Учение В.И.Вернандского современном контексте
Заказать уникальный доклад- 22 22 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 31.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. БИОСФЕРА – ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ 5
1.1. Понятие биосферы и ноосферы 5
1.2. Элементы биосферы, ее структура и функции 7
2. УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО О БИОСФЕРЕ 11
2.1. Биография В.И. Вернадского, путь искания 11
2.2. Условия возникновения и существования ноосферы 12
2.3. Учение В.И. Вернадского и глобальные проблемы современности 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 21
Он приводит оценку значения наследия В.И. Вернадского А.Е. Ферсманом как 30% минералогии, 17-33% биоогеохимии, 12% радиоактивности, 12% общих вопросов науки, 7% кристаллографии, 3% почвоведения, 3% полезных ископаемых. Автор делает вывод о том, что ученые – ноосферисты несколько спекулируют наследием В.И. Вернадского, призывая «пока не поздно, надо вернуться к глубокому, беспристрастному, истинно научному изучению великого наследия В.И. Вернадского, очистив его от всякой конъюнктурной «шелухи» [11].Каримов А.В. и ПчельниковаТ.И. полагают, что В.И. Вернадский не считал ноосферу конечным этапом на пути эволюции планеты и полагал, что от каждого человека зависит будет ли она развиваться в дальнейшем [4, 5].Моисеенко Т.И. полагает, что на фоне роста численности населения, технического прогресса, интенсивного природопользования, «человеческий разум» должен заняться, прежде всего, поиском путей преодоления деградации окружающей среды. Автор говорит о том, что контроль над природой маловероятен, но крайне необходимо понимать в какой мере допускается изменение экологических систем. Автор говорит, что тот факт, что влияние человека на природу, предсказанное В.И. Вернадским имеет место был несомненно. Вместе с тем до «ноосферы» нам еще далеко [9]. ПоросенковЮ.В. напротив, утверждает, что современные процессы формирования системы географических наук во все большей степени соответствуют ноосферной концепции В.И .Вернадского как на глобальном, так и на региональном уровне. Автор утверждает, что наибольшее применение концепции достижимо в географии природопользования [10]. Адамов А.К. уверен, что научное наследие В.И. Вернадского и в настоящее время не утратило значения для развития мировой науки и человечества. Его философское учение о настоящем и будущем человечества способствует развитию российской и глобальной философии. Автор рассуждает об эволюционных рисках, возникающих в процессе глобализации, отмечает, что в современных теориях не указано объективного обоснования роли человека на планете [1].Имеет ли учение В.И. Вернадского влияние на современные проблемы и значимо ли оно для нас сегодня? Безусловно, да. Учение о биосфере крайне важно с точки зрения понимания глобальных процессов, дает возможность оценить систему биосферы в целом, встроить причинно-следственные связи между человеческими действиями и реакцией окружающей среды на них. Т.е. в определенной степени учение В.И. Вернадского об биосфере может и должно лежать в основе концепции природопользования сегодня. Значимо ли учение о ноосфере сегодня? Это гораздо более спорный вопрос. С одной стороны ноосфера как идеальный сценарий взаимодействия человека и природы – это то, к чему следует стремиться. С другой стороны, нельзя не понимать, что антропоцентрические идеи могут быть губительными. В.И. Вернадский писал, что «Биосфера перейдет так или иначе, рано или поздно в ноосферу ... На определенном этапе развития человек вынужден взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию планеты, иначе у него не будет будущего». И это отчасти верно, но на наш взгляд следует заимствовать только некоторую часть теории, но отказаться от идеи управления природой человеческим разумом, как отутопичной и не реализуемой, по крайней мере, на сегодняшнем этапе развития технологий.ЗАКЛЮЧЕНИЕМы изучили личность и труды В.И. Вернадского и можем сделать ряд выводов:Вклад В.И. Вернадского в отечественную и мировую науку крайне велик и в большей степени касается учения о биосфере и влиянии живого вещества на процессы, происходящие на планете. Биосфера – это особая оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. По мнению В.И. Вернадского высшей стадией развития биосферы является ноосфера как сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. В.И. Вернадский считал, что биосфера рано или поздно придет к ноосфере и на определенном этапе человеку придется взять на себя ответственность за дальнейшую эволюции планеты, иначе он погибнет. На сегодняшний день многие ученые критикуют теорию ноосферы, говоря о том, что человечество движется другим путем. Большая часть из них отрицает возможность управлять биосферой и говорит о том, что на сегодняшний день важно разработать систему взаимодействия с природой, при которой биосфера будет сохраняться. Отчасти мы согласны с тем, что если человек не возьмет на себя ответственность за свои действия, то может произойти глобальная сукцессия природных сред и, как итог, гибель человечества. Одновременно нельзя признавать главенство человека над природой, т.к. эти идеи выглядят утопичными. Таким образом, цель и задачи работы достигнуты. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАдамов А.К. Вопросы современного развития ноосферного учения В.И. Вернадского и ноосферной философии// Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 2015. – №1. – С. 5-9.ДробжевМ.И. Биосферно-ноосферная концепция В. И. Вернадского – манифест XXI века// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 2013. – №3. – С. 1049-1056.Еремченко О.З. Учение о биосфере: Учеб.пособие. – Изд. 2-е, доп./ Перм. ун-т. – Пермь, 2004. – 251 с.Каримов А.В., ПчельниковаТ.И. Наследие В.И. Вернадского: биосфера, ноосфера, свобода// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 2013. – №1. – С. 451-452.Каримов А.В., ПчельниковаТ.И. В.И. Вернадский о ноосфере как факторе эволюции свободы// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 2012. – №6. – С. 1577-1579.КозиковИ.А, В.И. Вернадский о научном мировоззрении// Философия и общество, 2014. – №1 (73). – С. 164-176.КоробкинВ.И., ПередельскийЛ.В. Экология: учебник для вузов/ В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – 12-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 602 с.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Краткий курс общей экологии. Часть II: Экология экосистем и биосферы: Учебник. – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – 180 с.Моисеенко Т.И. В.И. Вернадский и экологические проблемы современности// Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2013. – №12. – С. 10-20.ПоросенковЮ.В. В.И. Вернадский и современная теория отечественной географии// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 2013. – №2. – С. 533-536.ПрозоровЛ.Л. Было ли учение Вернадского о ноосфере? (краткий исторический анализ)// Пространство и Время, 2012. – №4. – С. 223-229.СубетоА.И. В.И. Вернадский: от начала ноосферно-ориентированного синтеза наук – к вернадскианской революции в системе научного мировоззрения в начале XXI века и к становлению ноосферизма. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001b/00121643-Vernadskiy.pdf (22.02.2018).Харламов С.Ю. Эволюция концепции автотрофности человечества В. И. Вернадского// Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право, 2008. – №12 (52). – С. 196-200. Экология: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./ В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др.; Под ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко. – М.: Логос, 2005. – 504 с.Яншина Ф.Т. Ноосфера: утопия или реальная перспектива// Общественные науки и современность», 1993. – №1. – С. 163-173.ПРИЛОЖЕНИЕРис. 1. Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)Рис. 2. Границы биосферы
2. Дробжев М.И. Биосферно-ноосферная концепция В. И. Вернадского – манифест XXI века// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 2013. – №3. – С. 1049-1056.
3. Еремченко О.З. Учение о биосфере: Учеб. пособие. – Изд. 2-е, доп./ Перм. ун-т. – Пермь, 2004. – 251 с.
4. Каримов А.В., Пчельникова Т.И. Наследие В.И. Вернадского: биосфера, ноосфера, свобода// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 2013. – №1. – С. 451-452.
5. Каримов А.В., Пчельникова Т.И. В.И. Вернадский о ноосфере как факторе эволюции свободы// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 2012. – №6. – С. 1577-1579.
6. Козиков И.А, В.И. Вернадский о научном мировоззрении// Философия и общество, 2014. – №1 (73). – С. 164-176.
7. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: учебник для вузов/ В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – 12-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 602 с.
8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Краткий курс общей экологии. Часть II: Экология экосистем и биосферы: Учебник. – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – 180 с.
9. Моисеенко Т.И. В.И. Вернадский и экологические проблемы современности// Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2013. – №12. – С. 10-20.
10. Поросенков Ю.В. В.И. Вернадский и современная теория отечественной географии// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, 2013. – №2. – С. 533-536.
11. Прозоров Л.Л. Было ли учение Вернадского о ноосфере? (краткий исторический анализ)// Пространство и Время, 2012. – №4. – С. 223-229.
12. Субето А.И. В.И. Вернадский: от начала ноосферно-ориентированного синтеза наук – к вернадскианской революции в системе научного мировоззрения в начале XXI века и к становлению ноосферизма. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001b/00121643-Vernadskiy.pdf (22.02.2018).
13. Харламов С.Ю. Эволюция концепции автотрофности человечества В. И. Вернадского// Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право, 2008. – №12 (52). – С. 196-200.
14. Экология: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./ В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др.; Под ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко. – М.: Логос, 2005. – 504 с.
15. Яншина Ф.Т. Ноосфера: утопия или реальная перспектива// Общественные науки и современность», 1993. – №1. – С. 163-173.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет учение В.И. Вернадского в современном контексте?
Учение В.И. Вернадского имеет огромное значение в современном контексте, поскольку он первым ввел понятия биосферы и ноосферы, которые сейчас активно используются в научных и экологических исследованиях. Его работы помогают нам лучше понять живую оболочку Земли и влияние человека на экологическую ситуацию на планете.
Как можно описать понятие биосферы и ноосферы?
Биосфера - это живая оболочка Земли, которая включает в себя все жизненные формы и их взаимодействие с окружающей средой. Ноосфера - это сфера мышления и разума, в которой присутствует деятельность человека и его влияние на биосферу.
Какие элементы входят в структуру биосферы и каковы их функции?
В структуру биосферы входят атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера. Атмосфера обеспечивает регуляцию климата и поступление кислорода. Гидросфера включает водные ресурсы и участвует в обмене веществ в биосфере. Литосфера является носителем жизни и физической средой для различных организмов. Биосфера обеспечивает жизнедеятельность живых организмов и их взаимодействие в экосистемах.
Каков путь искания В.И. Вернадским?
В.И. Вернадский был известным российским ученым и геологом. Он проводил исследования в различных областях, включая минералогию, гидрологию, астрономию и биологию. Он также разработал концепцию биосферы и ноосферы и исследовал их взаимосвязь с окружающей средой. Вернадский сделал значительные вклады в развитие научных знаний и его работы до сих пор актуальны и полезны для современных ученых и экологов.
Каково значение учения В.И. Вернадского в современном контексте?
Учение В.И. Вернадского имеет огромное значение в современном контексте. Его идеи и концепции, основанные на экологии, биогеохимии и глобальных проблемах, стали основой современной экологической науки и позволяют нам лучше понимать природу и взаимодействие всех живых организмов на Земле.
Что такое биосфера и ноосфера?
Биосфера - это тонкая оболочка Земли, где существует жизнь. Она включает в себя все живые организмы, а также неживую среду, где жизнь происходит. Ноосфера - это новое понятие, предложенное В.И. Вернадским, которое означает сферу мышления и духовной деятельности человечества. Она представляет собой совокупность интеллектуальных и духовных ресурсов, которые влияют на биосферу и формируют глобальные проблемы нашего времени.
Какие элементы входят в структуру биосферы и какие функции они выполняют?
Структура биосферы включает в себя все живые организмы на Земле, воздух, воду и почву. Каждый из этих элементов выполняет важную функцию. Живые организмы создают биологическое разнообразие и участвуют в биогеохимических циклах. Воздух обеспечивает дыхание для живых существ и участвует в климатических процессах. Вода является основой жизни и обеспечивает гидрологический цикл. Почва предоставляет питательные вещества для растений и поддерживает биологическую активность.
Какие были основные этапы жизни и работы В.И. Вернадского?
В.И. Вернадский был выдающимся ученым своего времени. Он родился в 1863 году и провел большую часть своей жизни в России. Он занимался исследованиями в различных областях науки, включая геологию, минералогию и биологию. В.И. Вернадский стал основоположником новой науки - биогеохимии, и его учение о биосфере и ноосфере положило основу для современной экологии и глобальных проблем.
Какое значение имеет учение Вернадского о биосфере в современном контексте?
Учение Вернадского о биосфере имеет огромное значение в современном контексте, так как оно позволяет нам понять важность и сложность взаимодействия между живыми организмами и окружающей средой на планете Земля. Это учение помогает нам осознать, что вселенская жизнь и развитие человеческой цивилизации неразрывно связаны с биосферой и природными ресурсами нашей планеты. Оно также помогает нам осознать наши обязанности по сохранению и устойчивому развитию биосферы для будущих поколений.