеутверждающей; в нем преобладают пасторальные образы, которые напоминают персонажей из «Сна в летнюю ночь» Шекспира- влюбленные, которым ангелы дарят цветы, цирковые сцены, олицетворяющие счастливое единение животных и людей, само творчество, праздник и свободу. У Шагала мир спасает, в конечном итоге, искусство и любовь, поэтому главнуюроль в его творчестве, наряду с влюбленными, играют образы живописцев с палитрой и музыкантов, от местечкового скрипача до играющего на гуслях ветхозаветного царя Давида. Только художник творит гармонию и красоту и, в некоторомсмысле, сам мир.ЗаключениеТаким образом, сделав обзор детских и юношеских лет Марка Шагала можно сказать, что процесс становления его как художника начался ещедавно в детстве. Шагал с детства любил рисовать и изображал то, что он увидел засвоим окном, близких, дом, сам город и городские улицы. Семья будущего художника не была богатой, и Марк Шагал перебирал мечты, кем же ему стать в будущем. Он желал, чтобы им гордились родители.Свой творческий путь Марк Шагал начал в школе художеств у Ю. Пэна. Хоть он и проучился там всего два с небольшим месяца, но за такой короткий срок он успел проникнутьсяи к искусству и к Ю. Пэну до конца. И тогда он точно понял, кем хочет и должен быть. Спустя время Марк Шагал и сам стал «учителем» для своего одноклассника, с которым в дальнейшем он отправился в Петербург и где состоялась встреча Марка Шагала с Л. Бакстом. Это был тот случай, когда встреча изменила жизнь будущего художника раз и навсегда. Учившись у Л. Бакста, М. Шагал можно сказать, ждал от него похвалы, чтобы двигаться далее. Через некоторое время, получив долгожданные слова похвалы от Л. Бакста, и заручившись поддержкой М. Винавера, Марк Шагал отправится в Париж. Там он познакомится с А. Роммом, П. Пикассо, Г. Аполлинером, ставшими его друзьями на долгие годы.Жена Шагала - Белла была музой для художника долгие годы. Картины, написанные после их знакомства, содержали совершенно новое, особенное настроение. Белла была вместе с Марком Шагалом во все легкие и трудные моменты жизни. После её смерти Марк Захарович мог писать картины почти год.Совместно с дочкой ИдойШагал написал книгу воспоминаний Беллы, и это помогло Марку возвратиться к творчеству и снова взять в руки кисть.Проанализировав работы Шагала, на которых изображен Витебск и в «Витебский период», и за пределами города, важно отметить то, что он изображал на своих полотнах Витебск таким, каким он сам его помнил. Поройс элементами «фантастики», в детской манере. Но, тем не менее, человек находясь Доме-музее Марка Шагала на Покровской улице, видит знакомые ему образы города, которые до сих пор можно узнать.С документальной точностью Шагал изображал пейзаж любимого города в то время, когда он жил в нем, мастер тогда уже имел редкий талант перевести исторически точные и потому недолговечные факты в разрядфактов вне времени, существующий пейзаж превращалсяв миф города, в образ, который существует, не завися от времени.В Витебске за прошедшие годы работы художник нашел для себя набор устойчивых символов - маленькие деревянные домики, вывески на них, православная церковь с крестом и большим куполом, деревянные заборы, извозчики на улицах и так далее. Эти образы со временем стали своеобразными «словами» его бесконечно повторяемой для всего человечества «Песни Песней» о Витебске.За довольно небольшой отрезок времени работы в послереволюционном Витебске, Марк Шагал оставил глубокий след в художественной и культурной жизни города. Феномен «витебского ренессанса», основателем которого вместе с К. Малевичем был и Марк Шагал, вошел не только в отечественную, но и мировую историю художественной культуры.Последними годами, которые были проведены Марком Шагалом в родном Витебске, стал период с сентября 1918 года по начало июня 1920 года. В данный период художникбыл занят украшением Витебска к празднованию второй годовщины Октябрьской революции. В этот период он открылсобственную художественную в школу и пригласилпреподавать в ней Казимира Малевича. Как считают некоторые исследователи, Шагал уехал из родного Витебскапо причине противоречий с Малевичем. Список использованной литературы и источниковПрокофьев В. Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983.Казовский Г. Художники Витебска. Иегуда Пэн и его ученики. М.Шагал М. Моя жизнь. М., 1994, с. 92.Эфрос А. Заметки об искусстве. Новый путь. 1916, №4 8-49, с. 63.Апчинская Н. В. Марк Шагал. Графика. М.: Советский художник, 1990, с. 190.Эфрос А. и Тугендхольд Я., Искусство Марка Шагала, М., 1918; Дейблер Т., Шагал, в сб. Современнаянемецкаямысль, Лейпциг, 1921; Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. - М.: 1995.Мак-Нил, Давид. По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М., Текст, 2015.Апчинская Н. В. Марк Шагал/ Н. В. Апчинская. - Вит.: Музей Марка Шагала, 2013. - 16 с.Подлипский, А. М. Васильковые годы Марка Шагала, или Витебск в судьбе художника / А. М. Подлипский. - Витебск: Витеб. обл.типогр. им. Коминтерна, 1997. - 71 с. Подлипский, А.М. Витебские адреса Марка Шагала / А. М. Подлипский. - Витебск: Витебская обл. типография, 2012.- 56с. Подлипский, А.М. Вторая родина Марка Шагала (Художник и Лиозненщина) / А. М. Подлипский. - Витебск: Лиозненский райисполком, Витебский краеведческий фонд им. А.Сапунова, 2013.- 32с.Подлипский, А.М. Марк Шагал: Основные даты жизни и творчества / А. М. Подлипский. - Витебск: Витебский краеведческий фонд им. А.Сапунова, 2013.- 63с. Хмельницкая, Л. В. Архитектурный пейзаж на работах Марка Шагала витебского периода / Л. В. Хмельницкая // Материалы X - XIV Шагаловские чтений в Витебске (2000-2014) Вып. 3. - Вып. 3. - С. 100-103. Хмельницкая, Л. В. Марк Шагал и Витебск. / Л. В. Хмельницкая. - Минск, УП «Рифтур», 2013. – 95 с. Хмельницкая, Л. В. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920—1990-х годов / Л. В. Хмельницкая // Материалы X - XIV Шагаловские чтений в Витебске (2000-2014) Вып. 3. - Вып. 3. - С. 92-99. Хмельницкая, Л. В. Марк Шагал: годы учебы в Витебском городском училище / Л. В. Хмельницкая // Материалы X - XIV Шагаловских чтений в Витебске (2000-2014) Вып. 3. - Вып. 3. — С. 115—124. Холодова, И. Марк Шагал: «Сведения о себе» / И. Холодова // Материалы X – XIV Шагаловских чтений в Витебске (2000-2004) Вып. 3. – С. 162-163. Шагал М. З. К моему городу Витебску / М. З. Шагал // Бюллетень музея Марка Шагала. Вып. № 18. – Вит. – 2010. С. 22-23Шагал, М. З. Моя жизнь / Пер. Н. Мавлевич. - Санкт-Петербург: «Азбука», 2000 г. – 416 с.Шамшур, В. В. Празднества революции: Организация и оформление советских массовых торжеств в Белоруссии / В. В. Шамшур. - Минск: Наука и техника, 1989. - с.24 - 65.Электронные ресурсыГалерея картин / Режим доступа: http://www.m-chagall.ru. Дом-музей Марка Шагала / Режим доступа: http://www.chagal-vitebsk.com. Марк Шагал и Лиозно / Режим доступа: http://www.lioznonews.by. – Режим доступа: http://www.marcchagallart.net.


Список использованной литературы и источников

1. Прокофьев В. Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983.
2. Казовский Г. Художники Витебска. Иегуда Пэн и его ученики. М.
3. Шагал М. Моя жизнь. М., 1994, с. 92.
4. Эфрос А. Заметки об искусстве. Новый путь. 1916, №4 8-49, с. 63.
5. Апчинская Н. В. Марк Шагал. Графика. М.: Советский художник, 1990, с. 190.
6. Эфрос А. и Тугендхольд Я., Искусство Марка Шагала, М., 1918;
7. Дейблер Т., Шагал, в сб. Современнаянемецкаямысль, Лейпциг, 1921;
8. Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. - М.: 1995.
9. Мак-Нил, Давид. По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М., Текст, 2015.
10. Апчинская Н. В. Марк Шагал/ Н. В. Апчинская. - Вит.: Музей Марка Шагала, 2013. - 16 с.
11. Подлипский, А. М. Васильковые годы Марка Шагала, или Витебск в судьбе художника / А. М. Подлипский. - Витебск: Витеб. обл.типогр. им. Коминтерна, 1997. - 71 с.
12. Подлипский, А.М. Витебские адреса Марка Шагала / А. М. Подлип-ский. - Витебск: Витебская обл. типография, 2012.- 56с.
13. Подлипский, А.М. Вторая родина Марка Шагала (Художник и Лиоз-ненщина) / А. М. Подлипский. - Витебск: Лиозненский райисполком, Витебский краеведческий фонд им. А.Сапунова, 2013.- 32с.
14. Подлипский, А.М. Марк Шагал: Основные даты жизни и творчества / А. М. Подлипский. - Витебск: Витебский краеведческий фонд им. А.Сапунова, 2013.- 63с.
15. Хмельницкая, Л. В. Архитектурный пейзаж на работах Марка Шагала витебского периода / Л. В. Хмельницкая // Материалы X - XIV Шагаловские чтений в Витебске (2000-2014) Вып. 3. - Вып. 3. - С. 100-103.
16. Хмельницкая, Л. В. Марк Шагал и Витебск. / Л. В. Хмельницкая. - Минск, УП «Рифтур», 2013. – 95 с.
17. Хмельницкая, Л. В. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920—1990-х годов / Л. В. Хмельницкая // Материалы X - XIV Шагаловские чтений в Витебске (2000-2014) Вып. 3. - Вып. 3. - С. 92-99.
18. Хмельницкая, Л. В. Марк Шагал: годы учебы в Витебском городском училище / Л. В. Хмельницкая // Материалы X - XIV Шагаловских чтений в Витебске (2000-2014) Вып. 3. - Вып. 3. — С. 115—124.
19. Холодова, И. Марк Шагал: «Сведения о себе» / И. Холодова // Материалы X – XIV Шагаловских чтений в Витебске (2000-2004) Вып. 3. – С. 162-163.
20. Шагал М. З. К моему городу Витебску / М. З. Шагал // Бюллетень музея Марка Шагала. Вып. № 18. – Вит. – 2010. С. 22-23
21. Шагал, М. З. Моя жизнь / Пер. Н. Мавлевич. - Санкт-Петербург: «Азбука», 2000 г. – 416 с.
22. Шамшур, В. В. Празднества революции: Организация и оформление советских массовых торжеств в Белоруссии / В. В. Шамшур. - Минск: Наука и техника, 1989. - с.24 - 65.
Электронные ресурсы
23. Галерея картин / Режим доступа: http://www.m-chagall.ru.
24. Дом-музей Марка Шагала / Режим доступа: http://www.chagal-vitebsk.com.
25. Марк Шагал и Лиозно / Режим доступа: http://www.lioznonews.by. –
26. Режим доступа: http://www.marcchagallart.net.

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказало французское искусство начала 20 века на живопись Марка Шагала?

Французское искусство начала 20 века оказало значительное влияние на живопись Марка Шагала. Он усвоил принципы кубизма, фаувизма и сюрреализма, которые стали основой его художественной системы. Он использовал яркие и насыщенные цвета, геометрические формы и абстрактные элементы, создавая собственный стиль в живописи.

Какое влияние русское искусство и национальное мироощущение оказали на творчество Марка Шагала?

Русское искусство, особенно иконопись и примитив, имели значительное влияние на творчество Марка Шагала. Он восхищался русскими народными традициями, их мистической атмосферой и символическими образами. Это отразилось в его работах, где присутствуют элементы русской народной живописи и сакральной символики.

Какие основные образы лирической темы русского периода в творчестве Марка Шагала?

Основными образами лирической темы в творчестве Марка Шагала были образ Беллы и образ Влюбленных. Белла была его женой и вдохновительницей, олицетворяющей красоту и чистоту. Образ Влюбленных, часто представленных в паре или объединенных в одно существо, символизировал слияние душ и идеальную любовь.

Какой образ в творчестве Марка Шагала был связан с его женой Беллой?

Образ Беллы в творчестве Марка Шагала был связан с его женой и вдохновительницей. Он изображал ее как нежную и красивую женщину, символизирующую красоту и чистоту. Белла воплощала идеал женственности и чувственности в работах художника.

Какой образ в творчестве Марка Шагала символизировал идеальную любовь и слияние душ?

Образ Влюбленных в творчестве Марка Шагала символизировал идеальную любовь и слияние душ. Часто он изображал их в паре или объединенных в одно существо, что выражало гармонию и единство. Эти работы отражали его веру в сцепление душ и возвышенность любви.

Как развивалась живописная система Шагала в период с 1914 по 1922 год?

В период с 1914 по 1922 год живописная система Марка Шагала развивалась, претерпевая изменения влияниями французского искусства начала 20 века и русского искусства, включая иконопись и примитив, а также национальное мироощущение.

Какое влияние оказало французское искусство начала 20 века на живопись Шагала в период с 1914 по 1922 год?

Французское искусство начала 20 века оказало значительное влияние на живопись Марка Шагала. Это связано с его пребыванием в Париже и знакомством с творчеством художников таких направлений, как кубизм и фовизм. Шагал перенимал и экспериментировал с новыми живописными приемами, которые характеризовали французских художников того времени.

Какое влияние оказала русское искусство, включая иконопись, примитив и национальное мироощущение, на творчество Шагала в период с 1914 по 1922 год?

Русское искусство, включая иконопись, примитив и национальное мироощущение, оказали существенное влияние на творчество Марка Шагала. Он восхищался иконописью и использовал элементы стиля и символики в своих работах. Также он обращался к примитивным формам и мотивам, создавая уникальный стиль. Национальное мироощущение также прослеживается в его работах через изображение русских народных обычаев, сказочных персонажей и мотивов.

Как развивалась лирическая тема в творчестве Марка Шагала в период с 1914 по 1922 год и какие основные образы этой темы прослеживаются?

В творчестве Марка Шагала в период с 1914 по 1922 год лирическая тема развивалась, и в ней прослеживаются такие основные образы, как образ Беллы и образ Влюбленных. Белла была его женой и музой, она часто является главным героем его работ. Образ Влюбленных также часто встречается и символизирует гармонию и любовь.