Диагностика системы восприятия.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 15.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения восприятия 5
1.1. Общая характеристика восприятия и его физиологические основы 5
1.2. Основные свойства и виды восприятия 7
1.3. Особенности нарушений процессов восприятия 10
Глава 2. Особенности диагностики системы восприятия 13
2.1. Методы исследования восприятия 13
2.2. Методы патопсихологической диагностики восприятия 17
Заключение 19
Список литературы 20
Исследование проводится индивидуально. Перед испытуемым хаотично раскладывают 10 палочек и предлагают выполнить задание: «Разложи палочки в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Если испытуемый затрудняется, то ему объясняют способ построения сериационного ряда: «Выбирай каждый раз самую длинную палочку из тех, которые не разложены в ряд».Обработка данных. Вычисляют показатели успешности и неспешности построения сериационного ряда в процентах. Задание считается выполненным правильно, если испытуемый не допустил ни одной ошибки.Испытуемого относят к одному из 4 уровней в зависимости от способа выполнения задания:I уровень — дети выполняют задание на основе зрительного анализа длины палочек;II уровень — дети выполняют задание, сравнивая палочки путем прикладывания их друг к другу;III уровень - дети выполняют задание путем проб (перестановкой палочек);IV уровень - дети осуществляют целенаправленные действия.2.Методики диагностики свойств восприятия.1.Методика изучения особенностей восприятия (Т.Н.Головина).Цель методики: исследование способностей к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений.Материал: изображения геометрических фигур (круги, треугольники) с неполными контурами и незаконченных контуров двух предметных изображений (бабочки и жука).Ход исследования: ребенка просят дорисовать предметы (“Дорисуй треугольники” и т.п.). Подчеркивают, что все шесть треугольников одинаковой величины.Оценка результатов. Дети старшего дошкольного возраста хорошо выполняют задание по восстановлению целостности фигур. При дорисовывании предметов они понимают принцип работы, но иногда допускают небольшую асимметрию. Ошибки в дорисовывании характерны для детей с отставанием в умственном развитии. Наибольшие трудности возникают у них при дорисовывании круга. Как правило, площадь дорисованной фигуры оказывается уменьшенной. При дорисовывании предметных изображений отстающие в развитии дети не понимаютпринципа работы, допускают выраженную асимметрию, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажают форму предмета.3. Методики исследования процессов восприятия.1.Узнавание фигурЦель упражнения: исследование процессов восприятия и узнавания.Экспериментатором предъявляется испытуемому таблицу с изображением 9фигур и предлагается внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры втечение 10 секунд. После этого испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить, как можно большее количество фигур».Вторая инструкция: «На следующем рисунке среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае». [7, с.21-35].И так, вышеперечисленные методики дают возможность исследовать систему восприятий, их свойства, особенности, различные виды и процессы. Диагностика системы восприятия довольно важный составляющий в работе педагогов и психологов. 2.2. Методы патопсихологической диагностики восприятияВ патопсихологическую диагностику нарушений восприятия включаютс методы исследования иллюзий и галлюцинаций, методы диагностики нарушений зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильного и кинестетического восприятия, а также восприятия пространства.1.Методы исследования иллюзий и галлюцинаций1.Исследование сенсорной возбудимости. Оно включает предложение испытуемому всмотреться в рисунки «движущиеся квадраты» и «волнистый фон», состоящие из расположенных в определенном порядке и ракурсе квадратов и линий, пересекающих геометрические фигуры. Далее предлагается подсчитать количество квадратов в каждом ряду или неясно нарисованные фигуры. Оцениваются субъективные ощущения, возникающие в процессе эксперимента, а также возможный иллюзорный стереоскопический обман.2.Пробы Ашафенбурга. Испытуемому предлагается разговаривать по телефону, который предварительно отключен от сети.3.Пробы Рейхардта. Испытуемому предъявляется чистый лист бумаги и предлагается рассмотреть то, что на нем нарисовано.4. После надавливания на веки испытуемого предлагается сказать, что он видит.5.Диагностика нарушений зрительного восприятияПробы на узнавание реальных трехмерных объектов.Пробы на узнавание фотографий и реалистических изображений.Пробы на узнавание незавершенных объектов.Пробы на узнавание контурных изображений.Пробы на узнавание перечеркнутых изображений.Пробы на узнавание конфликтных изображений.6.Диагностика нарушений слухового восприятияПробы на узнавание мелодий.Пробы на узнавание бытовых шумов.Пробы на оценку и воспроизведение ритмов.7.Диагностика нарушения тактильного и кинестетического восприятияПробы на узнавание объектов на ощупь.Оценка позы и положения тела.Пробы на воспроизведение позы пальцев.8.Диагностика нарушения восприятия пространстваПробы на ориентировку в правом и левом.Пробы на ориентировку в помещениях. [1, с.79-86].Таким образом, вышеперечисленные методики патопсихологической диагностики восприятия применяются для исследования и выявления патологий восприятия и соответственно выбирать методики и реализовать необходимую работу. ЗаключениеИ так, восприятие – процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В результате анализа соответствующей литературы мы пришли к следующему заключению: диагностика системы восприятия представляет собой специально организованный, заранее тщательно подготовленный целенаправленный процесс исследования определенных факторов восприятия. Существует ряд психодиагностических методик восприятия, которые можно применить для диагностики особенностей, видов, процессов восприятия. Такая диагностика даёт возможность специалистам вовремя выявить проблемы восприятия и организовать необходимую работу. Список литературыАндронникова Е.А. Заика Е.В Методы исследования восприятия, внимания и памяти: /Е.А.Андронникова, Е.В.Заика. – Харьков, 2011.–161Богачкина Н.А. Педагогика и психология. Учебное пособие. – М.: Омега-Л. - 2010. – 348 с.Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – Кн. 1. – 576 с.Пидкасистый П.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. – М.: Юрайт. – 2010. – 237 с.Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики. - М.: Феникс. - 2007. – 490 с.Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностикаМетодики и тесты М.: Бахрах-М, 2011Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.Самыгин С. И. Психология и педагогика для студентов ВУЗов. – М.: Феникс. – 2010. - 256 с.Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. – М.: Феникс. - 2009. - 636 с.2019 Найдено 16% совпадений по адресу: https://uchil.net/?cm=54970", Найдено 14% совпадений по адресу: http://bookap.info/genpsy/maklakov_obshchaya_psihologiya/gl9.shtm", Найдено 14% совпадений по адресу: https://intellect.ml/8-vospriyatie-vidy-i-svojstva-fiziologicheskie-mekhanizmy-vospriyatiya-259", Найдено 7% совпадений по адресу: http://azps.ru/articles/dia/metody_patopsiholog_diagnostiki_vospriyatiya.html", Найдено 7% совпадений по адресу: https://works.doklad.ru/view/1sj3ji6QpkY/2.html",Оригинальность: 60
1. Андронникова Е.А. Заика Е.В Методы исследования восприятия, внимания и памяти: /Е.А.Андронникова, Е.В.Заика. – Харьков, 2011.–161
2. Богачкина Н.А. Педагогика и психология. Учебное пособие. – М.: Омега-Л. - 2010. – 348 с.
3. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
4. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – Кн. 1. – 576 с.
5. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. – М.: Юрайт. – 2010. – 237 с.
6. Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики. - М.: Феникс. - 2007. – 490 с.
7. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностикаМетодики и тесты М.: Бахрах-М, 2011
8. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.
9. Самыгин С. И. Психология и педагогика для студентов ВУЗов. – М.: Феникс. – 2010. - 256 с.
10. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. – М.: Феникс. - 2009. - 636 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные свойства и виды восприятия существуют?
Основные свойства восприятия включают выборочность, активность, относительную устойчивость. Виды восприятия могут быть зрительным, слуховым, обонятельным, вкусовым, тактильным и пр.
Какие методы исследования восприятия существуют?
Существуют различные методы исследования восприятия, включая методы наблюдения, экспериментальные методы, психофизиологические методы, методы самоотчетности и пр.
Чем отличаются методы исследования и методы патопсихологической диагностики восприятия?
Методы исследования восприятия используются для изучения нормального восприятия, в то время как методы патопсихологической диагностики восприятия используются для выявления нарушений в процессе восприятия.
Какие особенности нарушений процессов восприятия можно выделить?
Особенности нарушений процессов восприятия включают дезориентацию в пространстве и времени, искажение восприятия собственного тела, галлюцинации и другие патологические состояния.
Как проводится индивидуальное исследование восприятия?
Исследование проводится индивидуально, перед испытуемым хаотично раскладываются предметы, которые ему необходимо расположить в определенном порядке. Затем производится анализ и оценка способности испытуемого воспринимать и распознавать объекты.
Что такое восприятие?
Восприятие - это процесс получения и обработки информации о внешнем мире с помощью органов чувств.
Какие основные свойства и виды восприятия существуют?
Основные свойства восприятия: качество, интенсивность, длительность, объем, форма, темпоральность и пространственность. Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное.
Какие методы используются для исследования восприятия?
Для исследования восприятия используются следующие методы: наблюдение, эксперимент, анкетирование, самоотчетность, психофизиологические методы, патопсихологическая диагностика.
Какие особенности диагностики системы восприятия?
Диагностика системы восприятия требует применения специальных методов исследования, таких как методы патопсихологической диагностики. Она проводится индивидуально и направлена на выявление нарушений процессов восприятия.
Какие методы патопсихологической диагностики используются для исследования восприятия?
Для исследования восприятия с помощью методов патопсихологической диагностики применяются следующие методы: тестирование, клинические интервью, наблюдение за поведением, анализ ошибок и преувеличений, оценка реакции на различные стимулы и задачи.