Франция и Африка: история и современность

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История нового времени
  • 30 30 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 27.03.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1Причины вторжения Франции в Северо-Западную Африку 5
1.1 Исторические предпосылки вторжения Франции в африканский регион 5
1.2 Пути и способы освоения Францией Тропической Африки 6
2 Международная политика Франции в послевоенное время 13
2.1 Создание системы «Франсафрик» 13
2.2 Франция и Африка. Современный колониализм 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Фрагмент для ознакомления

Политический же контроль обеспечивается по линии дипломатического и военного ведомства при серьезном неформальном влиянии на ситуации в регионе французской военной разведки. Таким образом, образуется огромная сеть, которая по - прежнему удерживает под непрямым контролем Франции большую часть бывшей колониальной империи, демонстрируя вполне классические формы неоколониализма, когда прямой административный контроль над колониями утерял свою актуальность.Рисунок 3-Ресурсы Африки и французские военные базыТекущая война в Мали, где Франция выступает на стороне местного правительства против радикальных исламистов и примкнувших к ним таурегов, является типичной колониальной войной с целью защиты своей сферы влияния и экономических интересов своих компаний. Практика французской внешней политики показывает, что Франция может сотрудничать с теми же самыми исламистами и порой с теми же самыми организациями, война против которых используется как повод для военного вмешательство в дела Мали. Здесь налицо типичные двойные стандарты, когда в одних странах боевиков той же «Аль-Каиды» числят «борцами за свободу», а в других, где их присутствие не выгодно, они носят ярлык «террористов» и «исламских радикалов», при этом речь идет об одной и той же организации, действующей одновременно в нескольких странах сразу. Широкая сеть военных баз, которые разбросаны по бывшим колониям, позволяет оперативно реагировать на угрозы сложившемуся порядку вещей.Для Франции, важен контроль над Мали и сохранение там зависимого режима, который будет тем более зависим, ввиду неспособности мирным путем удерживать север страны, который де-факто уже отвалился и присоединен обратно к Мали может быть только силой оружия, притом иностранного. Разумеется, интересы местного населения Франция не учитывает, что согласуется с типичной колониальной практикой, когда субъективные интересы капитанов колониального бизнеса и властей метрополий, игнорируют местное население, которое хоть и перестало рассматриваться в качестве рабов, но в целом рассматривалось как второсортный человеческий материал.В этом отношении, политика Франции в своей нынешней экономической империи, сводится к поддержанию статус-кво в политическом и экономическом аспектах, что позволяет поддерживать экономику метрополии переживающей ввиду кризиса не лучшие времена. В силу общего роста процессов нестабильности после финансового кризиса 2008 и цепи «цветных революций» 2011 года, проблемы в зоне французского влияния очевидно будут нарастать.Помимо систематического недовольства беднейших слоев населения, которое удерживается в покорности военными и экономическими рычагами, важным дестабилизирующим фактором для французской неоколониальной империи является фактор исламизма.Поведение исламистов хорошо показывает, что ими конечно можно пытаться манипулировать, как это делает Франция в Ливии и Сирии, но полноценно управлять не получится, так как цели Запада и радикальнного ислама расходятся и сейчас пока трудно сказать, кто кого в большей мере использует – Запад исламистов или наоборот.Помимо этого, серьезную потенциальную угрозу будущему французской неоколониальной империи представляет Китай, который в ближайшие годы окончательно утвердится в роли главной экономики мира и будет постепенно подбираться к роли военно-политического гегемона, которая постепенно ускользает от США. Уже сейчас, Китай проводит активную экономическую экспансию в Африке, подминая под себя местные слаборазвитые экономики и вытесняя своих конкурентов пока что экономическими методами.В перспективе, в случае перехода Китая от региональной к сверхдержавной политике, уже захваченные рынки и политические позиции в Африке, будут служить плацдармом для дальнейшей экспансии, где французская неоколониальная империя, одна из потенциальных целей для Китая. Проникновение Китая в Алжир, это первый шаг на пути к доступу ко всей сфере французского экономического влияния.Помимо исламской и китайской угрозы, стабильность существующей неоколониальной модели серьезно подрывает вопрос мигрантов, которые в виде дешевой рабочей силы, меняют социальный и этнический характер самой Франции, размывая грань между метрополией и «новыми» колониями. В самой Франции, уже существуют национальные анклавы выходцев из «новой империи», которые де-факто живут вне юрисдикции местных законов и все активнее выступают за то, чтобы Франция изменилась с учетом новой роли арабского и негритянского населения. Через французскую «империю», на Европу накатывает лавина мигрантов, которые размывают саму основу европейского превосходства, замещая недостаточную рождаемость европейцев, многодетным потомством жителей стран третьего мира. Согласно данным ООН, уже к 2050 году, в большинстве стран ЕС (если союз к тому времени еще сохранится), доминировать будет не белое население, по поводу чего уже с начала «нулевых» бьют тревогу.Таким образом, бывшие колонии, помимо источника ресурсов, являются и основой демографической бомбы замедленного действия, которая рано или поздно изменит облик Франции. В целом же, Франция будет всеми силами цепляться за построенную конструкцию, так как без ресурсов этих «неоколоний», ее экономика не сможет выдержать конкуренции с другими лидерами капиталистического мира. Сохранить этот контроль будет крайне тяжело по причинам объективного характера, но пока что Франция упивается своим неоколониальная величием С геополитической точки зрения, для Франции это единственная возможность демонстрировать некоторую самостоятельность в мировой политике при общей зависимости от США. С экономической точки зрения – «неоколониальная империя» стала составной частью современной французской экономики. С морально-этический, это все тот же колониализм, который повержен в середине XX века, но который возродился на новой методологической базе. Так как подобные системы по своей природе противоречат принципам справедливости, они неизбежно будут подвергаться атакам изнутри, со стороны тех, кто этой системой предназначен быть кормовой базой для иностранных ТНК. И именно по этой причине, при посильной помощи внешних факторов, национально-освободительные движения против экономического диктата современных «нео-империй» рано или поздно их сокрушат, как сокрушили старые колониальные империи, ибо всякое рабство так или иначе заканчивается.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги африканской политики Франции, можно сказать, что исторически страна, несомненно, добилась успеха в создании колониальной империи в Северо-Западной Африке. Благодаря чему пользовалась высоким авторитетом в Европе и мировом сообществе в целом, который долгие годы старалась поддерживать. Этойцели служила, в частности, борьба французских руководителей за лидерство в Европейском Экономическом Сообществе (ЕЭС 12 государств членов), сменившем еговконце 1992 г. расширенном Европейском союзе (ЕС28 стран-членов) и Организации стран Североатлантического договора (НАТО). Однако подключение СШАкусилиям Франции по сбалансированию евроатлантического партнерства внесло раскол в европейское сообщество, в результате чего Пятая Республика утратила лидирующие позиции на континенте.Сосредоточившись на идее обеспечения своеговлияния в ближайших к Европе районах Средиземноморья и Африки, французское руководство подготовилоряд проектов (доктрины «расширенной зоны безопасности»; ассоциации государств Европы, Африки и Средиземноморского бассейна; «средиземноморскогопартнерства» стран Западной Европы и Магриба), ниодин из которых, однако, не получил практического воплощения. Возможно, в силу того, что, согласно известному американскому политологу Збигневу Бжезинскому‚«военная машина Франции не отличается высокойкомпетентностью. Она вполне годится для подавления внутренних переворотов в африканских странах —полагает он. — Но не в состоянии ни защитить Европу, ни распространить свое влияние за ее пределы.»Анализируя геополитическую составляющую всех конфликтов, где принимала участие Пятая республика, особенно последний из них, возникает резонный вопрос – зачем французам нужно проводить военные операции воафриканском регионе? Относительно Ливии, конечно, все более-менее ясно, ибо она обладает богатыми природными ресурсами. Но Кот-д’Ивуар, Мали, ЦАР? Официальная версия, гласящая, что интервенция носит "исключительно гуманитарный характер" рассчитана разве что на людей наивных и абсолютно неискушенных в международной политике. Более чем очевидно, что здесь скрываются свои интересы политического и экономического характера.Одной из причин активизации Франции, вероятно, следует считать и непосредственно французские амбиции. Все - таки, как уже упоминалось, Пятая республика когда-то имела статус имперской державы. А колониальный статус она имеет и до сих пор. В этой связи, отнюдь не случайно, что непосредственно сухопутные войска Франция направляет именно в бывшие французские колонии (в ливийской войне, например, французские спецподразделения если и были задействованы, то в очень незначительной степени). Этим аспектом объясняется и та решительность, с которой французские власти пытались продавить интервенцию в Сирию. Ведь сирийское государство некогда находилось под французским мандатом. То есть, с точки зрения французской элиты, Сирия (как и Ливан) является их " лакомым куском", и потому понятно их раздражение, когда очередное вторжение так и не удалось осуществить.Так же, к примеру, Мали занимает третье место в мире по добыче золота. Кот-д’Ивуар занимает первое место по экспорту какао. В ЦАР имеются существенные запасы алмазов. Ну и самое главное – в Мали и в ЦАР находятся крупные залежи урана. А уран является сырьем для ядерного оружия. Поэтому, конечно же, почти сразу после своего утверждения в Мали французская компания Areva получила едва ли не монопольное право на добычу урана в этом африканском государстве.Подводя итоги данному исследованию, хотелось бы отметить, что Вашингтон, в частности, и Запад, в целом, (не говоря уже о саудовской элите) "играют с очень опасным огнем". Ибо вполне реальным представляется такое развитие событий, когда Франция перейдет определенную грань, за которой им пригрезится возможность разгромить своих конкурентов и занять место тех же США. А собственно, почему бы и нет? И контроль над сырьем для ядерного оружия вполне может этому поспособствовать.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК"Ближний Восток и современность". Сборник статей, вып. 48 (Совместно с ИВ РАН)..АлейниковС.В: "Сомалийские племена. Справочник".Африка в начале XXI века. Проблемы экономического развития. – М., 2005. Васильев А.П. Генерал де Голль и крушение французской империи // Национальные интересы. 1999. № 2 (3).В.В.Кудепев: "АльгКаида в странах Исламского Магриба"и др. в Северной Африке (Хроника событий)".Лось Б.В. Глобализация и Африка. // Социальные и гуманитарные науки Серия 9: Востоковедение и Африканистика. Реферативный журнал 2001. - № 4. Лебедева Э.Е., Хорос В.Г. Африканская цивилизация в глобализирующемся мире. – М., ИМЭМО РАН, 2006. С. 56Молчанов Н. Генерал де Голль. М.: Наука; 1972.Е.С.Мелкумян: "Кувейт в 2000 - е гг.: внутриполитическое развитие и внешняя политика".Подгорнова Н.П. Политика Франции в странах Северо-Западной Африки. М.: Институт Ближнего Востока; 2015.ПодгорноваН.П.: " «Арабская весна» в странах Магриба"ПодгорноваН.П.: "Мавритания между прошлым и будущим"Н.П.Подгорнова: "Проблема Западной Сахары в политике Алжира".СапроноваМ.А: "Египет: 90 лет конституционных трансформаций (1923-2013 гг.)".Субханкулова Р.Р.: "О нефтегазовой отрасли Ирака".Сидорова Г.М., Корендясов Е.Н. Франция — Африка: в поисках новых подходов // Африкав современных международных отношениях. М.: ИАфр РАН; 2011.Филиппов В.Р. «Франсафрик»: тень Елисейского дворца над Черным континентом. М.: Горячаялиния — Телеком; 2016.Ханин В.: “Партийно-политические структуры и злекторальный процесс в Израиле в начале ХХI века".

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. "Ближний Восток и современность". Сборник статей, вып. 48 (Совместно с ИВ РАН).
2. .АлейниковС.В: "Сомалийские племена. Справочник".
3. Африка в начале XXI века. Проблемы экономического развития. – М., 2005.
4. Васильев А.П. Генерал де Голль и крушение французской империи // Национальные интересы. 1999. № 2 (3).
5. В.В.Кудепев: "АльгКаида в странах Исламского Магриба"и др. в Северной Африке (Хроника событий)".
6. Лось Б.В. Глобализация и Африка. // Социальные и гуманитарные науки Серия 9: Востоковедение и Африканистика. Реферативный журнал 2001. - № 4.
7. Лебедева Э.Е., Хорос В.Г. Африканская цивилизация в глобализирующемся мире. – М., ИМЭМО РАН, 2006. С. 56
8. Молчанов Н. Генерал де Голль. М.: Наука; 1972.
9. Е.С.Мелкумян: "Кувейт в 2000 - е гг.: внутриполитическое развитие и внешняя политика".
10. Подгорнова Н.П. Политика Франции в странах Северо-Западной Африки. М.: Институт Ближнего Востока; 2015.
11. ПодгорноваН.П.: " «Арабская весна» в странах Магриба"
12. ПодгорноваН.П.: "Мавритания между прошлым и будущим"
13. Н.П.Подгорнова: "Проблема Западной Сахары в политике Алжира"
14. .СапроноваМ.А: "Египет: 90 лет конституционных трансформаций (1923-2013 гг.)".
15. Субханкулова Р.Р.: "О нефтегазовой отрасли Ирака".
16. Сидорова Г.М., Корендясов Е.Н. Франция — Африка: в поисках новых подходов // Африкав современных международных отношениях. М.: ИАфр РАН; 2011.
17. Филиппов В.Р. «Франсафрик»: тень Елисейского дворца над Черным континентом. М.: Горячаялиния — Телеком; 2016.
18. Ханин В.: “Партийно-политические структуры и злекторальный процесс в Израиле в начале ХХI века".

Вопрос-ответ:

Какие были причины вторжения Франции в Северо-Западную Африку?

Причины вторжения Франции в Северо-Западную Африку включают исторические предпосылки, стремление к экономическим выгодам и контролю над регионом, а также политические и военные цели.

Как Франция осваивала Тропическую Африку?

Франция осваивала Тропическую Африку через различные пути, включая колонизацию и установление своего политического и экономического влияния, создание колониальных административных структур и эксплуатацию ресурсов региона.

Какая была международная политика Франции после Второй мировой войны?

После Второй мировой войны Франция силами создала систему Франсафрик, которая обеспечивала ей контроль и влияние на бывшие колонии в Африке. Это стало формой современного колониализма и поддерживалось через экономическую и политическую зависимость.

Как Франция контролирует свое влияние в Африке?

Франция контролирует свое влияние в Африке через использование дипломатических и военных механизмов. Она поддерживает политических лидеров, которые выгодны ей, и вмешивается во внутренние дела африканских государств, чтобы сохранить свои экономические и политические интересы.

Какой статус имеют бывшие колонии Франции в Африке сегодня?

Бывшие колонии Франции в Африке имеют статус независимых государств, однако они часто остаются зависимыми от Франции в экономическом и политическом плане. Франция продолжает поддерживать свое влияние и контроль над этими странами через различные механизмы.

Какие были исторические предпосылки для вторжения Франции в африканский регион?

Историческими предпосылками для вторжения Франции в африканский регион были стремление к колониальному господству, желание контролировать ресурсы и торговлю, а также укрепление политического влияния.

Какими путями и способами Франция осваивала Тропическую Африку?

Франция осуществляла освоение Тропической Африки через создание колониальной администрации, экспансию военных и политических влияний, эксплуатацию ресурсов и контроль над местными населениями.

Что такое система "Франсафрик"?

Система "Франсафрик" - это политическая и экономическая система, созданная Францией после второй мировой войны в её бывших колониях в Африке. Она предполагала близкие связи между Францией и её бывшими колониями, включая военное присутствие и экономическую зависимость.

В чем заключается современный колониализм Франции в Африке?

Современный колониализм Франции в Африке выражается в поддержке авторитарных режимов, контроле над экономическими ресурсами, использовании военной силы, манипуляции политическими процессами и эксплуатации местных населений.

Каким образом Франция обеспечивает политический контроль в африканском регионе?

Политический контроль Франции в африканском регионе обеспечивается через дипломатические и военные механизмы, поддержку политических лидеров, создание союзников и контроль над экономическими ресурсами.