Влияние семейного досуга на социализацию школьника (12-14 лет)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 26 26 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 10.10.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Семейный досуг
1.1. Кульутрно-досуговая деятельность: понятие и сущность
1.2. Семейная досуговая деятельность
Глава 2. Возрастные особенности школьника 12-14 лет
2.1. Физиологические изменения
2.2. Психологические изменения
2.3 Ведущая деятельность в подростковом возрасте
Глава 3. Влияние семейного досуга на социализацию школьника
3.1. Процесс социализации личности
3.2. Семейный досуг и развитие личности школьника
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Главным вопросом, который обсуждался учеными, было воздействие окружающей среды на ребенка, управление этим влиянием. Существовали разные точки зрения на роль среды в развитии ребенка: одни ученые отстаивали необходимость приспособления ребенка к той или иной среде, другие считали, что ребенок в меру своих сил и способностей может сам организовывать среду и влиять на нее, третьи предлагали рассматривать личность и среду ребенка в единстве их характеристик, четвертые делали попытку рассмотреть среду как единую систему влияние на ребенка. Были и другие точки зрения. Но важно то, что проводились глубокие и основательные исследования среды и ее влияния на становление и развитие личности ребенка.
Интересно, что в профессиональной лексике педагогов того времени широко использовались такие понятия, как «среда для ребенка», «социально-организованная среда», «пролетарская среда», «возрастная среда», «товарищеская среда», «фабрично-заводская среда», «общественная среда» и др.
Однако в 30-е годы научные исследования в этой области практически были запрещены, главным институтом воспитания и развития детей была признана школа, и основные педагогические и психологические исследования были посвящены именно школе и ее влиянию на развитие ребенка.
Научный интерес к проблемам среды возобновляется в 60-70-е годы нашего столетия (В. А. Сухомлинский, А. Т. Куракина, Л.И. Новикова, В. А. Караковский и др.) в связи с изучением школьного коллектива, обладающего признаками сложно организующихся систем, функционирующих в разных средах. Среда (природная, социальная, материальная) становится объектом целостного системного анализа. Изучаются и исследуются различные виды сред: «учебная среда», «внешкольная среда ученического коллектива», « домашняя среда», «среда микрорайона», и др.
В конце 80-х — начале 90-х годов исследованиям среды, в которой живет и развивается ребенок, был дан новый импульс, этому во многом способствовало и выделение в самостоятельную научную область социальной педагогики, для которой эта проблема также стала объектом внимания и в изучении которой она находит свои грани, свой аспект рассмотрения.
Таким образом, социализация – это сложный процесс, развитие личности подростка и его социализация рассматриваются исследователями различных аспектах развития.





3.2. Семейный досуг и развитие личности школьника
На современном этапе развития нашего общества различные области научного знания обратили пристальное внимание на семью как социальный институт воспитания.
Семью как фактор воспитания характеризует ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой и, прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им созданной человечеством культурой играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности.
Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка .
Оценку семьи по воспитанию и формированию личности можно дать на основании анализа свободного времени ребенка. Именно свободное время рассматривается как сфера формирования личности, ее интересов, потребностей, способностей, ценностных ориентаций, самопознания, самоутверждения.
Безусловно, каждый родитель, стремится к тому, чтобы досуг его ребенка был грамотно организован. Известно, что внешние условия могут либо содействовать психическому и личностному развитию ребенка, либо депривировать возможности его полноценного психического и личностного роста.
Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами различной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т.е. зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил. Другая ее функция – развитие способностей и интересов. Третья – свободное общение с интересными людьми.
Большинству детей в юном возрасте слово «досуг» и «всестороннее развитие» еще ни на что конкретное не указывает, поэтому все его действия всегда ориентированы на интересы родителей.
Для того чтобы ребенок всегда чувствовал привязанность и любовь родителей, им необходимо хотя бы один или два часа проводить вместе с детьми. Как утверждают психологи, когда дети и родители вместе играют, слушают песни, даже смотрят телевизор, они проникаются всеобъемлющим чувством семейственности. Это положительно сказывается, как на укреплении внутрисемейных отношений, так и на построении взаимного понимания между двумя поколениями.
И.П. Подласый отмечает, что общие увлечения родителей и детей считаются тем благодатным путем, который приведет их к взаимопониманию — это общесемейные интересы, увлечения, традиции, вечера семейного чтения, семейные турниры, семейные коллективы художественной самодеятельности, семейные культпоходы (музей, театр), путешествия, походы выходного дня. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям .
Семья — сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций, которые являются способом проявления активности и жизнедеятельности ее членов.
В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи едины в определении таких функций, как репродуктивная, регенеративная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, нравственно-психологического обеспечения, коммуникативная, рекреативная. Все функции тесно взаимосвязаны между собой.
В рамках рассматриваемой проблемы особый интерес представляет функция рекреативная, то есть организация досуговой деятельности семьи. Под ней Т.А. Куликова понимает восстановление и поддержание здоровья членов семьи, удовлетворение различных духовных потребностей .
В современной семье традиции проведения досуга становятся все более разнообразными: путешествия во время отпусков, воскресные поездки на природу, посещение музеев, театров, организация домашних концертов, коллекционирование, спортивные развлечения и др.
Таким образом, умело организованный семейный досуг, сплачивая семью, может быть залогом счастья семьи, воспитательная сила семейного досуга заключается в том, что молодое подрастающее поколение наиболее естественно воспринимает и опосредует опыт старших, кроме того, семейный досуг является носителем социальных основ, культуры семьи и ее нравственных норм.






















Заключение
Становление личности происходит в процессе социализации. Социализация – это процесс вхождения ребенка в социальную среду, которая включает в себя усвоение норм поведения, нравственных ценностей, языка, всего того, что составляет культуру общества.
Культурно-досуговая деятельность (КДД) осуществляется в свободное время. Ее отличает свобода выбора, добровольность, активность, инициатива, как отдельного человека, так и различных социальных групп
Социализация подростка зависит от типа среды, уровня культуры общности, от мощи культурно-досугового потенциала.
Семейный досуг понимается нами как социокультурный и педагогический феномен, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты.
Следует отметить, что существует ряд возрастных особенностей школьника 12-14 лет, которые заключаются в следующем: подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью; происходят изменения на физиологическом уровне; претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности.
Таким образом, умело организованный семейный досуг, сплачивая семью, может быть залогом счастья семьи, воспитательная сила семейного досуга заключается в том, что молодое подрастающее поколение наиболее естественно воспринимает и опосредует опыт старших, кроме того, семейный досуг является носителем социальных основ, культуры семьи и ее нравственных норм.
Следовательно, семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность. Характер организации семейного досуга, который является неотъемлемым компонентом воспитательного потенциала семьи, существенно влияет на социализацию школьника 12-14 лет.

Список литературы:
Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие для вузов - М.: Академия, 2001. - 203 с.
Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1979. – 288с.
Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.
Клейберг Ю.А. Культурно-досуговая среда как условие нормативной и регулятивной социализации молодежи// http://www.teslenko.kz/pages/ysoc_matherials_kleiberg.html
Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1979. – 175с.
Краснова О.В. Cовременные методы исследования психологических особенностей подростков // Психологическая наука и образование. - 2006. - №2. – C. 31-38.
Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время». – М.: Знание, 1991. – 80 с.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. —Процесс воспитания. — 235 с.
Шаповаленко И. В. Возрастная психология: Учебник. - : М: Гардарики, 2005 - 349 с.


Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время». – М.: Знание, 1991.

Клейберг Ю.А. Культурно-досуговая среда как условие нормативной и регулятивной социализации молодежи// http://www.teslenko.kz/pages/ysoc_matherials_kleiberg.html

Клейберг Ю.А. Культурно-досуговая среда как условие нормативной и регулятивной социализации молодежи// http://www.teslenko.kz/pages/ysoc_matherials_kleiberg.html

Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие для вузов - М.: Академия, 2001. - 203 с.


Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие для вузов - М.: Академия, 2001. - 203 с.


Шаповаленко И. В. Возрастная психология: Учебник. - : М: Гардарики, 2005.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – С.230.

Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время». – М.: Знание, 1991. – С.22.
Там же, - С. 24.
Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. – С.102.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. —Процесс воспитания. — С.194.
Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. – С.36.













5

Список литературы:
1.Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
2.Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие для вузов - М.: Академия, 2001. - 203 с.
3.Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1979. – 288с.
4.Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.
5.Клейберг Ю.А. Культурно-досуговая среда как условие нормативной и регулятивной социализации молодежи// http://www.teslenko.kz/pages/ysoc_matherials_kleiberg.html
6.Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1979. – 175с.
7.Краснова О.В. Cовременные методы исследования психологических особенностей подростков // Психологическая наука и образование. - 2006. - №2. – C. 31-38.
8.Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
9.Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время». – М.: Знание, 1991. – 80 с.
10.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. —Процесс воспитания. — 235 с.
11.Шаповаленко И. В. Возрастная психология: Учебник. - : М: Гардарики, 2005 - 349 с.


Вопрос-ответ:

Какое значение имеет семейный досуг для социализации школьников?

Семейный досуг играет важную роль в социализации школьников. В процессе совместного времяпрепровождения с родителями и другими членами семьи, школьники учатся общаться, развивать навыки взаимодействия, учитывать интересы других людей. Они также усваивают некоторые нормы и ценности, которые важны в обществе. Кроме того, семейный досуг помогает укрепить эмоциональную связь между родителями и детьми, что способствует более гармоничному развитию ребенка.

Какие возрастные особенности имеют школьники в возрасте от 12 до 14 лет?

В этом возрасте школьники проходят через физиологические и психологические изменения. Физиологически, ребята начинают активно расти и развиваться. У них происходят изменения во внешности и теле, появляется интерес к противоположному полу. Психологически, они становятся более самостоятельными и независимыми от родителей, начинают формировать свою собственную идентичность, появляется интерес к сверстникам и одноклассникам. Они также активно исследуют мир, интересуются новыми знаниями и опытом.

Какая роль семейного досуга в социализации школьника в возрасте от 12 до 14 лет?

Семейный досуг играет важную роль в социализации школьников этого возраста. Во-первых, совместные мероприятия с родителями и другими членами семьи позволяют развивать коммуникативные навыки, учиться общаться с разными людьми, учитывать их мнения и интересы. Во-вторых, семейный досуг помогает школьникам формировать свою индивидуальность и идентичность, понять свои сильные и слабые стороны, определить свои жизненные ценности и убеждения. В-третьих, семейный досуг позволяет создать эмоциональную связь между родителями и детьми, что обеспечивает более гармоничное и полноценное развитие.

Каково понятие и сущность культурно-досуговой деятельности?

Культурно-досуговая деятельность включает в себя различные виды занятий, которые направлены на развитие интеллектуальных, эмоциональных и творческих способностей человека. Она помогает расширить кругозор, развить интересы, обогатить внутренний мир, а также способствует эмоциональному и психическому развитию личности.

Каковы возрастные особенности школьника 12-14 лет?

В данном возрасте происходят как физиологические, так и психологические изменения. Физически школьник начинает меняться, происходит ускорение роста и развития органов и систем. Психологически подросток переживает период начала самостоятельности, проявляется стремление к независимости и самоутверждению. Также в этом возрасте ведущей деятельностью становится общение со сверстниками и формирование своей личности.

Как происходит процесс социализации личности?

Процесс социализации личности - это взаимодействие индивида с обществом, в результате которого он осваивает нормы, ценности и общепринятые правила поведения. Социализация начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни. Основными сферами социализации являются семья, школа, сверстники и общество в целом.

Как семейный досуг влияет на развитие личности школьника?

Семейный досуг играет важную роль в развитии личности школьника. Он способствует укреплению семейных уз, формированию и укреплению эмоциональной связи между родителями и ребенком. Вместе семья может заниматься различными видами досуговых активностей, такими как походы в музеи, театры, кино, спортивные игры и др. Это позволяет школьнику развивать свои интересы, обогащает его кругозор и способствует социализации, участию в общественной жизни.

Каково влияние семейного досуга на социализацию школьника в возрасте 12-14 лет?

Семейный досуг играет важную роль в социализации школьников в возрасте 12-14 лет. Он предоставляет ребенку возможность участвовать в совместных активностях с родителями и братьями/сестрами, что способствует развитию его социальных навыков и умений. Во время семейного досуга школьник учится коммуницировать, сотрудничать, решать проблемы в совместных ситуациях. Это формирует его социальные компетенции, что необходимо для успешной адаптации в обществе и взаимодействия с другими людьми.