Государство и христианская церковь в Римской империи
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 11.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Судьба христианского вероучения в Римской империи 4
Глава 2.Становление иерархии христианской Церкви в Римской империи 8
Глава 3.Отношение к христианству в Римской империи 11
Заключение 16
Список литературы 18
Впрочем, справедливости ради нужно заметить, что и к язычеству отношение было столь же прохладным. Римская интеллигенция не приняла христианство ещё и потому, что языческая религия все еще обладала государственным статусом.
Язычество - это инструмент поддержания государственной власти, соответственно, здесь можно говорить о переплетении идеи государственности и идеи религии. Государственность и власть императора также стали предметом религиозного почитания. Поэтому от образованных людей того времени трудно было ожидать симпатий к христианам, которые не предлагали политической программы, не провозглашали культ государства и власти, тогда как империя нуждалась в язычестве как в политическом инструменте поддержания власти.
Более глубокой и по существу психологической проблемой отторжения христианства стали определенные особенности, свойственные римскому характеру. В частности, речь идет о консерватизме и формализме. Неприятие новшеств и нововведений, а также уважение к старым традициям были характерны для римлян. Такой же консерватизм царил и в духовной сфере. Христианская религия как удивительное новшество не могла быть принята римским консервативным сознанием. На защиту язычества как государственной религии встали многие просвещенные люди того времени. В частности, Меценат дал Августу такой совет: «почитай богов сам по обычаю предков и других принуждай (ανάγκαζε) к тому же, ненавидь и наказывай тех, кто вводит чужих богов». Были и законы такого же характера; так, в одном из законов XII таблиц запрещаются частные культы иностранных божеств: «separatim nemo habessit deos; neve novos, neve advenas, nisi publice adscitos; privatim colunto». Языческая римская религия носила ярко выраженный индивидуалистический характер, что также сильно противоречило духу христианства.
Кроме того, гонения на христианство возможно объяснить особенным характером римской религиозности. В.В. Болотов отмечает следующее: «Римскую религиозность нельзя назвать в строгом смысле верою как религиозным убеждением в существовании Бога и воздействии Его на человека. В римской религиозности главное не вера, а культ, внешнее отношение к Божеству». Соответственно, становится понятным, почему римляне строго стояли на страже интересов собственной языческой религии, а христианство приняли враждебно. Другие боги, кроме собственных, римлянами не воспринимались. Римское государство имело богатые возможности для принуждения римлян к почитанию своих богов и запретов чтить иных богов. В частности, упомянем законы двенадцати таблиц, согласно которым запрещено было чтить других богов, кроме собственных, запрет распространялся и на введение иных культов, неустановленных государством.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что основные исторические причины гонений на христианство представлены: государственным характером языческой римской религии, свойственными характеру римлян формализмом и консерватизмом, которые не позволяли им воспринять и понять христианство, ярко выраженной поверхностностью в вопросах религии и духовной жизни. Заключение
В Древнем Риме процесс распространения христианства был достаточно быстрым, однако приживалась новая религия весьма тяжело. Христианами тайно организовывались первые общины, им приходилось прятаться в катакомбах, где проводились первые богослужения.
Причины гонений на христиан заключались в римском консерватизме, формализме, государственном статусе языческой римской религии обусловили гонения на христиан. Само возникновение христианства уже для римлян являлось источником своего рода беззакония.
Согласно позиции римлян, христиане - это отступники от иудейской религии (действительно, эти религии были схожи), тогда как иудейская религия в качестве древней и национальной, воспринималась как более авторитетная. Время возникновения религии в Риме определялось как критерий её истинности.
Христианами принципу давности был противопоставлен принцип истины, тогда как осознать данный принцип истины Рим оказался не готов.
Только государство обладало правом установления религиозного культа, государство – это был источник как духовных, так и юридических законов. Христианами была предпринята попытка отойти от данного закона, по сути, они пошли против государственной религии, а значит, бросили вызов самому государству как системе и верховной власти. По крайней мере, именно как дерзкий вызов деятельность христиан был воспринят римскими правителями, соответственно, сами христиане рассматривались как государственные преступники.
Не только римское мировоззрение, но также и юридические законы были против христианства. Таким образом, христианство подвергалось гонениям в первую очередь в качестве религии, пребывающей вне закона.
Однако Римская империя и стала своего рода колыбелью раннего христианства, поскольку именно там этой религии было суждено прижиться. Объяснение подобной популярности христианства в Римской империи служит тот факт, что в Римской империи многие народы были угнетены, сама империя находилась в упадке. Христианство стало именно той религией, вероучение которой дало людям надежду на светлое будущее и избавление от страданий, обретение утраченной гармонии.
Список литературы
Болотов В.В. История Древней Церкви. Т. 2. – СПб., 1910.// http://www.odinblago.ru/istoriya_drevney_cerkvi/bolotov_II/
Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991./Электронный ресурс//http://nesusvet.narod.ru/
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997.
Головашин В.А. Очерки истории мировой культуры. В 2 ч. – Тамбов, 2004. Ч.1.
Донини А. У истоков христианства. – М., 1979.
Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Коржова Е.Ю. Представления о личности русских православных мыслителей в типологии теоретических моделей личности./Е.Ю. Коржова//Покровские чтения. Сборник докладов 2001-2003 гг.// http://pokrov-forum.ru
Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2001.
Николай Афанасьев, протопресвитер. Церковь Духа Святого. Посмертное издание под редакцией Андрея К. Фирилласа. – Париж: YMCA-PRESS, б.г.//http://www.stphilaret.ru/
Религии мира. /Под ред. М.М. Шахнович. – СПб., 2005.
Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1989.
Свенцицкая И.С., Трофимова М.К. Апокрифы древних христиан. – М., 1989./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
Сергий Лепин, о. Христианство./Сергий Лепин//Энциклопедия «Религия»// http://slovari.yandex.ru/dict/religion/
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1964.// http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000029/index.shtml
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. С. 188.
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. С. 191.
Там же. С. 192.
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 192.
Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991./Электронный ресурс//http://nesusvet.narod.ru/
Головашин В.А. Очерки истории мировой культуры. В 2 ч. – Тамбов, 2004. Ч.1, с. 59
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1964.// http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000029/index.shtml
Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2001. С. 131
Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М., 2001. С. 34.
Там же.
Болотов В.В. История Древней Церкви. Т. 2. – СПб., 1910.// http://www.odinblago.ru/istoriya_drevney_cerkvi/bolotov_II/
Цит. по: Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М., 2001. С. 36.
Болотов В.В. История Древней Церкви. Т. 2. – СПб., 1910.// http://www.odinblago.ru/istoriya_drevney_cerkvi/bolotov_II/
Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М., 2001. С. 142.
Николай Афанасьев, протопресвитер. Церковь Духа Святого. Посмертное издание под редакцией Андрея К. Фирилласа. – Париж: YMCA-PRESS, б.г.//http://www.stphilaret.ru/
Болотов В.В. История Древней Церкви. Т. 2. – СПб., 1910.// http://www.odinblago.ru/istoriya_drevney_cerkvi/bolotov_II/
Болотов В.В. История Древней Церкви. Т. 2. – СПб., 1910.// http://www.odinblago.ru/istoriya_drevney_cerkvi/bolotov_II/
Там же.
Болотов В.В. История Древней Церкви. Т. 2. – СПб., 1910.// http://www.odinblago.ru/istoriya_drevney_cerkvi/bolotov_II/
Болотов В.В. История Древней Церкви. Т. 2. – СПб., 1910.// http://www.odinblago.ru/istoriya_drevney_cerkvi/bolotov_II/
Там же.
16
1. Болотов В.В. История Древней Церкви. Т. 2. – СПб., 1910.// http://www.odinblago.ru/istoriya_drevney_cerkvi/bolotov_II/
2. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991./Электронный ресурс//http://nesusvet.narod.ru/
3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997.
4. Головашин В.А. Очерки истории мировой культуры. В 2 ч. – Тамбов, 2004. Ч.1.
5. Донини А. У истоков христианства. – М., 1979.
6. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
7. Коржова Е.Ю. Представления о личности русских православных мыслителей в типологии теоретических моделей личности./Е.Ю. Коржова//Покровские чтения. Сборник докладов 2001-2003 гг.// http://pokrov-forum.ru
8. Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2001.
9. Николай Афанасьев, протопресвитер. Церковь Духа Святого. Посмертное издание под редакцией Андрея К. Фирилласа. – Париж: YMCA-PRESS, б.г.//http://www.stphilaret.ru/
10. Религии мира. /Под ред. М.М. Шахнович. – СПб., 2005.
11. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1989.
12. Свенцицкая И.С., Трофимова М.К. Апокрифы древних христиан. – М., 1989./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
13. Сергий Лепин, о. Христианство./Сергий Лепин//Энциклопедия «Религия»// http://slovari.yandex.ru/dict/religion/
14. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1964.// http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000029/index.shtml
Вопрос-ответ:
Какое отношение к христианству имели римские императоры?
Отношение к христианству у римских императоров было изменчивым. Сначала они относились к христианству с подозрением и преследовали его последователей. Однако позже, особенно после третьего столетия, некоторые императоры стали благоприятно относиться к христианству и даже самими становиться христианами.
Какое положение занимала Церковь в римской империи?
В римской империи Церковь занимала нестабильное положение. Сначала она подвергалась преследованиям и была запрещена, но со временем, особенно после того, как христианство стало одним из государственных религиозных культов, Церковь получила особый статус и положение в обществе.
Как формировалась иерархия в христианской Церкви Римской империи?
Иерархия в христианской Церкви Римской империи формировалась постепенно. Сначала христианское сообщество было довольно равноправным и не имело четко выраженных иерархических структур. Однако со временем возникли различные церковные должности, включая епископов, пресвитеров и диаконов, которые играли определенную роль в управлении и руководстве Церковью.
Как осуществлялось отношение к христианству в римской империи?
Отношение к христианству в римской империи было довольно сложным. Сначала христианство воспринималось как чужеземная и опасная религия, и его последователи подвергались преследованиям и угнетению. Однако позже христианство стало одним из государственных религиозных культов и получило более благоприятное отношение со стороны властей. Все же, даже после признания христианства официальной религией, некоторые императоры продолжали преследовать неприятие этого вероучения.
Какое отношение к христианству было у римской интеллигенции?
Римская интеллигенция относилась к христианству прохладно и не приняла его, в том числе и потому, что языческая религия все еще имела государственный статус.
Почему римское государство не приняло христианство?
Римское государство не приняло христианство из-за различных причин. Одна из них - языческая религия все еще обладала государственным статусом. Также, христианство представляло собой новую и незнакомую религию, которую римляне не сразу приняли и поняли.
Почему римская церковь претерпела изменения и стала иметь иерархию?
Римская церковь претерпела изменения и стала иметь иерархию в результате развития и организации христианской общины. С постепенным распространением и ростом христианства, возникла необходимость в более организованной структуре управления иерархической церковной властью.
Какое отношение к христианству было у государства в Римской империи?
Отношение государства в Римской империи к христианству было сложным и менялось со временем. Изначально, христианство было незаконным, и преследования христиан были распространены. Однако, в конце 4 века, в 313 году, был принят Эдикт Миланского императора Константина, который признал христианство и гарантировал свободу вероисповедания. После этого христианство получило государственное признание и стало доминирующей религией в Римской империи.