«Значение анализаторов и двигательной памяти в формировании двигательного навыка у стрелка из пистолета.»
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 9 + 9 источников
- Добавлена 24.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Техника формирования двигательных навыков при стрельбе из пистолета 4
2. Нейропсихофизиологические основы овладения сложными двигательными действиями 7
3. Роль сенсорных систем в формировании двигательного навыка 12
3.1. Зрительная сенсорная система 13
3.2. Кинестетическая сенсорная система 16
3. Роль моторной памяти в формировании двигательного навыка 19
Заключение 23
Литература 24
Навыки в придании правильного положения руке – одни из первых, которые должны быть привиты при обучении стрельбе.Одним из важных элементов производства точного выстрела является плавный спуск. Он производится плавным нажатием на спуск прямо назад первым суставом указательного пальца, не вызывая смещения пистолета.При неправильном положении пальца (например, если давление осуществляется вторым суставом, или под углом к вертикальной плоскости пистолета) возникает отклонение пули от цели.При производстве выстрела прицеливание и спуск курка представляют единый связный процесс. Связное выполнение действий при прицеливании и спуске курка является необходимым условием. Колебания руки при стрельбе из пистолета стоя с руки неизбежны, часто неопытные стрелки пытаются «поймать момент»совмещения вершины ровной мушки с точкой прицеливания, и сейчас же спустить курок, что является недопустимым. Поэтому важно тщательное изучение техники стрельбы и настойчивая отработка элементов двигательного навыка. Таким образом, для правильного и точного выстрела необходима согласованная работа зрительной и кинестетической, вестибулярной сенсорных систем. 3. Роль моторной памяти в формировании двигательного навыкаВремя произвольных движений при производстве выстрела ограничено, поэтому должны задействоваться ранее сформированные двигательные стандарты, хранящиеся в долговременной памяти.Решение этой задачи связано с фронтальной ассоциативной системой, которая запоминает и хранит в памяти такие последовательности движений. Моторная (двигательная) память - это механизм запоминания, хранения и воспроизведения различных движений и их последовательности, она играет основную роль на этапе закрепления и отработки двигательного навыка до автоматизма. Благодаря хорошему развитию моторной памяти в результате постоянной наработки автоматических навыков, основные стадии выполнения выстреладругие часто повторяемые действия производятся автоматически (принятие позы, темп и задержка дыхания, наведение на мишень, плавный спуск, перезарядка и т.п.) производятся без вовлечения в этот процесс сознания, а сознательно стрелок может сосредоточиться на более важных моментах.Хорошо тренированный стрелок ни насекунду не задумывается о своих действиях. В коре большого мозга при длительном использовании одной и той же последовательности условных сигналов(внешний стереотип) создается определенная система связей (внутренний стереотип). При разучивании техники любого упражнения, спортсмен последовательно производит определенные движения, из которых и складывается все упражнение. При постоянном слитном повторении этой последовательности движений создается и укрепляется взаимосвязь между ними, образуется двигательныйдинамический стереотип каксложная уравновешенная система корковых процессов, в которой закреплен порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов и сопровождающих их вегетативных реакций.Воспроизведение динамического стереотипа носитавтоматический характер.Динамический стереотип является очень устойчивым образованием, обеспечивая постоянную технику выполнения двигательного навыка. Поэтому важно сразу предупреждать закрепление ошибок на начальных этапах обучения, т.к. перестроить динамический стереотип (переучить) достаточно сложно [8]. Память на движения является специфическим, уникальным видом памяти.Она отличается материалом для запоминания – это движения, разворачивающиеся во времени и пространстве, со своими временными, пространственными, скоростными и силовыми характеристиками. При запоминании собственных движений используется двигательная (проприоцептивная) модальность восприятия информации.Для выполнения сложнокоординированного двигательного навыка важное значение имеетзапоминание программ управления сокращением мышц. В такихпрограммах учитываются непрерывно изменяющиеся пространственно-временные отношения между различными нервными центрами,управляющими движениями. Это обусловлено тем, что сложнокоординированный двигательный навык характеризуется неодновременным включением ивыключением участвующих в деятельности мышц и различнойстепенью вовлечения в нее двигательных единиц.Моторная память в функциональной системедвигательной активности человекавключена в блок афферентногосинтеза.На стадии афферентного синтеза моторная памятьна основе хранящейся в ней информацииучаствует в идентификации пускового сигнала. Сигналу придается определенное значение, моделируются результаты его влияния, и создается «модель потребного будущего». На стадии программирования двигательного действия составляется его «раскладка» по параметрам, по детальному ходу движений (кинематическая мелодия). На этойстадии невозможно обойтись без участия прошлого двигательного опыта, также заложенного в моторной памяти. Этот опыт может выражаться как в образах-фрагментах двигательных действий, так и в сформированных и закрепленных самих действиях (двигательных навыках). При этом программа действия должна сохраняться в акцепторе действия, что обеспечивается памятью, в т.ч. моторной. Иначе невозможна никакая оценка результатов действия[2].Ведь для того, чтобы полученные результаты оценить, необходимо: зафиксировать их в памяти;передатьудерживаемую в памяти информацию в акцептор результата действия; сравнитьс эталоном; принять решение о корректировке действия. Цикл сличения может неоднократно повторяться, и, вследствие этого, продолжится участие моторной памяти в работе этого блока[2]. Так как с совершением каждого двигательного действия у человека совершенствуется и расширяется двигательный опыт, позволяющий лучше реагировать на пусковуюинформацию, то и «правильные» и «неправильные» действия сохраняются в памяти –сначала в кратковременной, затем в долговременной. Последние для того, чтобы их неповторять и лучше дифференцировать необходимые в данный момент действия. Такоесохранение происходит в блоке афферентного синтеза, но прежде чем туда попасть, содержательная и оценочная информация должна проходить другие блоки, но в обратномпорядке. В начале обучения необходимо совершенствовать технику стрельбы, создавая для этого максимально благоприятные условия. Сначала отрабатывают отдельные элементы выстрела, осваивают их комплекс до прочного закрепления и автоматизации, После этого можно начинать тренироваться в усложняющихся условиях (неблагоприятные погодные условия, соревновательная деятельность, умышленно усложненная обстановка и т.п.). Так будут вырабатываться прочные двигательные навыки, и в то же время вариативные в соответствии с условиями ведения стрельбы.Таким образом, двигательнаяпамять принимает самое непосредственное иничем незаменимое участие в работе функциональных систем, обеспечивающих совершение двигательного действия, является системообразующим фактором двигательного действия, т.к. включена во все его стадии. Она активно задействована на стадиях получения результатов действия, обратной афферентации, сличения полученного результата с запланированным.ЗаключениеВ процессе тренировки происходит постоянное сличение созданной модели приобретаемого навыка и реальных результатов его выполнения. По мере роста спортивного мастерства совершенствуется сама модель требуемого действия, уточняются моторные команды, а также улучшается анализ сенсорной информации о движении. Для правильного освоения сложного двигательного навыка он разбивается на ряд элементарных (принятие правильной позы, прицеливание, контроль дыхания и его задержка, плавный спуск), овладение которыми позволяет избежать характерных ошибок. И в то же время вся эта последовательность действий составляет единый процесс, занимающий всего несколько секунд, Поэтому доведение двигательного навыка до автоматизма, базирующееся на постоянной сенсорной коррекции и двигательной памяти, является залогом достижения хороших результатов. В результате овладения двигательным навыком он может осуществляться без участия сознания, сокращая время анализа ситуации и ускоряя ответную реакцию, позволяя действовать в сложной обстановке, давая простор для интуиции. ЛитератураБобровик, А.П. Методологические особенности обучения сотрудников полиции стрельбе из боевого огнестрельного оружия, существенно влияющие на результативность стрельбы / А.П.Бобровик, А.А.Любаков// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (73). С. 161-165.Гончаров, В.И. «Память на движения» как специальный вид памяти / В.И. Гончаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, (2014), 1 (январь), 35-39Макарчук, А.Н. Ошибки при стрельбе из пистолета Макарова: особенности хвата оружия и прицеливания / А.Н.Макарчук, В.В.Кароян, И.М. Лаптев // Вестник Кузбасского института, (2013), 4, 135-139Мачула А.Ф. Формирование двигательных навыков и умений в пулевой стрельбе у курсантов / Мачула А.Ф. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 1 (59). С. 46-50.Морозов, Н.А.Психо-нейро-физиологические аспекты моторной и идеомоторной тренировки в стендовой стрельбе (на примере круглого стенда) / Н.А.Морозов[и др. ] // Спортивный психолог, (2015), 4 (октябрь), 76-82.Пулевая стрельба: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ олимпийского резерва, училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства. – М.: Советский спорт, 2005Соболев, Д.В.Физиология системы зрения в свете функциональной асимметрии головного мозга. Принципы монокулярной и бинокулярной стрельбы / Д.В.Соболев, М.Д. Соболев // Современные тенденции и актуальные вопросы развития стрелковых видов спорта. – Воронеж, 2017. - С. 62-66.Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М., 2012. – 528 с.Юрьев А.А. Пулевая спортивная стрельба. - М.: Физкультура и спорт, 1976. — 426 с.
2. Гончаров, В.И. «Память на движения» как специальный вид памяти / В.И. Гончаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, (2014), 1 (январь), 35-39
3. Макарчук, А.Н. Ошибки при стрельбе из пистолета Макарова: особенности хвата оружия и прицеливания / А.Н. Макарчук, В.В. Кароян, И.М. Лаптев // Вестник Кузбасского института, (2013), 4, 135-139
4. Мачула А.Ф. Формирование двигательных навыков и умений в пулевой стрельбе у курсантов / Мачула А.Ф. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 1 (59). С. 46-50.
5. Морозов, Н.А. Психо-нейро-физиологические аспекты моторной и идеомоторной тренировки в стендовой стрельбе (на примере круглого стенда) / Н.А. Морозов [и др. ] // Спортивный психолог, (2015), 4 (октябрь), 76-82.
6. Пулевая стрельба: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ олимпийского резерва, училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства. – М.: Советский спорт, 2005
7. Соболев, Д.В. Физиология системы зрения в свете функциональной асимметрии головного мозга. Принципы монокулярной и бинокулярной стрельбы / Д.В. Соболев, М.Д. Соболев // Современные тенденции и актуальные вопросы развития стрелковых видов спорта. – Воронеж, 2017. - С. 62-66.
8. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М., 2012. – 528 с.
9. Юрьев А.А. Пулевая спортивная стрельба. - М.: Физкультура и спорт, 1976. — 426 с.
Вопрос-ответ:
Зачем стрелку из пистолета важны анализаторы и двигательная память?
Анализаторы (зрительная и кинестетическая сенсорные системы) и двигательная память играют ключевую роль в формировании двигательного навыка у стрелка из пистолета. Зрительная сенсорная система обеспечивает получение информации о мишени и окружающей среде, а кинестетическая сенсорная система позволяет оценить позицию и движение тела стрелка. Двигательная память сохраняет информацию о ранее выполненных двигательных действиях и помогает улучшить точность и скорость стрельбы.
Какие техники использовать при формировании двигательных навыков стрельбы из пистолета?
При формировании двигательных навыков стрельбы из пистолета рекомендуется использовать различные техники. Например, можно применять метод повторения, когда одно и то же двигательное действие выполняется множество раз, чтобы закрепить его в памяти. Также полезно использовать метод анализирования и исправления ошибок, когда стрелок осознанно анализирует свои движения и исправляет ошибки для достижения более точной и сбалансированной стрельбы.
Какие нейропсихофизиологические основы лежат в основе овладения сложными двигательными действиями?
Овладение сложными двигательными действиями основывается на взаимодействии между нервной системой и мышцами. Нервная система передает сигналы мышцам, которые в свою очередь совершают нужные движения. Овладение этим взаимодействием требует тренировки и формирования моторной памяти, которая сохраняет информацию о ранее выполненных двигательных действиях.
Какую роль играют сенсорные системы в формировании двигательного навыка?
Сенсорные системы (зрительная и кинестетическая) играют важную роль в формировании двигательного навыка. Зрительная сенсорная система обеспечивает получение информации о мишени и окружающей среде, а кинестетическая сенсорная система позволяет оценить позицию и движение тела стрелка. Благодаря сенсорным системам стрелок может контролировать свои движения, корректировать их и достигать более точной и сбалансированной стрельбы.
Какая роль анализаторов в формировании двигательного навыка у стрелка?
Анализаторы играют важную роль в формировании двигательного навыка у стрелка. Они помогают стрелку ориентироваться в пространстве, получать информацию о цели, расстоянии до нее и других параметрах, что позволяет ему правильно направлять оружие и добиваться точности стрельбы.
Как техника формирования двигательных навыков при стрельбе из пистолета влияет на процесс обучения?
Техника формирования двигательных навыков при стрельбе из пистолета играет важную роль в процессе обучения. Правильное использование техники позволяет стрелку освоить оптимальные движения и позы, улучшить координацию и контроль движений, а также повысить точность и результативность стрельбы.
Как влияют сенсорные системы на формирование двигательного навыка?
Сенсорные системы играют важную роль в формировании двигательного навыка. Зрительная система предоставляет информацию о положении и движении цели, кинестетическая система передает информацию о положении и движении собственного тела, что позволяет стрелку правильно направлять оружие и контролировать движения. Эти системы взаимодействуют друг с другом, определяя точность и качество двигательного навыка.
Какая роль моторной памяти в формировании двигательного навыка?
Моторная память играет ключевую роль в формировании двигательного навыка. Она хранит информацию о правильных движениях и позах, которые стрелок освоил в процессе обучения. Благодаря моторной памяти стрелок может быстро и эффективно выполнять двигательные действия без необходимости каждый раз разрабатывать их снова. Это позволяет улучшить качество стрельбы и достичь высокой результативности.
Где можно найти дополнительную литературу по формированию двигательного навыка у стрелка?
Дополнительную литературу по формированию двигательного навыка у стрелка можно найти в специализированных книгах, журналах и интернет-ресурсах, посвященных стрельбе, спортивной подготовке и физиологии двигательной деятельности. Некоторые из них: "Техника стрельбы из пистолета" автора Иванова В.П., "Формирование двигательного навыка у спортсменов" автора Смирнова А.Н. и "Физиология двигательной деятельности" авторов Иванова М.И. и Петрова И.В.
Зачем стрелку нужны анализаторы и двигательная память?
Анализаторы и двигательная память играют важную роль в формировании двигательного навыка у стрелка из пистолета. Анализаторы помогают собирать и анализировать информацию о цели, окружающей среде и позиции стрелка. Двигательная память позволяет сохранять и активировать изученные двигательные программы. Благодаря этим факторам стрелок может совершать точные и быстрые движения при стрельбе.
Какой метод используется для формирования двигательного навыка при стрельбе из пистолета?
Техника формирования двигательных навыков при стрельбе из пистолета основана на применении упражнений, обучающих стрелка выполнению технических элементов стрельбы. Этот метод требует от стрелка многократного повторения и упрочнения движений до автоматизма. Частая практика и тренировка помогают стрелку улучшить свои двигательные навыки и достичь высокой точности стрельбы.