Шорцы.Традиции, быт и т.д.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политическая история России
  • 13 13 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 26.02.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. История шорского народа 3
Глава 2. Обычаи и традиции шорского народа 5
2.1 Охота, рыболовство, земледелие 5
2.2 Пути сообщения и средства передвижения 6
2.3 Хозяйственные постройки, одежда, пища 7
2.4 Религия и семейные обряды 8
Заключение 12
Список литературы 13

Фрагмент для ознакомления

В придумывании имени для ребенка участвовали как мать, так и отец, а также многочисленные родственники (иногда и случайные люди, которые оказались в юрте во время родов). Шорцы не называли ребенка по имени отца, брата или старшего из мужчин. При крещении ребенку давалось имя по христианскому календарю.Основу шорской свадьбы лежала бытовая безрелигиозная обрядность. В брак вступали в 14-17 лет. Удачным считался брак с молодой и здоровой вдовой с ребенком, так как это было гарантией от бесплодия.В конце XIX - начале XX вв. у кузнецких татар-шорцев существовало два основных способа заключения брака: -умыкание;-сватовство.В обоих случаях свадьба справлялась обычно весной.Под влиянием христианства погребальный обряд шорцев претерпел изменения, но в целом представления о смерти и потустороннем мире сохранились.     До распространения христианства умерших не хоронили в гробу, а заворачивали в бересту и оставляли подвешенным к дереву.Кладбища, как правило, располагались на горе. После похорон оставляли пищу на могиле и разбрасывали часть еды по сторонам, веря, что такой обряд поможет заманить душу в царство мертвых. Поминки справляли через семь, сорок дней и год после смерти.В конце XIX - начале XX вв. еще встречались воздушные и наземные захоронения (обычно для детей и некрещеных).Шорцы праздновали и новый год, который совпадал по времени с Рождеством. Молоды люди устраивали танцы, пели песни отдельно от взрослых («оюн»), ходили в гости по домам до утра. Новый год являлся мероприятием для знакомств молодых людей.Шорцы жили по лунному календарю и весной справляли еще один праздник – восход солнца. Скорее всего данный праздник имел тесную взаимосвязь с весенним равноденствием. Шорцы вставали рано утром, шли на высокую горы и встречали восход солнца. Для шорцев данный праздник имел большое значение, так как с приходом теплой погода оживала жизнь в тайге.Сибирские народы чаще всего малочисленны, их культура сложна и многообразна. Она отражает и общие для страны веяния, и свои народные обычаи. Также появляются новые обряды и обычаи, которые имеют традиционную основу, предания предков.С 1985 году предпринимались попытки возродить шорскую культуру. Создавались фольклорные ансамбли, в 1986 году проведен традиционный праздник «Пайрам», который бвл приурочен к окончанию весеннее-летнихполевых работ. Исполнялисьнародные песни, героический эпос, проводились состязания по борьбе, стрельбе из лука, скачки.С 1985 года начал проводиться другой новый молодежный праздник, который уже стал традиционным «Ольгудек». Он проводится в первое воскресенье июля перед началом сенокоса.Предпринимались также попытки провести традиционную шорскую свадьбу, однако, в свадебных обрядах встречаются только некоторые элементы шорских традиций.     ЗаключениеТаким образом, можно заключить, что история шорского народа, его культура и обычаи, представляют большой интерес для изучения.Шорская культура содержит в себе много неизученного и даже загадочного. Этот народ уникален и самобытен, имеет свои собственные представления о мире. Вся их жизнь состоит из уважения и поклонения природе, это отражает их менталитет. Шорцы очень почитают предков, духов, обычаи. Все это формирует их сильную народность.Стоит также отметить, что культура, обычаи и представления о мире шорцев имеют много общих черт со славянскими и христианскими воззрениями.Необходимо продолжать изучать данную культуру, а также разрешить некоторые проблемы, которые касаются данного народа. В первую очередь решить вопрос о земле, о территориях традиционного природопользования. Необходимо подумать о выплате компенсации за нарушенные земли и уклад жизни. На сегодняшний день власти уделяют мало внимания этому вопросу.Список литературы1. Васильев, В. И. Шорцы // Народы мира: историко-этнографический справочник. – М., 19882. Кимеев В.М. Основные этапы формирования шорского этноса // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1985.3. Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Кемерово, 1989.4. Кимеев В.М., Ерошов В.В. Аборигены Кузбасса. Кемерово, 1997.5. Кимеев В.М. Жилище и хозяйственные постройки шорцев // Жилище народов Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 19916. Патрушева Г.М. Шорцы сегодня: современные этнические процессы. Новосибирск, 19967. Потапов Л.П. Шорцы // Народы Сибири. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 8. Редлих С.М. Педагогические основы успешной адаптации студентов этнофоров в ВУЗе:Теоретические аспекты/ Сибирский педагогический журнал, №3, 20109. Ульянова М.В. Горцы:генетическая демография, репродукция, здоровье /Вестник Кемеровского государтсвенного университета, № 4, 200810. Чиспияков Э.Ф. История формирования этнической культуры шорцев // Кузнецкая Старина. Новокузнецк, 1993. № 1. 11. Шорцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010.

1. Васильев, В. И. Шорцы // Народы мира: историко-этнографический справочник. – М., 1988
2. Кимеев В.М. Основные этапы формирования шорского этноса // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1985.
3. Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Кемерово, 1989.
4. Кимеев В.М., Ерошов В.В. Аборигены Кузбасса. Кемерово, 1997.
5. Кимеев В.М. Жилище и хозяйственные постройки шорцев // Жилище народов Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1991
6. Патрушева Г.М. Шорцы сегодня: современные этнические процессы. Новосибирск, 1996
7. Потапов Л.П. Шорцы // Народы Сибири. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.
8. Редлих С.М. Педагогические основы успешной адаптации студентов этнофоров в ВУЗе:Теоретические аспекты/ Сибирский педагогический журнал, №3, 2010
9. Ульянова М.В. Горцы:генетическая демография, репродукция, здоровье /Вестник Кемеровского государтсвенного университета, № 4, 2008
10. Чиспияков Э.Ф. История формирования этнической культуры шорцев // Кузнецкая Старина. Новокузнецк, 1993. № 1.
11. Шорцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010.

Вопрос-ответ:

Какие у шорского народа были традиции и обычаи?

Шорский народ имел различные традиции и обычаи, связанные с охотой, рыболовством, земледелием, путями сообщения и средствами передвижения, хозяйственными постройками, одеждой, пищей, религией и семейными обрядами.

Какие виды деятельности занимали шорцы для обеспечения себя пищей?

Шорцы осуществляли охоту, рыболовство и занимались земледелием для обеспечения себя пищей. Они использовали разнообразные методы для ловли дичи и рыбы, а также выращивали различные культуры.

Какими средствами передвижения пользовались шорцы?

Шорцы использовали различные средства передвижения, включая лодки, собачьи упряжки и сани, верховых лошадей. Это позволяло им передвигаться по рекам, лесам и горным местам в своей территории.

Какие хозяйственные постройки использовали шорцы?

Шорцы использовали различные хозяйственные постройки, такие как юрты (жилые и складские), сибирские сараи (для хранения продуктов), погреба (для хранения овощей и фруктов), а также различные постройки для хранения и содержания скота.

Какие религиозные и семейные обряды были у шорского народа?

У шорского народа были свои религиозные и семейные обряды. Шорцы исповедовали шаманизм и верили в различные божества. Они также проводили обряды, связанные с рождением, свадьбой, похоронами и другими семейными событиями.

Какие обычаи и традиции существуют у шорского народа?

У шорского народа существует множество обычаев и традиций, включая охоту, рыболовство, земледелие, пути сообщения и средства передвижения, хозяйственные постройки, одежду, пищу, религию и семейные обряды.

Какие виды деятельности входят в традиционный образ жизни шорского народа?

В традиционный образ жизни шорского народа входят охота, рыболовство и земледелие. Шорцы также использовали различные способы передвижения и обладали своими хозяйственными постройками, одеждой и пищей.

Как шорцы называли детей?

Шорцы не называли своих детей по имени. Придумывание имени для ребенка включало участие как матери, так и отца, а также многочисленных родственников и иногда случайных людей, которые оказывались в юрте во время родов.

Какими средствами передвижения пользовались шорцы?

Шорцы пользовались различными средствами передвижения, включая лыжи, собачьи упряжки, коней и лодки. Это позволяло им эффективно передвигаться по разным местностям и осуществлять свою деятельность, такую как охота и рыболовство.

Какие религиозные и семейные обряды существуют у шорского народа?

У шорского народа существуют различные религиозные и семейные обряды. Они верят в различных божеств, проводят ритуалы по чтению молитв и обряды, связанные с рождением, браком и смертью. Эти обряды и ритуалы играют важную роль в жизни шорского народа.

Какие традиции и обычаи есть у шорского народа?

У шорского народа есть различные традиции и обычаи, которые они передают из поколения в поколение. Это включает в себя особенности их быта, земледелие, охоту, рыболовство, пути сообщения и средства передвижения, хозяйственные постройки, одежду, пищу, религию и семейные обряды.

Какие способы передвижения использовали шорцы?

Шорцы использовали различные способы передвижения. Они перемещались пешком и на лошадях, а также использовали собачьи упряжки и лодки для переправы через водные преграды. Эти способы передвижения позволяли им преодолевать различные препятствия и добираться до удаленных мест.