Системы обеспечения безопасности технологических процессов на автозаправочной станции
Заказать уникальную дипломную работу- 85 85 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 17.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика автозаправочной станции 6
1.1. Характеристика технологических процессов на автозаправочной станции 6
1.2. Характеристика применяемого оборудования 19
Глава 2. Анализ систем обеспечения безопасности на автозаправочной станции 33
2.1. Системы контроля герметичности резервуаров 33
2.2. Системы обнаружения утечек топлива 42
2.3. Система предотвращения переполнения резервуара при заливе из автоцистерн 44
2.4. Система автоматического контроля заряда статического электричества резервуара и концентрации паров нефтепродукта в насосных и технологических колодцах резервуара 50
2.5. Система автоматического контроля концентрации паров нефтепродукта в насосных и технологических колодцах резервуара 52
Глава 3. Совершенствование систем обеспечения безопасности на автозаправочной станции 53
3.1. Анализ существующих проблем в системах обеспечения безопасности 53
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию систем обеспечения безопасности 57
Заключение 72
Список использованной литературы 81
Схема установки АСУР-ПБ приведена на рис. 14.Рис. 14. Схема установки АСУР-ПБПри заправке автомобилятопливораздаточная колонка, оборудованная системой газовозврата, возвращает вытесненные из топливного бака пары бензина в емкость.В процессе сливабензина из автоцистерныего пары, которые вытесняются из емкости, проходят через установку АСУР, где они улавливаются за счет технологии абсорбции.Воздух, который очищен от паров, затем выбрасывается в атмосферу.Степень очистки при применении данной установкилежит в пределах от 80 до 95% [36].На практике также нашла применение установка АСУР-ПБ-40,используемая для улавливания паров бензина изпаровоздушной смеси, выбрасываемой из резервуаров в процессе их заполнения и хранения бензина. Эта установка состоит из абсорбционного блока,включающего в себя:- абсорбционную колонну;- насос;- пульт управления (рис. 15). В абсорбционнойколоннеосуществляется паров бензина абсорбентом, в качестве которогоиспользуется дизельное топливо [36]. С помощью пульта управления обеспечивается автоматическая работа установки. Установка на станциирасполагается недалеко от резервуаров с бензином и дизельным топливом. При этом абсорбционный блок находится во взрывоопасной зоне, а пульт управления его работой за пределами взрывоопасной зоны.Входной патрубок абсорбционного блока соединяется с коллектором,объединяющим дыхательные трубопроводы резервуаров с бензином.Абсорбент в установку поступает из резервуара с дизельным топливом.Данная установка работает в двух режимах:- «большогодыхания»;- «малого дыхания». Паровоздушная смесь при «большом дыхании», всегда присутствующая над поверхностью бензина, поступает вабсорбционный блок в результате действия избыточного давления, которое возникаетвРис. 15. Схема установки АСУР-ПБ-40процессе слива бензина.Расходпаровоздушной смеси может достигать значений 40 м3/ч. В режиме «большогодыхания» установка пропускает за час через блок абсорбции 500 лдизельного топлива.В режиме «малого дыхания» давление в резервуаре может образоватьсяв результате суточного колебания температуры [32].Но выбросы паровоздушной смесииз резервуаров в этом режиме значительно меньше. В этом режиме нетпостоянного расхода дизельного топлива через абсорбер, а только происходит его периодическое обновление.Блок абсорбции состоитиз [36]:- абсорбера, ротор котороговращается мотор – редуктором;- насоса для подачи дизельного топлива;- электроклапанов и шаровых кранов для осуществления управления установкой в процессе работы и проведения регламентных работ;- фильтров и перепускного клапана;- сифона;- трубопроводов паровоздушной смеси и дизельного топлива.Блок абсорбции приведен на рис. 16. Конструктивно блок абсорбции собран внутри каркаса, который сварен изстальных труб прямоугольного сечения иснаружи закрыт панелями. Пульт управления включает в себя кнопки пуск-стоп и магнитные пускатели, которые обеспечивают включение и выключениеэлектродвигателя привода вращения вала и насоса. Пульт размещается вовлагозащищенном корпусе и имеет герметичные кабельныевыводы.Для увеличения полноты улавливания паров до 95%применяется холодильная установка, чтобы охлаждать абсорбент.Технические параметры установки приведены в табл. 2.Таким образом, достоинствамиразработанных абсорбционных систем является высокая полнотаулавливания паров бензина (до 95 %), низкие эксплуатационные расходы,компактность, простота и безопасность в эксплуатации.Рис. 16. Блок абсорбцииЧетвертая проблема заключается в использовании технологического оборудования и систем безопасности АЗС после истечения нормативного срока эксплуатации. Кроме этого, определенной проблемой является коррозия стальных резервуаров и технологических трубопроводов. В качестве основного мероприятия здесь можно рекомендовать проведение диагностики резервуаров и трубопроводов на предмет их физического износа и принятия решения о их дальнейшей эксплуатации. Проведенный анализ способов защиты металлических конструкций от коррозии позволил выявить из них наиболее эффективные способы.Таблица 2 Технические параметры установки АСУР-ПБ-40№ п/пНаименование параметраЗначение параметра1Максимальная производительность попаровоздушной смеси, м3/ч402Полнота улавливания, %, при температуре абсорбента 10 ОС853Максимальный расход абсорбента, л/ч5004Максимальная мощность, потребляемаяабсорбционным блоком, кВт0,75Габаритные размеры блока абсорбции, мм длина ширина высота160070014006Вес, кг5407Габаритные размеры пульта управлениядлинаширинавысота500300600Процесс абсорбции осуществляется внутри специальных устройствв тонкой пленке абсорбента, которые получили название абсорберов [36]. Абсорбер установки АСУР-ПБ (рис. 17) выполнен в виде цилиндрических корпусов 1, расположенных горизонтально. Корпуса ограничены плоскими или эллиптическими днищами 2, 3. Внутри каждого корпуса устанавливается ротор в виде вала 4, на котором закреплены несущие диски 5. На каждом несущем диске имеются кольцевые контактные диски б, между которыми выдерживается зазор. Элементы, составленные несущими и контактными дисками, разделяются кольцевыми дисками 7, которые жестко закреплены на корпусе. В верхней части днищ находятся патрубки паровоздушной смеси: входной 8 и выходной 9. В нижней части ихрасположены патрубки абсорбента: входной 10 и выходной 11.Рис. 17. Абсорбер установки АСУР-ПБКорпус абсорбера заполняется абсорбентом до уровня 12. При вращении ротора на поверхности контактных дисков, которые погружены на 1/3 в жидкость, происходит образование тонкой пленки абсорбента. Воздух вместе с парами бензина через патрубок 8 поступает в абсорбер, проходит по зазорам между контактными дисками, последовательно огибает разделительные 7 и несущие 6 диски. В результате этого происходит его очистка. После отдачи паров бензина абсорбенту воздух через патрубок 9 покидает абсорбер. За счет вращения ротора, который частично погружен в жидкость, обеспечивается постоянная замена пленки абсорбента, насыщенной уловленным бензином, на свежую.Для повышения степени улавливания бензина абсорбент, который поступает в абсорбер, предварительно может быть охлажден. Но в конечном итоге это требует дополнительных затрат энергии [36].В простейшем исполнении установка АСУР-ПБ приведена на рис. 18.Рис. 18. Схема установки АСУР-ПБ А – абсорбер; МР - мотор-редуктор; ЭК - электроклапанК основным способам защиты внутренних поверхностей стальных резервуаров от коррозии относятся следующие [34]:- нанесение металлизационных и лакокрасочных покрытий;- применение электрохимической катодной защиты;- использование ингибиторов коррозии.Выбор способа защиты от коррозии определяется следующими факторами:- скорость протекания коррозии;- условия эксплуатации;- вид топлива;- технико-экономические показатели.Проводимые работы по защите металлоконструкций АЗС от коррозии должны проводиться в полном соответствии с требованиямиправил технической эксплуатации резервуаров, раздел«Защита резервуаров от коррозии».Противокоррозионное покрытие внешних металлических поверхностей включает всебя один слойпраймера (грунтовка) и два слоя битумной изоляции [34]. В случае временной установки резервуаров сроком на 1-2 года и прокладке трубопроводов в сухих грунтах допускается наносить двух- или трехслойноепраймерное покрытие без слоя битумной изоляции.Для приготовления праймера берется одна часть нефтебитума марки 3 или 4 на три части бензина. Нефтебитум нагревается до температуры 170 - 200 ОС и хорошо перемешивается. После охлаждения его до температуры 50 -70 ОС в него добавляется бензин, и далее смесь перемешивается до полного растворения нефтебитума.Битумная изоляция изготавливается из 85 % битума марки 4 или смеси марок 3 и 5 и 15 % каолина или молотого известняка. Изоляция наносится в два слоя толщиной 1,5 - 2 мм каждый.Для АЗС большой мощности целесообразно использовать электрохимическую катодную защиту, принципиальная схема которой приведена на рис. 19 [34]. Источником постоянного тока служит станция катодной защиты 3, где с помощью выпрямителей переменный ток от вдоль трассовой ЛЭП 1, который поступает через трансформаторный пункт 2, преобразуется в постоянный. Источник отрицательным полюсом подключается с помощью кабеля 4 к защищаемому трубопроводу 6, а положительным - к анодному заземлению 5. При включении источника тока электрическая цепь замыкается через почвенный электролит.Рис. 18. Принципиальная схема катодной защитыПятая проблема состоит в том, что на современных АЗС с высокотехнологичными системами безопасности работает технически слабо обученный персонал. Также нарушаются правила эксплуатации АЗС, особенно при подготовке АЗС к работе в осенне-зимний период.Для решения данной проблемы целесообразно регулярно проводить обучение персонала на специализированных учебных курсах, имеющих квалифицированных преподавателей и современную учебную базу. С целью обучения персонала необходимо составить график обучения и заключить долгосрочный договор с организацией, имеющей лицензию на обучение в области опасных объектов.На территории АЗС необходимо периодически проверять загазованность окружающейсреды [13]. Место отбора проб и периодичность отбора утверждаются управляющим АЗС по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями.Следует отметить, что большинство АЗС, расположенных в сельской местности, не имеет специально спроектированной и устроенной производственно-ливневой канализации. С целью повышения безопасности эксплуатации АЗС необходимо рассмотреть этот вопрос.Для обеспечения безопасной эксплуатации необходимо полностью соблюдать все установленные правила эксплуатации, и особенно при эксплуатации АЗС в осенне-зимний период.К шестой проблеме относится большая вероятность возникновения на АЗС взрывов и пожаров [34]. В данном случае необходимо разработать дополнительно мероприятия к тем мероприятиям, которые были описаны выше. В этой части рассмотрим мероприятия по предупреждению возникновения пожара от действия разряда статического электричества. На практике широко используются следующие мероприятия [32]:- неукоснительно соблюдать правила пожарной безопасности;-использовать только надежные средства заземления автоцистерн, трубопроводов и резервуаров при операциях слива-наливабензина;- разработать мероприятия организационного плана по исключению заправкиавтомобилей открытой струей и разбрызгиваниюбензина и дизельного топлива;- исключить при заправке прерывания струи топлива;- использовать средства для предупреждения образования паровоздушных горючих смесей.В целом, следует отметить, что в части совершенствования систем безопасности АЗС необходимо разрабатывать комплексный план по модернизации и реконструкции действующих АЗС с технико-экономическим обоснованием предложенных мероприятий.ЗаключениеВ процессе работы было выполнение исследование систем обеспечения безопасности технологических процессов на автозаправочной станции. В рамках исследования были решены задачи:- дана характеристика автозаправочной станции;- рассмотрены технологические процессы АЗС и применяемое технологического оборудование;- выполнен анализ систем обеспечения безопасности;- выявлены проблемы обеспечения безопасности АЗС;- предложены мероприятия по совершенствованию систем обеспечения безопасности на автозаправочной станции.Автозаправочные станции на настоящий момент относятсяк важнейшему звену системы обеспечения странынефтепродуктами. Они используются не только для заправки автотранспорта топливом, но оказывают ряддополнительных услуг по продаже различных товаров и материалов. Также они осуществляют прием отработанных масел, производят техническое обслуживание, оказывают услуги по мойке автомобилей и сервисные услуги для пассажиров и владельцев автотранспорта.В настоящее время существует большое количество видов автозаправочных станций, которые отличаются друг от друга по конструктивным особенностям, назначению, расположению, количеству реализуемых топлив, способу размещения резервуаров, составу зданий и сооружений, количеству заправок в сутки, количеству оказываемых услуг и ряду других параметров. Нашли применение стационарные, передвижные и контейнерные автозаправочные станции. На станциях общего пользования могут заправляться любые автомобили, независимо от ведомственной принадлежности и вида собственности. Также АЗС могут быть ведомственными, на которых производится заправка автомобилей определенных предприятий, фирм и организаций.В общем случае АЗС представляет собой комплекс зданий, островки с топливораздаточными колонками, внутренние проезды и площадку для стоянки автомобилей.Современные АЗС- это сложные инженерные сооружения, которые оборудуются комплексом автоматизированных систем обеспечения технологических процессов: приемтоплива, хранение и заправкаавтомобилей. В связи с этим АЗС относятся к объектам повышенной экологической и пожарной опасности. Соответственно от грамотной эксплуатации автозаправочной станции зависит не только эффективность работы транспорта, но и безопасность работы ее обслуживающего персонала, а также экология окружающей среды.Общепринятая классификация АЗС была разработана в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Различают многотопливные АЗС, пункты топливозаправочные, АЗС традиционные, блочные, модульные и контейнерные АЗС, передвижные АЗС, автомобильные газонаполнительные и газозаправочные станции.На АЗС доставка моторных топлив производится автомобильным транспортом. В редких случаях она может осуществляться трубопроводным или железнодорожным транспортом.Кроме технологических установок и оборудования на АЗС находятся бытовые (помещения) и служебные здания,где размещаются: администрация,операторная, котельная, комната для приема пищи, служба охраны, кладовые для инструмента,спецодежды, запасных деталей и оборудования,санузлы.К схемам размещения технологического оборудования и зданий АЗС предъявляется ряд технологических требований,основные среди них следующие:- заправка топливом автотранспорта с правосторонним, левосторонним, и двухсторонним расположением топливного бака;- возможность независимого подъезда автомобильного транспорта к заправочным колонкам;- минимальная протяженность технологических трубопроводов;- оптимальные радиусы для совершения поворота автотранспорта;- достаточная зона отстоя для автомобилей, которые ожидают заправку;- возможность контроля оператором из здания станциимест заправки.К основным технологическим процессам на автозаправочной станции относятся следующие процессы: прием нефтепродуктов, их хранение и отпуск.Перед сливом нефтепродуктов в резервуар станции из автоцистерны определяется присутствие в них механических примесей и подтоварной воды. Для этой цели в соответствии с ГОСТ 2517производится отбор пробы нефтепродукта, по которой определяются показатели качества. Правила защиты от статического электричества предусматривают перед сливом нефтепродуктов из автоцистерны ее заземление. Движение автотранспорта но время слива не допустимо на расстоянии менее 8 м от сливной муфты резервуара.Весь процесс слива нефтепродукта из автоцистерны в резервуар станции осуществляется только в присутствии оператора, следящего за герметичностью сливного устройства. При обнаружении утечки нефтепродукта слив оператором прекращается.Нефтепродукты, которые расфасованы в мелкую тару, транспортируются в упаковке, исключающей их разлив, порчу этикеток и тары. От индивидуальных владельцев прием отработанных масел осуществляется дежурным оператором. Их учет ведется в специальных журналах. Отработанные нефтепродукты принимаются на станции без анализа. Отработанные масла, слитые непосредственно на станции, принимаются как моторные, другие нефтепродукты - как смешанные.Хранение легковоспламеняющихся жидкостей в мелкой таре разрешается в количестве, которое необходимо для продажи в течение пяти суток. Исключение составляет тормозная жидкость, запасы которой в торговом зале не должны быть больше 20 бутылок.Заправка автомобилей и других транспортных средств производится через топливо-, масло- и смесераздаточные колонки. В стеклянную тару и полиэтиленовые канистры запрещеноотпускать бензин. Полное опорожнение резервуаров, в которых находится бензин, не допускается. Необходимо, чтобы в резервуаре находилось не менее 5% от номинального уровня наполнения резервуара. Исключение составляют случаи, когда опорожнение резервуара осуществляется для его очистки, проверки состояния его внутренних стенок, выполнения ремонтных работ, изменения вида хранения топлива.Косновным технологическим линия АЗС относятся линии наполнения, выдачи, деаэрации и обесшламливания. На технологических линиях устанавливается запорная арматура: для перекрытия трубопровода при проведении испытаний на герметичность системы, безопасной замены и обслуживания дыхательного клапана. Дыхательный клапан устанавливается в конце линии. Пропускная способность линий контролируется мановакуумметром. Для хранения нефтепродуктов на станции используются горизонтальные или вертикальные подземные и наземные стальные резервуары.Горизонтальные цилиндрические резервуары, которые устанавливаются заглубленно, получили на настоящий момент наибольшее распространение. Они выдерживают более высокие внутренние избыточные давления и разрежения по сравнению с вертикальными резервуарами. Но по сравнению с вертикальными резервуарами у них увеличенный расход стали на 1 м3 хранимого топлива и большая сметная стоимость 1 м3 вместимости резервуара. Также у них небольшая единичная вместимость, что приводит к их установке в большом количестве.У вертикального резервуара нет таких недостатков. В основном, он широко используется на нефтебазах. Но в последнее время появились проекты вертикальных цилиндрических резервуаров, используемых на АЗС.Вертикальный резервуар может устанавливаться в железобетонном колодце. В бетонное основание колодца закладывают швеллер для тяг крепления резервуара. Колодец закрывается перекрытием с отверстием для управления оборудованием резервуара.Топливораздаточные колонки используются для заправки автотранспорта отфильтрованным топливом. Они выполняют ряд функций,основными из которых являются: - отпуск топлива в бак потребителя;- отображение информацию о розничной цене одного литра топлива;- аварийное прекращение выдачи дозы топлива непосредственно с колонки или контроллера.Классификация ТРК предусматривает их разделение по мобильности, виду привода, способу управления и размещения, составу выдаваемого топлива, минимальному расходу и типу отсчетного устройства.В ТРК входит ряд элементов, основные среди них насос и раздаточный кран. В ТРК наибольшее применение получили насосы роторно-шиберного (пластинчатого) типа. Раздаточный кран является замыкающим звеном ТРК (рис. 8). Он должен быть легким, удобным в обращении, взрывобезопасным, без подтекания топлива, красивым в оформлении и соответствующим всем требованиям эргономики. У раздаточных кранов различные конструктивные решения, но все они выполняют одну функцию: наполнение бака топливом. Время заправки определяется емкостью бака и расходом жидкости через кран.Технологические трубопроводы для нефтепродуктов и их паров должны удовлетворять следующим требованиям:- выполняться из металла или материалов, которые имеют соответствующий сертификат;- осуществлять соединение фланцев по принципу «шип-паз»;- соединения трубопроводов должны обеспечивать их надежность при длительной эксплуатации.Для нескольких ТРК допускается использование одного общего трубопровода подачи нефтепродуктов из одного резервуара (для напорных ТРК) или нескольких трубопроводов из разных резервуаров к одной ТРК, при условии наличия на таких трубопроводах запорной арматуры перед каждой ТРК и каждым резервуаром.СовременнаяАЗС- это сложное инженерное сооружение, которое оборудовано автоматизированными системами обеспечения всех технологических процессов. Комплекс автоматизированных системам позволяет осуществлять контроль:- герметичности одностенного резервуара;- герметичности межстенного пространства двустенного резервуара;- уровня топлива в резервуаре (90% и 95% заполнения);- давления паровоздушной зоны в резервуаре и трубопроводах деаэрации резервуара;- концентрации паров бензина в закрытом технологическом пространстве, - уровня номинального заполнения очистных сооружений;- исправности системы заземления автоцистерн во время слива топлива;- уровня подтоварной воды в резервуаре;- положения шаровых кранов на общей гребенке сливного устройства;- уровня воды в пожарной емкости;- присутствия паров бензина в грунте.Сигналы от установленных датчиков и устройств поступают в блок контроля и управления, где на его панели они выдаются в виде световых и звуковых сигналов. Если контролируемые параметры превышают установленные пределы, то автоматически прекращается слив топлива в резервуар. Это предотвращает возникновение нештатного состояния и развитие его в аварийную ситуацию.В соответствии с правилами НПБ 111-98* резервуары, предназначенные для хранения топлива, должны быть в обязательном порядке оборудованы системой контроля их герметичности.Контроль герметичности резервуаров может быть как ручным, так и автоматическим. Способ контроля герметичности зависит от вида используемых резервуаров.В настоящее время разработано достаточно большое количество систем, обеспечивающих определение количества топлива. Основными причинами утечек бензина на АЗС являются следующие причины:- при сливе бензина из автоцистернпереполнение резервуара;- нарушение герметичности соединений трубопроводов;- переполнение топливного бака автомобиля при его заправке;- аварии на технологических трубопроводах и обвязках топливораздаточных колонок, которые являютсярезультатом старения металла;- неисправность раздаточных кранов колонок;- повреждение напорных рукавов колонок;- неисправности сливных и наливных устройств резервуара и дыхательного клапана;- разгерметизация люка резервуара;- износ оборудования;- недостаточный уровень дисциплины и технической подготовки персонала АЗС;- недостаточный надзор за соблюдением правил эксплуатации АЗС и технологического оборудования.Переполнение резервуаров на АЗС приводит к нарушению безопасности ее эксплуатации. Результатом переполнения является нанесение экологического ущерба окружающей среде и возможного возникновения пожаров. Измерение уровня топлива в резервуаре может осуществляться как ручным способом, так и с помощью автоматизированных систем. Известно большое количество приборов и систем, используемых для выполнения данной задачи.При перекачке бензина происходит его электризация. На АЗС бензин электризуется при выполнении следующих процессов:- прокачка бензина по рукавам и трубопроводам;- прохождение его через фильтры;- удар струи о твердую поверхность;- разбрызгивание бензина в воздухе при падении его с высоты.В конечном итоге накапливаемое статическое электричество может вызвать взрыв и пожар. В связи с этим технологическое оборудование АЗС правилами пожарной безопасности рекомендовано оснащать его датчиками контроля заряда статического электричества.На настоящий момент на АЗС существует ряд проблем, которые непосредственно оказывают влияние на обеспечение безопасности АЗС.Первая из проблем состоит в том, что до настоящего времени в стране эксплуатируется большое количество автозаправочных станций, где используется морально и физически устаревшее технологическое оборудование. Большая часть из них находится в сельских населенных пунктах. Данные заправки не оборудованы современными системами безопасности. Вторая проблема, которая заключается в потерях бензина на АЗС. Как показывает статистика, эти потери очень значительны. Третья проблема состоит в том, что на АЗС на каждомэтапе процесса слива-налива бензина выбрасываются его пары. Больше всего паров бензина вытесняется при заправке автомобиля. На каждый литр бензина, поставленного на АЗС, происходит вытеснение 5-ти и более литров паров в процессе выдачи бензина через топливораздаточные колонки. Кроме того, бензин испаряется при нахождении его в топливном баке автомобиля.Четвертая проблема заключается в использовании технологического оборудования и систем безопасности АЗС после истечения нормативного срока эксплуатации.Пятая проблема состоит в том, что на современных АЗС с высокотехнологичными системами безопасности работает технически слабо обученный персонал. Также нарушаются правила эксплуатации АЗС, особенно при подготовке АЗС к работе в осенне-зимний период.К шестой проблеме можно отнести большую вероятность возникновения на АЗС взрывов и пожаров. АЗС относятся к объектам повышеннойпожароопасности.Таким образом, выполненный анализ автозаправочных станций, их систем безопасности и существующих проблем позволил разработать мероприятия по совершенствованию систем обеспечения безопасности. В этом разделе были проанализированы имеющиеся средства безопасности, отмечены их достоинства, недостатки и область применения. В целом, следует отметить, что в части совершенствования систем безопасности АЗС необходимо разрабатывать комплексный план по модернизации и реконструкции действующих АЗС с технико-экономическим обоснованием предложенных мероприятий.Список использованной литературыЗаконодательные актыКонституция Российской Федерации (по состоянию от 21.07.2007) // РГ от 25.12.1993, № 237 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 42ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные. Технические условия»ГОСТ 12.1.004-91. Пожарная безопасность. Общие требованияГОСТ Р 22.0.05-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определенияГОСТ Р 51164-98. Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии. — М.: Госстандарт России, 1998. - 42 с.ГОСТ 9018-89 «Колонки топливораздаточные. Общие технические условия»ГОСТ 8.400-80 ГСИ «Мерники металлические образцовые. Методика поверки»ГОСТ 24.104-85 «Автоматизированные системы управления. Общие требования»ГОСТ 25560-82. Устройства дыхательных цистерн для нефтепродуктов. Технические условияГОСТ Р 518666-2002. Топливо моторные. Бензин неэтилированный. Технические условияГОСТ-Р-50913-96. Автомобильные транспортные средства для транспортировки и заправки нефтепродуктамиГОСТ Р 12.3.047-98 Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроляНормы пожарной безопасности НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25)Постановление Госгортехнадзора РФ от 04.03.2003 г. № 6 «Об утверждении Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа»Постановление Минтруда РФ от 06.05.2002 г. № 33 «Об утверждении межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций» (зарег. в Минюсте РФ 31.05.2002 г. № 3487)ПБ 12-527-03. Правила безопасности при эксплуатации газового хозяйства автомобильных заправочных станций сжиженного газа, Госгортехнадзор РФ, 2003 г.РД 153-39.2-080-01«Правила Технической эксплуатации автозаправочных станций» (утв. Приказом Минэнерго РФ от 17.06.2003 N 226)ОСТ 153-39.3-052-2003. Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Газонаполнительные станции и пункты. Склады бытовых баллонов. Автогазозаправочные станции. СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормыСП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасностиЛитератураАвтозаправочные станции: Практическое пособие - 1-е изд. – М.: Издательство «Учет», 2003. - 464 с.Бондарь В.А., Зоря Е.И, Цагарели Д.В. Технологическое оборудование автозаправочных станций (комплексов). Автозаправочные станции.- Москва.: ООО «Паритет граф», 2000. - 407 с.Бондарь В.А. Операции с нефтепродуктами. Автозаправочные станции / В.А. Бондарь, Е.И. Зоря, Д.В. Цагарели. - М., 2000. - 343 с.Бутков П.П. Заправочные станции и пункты / П.П. Бутков. – Л.: Издательство «Недра», 1967. – 312 с.Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебник для вузов / Л.С. Васильева. – М.: Наука-Пресс, 2003. – 421 с.Волгушев А.Н. Автозаправочные станции. СПб.: ДНК, 2001. — 186 с.Волгушев А.Н., Сафонов А.С. и Ушаков А.И. Автозаправочные станции. Оборудование. Эксплуатация. СПб.:ДНК,2011. – 176 с.Закожурников Ю.А. «Хранение нефти, нефтепродуктов и газа»: учебное пособие для СПО: Волгоград: изд. дом «Ин-Фолио», 2010.-208с.Золотницкий В.А. Автомобильные газовые топливные системы / В.А. Золотницкий. – М.: АСТ. Астрель, 2007. – 127 с.Зоря Е.И. Техническая эксплуатация АЗК: учеб.пособие / Е.И. Зоря, В.Г. Коваленко, А.Д. Прохоров. - М.: Паритет Граф, 2001. - 492 с.Зоря Е.И. Автозаправочная техника: справ.пособие / Е.И. Зоря, О.В. Никитин, В.В. Балалов. - М.: Изд-во ГОУВПО «МГУС», 2005.- 199 с.Коваленко В.Г., Сафонов А.С., Ушаков А.И., Шерганис В. Автозаправочные станции: оборудование, эксплуатация, безопасность. Изд. «ДНК», 2010. -367 с.Коршак А.А. Современные средства сокращения потерь бензинов от испарения. - Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2001. - 144 с.Коршак А.А. Нефтебазы и автозаправочные станции:учеб.пособие / А.А. Коршак. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 494 с.Кравцов В.В. Защита от коррозии внутренней поверхности стальных резервуаров: учеб.пособие. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2003. - 111 с.Ларионов В.И. Оценка и обеспечение безопасности объектов хранения и транспортировки углеводородного сырья. – СПБ.: ООО «Недра», 2004. -190 с.Мацкин Л.А. Эксплуатация нефтебаз / Л.А. Мацкин, И.Л. Черняк, М.С. Илембитов. - М.: Недра, 1975. - 392 с.Методическое пособие для выполнения самостоятельных работ учащихся по программе профессионального модуля «Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами» /Мин-во проф.образования подгот. И расстановки кадров Респ.Саха (Якутия); [сост.: А.А. Тимофеев , Н.С. Тарабукина]. – Якутск: Компания «Дани-Адмас», 2013.-44с.Новиков А.Н. Автомобильные заправочные станции и комплексы : учеб.пособие для высшего профессионального образования / А.Н. Новиков; А.Л. Севостьянов. - Орел : Изд-во ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2011. - 145 с.Оборудование предприятий технического сервиса: краткий курс лекций для студентов IV курса направления подготовки 35.03.06 «Агроинженерия» / Сост.: И.Ю. Тюрин // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 137 с.Плитман И.Б. Справочное пособие для работников АЗС и автомобильных газонаполнительных станций: 2-е изд., перераб. и доп.-М.; «Недра», 2010. – 196 с.Проектирование и эксплуатация нефтебаз: учебник для вузов / С.Г. Едигаров, В.М. Михайлов, А.Д. Прохоров. – М.: Недра, 1982. – 280 с.Резервуары для нефти и нефтепродуктов. Т. 1 Конструкции и оборудование /Ф.М. Мустафин [и др.]. - СПб.: Недра, 2010. - 480 с.Сергиенко О.И., Елистратова А.П. Наилучшие доступные технологии и оценка воздействия на окружающую среду автозаправочных станций на стадии проектирования // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» №1, 2014. - С. 15- 32.Технологическое оборудование для АЗС и нефтебаз. Оборудование для слива и налива нефтепродуктов в железнодорожные, автомобильные цистерны и морские суда/Безбородов Ю.Н., Петров О.Н., Сокольников А.Н. и др. - Красноярск.: СФУ, 2015. - 168 с.Хранение нефти и нефтепродуктов: учеб.пособие / под общ. ред. Ю.Д. Земенкова. - 2-е изд., перераб. и доп. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003. – 536 с.Цистерны (устройство, эксплуатация, ремонт): справочное пособие / В.К. Кубенко, А.П. Никодимов, Г.К. Жилин. – М.: Транспорт, 1990. – 151 с.Шалай В. В. Проектирование и эксплуатация нефтебаз и АЗС: учеб.пособие / В. В. Шалай, Ю. П. Макушев. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 296 с.Шебеко Ю. Н., Гордиенко Д. М., Малкин В. Л., Смолин И. М., Колосов В. А., Смирнов Е. В. Анализ индивидуального риска пожаров и взрывов для автозаправочной станции с подземным резервуаром // Пожаровзрывобезопасность, 1999, т. 8, № 3, с 49-54. Экологическая экспертиза: Учебник для университетов / Под ред. В.М. Питулько. – М.: Издательский Центр “АКАДЕМИЯ”, 2004. – 480 с.
Законодательные акты
1. Конституция Российской Федерации (по состоянию от 21.07.2007) // РГ от 25.12.1993, № 237 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 42
2. ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные. Технические условия»
3. ГОСТ 12.1.004-91. Пожарная безопасность. Общие требования
4. ГОСТ Р 22.0.05-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
5. ГОСТ Р 51164-98. Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии. — М.: Госстандарт России, 1998. - 42 с.
6. ГОСТ 9018-89 «Колонки топливораздаточные. Общие технические условия»
7. ГОСТ 8.400-80 ГСИ «Мерники металлические образцовые. Методика поверки»
8. ГОСТ 24.104-85 «Автоматизированные системы управления. Общие требования»
9. ГОСТ 25560-82. Устройства дыхательных цистерн для нефтепродуктов. Технические условия
10. ГОСТ Р 518666-2002. Топливо моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия
11. ГОСТ-Р-50913-96. Автомобильные транспортные средства для транспортировки и заправки нефтепродуктами
12. ГОСТ Р 12.3.047-98 Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля
13. Нормы пожарной безопасности НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25)
14. Постановление Госгортехнадзора РФ от 04.03.2003 г. № 6 «Об утверждении Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа»
15. Постановление Минтруда РФ от 06.05.2002 г. № 33 «Об утверждении межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций» (зарег. в Минюсте РФ 31.05.2002 г. № 3487)
16. ПБ 12-527-03. Правила безопасности при эксплуатации газового хозяйства автомобильных заправочных станций сжиженного газа, Госгортехнадзор РФ, 2003 г.
17. РД 153-39.2-080-01 «Правила Технической эксплуатации автозаправочных станций» (утв. Приказом Минэнерго РФ от 17.06.2003 N 226)
18. ОСТ 153-39.3-052-2003. Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Газонаполнительные станции и пункты. Склады бытовых баллонов. Автогазозаправочные станции.
19. СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы
20. СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности
Литература
21. Автозаправочные станции: Практическое пособие - 1-е изд. – М.: Издательство «Учет», 2003. - 464 с.
22. Бондарь В.А., Зоря Е.И, Цагарели Д.В. Технологическое оборудование автозаправочных станций (комплексов). Автозаправочные станции.- Москва.: ООО «Паритет граф», 2000. - 407 с.
23. Бондарь В.А. Операции с нефтепродуктами. Автозаправочные станции / В.А. Бондарь, Е.И. Зоря, Д.В. Цагарели. - М., 2000. - 343 с.
24. Бутков П.П. Заправочные станции и пункты / П.П. Бутков. – Л.: Издательство «Недра», 1967. – 312 с.
25. Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебник для вузов / Л.С. Васильева. – М.: Наука-Пресс, 2003. – 421 с.
26. Волгушев А.Н. Автозаправочные станции. СПб.: ДНК, 2001. — 186 с.
27. Волгушев А.Н., Сафонов А.С. и Ушаков А.И. Автозаправочные станции. Оборудование. Эксплуатация. СПб.: ДНК, 2011. – 176 с.
28. Закожурников Ю.А. «Хранение нефти, нефтепродуктов и газа»: учебное пособие для СПО: Волгоград: изд. дом «Ин-Фолио», 2010.-208 с.
29. Золотницкий В.А. Автомобильные газовые топливные системы / В.А. Золотницкий. – М.: АСТ. Астрель, 2007. – 127 с.
30. Зоря Е.И. Техническая эксплуатация АЗК: учеб. пособие / Е.И. Зоря, В.Г. Коваленко, А.Д. Прохоров. - М.: Паритет Граф, 2001. - 492 с.
31. Зоря Е.И. Автозаправочная техника: справ. пособие / Е.И. Зоря, О.В. Никитин, В.В. Балалов. - М.: Изд-во ГОУВПО «МГУС», 2005.- 199 с.
32. Коваленко В.Г., Сафонов А.С., Ушаков А.И., Шерганис В. Автозаправочные станции: оборудование, эксплуатация, безопасность. Изд. «ДНК», 2010. -367 с.
33. Коршак А.А. Современные средства сокращения потерь бензинов от испарения. - Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2001. - 144 с.
34. Коршак А.А. Нефтебазы и автозаправочные станции: учеб. пособие / А.А. Коршак. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 494 с.
35. Кравцов В.В. Защита от коррозии внутренней поверхности стальных резервуаров: учеб. пособие. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2003. - 111 с.
36. Ларионов В.И. Оценка и обеспечение безопасности объектов хранения и транспортировки углеводородного сырья. – СПБ.: ООО «Недра», 2004. -190 с.
37. Мацкин Л.А. Эксплуатация нефтебаз / Л.А. Мацкин, И.Л. Черняк, М.С. Илембитов. - М.: Недра, 1975. - 392 с.
38. Методическое пособие для выполнения самостоятельных работ учащихся по программе профессионального модуля «Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами» /Мин-во проф.образования подгот. И расстановки кадров Респ.Саха (Якутия); [сост.: А.А. Тимофеев , Н.С. Тарабукина]. – Якутск: Компания «Дани-Адмас», 2013.-44 с.
39. Новиков А.Н. Автомобильные заправочные станции и комплексы : учеб. пособие для высшего профессионального образования / А.Н. Новиков; А.Л. Севостьянов. - Орел : Изд-во ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2011. - 145 с.
40. Оборудование предприятий технического сервиса: краткий курс лекций для студентов IV курса направления подготовки 35.03.06 «Агроинженерия» / Сост.: И.Ю. Тюрин // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 137 с.
41. Плитман И.Б. Справочное пособие для работников АЗС и автомобильных газонаполнительных станций: 2-е изд., перераб. и доп.-М.; «Недра», 2010. – 196 с.
42. Проектирование и эксплуатация нефтебаз: учебник для вузов / С.Г. Едигаров, В.М. Михайлов, А.Д. Прохоров. – М.: Недра, 1982. – 280 с.
43. Резервуары для нефти и нефтепродуктов. Т. 1 Конструкции и оборудование /Ф.М. Мустафин [и др.]. - СПб.: Недра, 2010. - 480 с.
44. Сергиенко О.И., Елистратова А.П. Наилучшие доступные технологии и оценка воздействия на окружающую среду автозаправочных станций на стадии проектирования // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» №1, 2014. - С. 15- 32.
45. Технологическое оборудование для АЗС и нефтебаз. Оборудование для слива и налива нефтепродуктов в железнодорожные, автомобильные цистерны и морские суда/Безбородов Ю.Н., Петров О.Н., Сокольников А.Н. и др. - Красноярск.: СФУ, 2015. - 168 с.
46. Хранение нефти и нефтепродуктов: учеб. пособие / под общ. ред. Ю.Д. Земенкова. - 2-е изд., перераб. и доп. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003. – 536 с.
47. Цистерны (устройство, эксплуатация, ремонт): справочное пособие / В.К. Кубенко, А.П. Никодимов, Г.К. Жилин. – М.: Транспорт, 1990. – 151 с.
48. Шалай В. В. Проектирование и эксплуатация нефтебаз и АЗС: учеб. пособие / В. В. Шалай, Ю. П. Макушев. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 296 с.
49. Шебеко Ю. Н., Гордиенко Д. М., Малкин В. Л., Смолин И. М., Колосов В. А., Смирнов Е. В. Анализ индивидуального риска пожаров и взрывов для автозаправочной станции с подземным резервуаром // Пожаровзрывобезопасность, 1999, т. 8, № 3, с 49-54.
50. Экологическая экспертиза: Учебник для университетов / Под ред. В.М. Питулько. – М.: Издательский Центр “АКАДЕМИЯ”, 2004. – 480 с.
Вопрос-ответ:
Какие технологические процессы осуществляются на автозаправочной станции?
На автозаправочной станции осуществляются такие технологические процессы, как прием и хранение топлива, его отпуск, а также контроль качества и безопасности.
Какое оборудование применяется на автозаправочной станции?
На автозаправочной станции применяется различное оборудование, такое как резервуары для хранения топлива, система контроля герметичности резервуаров, системы обнаружения утечек топлива и система предотвращения переполнения резервуара.
Какие системы обеспечивают безопасность на автозаправочной станции?
Для обеспечения безопасности на автозаправочной станции применяются системы контроля герметичности резервуаров, системы обнаружения утечек топлива и система предотвращения переполнения резервуара.
Что представляет собой система контроля герметичности резервуаров?
Система контроля герметичности резервуаров представляет собой комплекс устройств и средств, позволяющих проверять герметичность резервуаров и предотвращать утечки топлива.
Как работает система предотвращения переполнения резервуара?
Система предотвращения переполнения резервуара - это автоматическая система, которая контролирует уровень топлива в резервуаре и прекращает его подачу при достижении предельного уровня, чтобы избежать перелива и возможных аварийных ситуаций.
Какие технологические процессы существуют на автозаправочной станции?
На автозаправочной станции выполняются следующие технологические процессы: прием и хранение топлива, выдача топлива на автомобили, обслуживание клиентов, учет и контроль за топливом.
Какое оборудование применяется на автозаправочных станциях?
На автозаправочных станциях применяется оборудование для хранения и выдачи топлива, системы контроля герметичности резервуаров, системы обнаружения утечек топлива, а также системы предотвращения переполнения резервуаров.
Какими системами обеспечивается безопасность на автозаправочных станциях?
На автозаправочных станциях безопасность обеспечивается с помощью систем контроля герметичности резервуаров, систем обнаружения утечек топлива и систем предотвращения переполнения резервуаров.
Чем занимаются системы контроля герметичности резервуаров на автозаправочных станциях?
Системы контроля герметичности резервуаров на автозаправочных станциях предназначены для обнаружения утечек топлива из резервуаров и поддержания их герметичности. Они мониторят давление и температуру внутри резервуаров, а также проводят проверки на протечки.
Зачем нужна система предотвращения переполнения резервуара на автозаправочных станциях?
Система предотвращения переполнения резервуара на автозаправочных станциях предназначена для предотвращения переполнения резервуара и возможного разлива топлива. Она осуществляет контроль уровня топлива в резервуаре и автоматически останавливает подачу топлива при достижении максимально допустимого уровня.