Работа командира подразделения специального назначения с личным составом на примере истории советских частей и подразделений специального назначения в годы Великой Отечественной войны
Заказать уникальную дипломную работу- 84 84 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 05.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1. Исторические особенности формирования и становления подразделений специального назначения 9
1.1. Предшественники подразделений специального назначения и основные этапы их становления 9
1.2. Проблемы подразделений специального назначения на различных этапах их становления 16
1.3. Роль личности командира в процессах становления подразделений специального назначения 18
Глава 2. Формы взаимодействия командира с личным составом на примерах конкретных подразделений специального назначения в годы великой отечественной войны. 25
2.1. Подразделения специального назначения, их командиры и основная деятельность 25
2.2. Военная биография командиров, эффективность их работы 33
2.3. Методы в работе с личным составом командиров подразделений специального назначения. 40
Глава 3. Возможности использования опыта взаимодействия командиров подразделений специального назначения на современном этапе 44
3.1. Основные результаты деятельности командиров подразделений специального назначения. 44
3.2. Практические рекомендации для взаимодействия командиров специального назначения с личным составом. 56
Заключение 62
Список используемой литературы 66
Приложения 69
Ответы разделились практически пополам, при этом большинство – 53 процента все же считают, что это неэффективная форма патриотического воспитания.
Безусловно, такие праздники необходимы. Однако более эффективным при этом будет не только проведение праздничным мероприятий, но и оказанная посильная помощь участникам боевых действий.
Дополнительным вопросом для выяснения того, какие формы патриотического воспитания являются наиболее эффективными, стало предложение анкетируемым расположить проанализированные выше формы патриотического воспитания в порядке от наиболее эффективной формы к наименее эффективной.
Первое место занял ответ «помощь ветеранам» (37 %).
Второе – ответ «изучение истории Отечества» (21 %).
Третье – ответ «привитие уважения к государственным символам» (7 %).
Последнее четвертое – ответ «участие в праздничных мероприятиях» (3 %).
Следующий блок вопросов был посвящен первичным знаниям о взаимодействии солдат и их командиров во время прохождения военной службы.
Опрашиваемым был предложен список военных традиций, который нужно было расположить от наиболее важной и значительной традиции к наименее важной.
Список лидеров получился таким:
Первое место занял ответ «взаимная выручка и братство» (22 человека).
Второе – ответ «верность присяге» (17 человек).
Третье – ответ «мужество и героизм» (7 человек).
Для нашего исследования было интересным выделение традиции уважения к командиру. Такая традиция почти вошла в тройку лидеров, ведь ей отдали предпочтение 6 человек.
После этого мы выявляли и анализировали теоретические знания о великих русских полководцах и военачальниках, а также о знаменитых партизанах.
Среди великих русских (советских) полководцев и военачальников наиболее часто были названы:
- Дмитрий Донской;
- Суворов Александр Васильевич;
- Ушаков Федор Федорович;
- Кутузов Михаил Илларионович;
- Жуков Георгий Константинович;
- Рокоссовский Константин Константинович
Среди знаменитых партизан Великой Отечественной войны наиболее часто были названы:
- Сидор Ковпак;
- Зоя Космодемьянская;
- Владимир Молодцов;
- Петр Вершигора.
Целью завершающего блока было узнать мнение опрашиваемых о современных подразделениях специального назначения, их командирах. При анализе данных результатов нами было учтено, что опрашиваемые, как правило, знали по данной теме только на уровне теории и личных измышлений.
Первый вопрос блока был следующим: «В современных реалиях насколько важным является патриотическое воспитание в подразделениях войск специального назначения?».
Подавляющее большинство (97 %) ответили, что патриотическое воспитание важно, с чем мы, безусловно, согласны, проводя аналогию с эффективностью патриотического воспитания личного состава в годы Великой Отечественной войны.
Следующий вопрос касался личности командира. Известно, что в период Великой Отечественной войны разведчики и партизаны шли, прежде всего, за личностью, которая их привлекала, которую они уважали и считали непререкаемым авторитетом.
Опираясь на проведенное исследование можно утверждать, что на сегодняшний день командир подразделения специального назначения должен быть:
Во-первых, педагогом, ориентированным на развитие патриотизма (38 %).
Во-вторых, мудрым руководителем (35 %).
В-третьих, физически сильным и развитым (24 %).
В опроснике также был предложен вариант ответа «Амбициозный», однако он набрал только 3 %, что в результате дает право считать, что амбиции командира подразделения не являются столь важными показателями для потенциальных солдат.
Финальным вопросам анкетирования был вопрос о том, насколько, по мнению опрашиваемых, современные командиры различных подразделений полностью выполняют свои функции.
Ответы также, скорее всего, были основаны на теоретических знаниях и представлениях и 62 % ответили, что командиры справляются со своими обязанностями.
По нашему мнению, этот процент должен быть больше. Стоит обратить внимание на сложнейшие операции спецназа, которые осуществляются на данный момент. За успехами спецназа зачастую стоит именно мудрый руководитель, который путем воспитательного воздействия смог организовать личный состав.
Таким образом, результаты анкетирования оказались крайне полезными в рамках изучения проблемы взаимодействия командира подразделения с личным составом, так как дали нам представление об общественном мнении «со стороны» о том, какие методы наиболее эффективны, насколько важна роль личности и многое другое.
Основной проблемой является воспитание лучших качеств у военнослужащих подразделений специального назначения в духе наших великих предков. Для этого командиру подразделения нужно проводить комплексную образовательную и воспитательную работу с личным составом.
Например, согласно данным анкетирования, опрашиваемые знают историю подразделений специального назначения, действовавших в годы Великой Отечественной войны не на таком высоком уровне, который ожидался (так как среди фамилий партизанов были названы только наиболее знаменитые - Сидор Ковпак, Зоя Космодемьянская, Владимир Молодцов, Петр Вершигора).
Таким образом, обучение истории Отечества является эффективной мерой в сфере патриотического воспитания. Именно поэтому рекомендуемыми мерами являются проведение лекций, семинаров по истории партизанского движения, прототипов подразделений специального назначения, подвигов разведчиков в годы Великой Отечественной войны, фамилий героев и т.д.
3.2. Практические рекомендации для взаимодействия командиров специального назначения с личным составом.
В динамичном и все более изменчивом мире перестают работать традиционные методы управления, основанные на жестких планах и программируемых решениях. Перемены заставляют сместить акцент с предвидения изменений к методам построения организаций, способных воспринимать изменения и обращать нестабильность в свою пользу.
В кризисной ситуации не существует единственно верного пути, а есть только возможности и риски, а также искусство принятия решения в условиях неопределенности. В своей деятельности войска специального назначения следуют нескольким принципам, от которых зависит исход будущего боя.
Составляющие уникальной эффективности спецназа:
• постоянная боеготовность;
• непрерывное самосовершенствование;
• знание передовых технологий;
• готовность к непредвиденным изменениям;
• понимание своей уникальности [17].
Благодаря этим принципам войска специального назначения способны моментально адаптироваться в экстремальной ситуации, быстро переходить от ведения боевых действий в пустыне к маневрам в горах или от операции в условиях городской среды к выполнению задачи в лесной местности, переформировываться из отряда в несколько десятков человек в снайперские группы, состоящие всего из двух бойцов.
Для осуществления этих методов быстро, качественно нужны лидеры - люди, готовые быстро и правильно оценивать обстановку в бою и принимать решение на месте.
У каждого подразделения спецназа на данный момент есть свой командир, однако не во всех есть лидер, то есть такой человек, которого уважает весь состав подразделения, за которым может пойти в бой при любых условиях. В этом есть определенные причины, которые нам видятся в неумении устанавливать личный контакт с бойцами. В этом большую фору нам могут дать примеры взаимодействия командира с личным составом времен Великой Отечественной войны.
Итак, какие основные рекомендации можно дать современному командиру подразделения специального назначения исходя из проведенного ретроспективного анализа (период Великой Отечественной войны), а также с учетом общественного мнения на основании анкетирования, проведенного нами среди молодежи, призываемой на военную службу военными комиссариатами Рязанской области?
Во-первых, быть личностью, за которой хотят последовать многие спецназовцы, при этом номинально быть на одном уровне с личным составом, соблюдая субординацию. Он должен нести личный пример в вопросах любви к Отечеству, исполнению долга перед своей страной, патриотизма и т.д.
Во-вторых, командир подразделения должен обладать как практическими, так и теоретическими знаниями. Он должен сочетать в себе черты чуткого педагога, в некотором смысле воспитателя и психолога.
При этом, как показали результаты опроса, от командира ожидают пребывание в хорошей физической форме, а также знание и использование в работе уникальных методик отрядов специального назначения.
В-третьих, командир подразделения должен знать особенности каждого своего солдата, понимать сильные и слабые его стороны, отличительные черты, которые можно использовать во благо всего подразделения. В основе взаимодействия командира с личным составом должно лежать общение, установление эмоционального контакта.
К сожалению, на данный момент не все командиры подразделений специального назначения стремятся детально разобраться в психологических тонкостях, а также в динамике складывающихся личностных взаимоотношений. Порой они ошибочно считают все это менее значимым, производным от служебных задач.
Однако как показывает исторический опыт и ожидания опрошенных в анкетировании, личностная сторона взаимодействия является крайне важной, динамичной и необходимой для регулирования со стороны командного состава.
В-четвертых, умело сочетать официальное взаимодействие (уставные отношения) и личностное взаимодействие. При этом командир должен быть тактичен и выдержан и не должен допускать как фамильярности, так и предвзятости. За действия, унижающие человеческое достоинство, командир подразделения несет ответственность.
В-пятых, заниматься образованием личного состава, требовать от них знания основных воинских традиций, истории Отечества, а также Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, в которых говорится о достоинстве личности, ее неприкосновенности.
Такой подход не только повысит степень взаимодействия между командиром и личным составом, но и поднимет воспитательное воздействие на личный состав на новый уровень.
Таким образом, современный спецназ представляет собой уникальный институт с историческими традициями взаимодействия и новейшими особенными методиками.
Для целей исследования было проведено анкетирование, задачей которого было выявить, от чего, по мнению, опрашиваемых, зависит уровень патриотизма и моральные установки, а также насколько велика роль личности в процессах становления характера, и важно ли при этом знать историю Отечества и великие подвиги русских солдат и офицеров.
В результате выяснилось, что современная подготовка призывников оставляет желать лучшего и заключается только в посещении уроков ОБЖ (87 % от общего числа опрашиваемых) и, скорее всего, лишь общей физической подготовкой к службе в армии.
В рамках исследуемой темы, было неоднократно подчеркнуто, что подразделения специального назначения имеют определенную репутацию, которая складывалась на протяжении десятилетий и основывалась на ярких достижениях.
Определённо спецназ популярен именно по причине хорошей репутации, оценки службы в спецназе как престижной и уважаемой. Аналогичную репутацию, согласно результатам опроса имеют десантники и сухопутные войска.
Важным также было выяснить, кто может оказать наибольшее влияние на формирование патриотических ценностей у современной молодежи, которая потенциально в ближайшее время станет частью Вооруженных сил Российской Федерации. Здесь результаты оказались вполне ожидаемыми. Превалирующее большинство отметили, что на формирование любви и уважения к Отечеству оказали влияние семьи (77%).
В рамках исследования важно было узнать мнение опрашиваемых о современных подразделениях специального назначения и роли командиров. При анализе данных результатов учтено, что опрашиваемые, как правило, знали по данной теме только на уровне теории и личных измышлений.
Один из вопросов был следующим: «В современных реалиях насколько важным является патриотическое воспитание в подразделениях войск специального назначения?».
Подавляющее большинство (97 %) ответили, что патриотическое воспитание важно, с чем мы, безусловно, согласны, проводя аналогию с эффективностью патриотического воспитания личного состава в годы Великой Отечественной войны.
Наиболее важным в исследовании являлся вопрос о личности командира. На сегодняшний день командир подразделения специального назначения должен быть:
Во-первых, педагогом, ориентированным на развитие патриотизма (38 %).
Во-вторых, мудрым руководителем (35 %).
В-третьих, физически сильным и развитым (24 %).
Однако вариант ответа «Амбициозный» набрал только 3 %, что в результате дает право считать, что амбиции командира подразделения не являются столь важными показателями для потенциальных солдат.
В результате даны практические рекомендации для взаимодействия командиров подразделений специального назначения с личным составом:
Во-первых, командир должен быть личностью.
Во-вторых, командир подразделения должен обладать как практическими, так и теоретическими знаниями.
В-третьих, командир подразделения должен знать личностные особенности каждого своего солдата.
В-четвертых, умело сочетать официальное взаимодействие (уставные отношения) и личностное взаимодействие.
В-пятых, заниматься образованием личного состава.
Основным аспектом является воспитание лучших качеств у военнослужащих подразделений специального назначения в духе наших великих предков. Для этого командиру подразделения нужно проводить комплексную образовательную и воспитательную работу с личным составом.
Например, согласно данным анкетирования, опрашиваемые знают историю подразделений специального назначения, действовавших в годы Великой Отечественной войны не на таком высоком уровне, который ожидался (так как среди фамилий партизан были названы только наиболее знаменитые - Сидор Ковпак, Зоя Космодемьянская, Владимир Молодцов, Петр Вершигора). Обучение истории Отечества является эффективной мерой в сфере патриотического воспитания. Именно поэтому рекомендуется проведение регулярных занятий по истории партизанского движения, прототипов подразделений специального назначения, подвигов разведчиков в годы Великой Отечественной войны, фамилий героев и т.д.
Заключение
Войска специального назначения в том или ином виде есть в распоряжении практически любого государства мира и являются элитными подразделениями этой страны.
Они представляют собой формирования вооруженных сил страны и предназначены для решения специфических задач в интересах достижения военных, политических и экономических целей на территориях, принадлежащих или захваченных иностранными государствами, а также в географических районах, представляющих для страны особый политический интерес. Эти подразделения находятся в постоянной готовности к быстрому применению как в военное, так и в мирное время и могут выполнять поставленные задачи совместно с силами общего назначения или самостоятельно.
Для данных подразделений в особой степени характерна преемственность поколений, ведь те основополагающие принципы деятельности отрядов специального назначения, сформированные в начале XX века и закрепленные в военные 1941-45 годы, а также основы взаимодействия командного состава и бойцов подразделений специального назначения в большинстве своем были успешно синтезированы в современный спецназ. На сегодняшний день спецназовцы характеризуются не только отличной боевой подготовкой и умением проводить уникальные операции, но слаженностью при взаимодействии командира подразделенияс личным составом, уважением к героям – спецназовцам, любовью к Родине, в чем и выражается преемтсвенность поколений.
В ходе изучения вопроса о взаимодействии командиров подразделений спн с личным составом на примерах Вов сделаны следующие выводы:
Деятельность подразделений специального назначения под руководством талантливых командиров Советской Армии сложно переоценить. Несмотря на сложную обстановку и репрессии против партизан, в годы Великой Отечественной войны советские спецназовцы смогли мобилизоваться и поучаствовать в решающих и однозначно повлиявших на исход войны операциях.
Военные биографии командиров показывают, что люди с самой разной подготовкой осуществляли командование отрядами специального назначения. Среди них были те, кто ранее участвовал в боевых действиях, а были и такие, которые занимались совершенно далекой от войны деятельностью – снимали кино, писали книги, преподавали в школах и играли в оркестрах.
Однако в результате участия в войне они проявили черты, ставшие общими для всех них: чуткое педагогическое воздействие на личный состав, умение консолидировать солдат в самых жестоких условиях, уважение к каждому разведчику и знание его биографии (как правило, в разведотрядах было малое количество солдат), умение сострадать и помогать раненым и нуждающимся, патриотизм и любовь к Родине, которые они прививали вверенному составу и многое другое.
В ходе работы над третьей главой сделаны выводам о том, что современный спецназ представляет собой особый институт с историческими традициями взаимодействия и новейшими особенными методиками.
Также было проведено анкетирование, целью которого было выявить, от чего, по мнению, опрашиваемых, зависит уровень патриотизма и моральные установки, а также насколько велика роль личности в процессах становления характера и важно ли при этом знать историю Отечества и великие подвиги русских солдат и офицеров.
В результате выяснено, что современная подготовка призывников оставляет желать лучшего и заключается только в посещении уроков ОБЖ (87 % от общего числа опрашиваемых) и, скорее всего, лишь общей физической подготовкой к службе в армии.
В рамках исследуемой темы, было неоднократно замечено, что подразделения специального назначения имеют определенную репутацию, которая складывалась на протяжении десятилетий и включала в себя достижения данного вида подразделений.
Можно предположить, что спецназ популярен именно по причине хорошей репутации, расценивания службы в спецназе как престижной и уважаемой. Аналогичную репутацию, согласно результатам опроса имеют десантники и сухопутные войска.
Важным также было выяснить, кто может оказать наибольшее влияние на формирование патриотических ценностей у современной молодежи, которая потенциально в ближайшее время станет частью Вооруженных сил Российской Федерации. Здесь результаты оказались вполне ожидаемыми. Превалирующее большинство отметили, что на формирование любви и уважения к Отечеству оказало влияние воздействие семьи (77%).
В рамках исследования важно было узнать мнение опрашиваемых о современных подразделениях специального назначения, роли командиров. При анализе данных результатов нами было учтено, что опрашиваемые, как правило, знали по данной теме только на уровне теории и личных измышлений.
Один из вопросов был следующим: «В современных реалиях насколько важным является патриотическое воспитание в подразделениях войск специального назначения?».
Подавляющее большинство (97 %) ответили, что патриотическое воспитание важно, с чем мы, безусловно, согласны, проводя аналогию с эффективностью патриотического воспитания личного состава в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому изучение истории подразделений специального назначения в годы Великой Отечественной войны необходимо и востребовано.
Наиболее важным в исследовании являлся вопрос о личности командира. На сегодняшний день командир подразделения специального назначения должен быть:
Во-первых, педагогом, ориентированным на развитие патриотизма (38 %).
Во-вторых, мудрым руководителем (35 %).
В-третьих, физически сильным и развитым (24 %).
Однако амбиции командира подразделения не являются столь важными показателями для потенциальных солдат (набрали 3% по результатам анкетирования).
В результате даны практические рекомендации для взаимодействия командиров подразделений специального назначения с личным составом:
Во-первых, командир должен быть личностью.
Во-вторых, командир подразделения должен обладать как практическими, так и теоретическими знаниями.
В-третьих, командир подразделения должен знать личностные особенности каждого своего солдата.
В-четвертых, умело сочетать официальное взаимодействие (уставные отношения) и личностное взаимодействие.
В-пятых, заниматься образованием личного состава.
Основной проблемой является воспитание лучших качеств у военнослужащих подразделений специального назначения в духе наших великих предков. Для этого командиру подразделения нужно проводить комплексную образовательную и воспитательную работу с личным составом.
Таким образом, обучение истории Отечества является эффективной мерой в сфере патриотического воспитания. Именно поэтому рекомендуется регулярно проводить лекционные занятия по истории партизанского движения, прототипов подразделений специального назначения, подвигов разведчиков в годы Великой Отечественной войны, фамилий героев и т.д.
Список используемой литературы
Ардашев А. Базовая подготовка Спецназа. Экстремальное выживание. – Litres. – 2017. – c. 11.
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. СПб., 2004. 825 с
Бабиков М. А. Мыс Крестовый // Их не называли в сводках. М.: ДОСААФ 1987. 160 с.
Богуславская О. Ключ без права передачи //МК – Московский комсомолец. 1996. 26 июня. № 116.
Вершигора П.П. Люди с чистой совестью. Изд.: М. Современник, 1986 г.
Войска Специального Назначения ГРУ. Краткая историческая справка. Часть 1-я (1950—1979), URL: http://specnaz.pbworks.com/w/page/17658058
Галвазин И.П. Охранные структуры Российской империи: Формирование аппарата, анализ оперативной деятельности. – М., 2001. С. 14.
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с.
Долгополов Н. Убить гауляйтера. Приказ на троих // Российская газета. — М.. — № 18 марта 2015.
Березняк Е. Я был "майором Вихрем". Воспоминания разведчика. — Алгоритм, 2016.
Клева А. Первая радиозападня // Тайны секретных служб. — СПб, 2008. — № 7.
Колпакиди А., Прохоров Д. Империя ГРУ: Очерки истории российской военной разведки. Кн. 1., М., 2000.
Колпакиди А.И. Империя ГРУ. Очерки истории российской военной разведки. Книга 1. М.: ОЛМА-ПРЕСС. - 1999. – с. 73.
Лота В. Майор «Вихрь»: реальные имена и события // Электронный ресурс, URL: http://www.vrazvedka.com/smi/lota/lota_ber.html
Лурье В.М. ГРУ: дела и люди. - ОЛМА Медиа Групп. - 2002. – с. 589.
Мадатов Г. А. Азербайджан в Великой Отечественной войне. — Баку: Элм, 1975. — С. 352-353.
Москалев И.Е., Кистень А.М. Практическое руководство по формированию эффективных команд на основе управленческой системы воинских подразделений специального назначения // ООО «Альпина Паблишер», 2013
Одесса. Герои, спасшие честь города // Интернет-издание «Центр научной политической мысли и идеологии, URL: http://rusrand.ru/spring/odessa-geroi-spasshie-chest-goroda
Подушков Д. Л. (составитель), Воробьёв В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. — Тверь: СФК-офис, 2009. — 416 с.
Попов А. Ю. НКВД и партизанское движение. − М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
Российский спецназ: все о войсковой элите страны // Интернет-портал Армия России. URL: http://army-news.ru/2015/09/rossijskij-specnaz-vse-o-vojskovoj-elite-strany/
Саджади Р. Кто Вы, майор Вихрь? // Журнал "Караван". Выпуск 56, 2013 г.
Спиридович А.И. Великая Война и Февральская Революция. Т. 1. – Нью-Йорк, 1962. С. 103–111
Старинов И. Записки диверсанта // Альманах «Вымпел». — М., 1997. — № 3.
Степаков В. Русские диверсанты против «кукушек». – М.: Яуза. – 2004. – с. 53.
Токбаев А.А. Проблемы педагогического характера, проявляющиеся в процессе профессиональной подготовки сотрудников подразделений специального назначения // Общество: социология, психология, педагогика, 2016.
Хёне Х. Чёрный орден СС. История охранных отрядов. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 467 с.
Шамистан Назирли. Михайло и его соратники // Каспий: газета. — 5 декабря 2009. — С. 10-11.
Приложения
Приложение А.
Опросный лист, предложенный анкетируемым лицам
*анонимность гарантируется
А Н К Е Т А
для проведения опроса молодежи, призываемой на военную службу военными комиссариатами Рязанской области
Уважаемый опрашиваемый!
Убедительно просим Вас искренне ответить на поставленные вопросы.
Это очень важно для исследования, проводимого в рамках дипломной работы
(нужное подчеркните или обведите кружком).
1.Сообщите:
а) Сколько Вам полных лет ______________________________________
б) Какое Вы имеете образование, какое учебное заведение окончили и какую специальность Вы имеете ______________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какую Вы прошли подготовку к службе в армии:
а) на уроках ОБЖ;
б) в военно-техническом кружке;
в) участвовал в военно-патриотических играх “Зарница”, “Орленок”;
г) в кадетском классе
д) РОСТО (ДОСААФ) ( какую специальность получили) ________________________________________________________________
3. По какой военной специальности Вы хотите проходить военную службу? _____________________________________________________________
4. Служили ли в армии Ваши:
- отец (отчим) да нет
- братья да нет
- дед да нет
5. Считаете ли Вы, что на формирование моральных ценностей большое влияние оказывают определенные личности?
да нет
6. Считаете ли Вы необходимым привитие молодежи патриотических ценностей?
да нет
7. Являетесь ли Вы патриотом?
да нет
8. Кто, по Вашему мнению, может оказать наибольшее влияние на формирование любви и уважения к своему Отечеству?
а) семья;
б) друзья / одноклассники/сослуживцы/ровесники;
в) командный состав/непосредственное начальство.
9. Как Вы в целом относитесь к военной службе:
а) как к почетной обязанности гражданина России;
б) это мне неинтересно, но если нужно, то отслужу положенный срок;
в) при первой же возможности уклонюсь от несения военной службы;
г) безразлично;
д) отрицательно.
10. Как к военной службе относятся в Вашей семье?
а) доброжелательно;
б) как к ненужному, но необходимому делу;
в) больше отрицательно, чем положительно;
г) безразлично;
д) резко отрицательно.
11.Является ли по Вашему мнению пропаганда и привитие любви и уважения к Государственным символам России эффективной формой патриотического воспитания в современный период?
а) да, такая форма является эффективной
б) нет, такая форма не эффективна
12. Является ли по Вашему мнению подготовка и проведение циклов мероприятий по изучению истории Отечества эффективной формой патриотического воспитания в современный период?
да нет
13. Является ли по Вашему мнению помощь ветеранам эффективной формой патриотического воспитания в современный период?
да нет
14. Является ли по Вашему мнению участие в праздничных мероприятиях патриотической направленности (9 мая, годовщины наиболее значимых военных событий) эффективной формой патриотического воспитания в современный период?
да нет
15. Расположите данные формы патриотического воспитания в порядке от наиболее эффективной формы к наименее эффективной по Вашему мнению.
а) пропаганда и привитие любви и уважения к Государственным символам России;
б) подготовка и проведение циклов мероприятий по изучению истории Отечества;
в) помощь ветеранам;
г) участие в праздничных мероприятиях патриотической направленности (9 мая, годовщины наиболее значимых военных событий).
16. Расположите данные воинские традиции в порядке от наиболее важной и значительной к наименее важной по Вашему мнению.
а) мужество и массовый героизм;
б) верность воинской присяге, Боевому Знамени;
в) самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;
г) взаимная выручка и боевое братство;
д) уважение к командиру и защита его в бою;
е) презрение к предателям;
ж) воинская доблесть;
з) воинские почести погибшим в бою;
и) представление отличившихся к государственным наградам;
к) забота о сохранении жизни подчиненных бою;
л) гуманное отношении к поверженному противнику, местному населению, пленным
17. Назовите хотя бы несколько фамилий:
а) Великих русских (советских) полководцев и военачальников _____________________________________________________________________________________________________________________________
б) знаменитых партизанов Великой Отечественной войны ______________________________________________________________________________________________________________________________
18. В современных реалиях насколько важным является патриотическое воспитание в подразделениях войск специального назначения?
а) является важным;
б) не является важным.
19. Современный командир подразделения специального назначения, по Вашему мнению, должен быть, прежде всего:
а) физически развитым, знающим множество боевых приемов и техник ведения боя;
б) мудрым руководителем, знающим психологические особенности личного состава;
в) прежде всего педагогом, ориентированным на развитие патриотических чувств и воспитание любви к Отечеству;
г) амбициозным руководителем, с явными перспективами карьерного роста.
20. Считаете ли Вы, что современные командиры различных подразделений полностью выполняют свои функции?
да нет
Приложение Б.
Результаты анкетирования
В результате проведения анкетирования были опрошены 68 молодых людей, призываемых на военную службу военными комиссариатами Рязанской области.
Ряд вопросов подразумевал подсчет ответов в процентном соотношении, в ряде вопросов было важно количество ответивших (в вопросах имеются отметки).
1.Выявление возрастных и образовательных особенностей опрашиваемых (в процентах):
2. Подготовка к службе в Армии (в процентах):
3. По какой военной специальности Вы хотите проходить военную службу? (в процентах):
4. Служили ли в армии Ваши: (в процентах)
5. Считаете ли Вы, что на формирование моральных ценностей большое влияние оказывают определенные личности? (в процентах)
6. Считаете ли Вы необходимым привитие молодежи патриотических ценностей? (в процентах)
7. Являетесь ли Вы патриотом? (в процентах)
8. Кто, по Вашему мнению, может оказать наибольшее влияние на формирование любви и уважения к своему Отечеству? (в процентах)
9. Как Вы в целом относитесь к военной службе (в процентах)?
10. Как к военной службе относятся в Вашей семье? (в процентах)
11.Является ли по Вашему мнению пропаганда и привитие любви и уважения к Государственным символам России эффективной формой патриотического воспитания в современный период? (в процентах)
12. Является ли по Вашему мнению подготовка и проведение циклов мероприятий по изучению истории Отечества эффективной формой патриотического воспитания в современный период? (в процентах)
13. Является ли по Вашему мнению помощь ветеранам эффективной формой патриотического воспитания в современный период? (в процентах)
14. Является ли по Вашему мнению участие в праздничных мероприятиях патриотической направленности (9 мая, годовщины наиболее значимых военных событий) эффективной формой патриотического воспитания в современный период? (в процентах)
15. Расположите данные формы патриотического воспитания в порядке от наиболее эффективной формы к наименее эффективной по Вашему мнению (по количеству человек – учитывался только голос, отданный за первое место, то есть за самое эффективную форму).
16. Расположите данные воинские традиции в порядке от наиболее важной и значительной к наименее важной по Вашему мнению (по количеству человек – учитывался только голос, отданный за первое место, то есть за самое эффективную форму).
17. Назовите хотя бы несколько фамилий (теоретический вопрос):
а) Великих русских (советских) полководцев и военачальников
Наиболее часто называемые фамилии:
- Дмитрий Донской;
- Суворов Александр Васильевич;
- Ушаков Федор Федорович;
- Кутузов Михаил Илларионович;
- Жуков Георгий Константинович;
- Рокоссовский Константин Константинович
б) знаменитых партизанов Великой Отечественной войны
Наиболее часто называемые фамилии:
- Сидор Ковпак;
- Зоя Космодемьянская;
- Владимир Молодцов;
- Петр Вершигора
18. В современных реалиях насколько важным является патриотическое воспитание в подразделениях войск специального назначения? (в процентах)
19. Современный командир подразделения специального назначения, по Вашему мнению, должен быть, прежде всего (в процентах)
20. Считаете ли Вы, что современные командиры различных подразделений полностью выполняют свои функции? (в процентах)
4
1. Ардашев А. Базовая подготовка Спецназа. Экстремальное выживание. – Litres. – 2017. – c. 11.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. СПб., 2004. 825 с
3. Бабиков М. А. Мыс Крестовый // Их не называли в сводках. М.: ДОСААФ 1987. 160 с.
4. Богуславская О. Ключ без права передачи //МК – Московский комсомолец. 1996. 26 июня. № 116.
5. Вершигора П.П. Люди с чистой совестью. Изд.: М. Современник, 1986 г.
6. Войска Специального Назначения ГРУ. Краткая историческая справка. Часть 1-я (1950—1979), URL: http://specnaz.pbworks.com/w/page/17658058
7. Галвазин И.П. Охранные структуры Российской империи: Формирование аппарата, анализ оперативной деятельности. – М., 2001. С. 14.
8. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с.
9. Долгополов Н. Убить гауляйтера. Приказ на троих // Российская газета. — М.. — № 18 марта 2015.
10. Березняк Е. Я был "майором Вихрем". Воспоминания разведчика. — Алгоритм, 2016.
11. Клева А. Первая радиозападня // Тайны секретных служб. — СПб, 2008. — № 7.
12. Колпакиди А., Прохоров Д. Империя ГРУ: Очерки истории российской военной разведки. Кн. 1., М., 2000.
13. Колпакиди А.И. Империя ГРУ. Очерки истории российской военной разведки. Книга 1. М.: ОЛМА-ПРЕСС. - 1999. – с. 73.
14. Лота В. Майор «Вихрь»: реальные имена и события // Электронный ресурс, URL: http://www.vrazvedka.com/smi/lota/lota_ber.html
15. Лурье В.М. ГРУ: дела и люди. - ОЛМА Медиа Групп. - 2002. – с. 589.
16. Мадатов Г. А. Азербайджан в Великой Отечественной войне. — Баку: Элм, 1975. — С. 352-353.
17. Москалев И.Е., Кистень А.М. Практическое руководство по формированию эффективных команд на основе управленческой системы воинских подразделений специального назначения // ООО «Альпина Паблишер», 2013
18. Одесса. Герои, спасшие честь города // Интернет-издание «Центр научной политической мысли и идеологии, URL: http://rusrand.ru/spring/odessa-geroi-spasshie-chest-goroda
19. Подушков Д. Л. (составитель), Воробьёв В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. — Тверь: СФК-офис, 2009. — 416 с.
20. Попов А. Ю. НКВД и партизанское движение. − М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
21. Российский спецназ: все о войсковой элите страны // Интернет-портал Армия России. URL: http://army-news.ru/2015/09/rossijskij-specnaz-vse-o-vojskovoj-elite-strany/
22. Саджади Р. Кто Вы, майор Вихрь? // Журнал "Караван". Выпуск 56, 2013 г.
23. Спиридович А.И. Великая Война и Февральская Революция. Т. 1. – Нью-Йорк, 1962. С. 103–111
24. Старинов И. Записки диверсанта // Альманах «Вымпел». — М., 1997. — № 3.
25. Степаков В. Русские диверсанты против «кукушек». – М.: Яуза. – 2004. – с. 53.
26. Токбаев А.А. Проблемы педагогического характера, проявляющиеся в процессе профессиональной подготовки сотрудников подразделений специального назначения // Общество: социология, психология, педагогика, 2016.
27. Хёне Х. Чёрный орден СС. История охранных отрядов. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 467 с.
28. Шамистан Назирли. Михайло и его соратники // Каспий: газета. — 5 декабря 2009. — С. 10-11.
Вопрос-ответ:
Какие предшественники у подразделений специального назначения были в годы Великой Отечественной войны?
Предшественниками подразделений специального назначения в годы Великой Отечественной войны были различные формирования, такие как диверсионные отряды, партизанские отряды, разведывательные группы и др. Они выполняли разнообразные задачи, в том числе разведку, диверсии, организацию партизанского движения и другие специальные операции.
Какие были проблемы у подразделений специального назначения на различных этапах их становления?
На различных этапах становления подразделений специального назначения было несколько проблем. Одной из главных была нехватка опыта и квалификации у командиров и личного состава. Также были проблемы с обеспечением подразделений необходимым оружием, снаряжением и техникой. Еще одной проблемой было отсутствие скоординированности и взаимодействия с другими воинскими формированиями.
Какова роль личности командира в работе подразделения специального назначения?
Роль личности командира в работе подразделения специального назначения крайне важна. От его знаний, опыта, лидерских качеств и умения принимать решения зависит успех выполнения задач и безопасность личного состава. Командир должен быть хорошо подготовленным профессионалом, способным эффективно управлять и руководить своими подчиненными, принимать быстрые и обоснованные решения в экстремальных ситуациях, а также быть примером для других солдат.
Какие особенности формирования и становления подразделений специального назначения были в годы Великой Отечественной войны?
В годы Великой Отечественной войны формирование и становление подразделений специального назначения были сложными и долгими процессами. Большая часть подразделений создавалась в условиях военных действий и находилась в постоянной боевой готовности. Важным этапом становления подразделений стало обучение личного состава специальным навыкам и приобретение опыта в реальных боевых условиях. Также необходимо отметить, что формирование и развитие подразделений специального назначения были тесно связаны с потребностями и задачами, которые стояли перед Советским Союзом в период войны.
Каковы особенности формирования и становления подразделений специального назначения в годы Великой Отечественной войны?
В годы Великой Отечественной войны подразделения специального назначения формировались на основе опыта боевых действий и требований фронтов и армий. Они выполняли различные задачи, такие как разведка, диверсии, захват объектов и нанесение ударов по вражеским коммуникациям. Формирование этих подразделений было сложным процессом, включающим подбор и подготовку кадров, создание тактики и специальной техники.
Какие проблемы возникали у подразделений специального назначения на различных этапах их становления?
На различных этапах становления подразделений специального назначения возникали различные проблемы. Вначале, в период формирования, основной проблемой был недостаток квалифицированных кадров и необходимость быстрого обучения их специальным навыкам. Впоследствии, с появлением новых видов вооружения и техники, возникали проблемы с ее использованием и обслуживанием. Также, на различных этапах войны, подразделения сталкивались с проблемами снабжения и укомплектования, особенно в условиях зимней войны и блокады Ленинграда.
Какую роль играла личность командира в работе подразделений специального назначения?
Личность командира играла ключевую роль в работе подразделений специального назначения. От его профессионализма, лидерских качеств и организаторских способностей зависел успех выполнения задач команды. Командир должен был принимать правильные тактические решения, обеспечивать подчиненных необходимой информацией и экипировкой, обеспечивать их морально-психологической поддержкой. От его умения мотивировать и вдохновлять своих бойцов зависело их боеготовность и боевой дух.
Какие предшественники были у подразделений специального назначения в годы Великой Отечественной войны?
В годы Великой Отечественной войны предшественниками подразделений специального назначения были различные формирования специального назначения, включая диверсионно-разведывательные отряды, партизанские и парашютные подразделения.
Какие проблемы испытывали подразделения специального назначения на различных этапах их становления?
На различных этапах становления подразделений специального назначения они столкнулись с проблемами формирования и подготовки кадров, а также с логистическими и командно-штабными сложностями. Недостаток специалистов, оружия и снаряжения также были проблемами, которые нужно было преодолеть.
Какая роль личности командира в подразделениях специального назначения?
В подразделениях специального назначения роль личности командира была важнейшей. Командир должен был обладать высокими профессиональными качествами, энергией, храбростью и лидерскими навыками. От его решений и действий зависели успешность выполнения боевых задач и жизни подчиненных.