Что такое менеджмент. Научные школы и теории в менеджменте.
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 04.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Сущность, функции менеджмента 4
2.Школы менеджмента, их основные управленческие идеи 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнение функции менеджмента.Школа человеческих отношений и поведенческих наук (начиная с конца 30- х годов по настоящее время)."Отцом" школы человеческих отношений считается Элтон Мэйо (EltonMayo). В ходе знаменитых экспериментов в Хоторне Э.Мэйо заметил, что четко спланированные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления.К предметной области школы человеческих отношений можно отнести:1. социальную ответственность бизнеса перед работниками2. индивидуальную психологию3. человеческие потребности4. психологию и мотивацию работников5. конфликт (функциональный и дисфункциональный)6. обеспечение единства целей и усилий членов коллектива7. организации: формальные и неформальные 8. роли и статусы членов коллектива9. авторитет и лидерство в коллективеИсследования в Хоторне в 1924 г. на заводе компании "Вестерн Электрик" изначально проводились в рамках теории научного управления, доминирующая в то время. Подразумевалось исследовать зависимость между физическими условиями работы и производительностью труда.для этого была отобрана группа рабочих, которым необходимо было трудиться в отдельном специально оборудованном помещении, где была возможность изменять условия труда, к примеру освещенность на рабочем месте. Установили, что независимо от условий труда (больше или меньше света, больше или меньше времени на отдых и т.д.) все изменения сопровождались увеличением выработки у испытуемых рабочих по сравнению с контрольной группой. Элтон Мэйо отметил, что производительность труда - это в основном функция рабочих установок.Благодаря исследованиям Элтон Мэйо выявил, что:потребности человека: социальные и психологические, на столько же эффективны в качестве стимулов, как деньги.социально-психологическое взаимодействие в рабочей группе так же важно, как и организация выполняемой работы.никогда не игнорируйте человеческий фактор при любом правильном планировании управления.Более поздние исследования, которые были проведены Абрахамом Маслоу (AbrahamMaslow) и другими психологами, помогли определить причины такого явления. Мотивы поступков людей это не экономические силы, так считали сторонники и последователи "тейлоризма", а разные потребности, которые лишь частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег (рис 3).Рис. 3. Иерархия потребностей по А. МаслоуОсновная отличительная характеристика школы "человеческих отношений"1. перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на регулирование производственных отношений между людьми2. концепция "экономического человека", которая считала главным стимулом человеческой деятельности лишь материальную заинтересованность, подверглась критике3. анализ психологической деятельности индивидуума и выдвинула требование "человек - главный объект внимания управления"Теория "человеческих отношений" разрабатывало программу мероприятий, которая будет маскировать эксплуатацию рабочих и отвлекать их от классовой борьбы. К таким мероприятиям можно отнести следующее:рабочие будут принимать участие в прибылях монополий, рабочие будут приобретать акции, страхование групповое, предприниматели будут посещать рабочих на дому,должны вручаться праздничные подарки,должны проводиться совместные консультации рабочих и администрации,необходимо провести улучшения условий изнурительного труда на автоматизированных предприятиях и др.Последователи школы "человеческих отношений" рекомендуют проявить большую заботу о своих работниках, чтобы повышать их удовлетворенность и, естественно, будет увеличиваться производительность. Когда люди стали людьми, промышленность добавила к своим орудиям производства то, что никогда не признавала раньше: чувство собственного достоинства человека.Количественная школа, или новая школа науки управления (начиная с 60-х годов по настоящее время).Эта школа явилась следствием развития количественных методов обоснования управленческих решений. Предусматривает использование в управлении математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий.Ее представители — Р. Аккоф, С. Вир, Д. Экман, А. Энтховен, Э. Квейд — рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически.В 60-е годы XX в. началась разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата. Появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в неопределенных условиях, математическое обеспечение управленческих решений.Вклад в управление представителей школы количественных методов заключается в углублении понимания сложности управленческих проблем благодаря применению различных математических моделей; в развитии и использовании количественных методов для оказания помощи менеджерам, принимающим решения в сложных и кризисных ситуациях.Таким образом, отличительной чертой школы науки управления является замена вербального и описательного анализа четкими моделями, символами и количественными показателями. Сильнейшим толчком к использованию количественных методов в менеджменте стало появление компьютерной техники. Она позволила исследователям создавать все более сложные математические модели, максимально приближенные к реальности.Теории и концепции в менеджментеТеория "идеальной бюрократии" Разработал в 1920 г. немецкий социолог М.Вебер. Основные элементы построения организации, обеспечивающие скорость, точность, порядок, определенность и предсказуемость: четкое разделение труда на базе функциональной специализации;жестко определенная иерархическая система распределения власти; система правил и норм, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях; отсутствие личностного начала в отношениях между сотрудниками; прием в организацию на основе компетентности и потребностей; четкая система карьеры, обеспечивающая квалифицированным работникам продвижение по служебной лестнице; стратегия пожизненного найма сотрудников.Теория "7-С" Разработали в 80-е годы ХХ в. американские исследователи Т.Питерс, Р.Уотермен, Р.Паскаль, Э.Атос. В соответствии с этой теорией эффективно функционировать и развиваться в современных условиях могут только организации, в которых менеджеры поддерживают в гармоничном состоянии систему, состоящую из семи элементов:стратегии; структуры; системы;штата; стиля; квалификации; разделенных ценностей. Изменение хотя бы одного из элементов требует соответствующего изменения остальных. Концепция управления по целям Предложил в 50-е годы ХХ в. выдающийся американский теоретик в области управления П..Друкер. Суть концепции: управление должно начинаться с выработки целей и только затем переходить к формированию функций и системы взаимодействия. Каждый руководитель должен иметь несколько четких целей в рамках возложенных на него обязанностей. Цели не только доводятся до менеджеров сверху, но и согласуются, обсуждаются с ними (до менеджеров низшего уровня включительно). Цели не являются постоянными, они пересматриваются в связи с изменениями внутренних и внешних условий. Необходимо постоянно оценивать достигнутые результаты; при этом важно разработать системы показателей. Теория "Х" и "У" Разработал в 60-е годы ХХ в. американский ученый в области лидерства Д.Мак-Грегор. В основе этой теории лежат два типа управления, отражающие взгляды на работников со стороны менеджеров: теория "Х" - обычному человеку присуща врожденная нелюбовь к работе и желание избежать ее. Заставить большинство людей работать можно только принуждением, с помощью приказов, контроля и угрозы наказания. "Средний" человек старается не брать на себя ответственность и предпочитает, чтобы им управляли; теория "У" - люди по природе не пассивны. В зависимости от условий труда человек может воспринимать работу как удовольствие или как наказание. Людям присущи самоконтроль и чувство ответственности. Управление типа "У" более эффективно. Теория "Z" Разработал в 1981 г. американский профессор У. Оучи на основе изучения японского опыта управления. Исходным пунктом этой теории является положение о том, что человек - основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех. Идеи теории "Z": долгосрочный наем кадров; групповое принятие решений; индивидуальная ответственность; тщательная оценка кадров и их умеренное карьерное продвижение; неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и формализованных методов; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о работниках. Теория "Z" считается продолжением теории "Х" и "У" Д. Мак-Грегора.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, мы определили, что менеджмент – это область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития.В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес, хотя на данный момент становится очевидным, что менеджер и бизнесмен – далеко не одно и то же.Данные различия в понимании сути и значения менеджмента делают необходимым более детальное изучение менеджмента как науки. Таким образом, эффективное становление рыночных отношений в России во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики. Именно менеджмент, управление обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации.Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающих связь и единство всего производственного процесса.Четыре функции менеджмента - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.Основатель школы научного управления Ф. Тейлор пытался найти ответ на вопрос: как сделать так, чтобы рабочий работал как машина? Представителями этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. Целью классической (административной) школы было создание универсальных принципов и методов успешного управления организацией. Школа человеческих отношений делала основной упор на коллектив, на увеличение внимания социальным потребностям работников. Школа науки о поведении сконцентрировала внимание на методах налаживания межличностных отношений, мотивации, лидерстве, изучении индивидуальных способностей отдельных работников.Ключевой характеристикой школы количественных методов является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБеляев Ю.М. Инновационный менеджмент.-М.: Дашков и К, 2016.-220сБондаренко В.В. Менеджмент организации. Введение в специальность.-М.: КНОРУС,2010.-232 с.Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2009. – 512 с.Виханский О.С. Менеджмент – М.: Магистр: ИНФРА–М. 2014. – 576 с. Вьюгина Л.К. Инновационный менеджмент. Структурные схемы и таблицы.-М.: Юнити-Дана, 2012.-104сДанилина Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом.-М.: Дашков и К, 2016.-208сДармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент.-М.: Дашков и К, 2016.-168сИсаев, Р. А. Основы менеджмента- М.: «Дашков и К», 2013. - 264 с.Кожухар В.М. Инновационный менеджмент.- М.:Дашков и К, 2016.-292сКоротков Э.М. Менеджмент. – М.: Издательство Юрайт. 2010. – 640 с.Максимцов М.М. Современный менеджмент - М.: ИНФРА-М, 2012. - 299 сТараненко О.Н. Инновационный менеджмент.-СКФУ, 2015.-163сТкачук Л.Т.Менеджмент– Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 539с.
1. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент.-М.: Дашков и К, 2016.-220с
2. Бондаренко В.В. Менеджмент организации. Введение в специальность.-М.: КНОРУС,2010.-232 с.
3. Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2009. – 512 с.
4. Виханский О.С. Менеджмент – М.: Магистр: ИНФРА–М. 2014. – 576 с.
5. Вьюгина Л.К. Инновационный менеджмент. Структурные схемы и таблицы.-М.: Юнити-Дана, 2012.-104с
6. Данилина Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом.-М.: Дашков и К, 2016.-208с
7. Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент.-М.: Дашков и К, 2016.-168с
8. Исаев, Р. А. Основы менеджмента- М.: «Дашков и К», 2013. - 264 с.
9. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент.- М.:Дашков и К, 2016.-292с
10. Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: Издательство Юрайт. 2010. – 640 с.
11. Максимцов М.М. Современный менеджмент - М.: ИНФРА-М, 2012. - 299 с
12. Тараненко О.Н. Инновационный менеджмент.-СКФУ, 2015.-163с
13. Ткачук Л.Т.Менеджмент– Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 539с.
Вопрос-ответ:
Что такое менеджмент?
Менеджмент - это система управления, которая включает организацию, планирование, координацию, руководство и контроль деятельности организации.
Какова сущность функции менеджмента?
Сущность функции менеджмента заключается в планировании, организации, мотивации и контроле работы сотрудников для достижения целей организации.
Какие основные идеи школы человеческих отношений?
Школа человеческих отношений выдвигает идею о важности удовлетворения потребностей и мотивации сотрудников для повышения производительности и эффективности работы.
Кто считается отцом школы человеческих отношений?
Отцом школы человеческих отношений считается Элтон Мэйо, который провел исследования в 30-х годах и выдвинул идею о влиянии социальных факторов на работу и производительность сотрудников.
Какие принципы менеджмента были сформулированы школой человеческих отношений?
Школа человеческих отношений сформулировала принципы, такие как учет потребностей и мотивации сотрудников, создание благоприятной атмосферы в коллективе, развитие командной работы и т.д.
Кто считается отцом школы человеческих отношений?
Отцом школы человеческих отношений считается Элтон Мэйо.
Какие принципы менеджмента были сформулированы школой человеческих отношений?
Школа человеческих отношений сформулировала принципы менеджмента, по которым предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функции менеджмента.
Какие основные управленческие идеи есть у школы менеджмента?
У школы менеджмента есть основные управленческие идеи, которые служат основой для решения управленческих задач и выполнения функции менеджмента.
Какие школы менеджмента известны?
Известны различные школы менеджмента, такие как школа научного управления, школа классического управления, школа человеческих отношений и другие.
С какого времени и до настоящего времени действует школа человеческих отношений и поведенческих наук?
Школа человеческих отношений и поведенческих наук действует начиная с конца 30-х годов по настоящее время.