Художественный образ русской природы в работах Левитана

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 20 20 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 04.05.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Развитие живописи русского пейзажа 6
2. Общая характеристика творчества И. И. Левитана (1860-1900) 12
3. Образ русской природы на полотнах И. И. Левитана 15
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Иллюстрации 22

Фрагмент для ознакомления

Но нигде зритель не увидит этих признаков фотографии, нигде она не повела художника к грубому натурализму и не заставила его разменяться на ненужные детали.«Март» изображает зимний пейзаж, который уже отдался во власть весны. Это удивительное состояние пробуждения природы, когда под ногами еще хрустит снег, и в то же время припекает весеннее солнце, отчего краски природы уже создают совершенно иное настроение.В произведениях И. И. Левитана иногда отражалось и личное настроение художника. В «Марте» это чувствуется. Картина полна надеждой. Раскрывается она через природу: тающий рыхлый снег, сквозь еще голые ветви виден скворечник. Запряженная лошадь направлена к крыльцу здания. Она ждет выхода хозяев. Все дышит и направлено на осуществление движения.Собрание Государственной Третьяковской галереи отражает все этапы творчества И. И. Левитана в последовательности его развития. Так, мы здесь наблюдаем еще раннюю работу «Осенний день. Сокольники», потом «Плес на Волге», «После дождя», «У омута», «Март», «Золотая осень», «Солнечный день», и словно реквием самому себе – «Над вечным покоем».Итак, одной из ранних работ И. И. Левитана является «Осень в Сокольниках», написанная в 1879 году (ил. 2). На данную ученическую работу обратил внимание на выставке Третьяков, умеющий по достоинству оценивать живопись. В этой картине И. И. Левитан сумел передать некое тревожное чувство, дискомфорт, выражающийся в шелестящей желтой листве, одинокой черной фигуре идущей женщины и в волнующем небе, затянутом плотными облаками. В пейзаже ясно прослеживается неизбежное наступление холодов, угасания природы, точнее подготовка ее к зимнему сну. Здесь выдержана динамичная композиция, обладающая определенной симметрией относительно линии горизонта. Словно небо является отражением земли, что придает произведению особую гармонию.Художник пишет еще подобные произведения. В них прослеживается характерная манера его, как художника повествовательного. Его полотна можно читать, как литературное произведение.Великая русская Волга привлекала и вдохновляла многих пейзажистов. Однако первое впечатление И. И. Левитана было не таким ярким и положительным. Но во время второго путешествия он открыл для себя местечко – небольшой городок Плёс. В последствие мы часто встретим природу этой удивительной местности на полотнах Исаака Ильича.Очень чувственный образ появляется в «После дождя. Плес» 1889 года (ил. 3). На полотне запечатлен момент свежести после сильного дождя. Подобное состояние в природе продолжает совсем недолго. Так вот художник сумел передать момент. Полотно решено в холодных тонах, но в них нет мрачного настроения. Поражает мастерство художника в передаче атмосферы и состояния природных элементов – еще мокрая трава, и, конечно, небо. На дальнем плане можно видеть темные полосы – где-то вдалеке идет дождь. А именно здесь уже нет. Все объекты композиции чистые, яркие; воды смыла все пыль с фасадов домов, почва еще влажная. Рябь на поверхности реки передает ощущение легкого прохладного ветерка.Крайне редко случается, когда пейзаж изображен настолько проникновенно. Произведения И. И. Левитана – лиричны, их можно долго рассматривать, изучать, анализировать, словно психологический портрет.Лиричный и меланхоличный образ мы видим в работе 1892 года «Владимирка» (ил. 4). Перед зрителем раскрывается просторный холмистый ландшафт с уходящей в резкой перспективе дорогой. Композиционный центр направлен именно туда – вглубь картины, где стремится скрыться из виду дорога. Остальные элементы подчинены этому центру. Поразительно, как художнику удается сочетать столь продуманные композиционные схемы с невероятным живым колоритом и настроением природы.В 1893 году И. И. Левитан начинает работу над масштабной композицией «Над вечным покоем»(ил. 5), где впервые помимо поэтической вечной красоты природы чувствуется его философское отношение к бренности человеческого бытия. Большую часть холста занимает воздушное пространство. Композиция построена так, что зритель, наблюдая за изображенной местностью свысока, как бы пытается охватить и почувствовать это необъятное пространство. На переднем плане изображен клочок земли с небольшой церквушкой на окраине. Далее следует пространство водной глади, которое по своему контуру соотносится с нависающими над ним тучами, но при этом отличное по характеру и манере изображения. Небо здесь властвует. Воздушные потоки колышат деревья рядом с церковью. Небо главенствует и над церковью, и над рекой, и над равнинными просторами, и над человеком. Исследователи творчества И. И. Левитана отмечают, что полотно полно чувством глубокой тоски, бессилия и одиночества.Одним из известнейших его полотен является «Золотая осень» 1895 года (ил. 6). Однако это произведение сильно отличается от характерных природных образов И. И. Левитана. Оно красочно, оно более конкретно в своей трактовке. По мастерству исполнения, безусловно, не уступает предыдущим произведениям художника. В этой яркой работе чувствуется повышенный декоративный характер, а также возбуждение и напряженное ожидание счастья, что в целом противоречит мироощущению живописца. Однако при этом вновь доказывает, что в его творчестве имеет место отражение в некоторой степени его личной жизни.Пожалуй, в заключение стоит упомянуть одну из последних его работ «Тишина» 1898 года. Многие художники обладают предчувствием конца. Это, как правило, читается в их последних произведениях. Подобным можно назвать «Тишину». Название полотна говорит само за себя. Художник пишет пейзаж ночью, что вовсе не характерно для его работ. Тона выбраны очень темные, мрачные. Луна с трудом проглядывает сквозь облака, также находит легкое отражение в водной глади. Произведение словно пронизано предчувствием и пониманием.ЗаключениеБудучи учеником А. Саврасова, И. И. Левитан добился колоссальных успехов в пейзажной живописи, венцом которой стали характерные черты импрессионизма. И. И. Левитан внес живительный дух поэзии в черствый реализм второй половины XIXвека. В своих произведениях он отразил сферу, пожалуй, неуловимых и физиологических, но таинственных и как-то странно пленительных, ощущений. Это и есть то левитановское искусство, о котором мы говорили в третьем параграфе.Исаака Ильича можно считать создателем узкого направления пейзажа настроения, который очень тонко передает состояние природы. И. И. Левитан делал это с наивысшим мастерством, сочетая в своих произведениях настроение природы, иногда собственные чувства, превосходное всегда продуманное композиционное решение и чувственный колорит русской природы. Список используемой литературыБенуа А. История русской живописи в XIXвеке. М.: Республика, 1995. – 448 с.Государственный Русский Музей. Под.ред. Барагамяна А. Т. 10. СПб.: Директ-Медиа, 2011. – 95 с.Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М.: Высшая школа, 2000. – 407 с.Левитан. Под.ред. Барагамяна А. Т. 15. СПб.: Директ-Медиа, 2009. – 48 с.Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л.: Художник РСФСР, 1959. – 355 с.Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Под.ред. Обухова Г. Г. М.: Советский художник, 1961. – 190 с.Шедевры русской живописи. Под.ред. Астаховой Н.М.: Белый город, 2006. – 567 с.Иллюстрации1.Левитан И. И. Март. 1895. Холст, масло. ГТГ, Москва.2. Левитан И. И. Осенний день. Сокольники. 1879. Холст, масло. ГТГ, Москва.3. Левитан И. И. После дождя. Плёс. 1889. Холст, масло. ГТГ, Москва.4. Левитан И. И. Владимирка. 1892. Холст, масло. ГТГ, Москва.5. Левитан И. И. Над вечным покоем. 1894. Холст, масло. ГТГ, Москва.6. Левитан И. И. Золотая осень. 1895. Холст, масло. ГТГ, Москва.

1. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1995. – 448 с.
2. Государственный Русский Музей. Под. ред. Барагамяна А. Т. 10. СПб.: Директ-Медиа, 2011. – 95 с.
3. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М.: Высшая школа, 2000. – 407 с.
4. Левитан. Под. ред. Барагамяна А. Т. 15. СПб.: Директ-Медиа, 2009. – 48 с.
5. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л.: Художник РСФСР, 1959. – 355 с.
6. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Под. ред. Обухова Г. Г. М.: Советский художник, 1961. – 190 с.
7. Шедевры русской живописи. Под. ред. Астаховой Н. М.: Белый город, 2006. – 567 с.

Вопрос-ответ:

Каким образом Левитан изображает русскую природу на своих полотнах?

Левитан изображает русскую природу на своих полотнах с помощью мягкой и тонкой кисти, создавая атмосферу и настроение. Он умело передает различные оттенки цветов и света, что создает особую гармонию. В работах Левитана можно увидеть много водных и лесных мотивов, которые являются характерными для русской природы.

Какое влияние оказало творчество Левитана на развитие русского пейзажа?

Творчество Левитана имело значительное влияние на развитие русского пейзажа. Он стал одним из первых художников, который смог передать не только внешний вид природы, но и ее духовное содержание. Левитан придал пейзажу эмоциональное значение и стал открывать новые пути в пейзажной живописи.

Что отличает художественный образ русской природы на полотнах Левитана от реальности?

Художественный образ русской природы на полотнах Левитана отличается от реальности тем, что он создан поэтическим взглядом художника. Левитан не просто копировал природу, он передавал ее внутреннюю энергию и настроение. Его работы часто наполнены меланхолией и лиричностью, что создает особую атмосферу.

В чем особенность творчества Левитана в отображении русской природы?

Особенностью творчества Левитана в отображении русской природы является его способность передать ее все прелести и настроение при помощи красок и тонких переходов. Он создавал полотна с мягкой и нежной гаммой, которые привлекали внимание зрителей и вызывали чувство гармонии и спокойствия.

Какие чувства и эмоции вызывает у зрителя художественный образ русской природы на полотнах Левитана?

Художественный образ русской природы на полотнах Левитана вызывает у зрителя различные чувства и эмоции, такие как умиротворение, меланхолия, восхищение. Его работы передают атмосферу тишины и покоя, а также отражают неповторимую красоту русской природы.

Какое влияние оказала русская природа на творчество Левитана?

Русская природа оказала огромное влияние на творчество Левитана. Он показал ее во всей своей красоте и мрачности, передавая специфическую атмосферу русской природы в своих работах.

Какие особенности можно найти в художественном образе русской природы в работах Левитана?

Художественный образ русской природы в работах Левитана характеризуется меланхоличностью, тишиной, гармонией. Он передает особую эмоциональность и настроение с помощью светотени, цветовых сочетаний и композиции. Левитан умел отразить тонкости природы и передать ее жизненное дыхание.

Какие характеристики можно дать образу русской природы на полотнах Левитана?

Образ русской природы на полотнах Левитана отличается особым реализмом и простотой. Он показывает красоту и мощь природы, ее бесконечные просторы и смирение человека перед ней. На полотнах Левитана можно увидеть различные времена года и погодные условия: зимние пейзажи, осенние деревья с позолоченными листьями, весенние реки, летние поля и туманы.