Эффективность правового регулирования экономической безопасности национальной экономики.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 02.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. РОЛЬ И МЕСТО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 Понятие, сущность экономической безопасности 6
1.2.Факторы, обеспечивающие экономическую безопасность экономики 9
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 13
2.1.Регулирование экономической безопасности экономики РФ 13
2.2. Факторы обеспечения экономической безопасности России 16
Глава 3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 20
3.1.Зарубежный опыт развитых стран в регулировании экономической безопасности экономики 20
3.2.Проблемы в обеспечении экономической безопасности России и пути их решения 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
К ним относятся: - осуждение агрессора; - осуществление посредничества в переговорах между конфликтующими сторонами; - проведение судебного разбирательства или международного арбитража;- частичный или полный разрыв дипломатических отношений и др. В данном случае в соответствии с установленными процедурами может быть выполнен комплекс политических мероприятий к числу которых относятся: - принятие резолюций Совета Безопасности ООН или ООН; - проведение и организация мирных переговоров; - обращение в международный суд или арбитраж, - ратификация и подписание договоров о прекращении военных действий или перемирии и т.д.Главный политический орган ООН - Совет Безопасности, который должен расследовать любой спор или же любую ситуацию, которая может вызвать спор и привести к международным трениям или (ст.34) и рекомендовать методы или надлежащую процедуру урегулирования конфликта» (ст.36), также определять существование любой угрозы миру, акта агрессии или нарушения мира и решать, какие меры необходимо предпринять для восстановления или поддержания безопасности и международного мира. Хотя Совет Безопасности (СБ) ООН является политическим органом, существует точка зрения относительно того, что решения СБ являются, с одной стороны, исполнительными распоряжениями (т.е. актами правоприменительного свойства), а с другой — нормообразующими актами. В качестве примеров такой квазизаконодательной деятельности СБ можно указать на утверждение им уставов международных трибуналов ad hoc, а также на созданный СБ прецедент квалификации грубых массовых нарушений прав человека, тяжких нарушений гуманитарного международного права в качестве угрозы международному миру и безопасности. Такие функции СБ, как известно, Уставом ООН не определены и являются в определенной степени новшеством по сравнению с положениями его гл. VII [7, c.241]3.2.Проблемы в обеспечении экономической безопасности России и пути их решения Проблемы экономической безопасности экономики РФ в качестве предпосылки для ее возрождения привлекают все больше внимания ученых, политиков, широких слоев населения. Такое внимание не случайно.Масштабы угроз и реальный урон, который нанесен экономической безопасности страны, выдвинули данные проблемы на первый план общественной жизни. Один из основных показателей экономической безопасности страны -ВВП - общая стоимость конечных услуг итоваров, которые произведены на территории в течение определенного периода времени (год). Различают номинальный ВВП - стоимость всех услуг итоваров, которые произведены в экономике за определенный период, рассчитанный в ценах периода, а реальный ВВП - это стоимость всех товаров, которые произведены в экономике и услуг в данной период, рассчитанный в ценах фиксированного базисного года. В РФ есть положительная динамика изменения реального ВВП в течении последних лет. Медиана на протяжении многих лет - 6,9%. К примеру, для стран, которых принято называть развитыми - Франции, Японии, Германии и т.д., такая цифра в последние годы недостижима. Но не стоит забывать, в каких экономических «дырах» мы были в 90-ые годы. Поэтому, Президентом была поставлена задача Правительства - удвоение ВВП к 2025 г., для этого потребуется ежегодное повышение на 7,2%. Угрозы экономической безопасности - такие процессы иявления, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, государства иобщества, представляют опасность для национального образа жизни инациональных ценностей. Более значимыми угрозами экономической безопасности РФ представляются:- Укрепление имущественного расслоения общества. По данным Министерства экономического развития, уровень доходов более обеспеченных россиян в 15 раз превышает уровень доходов бедных граждан.- Криминализация общества иэкономики. Оценки масштабов теневой экономике РФ варьируется в диапазоне 20-40% от ВВП. - Разрушение научно-технического потенциала страны. С точки зрения абсолютных величин затраты русской науки сегодня примерно в 5 раз меньше, чем в Германии, в 7 раз - в Японии и в 17,5 - в США- Утечка мозгов за рубеж. К сожалению, в настоящее время РФ- основной поставщик высококвалифицированных специалистов за рубежом. И в этом случае речь идет о потере той части населения, которое могло бы обеспечить РФ достойное место в мире ХХI века.- Бегство капитала за границу. Понятие «бегство капитала» означает нелегальный вывоз капитала за рубеж. Из статистики Банка России: в 2015 году из страны утекло около 54,6 млрд.долл., в 2016 г. - 62,7 млрд. долл. За январь - сентябрь прошлого года по данным ПБ РФ - 85,2 млрд. долл.[9, c.168]В интересах социально-экономического подъёма РФнужно пересмотреть правительственный курс и провести реформы в валютной, промышленной, структурной политике и в использовании внешнеэкономических связей. Важной задачей является восстановление отношений со странами Варшавского договора и странами СНГ, нужно вернуть рынки для экономики РФ, желательно создание профсоюзов, таких как НАФТА. Обязательны строгие меры для предотвращения незаконного вывоза капитала за рубеж.Сократить дисбаланс национальной экономики в пользу экспортно-ориентированных секторов экономики возможно путем размещения государственных крупномасштабных контрактов в оборонной промышленности, в машиностроительной, атомной, аэрокосмической иавиационной, химической, электронной, фармацевтической и ряде других областей, которые обеспечивают создание продуктов с высокой добавленной стоимостью. Нужно обеспечить максимальную прозрачность инвестиционного процесса для непрерывного контроля имониторинга.Создание налоговых стимулов для компаний, которые сотрудничают в их работе с компаниями из других регионов. И сделать это умнее, чем с улучшенными характеристиками для малого бизнеса в виде отмены НДС для предприятий с квартальным оборотом менее 1млн.руб.. После этого другие компании просто отказались работать с бенефициарами. Пересмотреть итоги реструктуризации РАО «ЕЭС», в настоящем приведшей только к кратному повышению цен на электроэнергию, разрыву единого энергетического пространства и растаскиванию наиболее экономически выгодных электростанций в частную собственность менеджмента и крупных зарубежных энергокомпаний.Всеми мерами повышать благосостояние населения, через увеличение зарплаты бюджетникам, признание государством долга перед предприятиями игражданами, амнистия по долгам последних.Построение государственной политики в сфере взаимодействия с национальными ТНК, методом приобретения в них блокирующего пакета за предоставление государством техники, земельных участков и определённой инфраструктуры. Очевидно, что нормальная жизнедеятельность государства возможна лишь при эффективной работе законодательной, исполнительной и других ветвей власти [12, c.194]Одна из значимых обязанностей и функций властных структур -оперативное совершенствование и создание достаточной и необходимой правовой базы управления, контроля и регулирования исполнения всего комплекса социально- экономических задач развития государства. Другая, не менее важная функция государственных институтов -реализация и разработка стратегий и концепций социально-экономического развития общества и страны с оперативным мониторингом их реализации.Стратегия социально-экономического развития должна базироваться на реальном положении страны и имеющихся предпосылках для выполнения поставленных стратегических задач, т.е. на трудовых, природных, интеллектуальных, финансовых и пр. ресурсах, которыми располагает государство. При этом любая реальная стратегия должна содержать и строго детерминированные цели программы и механизмы их реализации [9, c. 138]ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экономическая безопасность государства - состояние защищенности экономики, то есть как состояние национального хозяйства, при которой комплекс технологических, производственных и экономических факторов позволяет реализовать воспроизводственный цикл. Обеспечение экономической безопасности - процесс упрочения и создания условий, которые предусматривают надежное функционирование экономики. Экономическое развитие регионов РФ имеет собственную специфику, проецируемая на решение задач обеспечения .кономической региональной безопасности, а также требует модификации тех используемых показателей, которые характеризуют экономическую безопасность регионов.Под региональной .кономической безопасностью понимается готовность, возможность и способность региональной экономической системы на основании регионального эффективного управления обеспечить экономический региональный устойчивый рост и стабильность, удовлетворение потребностей населения и защиту национальных интересов в разных областях от внешних и внутренних угроз.Средства обеспечения Экономической безопасности государства —совокупность дипломатических, правовых, идеологических, религиозных, этических и социальных норм, правовых, политических, административных, дисциплинарных, экономических, информационных, военных и иных мероприятий и мер, которые могут быть реализованы и использованы (выполнены, приняты и применены) для исключения или нейтрализации возможности нанесения экономике ущерба.Закон РФ «О безопасности» определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех граждан страны, русского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность - важнаясоставляющая национальной безопасности. Гарантия экономической безопасности - необходимое условие для стабильного развития национальной экономики.Реализация приоритетов модернизационного развития РФ, ее регионов, возможна в условиях обеспечения, прежде всего, демографической и экономической безопасности страны, с учетом постоянно растущей доли теневой экономики, а также глобализационных процессов.В интересах реального социально-экономического роста в РФнужно пересмотреть политику правительства и реформ в денежно-кредитной, промышленной, структурной политики и использование внешнеэкономических связей.Стратегия социально-экономического развития должна базироваться на реальном положении страны и предпосылках для выполнения стратегических задач, т.е. на трудовых, природных, интеллектуальных, финансовых и и пр. ресурсах, которыми располагает государство. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/2.Воробьев, А. Е. Национальная экономическая безопасность России. Методология управления государственными долгами / А.Е. Воробьев, Т.В. Чекушина. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2016. - 420 c.3.Донцов Г.Ю. Экономическая безопасность: Учебное пособие. – Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012. – 112 с4.Костин, В. И. Национальная безопасность современной России. Экономические и социокультурные аспекты / В.И. Костин, А.В. Костина. - М.: Ленанд, 2015. - 344 c.5.Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 351 c.6.Кузнецова, Е. И. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / Е. И. Кузнецова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 294 с.7.Пименов, Н. А. Управление финансовыми рисками в системе экономической безопасности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Пименов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 326 с.8.Уразгалиев, В. Ш. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 374 с.9. Экономическая безопасность : учебник для вузов по экономическим направлениям и специальностям / общ. ред. Л. П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. – М. : Юрайт, 2016 . – 478 с. 10. Экономическая безопасность России. Общий курс. Учебник Сенчагов В.К., Бином, 2016 11. Экономическая безопасность : учебник для вузов / под общ. ред. Л. П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 478 с12.Экономическая безопасность : учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.] ; под общ. ред. Л. П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 340 с.13.Данные Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс] Режим доступа : www.gks.ru14.Тенденции развития секторов экономики в 2016 году [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/792efe92-958d-4abb-aeeb-725bdebfbd20/monitor_sector.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=792efe92-958d-4abb-aeeb-725bdebfbd2015.Итоги работы промышленности России в 2016 году [Электронный ресурс] Режим доступа: http://torgprominfo.com/manufacturing/itogi-raboty-promyshlennosti-rossii-v-2016-godu/16.Обзор состояния отраслей промышленности России в 2016 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13425
1.Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
2.Воробьев, А. Е. Национальная экономическая безопасность России. Методология управления государственными долгами / А.Е. Воробьев, Т.В. Чекушина. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2016. - 420 c.
3.Донцов Г.Ю. Экономическая безопасность: Учебное пособие. – Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012. – 112 с
4.Костин, В. И. Национальная безопасность современной России. Экономические и социокультурные аспекты / В.И. Костин, А.В. Костина. - М.: Ленанд, 2015. - 344 c.
5.Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 351 c.
6.Кузнецова, Е. И. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / Е. И. Кузнецова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 294 с.
7.Пименов, Н. А. Управление финансовыми рисками в системе экономической безопасности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Пименов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 326 с.
8.Уразгалиев, В. Ш. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 374 с.
9. Экономическая безопасность : учебник для вузов по экономическим направлениям и специальностям / общ. ред. Л. П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. – М. : Юрайт, 2016 . – 478 с.
10. Экономическая безопасность России. Общий курс. Учебник Сенчагов В.К., Бином, 2016
11. Экономическая безопасность : учебник для вузов / под общ. ред. Л. П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 478 с
12. Экономическая безопасность : учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.] ; под общ. ред. Л. П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 340 с.
13.Данные Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс] Режим доступа : www.gks.ru
14.Тенденции развития секторов экономики в 2016 году [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/792efe92-958d-4abb-aeeb-725bdebfbd20/monitor_sector.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=792efe92-958d-4abb-aeeb-725bdebfbd20
15.Итоги работы промышленности России в 2016 году [Электронный ресурс] Режим доступа: http://torgprominfo.com/manufacturing/itogi-raboty-promyshlennosti-rossii-v-2016-godu/
16.Обзор состояния отраслей промышленности России в 2016 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13425
Вопрос-ответ:
Что такое экономическая безопасность?
Экономическая безопасность - это состояние, когда национальная экономика защищена от угроз и рисков, которые могут навредить её развитию и стабильности.
Какие факторы обеспечивают экономическую безопасность?
Факторы, обеспечивающие экономическую безопасность, включают стабильность финансовой системы, эффективность правового регулирования экономики, наличие конкурентоспособных отраслей, ресурсная безопасность, национальная валюта и другие.
Как осуществляется правовое регулирование экономической безопасности в России?
Правовое регулирование экономической безопасности в России осуществляется через принятие и исполнение законов, указов, постановлений и других нормативных актов. Оно направлено на защиту экономики от угроз и обеспечение её стабильности и развития.
Какие факторы обеспечивают экономическую безопасность России?
Факторы, обеспечивающие экономическую безопасность России, включают разнообразие отраслей экономики, эффективное использование ресурсов, наличие стабильной финансовой системы, способность сопротивлять внешним и внутренним угрозам, наличие конкурентоспособных продуктов и технологий, поддержку инноваций и другие.
Какое значение имеет правовое регулирование экономической безопасности?
Правовое регулирование экономической безопасности имеет важное значение, так как оно создает правовую основу для защиты экономики от угроз, стимулирует экономическое развитие и создает условия для стабильного функционирования национальной экономики.
Что такое экономическая безопасность и какое место она занимает в национальной экономике?
Экономическая безопасность - это состояние, при котором экономика страны защищена от внешних и внутренних угроз, способствует стабильному и устойчивому развитию. Она играет важную роль в национальной экономике, обеспечивая ее стабильность, безопасность и конкурентоспособность.
Какие факторы обеспечивают экономическую безопасность?
Факторы, обеспечивающие экономическую безопасность, включают систему законодательства, регулирующую экономическую деятельность, финансовую стабильность, наличие эффективных механизмов контроля и надзора, развитую систему защиты интеллектуальной собственности, доступ к сырьевым ресурсам, избыточные запасы продукции, разнообразие источников доходов и экономическую независимость.
Как происходит правовое регулирование экономической безопасности в России?
Правовое регулирование экономической безопасности в России осуществляется через различные нормативно-правовые акты, такие как законы, декреты и постановления, которые устанавливают правила, принципы и механизмы обеспечения экономической безопасности. Кроме того, существуют органы государственной власти и контроля, ответственные за реализацию и соблюдение данных правовых актов.