Историография концепции советской моды

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая культура моды
  • 30 30 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 30.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……………………………….3
1. Что такое мода? Становление советской моды в 20-х гг. ХХ века…………………………………………………………………………...…….6
1.1. Теоретические основы рассмотрения моды…….……………..…..6
1.2 Основные принципы развития советской модной промышленности в период Октябрьской Революции и НЭП……………………………………13
2. Проблема понятия "советская мода" в отечественной историографии……………………………………………………………...……17
2.1 Концепция советского вкуса в моде и потребительской культуре.17
2.2 Социалистическая мода…………….……………….………………20
3. Проблема понятия "советская мода" в зарубежной историографии.23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...……….……..28
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….31
Фрагмент для ознакомления

Мы же, с одной стороны, стараемся приспособить эту моду к нашим условиям жизни и экономики, а с другой – всё же не решаемся совсем оторваться от Кристиана Диора. В результате этого сочетания появляется "советская мода"».
Проблема понятия "советская мода" в зарубежной историографии

Продуктом современности является понятие глобальной индустрии моды. Поэтому важную роль в ней играет политическая культура. На моду оказывают влияние большинство политических событий и законов, определяя тенденции её развития.
После революции мода была объявлена одним из «буржуазных пережитков» и отменена. Однако такое подчёркнутое пренебрежительное от- ношение к моде, было суть тоже мода того времени. Поэтому неслучайно поиски собственного советского стиля одежды начинаются уже сразу по- сле революции. Идеология социализма сформировала новые требования к культуре одежды, составлявшей часть материальной культуры общества. Они гласили: «Мода должна стать подлинно народной и общедоступной». Газета «Жизнь искусства» в 1919 году писала: «Новый костюм должен быть не только удобен и изящен, но он должен также находиться в полной зависимости от современных экономических условий и соответствовать гигиеническим требованиям». Можно проследить несколько этапов становления моды в СССР.
В 1923 году в Москве состоялась первая Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой были представлены разные образцы одежды. Среди них модели «Ателье мод». Комитет при Российской академии художественных наук присуждает их моделям аттестат I степе- ни «За удачные красочные и силуэтные достижения, за модели, в которых выражено тонкое понимание взаимоотношений между живой фигурой, материалом и художественной формой, за привлечение высококвалифицированных художественных сил к делу поисков нового современного костюма». А спустя два года в Париже состоялась сенсация на всемирной выставке, Гран-при завоёвывают ансамбли одежды Н. Ламановой и В. Мухиной. Кроме того, их модели впоследствии оказали влияние на европейский костюм.
В 1930-е годы Советский Союз был отрезан от мировых центров. В контексте «великого поворота» Сталина наряду с реальным костюмом для населения через кинематограф транслируются мифологические образы образцовых персонажей. Костюм «великого стиля» не отражал повседневный «дресскод», а служил визуальной проекцией канонов «идеального» советского гражданина.
В начале 1950-х годов считалось, что западная мода оказывает пагубное воздействие. Их ультрамодные и экстравагантные модели не находят своих приверженцев среди советских людей, у которых нет стремления ради желания быть одетым «модно» во что бы то ни стала вносить изменения в свой гардероб. Сходство в одежде не считается зазорным в социалистическом обществе, так как она не призвана служить признаком принадлежности к определённому классу. Статьи о моде в советской прессе обозначают её место в обществе: «Мы хотим, чтобы люди разного общественного положения, горожане и сельские жители одевались в СССР одинаково хорошо».
Журналы западных стран предварительно изучали в столице, круг лиц имеющих доступ к ним был ограничен. Производился отбор моделей для размещения в советских модных журналах, предназначенных, как правило, для служебного пользования. В 1960-е годы выпускалась брошюра «Мода за рубежом», издатель ВИАлегпром. В ней размещались фотографии из журналов «Vogue», «L´Officiel», «L´arter la mode», «Femme chic», «La Donna» и давалось краткое изложение основные европейские тенденции моды. Подобные обзоры французких журналов с описанием модных тенденций составлял и Общесоюзный Дом моделей.
В конце 1960-х годов странички западной моды появляются в других советских журналах. Например, журнал «Работница» в 1967 году размещает на своих страницах серию фотографий под общим названием «Моды Парижа на 1968 год» (без подписи авторов). В том же году журнал «Советская женщина» публикует подборку фотографий «Показывает французская фирма Шанель» и презентует свои намерения публиковать в следующем году «не только лучшие советские модели, но и модели известных зарубежных фирм».
Международные контакты в области моды получили распространение и на территории Советского Союза. Самые значимые из них: VIII Конгресс моды в Москве (1957 год, во время проведения Международного фестиваля молодёжи и студентов), показы моделей одежды французского Дома моделей «Christian Dior» (1959 год), показ мод на Американской национальной выставке 1959 года в Москве, Международная выставка одежды и Международный фестиваль мод в Москве (1967 год).













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. Октябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Культура России в советский период развивалась очень интенсивно. Политический режим направлял развитие культуры, непосредственно от него зависело то или иное культурное событие. В этом состоит уникальность советского времени: на протяжении большей части этого периода его культурная жизнь была теснейшим образом переплетена с жизнью политической. Отсюда вытекало так же огромное влияние культурной деятельности не только на настроения в обществе, но и на судьбы конкретных людей. Все это необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в современной России и России советского периода.
Мода как социокультурное явление связана с ценностями и тенденциями развития общества. Модные стандарты и объекты определяют те ценности, которые в обществе воспринимаются как модные.
Коммунистическая идеология Советского Союза в своём стремлении осуществлять полный контроль над жизнью общества, в качестве одного из идеологических аппаратов использовала моду (в одежде). В область одежды переносились многие постулаты коммунистической идеологии – подчеркивалась роль рабочего класса, велась борьба с буржуазной идеологией, демонстрировались преимущества социалистического образа жизни перед всеми остальными. В результате была сформулирована концепция социалистической моды. Это проявлялось следующим образом: моделирование рабочей одежды являлось одним из значимых направлений советского моделирования; буржуазная мода считалась неприемлемой для советского (рабочего) человека; на международных выставках демонстрировалось преимущество советской моды.
Таким образом, идеологически одобренный, унифицированный образ советского человека транслировался через средства массовой информации, специализированные источники информации давали рекомендации о моде и вкусе. Отношение советского общества к данным рекомендациям менялось в исследуемый период от точного следования им до осознания возможности иметь собственное мнение в вопросах моды и вкуса. Анализ моды и потребления позволил установить тесную связь между политикой, экономикой и культурой в советском обществе и проследить как они влияют на культуру повседневности. В свою очередь изменение ценностных ориентиров способствовало усилению внимания граждан и власти к их внешнему виду и костюму















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алехина Н.В. Развитие культурных традиций народов Северного Поволжья в современной одежде. // Вестник ПГУС, 2010. С.74.
Бартлет, Дж. Fashion East: призрак, бродящий по Восточной Ев- ропе [пер. с англ.] / Дж. Бартлет. – М. : Новое литературное обозрение, 2011. – 360 с.
Васильев А. Этюды о моде и стиле, 3-е издание. – М.: Альпина-ноншикшн, 2010.
Васильев А.А. Красота в изгнании. Творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. – М.: СЛОВО/SLOVO, 1998. С.103.
Васильев А.А. Красота в изгнании: королевы подиума: в 2 т. / изд. 8-е. Т.1. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2008.
Васильев, А. Русская мода. 150 лет в фотографиях / А. Васильев. – М. : Слово, 2004. – 448 с.
Дудникова Г. История костюма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С.79.
Жуков, Н. Воспитание вкуса. Заметки художника / Н. Жуков // Но- вый мир. – 1954. – № 10. – С. 159–179.
Журавлёв, С. Власть моды и Советская власть: история противостояния / С. Журавлёв, Ю. Гронов // Историк и художник. – 2006. – № 4 (10). – С. 106–116.
Журавлев С.В., Гронов Ю. Мода по плану: история моды и моделирование одежды в СССР. 1917-1991. М.,2013. – 496 с.
Затулий А.И. Костюм в социокультурном контексте авангарда. Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2005.
Захаржевская Р. История костюма: От античности до современности. -М.: РИПОЛ классик, 2005. С.56.
Захарова, Л. Советская мода 1950–60-х годов: политика, экономи- ка, повседневность / Л. Захарова // Теория моды. – 2007. – № 3. – С. 55–80.
Зборовский, Е. М. По законам красоты / Е. М. Зборовский. – М. : Советская Россия, 1988. – 176 с.
Крамаренко, Л. Об искусстве одежды / Л. Крамаренко // Декора- тивное искусство СССР. – 1964. – № 5. – С. 16–21.
Козлова Т.В. Ильичева Е.В. Стиль в костюме ХХ века. Уч. пособие для ВУЗов. – М.: МГТУ им. Косыгина, 2003.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: учеб. Пособие. - М., 1997.
Лебина Н.Б. Cоветская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю М.: Новое Литературное Обозрение, 2015. — 488 с.
Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920–1930-е годы. СПб., 1999.
Маскулия, А. В гости, в театр и концерт / А. Маскулия // Журнал мод. – 1958. – № 3. – С. 24–25.
Мезенин Н. Парад всемирных выставок. 1990.
Мерцалова, М. Что чересчур, то плохо / М. Мерцалова // Работница. – 1964. – № 11. – С. 30.
Окунев, И. Как одеваются советские женщины / И. Окунев // Со- ветская женщина. – 1956. – № 4 . – С. 46–47.
Поликовская, Е. Как красиво одеваться / Е. Поликовская // Работница. – 1954. – № 4. – С. 29.
Стриженова, Т. Советская мода на международной выставке / Т. Стриженова // Декоративное искусство. – 1967. – № 8. – С. 10–14.
Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, ф. 4965, оп. 6, д. 1842, л. 11-12б.
Уголовный кодекс РСФСР. Официальный текст с изменениями и дополнениями на 1 марта 1957 года и с приложением постатейно систематизированных материалов. М., 1957. С. 59, 184
Lehnert G. Histoire de la mode au XXe siecle. Paris, 2000; Strijenova T. La mode en Union Sovietique. 1917-1945 (Soviet costume and textiles). Paris, 1991; Васильев А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. М., 2004.
Stitziel J. Fashioning Socialism. Clothing, Politics and Consumer Culture in East Germany. Oxford, 2005.






















ПРИЛОЖЕНИЕ


Илл.1 Павильон СССР на всемиронй выставке в Париже. Арх. Мельников К.С., 1925.
Илл.2. Модели Н. Ламановой на выставке в Париже 1925 г.





Илл.3-6. Эскизы В. Мухиной. Брошюра «Искусство в быту», 1925. Совместное творчество Веры Мухиной и Надежды Ламановой.


Илл. 7. Лиля Брик и Эльза Триоле в платьях Надежды Ламановой, 1925



Илл. 8-10. Модели в платьях в народном стиле от Н. Ламановой. 1925.


Илл. 9. Александра Экстер, эскизы повседневной одежды для рабочих, 1924 г.
Cm., например: Lehnert G. Histoire de la mode au XXe siecle. Paris, 2000; Strijenova T. La mode en Union Sovietique. 1917-1945 (Soviet costume and textiles). Paris, 1991; Васильев А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. М., 2004.
Бартлетт Дж. FashionEast: призрак, бродивший по Восточной Европе. М., 2011.
Stitziel J. Fashioning Socialism. Clothing, Politics and Consumer Culture in East Germany. Oxford, 2005.
Захарова Л. Советская мода 1950-60-х годов: политика, экономика, повседневность // Теория моды: Одежда, Тело, Культура. 2007. № 3. С. 55-81; Zakharova L. S’habiller a la sovietique. La mode et le Degel en URSS. P., 2011.
Zakharova L. Op. cit.
Ibid.
Ibid.
Уголовный кодекс РСФСР. Официальный текст с изменениями и дополнениями на 1 марта 1957 года и с приложением постатейно систематизированных материалов. М., 1957. С. 59, 184.
См., например: Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, ф. 4965, оп. 6, д. 1842, л. 11-12б.
Журавлёв, С. Власть моды и Советская власть: история противостояния / С. Журавлёв, Ю. Гронов // Историк и художник. – 2006. – № 4 (10). – С. 106.
Журавлёв, С. Власть моды и Советская власть: история противо- стояния / С. Журавлёв, Ю. Гронов // Историк и художник. – 2006. – № 4 (10). – С. 107..
Алехина Н.В. Развитие культурных традиций народов Северного Поволжья в современной одежде. // Вестник ПГУС, 2010. С.74.
Васильев А.А. Красота в изгнании. Творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. – М.: СЛОВО/SLOVO, 1998. С.103.
Захарова, Л. Советская мода 1950–60-х годов: политика, экономи- ка, повседневность / Л. Захарова // Теория моды. – 2007. – № 3. – С. 57.
Жуков, Н. Воспитание вкуса. Заметки художника / Н. Жуков // Но- вый мир. – 1954. – № 10. – С. 159–179.
Мерцалова, М. Что чересчур, то плохо / М. Мерцалова // Работ- ница. – 1964. – № 11. – С. 30.
Поликовская, Е. Как красиво одеваться / Е. Поликовская // Работ- ница. – 1954. – № 4. – С. 29.
Лебина Н.Б. Cоветская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю М.: Новое Литературное Обозрение, 2015. С.68.
Журавлёв, С. Власть моды и Советская власть: история противо- стояния / С. Журавлёв, Ю. Гронов // Историк и художник. – 2006. – № 4 (10). – С. 126.
Маскулия, А. В гости, в театр и концерт / А. Маскулия // Журнал мод. – 1958. – № 3. – С. 24–25.
Лебина Н.Б. Cоветская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю М.: Новое Литературное Обозрение, 2015. С.75.
Бартлет, Дж. Fashion East: призрак, бродящий по Восточной Европе [пер. с англ.] / Дж. Бартлет. – М. : Новое литературное обозрение, 2011. С.133.
Крамаренко, Л. Об искусстве одежды / Л. Крамаренко // Декоративное искусство СССР. – 1964. – № 5. – С. 16–21.
Зборовский, Е. М. По законам красоты / Е. М. Зборовский. – М. : Советская Россия, 1988. С.38.
Стриженова, Т. Советская мода на международной выставке / Т. Стриженова // Декоративное искусство. – 1967. – № 8. – С. 10–14.
Зборовский, Е. М. По законам красоты / Е. М. Зборовский. – М. : Советская Россия, 1988. С.40.
Лебина Н.Б. Cоветская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю М.: Новое Литературное Обозрение, 2015. С.49.
Окунев, И. Как одеваются советские женщины / И. Окунев // Со- ветская женщина. – 1956. – № 4 . – С. 46–47.
Васильев, А. Русская мода. 150 лет в фотографиях / А. Васильев. – М. : Слово, 2004. С.332.












6

1. Алехина Н.В. Развитие культурных традиций народов Северного Поволжья в современной одежде. // Вестник ПГУС, 2010. С.74.
2. Бартлет, Дж. Fashion East: призрак, бродящий по Восточной Ев- ропе [пер. с англ.] / Дж. Бартлет. – М. : Новое литературное обозрение, 2011. – 360 с.
3. Васильев А. Этюды о моде и стиле, 3-е издание. – М.: Альпина-ноншикшн, 2010.
4. Васильев А.А. Красота в изгнании. Творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. – М.: СЛОВО/SLOVO, 1998. С.103.
5. Васильев А.А. Красота в изгнании: королевы подиума: в 2 т. / изд. 8-е. Т.1. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2008.
6. Васильев, А. Русская мода. 150 лет в фотографиях / А. Васильев. – М. : Слово, 2004. – 448 с.
7. Дудникова Г. История костюма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С.79.
8. Жуков, Н. Воспитание вкуса. Заметки художника / Н. Жуков // Но- вый мир. – 1954. – № 10. – С. 159–179.
9. Журавлёв, С. Власть моды и Советская власть: история противостояния / С. Журавлёв, Ю. Гронов // Историк и художник. – 2006. – № 4 (10). – С. 106–116.
10. Журавлев С.В., Гронов Ю. Мода по плану: история моды и моделирование одежды в СССР. 1917-1991. М.,2013. – 496 с.
11. Затулий А.И. Костюм в социокультурном контексте авангарда. Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2005.
12. Захаржевская Р. История костюма: От античности до современности. -М.: РИПОЛ классик, 2005. С.56.
13. Захарова, Л. Советская мода 1950–60-х годов: политика, экономи- ка, повседневность / Л. Захарова // Теория моды. – 2007. – № 3. – С. 55–80.
14. Зборовский, Е. М. По законам красоты / Е. М. Зборовский. – М. : Советская Россия, 1988. – 176 с.
15. Крамаренко, Л. Об искусстве одежды / Л. Крамаренко // Декора- тивное искусство СССР. – 1964. – № 5. – С. 16–21.
16. Козлова Т.В. Ильичева Е.В. Стиль в костюме ХХ века. Уч. пособие для ВУЗов. – М.: МГТУ им. Косыгина, 2003.
17. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: учеб. Пособие. - М., 1997.
18. Лебина Н.Б. Cоветская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю М.: Новое Литературное Обозрение, 2015. — 488 с.
19. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920–1930-е годы. СПб., 1999.
20. Маскулия, А. В гости, в театр и концерт / А. Маскулия // Журнал мод. – 1958. – № 3. – С. 24–25.
21. Мезенин Н. Парад всемирных выставок. 1990.
22. Мерцалова, М. Что чересчур, то плохо / М. Мерцалова // Работница. – 1964. – № 11. – С. 30.
23. Окунев, И. Как одеваются советские женщины / И. Окунев // Со- ветская женщина. – 1956. – № 4 . – С. 46–47.
24. Поликовская, Е. Как красиво одеваться / Е. Поликовская // Работница. – 1954. – № 4. – С. 29.
25. Стриженова, Т. Советская мода на международной выставке / Т. Стриженова // Декоративное искусство. – 1967. – № 8. – С. 10–14.
26. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, ф. 4965, оп. 6, д. 1842, л. 11-12б.
27. Уголовный кодекс РСФСР. Официальный текст с изменениями и дополнениями на 1 марта 1957 года и с приложением постатейно систематизированных материалов. М., 1957. С. 59, 184
28. Lehnert G. Histoire de la mode au XXe siecle. Paris, 2000; Strijenova T. La mode en Union Sovietique. 1917-1945 (Soviet costume and textiles). Paris, 1991; Васильев А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. М., 2004.
29. Stitziel J. Fashioning Socialism. Clothing, Politics and Consumer Culture in East Germany. Oxford, 2005.

Вопрос-ответ:

Что такое мода?

Мода – это явление, связанное с изменением стиля, вкусов и предпочтений в одежде, обуви, аксессуарах и прочих элементах внешности. Она является средством самовыражения, социальной идентификации и выражения трендов и модных стандартов.

Как развивалась советская мода в 20-х гг. ХХ века?

В 20-х годах ХХ века советская мода начала свое становление. В этот период происходило обновление в одежде, появлялись новые стили и направления, такие как конструктивизм. Однако, идеология коммунизма оказывала существенное влияние на моду, ограничивая разнообразие и индивидуальность в одежде.

Какие основные принципы развития советской модной промышленности в период Октябрьской Революции и НЭП были установлены?

В период Октябрьской Революции и НЭП были установлены основные принципы развития советской модной промышленности. Важным аспектом было равенство в одежде, ведь коммунистическая идеология не признавала разделения по классам. Также была активно развиваема массовая производство одежды, чтобы каждый гражданин мог иметь доступ к модным вещам.

Что представляет собой концепция советского вкуса в моде и потребительской культуре?

Концепция советского вкуса в моде и потребительской культуре представляет собой идею о том, что вкус и предпочтения людей должны соответствовать коммунистическим принципам и идеалам. Она подразумевает отказ от моды как индивидуального выбора и подчеркивает значение коллективизма и равенства.

Какая проблема возникает при понятии "советская мода" в отечественной историографии?

В отечественной историографии возникает проблема определения понятия "советская мода". Она вызвана тем, что в период СССР существовали строгие идеологические рамки, которые ограничивали индивидуальность и разнообразие в моде. В связи с этим, мнения и исследования историков различаются по поводу того, насколько можно говорить о существовании "советской моды".

Что такое мода?

Мода - это явление, связанное с тенденциями и изменениями в одежде, обуви, аксессуарах и стиле жизни. Она отражает модные предпочтения и вкусы общества в определенный период времени.

Как становилась советская мода в 20-х годах ХХ века?

В 20-х годах ХХ века в Советском Союзе происходило становление советской моды. После Октябрьской революции 1917 года и в период НЭП (Новая экономическая политика) развивалась модная промышленность, появились модные журналы и выставки, начали проводиться показы мод. Однако, советская мода отличалась от западной, так как она должна была отражать коммунистические идеалы и соответствовать принципам равенства.

Какие основные принципы развития советской модной промышленности существовали в период Октябрьской революции и НЭП?

В период Октябрьской революции и НЭП принципы развития советской модной промышленности включали в себя создание доступной одежды для рабочих и крестьян, отказ от излишеств и роскоши, приоритет в производстве носиимой и практичной одежды. Особое внимание уделялось также национальным традициям и культуре.