Дворцово-парковый ансамбль Гатчина и его композиционная особенность

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Ландшафтоведение
  • 30 30 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 28.04.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Возникновение и развитие ансамбля дворцов и парков Гатчины 5
2. Создание паркового ансамбля Гатчины 11
3. Дворцы и парковые сооружения Гатчины 24
Заключение 30
Список литературы 31


Фрагмент для ознакомления

Гатчинский дворец является уникальным памятником архитектуры русского раннего классицизма (рис. 14) [14]. Закладка дворца состоялась 30 мая 1766 года. Автором проекта был архитектор А. Ринальди. К концу лета 1768 года главный корпус дворца был доведен до карниза. По сторонам дворца возводились Конюшенный н Кухонный корпуса. Строительство дворца и корпусов было завершено в 1781 году. План бельетажа Гатчинского дворца приведен на рис. 15 [14].Первая перестройка дворца, которая изменила его первоначальный облик, была осуществлена в 1796 году архитектором В.Бренной.В это время открытые галереи-колоннады во втором этаже дугообразных крыльев, которые соединяли главный корпус со служебный корпусами, были разобраны.На их месте были возведены стены, декорированные полуколоннами. В дальнейшем В. Бренной были надстроены второй н третий этажи над Кухонным и Конюшенным корпусами. В конце 1790-х годов Конюшенный корпус переименовалив Арсенальный. Вместо манежа и конюшен в нем были устроены комнаты для детей Павла 1, а также несколько служебных помещений [11, 14].В середине XIX века внешний облик дворца вновь был изменен. Оба дворцовых каре перестраиваются, пятигранные башни главного корпуса надстраиваются еще на один этаж. Проект перестройки был разработан архитектором Р.И. Кузьминым, который такжеосуществлял руководство строительными работами.В 1845-1848 годах была осуществлена переделка Кухонного корпуса и помещения дворцовой церкви. В 1852 года завершились работы по перестройке Арсенальногокорпуса, в котором Кузьминым заново было отделано помещение театра, большой парадной лестницыи готическихгалерейна первом и втором этажах. Арсенальный зал и ряд апартаментов, которые предназначались для императорской семьи к приближенных.Рис. 14. Гатчинский дворец со стороны плацаПерестройка дворца, предпринятая в середине XIX века, не внесла в облик и его композицию принципиально новых черт. Была сохранена н основная особенность дворца, которая заключалась в облицовке камнем вместо штукатурки, обычной для архитектуры XVIII века. Матовая серовато-желтая поверхность камня, который был использован для облицовки фасадов, красива по своей колористической гамме [11, 14].Центральная часть дворца - в плане правильный прямоугольник, который усложняется симметрично расположенными пятигранными башнями (рис. 15). После переделки В. Бренной в 1757 году галерея в бельэтаже стала служить для парадных обедов. В 1855 году она была заново отделана Р.И. Кузьминым, в ней разместили коллекцию оружия, в результатеона стала называться Арсеналом или Оружейной галереей.Рис. 15.План бельетажа Гатчинского дворца В Гатчинском дворце внутренняя отделка сохранялась до начала Великой Отечественной войны [14]. Во внутренней отделке был использован мрамор.Стены многих помещений дворца украшали большие гобелены.Мраморную столовую называли самым эффектным дворцовым помещением (рис. 16). Ее украшали великолепные коринфские колонны из белого каррарского мрамора, декоративная лепка на стенах зала, двери наборной работы с лепными сандриками н скульптурными панно над ними. Потолок Мраморной столовой украшали два живописных плафона.Наибольший интерес и художественную ценность среди парадных помещений бельэтажа представлял Белый зал, в котором частично была сохранена отделка (рис. 17) [14]. В 1796 - 1797 годах в стены зала были вделаны мраморные барельефы (проект Бреины) и укреплен живописный плафон «Геркулес на распутье», который был написан Д. Вопите,итальянским живописцем XVIII века. Большую ценность также имела коллекция мраморной скульптуры.Рис. 16. Мраморная столоваяРис. 17. Белый залВсе помещения дворца до уничтожения их немецкими войсками имели уникальную и неповторимую отделку [14]. Это и малиновая комната, тронный зал, аванзал, Чесменская галерея, зеленая проходная комната, овальный будуар, парадная опочивальня, овальный кабинет Павла 1 и многие другие.Приоратский дворец па Черном озере также относится к уникальному памятнику русской архитектуры последней четверти XVIII века (рис. 18). Автор проекта и строитель дворца - архитектор Львов Н.А. Этой постройкой он доказал, что можно возводить большие земляные здания. Технические особенности дворцадо сих пор являются объектом внимания архитекторов, строителей и инженеров.Рис. 18. Приоратский дворецНепосредственным поводом постройкиПриоратского дворца сталоуреждение в России «Великого приорства», ордена Мальтийских рыцарей [11, 14]. Павел 1 в 1798 году встал во главе ордена. Отсюда и наименование малого дворца. Строительство дворца было начато 15 июня 1798 года. Землебитные работы велись мастером, который был обучен Львовым. В нижней части здания стены возводились путем набивки земли между щитами. Когда стены были доведены до уровня перекрытия между первым и вторым этажами, строители перешли к кладке стен из земляных кирпичей, затем вновь к простой набивке землей.Набивка земли производилась слоями, слой через каждые 5 - 6 с мпроливался известью [14]. Толщина стен дворца на уровне подоконника первогоэтажа составляла 0,78 м, а на уровне подоконника второго этажа – 0,62 м.Особенностью набивки стен дворца явилось их постепенное уширение книзу.Уширение наружные стены производилось только с внутренней стороны, а внутренних стен - с двух сторон.Основанием для стен дворца, которые были обращены к озеру, стала подпорная стенка, сложенная их блоков пудостскогоместного известняка. Высокая башня дворца возводилась из блоков тесаного парицкого известняка. Ее увенчал пирамидальный шпиль.Землебитные работы, сооружение перекрытий, кровли и башни были законченыв сентябре 1798 года, а отделочные работы - в 1799 году. Стены дворца были побелены, а в середине XIX века их оштукатурили.Ограда дворца и сторожевые будки по сторонам ворот были построены из земляного кирпича.Одной из технических особенностей дворца и интересным строительным новшеством явилась дощато-кессонная конструкция перекрытий над помещениями значительного размера, предложенная Львовым [14]. Такая конструкция была примененадля уменьшения нагрузки на землебитные стены здания. В конце сентября 1799 года все работы по строительству Приоратского дворца были завершены.На протяжении XIX столетия дворец не претерпел значительных ремонтов и тем самым его прочность была вполне доказана. ЗаключениеВ процессе работы над рефератом были рассмотрены вопросы, посвященные истории создания и развития дворцово-паркового ансамбля Гатчины и его композиционной особенности. Следует отметить, что Гатчина является одним из городов придворного ведомства, или так называемых дворцовых городов, которые были на протяжении многих десятилетий резиденциями русских императоров. Данное обстоятельство во многом определило историю развития Гатчины и, в первую очередь, его дворцово-паркового ансамбля.Построенный в Гатчине дворцово-парковый ансамбль является уникальным памятников русской архитектуры, в котором были отражены элементы барокко и раннего классицизма.Парки Гатчины являются совершенно уникальным творение садово-парковое искусства. Главным композиционным звеном паркового ансамбля является Дворцовый парк, в котором сосредоточено большое количество озер и островов. Дворцовый парк по своей объемно-пространственной структуре отличается от парковых ансамблей пейзажного стиля XVIII века.До нашего времени дошли лишь три парковых сооружения, которые относятся к 1770-м годам, это Орловская колонна, Чесменский обелиск и Восьмигранный колодец.Список литературыБаторевич Н.И., Кожицева Н.И. Малая архитектурная энциклопедия. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. – 702 с.Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки.– М. Наука. –306. – 422 с.Всеобщая история архитектуры. Т. 7. М.: Из-во Академии Архитектуры СССР, 1969. - 596 с.: ил. Глинка Н.И. Николай Львов // Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век / Сост. В.Г. Исаченко. СПб.: Лениздат, 1997. - 1020 с.: ил. Грабарь И.Э. История русского искусства. Т.З. М.: Из-во И. Кнебель, б/г. - 746 с.: ил. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб.: Лениздат, 1994. - 384 с.: ил.Грабарь И.Э. О русской архитектуре. М.: Наука, 1969. - 423 с.: ил. Елкина А.С. Гатчина. Л.: Художник РСФСР, 1980. - 160 е.: ил. 47.Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. Л.: Лениздат, 1990. - 238 с.: ил.Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. СПб.: Совпадение, 2000. - 415 с.: ил.Макаров В.К., Петров А.Н. Гатчина. Л.: Искусство, 1974. - 102 с.: ил. Материалы о городах придворного ведомства. Город Гатчина. СПб., 1882.- 172 с.Первушина Е. В. Гатчина. СПб.: Паритет, 2009. – 317 с.Петров А.Н., Петрова Е.Н., Раскин А.Г., Архипов Н.И., Крашенинников А.Ф., Кремшевская Н.Д. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Альбом-монография. – Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1985. – 616 с. – ил.Пирютко Ю. М. Гатчина. Художественные памятники города и окрестностей. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Лениздат, 1979. – 136 с.Родионова Т.Ф. Гатчина. Страницы истории. М.: Издательский дом Герда, 2001.-207 с.Рузов JI.B., Яблочкин Ю.Н. Гатчина. Исторический очерк. Л.: Лениздат, 1959. - 289 с.: ил.Сергеев В.И. Павел I Гроссмейстер Мальтийского ордена. Ростов-на-Дону: Феникс, - 1999. - 512 с. Славина Т.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. СПб.: Стройиздат, 1994. - 450 с.: ил.Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства: учебник/ О.Б.Сокольская. — М.: Инфра-М,2004 - 350 с.Сокольская О.Б.Садово-парковое искусство: формирование и развитие: учебное пособие длястудентов высш.учеб.заведений/ О.Б.Сокольская. – 2-ое переработанное, дополненное издание.СПб: Издательство «Лань», 2013. – 552 с.http://history-gatchina.ru/owners/alexander3/alex.htmhttp://gatchinapalace.ru/musei/

1. Баторевич Н.И., Кожицева Н.И. Малая архитектурная энциклопедия. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. – 702 с.
2. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки.– М. Наука. –306. – 422 с.
3. Всеобщая история архитектуры. Т. 7. М.: Из-во Академии Архитектуры СССР, 1969. - 596 с. : ил.
4. Глинка Н.И. Николай Львов // Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век / Сост. В.Г. Исаченко. СПб.: Лениздат, 1997. - 1020 с. : ил.
5. Грабарь И.Э. История русского искусства. Т.З. М.: Из-во И. Кнебель, б/г. - 746 с. : ил.
6. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб.: Лениздат, 1994. - 384 с.: ил.
7. Грабарь И.Э. О русской архитектуре. М.: Наука, 1969. - 423 с.: ил.
8. Елкина А.С. Гатчина. Л.: Художник РСФСР, 1980. - 160 е.: ил. 47.
9. Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. Л.: Лениздат, 1990. - 238 с.: ил.
10. Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. СПб.: Совпадение, 2000. - 415 с.: ил.
11. Макаров В.К., Петров А.Н. Гатчина. Л.: Искусство, 1974. - 102 с.: ил.
12. Материалы о городах придворного ведомства. Город Гатчина. СПб., 1882. - 172 с.
13. Первушина Е. В. Гатчина. СПб.: Паритет, 2009. – 317 с.
14. Петров А.Н., Петрова Е.Н., Раскин А.Г., Архипов Н.И., Крашенинников А.Ф., Кремшевская Н.Д. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Альбом-монография. – Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1985. – 616 с. – ил.
15. Пирютко Ю. М. Гатчина. Художественные памятники города и окрестностей. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Лениздат, 1979. – 136 с.
16. Родионова Т.Ф. Гатчина. Страницы истории. М.: Издательский дом Герда, 2001. - 207 с.
17. Рузов JI.B., Яблочкин Ю.Н. Гатчина. Исторический очерк. Л.: Лениздат, 1959. - 289 с.: ил.
18. Сергеев В.И. Павел I Гроссмейстер Мальтийского ордена. Ростов-на-Дону: Феникс, - 1999. - 512 с.
19. Славина Т.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. СПб.: Стройиздат, 1994. - 450 с.: ил.
20. Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства: учебник/ О.Б.Сокольская. — М.: Инфра-М, 2004 - 350 с.
21. Сокольская О.Б.Садово-парковое искусство: формирование и развитие: учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений/ О.Б.Сокольская. – 2-ое переработанное, дополненное издание. СПб: Издательство «Лань», 2013. – 552 с.
22. http://history-gatchina.ru/owners/alexander3/alex.htm
23. http://gatchinapalace.ru/musei/

Вопрос-ответ:

Когда был закладка дворца в Гатчине?

Закладка дворца состоялась 30 мая 1766 года.

Кто был автором проекта дворца в Гатчине?

Автором проекта дворца в Гатчине был архитектор А. Ринальди.

Когда был завершен главный корпус дворца в Гатчине?

Главный корпус дворца в Гатчине был завершен к концу лета 1768 года.

Какую архитектурную особенность имеет Гатчинский дворцово-парковый ансамбль?

Гатчинский дворцово-парковый ансамбль является уникальным памятником архитектуры русского раннего классицизма.

Что входит в состав паркового ансамбля Гатчины?

В состав паркового ансамбля Гатчины входят дворцы и парковые сооружения, такие как фонтаны, павильоны, скульптуры и др.

Кто был автором проекта Гатчинского дворца?

Автором проекта Гатчинского дворца был архитектор А. Ринальди.

Когда состоялась закладка Гатчинского дворца?

Закладка Гатчинского дворца состоялась 30 мая 1766 года.

Когда был доведен до конца главный корпус дворца?

Главный корпус Гатчинского дворца был доведен до конца к концу лета 1768 года.

Какие дворцы и парковые сооружения входят в ансамбль Гатчины?

В ансамбль Гатчины входят Гатчинский дворец, Большой дворец, Летний дворец, Александровский дворец, а также различные парковые сооружения, фонтаны и павильоны.

Какую особенность имеет Гатчинский дворцово-парковый ансамбль?

Особенностью Гатчинского дворцово-паркового ансамбля является его композиционная гармония и единство архитектуры и ландшафта.

Когда был закладан Гатчинский дворец?

Закладка Гатчинского дворца состоялась 30 мая 1766 года.