Роль маркетинговых исследований в управлении маркетингом

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Маркетинговое исследование
  • 40 40 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 20.07.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Место и роль маркетинговых исследований в маркетинговой деятельности предприятия 6
1.1 Роль маркетинга в деятельности предприятия 6
1.2 Сущность и понятие качественных исследований 12
1.3. Место качественных исследований в маркетинговой деятельности предприятия 16
2. Маркетинговый анализ супермаркета «Перекресток» г. Ярославль 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика супермаркета 19
2.2 Анализ внутренней среды супермаркета 26
2.3. Маркетинговое исследование деятельности супермаркета 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Фрагмент для ознакомления

Автором проведено ранжирование ассортимента предприятия по разным параметрам и на основании которого составлены рекомендации руководству предприятия о корректировке ассортиментной политики. Анализ показал, что, что в группу А входят рыбные изделия - 16,5% к обороту, мясная гастрономия - 15%, вино-водочные изделия - 9%, овощи- фрукты -6,7%. То, что эти товары попали в группу А, говорит о спросе покупателей на эти ассортиментные группы.Оговорим, что для анализа выбраны ряд товарных позиций.Перечень:1. Кулинарные товары2. Мясные товары3. Гастрономические товары4. Кондитерские товары и изделия5. Дополнительные услугиНаименованиеОбъем продажНаименованиеОбъем продажТемп ростаВысокий (больше 10%)ТРУДНЫЕ ДЕТИЗВЕЗДЫБренд 3 500   Бренд 2 1 500           ИТОГО 2 000 ИТОГО - Низкий (меньше 10%)СОБАКИДОЙНЫЕ КОРОВЫБренд 1 3 000 Бренд 5 2 000   Бренд 4 2 500         ИТОГО 3 000 ИТОГО 4 500 Низкая (меньше 1)Высокая (больше 1)Относительная доля рынкаРис. 2.6. Матрица BCG по объему продажНаименованиеОбъем продажНаименованиеОбъем продажТемп ростаВысокий (больше 10%)ТРУДНЫЕ ДЕТИЗВЕЗДЫБренд 3 350   Бренд 2 1 000           ИТОГО 1 350 ИТОГО - Низкий (меньше 10%)СОБАКИДОЙНЫЕ КОРОВЫБренд 1 1 500 Бренд 5 700   Бренд 4 1 000         ИТОГО 1 500 ИТОГО 1 700 Низкая (меньше 1)Высокая (больше 1)Относительная доля рынкаРис. 2.7. Матрица BCG по объему прибыли Баланс портфеля с точки зрения инвестиций хороший: прибыль от "дойных коров" сможет обеспечить поддержку "трудных детей". А доля "неликвидного ассортимента - собак" в портфеле не так велика. Приоритет в инвестициях: поддержка Бренда 5, развитие бренда 3, создание новых товаров. Бренд 2 - необходимо сперва увеличить рентабельность производства, иначе инвестиции нецелесообразны. Бренд 4 - минимальная поддержка.2.3. Маркетинговое исследование деятельности супермаркетаМиссия Компании заключается в создании лидирующей сети супермаркетов, которая предоставляет возможность:Обществу - повышать качество жизни людей, задавая стандарты культуры торговли и социальной ответственности.Покупателям - получать удовольствие от каждого визита в магазин.Партнерам - строить долгосрочные, надежные и открытые отношения.Сотрудникам - постоянно развиваться, участвуя с командой единомышленников в жизни компании, и получать достойную оценку своего труда.Перекресток - это гибкий ритейлер, имеющий возможность давать своему покупателю выгодный ценник и отличный от федеральных сетей ассортимент. Работа в нескольких форматах позволяет компании удовлетворить потребности любого покупателя.Динамика развития супермаркетов предприятия иллюстративно показана на рисунке 3.1.Рис. 3.1. Динамика развития супермаркетов предприятия В качестве способа получения обратной связи от потребителя на предприятии в марте 2017 года был использован метод анкетирования. При формировании вопросов использовались как стандартизированные, так и нестандартизированные открытые анкеты для получения наиболее полного представления об отношении потребителей к услугам супермаркетов «Окей» и «Перекресток». Исследование проводилось в режиме онлайн-анкетирования, а также прямого интервьюирования на входе в супермаркеты «Окей» и «Перекресток». В анкетировании приняло участие 580 респондентов. В результате анкетирования были получены выводы, которые не только отражают состояние дел, но и могут служить для существенного повышения уровня качества торговых услуг, что является одним из требований повышения качества жизни населения. По результатам проведенного анкетирования потребителей в супермаркетах «Окей» и «Перекресток», на вопрос о причинах выбора основного места приобретения товаров повседневного спроса были получены следующие ответы:1. Близкое расположение относительно дома (70%).2. Широкий ассортимент товаров (64%).3. Наличие отдела собственного производства (50%).4. Приемлемый уровень цен (48%).5. Качество товаров (58%).6. Оперативное обслуживание (30%).7. Квалифицированный и внимательный персонал (26%).8. Удобный режим работы (6%).9. У меня нет выбора (8%).Таким образом, основная доля респондентов (от 50% до 70%) в качестве критерия привлекательности места приобретения товаров указала: близость расположения относительно дома - 70%; широкий ассортимент товаров - 64%; качество товаров - 58%; наличие собственного производства - 50%.Для оценки удовлетворенности покупателя супермаркетов используем индекс потребительской удовлетворенности (ИПУ), который обобщает отдельные частные показатели, имеющие ключевое значение в достижении успеха предприятия на рынке. При этом наше исследование позволит не только оценить индекс потребительской удовлетворенности, но и выяснить причины удовлетворенности либо неудовлетворенности. Чаще всего в качестве частных показателей используется удовлетворенность потребителей ценой, качеством товара, качеством обслуживания, ассортиментом, доступностью предприятия и пр. в зависимости от цели исследования.Индекс потребительской удовлетворенности представляет собой сумму взвешенных оценок степени удовлетворенности по отдельным частным показателям, которые получают как результат произведения важности каждого отдельного показателя (в %) и оценки степени удовлетворенности потребителя данным показателем (в баллах). В шкале оценок потребителей в зависимости от степени потребительской удовлетворенности разделяют на шесть групп, каждой из которых присваивается соответствующая оценка от 0 до 100. Выборка опрашиваемых потребителей составила 580 чел., распределение которых по степени удовлетворенности представлено в таблице 3.1.Таблица 3.1Оценка удовлетворенности покупателей супермаркетов «Окей» и «Перекресток»Группа потребителейИПУСреднее значение ИПУ по группе потребителейКол-во потребителей,челДоля в общей численности потребителей,%Полностью неудовлетворенные00152,59Практически неудовлетворенные0-2017244,14Частично неудовлетворенные21-4030518,79Частично удовлетворенные41-605611620,00Практически удовлетворенные61-807018231,38Полностью удовлетворенные81-1009219233,10Всего80100Средний ИПУ, рассчитанный по формуле средней арифметической взвешенной, составил:([(0x15) + (17x24) + (30x51) + (56x116) + (70x182) + (92x192] : 80) = 66,9Полученный результат позволяет отнести потребителей к группе «Практически удовлетворенные».Индекс потребительской удовлетворенности является одним из индикаторов эффективности деятельности предприятия. Его можно отнести к числу опережающих индикаторов, поскольку он позволяет прогнозировать стратегически важные показатели деятельности предприятия - долю рынка, объемы продаж и прибыль.Выделим негативные макроэкономические факторы и факторы покупательского поведения:Повышение цен на продукцию отечественного производства.Снижение / отрицательный рост реальных заработных плат.Сокращение доли расходов на продукцию в бюджете покупателей.Ответные действия компании иллюстративно показаны на рисунке 3.2.Рис. 3.2. Ответные действия компании на изменения в поведении покупателейТаким образом, несмотря на экономические трудности, в стране по-прежнему наблюдается огромный потенциал для развития – ее крупный и фрагментированный рынок еще в недостаточной степени насыщен предложением новых форматов розничной торговли. Отлаженный механизм, гибкие форматы торговли, устойчивые финансовые результаты и лучшие по отрасли операционные показатели ставят супермаркеты «Окей» и «Перекресток» в наиболее выгодное положение по сравнению с другими предприятиями розничной торговли и позволяют в полной мере использовать все возможности и огромный потенциал развития.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного анализа конкурентоспособности предприятия «Перекресток» г. Ярославль можно сделать следующие выводы.Компания - один из ведущих операторов рынка ритейла. Компания эффективно работает на рынке розничной торговли самарского региона более 10-ти лет. На данный момент компания находится на стадии активного роста. Как сеть супермаркетов, компания начала свое существование с 2003 года. Приоритетной задачей является переход на более высокие стандарты.Компания - это гибкий ритейлер, имеющий возможность давать своему покупателю выгодный ценник и отличный от федеральных сетей ассортимент. Работа в нескольких форматах позволяет компании удовлетворить потребности любого покупателя.В ходе исследования было выявлено, что компания лидирует в конкурентной борьбе. Конкурентными преимуществами компании являются большой ассортимент и гибкая ценовая политика. Основными конкурентными преимуществами супермаркетов являются: применение европейских бизнес-технологий в сфере розничной сетевой торговли, адаптация их к условиям российского рынка; помимо базового ассортимента товаров, предлагается покупателям продукция собственного производства, спланированная и четко организованная система по обучению персонала.В работе выделены негативные макроэкономические факторы и факторы покупательского поведения: повышение цен на продукцию отечественного производства; снижение / отрицательный рост реальных заработных плат; сокращение доли расходов на продукцию в бюджете покупателей.В 2017 году наблюдались изменения в поведении покупателей: активный поиск выгодных промо-акций; переход на более дешёвые товары в пределах категорий и форматов; снижение уровня потребления / среднего чека; осуществление покупок в магазинах разных форматов и разных магазинах одного формата; более тщательное отслеживание выгодных цен; сокращение количества крупных покупок.Несмотря на экономические трудности, в стране по-прежнему наблюдается огромный потенциал для развития – ее крупный и фрагментированный рынок еще в недостаточной степени насыщен предложением новых форматов розничной торговли. Отлаженный механизм, гибкие форматы торговли, устойчивые финансовые результаты и лучшие по отрасли операционные показатели ставят супермаркеты «Перекресток»в наиболее выгодное положение по сравнению с другими предприятиями розничной торговли и позволяют в полной мере использовать все возможности и огромный потенциал развития.На основании проведенной оценки конкурентоспособности предприятия в третьей главе выпускной квалификационной работы автором разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия: внедрение системы подсчета посетителей; создание отдела по обслуживания клиентов; разработка системы контроля работы сотрудников и соответствующей системы мотивации; использование аутсорсинга в предпраздничные и праздничные дни.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАльтшулер И.Г. О стратегии, маркетинге и консалтинге / И.Г. Альтшулер, 2016. – 440 с.Басовский Л.Е. Маркетинг: учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: Инфра-М, 2014. – 304 с.Гавриленко И.И. Маркетинг: учебник / И.И. Гавриленко. – М.: Академия, 2014. – 192 с.Григорьев М.Н. Маркетинг: учебник / М.Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 550 с.Друкер П.Ф. Практика менеджмента / П.Ф. Друкер; Пер. с англ. И. Верегина. – М.: Манн, 2015. – 416 с.Жариков Г.А. Маркетинг и его особенности в России: монография / Г.А. Жариков, С.К. Становкин. – М.: Прометей, 2014. – 140 с.Котлер Ф. Основы маркетинга: учебник / Ф. Котлер, Г. Амстронг, В. Вонг, Дж. Сондерс. – М.: Вильямс, 2015. – 752 с.Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 211 с.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: учебник / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. – 14-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 800 с.Кузьмина Е.Е. Маркетинг: учебник и практикум / Е.Е. Кузьмина. – М.: Юрайт, 2016. – 384 с.Михайлина В.В. Разработка маркетинговой стратегии / В.В. Михайлина, И.М. Попова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – №1(45). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-marketingovoy-strategii (дата обращения: 09.03.2016).Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. И. Минервина. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 456 с.Нордфальт И. Ритейл-маркетинг. Практики и исследования / И. Нордфайльт; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 512 с.Осипова Е.И. Маркетинг: учебное пособие / Е.И. Осипова. – М.: Проспект, 2016. – 224 с.Реброва Н.П. Маркетинг: учебник и практикум / Н.П. Реброва. – М.: Юрайт, 2015. – 278 с.Синицына О.Н. Маркетинг: учебное пособие / О.Н. Синицына. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2014. – 216 с.Синяева И.М. Маркетинг: учебник / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 495 с.Управление маркетингом: учебник / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. – СПб.: Питер, 2013. – 832 с.

1. Альтшулер И.Г. О стратегии, маркетинге и консалтинге / И.Г. Альтшулер, 2016. – 440 с.
2. Басовский Л.Е. Маркетинг: учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: Инфра-М, 2014. – 304 с.
3. Гавриленко И.И. Маркетинг: учебник / И.И. Гавриленко. – М.: Академия, 2014. – 192 с.
4. Григорьев М.Н. Маркетинг: учебник / М.Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 550 с.
5. Друкер П.Ф. Практика менеджмента / П.Ф. Друкер; Пер. с англ. И. Верегина. – М.: Манн, 2015. – 416 с.
6. Жариков Г.А. Маркетинг и его особенности в России: монография / Г.А. Жариков, С.К. Становкин. – М.: Прометей, 2014. – 140 с.
7. Котлер Ф. Основы маркетинга: учебник / Ф. Котлер, Г. Амстронг, В. Вонг, Дж. Сондерс. – М.: Вильямс, 2015. – 752 с.
8. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 211 с.
9. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: учебник / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. – 14-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 800 с.
10. Кузьмина Е.Е. Маркетинг: учебник и практикум / Е.Е. Кузьмина. – М.: Юрайт, 2016. – 384 с.
11. Михайлина В.В. Разработка маркетинговой стратегии / В.В. Михайлина, И.М. Попова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – №1(45). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-marketingovoy-strategii (дата обращения: 09.03.2016).
12. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. И. Минервина. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 456 с.
13. Нордфальт И. Ритейл-маркетинг. Практики и исследования / И. Нордфайльт; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 512 с.
14. Осипова Е.И. Маркетинг: учебное пособие / Е.И. Осипова. – М.: Проспект, 2016. – 224 с.
15. Реброва Н.П. Маркетинг: учебник и практикум / Н.П. Реброва. – М.: Юрайт, 2015. – 278 с.
16. Синицына О.Н. Маркетинг: учебное пособие / О.Н. Синицына. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2014. – 216 с.
17. Синяева И.М. Маркетинг: учебник / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 495 с.
18. Управление маркетингом: учебник / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. – СПб.: Питер, 2013. – 832 с.

Вопрос-ответ:

Какова роль маркетинговых исследований в управлении маркетингом?

Маркетинговые исследования играют важную роль в управлении маркетингом, поскольку позволяют предприятиям получить информацию о потребительских потребностях и предпочтениях, конкурентных условиях рынка, а также эффективность своих маркетинговых стратегий. Благодаря этой информации компании могут принимать обоснованные решения по разработке продуктов, ценообразованию и распределению, а также проведению рекламных кампаний и продвижению на рынке.

Какова роль маркетинговых исследований в маркетинговой деятельности предприятия?

Маркетинговые исследования являются важным инструментом для предприятий в маркетинговой деятельности. Они позволяют компаниям получать информацию о своих потребителях, конкурентах и рынке в целом. Эта информация помогает компаниям определить свою целевую аудиторию, разработать продукты и услуги, которые соответствуют потребностям рынка, а также создать эффективные маркетинговые стратегии для продвижения своих продуктов и услуг на рынке.

Как определить сущность и понятие качественных исследований?

Сущность качественных исследований заключается в изучении качественных характеристик и мотиваций поведения людей. Качественные исследования предоставляют более глубокое понимание субъективных мнений, убеждений и переживаний людей, что позволяет компаниям лучше понимать своих потребителей и разрабатывать продукты и услуги, которые соответствуют их потребностям. Качественные исследования могут включать такие методы, как интервью, фокус-группы и наблюдение.

Каково место качественных исследований в маркетинговой деятельности предприятия?

Качественные исследования занимают важное место в маркетинговой деятельности предприятия. Они позволяют предприятиям получить глубокое понимание потребительских мнений, предпочтений и мотиваций. Эта информация позволяет компаниям разрабатывать продукты и услуги, которые наиболее точно удовлетворяют потребности рынка, а также создавать эффективные маркетинговые стратегии для продвижения своих продуктов и услуг.

Какая роль маркетинговых исследований в управлении маркетингом предприятия?

Маркетинговые исследования играют важную роль в управлении маркетингом предприятия. Они позволяют собрать, анализировать и интерпретировать информацию о рынке, конкурентах, потребителях и других факторах внешней и внутренней среды. Это позволяет определить потребности и предпочтения потребителей, прогнозировать спрос, управлять маркетинговыми ресурсами и принимать стратегические и тактические решения.

Какая роль маркетинга в деятельности предприятия?

Маркетинг играет важную роль в деятельности предприятия. Он отвечает за идентификацию и удовлетворение потребностей потребителей, создание и управление продукцией, ценами, распространением и продвижением. Маркетинг также отслеживает изменения на рынке, конкурентную ситуацию и потребительское поведение, чтобы адаптировать стратегии и тактики предприятия и максимизировать его конкурентоспособность.

Что такое качественные исследования и какова их сущность и понятие?

Качественные исследования - это методология сбора и анализа нечисловых данных с целью понимания социальных, психологических и культурных аспектов изучаемых явлений. Они основаны на качественных методах, таких как наблюдение, глубинное интервью, фокус-группы и др. Качественные исследования позволяют получить детальную информацию о мнениях, впечатлениях, мотивах и поведении людей, помогают выявить тенденции и тонкости рынка, а также принять взвешенные решения в маркетинговой деятельности.

Какое место занимают качественные исследования в маркетинговой деятельности предприятия?

Качественные исследования занимают важное место в маркетинговой деятельности предприятия. Они помогают понять потребности и ожидания потребителей, оценить качество продукции и услуг, разработать эффективные маркетинговые коммуникации и стратегии продвижения. Качественные исследования также помогают исследовать рынок и конкурентов, определять новые возможности и тренды, а также адаптироваться к изменяющейся ситуации и повышать конкурентоспособность предприятия.