Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 27.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 7
1.2.Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 12
1.3.Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 18
Вывод по 1 главе 24
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ 25
2.1.Изучение состояния работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в детском саду 25
2.2.Содержание упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста 34
2.3.Исследование динамики развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики в ходе экспериментальной работы 40
Вывод по 2 главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дошкольникам были предложено выполнить задания на исследование быстроты и точности движений мелкими мышцами рук.В результаты были выявлены следующие группы дошкольников по уровню развития мелкой моторики рук: высокий уровень развития – 3 дошкольника ЭГ и 2 дошкольника КГ, выше среднего – по 4 дошкольника обеих групп, средний – 3 дошкольника ЭГ и 4 дошкольника КГ. По результатам констатирующего эксперимента была спланирована и проведена коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук у дошкольников ЭГ. в содержание были включены не только пальчиковые игры, но и другие упражнения, как: штриховка, массаж и самомассаж, аппликации, оригами, действия с мелкими предметами м т.д. Такое большое разнообразие приемов развития мелкой моторики развивает разные мелкие мышцы кистей рук, поддерживают интерес дошкольников к занятиям ручным трудом и т.д. К работе по коррекции мелкой моторики были привлечены и родители, которым на родительских собраниях рассказывали о значении хорошо развитых мелких мышц, знакомили с разнообразными упражнениями и приемами, которыми можно применять дома.После коррекционной работы у дошкольников ЭГ и КГ была повторно обследована мелкая моторика рук. В результате были выявлены следующие группы дошкольников:Высокий уровень – 5 детей ЭГ и 2 детей КГ,Выше среднего уровень – 5 детей ЭГ и 4 детей КГ,Средний уровень – 4 дошкольника КГ.Как видно, уровень развития мелкой моторики у дошкольников ЭГ повысился.Цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
2. Антропова М.В., Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. - М., 1983. – 160 с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.
4. Байдалина Е., Илюхина Н.• Счетные палочки //Дошкольное воспитание, 2009, № 2
5. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5 - 7 лет. – М.: Гном и Д, 2003. – 120 с.
6. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.,2000 г.
7. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
8. Бернштейн Н. А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - М., 1947.
9. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. М.-Воронеж, 1997.
10. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966 – 142 с.
11. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - М., 1990.
12. Бехтерев В.М. Избр. произв. – М., 1954. – 234 с.
13. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1983. №1. – С.56-59.
14. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981
15. Васильева Е.В. Образовательная кинесиология как составляющая часть работы учителя-логопеда // Логопед, № 2, 2012
16. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. – М.: ACT, Астрель, 2005.
17. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 144с.
18. Волошина Л., Сокорева Е.• Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр//Дошкольное воспитание, 2011, № 2
19. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. - Том 2. - М., 1960. – 324с.
20. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 65 с.
21. Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика. Методика исследования моторики. — М.,1930. – 174с.
22. Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 124с.
23. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. // Дефектология. 1999. №4. - С.50-54.
24. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.- М.: Наука, 1982.- 154 с.
25. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно //Дошкольное воспитание, 2006, № 11
26. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981. – 272 с.
27. Зайцева Л.М., Звонарева М.И. О влиянии ритмических движений пальцев рук на характер электрической активности мозга ребенка // Новые исследования по возрастной физиологии. - М., 1976. №2. - С.9-13.
28. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. - СПб., 2003. – 384 с.
29. Киселёва В.А. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание. 2006. №1. – С.65-69.
30. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 1998
31. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – Л., 1975. – 132 с.
32. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Просвещение, 1979.
33. Леви-Гориневская Е.• Особенности детского организма и физическое воспитание дошкольника //Дошкольное воспитание, 2009, № 2
34. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Московский Университет, 1969. – 504 с.
35. Лурия А.Р. Двигательный анализатор и проблемы организации движений. // Вопросы дефектологии. 1957. № 2. - с.52 - 59.
36. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду - 2003 - № 5 - С. 31-34.
37. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. – 1987. - № 3 – 84 - 147
38. Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. научн. тр./Отв. ред. Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. — М., 1982. – 287с
39. Моисеева Л., Рахманова Е., Фунтикова Н. О подготовке руки к письму //Дошкольное воспитание, 2006, № 12
40. Никандров В.В. Психомоторика: Учебное пособие для вузов. - СПб: Речь, 2004. – 214с.
41. Плутаева Е., Лосев Н. Развитие мелкой моторики. // Дошкольное воспитание. 2005. № 3, 5, 7.
42. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии ребёнка // Дошкольное воспитание. 2005. №1. - С.60-64.
43. Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии речи ребёнка раннего возраста. Исследование языка и речи.- М., 1971. – 242 с.
44. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.
45. Шперлинг Е.• Развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства //Дошкольное воспитание, 2011, № 7
Вопрос-ответ:
Что изучает первая глава статьи?
Первая глава статьи исследует проблему развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. В ней проведен анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, рассмотрены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и рассмотрено использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики детей.
Что изучается в анализе психолого-педагогической литературы?
Анализ психолого-педагогической литературы в данной главе направлен на изучение проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. В результате анализа были выявлены основные факторы, влияющие на развитие мелкой моторики, а также разработаны стратегии и методы ее развития.
Какие возрастные особенности рассматриваются?
В главе рассматриваются возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Это период развития, когда дети активно усваивают новые навыки и умения, в том числе и в области мелкой моторики. Авторы статьи обращают особое внимание на возможности и особенности развития мелкой моторики в этом возрасте и предлагают эффективные методики для его стимуляции.
Что такое пальчиковая гимнастика и как она способствует развитию мелкой моторики?
Пальчиковая гимнастика представляет собой комплекс упражнений и игр, направленных на развитие координации движений рук и пальцев у детей. Она способствует развитию мелкой моторики путем тренировки и укрепления мышц рук и пальцев, развития координации и точности движений. Пальчиковая гимнастика также помогает улучшить речь и общую координацию.
Каковы выводы первой главы статьи?
Выводом первой главы статьи является подтверждение необходимости и эффективности использования пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Она является ценным инструментом для стимуляции развития рук и пальцев у детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Также, глава подчеркивает значимость раннего возраста для формирования основ мелкой моторики и предлагает практические рекомендации и методики для работы с детьми.
Какие проблемы связаны с развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста?
Проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста могут включать слабую координацию движений рук и пальцев, недостаточную силу и точность движений, трудности в осуществлении мелких двигательных операций, таких как письмо, рисование и вырезание.
Какие возрастные особенности характерны для детей старшего дошкольного возраста?
Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) уже достаточно развиты в плане мелкой моторики рук. У них улучшаются навыки точности и координации движений, они могут больше контролировать свои руки и пальцы. Они могут легко делать мелкие движения, такие как письмо, рисование, вырезание и сборка.
Что такое пальчиковая гимнастика и как она помогает развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста?
Пальчиковая гимнастика - это комплекс упражнений для мелкой моторики рук, с использованием пальцев и кистей. Она помогает развить моторные навыки, координацию и силу рук и пальцев у детей дошкольного возраста. Упражнения включают движения, такие как сжимание, растягивание, повороты и пальцевую гимнастику. Эти упражнения могут быть веселыми и интересными для детей, и они могут выполнять их сами или с помощью взрослого.
Какие преимущества пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста?
Пальчиковая гимнастика имеет множество преимуществ для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Она помогает укрепить мышцы рук и пальцев, улучшить координацию движений, развить точность и силу в пальцах. Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой также могут способствовать развитию письма, рисования, чтения, вырезания и других важных навыков.
Какие исследования были проведены по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста?
В психолого-педагогических исследованиях был проведен анализ литературы, посвященной развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Какие возрастные особенности у детей старшего дошкольного возраста влияют на развитие мелкой моторики?
У детей старшего дошкольного возраста уже сформированы навыки самостоятельности и координации движений, что способствует развитию мелкой моторики.