Разработка маркетинговой стратегии продвижения выставочных проектов (на примере ФГБУК "Государственный музей истории религии")

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Музееведение
  • 94 94 страницы
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 02.05.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки маркетинговой стратегиипродвижения выставочных проектов
1.1. Содержание, специфика и структура маркетинга в музейном бизнесе 6
1.2. Роль маркетинговых исследований в разработке эффективной стратегии продвижения 16
1.3. Основные технологии продвижения современных музеев 25
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности ФГБУК «Государственный музей истории религии»
2.1. Краткая характеристика деятельности музея 33
2.2. Анализ внутренней и внешней среды Музея истории религии (МИР) 42
2.3. Исследование степени удовлетворенности услугами музея и потребностей его посетителей 51
Глава 3. Разработка маркетинговой стратегии продвижения выставки «Графика Уильяма Хогарта в собрании Государственного музея истории религии»
3.1. План мероприятий по разработке стратегии продвижения выставочного проекта 61
3.2 Определение эффективности предложенных мероприятий и рекомендации по усовершенствованию маркетинговой деятельности 70
Заключение 75
Список использованной литературы 78
Приложение 1 86
Приложение 2 86
Приложение 3 88
Приложение 4 90
Приложение 5 91
Приложение 6 92
Приложение 7 93
Фрагмент для ознакомления

К тому же ноябрь-декабрь, время, когда начинаются холода и любители отдыха, особенно полезного, выбирают теплые уютные места для времяпрепровождения. Выставка строится так, что зритель проходит весь путь обретения авторства представленной картины, узнает об алгоритме атрибуции произведения, посвящается в закадровую жизнь экспоната, в особенности и сложности реставрации и интерпретации объекта. Он знакомится с информацией о музейной работе, получает разъяснения терминов и понятий, специфичных для языка научных сотрудников и реставраторов. В процессе работы с аудиторией налаживается живое общение, зрителям самостоятельно предлагается проанализировать произведение, которое помещается непосредственно перед аудиторией, и заполнить заранее подготовленные опросники по описанию картины. Важным элементом успешной музейной коммуникации является форма изложения материала, которая ни в коем случае не должна быть слишком специфичной и научно-направленной. Все термины и понятия должны расшифровываться и/или закрепляться наглядным материалом, продемонстрированным на мультимедийной доске, проекторе или ином техническом оборудовании. Продвижение выставки предполагается осуществлять через ATL, BTL, PRи социальные сети. 1. Средства массовой информации (Медиарилейшнз): ПечатныеСМИМероприятия для прессы (пресс-туры, пресс-конференции, бриффинги и т.д.) 2. Интернет (Современные медиарилейшнз): Электронные СМИ Социальные сети Корпоративный сайт Рассылки Несмотря на развивающиеся с огромной скоростью «новые медиа», отношения с традиционными средствами массовой информации очень важны в проведении запланированной выставки. Ключевыми фигурами в этих отношениях являются журналист и пресс-секретарь. Специалистов в сфере культуры среди журналистов сейчас очень мало. Помимо этого, большое количество журналистов считают ненужным (необязательным) личное посещение самого мероприятия, ведь все, что им нужно знать, уже есть в пресс-релизе. Это еще раз доказывает, что составлению грамотного пресс-релиза необъодимо уделить особое внимание. Сейчас электронные (интернет) СМИ имеет приоритет перед традиционными – обратная связь. Почти у каждого печатного и эфирного СМИ есть своя страница (аккаунт) и веб-сайт в сети Интернет. Маркетинговая стратегия продвижения предполагает осуществление по следующему плану:Определение аудитории посетителей. Т.к. произведения Хогарта имеют элементы иронии и сарказма, правдивое изображение существующей жизни - лучшее средством борьбы с пороками общества при условии художественности изображения, то аудитория заинтересованных сужается до любителей искусства, студентов факультетов искусств и более старшего поколения, кто предпочитает проведение досуга в стенах музея. Таким образом, из проведенного исследования аудитории музея в целом, можно предположить, что данная выставка ориентирована на аудиторию 18-24, 36-45, 45-60 лет. 2. Работа с графическим дизайнером. Создание веб-баннеров, листовок, плакатов, электронных писем и макетов для социальных сетей.3. Работа с копирайтером. Написание подъемного сообщения для размещения в рекламных объявлениях.«Друзья, в ноябре-декабре 2018 г. приглашаем на выставку художника, с которого практически официально начинается английское искусство.Великий и ужасный Уильям Хогарт, живописатель бурных нравов и пороков XVIII века уникальных гравюр о жизни лондонского дна, одна из главных гордостей нашей коллекции. Выставка будет в главном зале Музея, предварительно до 27 декабря».4. Необходимо создание рекламно-полиграфической продукции (афиши, постеры), на которой должна отображаться главная информация в краткой форме о выставке: дата проведения, время, место, организатор, цена (Приложение 7).5. Создание плана прямого размещения рекламы в печатных изданиях. Из местных газет были выбраны: «Вечерний Санкт-Петербург», «Новая газета», «Православный Санкт-Петербург». Данные издания выбраны для информирования аудитории более старшего поколения, которая привыкла к получению новостей из стандартных СМИ. Из профильных изданий были выбраны журналы «Русское искусство», «Художественный совет», «Арт Хроника», через данные каналы коммуникации планируется информировать аудиторию – «любители искусства». К этой аудитории относится разная возрастная аудитория – от 18 до 60 лет, те посетители музея, кто на постоянной основе интересуется культурой и искусством.6. Так как аудитория заинтересованных посетителей музея выставкой гравюр Хогарта специфическая, было решено не использовать дорогостоящие виды рекламы, например, ТВ, радио или наружную рекламу (ситиформаты, билборды и т.д.) 7. Основной канал коммуникации при продвижении выставки решили выбрать – интернет и социальные сети. В настоящеевремя Музей истории религии активно развивается в интернете и социальных сетях: ведет активную деятельность в соцсетях, работает с сайтом, осуществляет рассылки, делает совместные проекты с электронными СМИ, контактирует с партнерами и коллегами других музеев, формирует сотрудничество с целевыми порталами, типа TripAdvisor и так далее. На настоящий момент Музей истории религии имеет страницы в следующих социальных сетях: Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube, GooglePlus,атакжеTripAdvisorиLittleone. В этих социальных сетях обязательно нужно разместить анонс предстоящей выставки.Благодаря интернету как каналу продвижения существует большая вероятность попасть в «места обитания» целевой аудитории.Приглашения-анонсы на выставку предполагается выслать «дружественным» СМИ-порталам, с кем музей работает на протяжении нескольких лет. К таким СМИ относятся: tvkultura.ruhttps://topspb.tvmitropolia.spb.ru/https://www.culture.ruwww.museum.ruwww.admnews.ruwww.2do2go.ru/piter.mypravoslavie.ruНе все выбранные популярные санкт-петербургские порталы разместят анонс выставки, но от них можно ожидать пост-отчет после посещения выставки. Для данных порталов интересны выставки для собственного контента. Но, чтобы СМИ было интересно публиковать материалы выставки, необходимы нестандартные инструменты в проведении данной выставки. Интернет-коммуникации продвижения Выставки«Графика Уильяма Хогарта в собрании Государственного музея истории религии». Ноябрь - декабрь 2018 г. размещение информации на официальном сайте МИР; размещение информации на официальных страницах музея в соцсетях; создание и ведение группы мероприятия ВКонтакте; проведение конкурса ВКонтакте; распространение информации в Интернет-СМИ и на других аккаунтах в соцсетях; публикация отчетов после каждого дня выставки в виде фотоматериалов. К распространению рекламной продукции необходимо приступать не позднее, чем за месяц до самого события. На фасаде Музея необходимо разместить рекламный постер. Внутри здания афишу повесить на информационном стенде рядом со стойкой администратора, и в электронном виде транслировалась на экране, расположенном в фойе Музея. Помимо этого, необходимо напечатать 500 листовок, площадками распространения которых будут: тренажерные залы FitnessHouse; профильные университеты музееведения и искусства, а также на столах около гардероба музея и около касс. Рекламная афиша в электронном виде может быть размещена на сайте музея истории религии, а также на официальных страницах Музея в следующих соцсетях: ВКонтакте, Facebook, Instagram и видео-ролик приглашение в Youtube. Для более подробной коммуникации с аудиторией выбрана социальная сеть ВКонтакте (т.к. согласно опросу, проведенному автором ранее, она является самой популярной среди посетителей Музея истории религии). Здесь предполагается создать отдельную группу планируемой выставки, которая будет называться Выставка «Графика Уильяма Хогарта в собрании Государственного музея истории религии». На главной странице этой группы будет расположено описание события и необходимые дополнительные сведения. Также в альбом группы будут добавлены следующие фотоматериалы: картины и гравюры Хогарта. За неделю до выставки предполагается работа по распространению анонсов по целевым группам ВКонтакте на безвозмездной основе. Для установления Интернет-коммуникации будет целесообразно установить связь с администраторами групп с тематикой, отвечающей требованиям заданной выставки. В перечень таких групп могут быть включены следующие: «Ретроспектива в Санкт-Петербурге», «Подслушано в СПбГИКиТ», «События Петербурга», «Экран Петербурга», «Петербург.ру (СМИ)». Во время проведения выставки планируется видеотрансляции в прямовэфире.Трансляции прочно проникли в нашу жизнь. Все ведущие социальные платформы предоставляют возможность ведения прямых видеотрансляций всего, что происходит. Видео, размещённые на Facebook, Instagram, Twitter и LinkedIn, получают больше приоритета в новостных лентах в социальных сетях. Кроме того, соцсети сами предупреждают подписчиков о начале трансляций, и наше видео имеет больше шансов быть замеченными, чем другие органические (неоплачиваемые) сообщения в социальных сетях из учетнойзаписи.Люди активно смотрят трансляции. На данный момент пользователи просматривают трансляции в 3 раза больше, чем обычные видео в аккаунтах. 3.2 Определение эффективности предложенных мероприятий и рекомендации по усовершенствованию маркетинговой деятельностиНа основании произведенных исследований автором были данынекоторые рекомендации по усовершенствованию маркетинговой стратегии продвижения выставки Музеяистории религии.1. При анализе ответов рецензентов, полученных при опросе, быловыявлено, что малая доля посетителей узнает о новых выставках из сайта музея. В связи с этим было предложено модернизировать сайт:отвечая новым тенденциям, оформление сайта должно быть в современном стиле, при этом соответствуя всем необходимым стандартам в виде сохранения корпоративного стиля, информативности и т.д. сделать структуру более простой и понятной. Вынести все разделы на верхнюю панель главного экрана, чтобы не листать долго страницы. Несмотря на многообразие полезных информационных материалов, их расположение и оформление затрудняет ознакомление, что снижает количество пользователей. модернизация функции «Для слабовидящих» - сделать кнопку доступнее для просмотра людей с ограниченными возможностями. Музей привлекает внимание широкого диапазона групп общественности. Для некоторых из них посещение сайта дается тяжело (пенсионеры, слабовидящие и др.). Поэтому данная функция целесообразна как для упрощения пользования сайтом, так и для повышения лояльности аудитории. создание «Карты-игры» с заданиями в форме квеста как для детей, так и для взрослых. С данным приложением посещение экспозиций станет еще увлекательней. Ее можно будет распечатать или проходить непосредственно на сайте. Внедрить раздел «электронная библиотека», т.к. музей имеет огромное собрание научной литературы, которое сохраняется в библиотеке в здании Музея и, которое станет увлекательноосвоить жителям других городов и стран. Создать партнерский «перепост» с музеями мира, как на сайте конкурента - Кунсткамеры. В этом разделе могут быть ссылки на музеи с подобной тематикой по всему миру. мобильная версия сайта. В нынешнее время, данная функция очень актуальна и важна, учитывая преимущество использования мобильных гаджетов над стационарными компьютерами в поиске досуга и в других целях. электронные каталоги. Качественные электронные каталоги с экспонатами, возможно даже из фондов, могут украсить и разнообразить сайт. 2. После составления SWOT-анализа было зафиксировано, что к одной из слабых сторон Музея истории религии относитсянебольшая квадратура помещения. Но учитывая, что музей располагает огромным количеством экспонатов в фондах, есть необходимость поиска новых дополнительных решений для возможности их экспонирования. Для этого, помимо проведения выставок совместно с партнерами вне музея, имеет место создание проекта «Выставка одного экспоната». Данный метод уже был использован ранее, однако целесообразно сделать такое мероприятие постоянным. Замысел проекта может быть таким: так как помещение не позволяет расширить постоянные экспозиции, можно выставить один экспонат из фонда и держать его на всеобщем доступе не более месяца. Такой проект может стать эксклюзивными может заинтересовать широкую аудиторию посетителей музея, а также привлечь внимание СМИ. Через данный проект решается сразу несколько задач: демонстрация новых экспонатов из фонда посетителям и увеличение узнаваемости Музея истории религии за счет эксклюзивных короткометражных коллекций. 3. Для партнерской аудитории, которая заинтересована помогать в развитиимузея, целесообразно было бы создать «Клуба друзей». За финансовый и материальный вклад в виде спонсорской или иной помощи, предоставляемый за год, Музей может организовывать эксклюзивную экскурсию по фондам или выставку для спонсоров. В члены «Клуба друзей» можно пригласить «лидеров мнений» или известную личность, что также придаст важность событию и поспособствует привлечению СМИ. Однако многие посетители не располагают возможностями спонсирования, но также являются поклонниками Музея и посещают его мероприятия достаточно часто. Для партнерской аудитории можно разработать акцию. Посетителю будет выдаваться специальная именная накопительная карта, и в течение года на ней будет отмечаться каждое посещение Музея. При накоплении определенного, заранее обусловленного числа визитов данному посетителю будет предоставлена такая же возможность, как членам «Клуба друзей», а именно эксклюзивная экскурсия по запасникам. Такое мероприятие укрепит имидж музея, повысит лояльность и интерес аудитории. 4. В связи с финансовой стабильностью государства и, в связи с этим, уменьшением количества посещаемости горожанами культурно-развлекательных заведений, будет уместным включение и продажа «Подарочных карт». Их можно сделать несколько видов в соответствии с программами музея. Эта инновация, которая обратит внимание постоянных посетителей, и тем самым привлечет новых. 5. Расширение ассортимента сувенирного магазина в музее истории религии – одна из важных задач. Так как в последнее время большой акцент музей делает на детскую аудиторию, необходимо расширить ассортимент сувениров для детей. Это могут быть настольные игры с фотографиями экспонатов, например, домино. Также можно продавать тетради с иллюстрациями популярных экспонатов, фенечки, пальчиковые игрушки и др.). Для студенческой аудитории можноизготовить сувенир-флешку в виде какого-нибудь артефакта, чехлы для телефонов также с изображением одного из экспонатов. Также необходимо упаковывать сувениры в брендированный пакет, который считается эффективной рекламой. После покупки сувенира красивым пакетом с изображением часто продолжают пользоваться повседневно или дарят, тем самым распространяя сообщение (эмблема музея). Эффективным будет создание каталога сувениров музея на сайте с крупными изображениями сувенирной продукции, их описанием и ценой, а также доставкой на территории России или даже зарубежья, если заключить договор с курьерской компанией. 6. Музей истории религии старается соответствовать потребностям современного общества, дополняя новыми технологиями свое выставочное пространство. Однако в нынешнем веке технологии стремительно развиваются. Одним из нововведений музея могут стать «3D очки виртуальной реальности». Можно попробовать внедрить этот инструмент на запланированной выставке Хогарта.С помощью очков посетитель сможет, например, оказаться внутри любого храма, не покидая экспозиционного зала. Это создаст новую форму подачи информации, которую, благодаря дополнительному эмоциональному воздействию, повысит интерес к экспонатам, выставке и самому Музею. 7. В качестве современного популярного инструмента можно во время выставки Хогарта поставить в зале музея истории религии тематическую пресс-стену (фотозона) и объявить конкурс в социальных сетях. Участнику необходимо будет сделать фотография на фотозоне и выложить фотографию у себя на странице в социальной сети с хэштегом, например, #хогартгмир2018. Методом случайного отбора будет объявлен победитель и получит или сувенир от Музея истории религии, или бесплатное помещение музея на следующую выставку. Все предложенные инструменты совершенствования музея истории религии дадут отличный шаг к продвижению запланированной выставки Хогарта осень 2018 года. Применяя данные инструменты в работе Музея можно увеличить число посетителей планируемой выставки. ЗаключениеЦель данной выпускной квалификационной работы - построить эффективную маркетинговую стратегию для выставочного проекта музея религии – достигнута, задачи, поставленные перед автором, выполнены. Музей является социокультурным явлением, влияющим на развитие общества и способствующим сбережению культурного наследия предков. Музей выполняет важные функции, среди которых основными являются: образовательно-исследовательская, функция хранения и документирования воспитательно-эстетическая (коммуникативная). Для того, чтобы современный музей не терял своей востребованности, привносил культуру среди нынешнего общества и продолжал быть частью социума, необходимо разрабатывать маркетинговую стратегию продвижения каждого музейного проекта, включая выставки. В данном Музее истории религии при применении маркетинговых стратегий продвижения необходимо учитывать его специфику, а именно религиозную направленность, а также многообразие верований в нашей стране и сложность восприятия и понимания экспонируемых сакральных артефактов (религиозной осведомленности людей). Во второй главе автором была произведена характеристика Государственного музея истории религии и его основных направлений деятельности. Изучив историю его становления, можно сделать вывод, что музей имеет богатую и тяжелую историю своего становления. В период атеистической пропаганды его миссию меняли согласно требованиям меняющегося политического строя. Однако он сохранил свою первоначальную задачу и на сегодняшний день выполняет важную политическую и социальную функцию воспитания толерантности и привнесения ее в общество. Автором также были изучены мнения и предпочтения музея, проведено исследование аудитории. Были рассмотрены основные PR-инструменты, используемые PR-специалистами МИР, а именно: медиарилейшнз, интернет-коммуникации, специальные мероприятия и имиджевая реклама. Для выявления основных сегментов аудитории Государственного музея истории религии, а также их мнения об основной деятельности музея и работе в интернете был проведен опрос. Опираясь на полученные результаты, можно сделать следующие выводы. Основной сегмент рецензентов – посетители от 21 до 40 лет с высшим или неоконченным высшим образованием, жители Санкт-Петербурга и Москвы. Информацию в основном получают из интернет-Источников (официальный сайт, ВКонтакте). Наиболее привлекательным в музее большинство считает события с участием приглашенных гостей, выставки и постоянные экспозиции. Автором также был сделан конкурентный анализ, по результатам которого можно выделить основные выводы. Музей имеет множество преимуществ среди своих конкурентов: технологичность оснащения выставочной зоны, разнообразие экскурсионных программ, большой комплекс мероприятий для детей, социальные программы и другие. Уступает он отсутствием иллюстративного каталога на сайте и рекламной активностью. Для анализа внешней среды, способной повлиять на деятельность Музея был проведенPEST-анализ. В результате данного анализа автором были выделены такие факторы как обострение взаимоотношений России на международной арене, снижение уровня жизни населения, стиль жизни Россиян, развитие инновационных технологий. После полного исследования микро- и макросреды Музея автор составил SWOT-анализ, по результатам которого была выделена главная сильная сторона – мультимедийность экспозиций и основные слабые стороны – узнаваемость и маленькая площадь помещения. На основании результатов исследований автором была разработана маркетинговая стратегия продвижения выставочного проекта, планируемого на ноябрь-декабрь 2018 г.«Графика Уильяма Хогарта в собрании Государственного музея истории религии». Также даны рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии продвижения Музея истории религии в целом и выставочных проектов в отдельности, среди которых модернизация сайта, «Выставка одного экспоната», создание «Клуба друзей», внедрение подарочных карт, расширение деятельности сувенирного магазина, инновация «3D очки виртуальной реальности» и создание дополнительного проекта «Музейное расследование». Таким образом, были сделаны выводы, чтобы привлечь внимание все более массовой аудитории и удержать уже увлеченных, активно используются маркетинговые стратегии продвижения выставочных проектов музея. Список использованной литературыОбщая и специальная литература.Paulson R. Hogarth’s Harlot: sacred parody in Enlightenment England. Baltimore; London, 2003 – 456 с.Акулич Е.М. Музей как социокультурное явление / Е.М. Акулич // Журнал «СОЦИС». – 2004. - №10. – 62 c.Андреев, С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов / С.Н. Андреев. – М.: Финпресс, 2002. – 320 с. Багиев Г.Л.,  Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.Баканов Г.Б. Маркетинг. – Таганрог: ТРТУ, 2005 – 100 с.Барагамян, А. Третьяковская галерея/ А. Барагамян, М. Гордеева,С. Суворова/ Великие музеи мира. – 2012. –Том 6. – С. 4-6.Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / Сэм Блэк. – М.: Модино пресс,1989. – 240с.Григорьева Д.А. Предметный мир У.Хогарта ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2015. - № 5/6Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики / В.Ю. Дукельский. - М.: Активизион. – 2010. – С.158.Ерофеев К.Б. Религия и общество в современной России: социокультурные и правовые аспекты / К.Б. Ерофеев, Ю.В. Рыжов. – СПб.:Древо жизни. -2009. – 195 c.Каулен М.Д. Музейное дело России. / М.Е. Каулен, И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ВК, 2010. - С. 82Константинова, С.С. Музееведение: учеб.пособие для вузов / С.С. Константинова. – М.: Приор-издат, 2005. – 80 с. Кучер И.В. Государственный музей истории религии. Иллюстрированный отчет: 2014-2015. / И.В. Кучер. – СПб.: ГМИР, 2016. -160с.Лобанова В. Музей как фактор развития территории. Музей и регион / В.Лобанов, А.В. Лебедев. - М.: Активизион. – 2011. - С. 114.Лысикова О.В. Музеи мира: учебное пособие / О.В. Лысикова. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 128 с.Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практ. пособие / сост. В.Ю. Дукельский. – М.: Прогресс-Традиция. 2001. – 224 с. Мусиенко Л.А. Культовый предмет в современном музее: Хранение, презентация, актуализация. : научно-методический сборник. / Л.А. Мусиенко, И.Х. Черняк. – СПб.: 2011. – 342 с.Мусиенко Л.А. Труды Государственного музея истории религии / Л.А.Мусиенко, И.Х. Черняк, Н.В. Ревуненкова. –Вып.12. - СПб.: МедиаКомфорт,2012, - 403 с.Нэреш К. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2002. – 956 с.Первушина Е. Музеи Петербурга. Большие и маленькие / Елена Первушина. – М.: ЛитРес, 2015. – 400с.Романчук, А.В. Музейный туризм: учеб.-метод. пособие / А.В. Романчук. – Санкт-Петербург, 2010. – 46 с. Ромат, Е.В. Реклама: история, теория, практика / Е.В. Ромат. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с. Ромат, Е.В. Реклама: учеб.пособие / Е.В. Ромат. – СПб.: Питер, 2003. – 176 с. Сотникова С.И. Музеология: Пособие для вузов. / С.И. Сотникова. - М.:Дрофа, 2004. - 192с.Старикова, Ю.А. Музееведение. Конспект лекций / Ю.А. Старикова. – М.: Приор-издат, 2006. – 128 с.Тульчинский Г.Л. PR в сфере культуры: Учебное пособие. / Г.Л.Тульчинский. - СПб.-М.: Лань, Планета музыки. - 2011. – 576.Хакимова А.С. Стратегическое продвижение музея средствами связей с общественностью / А.С. Хакимова, А.С. Скобельцина. //Музейная эпистема. – СПб.: СПбГУ, 2009. – 410.ЧумиковА.Н. Медиарилейшнз: учебное пособие / А.Н. Чумиков. – М.:Аспект Пресс, 2014. – 184с.Шумович А. Великолепные мероприятия / Александр Шумович. – М: Манн, Иванов и Фербер, 2008. – 336с.Шумович А. Искусство проведения мероприятий / Александр Шумович, Алексей Берлов. – М.: Манн, Иванов и Фербер. – 2016. – С. 490.Щербакова А. А. Тексты в музее. Для кого они? Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / под ред. А. Щербакова. –М:. Музейные решения, 2012. С.68Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. / Т.Ю. Юренева. - М.: Академический проект, 2003. - 560c.Интернет-источникиАракчеев Б.С. Государственный музей истории религии // Журнал «Консул» No 3 (14) 2008 . [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://books.google.kz/books?id=SEiiDQAAQBAJ&pg=PT35&lpg=PT35&dq (дата обращения 18.02.2018)Богораз-Тан В. Г. Христианство в свете этнографии. ГИЗ. Москва - Ленинград 1928. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/religion/readme.php?subaction=showfull&id=1439575372&archive=&start_from=&ucat=&pdf (дата обращения 17.02.2018) Глубинное интервью - метод, виды, примеры интервью - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.antema.ru/tools/glubinnoe_intervyu/ (дата обращения 24.02.2018)Дэвид Л. Морган фокус-группы как метод качественного исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-24-13.../3374-2012-01-11-15-17-52 (дата обращения 24.02.2018)Жвитиашвили, Н. Для чего нужны бренды музеям (из опыта британских музеев) / Н. Жвитиашвили // Культура: Политика. Планирование. Менеджмент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. culturalmanagement.ru/infocenter/?aid=20&cid=3. – (Дата доступа: 28.02.2018).Итоги социально-экономического развития Санкт-Петербурга за январь-апрель 2016 года [Электронный ресурс] //Комитет по экономической политике и стратегическому планированию СПб. – С.14 - Режим доступа:http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2016/06/02/справка%20%20ЧП%20январь-апрель%202016.pdf(Дата доступа: 28.02.2018).Кафе и кино. Исследования [Электронный ресурс] //Исследовательский холдинг Ромир. – Режим доступа: http://romir.ru/studies/627_1421096400/ (Дата обращения: 25.05.2018)Кольчугин Д. М.Надо предлагать уникальный контент в интересной форме [Электронный ресурс] // МАРТ. – М., 2014. URL:http://mart-museum.ru/mart_interview/interview-kolchugin-dmitry-kremlin-museums/ (дата обращения: 14.02.2018)Концепция социального маркетинга [Электронный ресурс] – Режим работы: https://studme.org/42697/menedzhment/kontseptsiya_sotsialnogo_marketinga (дата обращения 22.02.2018)Международный день музеев // Интернет-портал «Музеи России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/N35. – (Дата доступа: 02.03.2018) Методы проведения маркетинговых исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/metody-provedeniya-marketingovyh-issledovaniy/ (дата обращения 28.02.2018)Михайлова А.Н. Российские музеи в социальных сетях изнутри и снаружи [Электронный ресурс] // МАРТ. – М., 2016- URL:http://mart-museum.ru/mart_articles/smm-in-russia/ (дата обращения: 20.02.2018)Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru (Дата обращения: 25.05.2018)Музей в новых условиях: аудитория и ее запросы и потребности [Электронный ресурс] // МАРТ. –М., 2015 - Режим доступа:: http://mart-museum.ru/2015/03/24/auditoriya-i-ee-zaprosy-i-potrebnosti/ (дата обращения: 14.02.2018)Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост.Н. Копелянская., М. 2012. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://museumsolutions.ru/ru/component/phocadownload/category/1-ooks?...(дата обращения 24.02.2018)Никишин, А.Н. Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко- краеведческого музея им. П.В. Алабина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.future. museum.ru/lmp/projects/samara/site/concept/3_5.htm. – Дата доступа: 24.02.2018.О Государственной программе СПб «Развитие культуры и туризма в СПб» на 2015-2020 годы: постановление Правительства СПб в ред. от 25.09.2014 №903 // [Электронный ресурс] Администрация Санкт-Петербурга. – Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/programma-razvitiya-sankt-peterburga-kakturistskogo-centra/ (Дата обращения: 25.02.2018).О средствах массовой информации: федеральный закон от 14.06.2011 № 142-ФЗ. - Ст.8 // КонсультантПлюс [Электронный источник] // // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/36098bb636761bf8ffb8da67a5c769c0da48380a/ (дата обращения: 28.02.2018)Официальный сайт «Музей истории религии» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gmir.ru/about/history/ (дата обращения 17.02.2018)Пролеткин, И.В. Несколько PR-шагов музея в Интернете / И.В. Пролеткин, М.Е. Шпак, Л.Л. Калинина // Справочник руководителя учреждения культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/53/1270/. – Дата доступа: 05.03.2018. Продвижение выставок: как подружить выставки и соцсети [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://protoplan.pro/ru/blog/prodvizhenie-vystavok-kak-podruzhit-vystavki-i-socseti (дата обращения 01.02.2018)Рекомендации по проектированию музеев. Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования комплексов и зданий культуры, спорта и управления им. Б.С. Мезенцева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ggost.ru/content/ view/1189/8/. – (дата доступа: 20.02.2018). Сайт как инструмент коммуникации [Электронный ресурс] // Медиапортал Государственного исторического музея. – Режим доступа: http://mediashm.ru/?p=7874#7874 (дата обращения 28.02.2018)Титова, О.Ю. Электронный маркетинговый комплекс музея как канал распространения культурных продуктов [Электронный ресурс] / О.Ю. Титова. – Режим доступа: http://kizhi.karelia.ru/library/aktual/568.html. – (Дата доступа: 17.01.2018)Фаворов П. С. Дэниел Миллер: «Смартфон — самая важная вещь из всего, чем мы сейчас владеем» [Электронный ресурс] //Colta. –М., 2016. Режим доступа: http://www.colta.ru/articles/society/12910 (дата обращения23.02.2018)Шаповалова, Л. 5Р социального маркетинга / Л. Шаповалова // Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/5p_social.htm. (Дата доступа: 19.02.2018) Шахнович М.М. «Музей, религия, общество». XIV САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. Декабрь 2007 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gmir.ru/calendar/531.html (дата обращения 18.02.2018)Штернберг Л.Я. и Музей антропологии и этнографии [Электронный ресурс] – Режим доступа: journal.iea.ras.ru/archive/1980s/1986/Stanyukovich_1986_5.pdf (дата обращения 17.02.2018)Приложение 1Комплекс музейного маркетинга 8РПриложение 2Многоуровневая модель музейного продуктаНекоммерческий музейный продукт Коммерческий музейный продукт Товар по замыслу 1. Впечатление 2. Времяпровождение 3. Эстетическое удовольствие 4. Обучение 5. Общение 1. Свидетельство посещения/участия 2. Память о посещении/участии 3. Эстетическое удовольствие 4. Ощущение престижа и значимости 5. Вклад в культурное наследие Товар в реальном исполненииКаждая услуга в зависимости от своей специфики имеет определенный уровень качества, набор свойств, специфическое оформление, марочное название. Большое значение здесь имеют коммуникации как связующее звено между посетителем/ участником и экскурсоводом/ведущим. Представлен как услугами, так и товарами. Они также имеют определенный набор свойств и уровень качества. Марочное название чаще всего отсутствует, однако у товаров наряду со специфическим оформлением может присутствовать и упаковка. Коммуникация не имеет решающего значения. Товар с подкреплением Дополнительные услуги и выгоды могут включать в себя проявление личного внимания к посетителям, учебные раздаточные материалы, услуги аудиогида, возможность фотографирования в стенах музея, неформальные сертификаты об участии в программах и прочее в зависимости от специфики некоммерческого музейного продукта. При таком коммерческом продукте, как авторские права на воспроизведение предметов, входящих в собрание музея, и некоторых иных услугах, направленных на достижение экономического эффекта, возможно предоставление льгот и новых возможностей при дальнейшем сотрудничестве; услуги, связанные с репродукцией, оценкой, транспортировкой экспонатов; предоставление выставочных площадей и т.д. Приложение 3Конкурентный анализРоссийскийэтнографическиймузейМузей Антропологии и этнографии им. ПетраВеликого (Кунсткамера) ГосударственныймузейисториирелигииИспользование современных технологий вэкспозициях- экспозиция выполнена без использования новых технологий. - имеется множество стендов с графической и текстовой информацией - навигация по залам слабая- сенсорные киоски с гидом, большие экраны для просмотра видео программ- гид содержит карты, описания, фотографии, видео и т.д. - наличие викторин и игр для детей- голографические инсталляции и экспонаты- компьютеры с дополнительной информацией- игры для детейНаполнение сайта- каталог экспонатов с фотографиями - карта сайта - виртуальный музей - полезные исторические статьи - последние новости на главной странице- перед посещением музея можно скачать с сайта и распечатать поисковую игру.– онлайн обратная связь- каталоги коллекций (очень подробные), 3D экспонатов- карта сайта, график работы, карта проезда, автобусные маршруты - виртуальные небольшие выставки (доклады) - виртуальный музей- электронная библиотека- ссылки на похожие музеи мира- онлайн обратная связь - виртуальный музей + экскурсии по религиозным местам Петербурга- график работы, карта проезда, автобусные маршруты. - онлайн-магазин сувениров- оnline покупка билетов - спец.раздел для детейСоциальные сети музеяhttps://vk.com/ethnomuseumhttps://www.facebook.com /TheRussianMuseumOfEthnographyhttps://twitter.com/Ethnomuseumhttps://www.instagram.com/ethnomuseum/https://www.instagram.com/kunstkameramuseum/https://www.youtube.com/user/Kunstkameramuseum/https://vk.com/club20676955https://twitter.com/Kunstkamera_rushttps://www.facebook.com/kunstkameramuseum/?ref=tshttp://instagram.com/museum_of_history_of_religionhttps://plus.google.com/u/0/118345288881602763019/postshttps://www.facebook.com/TheStateMuseumOfTheHistoryOfReligionhttps://twitter.com/Museum_Religionhttps://www.youtube.com/channel/UCXD3moNEHul7y4bioiELgxAhttps://vk.com/museumreligionСтоимость билетовВзрослый – 250 руб. Льготный – 100 руб. Детям до 16 лет – вход бесплатныйВзрослый 250 руб. Льготный 50 руб.Взрослый – 400 руб. Льготный – от 80 до 200 руб. Детям до 16 лет – бесплатно. Первый понедельник месяца – социальный день (всем вход бесплатно)Работа со судентами1. Программы для студентов профильных ВУЗов, расширяющие их профильные знания. Ежегодно приезжают студенты со всей России. 2. Аспирантура по специальности этнография, этнология. 3. Курсы гидов переводчиков.Аспирантура МАЭ РАН по сл. специальностям: этнография, этнология и антропология.Ежегодная практика будущих специалистов музейного дела, философов, историков, педагогов и т.д.Детские программы1. Тематические, обучение в Школе ремесел. 2. Детская этнографическая студия. 3. Для школьников тематические экскурсии и мастерклассы (репродуцирование и копирование музейных экспонатов). 4.Межмузейныйквест («Большая регата»). 5. Дни рождения в музее. 6. Программы дляособых детей.1. Детские игровые занятия 2. Интерактивные занятия для старших школьников (школьная программа). 3. Программы выходного дня (квесты, мастер классы). 4. Фестиваль «Детские дни в Петербурге»(игра путешествие по 20 музеем СПб). 5. Школьные группы участвуют в межмузейномквесте («Большая регата»).1. Детский музей «Начало начал» 2. Экскурсии для дошкольников и школьников 3. Образовательная программа «Урок в музее» 4. Праздничные программы и программы выходного дня. 5. Международные детские конкурсы 6. Региональные программы («Большая регата») 7. Социальные программы (для особых детей)Виды экскурсийОбзорные экскурсии для детей и взрослыхтолько внутри музеяОбзорные экскурсии, подготовленные для детей разных возрастов.Обзорные, автобусные, пешеходные экскурсии. Специальные экскурсионные программы для детей и взрослыхВыставки, лекции, мастерклассы1. На 2018 г. уже запланировано5 выставок.2. В Мраморном зале музея проходят тематические концерты, театрализованные представления. 3. По вторникам проходят лекции. 4. Мастер-класс по изготовлению сувениров (куклы, глиняные игрушки и т.д.)Виртуальные 1. «Вечер в музее» (по вторникам работает до 21:00 с вечерней программой) 2. Лекции 3. На 2018 г. уже запланировано 12 выставокПриложение 4PEST-анализПолитическийЭкономический1. Обострение взаимоотношений России и других стран, принятие политических и экономических санкций.2. Обострение межнациональных, межконфессиональных (религиозных) и межрегиональных конфликтов3. Терроризм1. Снижение уровня жизни населения (покупательская способность)2. Уровеньинфляции3. Государственные и региональные программы финансирования культурыСоциокультурныйТехнологический1. Стиль жизни (досуг)2. Демография3. Туристический поток1.Инновационные технологии для выставочного пространства2. Инновации в работе сайтов.3. Развитие вспомогательных технологий для людей с ограниченными возможностями.Приложение 5SWOT-анализ Музея истории религииСильныестороныСлабыестороны1. Современные технологии в экспозиции1. Узкий круг заинтересованных посетителей 2. Профессиональный персонал2. Лекторий, отвечающий запросампосетителей3. Единственный музей с тематикой религии3. Небольшая квадратурапомещения4. Научная деятельность в рамках музея5. Программы для дошкольников и школьников6. Разные виды экскурсийВозможностиУгрозы1. Представительства музея в городах России1. Уменьшение выделения средств отгосударства теме религии2. Сотрудничествосдругими культурными учреждениями с религиозной направленностью (внутри страны и вне) 2. Требования религиозныхорганизаций вернуть экспонаты,ранее (согласно истории) принадлежавшие им 3. Открытие временных выставок спартнерами3. Другие музеи будут большевписываться в современныепотребностипосетителей4. Абонементы, акционные карты4. Уменьшение интереса молодежик5. Создание «Клубадрузей»5. Возможные технологическиеаварии (протечки, пожары)6. Увеличениерекламнойактивности6. Непредвиденные противоправныедействия (кражи, нанесение урона имуществу)7. Новая (игровая форма) подачиИнформации для младшего поколения с использованием интерактивных инструментов8. Пополнениефондов9. МодернизациясайтаПриложение 6Факторы удовлетворенности посетителей музеяОченьудовлетворен«5»Удовлетворен«4»Нито, нидругое«3»Неудовлетворен«2»Оченьнеудовлетворен«1»Условиядоступа вмузей321214,8Информация о музее, егоуслугах1919424,3Техническоеоснащениемузея14215313,7Персоналмузея212034,4Стоимостьуслуг24204,5Безопасностьпребывания2220114,4Услугимузея2019414,3Приложение 7Афиша выставки в Музее истории религии

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Общая и специальная литература.
1. Paulson R. Hogarth’s Harlot: sacred parody in Enlightenment England. Baltimore; London, 2003 – 456 с.
2. Акулич Е.М. Музей как социокультурное явление / Е.М. Акулич // Журнал «СОЦИС». – 2004. - №10. – 62 c.
3. Андреев, С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов / С.Н. Андреев. – М.: Финпресс, 2002. – 320 с.
4. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.
5. Баканов Г.Б. Маркетинг. – Таганрог: ТРТУ, 2005 – 100 с.
6. Барагамян, А. Третьяковская галерея/ А. Барагамян, М. Гордеева,С. Суворова/ Великие музеи мира. – 2012. –Том 6. – С. 4-6.
7. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.
8. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / Сэм Блэк. – М.: Модино пресс,1989. – 240с.
9. Григорьева Д.А. Предметный мир У.Хогарта ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2015. - № 5/6
10. Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики / В.Ю. Дукельский. - М.: Активизион. – 2010. – С.158.
11. Ерофеев К.Б. Религия и общество в современной России: социокультурные и правовые аспекты / К.Б. Ерофеев, Ю.В. Рыжов. – СПб.:Древо жизни. -2009. – 195 c.
12. Каулен М.Д. Музейное дело России. / М.Е. Каулен, И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ВК, 2010. - С. 82
13. Константинова, С.С. Музееведение: учеб.пособие для вузов / С.С. Константинова. – М.: Приор-издат, 2005. – 80 с.
14. Кучер И.В. Государственный музей истории религии. Иллюстрированный отчет: 2014-2015. / И.В. Кучер. – СПб.: ГМИР, 2016. -160с.
15. Лобанова В. Музей как фактор развития территории. Музей и регион / В.Лобанов, А.В. Лебедев. - М.: Активизион. – 2011. - С. 114.
16. Лысикова О.В. Музеи мира: учебное пособие / О.В. Лысикова. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 128 с.
17. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практ. пособие / сост. В.Ю. Дукельский. – М.: Прогресс-Традиция. 2001. – 224 с.
18. Мусиенко Л.А. Культовый предмет в современном музее: Хранение, презентация, актуализация. : научно-методический сборник. / Л.А. Мусиенко, И.Х. Черняк. – СПб.: 2011. – 342 с.
19. Мусиенко Л.А. Труды Государственного музея истории религии / Л.А.Мусиенко, И.Х. Черняк, Н.В. Ревуненкова. –Вып.12. - СПб.: МедиаКомфорт,2012, - 403 с.
20. Нэреш К. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2002. – 956 с.
21. Первушина Е. Музеи Петербурга. Большие и маленькие / Елена Первушина. – М.: ЛитРес, 2015. – 400с.
22. Романчук, А.В. Музейный туризм: учеб.-метод. пособие / А.В. Романчук. – Санкт-Петербург, 2010. – 46 с.
23. Ромат, Е.В. Реклама: история, теория, практика / Е.В. Ромат. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
24. Ромат, Е.В. Реклама: учеб.пособие / Е.В. Ромат. – СПб.: Питер, 2003. – 176 с.
25. Сотникова С.И. Музеология: Пособие для вузов. / С.И. Сотникова. - М.:Дрофа, 2004. - 192с.
26. Старикова, Ю.А. Музееведение. Конспект лекций / Ю.А. Старикова. – М.: Приор-издат, 2006. – 128 с.
27. Тульчинский Г.Л. PR в сфере культуры: Учебное пособие. / Г.Л.Тульчинский. - СПб.-М.: Лань, Планета музыки. - 2011. – 576.
28. Хакимова А.С. Стратегическое продвижение музея средствами связей с общественностью / А.С. Хакимова, А.С. Скобельцина. //Музейная эпистема. – СПб.: СПбГУ, 2009. – 410.
29. ЧумиковА.Н. Медиарилейшнз: учебное пособие / А.Н. Чумиков. – М.:Аспект Пресс, 2014. – 184с.
30. Шумович А. Великолепные мероприятия / Александр Шумович. – М: Манн, Иванов и Фербер, 2008. – 336с.
31. Шумович А. Искусство проведения мероприятий / Александр Шумович, Алексей Берлов. – М.: Манн, Иванов и Фербер. – 2016. – С. 490.
32. Щербакова А. А. Тексты в музее. Для кого они? Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / под ред. А. Щербакова. –М:. Музейные решения, 2012. С.68
33. Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. / Т.Ю. Юренева. - М.: Академический проект, 2003. - 560c.

Интернет-источники
34. Аракчеев Б.С. Государственный музей истории религии // Журнал «Консул» No 3 (14) 2008 . [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://books.google.kz/books?id=SEiiDQAAQBAJ&pg=PT35&lpg=PT35&dq (дата обращения 18.02.2018)
35. Богораз-Тан В. Г. Христианство в свете этнографии. ГИЗ. Москва - Ленинград 1928. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/religion/readme.php?subaction=showfull&id=1439575372&archive=&start_from=&ucat=&pdf (дата обращения 17.02.2018)
36. Глубинное интервью - метод, виды, примеры интервью - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.antema.ru/tools/glubinnoe_intervyu/ (дата обращения 24.02.2018)
37. Дэвид Л. Морган фокус-группы как метод качественного исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-24-13.../3374-2012-01-11-15-17-52 (дата обращения 24.02.2018)
38. Жвитиашвили, Н. Для чего нужны бренды музеям (из опыта британских музеев) / Н. Жвитиашвили // Культура: Политика. Планирование. Менеджмент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. culturalmanagement.ru/infocenter/?aid=20&cid=3. – (Дата доступа: 28.02.2018).
39. Итоги социально-экономического развития Санкт-Петербурга за январь-апрель 2016 года [Электронный ресурс] //Комитет по экономической политике и стратегическому планированию СПб. – С.14 - Режим доступа:http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2016/06/02/справка%20%20ЧП%20январь-апрель%202016.pdf(Дата доступа: 28.02.2018).
40. Кафе и кино. Исследования [Электронный ресурс] //Исследовательский холдинг Ромир. – Режим доступа: http://romir.ru/studies/627_1421096400/ (Дата обращения: 25.05.2018)
41. Кольчугин Д. М.Надо предлагать уникальный контент в интересной форме [Электронный ресурс] // МАРТ. – М., 2014. URL:http://mart-museum.ru/mart_interview/interview-kolchugin-dmitry-kremlin-museums/ (дата обращения: 14.02.2018)
42. Концепция социального маркетинга [Электронный ресурс] – Режим работы: https://studme.org/42697/menedzhment/kontseptsiya_sotsialnogo_marketinga (дата обращения 22.02.2018)
43. Международный день музеев // Интернет-портал «Музеи России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/N35. – (Дата доступа: 02.03.2018)
44. Методы проведения маркетинговых исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/metody-provedeniya-marketingovyh-issledovaniy/ (дата обращения 28.02.2018)
45. Михайлова А.Н. Российские музеи в социальных сетях изнутри и снаружи [Электронный ресурс] // МАРТ. – М., 2016- URL:http://mart-museum.ru/mart_articles/smm-in-russia/ (дата обращения: 20.02.2018)
46. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru (Дата обращения: 25.05.2018)
47. Музей в новых условиях: аудитория и ее запросы и потребности [Электронный ресурс] // МАРТ. –М., 2015 - Режим доступа:: http://mart-museum.ru/2015/03/24/auditoriya-i-ee-zaprosy-i-potrebnosti/ (дата обращения: 14.02.2018)
48. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост.Н. Копелянская., М. 2012. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://museumsolutions.ru/ru/component/phocadownload/category/1-ooks?...(дата обращения 24.02.2018)
49. Никишин, А.Н. Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко- краеведческого музея им. П.В. Алабина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.future. museum.ru/lmp/projects/samara/site/concept/3_5.htm. – Дата доступа: 24.02.2018.
50. О Государственной программе СПб «Развитие культуры и туризма в СПб» на 2015-2020 годы: постановление Правительства СПб в ред. от 25.09.2014 №903 // [Электронный ресурс] Администрация Санкт-Петербурга. – Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/programma-razvitiya-sankt-peterburga-kakturistskogo-centra/ (Дата обращения: 25.02.2018).
51. О средствах массовой информации: федеральный закон от 14.06.2011 № 142-ФЗ. - Ст.8 // КонсультантПлюс [Электронный источник] // // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/36098bb636761bf8ffb8da67a5c769c0da48380a/ (дата обращения: 28.02.2018)
52. Официальный сайт «Музей истории религии» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gmir.ru/about/history/ (дата обращения 17.02.2018)
53. Пролеткин, И.В. Несколько PR-шагов музея в Интернете / И.В. Пролеткин, М.Е. Шпак, Л.Л. Калинина // Справочник руководителя учреждения культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/53/1270/. – Дата доступа: 05.03.2018.
54. Продвижение выставок: как подружить выставки и соцсети [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://protoplan.pro/ru/blog/prodvizhenie-vystavok-kak-podruzhit-vystavki-i-socseti (дата обращения 01.02.2018)
55. Рекомендации по проектированию музеев. Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования комплексов и зданий культуры, спорта и управления им. Б.С. Мезенцева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ggost.ru/content/ view/1189/8/. – (дата доступа: 20.02.2018).
56. Сайт как инструмент коммуникации [Электронный ресурс] // Медиапортал Государственного исторического музея. – Режим доступа: http://mediashm.ru/?p=7874#7874 (дата обращения 28.02.2018)
57. Титова, О.Ю. Электронный маркетинговый комплекс музея как канал распространения культурных продуктов [Электронный ресурс] / О.Ю. Титова. – Режим доступа: http://kizhi.karelia.ru/library/aktual/568.html. – (Дата доступа: 17.01.2018)
58. Фаворов П. С. Дэниел Миллер: «Смартфон — самая важная вещь из всего, чем мы сейчас владеем» [Электронный ресурс] //Colta. –М., 2016. Режим доступа: http://www.colta.ru/articles/society/12910 (дата обращения23.02.2018)
59. Шаповалова, Л. 5Р социального маркетинга / Л. Шаповалова // Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/5p_social.htm. ¬ (Дата доступа: 19.02.2018)
60. Шахнович М.М. «Музей, религия, общество». XIV САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. Декабрь 2007 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gmir.ru/calendar/531.html (дата обращения 18.02.2018)
61. Штернберг Л.Я. и Музей антропологии и этнографии [Электронный ресурс] – Режим доступа: journal.iea.ras.ru/archive/1980s/1986/Stanyukovich_1986_5.pdf (дата обращения 17.02.2018)

Вопрос-ответ:

Какие особенности маркетинга присутствуют в музейном бизнесе?

Музейный бизнес имеет свои особенности, когда речь идет о маркетинге. Во-первых, музеи являются некоммерческими организациями, поэтому целью маркетинговой деятельности в данном случае не является максимизация прибыли, а привлечение посетителей и повышение их уровня удовлетворенности. Во-вторых, музейный продукт отличается от других товаров и услуг тем, что его нельзя потрогать или опробовать. Поэтому маркетинговые стратегии должны быть адаптированы к этим особенностям.

Какую роль играют маркетинговые исследования в разработке стратегии продвижения выставочных проектов?

Маркетинговые исследования играют важную роль в разработке стратегии продвижения выставочных проектов. Они позволяют получить информацию о потребностях и предпочтениях целевой аудитории, анализировать рынок и конкурентов, определить сильные и слабые стороны музея. Эта информация помогает выработать эффективные маркетинговые стратегии, которые позволят привлечь максимальное количество посетителей и предложить им интересные выставочные проекты.

Какие технологии продвижения используются в современных музеях?

Современные музеи используют различные технологии продвижения, чтобы привлечь посетителей. Одной из таких технологий является использование онлайн-платформ и социальных сетей для рекламы музейных мероприятий и выставок. Также популярным инструментом стало создание виртуальных туров, которые позволяют посетителям ознакомиться с выставкой дистанционно. Кроме того, музеи активно применяют современные технологии в экспозициях, например, интерактивные экраны, виртуальная реальность и др.

Какие принципы маркетинга применяются в музейном бизнесе?

В музейном бизнесе применяются принципы маркетинга, такие как исследование рынка, позиционирование, сегментация аудитории, создание уникального предложения и разработка стратегии продвижения.

Какую роль играют маркетинговые исследования в разработке стратегии продвижения выставочных проектов?

Маркетинговые исследования позволяют узнать предпочтения и потребности целевой аудитории, определить перспективные сегменты рынка, выявить конкурентные преимущества и разработать эффективные коммуникационные стратегии.

Какие технологии продвижения используются в современных музеях?

В современных музеях используются такие технологии продвижения, как организация интерактивных выставок, создание виртуальных туров, использование социальных медиа для привлечения посетителей, проведение мероприятий и акций совместно с партнерами.

Какая специфика и структура маркетинга в музейном бизнесе?

Музейный бизнес имеет специфическую структуру маркетинга, так как требуется учитывать особенности продвижения культурных и образовательных услуг. В структуру входят отделы по маркетинговым исследованиям, коммуникациям, планированию и разработке стратегии продвижения.

Как происходит анализ маркетинговой деятельности музея "Государственный музей истории религии"?

Анализ маркетинговой деятельности музея "Государственный музей истории религии" включает оценку эффективности и результативности проведенных мероприятий, анализ посетительского потока и удовлетворенности посетителей, изучение конкурентного окружения и реакции на рекламные кампании.