деятельность сельских библиотек по читательскому развитию подростков

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социология общая
  • 87 87 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 28.04.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Понятие и сущность подросткового чтения. Кризис чтения среди подростков 8
1.2. Опыт работы сельских библиотек Российской Федерации по продвижению чтения среди подростков 22
1.3 Проектная деятельность, направленная на продвижение чтения среди подростков 35
ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ С.АНИСИМОВКА ШКОТОВСКОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ 50
2.1 Методика изучения читательских предпочтений, особенностей формирования спроса и продвижения чтения среди подростков. Приобщение подростков к краеведению 50
2.2. Читательские интересы и предпочтения: результаты исследования подростковой аудитории в поселенческой библиотеке с. Анисимовка 55
2.3 Деятельность по формированию спроса и продвижению чтения среди подростков: результаты контент-анализа отчетной документации поселенческой библиотеки с. Анисимовка 57
2.4. Рекомендации по организации читательского развития среди подростков в условиях развития поселенческой библиотеки с.Анисимовка 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Приложение 1 83

Фрагмент для ознакомления

Анисимовская библиотека, являясь крохотной деталью в сложном социокультурном государственном механизме продвижения книги и чтения, старается работать отлажено и без сбоев, идти в ногу со временем и выполнять задачи, ориентированные на современные правила и тенденции профессии. В своей работе я использую дифференцированное обслуживание пользователей по тематическим направлениям, руководствуемое федеральными и региональными программами, памятными датами года и общественно-политическими событиями, информационно – компьютерные технологий. Работа с населением, особенно с молодежью, прививаем чувства патриотизма, гражданственности, национальной гордости.Используем все возможности по повышению роли и авторитета сельской библиотеки среди населенияМиссия поселенческой библиотеки с.Анисимовка заключается в том, чтобы стать связующим звеном между пользователем и книгой и обеспечить каждому пользователю качественный и эффективный доступ к любым информационным, интеллектуальным и духовным ресурсам, быть проводником истории и культуры своей страны и своего края.Сотрудничество библиотеки с различными организациями и учреждениями подтверждает ее востребованность в селе, повышает престиж в общественной жизни поселка. Библиотека приобрела красивый современный вид с новой мебелью, компьютерной техникой. Читатели, придя впервые в библиотеку попадают в чистое, светлое, уютное помещение. В библиотеке много цветов, они создают уют и располагающую атмосферу для общения в библиотеке. Так же в библиотеке имеется отдел для детей и юношества, где ребята могут посмотреть поступления новых журналов и выставки поступлений книг.Библиотеки испокон века являются сокровищами культурных ценностей человечества, распространителями научных знаний, очагами просветительства; они располагают огромными возможностями среди других учреждений культуры в преобразовании общества по законам красоты и гармонии.Развивающиеся процессы информатизации общества, компьютеризация всех сфер жизнедеятельности человека изменили требования пользователей к сфере библиотечного обеспечения. Чтобы оказаться на уровне требований, войти в «информационное общество», я определила приоритетные направления в своей работе, чтобы соответствовать ожиданиям пользователя, удовлетворить его информационные потребности, сделать информацию доступной для него. Из года в год библиотечная работа продолжает качественно меняться, совершенствоваться и модернизироваться, привлекая в библиотеку пользователей зримой деятельностью, рекламой и расширением сферы услуг.Всего поселенческая библиотека с.Анисимовка обслуживает: 450 пользователей. Из них количество подростков составляет 60 человек. Это 13% от общего количества пользователей.Для изучения ситуации формирования интереса к книге и чтению среди подростков была изучена отчетная документация поселенческой библиотеки с.Анисимовка за 2017 год.Преимущественно формирование интереса к книге и чтению среди подростков с.Анисимовка происходит с помощью массовых мероприятий библиотеки, включающих в себя разнообразное количество форм работы с подростковой аудиторией.По результатам анализа проводимых для подростков мероприятий выделяются основные направления деятельности библиотеки с.Анисимовка. Тематика мероприятий поселенческой библиотеки разнообразна, например:патриотическое воспитание подростков – выявлено 6 мероприятий (30%). Например, тематический вечер: «Боль моя - Афганистан», посвященный выводу войск из Афганистана. Пример мужества и стойкости простых ребят из России. На вечере присутствовал участник, бывший на этой войне, Боженко В.Л. Он поделился воспоминаниями о том тяжёлом времени. Звучали стихи и песни о боях в Афганистане. Ребятам была представлена литература: А.Боровик «Ещё раз про Афганистан», Н.А. Халфин «Заря над Кабулом» и др. В этих произведениях отражено мужество и стойкость, отвага и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга. Поэтический сборник «Из пламени Афганистана», состоящий из песен и стихов ребят - афганцев глубоко потряс читателей. Сколько же было написано простыми молодыми ребятами. А от одних остались только вот эти песни. На этом мероприятии не было равнодушных читателей.Урок памяти«Только память не знает покоя», который открыл месячник акции «Прочти книгу о войне» на котором, учащиеся 6 класса МБОУ СОШ №28, познакомились с Книгой Памяти Приморского края, почитали стихи и произведения о войне и в конце мероприятия дети могли полистать Книгу Памяти и найти сведения о своих прадедах. воспитание интереса к книге – выявлено 6 мероприятий (30%).Хорошие детские книги  не устаревают, они вызывают живой интерес и творческий отклик у современных детей и подростков и позволяют укрепить связь поколений. Поэтому в своей работе мы стараемся знакомить детей не только с новыми книгами, но и с книгами советских писателей, многие из которых учат добру, дружбе и т.д.Читательская конференция по книге Р.И.Фраермана«Дикая собака Динго или повесть о первой любви» была проведена с учениками 8 класса .В ходе беседы, ребята познакомились с биографией и творчеством писателя. Более подробно поговорили о его самом известном произведении «Дикая собака Динго или повесть о первой любви», которое Рувим Исаевич написал, буквально, за месяц. О чём эта книга — «Повесть о первой любви»? Она о пробуждении чувств, о переходе человека, ещё зелёного и неокрепшего, в мир новых чувств и переживаний. О нанайском мальчике Фильке и русском Коле, об умном и мужественном полковнике Сабанееве — Танином отце, о печальной, но прекрасной в своей любви Таниной матери, об учительнице Александре Ивановне — о людях хороших и благородных рассказал в повести Р.И. Фраерман. Горе и счастье, грусть и веселье чередуются в жизни. Если тебя постигла беда, будь отважен, береги друзей, будь внимателен к людям, — говорит нам автор.После вступительной части библиотекаря, ребята посмотрели фильм, снятый по этой книге в 1962 г. А уже после просмотра, участники конференции, обсуждали главных героев картины. В заключительной части ребята ответили на вопросы викторины по данной повести.формирование здорового образа жизни – выявлено 4 мероприятия (20%). Например,беседа «Скажи наркотикам - нет». Эта беседа закончилась обзором литературы с выставки « Пристрастия, уносящие жизнь», во время беседы ребятам были даны советы о том, как вести себя, когда на вас пытаются оказать давление.Ребятам было предложено знакомство с 4-х шаговой техникой, которую следует применять в «давящей» ситуации. Задача тренинга заключалась в том, чтобы ребята смогли на практике применить эту тактику.формирование знаний о родном крае – выявлено 3 мероприятия (15%). Работа по формированию патриотического сознания неразрывно связана с воспитанием любви к «малой» родине. Воспитание у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре, обычаям и традициям своего края с помощью литературы всегда остается основной в работе библиотек. Используя основные формы и методы библиотечной работы, библиотека старается постоянно поддерживать у подростков интерес к краеведению. Например электронная викторина, разработанная библиотекой п.Смоляниново МПБ п.Шкотово, «Люби и знай свой край» по праву завоевала популярность не только у подростков п.Смоляниново, но и стала популярной у читателей библиотеки с.Анисимовка. Суть викторины в том, что при ответе на вопросы викторины ребята пользовались литературой, которая была представлена на выставке, что способствует умению быстро ориентироваться в пространстве библиотеки и поиску информации по заданной теме. На уроке краеведения «Село, в котором я живу» ребята более подробно познакомились с родным селом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживают, с известными людьми, которые помогают в развитии села.профориентация – выявлено 1 мероприятие (5%). Например, Уже традиционными стали дни дублера. 25 и 27 мая читатели детской библиотеки были приятно удивлены, увидев на рабочих местах библиотекарей девочек из 6, 7 и 8 классов МБОУ СОШ №28. Именно в эти дни, в честь празднования Дня библиотек, ребята решили поучаствовать в дне дублёра «Библиотекарь, дай порулить!».Дублеры познакомились со сложной, но интересной работой библиографа. Подобно штурманам в огромном море, они безошибочно ориентировались в библиотечном каталоге, чтобы выполнить запросы читателей и найти для них подходящую литературу. Юные библиотекари оформили книжную выставку под названием «Мы все любим Пушкина! А ты?», для украшения книжной выставки ребята использовали атрибуты такие, как невод и золотую рыбку. Юные библиотекари провели обзор выставки и рекомендовали книги А.С. Пушкина всем, кто приходил в библиотеку.Кроме этого, дублеры занимались расстановкой книг по книжному фонду, списыванием старой литературы, оказали помощь в подготовке предстоящего праздника и в реализации, проходящей на тот момент акции, посвящённой Дню славянской письменности.По завершении всех мероприятий юные библиотекари собрались за круглым столом, чтобы обсудить события дня и поделиться впечатлениями. В преддверии замечательного праздника, Общероссийского дня библиотек, ключевой темой для обсуждения стали радости и сложности работы библиотекаря – одной из самых древних профессий. Круглый стол завершился взаимными добрыми пожеланиями библиотекарю и дублерам и вручением грамот в том, что они успешно справились с ролью библиотекаря.Азы библиотечной азбуки были усвоены юными библиотекарями-дублёрами на «отлично»! Оценка распространенности формы проведения мероприятий для подростков показал, что:самой популярной формой работы с подростками являются различные игровые программы – за изученный период было выявлено 5 мероприятий (25%). Например, игра «Вместе мы большая сила, вместе мы - Россия!». В мероприятии приняли участие подростки из летнего патриотического лагеря. Командная игра была посвящена Дню России, в ходе которой библиотекарь задавала подросткам вопросы на знание государственной символики, народной мудрости и истории России.В мозговом штурме «Суем свой нос в любой вопрос» принимали участие старшая группа подростков.  В течение восьми раундов они отвечали на вопросы из разных отраслей знаний. По итогам каждого раунда игроки выбирали слабейшего, после чего, выбывший игрок давал интервью о своих впечатлениях, об игре и соперниках, и переходил в разряд зрителей.иногда проводятся акции – выявлено 2 (10%): акция «Вы всё ещё курите? Тогда мы идём к Вам!» на которой дети ходили по улицам села, наряженные в костюм смерти, от которых в буквальном и переносном смысле «шарахались» прохожие. Кто-то обходил стороной, кто-то улыбался, а кто-то с интересом и любопытством останавливался и слушал, что же ему скажут. Цель акции, была ещё раз донести до людей, как вредна данная привычка, и призвать к здоровому образу жизни. В ходе акции было опрошено 35 человек, 9 из которых курящие. А может быть и больше!? Но возможно кто-то, по какой-то причине не смог в этом признаться. Ребята произвели на участников акции впечатление, рассказали о вреде курения и как отрицательно никотин действует на организм человека, надеясь, что после такой встречи со «СМЕРТЬЮ», хоть один курильщик задумается и бросит курить, а кто-то никогда и не подумает пробовать такой смертельный яд в виде сигарет. Окончательный этап акции состоялся уже в библиотеке в ходе обсуждения «Кто курит табак, тот сам себе враг». библиотечные уроки – выявлено 4 (20%). Например, урок краеведения «Душа моя не каждому открыта…», посвященный анисимовскому писателю А.Кириеву. Ребята познакомились с многогранным творчеством писателя, бескомпромиссного публициста и журналиста; прочитали стихотворения разных лет, невыдуманные истории, эссе, очерки о чеченской войне – раздумья человека, никогда не отделявшего свою судьбу от судьбы родной земли.литературные конкурсы выявлен 1 конкурс (5%): Конкурс «Живая классика» – это всероссийский проект, соревновательное мероприятие по чтению вслух отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей. Его цель – вернуть подрастающее поколение книге. Ведь чтение книг – полезное дело. Оно дает знания, расширяет кругозор, учит быть хорошими, талантливыми людьми. В библиотеке собрались ребята, любящие читать и желающие поделиться своими читательскими открытиями с одноклассниками, друзьями и просто благодарными слушателями.Большая часть выявленных мероприятий прошла в стенах библиотеки 19(95%), акция «Вы все еще курите? Тогда мы идем к Вам!» провели совместно с МБОУ СОШ № 28.Основной целевой аудиторией являются младшие подростки 13 (65%) и старшие подростки 7 (35%).Изучение сотрудничества поселенческой библиотеки с.Анисимовкас другими организациями в процессе подготовки мероприятий для подростков показал, что зачастую библиотека занимается подготовкой мероприятий самостоятельно.Проводя общий вывод проведенного контент-анализа можно сказать следующее: все проводимые мероприятия разрабатывает и проводит самостоятельно, предпочитая при этом такую форму, как игровая программа. При этом самым распространённым по тематике являются мероприятия направленные на патриотическое воспитание. Основным местом проведения мероприятий при этом является помещение поселенческой библиотеки с.Анисимовка.2.4. Рекомендации по организации читательского развития среди подростков в условиях развития поселенческой библиотеки с.АнисимовкаАнализ поведения детей в подростковом возрасте показывает, что размытость патриотических ценностей ведет к тенденции нарастания потенциала экстремизма, антиобщественных проявлений, росту преступности, пьянства, наркомании, тунеядства, насилия и жестокости, которые стали неотвратимой угрозой не только подрастающему поколению, но и обновлению общества в целом.На сегодняшний день уровень патриотического сознания, знание истории своей малой родины, истории своих предков у подростковой аудитории нашей библиотеки слишком мал. Чтобы приобщить подростков истории своей малой родины, побудить подростков беречь ее богатства, сохранять и приумножать их решено разработать проект по созданию клуба «Краеведческий четверг».В результате освоения программы клуба подростки приобретут общечеловеческие ценности, а также научатся понимать сущность и социальную значимость исторической информации, осуществлять поиск и использование информации, использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности.Необходимо так же подготавливать и проводить анонсы новых поступлений книг для подростковой аудитории и периодических изданий, публиковать в местных СМИ и в социальных группах – «ВКОНТАКТЕ», «ИНСТАГРАММ», «ОДНОКЛАССНИКИ» и т.д.ПАСПОРТ ПРОЕКТА1. Информационная форма: 1.1. Название проекта: «Краеведческий четверг»1.2. Название конкурса: 1.3. ФИО руководителя проекта: Капустина О.А.1.4. Паспортные данные: /_______ (серия) (номер) (кем и когда выдан)1.5.Адрес руководителя проекта: телефон: Электронная почта: 1.6.Название организации1.7.ФИО и должность руководителя организации: 1.8.Адрес: Тел./факс организа1.9.Реквизиты организации ИНН....... КПП Расчетный счет № Корреспондентский счет № Наименование банка __ ______ БИК 1.10. Источники финансирования организации: ________________________________________бюджет, внебюджет _____1.11.Фамилия и телефон бухгалтера, ответственного за подготовку отчетности:1.12.Длительность проекта, сроки (даты) реализации: 1.13.Общий бюджет проекта: 1.14.Сумма, запрашиваемая у Фонда:1.15.Другие источники и суммы финансирования -1.16.У каких фондов Вы получали гранты последние 2 года? - 1.17.Откуда Вы получили информацию о конкурсе: 1.18. Краткое описание идеи (ЗАМЫСЛА) проекта: Основная идея по созданию клуба «Краеведческий четверг» на базе библиотеки с.Анисимовка состоит в формировании патриотических чувств, расширения знания о крае, его истории, развитие интереса к прошлому и настоящему у подростков. Пропаганда литературы краеведческого характера, формирование облика библиотеки как места, где каждый читатель сможет найти помощь и поддержку в вопросах, касающихся своей малой родины. Реализация проекта создаст возможность организации фонда уникальных краеведческих ресурсов на электронных носителях, расширяющих представление о своеобразии историко-культурного наследия нашего края; способствующих формированию у детей, чувства любви, гордости и чувства принадлежности к малой родине.В рамках проекта предполагается создание информационных дисков, состоящих из презентации «Наш край», фото экспозиции «Мое село сегодня» и мультимедийная фотоколлекция «Приглашаем Вас в Анисимовку».Настоящим я подтверждаю достоверность предоставленной мною информации.Подпись руководителя организации: _______________ Подпись руководителя проекта: _____________Дата: _________________________ М.П.2.Описание проекта.2.1. Постановка проблемы:на сегодняшний день уровень патриотического сознания, знание истории своей малой родины, истории своих предков у подростковой аудитории нашей библиотеки слишком мал. Анализ поведения детей показывает, что размытость патриотических ценностей ведет к тенденции нарастания потенциала экстремизма, антиобщественных проявлений, росту преступности, пьянства, наркомании, тунеядства, насилия и жестокости, которые стали неотвратимой угрозой не только подрастающему поколению, но и обновлению общества в целом. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом .Краеведение — неотъемлемая часть нашей большой истории, связующая нить времен. Работа с краеведческой литературой является частью деятельности библиотек. Краеведческая работа в большей степени способствует осуществлению связи деятельности библиотек с жизнью, с практикой на местах. Возрождение библиотечного краеведения сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания. Огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала позволяют растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего села, района. В ходе реализации проекта планируется создание клуба «Краеведческий четверг» на базе библиотеки с.Анисимовка.3. Цель и задачи проектной деятельности3.1. Основная цель проекта:Создать условия для с клуба «Краеведческий четверг» на базе библиотекис.Анисимовка по формированию патриотических чувств, расширения знания о крае, его истории, развитие интереса к прошлому и настоящему. Пропаганда литературы краеведческого характера, формирование облика библиотеки как места, где каждый заинтересованный человек сможет найти помощь и поддержку в вопросах, касающихся своей малой родины. 3.2. Дерево целей проектапропаганда литературы краеведческого характера, формирование облика библиотеки как места, где каждый сможет найти помощь и поддержку в вопросах, касающихся своей малой родины. создание собственных краеведческих ресурсов на электронных носителях;воспитание у подрастающего поколения чувства любви, гордости и причастности к малой родине, патриотизма и гражданственности; 3.3. Задачи реализации проекта:Создание на базе библиотеки клуба «Краеведческий четвергРазработать положение о создании клуба, определяющее его концепцию, обсудить с партнерами;Создание собственных краеведческих ресурсов на электронных и традиционных носителях;Разработать экскурсионный маршрут по историческим местам с.Анисимовка;Организация среди школьников краеведческого движения по сбору материалов о своем селе, районе, развитие у них творческой активности в познании истории родного края; Создание благоприятных условий для занятий, общения и проведения досуга читателей. Создать рабочую инициативную группу, определить ответственных и распределить обязанности участников проекта, пригласить партнеров;8. Создать материально-техническую базу для осуществления деятельности клуба в библиотеке для проведения интерактивных мероприятий (покупка проектора, компьютеров, проведение интернета);9. Открыть и организовать работу клуба «Краеведческий четверг»;10. Подготовить отчет об открытии клуба .4. Целевая категория проекта. (Какие категории жителей поселения будут потребителями услуг).1. Дети. 2. Подростки.3. Юношество. 5. Команда реализации проекта5.1. Участники проекта (описание достижений и возможностей, задач)Капустина О.А. – заведующая библиотекой, образование среднее специальное, стаж работы 11 лет, осуществляет общее руководство в проекте, консультирует, разрабатывает цикл мероприятий, подготовка отчетных документов.Мужевская М.В. –директор КДЦ, образование среднее специальное, стаж работы 30 лет, организация работы с краеведческим материалом Костюченко Т.К. – главный бухгалтер МКУ «КИМЦ» Шкотовского МР, образование высшее, стаж работы 18 лет, подготавливает и составляет бюджет проекта и других финансовых документов, осуществляет контроль над рациональным использованием всех видов ресурсов, подготовка отчетных документов, контроль по ГОС закупкам.5.2.Партнеры по реализации. К реализации проекта будут привлечены (партнеры):Для реализации проекта специалисты библиотеки будут сотрудничать со следующими организациями:Местные краеведы Ю.А. Машков (автор книги «Исторические места и памятники Шкотовского района)сельская администрация;Дом культуры; МБОУ «СОШ № 28 с. Анисимовка»; СМИ; краеведческий музей 6. Деятельность/методы/этапыЭТАПЫСрокиЗадачи реализацииМероприятияКто ответственныйПодготови-тельныйэтап11.11.2017 18.11.2017Разработать положение о создании клуба «Краеведческий четверг», определяющее его концепциюРазработать и обсудить в коллективе концепцию клубаИнициативная группа,Капустина О.А.20.11.2017Создать рабочую инициативную группу из числа сотрудников библиотеки, определить ответственных и распределить обязанности участников проектаПодготовить обращение к партнерам обращающихся в библиотеку о создании клуба «Краеведческий четверг»Инициативная группа,Капустина О.А.Этап реализации06.11.2017– 15.07.2018Создать материально-техническую базу для осуществления деятельности клуба в библиотеке для проведения интерактивных мероприятийПриобретение проектора, компьютеров, орг. техники и мебели, проведение интернета,Капустина О.А.16.07.2018 – 24.07.2018Провести инсталляцию оборудования и программного обеспеченияУстановка всех программ на оборудование; обеспечение бесперебойной работы; локальной сети; организация сетевого доступаИнициативная группа,Капустина О.А.В течении времени работы проектаСбор информации, обработкаМашков Ю.А.Мужевская М.В.Школьники4.04.1810.08.18Разработка экскурсионного маршрута по историческим местам и памятникам с.АнисимовкаМужевская М.В.Капустина о.А.Машков Ю.А.27.07.2018 – 07.08.2018Создать:1. видеопрезентации:«Родные места»;«Исторические памятники с.Анисимовка»;2. презентации:« Родная земля. История в лицах»;«Всё о родном крае».фотоальбом «Летопись с.Анисимовка».Инициативная группа,Капустина О.А.Инициативная группа10.08.2018Открыть и организовать работу клуба «Краеведческая тропа»Торжественное открытие клуба «Краеведческая тропа»(оформление плакатов, пригласительных билетов, торжественная встреча участников проекта с начинающими краеведами, презентация работы клуба)Капустина О.А.Мужевская М.В.Завершающий этап17.08.2018Подготовить отчет об открытие клубаСбор документации. Подготовка итогового отчетаКостюченко Т.К.Капустина О.А.7.Оценка результатов.7.1.Количественные показатели: В результате реализации работы увеличится посещение библиотеки на 500 человек (по итогам 2018 года посещаемость составит 7000 + 500 человек), книговыдача увеличится на 3250 (по итогам 2018 года книговыдача составит 16300 + 3250 ед.). 7.2. Качественные показатели:1. Удовлетворенность пользователей качеством проводимых мероприятий и результатами работы клуба «Краеведческий четверг».2. Привлечение в библиотеку новых пользователей.3. Развитие интереса к чтению краеведческой литературы, произведений авторов-земляков. 4. Продолжение и дополнение «Летописи с.Анисимовка» новыми событиями и фактами. 5. Информированность о работе библиотеки специализированных структур.7.3. Оценка эффективности проекта Создание клуба краеведческого характера необходимо для будущих поколений.По окончании проекта эффективность будет оцениваться по количеству обращений в библиотеку и по результатам анкетирования читателей по следующим вопросам:1. Помогают ли Вам наглядные материалы презентаций в усвоении знаний?2. Стали ли мероприятия, проводимые библиотекой, с использованием электронных ресурсов более интересными и запоминающимися?3. Нужны ли такие материалы? По каким темам?Хочется надеяться, что основная цель проекта по созданию клуба «Краеведческий четверг» ресурсов заинтересует всех наших читателей.Смета расходов№ п/пФормы и наименованияОбщаястоимость1Приобретение оборудования: компьютер и компьютерное оборудование, цифровой фотоаппарат, витрина длякниг40 000 руб.10 000 руб.30 000 руб.2Приобретение новой литературы краеведческого характера40 000 руб.3Подписканапериодическиеиздания10 000 руб.4Транспортныерасходы30 000 руб.5УстановкаИнтернета10 000 руб.6Расходы на мероприятия и поощрения участников40 000 руб.7Реклама10 000 руб.8Приобретение панно для обозначения названий станций по экскурсионно-краеведческому маршруту40 000 руб.9Прочиеуслуги, связь, Интернет20 000 руб.ВСЕГО:280 000 руб.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в результате проведенного исследования деятельности сельских библиотек России и анализа деятельности поселенческой библиотеки с.Анисимовка МПБ п.Шкотово МКУ «КИМЦ Шкотовского МР» можно сделать вывод о том, что распространенное мнение об ухудшении состояния подросткового чтения, подтвердилось.На сегодняшний день чтение книг стало восприниматься подростками преимущественно либо в качестве одного из инструментов получения информации (по заданию школы), либо в качестве второстепенного средства для отдыха и развлечения (на досуге).На первом месте в структуре досуга подростков теле и видео просмотры, прослушивание радио, работа или развлечения на компьютере, в том числе в Интернете. Чтению«для души», чтению, развивающему личность, подростки уделяют все меньше внимания.При изучении проблемы подросткового чтения необходимо в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате умения читать. И эта задача возлагается как на родителей, подростки чаще всего читают книги, которые читают их родители, или родители их друзей, так и на учителей литературы – ведь они умеют заинтересовать учеников читать, и даже если после школы те реже обращаются к художественной словесности, навыки школьного чтения, скорее всего, оставляют свой след в их дальнейшей деятельности.Воспитание читательской культуры складывается прежде всего из:привычки к систематическому ежедневному чтению, которая формируется у детей под влиянием семьи, школы и библиотеки; высокого уровня восприятия литературы, позволяющего включать вкруг чтения книги, требующие интенсивной работы ума и сердца;умения и желания использовать все возможности, которые предоставляют институты, связанные с книгой и чтением, библиотеки, книжные магазины и т.д.Библиотекари обязаны ориентироваться в современной литературе, иметь богатый опыт привлекательного представления рекомендуемых изданий для подростков, уметь направлять подростков в интересное для него русло, быть чутким психологом. В результате изучения деятельности сельских библиотек России по формированию спроса и продвижению чтения среди подростков на основе анализа статей из периодических изданий можно сказать что ведущая роль в данном вопросе отдается массовой работе. Ее особенность заключается во многообразии игровых форм, акций, фестивалей и т.д. Среди основных направлений в проводимых библиотеками мероприятиях можно выделить мероприятия по популяризации и пропаганде чтения, которые направлены на повышение интереса к книге и чтению, на воспитание читательской культуры.Также сельские библиотеки активно используют возможности информационно-коммуникационных, мультимедийных технологий и проектный подход, который дает сельским библиотекам мощный импульс для дальнейшего развития.Во второй главе изучались и рассматривались особенности деятельности по формированию спроса и продвижению чтения среди подростков поселенческой библиотеки с.Анисимовка МПБ п.Шкотово.При анализе отчетно-плановой документации за 2017 год было выявлено что библиотека с.Анисимовка при своей работе не ограничивается только игровыми программами (25%) и библиотечными уроками (20%), библиотека с.Анисимовка использует многообразие форм библиотечных мероприятий, конкурсы, акции и викторины. Основным направлением деятельности библиотеки является воспитание интереса к книге и патриотическое воспитание, воспитание любви к родному краю, популяризация ЗОЖ и т.д.Библиотекарь ведет работу с подростками как внутри библиотеки так в стенах МБОУ СОШ №28. Основной же аудиторией проводимых мероприятий по продвижению чтения и книги среди подростков являются младшая группа подростков.Общим итогом проведенного контент-анализа является следующий вывод:работа по формированию спроса и продвижению чтения среди подростков ведется в достаточной мере. Однако для улучшения деятельности поселенческой библиотеки с.Анисимовка был предложен проект по созданию клуба «Краеведческий четверг», целью которого является формированиеу подростков патриотических чувств, расширения знания о крае, его истории, развитие интереса к прошлому и настоящему. Проведенное исследование не претендует на решение комплекса проблем, связанных с деятельностью сельских библиотек по читательского развитию подростков. Поэтому дальнейшая работа по читательскому развитию подростков в сельской библиотеке может быть направлена на поиск новых форм, средств, методов, условий.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАктивные процессы в социальной и массовой коммуникации: коллективная монография / отв. ред. и сост. Н.В. Аниськина, Л.В. Ухова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ. 2014. – 366 с.Антоненко, С.А. Сельская библиотека в социокультурном пространстве современного российского села / С. А. Антоненко // Библиотечное дело XXI век. 2013. №1(24). С. 108-126.Барсуков С.М., Барсукова С.В. Чтение в России: состояние, проблемы и перспективы (по данным социологических исследований) / С.М.Барсуков, С.В.Барсукова // В сборнике: Современные прикладные исследования материалы Национальной российской конференции. Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. 2017. С. 353-358.Библиотеки Белгородской области.URL: http://stat.rgdb.ru/index.php/ru/component/method/?view=regions&Itemid=0&id=23Библиотеки Мурманской области.URL: http://stat.rgdb.ru/index.php/ru/component/method/?view=regions&Itemid=0&id=30Библиотеки Пермского края. URL: http://stat.rgdb.ru/index.php/ru/component/method/?view=regions&Itemid=0&id=57Библиотеки Самарской области.URL:http://stat.rgdb.ru/index.php/ru/component/method/?view=regions&Itemid=0&id=63Библиотеки Томской области. URL: http://stat.rgdb.ru/index.php/ru/component/method/?view=regions&Itemid=0&id=64Большой толковый словарь Владимира Чернышева М.: ГлобуСтиль, 2008. URL: http://www.e-slovar.ruБорусяк, Л.Ф. Любимые авторы, любимые книги: что читает современная молодежь (по данным анализа сети ВКонтакте) / Л.Ф. Борусяк // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2015. – № 1 (119). С.90-105.Ветрова, Д.А. Проектная деятельность библиотек как средство культурно-просветительной работы с детьми и подростками / Д.А. Ветрова // В сборнике: Наука и инновации в современных условиях сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 107-109.ВЦИОМ: 35% россиян не читают книги [Электронный ресурс] // URL:https://wciom.ru/Гринева М.И. Чтение современного подростка: отказ или изменение смысла?/ Гринева М.И. // На путях к новой школе. 2013. № 1. С. 85-87.Дегтярева, А.И. Краеведческое направление в социальной работе современных сельских библиотек (на примере Томской области) / А.И. Дегтярева // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № 27. С. 132-146.Дубин Б. В., Зоркая Н. А.Чтение в России–2008. Тенденции и проблемы / Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 80 с.Жаркова Е.В. Проектная деятельность библиотек: практика и опыт МУК «Центральная районная библиотека Белгородского района» в работе с молодежью / Е.В. Жаркова // В сборнике: Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям сборник докладов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых: в 2-х томах. Ответственные редакторы: С.Н. Борисов, И.Е. Белогорцева, В.С. Игнатова, М.Н. Лопатина, К.Ю. Сергиенко. 2016. С. 147-150.Зимняя И.А. Психология чтения как вида речевой деятельности // Психолого-педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию текста: материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. (12–15 мая 1988 г.). М.: Знание, 1989. С. 123–126.Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В.В. Григорьева. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2015. С.87-88Мелентьева, Ю.П. К разработке общей теории чтения: эволюция понимания сущности чтения / Ю.П. Мелентьева // Чтение и грамотность в образовании и культуре: Вторая международная научно-практическая конференция, 29-31 марта 2012 года: (По итогам Десятилетия грамотности ООН «Грамотность для всех»): доклады и тезисы / Русская ассоц. чтения [и др.]. – Москва: Канон+, 2012. С.15-22.Миронова М.В. Психология и социология чтения: учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2003. 67 с.Национальная программа поддержки и развития чтения.URL: http://www.ifapcom.ru/files/News/Nats-progr-chtenia.pdfОбщественное мнение – 2011. Ежегодник. – М.: Левада-Центр, 2012. – С.256.Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений. РАН, Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1994. 928 с.Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера. 2002. URL: https://www.psyoffice.ru/6-487-chtenie.htmОпрос: 56% жителей России не читают художественную литературу. – [Электронный ресурс]. – URL: http://pro-books.ru/news/3/14545Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2003. URL:http://window.edu.ru/resource/349/60349Основные результаты международного исследования PISA-2012. URL:https://oecdcentre.hse.ru/nletter2.2Основные результаты международного исследования PISA-2015.URL:http://www.osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_report.pdfОфициальный сайт Национального института грамотности США.URL: http://www.nifl.gov/nifl/facts/ reading_facts.htmlПоротова, А.А. Проектная деятельность библиотеки. Особенности создания проекта в библиотеке / А.А. Поротова // В сборнике: Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры». 2014. С. 55-59.Российские библиотеки продолжают терять аудиторию. – [Электронный ресурс]. – URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115279Российская государственная детская библиотека [Электронный ресурс]. – URL:http://rgdb.ru/Сельская библиотека: центр местного сообщества: Метод.-библиограф. сборник / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка; [сост. С.В. Иванова]. – Мурманск, Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека, 2013. – 192 с.Сорокина, И.В. Современные формы привлечения детей и подростков к чтению: новый ракурс привычной деятельности. Опыт работы Борской районной детской библиотеки им. С.Т. Аксакова / И.В. Сорокина // Наука и образование: новое время. 2015. № 3 (8). С. 390-394.Стефановская Н.А. Экзистенциально-коммуникативные основы чтения: теория, методология и методика социологического исследования: дис. … д-ра социол. наук: 22.00.06. Тамбов, 2009. 363 с.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт, 2007. 1150 с.Шепелева С.В. Проектная деятельность библиотек Пермского края по продвижению книги и чтения / С.В. Шепелева //В сборнике: Диалоги о культуре и искусстве материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 40-летию со дня основания Пермского государственного института культуры. 2015. С. 277-284.Чудинова В.П. Чтение детей и подростков на рубеже веков: процессы трансформации / В.П. Чудинова // Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам международной конференции. Санкт-Петербург, июнь, 2002. – М.: Рудомино, 2003. С. 93–108.ЧудиноваВ.П. Поддержка детского чтения – наша общая задача // Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. Недетские проблемы детского чтения. – М., 2004.URL: http://soc.rgdb.ru/images/documents/3_fio_cycle_of_ar.pdfЧудинова В.П. Чтение «цифрового» поколения: проблемы и перспективы / В.П. Чудинова // В сборнике: Книга: Сибирь – Евразия Труды I Международного научного конгресса. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН). 2016. С. 347-358.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Таблица 1.1. Сводная таблица контент-анализа мероприятий поселенческой библиотеки с.АнисимовкаМПБ п.Шкотово МКУ «КИМЦ Шкотовского МР» по продвижению книги и чтения среди подростков№п/пНазвание мероприятияФормапроведенияТематика мероприятияМесто проведения мероприятияЦелевая аудитория мероприятия1«Боль моя - Афганистантематический вечерПатриотическое воспитаниеБиблиотекас.АнисимовкаСтаршие подростки2«Скажи наркотикам - нет»беседаФормирование ЗОЖБиблиотекас.АнисимовкаСтаршие подростки3«Мы – будущие олимпийцы»игроваяпрограммаФормирование ЗОЖБиблиотекас.АнисимовкаМладшие подростки4«Человек имеет право»беседаФормирование гражданской позицииБиблиотекас.АнисимовкаСтаршие подростки5«Душа моя не каждому открыта…урок краеведенияФормирование знаний о родном краеБиблиотекас.АнисимовкаСтаршие подростки6«Трагические дни Беслана»Урок памятиПатриотическое воспитаниеБиблиотекас.АнисимовкаМладшие подростки7«Живая классика» конкурсВоспитание интереса к книгеБиблиотекас.АнисимовкаМладшие подростки8«Село в котором я живу»урок краеведенияФормирование знаний о родном краеБиблиотекас.АнисимовкаМладшие подростки9«Последние холода»Читательская конференцияВоспитание интереса к книгеБиблиотекас.АнисимовкаМладшие подростки10«Перелистывая произведения А.С.Пушкина»Литературный рингВоспитание интереса к книгеБиблиотекас.АнисимовкаМладшие подростки11«Вместе мы сила, вместе мы – Россия»Игровая программаПатриотическое воспитаниеБиблиотекас.АнисимовкаМладшие подростки12«Оставайся на линии жизни»акцияФормирование ЗОЖБиблиотекас.АнисимовкаСтаршие подростки13«Суем нос в любой вопрос»Мозговой штурмВоспитание интереса к книгеБиблиотекас.АнисимовкаМладшие подростки14«Люби и знай свой край»Электоронная викторинаФормирование знаний о родном краеБиблиотекас.АнисимовкаСтаршие подростки15«Только память не знает покоя»Литературный часПатриотическое воспитаниеБиблиотекас.АнисимовкаМладшие подростки16«В веках живет могучий дух славянства»беседаВоспитание интереса к книгеБиблиотекас.АнисимовкаМладшие подростки17«Я в этом селе живу я его знаю»турнирФормирование знаний о родном краеБиблиотекас.АнисимовкаМладшие подростки18«Вы еще курите? Тогда мы идем к вам!»акцияФормирование ЗОЖМБОУ СОШ№28Библиотекас.АнисимовкаСтаршие подростки19«Библиотекарь дай порулить»день дублераПрофессиональная ориентацияБиблиотекас.АнисимовкаМладшие подростки20«Дикая собака Динго или повесть о первой любви»читательская конференцияВоспитание интереса к книгеБиблиотекас.АнисимовкаСтаршие подросткиРезультат контент-анализа мероприятий поселенческой библиотеки с.АнисимовкаМПБ п.Шкотово МКУ «КИМЦ Шкотовского МР» по продвижению книги и чтения среди подростковТаблица 1.2 Результаты синтеза контент-анализа по целевой аудитории для подростков ориентированные на продвижение книги и чтения№п/пЦелевая аудиторияА.ч.%1Младшие подростки(10-12лет)1365%2Старшие подростки ( 13-15 лет)735%Всего:20100%Таблица 1.3 Результаты синтеза контент- анализа по формам библиотечных мероприятий для подростков, ориентированные на продвижение книги и чтения№п/пФорма мероприятийА.ч.%1Литературные игры525%2Библиотечные уроки420%3Беседы315%4Акции210%5Тематические вечера15%6Литературные конкурсы15%7Электронные викторины15%8День дублера15%Всего: 20100%Таблица 1.4 Результаты синтеза контент- анализа по тематической направленности мероприятий для подростков, ориентированные на продвижение книги и чтения№п/пФорма мероприятийА.ч.%1Воспитание интереса к книге 630%2Патриотическое воспитание630%3Воспитание ЗОЖ420%4Формирование знаний о родном крае315%5Профориентация15%Всего:20100%Таблица 1.5 Результаты синтеза контент- анализа по месту проведения мероприятий для подростков, ориентированные на продвижение книги и чтения№п/пМесто проведения мероприятияА.ч.%1Поселенческая библиотека с.Анисимовка1995%2МБОУ СОШ №2815%Всего:20100%

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Активные процессы в социальной и массовой коммуникации: коллективная монография / отв. ред. и сост. Н.В. Аниськина, Л.В. Ухова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ. 2014. – 366 с.
2. Антоненко, С.А. Сельская библиотека в социокультурном пространстве современного российского села / С. А. Антоненко // Библиотечное дело XXI век. 2013. №1(24). С. 108-126.
3. Барсуков С.М., Барсукова С.В. Чтение в России: состояние, проблемы и перспективы (по данным социологических исследований) / С.М.Барсуков, С.В.Барсукова // В сборнике: Современные прикладные исследования материалы Национальной российской конференции. Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. 2017. С. 353-358.
4. Библиотеки Белгородской области.URL: http://stat.rgdb.ru/index.php/ru/component/method/?view=regions&Itemid=0&id=23
5. Библиотеки Мурманской области.URL: http://stat.rgdb.ru/index.php/ru/component/method/?view=regions&Itemid=0&id=30
6. Библиотеки Пермского края. URL: http://stat.rgdb.ru/index.php/ru/component/method/?view=regions&Itemid=0&id=57
7. Библиотеки Самарской области.URL:http://stat.rgdb.ru/index.php/ru/component/method/?view=regions&Itemid=0&id=63
8. Библиотеки Томской области. URL: http://stat.rgdb.ru/index.php/ru/component/method/?view=regions&Itemid=0&id=64
9. Большой толковый словарь Владимира Чернышева М.: ГлобуСтиль, 2008. URL: http://www.e-slovar.ru
10. Борусяк, Л.Ф. Любимые авторы, любимые книги: что читает современная молодежь (по данным анализа сети ВКонтакте) / Л.Ф. Борусяк // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2015. – № 1 (119). С.90-105.
11. Ветрова, Д.А. Проектная деятельность библиотек как средство культурно-просветительной работы с детьми и подростками / Д.А. Ветрова // В сборнике: Наука и инновации в современных условиях сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 107-109.
12. ВЦИОМ: 35% россиян не читают книги [Электронный ресурс] // URL:https://wciom.ru/
13. Гринева М.И. Чтение современного подростка: отказ или изменение смысла?/ Гринева М.И. // На путях к новой школе. 2013. № 1. С. 85-87.
14. Дегтярева, А.И. Краеведческое направление в социальной работе современных сельских библиотек (на примере Томской области) / А.И. Дегтярева // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № 27. С. 132-146.
15. Дубин Б. В., Зоркая Н. А.Чтение в России–2008. Тенденции и проблемы / Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 80 с.
16. Жаркова Е.В. Проектная деятельность библиотек: практика и опыт МУК «Центральная районная библиотека Белгородского района» в работе с молодежью / Е.В. Жаркова // В сборнике: Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям сборник докладов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых: в 2-х томах. Ответственные редакторы: С.Н. Борисов, И.Е. Белогорцева, В.С. Игнатова, М.Н. Лопатина, К.Ю. Сергиенко. 2016. С. 147-150.
17. Зимняя И.А. Психология чтения как вида речевой деятельности // Психолого-педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию текста: материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. (12–15 мая 1988 г.). М.: Знание, 1989. С. 123–126.
18. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В.В. Григорьева. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2015. С.87-88
19. Мелентьева, Ю.П. К разработке общей теории чтения: эволюция понимания сущности чтения / Ю.П. Мелентьева // Чтение и грамотность в образовании и культуре: Вторая международная научно-практическая конференция, 29-31 марта 2012 года: (По итогам Десятилетия грамотности ООН «Грамотность для всех»): доклады и тезисы / Русская ассоц. чтения [и др.]. – Москва: Канон+, 2012. С.15-22.
20. Миронова М.В. Психология и социология чтения: учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2003. 67 с.
21. Национальная программа поддержки и развития чтения.URL: http://www.ifapcom.ru/files/News/Nats-progr-chtenia.pdf
22. Общественное мнение – 2011. Ежегодник. – М.: Левада-Центр, 2012. – С.256.
23. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений. РАН, Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1994. 928 с.
24. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера. 2002. URL: https://www.psyoffice.ru/6-487-chtenie.htm
25. Опрос: 56% жителей России не читают художественную литературу. – [Электронный ресурс]. – URL: http://pro-books.ru/news/3/14545
26. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2003. URL:http://window.edu.ru/resource/349/60349
27. Основные результаты международного исследования PISA-2012. URL:https://oecdcentre.hse.ru/nletter2.2
28. Основные результаты международного исследования PISA-2015.URL:http://www.osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_report.pdf
29. Официальный сайт Национального института грамотности США.URL: http://www.nifl.gov/nifl/facts/ reading_facts.html
30. Поротова, А.А. Проектная деятельность библиотеки. Особенности создания проекта в библиотеке / А.А. Поротова // В сборнике: Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры». 2014. С. 55-59.
31. Российские библиотеки продолжают терять аудиторию. – [Электронный ресурс]. – URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115279
32. Российская государственная детская библиотека [Электронный ресурс]. – URL:http://rgdb.ru/
33. Сельская библиотека: центр местного сообщества: Метод.-библиограф. сборник / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка; [сост. С.В. Иванова]. – Мурманск, Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека, 2013. – 192 с.
34. Сорокина, И.В. Современные формы привлечения детей и подростков к чтению: новый ракурс привычной деятельности. Опыт работы Борской районной детской библиотеки им. С.Т. Аксакова / И.В. Сорокина // Наука и образование: новое время. 2015. № 3 (8). С. 390-394.
35. Стефановская Н.А. Экзистенциально-коммуникативные основы чтения: теория, методология и методика социологического исследования: дис. … д-ра социол. наук: 22.00.06. Тамбов, 2009. 363 с.
36. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт, 2007. 1150 с.
37. Шепелева С.В. Проектная деятельность библиотек Пермского края по продвижению книги и чтения / С.В. Шепелева //В сборнике: Диалоги о культуре и искусстве материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 40-летию со дня основания Пермского государственного института культуры. 2015. С. 277-284.
38. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков на рубеже веков: процессы трансформации / В.П. Чудинова // Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам международной конференции. Санкт-Петербург, июнь, 2002. – М.: Рудомино, 2003. С. 93–108.
39. ЧудиноваВ.П. Поддержка детского чтения – наша общая задача // Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. Недетские проблемы детского чтения. – М., 2004.URL: http://soc.rgdb.ru/images/documents/3_fio_cycle_of_ar.pdf
40. Чудинова В.П. Чтение «цифрового» поколения: проблемы и перспективы / В.П. Чудинова // В сборнике: Книга: Сибирь – Евразия Труды I Международного научного конгресса. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН). 2016. С. 347-358.

Библиотека и читательское развитие ребенка














Библиотека и читательское развитие ребенка

Введение

Следует отметить, что влияние информационной культуры на чтение ребенка разнообразны: часто статус чтения становится символическим, он теряет престиж, и, кроме того, меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится поверхностным, фрагментарным, «мозаичным». Одновременно меняется репертуар чтения и читательские предпочтения, под влиянием телевидения и видео просмотров превратился мотивация и усиливается интерес к таким жанрам, которые представлены на экране, особенно к приключенческим - детективам, триллерам, «ужасам», комиксы. У детей вызывает большой интерес иллюстрированных журналов. В настоящее время чтение как вид отдыха и развлечения быстро вытесняют музыки, теле-и видеопрограммы, компьютерные игры.

Давно известно: "какие книги читает молодежь, зависит интеллектуальный и экономический потенциал общества. Большинство старшеклассников отметили, что они не сталкиваются с трудностями в выборе литературы для чтения в свободное время. Основные темы, которые являются актуальными для учащихся, следующие: отношения между взрослыми и детьми, права и свободы человека, будущее человечества, в развитии современных технологий и так далее, В целях обучения, а также подготовки для занятий в школе посещают в основном школьную, иногда - государственной публичной библиотеки. Библиотека образовательного учреждения должна как можно ближе и предлагают информационные услуги для потребителя-студента.

Проблема - в последние годы мы столкнулись с проблемой чтения для детей, которые связаны средства познания окружающего мира и развития самопознания личности.

Актуальность данной работы подчеркивается через роль библиотеки в развитии читательского интереса у детей.

Целью работы является исследование проблемы развития читательского интереса у детей в республике Беларусь.

Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи: