Методы контроля за учебно- воспитательным процессом в школе.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 16 16 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 18.09.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание




Введение

Глава 1. Управление в системе образования

Глава 2. Виды, формы, методы контроля за учебно - воспитательным процессом в школе

Заключение

Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Устный и письменный контроль наиболее часто применяются в школьной практике. Однако при всей их доступности и легкости использования ограничиться только ими нельзя. В школьной практике применяются также социологические методы сбора информации. К ним относятся анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, метод экспериментальных оценок и др. Они позволяют быстро получить интересующую проверяющего информацию.
Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, занятости учащихся и учителей, причин их перегрузки, при определении объема домашних заданий, скорости чтения и др.


Заключение

Управление учебно-воспитательным процессом – это прогнозирование, проектирование, разрешение учебно-педагогических ситуаций в условиях взаимонаправленного и взаимообусловленного взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающего средствами мотивации и рефлексии целесообразное направление их развития и саморазвития.
Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функций), представляющих законченный цикл:
а) Анализ; б) Целеполагание и планирование; в) Организационная деятельность; г) Контроль и регулирование.
Со всеми функциями управленческого цикла тесно связан контроль. В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (соотношения) фактически достигнутых результатов с запланированными.
Методы контроля:
а) Тематический - в течение всего учебного года с целью углубленного изучения объекта управления (уровень ЗУНов учащихся, качества работы кружков и т.д.) Проведение индивидуальных занятий. Соблюдение техник безопасности. По результатам проводятся совещания, собеседования.
б) Фронтальная - одновременная всесторонняя проверка объекта управления в целом (методическая, научная, исследовательская). Такой контроль проводится при аттестации учителя. 2-3 раза в год.
Методы контроля над деятельностью учителя:
а) Выброчное посещение роков (администрацией школы по личному плану без предупреждения учителя).
б) Тематическое посещение - заранее планируется. Для всестороннего изучения работы учителя путем посещения уроков. Урок по одной теме.
в) Параллельное посещение уроков. Сравнение работы у разных учителей.
г) Комплексное изучение отдельных классов (Посещение всех уроков в 1 классе). Соблюдение единичных требований к учащимся.
д) Целевые посещения с привлечением специалистов различного профиля.
е) Посещение уроков с устным опросом.
ж) Посещение уроков с практическими работами и уроков-экскурсий.
Методы контроля над результатами деятельности учителя:
а) Выполнение учителем плана и учебной программы.
б) Уровень развития учащихся. Степень самостоятельности в овладении навыками умственного труда.
в) Осуществление воспитывающей направленности обучения.
г) Количество уроков и внеклассных мероприятий.
д) Осуществление дифференцированного подхода к учащимся и предупреждение неуспеваемости на этой основе.
е) Проверка осуществляемой и итоговой деятельности учителя.
При достаточно основательной разработанности функции контроля за учебно - воспитательным процессом в школе он остается сложной и трудоемкой функцией. Трудоемкость контроля за учебно - воспитательным процессом объясняется отсутствием обоснованной и необходимой системы критериев оценки образовательного процесса и в особенности его воспитательного компонента. Значение контроля в управлении образовательными системами особенно возрастает в связи с предоставлением данным системам огромных полномочий в оценке качества обучения и воспитания учащихся. С процессом реорганизации управленческих структур в образовании инспекторские функции за деятельностью учителей возложены на директора школы и его заместителей. В то же время управленческая деятельность руководителей школы, конечные результаты ее деятельности становятся объектом контроля высших инспекторских служб органов управления образованием.
Внутришкольный контроль (самоконтроль) представляет вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия всей системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям (нормативам).
Контроль за учебно - воспитательным процессом должен не только выявлять достоинства и недостатки учебно-воспитательного процесса, но и устанавливать причины и условия, их породившие, выявляя основные тенденции процесса обучения и воспитания, а это осуществляется на основе педагогического анализа всех контролируемых явлений.
Роль контроля в совершенствовании учебно-воспитательного процесса общепризнанна. Он дает возможность систематически получать информацию об уровне преподавания, знаний и навыков учащегося, проводить сравнение между заданным состоянием учебного процесса, определяемым нормативными документами, и реально существующим.
Таким образом, системообразующим звеном в цепочке управленческих действий руководителя является контроль, тесно связанный с педагогическим анализом. Значение контроля в том, что на его основе принимаются управленческие решения, в ходе текущего контроля корректируется и регулируется деятельность педагогических работников, обеспечивается здоровый морально-психологический климат, создается атмосфера творческой активности. Это происходит в том случае, если организация контроля отвечает современным требованиям с точки зрения его целей, задач, планирования и методики проведения. Успешное достижение цели и задач внутреннего и внешнего контроля учебного заведения возможно лишь при условии реализации основных принципов контроля: всесторонности, объективности, систематичности и гласности.
Список использованной литературы

Авдеева, С.М. Учебные материалы нового поколения, разрабатываемые в проекте «Информатизация системы образования»//Мастер-класс: прилож. к ж. «Методист».-2008.-№3.-С.2-10.
Карстанье, П., Ушаков К. Управление в образовании, проблемы и подходы. Практическое руководство. - М., 1995.
Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000, - 224 с.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 2003.
Общая и профессиональная педагогика / под.ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана Граф, 2005. – 368 с.
  Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф, Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-пресс., 2000.
Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой //Директор школы. – 1997. - №6. – С.34-40.
Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999.
Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М., 2002.









16

Список использованной литературы

1.Авдеева, С.М. Учебные материалы нового поколения, разрабатываемые в проекте «Информатизация системы образования»//Мастер-класс: прилож. к ж. «Методист».-2008.-№3.-С.2-10.
2.Карстанье, П., Ушаков К. Управление в образовании, проблемы и подходы. Практическое руководство. - М., 1995.
3.Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000, - 224 с.
4.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 2003.
5.Общая и профессиональная педагогика / под.ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана Граф, 2005. – 368 с.
6. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф, Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-пресс., 2000.
7.Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой //Директор школы. – 1997. - №6. – С.34-40.
8.Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999.
9.Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М., 2002.

Вопрос-ответ:

Какие методы контроля используются в школьной практике?

В школьной практике используются различные методы контроля, включая устный и письменный контроль, а также социологические методы сбора информации, такие как анкетирование, опрос, интервьюирование и беседа.

Что такое устный и письменный контроль в школе?

Устный контроль - это способ проверки знаний учащихся путем задания вопросов и получения ответов в устной форме. Письменный контроль - это проверка знаний, умений и навыков путем выполнения письменных заданий, таких как тесты, написание эссе или решение задач.

Почему применение только устного и письменного контроля недостаточно?

Применение только устного и письменного контроля недостаточно, потому что эти методы не всегда могут полностью оценить все аспекты учебно-воспитательного процесса. Для получения более полной картины применяются также социологические методы сбора информации, такие как анкетирование, опрос, интервьюирование и беседа.

Какие преимущества социологических методов сбора информации в школьной практике?

Преимущества социологических методов сбора информации в школьной практике включают возможность получения объективной и детальной информации о процессе обучения и воспитания, а также мнений и отзывов учащихся и их родителей. Эти методы также позволяют выявить проблемные моменты в учебном процессе и определить направления его улучшения.

Какие социологические методы сбора информации применяются в школьной практике?

В школьной практике применяются различные социологические методы сбора информации, такие как анкетирование, опрос, интервьюирование и беседа. Анкетирование - это метод сбора информации с помощью задания стандартных вопросов и предоставления участникам возможности выбирать ответы из предложенных вариантов. Опрос - это метод сбора информации с помощью задания вопросов и получения ответов от участников. Интервьюирование - это метод сбора информации путем беседы с участниками с целью получения их мнений и отзывов. Беседа - это метод сбора информации путем неформального общения с участниками.

Какие методы используются для контроля учебно-воспитательного процесса в школе?

Методы контроля учебно-воспитательного процесса в школе включают в себя устный и письменный контроль, а также социологические методы сбора информации, такие как анкетирование, опрос, интервьюирование и беседа.

Какие виды контроля наиболее часто применяются в школьной практике?

Наиболее часто применяемые виды контроля в школной практике - это устный и письменный контроль.

Почему ограничиться только устным и письменным контролем нельзя?

Ограничение только устным и письменным контролем недостаточно для эффективного контроля учебно-воспитательного процесса в школе. Для более полной и объективной оценки ситуации необходимо использовать также социологические методы сбора информации, например, анкетирование, опрос, интервьюирование и беседа.

Какие методы сбора информации используются в школьной практике?

В школьной практике используются различные социологические методы сбора информации, такие как анкетирование, опрос, интервьюирование и беседа.

Для чего применяются социологические методы сбора информации в школьной практике?

Социологические методы сбора информации в школьной практике применяются для объективной оценки ситуации в учебно-воспитательном процессе, выявления проблем и потребностей учащихся, понимания личностных особенностей каждого ребенка и разработки индивидуального подхода к нему.

Какие методы контроля используются в школе при учебно-воспитательном процессе?

В школьной практике при учебно-воспитательном процессе используются различные методы контроля, такие как устный и письменный контроль. Однако помимо них используются и социологические методы сбора информации, такие как анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа.